Что такое ориентирование на местности. Ориентирование по местным признакам: способы и примеры

Изображения с расширенным динамическим диапазоном (High dynamic range - HDR) позволяют фотографам отобразить больше тональных деталей, чем камера способна запечатлеть в одном снимке. Новая функция «Слияние в HDR» в Photoshop позволяет фотографу объединить серию экспозиций, снятых с брекетингом, в одно изображение, которое содержит в себе тональные детали из всей серии.

Однако тут есть свои подводные камни: расширение тонального диапазона неизбежно происходит за счёт снижения контрастности отдельных тонов. Благодаря умению использовать HDR в Photoshop вы можете извлечь максимум из вашего динамического диапазона в сложных условиях освещённости, сохранив при этом разумную контрастность.

Мотивация: дилемма динамического диапазона

По мере того как цифровые сенсоры достигают всё большего разрешения и, соответственно, меньших размеров пикселей, динамический диапазон от этого никак не выигрывает. В частности, это заметно при использовании компактных цифровых камер с разрешением порядка 8 мегапикселей, т.к. они более подвержены засветкам или шумам в тенях. Корме того, в некоторых случаях диапазон яркостей больше, чем современные цифровые камеры в состоянии передать.

Но есть и «хорошие новости» - практически любая камера в состоянии охватить большой динамический диапазон, просто не за один снимок. Меняя выдержку, большинство цифровых камер могут изменить количество света, попавшего на сенсор, в 50 000 раз или более. Другими словами, нам нужно сделать кадры с разным динамическим диапазоном и наложить их.

Когда использовать HDR

Я предложил бы использовать HDR, только когда распределение яркости в кадре не может быть скомпенсировано за счет использования градиентного фильтра (GND), т.к. эти фильтры расширяют динамический диапазон, сохраняя при этом локальный контраст. Идеально подходят для применения градиентных фильтров кадры с простой геометрией освещения, такой как линейный переход от света к тени, который часто встречается в пейзажной фотографии (где относительно тёмная земля переходит в яркое небо).

Кадр, в котором яркость не может быть легко скомпенсирована с использованием фильтра GND, показан на примере взгляда из арки.

На снимке видно примерно три тональных области с резкими переходами на границах - соответственно, требуется специальный градиентный фильтр. Глядя на эту картину глазами, мы могли бы различить детали как внутри арки, так и вне её, поскольку наши глаза адаптируются к изменениям яркости. Цель применения HDR в данном случае - лучше представить, что мы могли бы увидеть своими глазами, посредством техники, называемой тональным отображением.

Внутренняя обработка файла HDR

Photoshop создаёт файл HDR, используя информацию EXIF каждого из снимков серии, чтобы определить длину выдержки, диафрагму и чувствительность ISO. В дальнейшем эта информация используется для оценки количества света, полученного из каждой части изображения. Поскольку этот свет может существенно варьироваться по интенсивности, Photoshop создаёт файл HDR, используя для описания каждого из каналов цветов 32 бита. Преимуществом является то, что в файлах HDR эти добавленные биты используются для создания относительно широкой шкалы яркостей, которую можно скорректировать для вашего изображения. Важное отличие состоит в том, что эти добавочные биты используются иначе, чем таковые в 16-битных изображениях, которые всего лишь определяют оттенки более точно. Обычные 8 и 16-битные изображения мы будем далее обозначать как малодиапазонные (low dynamic range - LDR) по сравнению с 32-битными.

Почему бы просто не добавлять больше бит, чтобы определить соответствующий большой динамический диапазон? В обычных файлах форматов LDR гораздо больше бит используется на разницу в светлых тонах, чем в тёмных. В результате по мере увеличения числа бит всё большая их часть будет потрачена на более точное описание цвета вместо расширения динамического диапазона.

Дополнительные биты, которые обеспечивает нам формат HDR, великолепны и позволяют нам по сути отображать практически бесконечный диапазон яркостей. Проблема в том, что дисплей вашего компьютера (или итоговый фотоотпечаток) может передать только ограниченную шкалу яркости. Данная глава соответственно фокусируется на том, как создать файлы HDR и впоследствии преобразовать их в обычное 8 или 16-битное изображение, которое можно посмотреть на экране монитора или отправить на печать. Этот процесс обычно называют тональным отображением.

Подготовка почвы

Поскольку создание HDR-изображения требует серии экспозиций с идентичным позиционированием, важна стабильность штатива. Photoshop имеет функцию, которая пытается выравнивать изображения в случае, если камера перемещалась между снимками, однако наилучшие результаты достигаются, если на неё не рассчитывать.

Не забудьте сделать как минимум три экспозиции, хотя для оптимальной точности рекомендуется пять. Увеличение числа экспозиций позволяет алгоритму HDR лучше оценить, как ваша камера преобразует свет в цифровые значения (кривую чувствительности цифрового сенсора)- создавая более равномерное тональное распределение. Пример с видом из арки лучше решается несколькими промежуточными экспозициями в дополнение к двум показанным ранее.

Важно, чтобы на наиболее тёмной из экспозиций не было засветов в областях, где вы хотите сохранить детали. Наиболее яркая экспозиция должна показывать самые тёмные области изображения с достаточно высокой яркостью, чтобы они были относительно бесшумны и чётко видны. Каждая экспозиция должна быть отделена от соседней одной-двумя ступенями, и в идеале они должны быть получены изменением выдержки, а не диафрагмы или чувствительности ISO. Помните, что каждая ступень диафрагмы означает увеличение (+1 ступень) или сокращение (-1 ступень) пропускаемого света вдвое.

Есть ещё один недостаток HDR-изображений: они требуют относительно статического предмета съёмки в связи с необходимостью получения нескольких независимых экспозиций. Предыдущий пример с океаном на закате, следовательно, был бы не слишком уместен для использования техники HDR, поскольку волны значительно смещались бы между экспозициями.

Создание 32-битного файла HDR в Photoshop

Мы используем Adobe Photoshop, чтобы преобразовать последовательность экспозиций в одно изображение, которое использует тональное отображение для передачи того, что мы могли бы увидеть своими глазами. Прежде чем тональное отображение станет возможно, нам потребуется объединить все экспозиции в один 32-битный файл HDR.

Откройте инструмент HDR (File>Automate>Merge to HDR) и загрузите все экспозиции; для показанного выше примера использовалось четыре снимка. Если снимки не были сделаны со стабильного штатива, на этом шаге может потребоваться включить выравнивание (Attempt to Automatically Align Source Images), что существенно увеличивает время обработки. Нажав «OK», вы вскоре увидите сообщение «Расчёт функции чувствительности камеры» (Computing Camera Response Curves).

Когда компьютер закончит обработку, он покажет окно с комбинированной гистограммой. Photoshop вычисляет точку белого, но в результате его вычислений яркие части изображения зачастую оказываются засвечены. Вы можете сдвинуть точку белого к правой границе пиков гистограммы, чтобы получить все яркие детали. Полученное значение применяется только в целях просмотра, его потребуется определить более точно позже. Нажав «OK», вы получите 32-битное HDR-изображение, которое можно в этот момент сохранить. Учтите, что изображение может в этот момент выглядеть достаточно тёмным; только после преобразования в 16 или 8-битное изображение (с использованием тонального отображения) оно станет более похожим на желаемый результат.

На этом этапе, в виде 32-битного файла HDR, к изображению могут быть применены лишь немногие способы обработки, так что хранить его в таком виде иначе, как в целях архивации, практически бесполезно. Одноа из доступных функций - компенсация экспозиции (Image>Adjustments>Exposure). Вы можете попробовать увеличить экспозицию, чтобы увидеть все скрытые детали в тенях, или уменьшить её, чтобы увидеть все скрытые яркие детали.

Использование тонального отображения HDR в Photoshop

В Adobe Photoshop преобразуем 32-битное HDR-изображение в 16 или 8-битный файл LDR, применив тональное отображение. Это потребует от нас принципиальных решений о типе тонального отображения, в зависимости от предмета съёмки и распределения яркости в фотографии.

Запустите преобразование изображения в обычное 16-битное (Image>Mode>16 Bits/Channel), и вы увидите инструмент преобразования HDR. Можно выбрать один из четырёх методов тонального отображения, как описано ниже.

Экспозиция и гамма

Этот метод даёт вам возможность скорректировать экспозицию и гамму вручную, что служит эквивалентом изменения яркости и контраста, соответственно.

Компрессия яркости

У этого метода нет параметров настройки, он применяет специальную тональную кривую, которая значительно сокращает контраст ярких частей, чтобы высветлить и сохранить контраст в остальном изображении.

Эквализация гистограммы

Этот метод пытается перераспределить гистограмму HDR в диапазон контрастности обычного 16 или 8-битного изображения. В нём применяется специальная тональная кривая, которая растягивает пики гистограммы, так чтобы она стала более однородной. Обычно это наилучшим образом работает для гистограмм, в которых есть несколько относительно узких пиков без пикселей в промежутках.

Локальная адаптация

Наиболее гибкий метод и, пожалуй, наиболее часто используемый фотографами. В отличие от трёх предыдущих, этот метод меняет яркость частей изображения на попиксельной основе (аналогично повышению локального контраста). Тем самым глаз обманывается, полагая, будто контрастность изображения выше, что зачастую критично для потерявших контрастность HDR-изображений. Этот метод позволяет изменять тональную кривую для лучшего соответствия изображению.

Прежде чем использовать любой из этих методов, сперва может быть полезно определить точки белого и чёрного, используя движки на гистограмме изображения. Нажмите на двойную стрелку рядом с пунктом «Тональные кривые и гистограмма» (Toning Curve and Histogram), чтобы получить гистограмму изображения и движки.

Напоследок хотим рассказать о параметрах настройки метода «локальной адаптации», т.к. он, вероятно, является наиболее используемым и обеспечивает максимальную степень свободы.

Тональная иерархия и контрастность изображения

В отличие от трёх остальных методов преобразования, локальная адаптация необязательно сохраняет общую иерархию тонов. Она транслирует интенсивности пикселей не цельной тональной кривой, а с учётом значений окружающих пикселей. Это означает, что в отличие от использования тональной кривой, тона на гистограмме могут быть не просто растянуты и сжаты, но могут и пересекаться в позициях. Визуально это означает, что часть изображения, которая изначально была темнее другой, может получить аналогичную яркость или даже стать ярче - пусть даже не на много.

Очевидным примером случая, когда тональная иерархия сохраняется, является использование градиентного фильтра для расширения динамического диапазона (хотя это не является примером работы локальной адаптации). В этом примере, несмотря на то что морская пена и блестящие камни на переднем плане в действительности темнее, чем поверхность океана на расстоянии, итоговое изображение передаёт океан вдалеке как более тёмный. Ключевая концепция состоит в том, что при переходе к дальней части картины наши глаза адаптируются к изменению яркости (как при взгляде на яркое небо), тогда как на ближней дистанции адаптироваться незачем. Имитация этой характеристики зрения может рассматриваться как цель метода локальной адаптации - в частности, для распределений яркости, которые более сложны, чем простой вертикальный переход, как на берегу океана на закате.

Пример более комплексного распределения яркости показан ниже для трёх изображений статуи. Мы называем контраст на большой части изображения общим, тогда как изменения контраста в малых частях называются локальной контрастностью. Метод локальной адаптации старается сохранить локальную контрастность, снижая общую (аналогично тому, что происходит с примером заката в океане).

На примере выше проиллюстрировано визуально, как локальный и глобальный контраст влияют на изображение. Обратите внимание, как крупномасштабные (глобальные) полосы света и тени преувеличены в случае высокой общей контрастности. Наоборот, в случае с низкой глобальной контрастностью лицо статуи в анфас имеет практически одинаковую яркость с профилем.

Исходное изображение смотрится прекрасно, поскольку все тональные зоны чётко видны и показаны достаточно контрастно, чтобы выглядеть объёмно. Теперь предположим, что мы начали со среднего изображения, которое было бы идеальным вариантом для преобразования в HDR. Тональное отображение методом локальной адаптации наверняка создало бы изображение, похожее на крайнее правое (хотя, возможно, не настолько утрированное), поскольку оно сохранило бы локальную контрастность, уменьшив при этом общую (тем самым сохраняя текстуру тёмных и светлых зон).

Преобразование HDR методом локальной адаптации

Дистанция, которая отличает локальную контрастность от общей, задаётся радиусом. Радиус и порог аналогичны параметрам маски нерезкости, используемой для локального улучшения контрастности. Большая величина порога повышает локальный контраст, но при этом существует риск возникновения дефектов гало, тогда как чрезмерно малый радиус может придать изображению блёклость. Для любого выбранного изображения рекомендуется подбирать оба параметра для получения нужного эффекта, поскольку их идеальное сочетание зависит от изображаемого предмета.

Вдобавок к подбору величин радиуса и порога практически всегда требуется коррекция тональной кривой изображения. Этот подход идентичен описанному в главе об использовании кривых, где малые и плавные изменения в форме кривой практически всегда идеальны. Такая кривая показана для нашего примера с аркой вместе с результатом её применения.

Основная проблема метода локальной адаптации в том, что он не может отличить падающий свет от отражённого. В результате он может ошибочно затемнить натурально-белые текстуры и высветлить более тёмные. Помните об этом, подбирая радиус и порог, так чтобы минимизировать данный эффект.

Даже если изображаемая сцена не требует расширения динамического диапазона, итоговое фото всё же может выиграть от его побочного эффекта: снижения шума в тени. Замечали, что цифровые изображения всегда более шумные в тени, чем в ярких зонах? Происходит это потому, что соотношение сигнал-шум в изображении выше, когда светосигнал сильнее. Вы можете обратить это себе на пользу, объединяя правильно выдержанное изображение с передержанным. Photoshop всегда использует для передачи выбранного тона наиболее выдержанное изображение - таким образом собирая больше света в деталях в тени (при этом без передержки).

Ориентироваться на местности, это значит найти направления на стороны света (север, юг, восток и запад) и определить свое местонахождение. Для отыскания направления по сторонам света вначале определяют направление север-юг; после чего, став лицом к северу, определяющий будет иметь направо - восток, налево - запад. Стороны света обыкновенно находят по компасу, а при отсутствии его - по Солнцу, Луне, звездам и по некоторым признакам местных предметов.

По компасу

Виды компасов:

    армейский компас системы Андрианова;

    жидкостный компас (круглая коробка ("колба"), в которой помещена стрелка, наполнена жидкостью);

    артиллерийский компас.

Синяя стрелка показывает на южный магнитный полюс, а красная - на северный.

При пользовании любым компасом следует помнить, что в свободно подвешенном состоянии магнитная стрелка своими концами будет направлена на север и на юг. Но это приближенно. Стрелка располагается не по направлению истинного (географического) меридиана, а по направлению магнитного меридиана. Угол между истинным меридианом и магнитным называется склонением магнитной стрелки (магнитное склонение). Оно для каждой местности различно и может быть восточным (со знаком +) или западным (со знаком -).

Ориентирование по карте.

Для этого ориентируют крупномасштабную карту по линиям местности (по прямым участкам дорог, каналов, просек и т. п.) накладывают компас нулевым диаметром на линию истинного меридиана и по отклонению магнитной стрелки судят о величине и направлении магнитного склонения.

По Солнцу

Места восхода и захода Солнца по временам года различны: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север.

По Солнцу и часам

Надо направить часовую стрелку на Солнце, и угол, образуемый между направлением часовой стрелки и цифрой 1 (13 часов) циферблата, разделить воображаемой линией пополам. Линия, разделяющая этот угол, укажет направление: впереди - юг, сзади - север. При этом надо помнить, что до 13 часов нужно делить левый угол, а во вторую половину дня - правый угол.

По Полярной звезде

Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд, затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.

По Луне

Для приблизительного ориентирования нужно знать, что летом в первую четверть Луна в 20 часов находится на юге, в 2 часа ночи - на западе, в последнюю четверть в 2 часа ночи - на востоке, в 8 часов утра - на юге. При полнолунии ночью стороны горизонта определяются так же, как по Солнцу и часам, причем Луна принимается за Солнце.

По таянию снега

Известно, что южная сторона предметов нагревается больше чем северная, соответственно и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Это хорошо видно ранней весной и во время оттепелей зимой на склонах оврагов, лунках у деревьев, снегу, прилипшему к камням.

По тени

В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой - в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север.

По местным предметам

Известно, что смола больше выступает на южной половине ствола хвойного дерева, муравьи устраивают свои жилища с южной стороны дерева или куста и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный. Кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками.

По постройкам

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги. Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый - к северу. Алтари католических костелов располагаются на западной стороне. Двери синагог и мусульманских мечетей обращены примерно на север, их противоположные стороны направлены: мечетей - на Мекку в Аравии, лежащую на меридиане Воронежа, а синагог - на Иерусалим в Палестине, лежащий на меридиане Днепропетровска. Кумирни, пагоды, буддийские монастыри фасадами обращены на юг. Выход из юрт обычно делают на юг. В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жухлый цвет.

Определение местного времени без часов : при поломке или утере часов местное время с относительной точностью можно узнать по компасу, измерив азимут по Солнцу. Определив азимут, его значение необходимо разделить на 15 (величина поворота Солнца за 1 час), полученное число будет указывать местное время в момент отсчета. Например, азимут по Солнцу составляет 180°, значит время будет составлять 12 часов.

Ориентирование в лесу

В литературе имеются рекомендации к определению сторон горизонта по кроне деревьев. Но указание на то, что крона деревьев с южной стороны роскошнее, а годичные кольца прироста древесины на пне срезанного дерева с юга шире, чем с севера, не всегда подтверждается. Дело в том, что в глухом лесу деревья своей тенью закрывают соседние деревья, находящиеся на севере от них. Поэтому более длинные и густые ветки в середине леса могут быть направлены не только на юг, но и на север, восток, запад, т. е. туда, где больше свободного места. В связи с этим и ежегодный прирост очередного слоя древесины образуется с той стороны, с которой дерево лучше развивается. А значит, не обязательно с южной стороны. И если еще учесть то, что на развитие кроны деревьев, а также на ширину прироста древесины постоянно влияет направление ветров, влага, то вывод ясен. Но он не может быть верным для всех районов страны. Исключением может быть Север, где тепла и света от солнца значительно меньше, чем влаги, и где деревья развиваются лучше в сторону юга.

В средних широтах умеренного климата, в частности на территории Украины, только по деревьям, стоящим на открытом месте, можно определить направление север - юг. Стороны горизонта в лесу можно определить по коре деревьев. Нужно помнить, что южная сторона деревьев, получая больше тепла и света, чем северная, имеет более сухую и светлую кору. Это особенно заметно в хвойных лесах.

Помимо этого, на более освещенной стороне деревьев имеются характерные наплывы и сгустки смолы, долго сохраняющие светло-янтарный цвет. Следует иметь в виду, что стволы сосны покрываются вторичной коркой. С северной стороны эта корка образуется значительно реже, чем с южной. А после дождя ствол сосны чернеет с севера. Это объясняется тем, что вторичная корка, образующаяся на теневой стороне ствола и заходящая по ней выше, чем по южной, во время дождя набухает и высыхает медленно. Это и создает впечатление черного цвета северной стороны ствола сосны. Стороны горизонта также можно определить по лиственным деревьям. Так, стволы осин, а особенно тополя, с севера покрываются мхом и лишайниками. И даже если лишайник разросся по всему дереву, то с северной стороны его больше, там он более влажный и плотный. Это особенно хорошо заметно по нижней части ствола. А кора белой березы с южной стороны всегда белее по сравнению с северной стороной. Трещины и неровности, наросты покрывают березу с северной стороны. А учитывая, что береза очень чувствительна к ветрам, наклон ее ствола также поможет ориентироваться в лесу.

Для определения сторон горизонта можно использовать крупные камни и валуны. Их северная сторона покрыта лишайниками и мхом, которые не любят тепла и света. Да и почва возле такого камня поможет, если отсутствуют лишайники и мох: почва с северной стороны такого камня более влажная, чем с южной.

Помогут ориентироваться в лесу и его обитатели. Так, белка устраивает свое жилище только в дуплах, расположенных с противоположной стороны господствующих ветров. А муравейники располагаются с южной стороны какого-либо дерева или пня. Притом южная сторона его отлогая, северная - круче.

Весной снег быстрее тает на склонах оврагов, лощин, выемок, обращенных к югу. Трава весной выше и гуще с южной стороны отдельных камней, построек, опушек леса, а летом при длительной жаре остается более зеленой с северной стороны.

В культурном лесу просеки прорубаются по линиям: север-юг, восток-запад. На столбе на пересечениях квадратов в верхней части цифры – нумерации противолежащего квадрата. Ребро столба между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север. Нумерация кварталов в СНГ идет с запада на восток и далее на юг. В больших массивах культурного леса определить стороны горизонта можно по просекам, которые, как правило, прорубаются строго по линиям север-юг и восток-запад, а также по надписям номеров кварталов на столбах, установленных на пересечениях просек. На каждом таком столбе в верхней его части и на каждой из четырех граней проставляются цифры - нумерация противолежащих кварталов леса; ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север.

(северное, восточное, южное и западное направление) и соотнести их со своим местонахождением относительно нужных вам ориентиров. Обычно такой способ наиболее эффективен на ограниченных территориях. Чтобы воспользоваться им, придайте компасу горизонтальное положение так, чтобы тормоз стрелки освободился. Когда стрелка перестанет колебаться, ее конец укажет вам направление на север. Чтобы определить стороны горизонта по солнцу без помощи компаса, станьте к светилу лицом и положите на ладонь часы, которые показывают местное время так, чтобы их стрелка указывала на солнце. Обратите внимание на линию, делящую пополам угол между направлением на цифру «1» (по зимнему времени) или цифру «2» (по летнему времени) – она будет указывать направление на юг.

По часам и луне можно ориентироваться на местности в том случае, если звездное небо затянуто тучами.

Ночью определить свое примерное месторасположение можно по прибывающей или убывающей луне. Для этого визуально разделите радиус ее диска на шесть одинаковых частей, определите их количество в поперечнике видимой части серпа и засеките время по часам. Из полученного времени вычтите или прибавьте (на прибывающую луну соответственно) – у вас получится цифра, которая покажет время, когда солнце займет место луны, находящейся в том направлении. Чтобы определить юг с помощью часов, направьте на луну сторону циферблата, соответствующую цифре, полученной в результате предыдущих расчетов. Направление будет указано биссектрисой угла между направлением на час или два часа (зимнее и летнее время соответственно) и луну.

Окружающая среда

Чтобы научиться определять стороны горизонта по окружающим вас предметам, запомните следующие правила. У большинства деревьев кора более темная и грубая на северной стороне, тогда как кора с южной стороны отличается светлым цветом и эластичностью. Бурая и потрескавшаяся кора сосны будет поднята выше с северной стороны дерева, а смола на деревьях хвойных пород будет более обильно накапливаться с южной стороны. Также можно ориентироваться по пням – их годовые кольца более густо расположены со стороны юга.

Северное направление легко определить по грибкам и лишайникам, которые обильно покрывают стволы деревьев, камни, черепичные, деревянные и черепичные кровли.

Если рядом есть муравейники, знайте, что обычно они располагаются с южной стороны кустов, пней и деревьев – кроме этого, крутой скат муравейников указывает на северное направление, а пологий – на южное. При наличии плодовых деревьев или кустов на местности, присмотритесь к цвету их ягод или фруктов – они будут более желтые/красные с южной стороны. Это же касается отдельно стоящих деревьев, которые обладают более густой и пышной кроной, растущей в южном направлении. И, наконец, если рядом есть часовня или православная церковь, ориентируйтесь по их главным входам, всегда располагающимся с западной стороны.

Оказавшись в незнакомой местности, прежде всего необходимо сориентироваться, то есть определить своё местоположение относительно сторон горизонта с помощью , карты, плана местности или аэроснимка.

Приближённое на местности можно производить по местным ориентирам (естественным и искусственным), положению Солнца, звёзд. Напоминаем, что если встать лицом на север, то позади будет юг, справа - восток, слева - запад. Кроме основных сторон горизонта есть и промежуточные, например: северо-восток (СВ), северо-запад (СЗ), юго-восток (ЮВ), юго-запад (ЮЗ).

При отсутствии карты и компаса северное направление можно определить следующим образом.

Ориентирование по Солнцу . В Северном полушарии Солнце находится на востоке примерно в 7 ч, на юге - в 13 ч, на западе - в 19 ч. Положение Солнца в эти часы и укажет соответственно направление на восток, юг и запад.

Ориентирование по Солнцу и часам . Для определения сторон горизонта по Солнцу можно использовать наручные часы. В горизонтальном положении они устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 (13 часов) на циферблате делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг.

В первой половине дня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13 ч, а во второй - ту дугу, которую она прошла после 13 ч.

Ориентирование по звёздам . Вы наверняка знаете созвездие Большой Медведицы (семь ярких звёзд), которое по форме напоминает ковш. Над ним видна Полярная звезда. Она находится в созвездии Малая Медведица. Эта звезда имеет замечательное свойство: в любое время года, в любой час она указывает направление точно на север.

Отыскать Полярную звезду на небосклоне довольно просто. Надо на линии, проходящей через две крайние звезды ковша Большой Медведицы, отложить отрезок, длина которого в 5 раз больше, чем расстояние между этими звёздами. На конце воображаемого отрезка и будет Полярная звезда. Наблюдая за ней, можно точно определить направление на север, а значит, и другие стороны горизонта. Помните? Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо - восток, а налево - запад.

Если нет компаса и не видно небесных светил, то стороны горизонта могут быть определены по местным признакам:

  • мох или лишайник покрывает стволы деревьев, камни и пни с северной стороны; если мох растёт по всему стволу дерева, то на северной стороне, особенно у корня, его больше;
  • кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;
  • весной трава на южных окраинах лесных прогалин и полян, а также с южной стороны отдельных деревьев, пней, больших камней растёт гуще;
  • муравейники, как правило, находятся к югу от ближайших деревьев и пней; южная сторона муравейника более пологая, чем северная;
  • на южных склонах холмов весной снег тает быстрее, чем на северных.

Имеются и другие признаки, по которым можно определить стороны горизонта. Например, просеки в лесных массивах, как правило, прорубаются по направлениям «север - юг» и «восток - запад», а лесные кварталы нумеруются с запада на восток.

В наше время всевозможные гаджеты, GPS-навигаторы и другие технические блага цивилизации прочно вошли в жизнь современного человека. Но, к сожалению, иногда они ломаются, разряжаются, в общем, могут подвести своего обладателя в самый неподходящий момент. Поэтому любой турист должен знать проверенные временем .

Ориентирование на местности – это выявление своей дислокации относительно сторон света и каких-либо ориентиров, которые как правило берутся за точку отсчета. А также определение и выдерживание направления движения к заданному пункту назначения.

Выделяют 4 способа ориентирования на местности. В первом случае применяется географическая карта. Также для определения сторон свет могут применить компас. Немногие знают, но и небесные светила способны помочь определиться с местоположением. И наконец, подсказку могут дать природные объекты и признаки.

Для чего нужен этот навык?

Ориентирование на местности – это один из самых важных навыков, который может реально спасти не одну человеческую жизнь. Ориентирование может происходить с помощью компаса и карты. Это не очень сложно. Но, к сожалению, бывают ситуации, при которых их нет в наличии. Поэтому крайне важно также уметь ориентироваться по звездам, Луне, Солнцу и местным признакам.


Ориентирование с помощью карты

Нужно отметить, что карта — это прекрасный помощник при ориентировке на местности для человека, который умеет правильно с ней обращаться (знает условные обозначения, имеет представления о масштабировании, умеет определять стороны света).

Для того, чтобы определить свое местоположение с помощью карты необходимо сопоставить изображенные на ней объекты (дороги, реки, ЛЭП) с их реальными «двойниками» на местности. Например: выйдя на берег реки, нужно внимательно проследить ее изгибы, а затем путем поворачивания карты, соотнести реальную реку с изображенной на карте. При этом местонахождение всех остальных незначительных объектов (дерево, роща, отдельно стоящая постройка), также должно соответствовать действительности. Определив примерное расстояние между ними (на глаз или шагами), можно с точностью определить и свое местоположение. Все эти данные помогут проложить дальнейший маршрут следования.

Ориентирование с помощью компаса

Также хорошо, если человек отправляясь в поход или путешествие, имеет с собой компас. Особенно в плане ориентирования незаменим он в тех случаях, когда выбрать какой-либо ориентационный объект не предоставляется возможным (в тундре, в пустыне, в условиях тумана, в дремучем лесу).

Чтобы прибор стал настоящим помощником, нужно проверить его исправность. Дома, выбрав ровную поверхность, нужно положить на нее компас и подождать пока стрелка замрет. Далее понадобится любой металлический предмет (иголка, ножницы, нож). Поднеся его к компасу, стрелка должна вновь прийти в движение. Убрав предмет, стрелка должна снова замереть в том положении, которое она занимала до поднесения к ней металлического объекта. Если это произошло – прибор исправен и им можно пользоваться.

Также при использовании компаса нужно запомнить одно очень важное правило: данный инструмент нельзя использовать при непосредственной близости ЛЭП, больших металлических предметов, природных аномалий. Почему? Все дело в том, что действие данного навигационного прибора основано на ориентации магнитных стрелок параллельно линиям магнитного поля Земли. Иными словами, стрелки показывают на земные магнитные полюса. Перечисленные выше объекты могут вызывать отклонения стрелок компаса.

Для того, чтобы определить стороны света необходимо положить компас горизонтально и освободить его стрелку от зажима. Через некоторое время стрелка перестанет двигаться и укажет своим выделенным концом на север («северный» конец стрелки может быть окрашен в какой-либо цвет, может быть короче или иметь форму стрелочки). Определив север, без особых проблем можно найти и другие стороны света: с противоположной стороны будет юг, справа (от севера) – восток, слева – запад.

Далее, выбрав по маршруту следования хорошо видимый объект (дерево, гора, холм), нужно определить его азимут. Для этого необходимо встать лицом к объекту и совместить отметку шкалы «0» с северным концом стрелки. В этом случае цифровое значение на шкале компаса по направлению к объекту и будет его азимутом (а также путем назад).

Следует запомнить, что азимут отсчитывается исключительно по часовой стрелке. И никак иначе!

Например:

Азимут севера – 0º или 360º.

Юга — 180º.

Запада — 270º.

При возвращении обратно, компас нужно сориентировать таким образом, чтобы линия возвращения указывала вперед. Не изменяя положения прибора, медленно нужно повернуться таким образом вокруг своей оси, чтобы магнитная стрелка компаса показала на север.

Следуя по компасу, человек обязательно окажется в той точке, из которой начал совершать свой путь.

Ориентирование с помощью небесных светил

Способы ориентирования на местности без карты и способы ориентирования на местности без компаса должен знать обязательно каждый человек. Иногда случается такое, что под рукой нет никаких приборов и карт. А определить свое местоположение необходимо. Как же быть? В этом случае путешественнику могут прийти на помощь методы, которыми пользовались люди столетиями.

В давние времена особой популярностью пользовались следующие методы ориентирования:

  • По Солнцу.
  • Луне.
  • Звездам.

Солнце

При помощи Солнца можно с легкостью ориентироваться без карты и компаса по сторонам света. Правда результаты получатся приблизительные за счет погрешности (но она не так велика).

Выделяют несколько способов по определению сторон света с помощью дневного светила:

— при помощи наручных часов и Солнца;

— с помощью Солнца и создаваемой тени от предмета;

— определение сторон света на основании времен года.

Способ 1: ориентирование на местности с помощью часов и Солнца (для северного полушария)

При данном методе ориентировки на местности понадобятся часы, имеющие стрелки. Часы нужно расположить горизонтально и часовую стрелку направить на Солнце. От места крепления стрелок к корпусу изделия, нужно провести линию через деление «1 час». Далее через получившийся угол нужно провести биссектрису, которая и укажет юг.

Способ 2: с помощью тени отбрасываемой предметом

В данном случае понадобится длинный предмет (палочка или столбик воткнутый в землю). Верхушку тени, которую он отбросит, необходимо отметить. Подождав около 30 минут, снова сделать отметку (так как тень поменяет свое местоположение). Проведя линию через эти 2 точки, можно определить направление востока и запада. Для определения севера нужно чуть продлить линию после второй отметки и встать носком левой ноги напротив первой точки, а носком правой в конце продленной линии. Впереди будет север.

Способ 3: определение сторон света по основании времен года

Нужно запомнить, что:

  • С декабря по февраль Солнце восходит на юго-востоке, а садится на юго-западе.
  • С июня по август восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе.
  • С марта по май и с сентября по ноябрь Солнце восходит на востоке, а садится на западе.

Луна

Для того, чтобы научиться ориентироваться по сторонам света с помощью Луны, нужно ознакомиться с некоторыми астрономическими фактами.

Выделяют 4 лунных фазы (изменения формы Луны, которые можно наблюдать с поверхности Земли):

  • Новолуние (Луны не видно на небе вовсе).
  • Первая четверть (видна ее правая часть).
  • Полнолуние (видна полностью).
  • Последняя четверть (видна лишь левая часть естественного спутника Земли).

Во время новолуния сориентироваться по сторонам света с помощью Луны не получится, так как она не видна на небе. В первую четверть она видна на юге, приблизительно в 18:00-19:00 часов. В 12 часов ночи она уходит за горизонт на западе. Во время полнолуния Луна видна в 18:00-18:30 часов на востоке, в 00:00-00:30 она указывает на юг, а ранним утром — на запад. В последней четверти Луна в полночь указывает на восток. Утром, во время своего захода, она укажет юг.

Звезды

К природным способам ориентирования на местности относят определение сторон света с помощью звезд. Обычно для этого используют всем известную Полярную звезду. К тому же отыскать юг можно благодаря созвездию Южный крест, а восток и запад по созвездию Орион.

Способ 1: Полярная звезда.

Полярная звезда или α Малой Медведицы расположена в «ручке» созвездия Малая Медведица. Для некоторых людей, возможно, непросто выделить данное созвездие на небосклоне. Поэтому поиск Полярной звезды лучше начинать от созвездия Большая Медведица (похоже на ковш). Нужно взять две крайние звезды (они называются Дубхе и Мерак) с правой вертикальной части «ковша». И отсчитать 5 расстояний между ними вверх. α Малой Медведицы найдена.

Далее, нужно встать к ней лицом. Это север. Если обернуться назад – будет юг. Слева — запад, справа – восток. Важно помнить, что определение сторон света при помощи Поляной звезды возможно только в северном полушарии!

Способ 2: созвездие Южный крест.

Данное созвездие может помочь ориентироваться на местности в южном полушарии.

Созвездие Южный крест состоит из 4 ярких звезд, соединив противолежащие из которых мысленной линией, можно получить крест. Для определения юга — нужно взять самый длинный отрезок из вертикальной прямой. Соответственно, противоположный конец будет указывать на север. Восток окажется слева, а запад – справа.

Способ 3: Созвездие Орион.

По созвездию Орион можно определить запад и восток. Созвездие состоит из 7 звезд, 3 из которых (Минтака, Альнилам, Альнитак) входят в так называемый Пояс Ориона. Их принято называть Поясом Ориона. Так как данное созвездие находится в области небесного экватора, в момент восхода оно будет показывать на восток, а при заходе на запад.

Случается так, что под рукой нет ни карты, ни компаса, а на небе не видно ни звезд, ни Луны, ни Солнца. Что же делать в такой критической ситуации? Можно обратиться к способам ориентирования на местности по местным признакам и объектам:

  • Обычно, кора на деревьях более тонкая и нежная с южной стороны растения и грубая – с северной.
  • Деревья, камни, кровли домов быстрее покрываются лишайником с севера.
  • Если приглядеться к хвойным деревьям, то можно заметь, что больше смолы скапливается с южной стороны.
  • Муравьи строят свои жилища по южную сторону от дерева или пня. Также северная сторона муравейника более крутая, чем южная.
  • Раньше краснеют и наливаются соком фрукты и ягоды со своей южной стороны.
  • Если обратить внимание на отдельно стоящее дерево, то можно заметить, что с его южной стороны ветки будут более густые и ветвистые.
  • Головка подсолнуха никогда не смотрит на север.
  • Снег около больших камней, пней или деревьев более рыхлый с северной стороны, а с южной покрыт корочкой.

Нужно отметить, что определить стороны света по данным природным признакам достаточно точно можно лишь в том случае, когда несколько из них дают один и тот же результат.

Навык ориентировки на незнакомой местности нужен людям различных профессий, а также тем, кто планирует отправиться в поход, в лес или просто на загородную прогулку. Иногда от того имеется ли этот навык у человека может зависеть его жизнь и здоровье. Поэтому абсолютно каждый человек должен знать и уметь приметить на практике основные способы ориентирования на местности.

И в завершении полезной статьи на тему ориентирования на местности, предлагаем Вашему вниманию не менее интересный видео-ролик.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...