Что такое тестовое задание закрытого типа. Разработка тестовых заданий по различным разделам образовательной области «технология

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Отличительной особенностью заданий свободного изложения является то, что для их выполнения испытуемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Чаще всего задания со свободным изложением ответа используют в психологических, социологических тестах, а так же тестах интеллекта.

При компьютерном тестировании с целью определения уровня учебных достижений наличие эталонных вариантов ответов обязательно, более того – надо отметить особенность компьютерного тестирования – вводимый ответ испытуемого сравнивается с эталоном посимвольно, т. е. при наличии нескольких вариантов правильных ответов, синонимов и т. п. в эталонных ответах указываются все варианты.

Главной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение основного требования к тестовым заданиям – наличия однозначного правильного ответа. Существует несколько приемов, которые позволяют формализовать ответ, сделать его однозначным.

Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения являются:

1) краткость и однозначность ответов;

2) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

3) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

4) простота формулировки вопросов;

5) простота проверки;

6) невозможность угадать ответ.

Основное преимущество этих заданий – невозможность угадать ответ, а основной недостаток – сложность формализации правильного ответа. Тем не менее, для задач на вычисление, задач с формулами в качестве ответа эта форма представляется оптимальной.

После дополнения задания особым образом получается истинное или ложное высказывание, например:

(2). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД ЯДРА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧИСЛОМ____

(3). УРАВНЕНИЕ БЕРНУЛЛИ ДЛЯ ПРОСТОЙ СИСТЕМЫ ИМЕЕТ ВИД____

К тем принципам, которые уже известны, следует добавить несколько общих логических принципов, характерных не только для заданий открытой формы, но и других.

1. Принцип логической определенности содержания задания. Смысл его можно определить так: задание является логически определенным, если оно способно продуцировать у знающих учащихся правильный ответ и если содержание и форма задания помогают организовать мыслительный процесс нахождения такого ответа.

Нарушением принципа логической определенности являются примеры:

(4). ДОГОВОР АРЕНДЫ ЯВЛЯЕТСЯ_______ (ответ – «взаимным»)

Первая мысль (а зачастую и единственная) о том, ЧЕМ является договор аренды, а не КАКИМ.

(5). ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ДОГОВОРУ ДОЛЖНЫ ИСПОЛНЯТЬСЯ ___( ответ – «одновременно») Испытуемый может не понять, на какой вопрос отвечать: исполняться КЕМ или исполняться КАК.

(6). ПЕРВАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ БЫЛА СОЗДАНА В _____ . (Где или когда?)

Между тем, любое задание должно пониматься с первого прочтения.

2. Вариативность (фасетность)содержания задания. ФАСЕТ – это форма записи нескольких вариантов одного и того же задания. Применение фасета позволяет в процессе контроля исключить списывание и другие искажения, известные из опыта проведения экзаменов, зачетов и др. традиционных форм проверки знаний. Идея фасета ассоциируется с известной практикой создания нескольких вариантов одинаково трудных заданий для проведения контрольных работ. Принцип фасетности является главным при композиции профессионально разрабатываемых тестовых заданий; он позволяет создавать сразу несколько вариантов одного и того же задания, а, следовательно, вариантов теста.

(7). СВЯЩЕННАЯ КНИГА {христиан, иудеев, кришнаитов, буддистов, мусульман,…} НАЗЫВАЕТСЯ _______.

Использование фасета может быть в символьном виде :

(8). ТОК СИЛОЙ {I}, ПРОХОДЯ ПО ПРОВОДНИКУ {R} ЗА ВРЕМЯ {t} СЕКУНД ВЫДЕЛЯЕТ ____ ДЖОУЛЕЙ ТЕПЛА.

В этом задании имеется 3 символьных фасета, позволяющих в машинном варианте подставить любые комбинации допустимых значений силы тока, сопротивления и времени для проверки умения применять закон Джоуля-Ленца. Такие же фасеты можно сделать для проверки знаний всех физических законов и умений их применять для выполнения лабораторных и практических работ.

3. Принцип параллельности включает в себя 3 понятия, связанных между собой отношением кумулятивности:

параллельность заданий (или вариантов заданий) по содержанию;

параллельность по содержанию и форме;

параллельность по содержанию, форме и по трудности заданий.

Параллельность заданий по содержанию достигается использованием принципа фасетности и применением 4 принципа – обратимости.

4. Принцип обратимости . На примере:

(9). ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ_____

Обратное:

(10). ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ_____

Еще примеры:

(11). ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЮТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ _____ ФУНКЦИИ НА ПРИРАЩЕНИЕ АРГУМЕНТА.

Обратное:

(12). ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ НА ПРИРАЩЕНИЕ АРГУМЕНТА НАЗЫВАЕТСЯ _____ ФУНКЦИИ.

Задания, построенные по принципу обратимости, можно использовать в текущем и итоговом контроле знаний.

При применении обратимых заданий возникает вопрос выбора лучшего варианта для итогового тестирования. При осуществлении такого выбора полезно обсудить педагогические и психологические соображения и аргументы, опробовать все варианты на параллельных выборках и только после этого выбирается то задание, которое в большей степени обладает свойствами тестового задания для данного теста.

Если обратимые утверждения находятся в одном тесте, нередко возникает тавтология:

(13). ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ ПЕРВООБРАЗНОЙ НАЗЫВАЕТСЯ _____

(14). ИНТЕГРИРОВАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ_____

Если испытуемые хотя бы немного ориентируются в учебном материале, то в случае тавтологии ответ для одного задания они найдут из содержания другого.

Этого можно избежать, если представить одно из заданий в другой форме, сохраняя в неприкосновенности его содержание. Например:

(15). ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ РАЗНОЕ ЧИСЛО НЕЙТРОНОВ ОТНОСЯТСЯ К____

(16). К ИЗОТОПАМ ОТНОСЯТСЯ ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ РАЗНОЕ ЧИСЛО_____

Одно из этих заданий можно заменить:

(17). К ИЗОТОПАМ ОТНОСЯТСЯ ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ ЧИСЛО НЕЙТРОНОВ

разное

одинаковое

Таким образом, из одного задания получилось 3 параллельных по содержанию и форме.

Еще примеры:

(18). К. МАРКС РОДИЛСЯ В ГОРОДЕ_______

(19). К. МАРКС РОДИЛСЯ В ГОРОДЕ

Трир

Хемниц

Берлин

Мюнхен

Карлмарксштадт

Или:

(20). ВОЛГА ВПАДАЕТ В _____ МОРЕ

(21). ВОЛГА ВПАДАЕТ В … МОРЕ

Каспийское

Балтийское

Черное

Азовское

Белое

Если есть необходимость проверить несколько подобных фактов, то лучше использовать задание на установление соответствия (например, перечислив несколько рек – Волга, Нева, Днепр и задав другое множество – перечень морей и т. п.)

(22). СОСТАВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ПАРЫ

До настоящего момента все элементы фасетных заданий рассматривались как одинаковые по трудности для испытуемых. Между тем, варианты заданий, параллельные по содержанию и по форме, нередко оказываются неравными по трудности. Легко предсказать неравную трудность тех заданий, содержание которых по каким-то причинам учащиеся не усвоили, или усвоили недостаточно. Параллельность заданий по содержанию обеспечивается использованием принципа фасетности и обратимости.

Параллельность заданий по содержанию и форме возникает при использовании принципов фасетности, обратимости, плюс применение разных форм заданий, имеющих одинаковое содержание.

И, наконец, параллельность заданий по содержанию, форме и по трудности обеспечивается в случаях, когда к перечисленному добавляется одинаковая трудность заданий.

Некоторые педагоги считают задания открытой формы лучше заданий с выбором одного ответа из нескольких, но это мнение спорно. Например:

(23).ФАЛЕС – ЭТО ПЕРВЫЙ... ФИЛОСОФ.

Правильные варианты ответа: греческий;

Не каждый испытуемый, глядя на этот вариант задания, сообразит, что от него требуется. Для этого вначале нужно уяснить смысл задания – о каком свойстве идет речь, на какой вопрос требуется ответить. (Ведь это предложение и без вставленного ответа уже имеет смысл). В такой ситуации лучше задание с выбором:

(24). ФАЛЕС – ЭТО ПЕРВЫЙ... ФИЛОСОФ.

греческий

римский

арабский

египетский

Из двух заданий открытой и закрытой формы, выясняющих одно и то же, лучшей, в данном случае, является закрытая форма.

Сравните различные формулировки двух открытых вопросов – они выясняют разные свойства одного явления, но совместное их употребление в одном тесте будет тавталогией:

(25). ПЕРВЫМ ГРЕЧЕСКИМ ФИЛОСОФОМ СЧИТАЕТСЯ ...

Правильные варианты ответа: Фалес;

Какой бы из этих открытых вопросов не встретился первым, ответ на второй вопрос будет ясен, причем, правильным или неправильным будут оба ответа.

6. Краткость . Точность и легкость понимания растут по мере уменьшения словесного состава фразы и увеличения ее бессловесной подпочвы. Чем меньше слов, тем меньше недоразумений. Зачастую из вопроса опускаются слова «называется», «является» и т. п., что не затрудняет понимания.

7. Принцип неотрицательности . В основе задания не рекомендуется использование отрицательных частиц, а также определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него. Характерные примеры приводит В.С. Аванесов:

(26). БАНКИ НЕ СТАВЯТСЯ НА _______. (позвоночник) Однако банки не ставятся не только на позвоночник, но и на многие другие части тела.

(27). ТОЧКОЙ НАЗЫВАЕТСЯ ТО, ЧТО НЕ ИМЕЕТ _____. По определению Евклида «Точкой называется то, что не имеет частей».

В этом задании нарушено логическое правило: определение не должно быть отрицательным. Испытуемые будут правы, если напишут, что точка не имеет длины, ширины, высоты, веса, запаха, вкуса и много чего еще.

Иногда в задании открытой формы используется пропуск двух и более слов (или символов). При этом возможность правильно ответить уменьшается, например:

(28). УСКОРЕНИЕ ПРЯМО ПРОПОЦИОНАЛЬНО ____ , И ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ______ ДАННОГО ТЕЛА.

(29). СИЛЫ, С КОТОРЫМИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ДВА ТЕЛА, РАВНЫ ПО____ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫ ПО____.

(30). ВИРУСЫ БЫЛИ ОТКРЫТЫ УЧЕНЫМ ____ В _____ ГОДУ.

Здесь возможны 4 случая:

1) правильно дополняются фамилия и дата;

2) правильно – фамилия, неправильно – дата;

3) неправильно фамилия, правильно – дата;

4) неправильно и фамилия и дата.

Как видно – три из четырех вариантов при тестировании будут считаться неверными, т. е. у тестируемого больше возможности ошибиться, чем ответить правильно. Таким образом, встает вопрос о допустимости и целесообразности большого числа пропусков в заданиях открытого типа. Кроме того, при компьютерном тестировании в такой ситуации обязательна инструкция, так как поле для ввода ответа представляет собой строку, поэтому следует указать, как вносить эти два значения – через запятую, пробел, точку с запятой и т. п., ведь ответ воспринимается как единый объект и сверяется с эталоном посимвольно.

Если дополняемые слова следуют одно за другим, то смысл задания уловить еще труднее:

(31). КАНТ РАССМАТРИВАЛ ОСНОВНУЮ ЗАДАЧУ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ В ____ _____ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

Проникнуть в смысл этого задания с двумя пропусками трудно не только среднему студенту, но даже философски подготовленному читателю. Затруднения в понимании задания о человеческих знаниях вызваны пропуском подряд двух слов «синтезе разнообразных».

(32). ПРИ МОНТАЖЕ СБОРНЫХ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ БЛОКОВ СЛЕДУЕТ ДОБИВАТЬСЯ СОВМЕЩЕНИЯ КАНАЛОВ И..........

Автор предлагает правильные варианты ответа: «заполнения горизонтальных швов раствором»; «заполнения швов раствором». Вероятность ошибок при таком длинном ответе возрастает во много раз, так как существует много синонимов и перестановок слов, которые будут фактически правильными, но их трудно предусмотреть в качестве эталонов.

5. Принцип логической соразмерности объема определяющего понятия объему определяемого.

(33). ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ, НАЗЫВАЕТСЯ______ (ромб).

(34). ПРЯМОУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ, НАЗЫВАЕТСЯ______ (квадрат).

Если на первое задание дается ответ «квадрат», то этим допускается ошибка несоразмерности: объем определяющего – четырехугольника – больше объема определяемого – квадрата.

Для сравнения приведем пример вопроса закрытой формы:

(35). СРЕДИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ ВСЕ РАВНЫЕ СТОРОНЫ ИМЕЮТ

квадрат

ромб

прямоугольник

трапеция

параллелограмм

В данном случае закрытая форма вопроса несет меньше информации, чем вопросы открытой формы, в которых кроме равенства сторон подразумевается знание взаимосвязей между группами элементов.

Характерная особенность содержания заданий открытой формы в том, что они иногда порождают несколько правильных, но логически несоразмерных ответов, что нежелательно с точки зрения однозначной оценки и технологичности контроля.

(36). ПЕРВЫМ КОСМОНАВТОМ БЫЛ _____

Автор ожидал ответ «Гагарин», но наряду с этим от некоторых испытуемых получил ответы «русский человек», «мужчина», «советский гражданин» и другие, которые с разных сторон характеризуют Гагарина. Полученные ответы нельзя оценить как неправильные, но их трудно приравнять к ожидавшемуся правильному ответу. Такие ситуации недопустимы, так как при компьютерном тестировании ответ сравнивается с эталоном посимвольно.

Выход из подобной ситуации подсказывает логика. Для сужения объема искомого понятия задание лучше сформулировать: «ФАМИЛИЯ ПЕРВОГО КОСМОНАВТА». Таким образом, в задание вносится необходимое уточнение, что позволяет уменьшить объем понятия за счет уточнения содержания, после чего испытуемый дает только один правильный ответ

С точки зрения композиции задания открытого типа должны содержать обязательные элементы:

1. Инструкция для испытуемых . Это может быть фраза «дополнить», а также более конкретные инструкции: «указать в именительном падеже», «указать с точностью до сотых», «указать через пробел (запятую)» в том случае, если предполагается ввести два слова, «указать дату в формате ДДММГГГГ» (или только год).

2. Содержательная основа заданий . С помощью заданий открытой формы удобно проверять знание названий, фактов, свойств, признаков, дат, причинно-следственные отношений.

(37). ВНЕДРЕНИЕ ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ В ЖИДКОСТЬ НАЗЫВАЕТСЯ ___

(38). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОД НАЗЫВАЕТСЯ ____

(39). КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В РОССИИ ОТМЕНИЛ ЦАРЬ ____

(40). НАИБОЛЬШУЮ ПЛОТНОСТЬ СРЕДИ ЖИДКОСТЕЙ ИМЕЕТ ____

(41). СОБСТВЕННОЕ ВРАЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОНА ОБУСЛОВЛЕНО ____

(42). ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОВОДИМОСТИ ПОЛУПРОВОДНИКА НЕОБХОДИМО ВВЕСТИ ____

3. Ответы к заданиям . Во всяком тестовом задании заранее определяется, что однозначно считается правильным ответом на заданный вопрос.

Например:

(43). ПРИ БОЛЬШОМ ОБЪЕМЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ В СРАВНИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШОЙ ВЫБОРКЕ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПОВТОРНОЙ И БЕСПОВТОРНОЙ ВЫБОРКАМИ ….. (ответ автора – «стирается», что по смыслу совпадает со смыслом слов «исчезает», «уменьшается», «пропадает», а может быть испытуемые придумают и другие подходящие по смыслу ответы.) Если автор требует формулировок «как дается в лекциях» или «как звучит фраза из Кодекса», об этом надо сделать указание. Задание считается выполненным правильно, если ответ испытуемого совпадает с предусмотренным эталоном. Поэтому в качестве эталонов необходимо предусмотреть все синонимы.

В большинстве случаев ответы к заданиям открытой формы испытуемые пишут в конце задания. Допустимы случаи, когда ответы ставят не в самом конце тестового утверждения. При этом возникает вопрос – насколько далеко от конца допустимо делать пропуски? Ответ прост: чем ближе пропуск к началу предложения, тем хуже понимается смысл задания. Поэтому пропуск для ответа лучше делать как можно ближе к концу предложения.

Сравните:

(44). __ – ЭТО ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ ИМУЩЕСТВО, ВКЛАДЫВАЕМЫЕ В ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И/ИЛИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

(45). ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ ИМУЩЕСТВО, ВКЛАДЫВАЕМЫЕ В ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И/ИЛИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ЭТО ____

Правильный ответ – «инвестиции» При компьютерном тестировании второй вариант вызывает меньше вопросов еще и потому, что при вводе с клавиатуры не требуется определять регистр.

Задания открытой формы применяются там, где нужно исключить вероятность получения правильного ответа посредством угадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения. Задания открытой формы, поэтому, являются более трудными как для испытуемых, так и для создателей теста. От создателей они требуют тщательной проработки, учета множества правил, а от испытуемых – конкретных знаний. (Вспомните ситуацию с «лошадиной фамилией», описанную в известном произведении. Как часто нужное слово, термин, формула и т. п. «вертится на языке», но не вспоминается, а вот «увидел бы – сразу бы узнал».)


Обратно в раздел

Как работать с тестами по биологии

    Понятие о тестах

В последние годы в учебных заведениях начали использовать тесты в качестве средства для объективного контроля знаний учащихся. Под тестом понимают задание, в котором присутствует вопрос, на который имеется эталон правильного ответа. В закрытых тестах вместе с вопросом предъявляются несколько ответов, среди которых имеется правильный ответ. Задачей преподавателя является составление теста, отвечающего требованиям, предъявляемым к тестам. Задачей учащегося является правильный выбор ответа. Если тест составлен правильно и у преподавателя есть эталон правильного ответа, то знания учащимся учебного материала, по которому составлен тест, будут оценены правильно, объективно. В открытых тестах учащийся сам формулирует ответ, а преподаватель сравнивает его с эталоном правильного ответа. Существуют тесты, позволяющие проверить усвоение учащимся знаний на разных уровнях :

    узнавание,

    воспроизведение

  • творчество.

Составление тестов является трудоемкой и сложной работой, требующей от преподавателя больших знаний и опыта практической работы по составлению и использованию тестов. Наибольшую трудность вызывает составление тестов для проверки умений и навыков учащихся. Большинство тестов, использующихся в настоящее время, проверяют знания учащихся основных биологических терминов, понятий и закономерностей. С помощью тестов легко проверить следующие группы учебных элементов:

    элементы строения тех или иных биологических структур;

    состав и количество тех или иных биологических систем;

    последовательность событий и процессов;

    причинно-следственные связи между событиями;

    названия особенностей и функций тех или иных веществ и структур;

    прогнозирование результатов тех или иных воздействий на биологические системы

    вклад ученых в развитие биологии

В учебном процессе и на Едином государственном экзамене используются тесты нескольких типов:

    закрытые тесты с выбором одного правильного ответа (реже – нескольких правильных ответов)

    открытые тесты, требующие формулировки краткого ответа

    открытые тесты, требующие формулировки развернутого ответа.

Познакомьтесь с тестами, взятыми из книг разных авторов.

1.1. Образцы тестов .

А. Закрытые тесты (с одним правильным ответом)

    К прокариотам относят

А) хвощ полевой

Б) зеленую эвглен

В)кишечную палочку

Г) вирус гриппа

    Двойное оплодотворение характерно для

Б) папоротников

В) цветковых растений

Г) зеленых водорослей

    В эукариотической клетке ……… содержат молекулу ДНК.

А) лизосомы

Б) митохондрии

В) рибосомы

Г) миофибриллы

    Простой околоплодник имеют цветки

Б) земляники

В) тюльпана

    Назовите тип костей, к которому относят теменную кость черепа человека.

А) трубчатые

Б) плоские

В) смешанные

Г) губчатые

    Сколько ионов Fe2+ содержит молекула гемоглобина взрослого человека?

Г) четыре

    Какова функция клапанов сердца?

А) направляют движение крови

Б) обеспечивают беспрепятственное движение крови

В) предотвращают обратное движение крови

Г) обеспечивают своевременное поступление крови в разные отделы сердца

8. В 1 куб. мм крови человека содержится ……. эритроцитов.

Б) 200-400 тыс.

    При митозе последним из ниже перечисленных событий является

А) разрушение ядерной оболочки

Б) расхождение хромосом

В) выстраивание хромосом в области экватора веретена деления

Г) утолщение и укорочение хромосом

    При изучении генетики человека НЕ используют такой метод как

А) цитогенетический

Б) близнецовый

В)гибридологический

Г) популяционный

    ….. открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки – зиготы.

Б) Р.Вирхов

В) А.Левенгук

Д) Т.Шванн

    Как называется реакция матричного синтеза, во время которой ферменты и вспомогательные белки из исходной (материнской) молекулы ДНК и свободных нуклеотидов синтезируют две новые (дочерние) молекулы ДНК – одинаковые копии исходной молекулы ДНК?

А) трансляция

Б) репликация

В) репарация

Г) транскрипция

К сожалению, в некоторых учебных пособиях содержится ряд неправильно составленных или не совсем удачных тестов. Познакомьтесь с тестами, которые, на наш взгляд, относятся к этой категории; попытайтесь найти в них ошибки, неточности и т.п.

    Иннервацию кожи и скелетных мышц человека обеспечивает:

А) вегетативная нервная система

Б) соматическая нервная система

    В организме кислород к тканям транспортируют:

А) плазма крови

Б) лейкоциты

В) эритроциты

    Впервые половая система появляется у:

А) кишечнополостных

Б) плоских червей

В) круглых червей

Г) кольчатых червей

    С помощью плавательного пузыря рыба

А) переваривает пищу

Б) быстрее передвигается

В) воспринимает направление и силу тока воды

Г) опускается на глубину или всплывает

    Млекопитающие обладают зрением

А) монокулярным

Б) бинокулярным

В) монокулярным, бинокулярным

Г) смешанным

    Одним из признаков артериального кровотечения является:

А) непрерывность струи крови

Б) алый цвет крови

В) темный цвет крови

    Молоко матери полезно потому, что

А) оно стерильно

Б) содержит антитела

В) содержит все необходимые для питания ребенка вещества

Г) все выше перечисленное верно

    Синтез новых белков в клетке происходит:

А) в хромосомах

Б) в рибосомах

В) в митохондриях

    Вид ткани, обладающей способностью генерировать нервные импульсы, -

А) эпителиальная железистая

Б) сердечная мышечная

В) покровная эпителиальная

Г) гладкая мышечная

Д) скелетная мышечная

    При введении препаратов из готовых антител в кровь человека вырабатывается …… иммунитет.

А) естественный врожденный

Б) естественный приобретенный

В) искусственный активный

Г) искусственный пассивный

    К мутациям не относятся

А) делеции

Б) инверсии

В) транслокации

Г) кроссинговер

    Растения, грибы, животные – это эукариоты, так как их клетки

А) не имеют оформленного ядра

Б) не делятся митозом

В) имеют оформленное ядро

Г) имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо

    Органоид, по которому перемещаются вещества в процессе обмена веществ, -

А) лизосома

Б) рибосома

В) комплекс Гольджи

Г) эндоплазматическая сеть

    На ДНК как на матрице происходит синтез

А) молекул иРНК

Б) молекул белка

В) молекул тРНК

Г) молекул АТФ

    К группе диапсид (две височные ямы) не относятся:

А) крокодилы

Б) черепахи

Г) ящерицы

    Из почки может развиваться

Б) цветок

    Ферменты – это вещества, которые:

А) входят в состав витаминов

Б) входят в состав гормонов

В) обладают высокой активностью и увеличивают скорость реакций в клетке

Г) входят в состав антител

    Определите гомозиготный генотип

Наиболее часто при составлении закрытых тестов допускаются следующие ошибки :

    тест содержит не один, а два правильных ответа

    неудачен подбор вариантов ответов, существенно облегчающий поиск правильного ответа

    тест составлен по учебному материалу, существенно выходящему за рамки школьной программы, который не способствует более глубокому пониманию изучаемого по программе учебного материала

    имеются неправильные (ненаучные) термины

    ответ содержит заведомо ложную информацию

    отсутствует правильный ответ

Б. Открытые тесты, требующие краткого ответа.

    Кроссинговер происходит во время ……….. первого мейотического деления.

    АТФ при фотосинтезе образуется во время ……………….. фазы.

    У человека в левом ……………. находится ………….. кислородом кровь, которая приходит в него по легочным ………….. из легких.

    Приведите пример гормона человека.

    Как называется организм, который образует разные гаметы, различающиеся по содержащимся в них половым хромосомам.

    Назовите класс, к которому относят тритонов, саламандр.

    Сколько липидных слоев в наружной плазматической мембране?

    …………………………. – это процесс переноса пыльцы из пыльников тычинок на рыльце пестика.

    У человека отделом сердца, имеющим наиболее толстую стенку, является …………………. ………………

    Чем богаче гумусом почва, тем она …………..

    Как называется графическое изображение изменчивости изучаемого количественного признака, отражающее размах колебаний конкретных значений признака и частоты встречаемости отдельных значений признака?

    Как называется процесс развития половых клеток?

    Свинья для свиного цепня является ………………………. хозяином.

К сожалению, и среди открытых тестов встречаются некачественные тесты, в том числе такие, на которые трудно подобрать однозначный правильный ответ.

    Организм обеспечивается молекулами АТФ в ходе ………………………….. обмена.

    Молекулы белков, небольших размеров, легко растворимые в воде, свободно передвигающиеся в клетке, выполняют …………………………функцию.

    …………………… клапаны сердца человека практически всегда открыты.

    Скрещивание двух организмов называется ………………………

    После оплодотворения семязачаток называется семенем, а завязь - ……….

    Электронный микроскоп создан ……….

Опыт показывает, что существует несколько основных причин появления некачественных тестов в печатных изданиях:

Зная правила составления тестов и предъявляемые к ним требования, имея глубокие и прочные знания и опыт работы с тестами, вы легко сможете оценить качество тестов того или иного учебного пособия и соответствующим образом использовать его при подготовке к занятиям и Единому государственному экзамену.

С. Открытые тесты, требующие развернутого ответа.

    Почему особь нельзя рассматривать в качестве единицы эволюции?

    Почему межвидовые гибриды часто оказываются бесплодными?

    Назовите основное событие, происходящее в клетке во время метафазы митоза.

    Назовите особенности химического состава ДНК и РНК, по которым эти два химических соединения отличаются друг от друга.

    Назовите основные особенности строения, характерные для бластулы ланцетника.

Наибольшую трудность при использовании открытых тестов, предусматривающих развернутый ответ, составитель использует при разработке эталонов правильного ответа. Эталон должен содержать несколько существенных операций: терминов, взаимосвязей. Отметка может выставляться двумя различными способами:

      по принципу ”ответил – не ответил”, то есть дал учащийся правильный и полный ответ на поставленный вопрос или нет; за правильный и полный ответ учащийся получает определенное фиксированной количество баллов, за неправильный или неполный ответ не получает ничего;

      отметка выставляется в зависимости от числа правильных существенных операций, которые учащийся должен осуществить (назвать) во время своего ответа. Под существенными операциями понимают термины, понятия, характерные особенности изучаемого объекта, элементы формул, отношения и связи между компонентами изучаемого объекта.

Приведем пример правильного на наш взгляд эталона ответа на следующий вопрос.

Вопрос. Какова функция клапанов сердца человека?

Эталон ответа. Ответ должен содержать две существенные операции:

    они предотвращают обратное движение крови

    они предотвращают обратное движение крови.

В большинстве случаев каждый из таких тестов может быть заменен на несколько более простых закрытых тестов или.

Основную массу тестов на текущих контрольных работах и ЕГЭ составляют закрытые тесты и открытые тесты, предусматривающие краткий ответ.

В большинстве случаев тесты используют только для проверки и оценки уровня знаний учащихся. Ряд тестов содержит элементы обучения: новые термины, взаимосвязи. Формулировки некоторых тестов позволяют использовать их для составления новых тестов. Обычно использование тестов бывает достаточным для объективной оценки уровня усвоения школьной программы по биологии. Труднее добиться того, чтобы сам этот уровень знаний был высоким, достаточным для обучения в вузе. Этого трудно достичь при использовании одних только тестов. Тесты являются вспомогательным инструментом, позволяющим объективно оценить знания учащихся, средством самоконтроля и закрепления учебного материала. Одних только тестов совершенно недостаточно для приобретения прочных и глубоких знаний.

2. Способы структурирования учебной информации

Основными способами приобретения знаний остаются следующие:

    чтение учебника и дополнительной литературы

    рассказ и объяснение преподавателя

    поиск ответа на контрольные вопросы

    решение ситуационных задач.

Известно, приобретение новых знаний идет в несколько этапов :

    знакомство

    понимание, уяснение основных закономерностей строения и функционирования изучаемого объекта, выявление связей между его элементами и другими подобными объектами;

    фиксация новых знаний в системе имеющихся знаний;

    запоминание и последующее воспроизведение;

    использование полученных знаний для приобретения новых знаний, умений и навыков и т.д.

Для того, чтобы учащийся имел прочные знания на определенном уровне (уровень узнавания, уровень воспроизведения и т.д.), рекомендуют проводить обучение на более высоком уровне.

Приобретение новых знаний требует от учащегося определенных усилий и активной работы на каждом этапе формирования знаний. Знания, приобретенные учащимся в ходе активной самостоятельной работы, являются более глубокими и прочными. Важнейшим условием для успешного формирования прочных знаний является их упорядочивание , приведение их в единую систему . Это осуществляется в ходе выполнения учащимся следующих видов работ по самостоятельному конструированию дидактического материала:

    составление словаря терминов

    запись ключевых терминов

    составление таблиц

    составление схем

    составление классификаций

    зарисовка изучаемых объектов с обозначением наиболее существенных элементов строения

    выявление причинно-следственных связей

    составление коротких рефератов, учебных текстов

    составление опорных схем и конспектов.

    составление плана рассказа.

    составление кроссвордов

    изложение учебной информации в стихотворной форме (загадки, стихи)

Наибольшим эффектом эта работа будет обладать в том случае, если фрагменты этого дидактического материала будут создаваться вами как элементы будущих тестов . Не надо ждать, когда вам предложат тесты разной формы и содержания. Создайте их сами!

3. Разработка тестов

Подготовительным этапом в создании тестов как раз и будет служить работа по конструированию дидактического материала. При разработке дидактического материала необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

    он должен содержать наиболее важные, существенные или специфические характеристики изучаемого объекта или его части

    он должен быть представлен в легко узнаваемой и понятной форме

    он должен отражать существующие взаимосвязи между элементами (компонентами) дидактического материала.

Сконструировав дидактический материал в соответствии с этими рекомендациями, вы легко преобразуете его в тест. Приведем несколько примеров.

Пример 1 .

Изучив по учебнику процессы образования и выведения мочи у человека, вы пишите небольшой конспект, фрагментом которого является следующий текст:

”Этапы образования и выведения мочи:

    Образование первичной мочи – фильтрация : перемещение воды с растворенными в ней неорганическими и низкомолекулярными органическими веществами из клубочка кровеносных капилляров в полость капсулы извитого канала нефрона под действием разности давлений.

    Образование вторичной мочи:

    обратное всасывание – перемещение нужных организму веществ из полости извитого канала нефрона в кровеносные капилляры, окружающие извитой каналец нефрона

    секреция - перемещение химических соединений из кровеносных капилляров в полость извитого канала нефрона

    Передвижение мочи из почечных лоханок по мочеточникам за счет сокращения мускулатуры их стенок

    Скопление мочи в мочевом пузыре

    Перемещение мочи по мочеиспускательному каналу.”

Тест 1 . Как называется первый этап образования мочи в почках?

А) Секреция

Б) Фильтрация

В) Обратное всасывание

Г) Гидролиз

Тест 2 . Назовите участок системы выделения, в котором происходит интенсивное всасывание нужных организму химических соединений.

А) капсула извитого канальца нефрона

Б) мочеточник

В) мочевой пузырь

Г) извитой каналец нефрона

Д) мочеиспускательный канал

Тест 3 . Назовите участок системы выделения, в который поступает моча после выхода из почки.

А) нефрон

Б) мочеточник

В) мочевой пузырь

Г) мочеиспускательный канал

Тест 4 . Какая, в основном, сила заставляет мочу перемещаться по мочеточникам?

А) давление, создаваемое мочой, образующейся в почках

Б) сила земного притяжения

В) давление, создаваемое мускулатурой стенки мочеточника

Г) присасывающее действие мочевого пузыря

Пример 2.

Изучив работу митохондрий, вы пишете небольшой текст.

“В матриксе митохондрий с помощью ферментов происходит окисление низкомолекулярных органических соединений, в ходе которого от них отщепляется СО ­2 , водород и богатые энергией электроны. Белки внутренней мембраны митохондрий переносят электроны и используют их энергию для перемещения ионов водорода из матрикса в межмембранное пространство. Ионы водорода, возвращаясь обратно в матрикс через канал фермента АТФ-синтетазы, придает этому ферменту способность синтезировать АТФ из АДФ и фосфорной кислоты. Кислород необходим для связывания ионов водорода - образуется вода. Таким образом, в митохондриях в ходе клеточного дыхания происходит преобразование химической энергии ковалентных связей органических соединений в энергию макроэргических связей молекул АТФ.”

Работая с этим текстом, вы можете составить следующие тесты.

Тест 1 . Сколько мембран входит в состав оболочки митохондрий?

Г) четыре

Тест 2 . Назовите участок митохондрий, в котором расположены белки – переносчики электронов и ионов водорода?

А) матрикс

Б) наружная мембрана

В) внутренняя мембрана

Г) межмембранное пространство

Тест 3 . Какой ион перемещается через канал фермента АТФ-синтетазы, придавая ему способность синтезировать АТФ?

Тест 4 . Назовите структурный компонент клетки, в котором в ходе клеточного дыхания образуется АТФ.

А) хлоропласт

В) митохондрия

Г) аппарат Гольджи

Д) рибосома

Пример 3.

Изучив строение наружной плазматической мембраны, вы рисуете следующую схему строения мембраны.

Межклеточная среда

7 8 13 7 8 14

цитоплазма

Рис.1. Схема строения цитоплазматической мембраны животной клетки.

1 – интегральный белок наружного слоя

2 – олигосахарид, ковалентно связанный с белком

3 – периферический белок наружного слоя

4 – интегральный белок, пронизывающий мембрану насквозь

5 – олигосахарид, ковалентно связанный с липидом

6 - полярная головка фосфолипида

7 – периферический белок внутреннего слоя

8 – интегральный белок внутреннего слоя мембраны

9 – гидрофобные хвосты фосфолипида

10 – двойной липидный слой

11 – наружный липидный слой

12 – внутренний липидный слой

13 – холестерин

14 – молекулы воды

Работая с рисунком, вы можете составить следующие тесты.

Тест 1 . Сколько липидных слоев входит в состав плазматической мембраны?

Г) четыре

Тест 2 . В какую сторону относительно центра мембраны направлены гидрофобные участки всех молекул мембранных липидов?

А) в сторону границы мембраны с внешней средой

Б) в сторону центра мембраны

В) вдоль мембраны

Г) в сторону границы мембраны с цитоплазмой

Тест 3 . Где в наружной плазматической мембране расположены углеводы?

А) на наружной поверхности мембраны

Б) на внутренней поверхности мембраны

В) в середине мембраны

Тест 4. Назовите химическое соединение, обозначенное цифрой 3?

Б) холестерин

В) углевод

Г) нуклеиновая кислота

Все сконструированные нами тесты являются закрытыми. Убрав варианты ответов, вы легко преобразуете эти тесты в открытые тесты, требующие краткого и однозначного ответа.

Большое значение в закреплении учебного материала имеет подбор ложных ответов. Они должны быть правдоподобными и не должны содержать явно ложные утверждения (несуществующий термин, неправильное описание механизма, процесса или связи между отдельными элементами). Для составления правильного теста необходимы широкие и глубокие знания. Для проверки правильности созданного вами теста можно воспользоваться следующими советами:

1) через 2-3 недели проверьте, сможете ли вы сами ответить на вопрос теста

2) посмотрите, смогут ли ваши товарищи ответить на вопрос теста, понятен ли им вопарос

3) покажите тест преподавателю и попросите его оценить правильность теста.

Главное, чтобы ваш тест удовлетворял следующим требованиям:

    формулировка вопроса должна быть ясной, четкой, понятной и желательно простой по форме

    формулировка вопроса должна предусматривать конкретный и однозначный ответ и не допускать возможности выбора еще одного правильного ответа, отличного от предлагаемого вами

    ответы не должны быть громоздкими

    формулировки ответов не должны содержать явно ложную информацию.

Самостоятельное составление тестов в печатном варианте – это трудоемкая и долгая работа. Поэтому можно ограничиться устной работой с готовыми текстами, задавая тестовые вопросы по мере изучения текста. При этом вы легко выявите те неточности, упрощения или ошибки, которые содержатся в некоторых учебниках, что позволит вам исправить их самостоятельно, с помощью педагога или дополнительной литературы.

4. Работа с готовыми тестами.

4.1 Преобразование тестов

В настоящее время различные издательства предлагают учащимся огромное количество учебных пособий, содержащих тесты. Большинство из этих тестов соответствует требованиям, предъявляемым к тестам, но, к сожалению, эти пособия содержат незначительное количество тестовых заданий. Поэтому эти учебные пособия позволяют провести однократный контроль уровня знаний учащихся, но не позволяют многократно и систематически использовать содержащиеся в них тесты в процессе обучения. Кроме того, структура теста и формулировка вопросов тестов не позволяет преобразовать закрытые тесты в открытые. Формулировка вопросов в них отличается от традиционной формы, вопрос и ответ в них являются членами одного предложения, ответ служит продолжением вопроса. В большинстве таких тестов вопрос не может существовать отдельно от ответов. Это, на наш взгляд, существенно упрощает умственную работу учащегося по поиску правильного ответа и ограничивает потенциальные возможности тестов. В этом можно убедиться, познакомившись с подобными тестами, разработанными нами по заказу некоторых учебных заведений.

Примеры закрытых тестов общепринятой формы .

    С помощью жабр дышит

А) виноградная улитка

Б) перловица

В) большой прудовик

Г) голый слизень

    У человека кровь в левое предсердие поступает по

Б) легочным артериям

В) легочным венам

Г) верхней и нижней полым венам.

    Йод входит в состав

А) инсулина

Б) тироксина

В) адреналина

Г) гормона роста

    Формирование характерной для дубравы ярусности явилось результатом

Б) симбиоза

В) конкуренции

Г) хищничества.

    Процесс образования молекулы РНК на молекуле ДНК называется

А) трансляцией

Б) транскрипцией

В) редупликацией

Г) обратной транскрипцией.

Небольшие преобразования этих тестов превращают их в более эффективное средство обучения. При этом вопрос задается в привычной традиционной форме. Разберем преимущества видоизмененных тестов и посмотрим, как еще иначе можно использовать тесты.

Преобразованные тесты.

    Назовите представителя типа Моллюски, который дышит с помощью жабр.

А) виноградная улитка

Б) перловица

В) большой прудовик

Г) голый слизень

В формулировке вопроса присутствует элементы обучения (закрепления):

    учащемуся напоминают, что ниже перечисленные животные относятся к типу Моллюски;

    учащемуся напоминают, что Моллюски – это название типа.

Разбирая этот тест, легче задать дополнительные вопросы: “Что является органом дыхания остальных животных? Какое строение имеют жабры у этого животного?”

    Назовите у человека кровеносный (е) сосуд (ы), по которому (ым) кровь поступает в левое предсердие.

Б) легочные артерии

В) легочные вены

Г) верхняя и нижняя полые вены.

В формулировке вопроса присутствует элемент обучения: назван более общий термин “кровеносные сосуды”, объединяющий сосуды разного типа, упомянутые в наборе вариантов ответа. С такой конструкцией теста легче задавать вопросы: “В какой следующий отдел поступает кровь? Через какую структуру она поступает в этот следующий отдел? Какая по насыщенности кислородом кровь поступает в левое предсердие? и т.п.”

    Назовите гормон, в состав которого входит йод.

А) инсулин

Б) тироксин

В) адреналин

Г) гормон роста

В формулировке вопроса дается напоминание, что все ниже перечисленные вещества являются гормонами. В сознании учащегося непроизвольно всплывает сущность этого понятия. Сразу напрашиваются следующие вопросы: “Что такое гормон? Где вырабатывается инсулин? Какова функция инсулина? Чем по своему химическому строению является инсулин? и т.п.”

    Назовите форму межвидовых отношений, результатом которой явилось формирование ярусности, характерной для такого биогеоценоза как дубрава.

Б) симбиоз

В) конкуренция

Г) хищничество.

Вопрос содержит обобщение, уточняющее, что выше перечисленные понятия

    являются отношениями между организмами

    являются отношениями между организмами

    являются отношениями между организмами разных видов.

    Как называется реакция матричного синтеза, в ходе которой на одной из нуклеотидных цепочек молекулы ДНК в соответствии с принципом комплементарности происходит ферментативный синтез молекулы РНК?

А) трансляция

Б) транскрипция

В) редупликация

Г) обратная транскрипция.

Вопрос по сути содержит краткую характеристику процесса транскрипции:

    это реакция матричного синтеза

    этот процесс идет при непосредственном участии ферментов

    в ходе этого процесса реализуется принцип комплементарности

    молекула РНК синтезируется на одной полинуклеотидной цепи молекулы ДНК.

В вопрос введены новые понятия: реакции матричного синтеза, принцип комплементарности, ферментативный синтез, нуклеотидная цепь. Формулировка вопроса почти без изменения может быть использована при составлении словаря терминов и позволяет составить множество дополнительных вопросов: “Какие реакции называются матричными? Все ли нижеперечисленные реакции являются матричными и почему? Что такое нуклеотид? Что такое комплементарность? Приведите пример комплементарности. Где происходит трансляция? Что образуется в результате редупликации. ”

Все видоизмененные тесты легко преобразуются в открытые тесты, требующие краткого ответа. Для этого необходимо убрать варианты ответов, сохранив без изменения сам вопрос.

Таким образом, мы убедились в том, что рекомендуемая нами форма теста с традиционной формулировкой развернутого вопроса является более эффективным средством обучения, и содержит в себе больше потенциальных возможностей для формирования системы знаний. Поэтому тесты такой формы можно назвать обучающими тестами .

Процедура выше описанного преобразования тестов сама по себе является активным учебным процессом, требующим от человека определенных знаний и умений. В процессе формирования учащимися умения составлять или преобразовывать тесты у него прочно закрепляются знания на более низком уровне усвоения – на уровне их воспроизведения. Поэтому мы рекомендуем использовать имеющиеся в вашем распоряжении тесты общепринятой формы не только для оценки уровня своих знаний, но и в качестве исходного материала для создания тестов иной структуры: с традиционной формой развернутого вопроса.

К сожалению, некоторые тесты, представленные в ряде пособий, настолько кратки, что это затрудняет использование их для обучения. Они, по-видимому, и разрабатывались только для быстрого контроля знаний. При работе с такими тестами у вас открываются большие возможности по их переработке с целью повышения информативности и превращения их в тесты открытого типа, требующих краткого ответа. При изменении тестов можно руководствоваться следующими рекомендациями:

    вводить в формулировку вопроса минимальное количество новой информации, которая не должна отвлекать от сути вопроса

    дополнительно вводимая информация должна быть важной характеристикой изучаемого учебного элемента

    желательно, чтобы вводимая информация содержала обобщающие термины, объединяющие те понятия, которые представлены в виде вариантов ответов

    конструкция вопроса должна позволять использовать его без вариантов ответов

    тест должен соответствовать не только материалу учебника, но и современным научным представлениям

    желательно, чтобы в тексте была отражена существующая взаимосвязь между упоминаемыми понятиями.

Одним из простых способов проверки правильности составления большинства видов закрытых тестов является следующий: попробуйте дать однозначный конкретный и единственно возможный правильный ответ на вопрос без набора ответов; ваш ответ должен совпасть с правильным ответом из этого набора.

Разберем два примера преобразования тестов.

Пример 1.

Исходный тест (жирным выделен правильный ответ).

“ АТФ образуется

А)в эндоплазматической сети

Б) в рибосомах

В) на наружной плазматической мембране

Г) в митохондриях

Д) в ядре”.

Преобразуя тест, учитываем следующее:

    у бактерий АТФ образуется на особых впячиваниях наружной плазматической мембраны.

    АТФ образуется в ходе фотосинтеза, хемосинтеза, гликолиза и клеточного дыхания

    у животных АТФ образуется в митохондриях и цитоплазме (точнее, в гиалоплазме)

    АТФ в митохондриях образуется в ходе клеточного дыхания

В ответах указаны структурные компоненты клетки.

Преобразованный тест .

“Назовите структурный компонент эукариотической клетки, в котором во время клеточного дыхания образуется АТФ.

А)эндоплазматическая сеть

Б) рибосома

В) наружная плазматическая мембрана

Г) митохондрия

Д) ядро”.

Пример 2. Посмотрим, как по-разному можно спросить об одном и том же учебном элементе – названии органоида, в котором происходит трансляция – один из этапов матричного синтеза белков.

Вариант 1 (исходный текст) (жирным выделен правильный ответ).

“Где синтезируется белок?

Б) в рибосоме

В) в лизосоме

Г) в клеточном центре”.

Анализ : Вопрос сформулирован очень неудачно, он не конкретен. Если вопрос задать отдельно от набора ответов, то на него можно дать самые разные правильные ответы: в клетке, в организме, в митохондриях, в цитоплазме, в рибосомах и т.п.

Вариант 2.

“Где в клетке синтезируется белок?

Б) в рибосоме

В) в лизосоме

Г) в клеточном центре”.

Анализ : Вопрос также неудачен; он лишь не на много ограничивает круг правильных ответов. Кроме того, понятие “синтез белка” является весьма широким Во-первых, существует несколько этапов синтеза белка, важнейшими из которых являются транскрипция и трансляция. Во-вторых, некоторые белки небольного размера, состоящие из нескольких аминокислотных остатков, синтезируются не в рибосомах в ходе трансляции, а непосредственно в веществе цитоплазмы ферментами, которые соединяют аминокислоты друг с другом в определенной последовательности.

Вариант 3.

“В каком структурном компоненте клетки происходит трансляция?

Б) в рибосоме

В) в лизосоме

Г) в клеточном центре”.

Анализ : Вопрос более конкретен и существенно ограничивает круг возможных ответов: в рибосоме, а также в митохондриях, пластидах и цитоплазме, так как все они содержат рибосомы.

Вариант 4.

“Назовите структурный компонент клетки, единственной функцией которого является трансляция.

Б) рибосома

В) лизосома

Г) клеточный центр”

Д) митохондрия.

Анализ : Вопрос ограничивает круг правильных ответов только одним ответом. Это позволяет ввести еще один правдоподобный вариант ответа. Однако, учащийся может забыть, что такое “трансляция”, а мы проверяем не знание им сущности этого понятия, а локализацию этого процесса. Поэтому целесообразно ввести в вопрос дополнительную информацию.

Вариант 5.

“Назовите структурный компонент клетки, единственной функцией которого является трансляция – ферментативный процесс матричного синтеза белка из аминокислот.

Б) рибосома

В) лизосома

Г) клеточный центр”

Д) митохондрия.

Анализ : Закрытый тест легко превращается в открытый. Единственно верный ответ – рибосома. Конструкция вопроса содержит дополнительную информацию, напоминающую о сущности трансляции, и удобна для составления новых тестов.

4.2. Работа с готовыми тестами с традиционной формой вопроса и элементами обучения

(на примере сборников тестов “Готовимся к Единому государственному экзамену: Биология” издательства “Дрофа”)

Результатом нашей многолетней работы по составлению и использованию тестов разного уровня сложности на разных этапах образовательного процесса явился выпуск издательством “Дрофа” сборника тестов “Готовимся к Единому государственному экзамену: Биология”, состоящего из 4-х книг по основным разделам биологии. Тесты, содержащиеся в этих книгах, характеризуются следующими особенностями.

    Представлены очень большим количеством

    Охватывают все темы и основные учебные элементы

    Различаются по степени сложности

    Конструкция предлагаемых тестовых заданий отличается от тех, которые используются на ЕГЭ. Основное отличие касается формы вопроса. Она более привычна для учащихся, и каждый вопрос сохраняет свою смысловую нагрузку даже при удалении набора ответов. Это расширяет функциональные возможности предлагаемых тестов, поскольку после удаления набора ответов тесты превращаются в вопросы, которые требуют уже самостоятельного конструирования краткого ответа. Подобные вопросы также используются на едином государственном экзамене. Кроме того, такая конструкция теста в большей степени располагает к дополнительной работе с ним как с источником информации.

    Ответы обозначены не буквами (А, Б, В и т.д.), а цифрами. В ряде случаев это существенно облегчает преподавателю проверку контрольных работ

При самостоятельной работе с учебным пособием “Готовимся в Единому государственному экзамену: Биология” мы рекомендуем вам использовать его следующим образом.

      Перед детальным изучением учебного материала конкретных тем того или иного раздела биологии, например, раздела “Человек” бегло прочитайте материал всего раздела для формирования общего представления о содержании учебного материала. Это облегчит вам работу с теми тестами по конкретной теме, для ответа на которые необходимо знать материал смежных тем.

      Внимательно прочитайте школьный учебник и все доступные вам учебные пособия по первой теме изучаемого вами раздела. Попытайтесь понять основные закономерности строения и функционирования изучаемого объекта (животное, физиологическая система, орган, клетка, химическое соединение). Приведите полученную информацию в систему, структурируйте ее. Для этого используйте запись ключевых терминов, составление таблиц, схем и рисунков, написание кратких рефератов и т.п.

      Отложите учебник, учебные пособия и письменно ответьте на тестовые вопросы по изучаемой теме, используя для этого отдельные листы бумаги или учебную тетрадь. Столбиками пишите номера вопросов и напротив каждого номера вопроса ставьте номер того единственного ответа, который вы считаете правильным. Отвечая на тестовые вопросы, не отмечайте на страницах учебного пособия правильные, на ваш взгляд, ответы. Во-первых, ваши пометки могут оказаться неправильными, и вы вынуждены будете их стирать или зачеркивать, что неизбежно приведет к порче учебного пособия. Во-вторых, ваши пометки затруднят повторное использование тестов для самоконтроля. Не спешите после выбора ответа на один конкретный вопрос сразу же искать в учебнике правильный ответ на него. Попытайтесь сначала ответить на все вопросы темы. Придерживайтесь этого правила и тогда, когда затрудняетесь найти правильный ответ на тот или иной вопрос. Возможно, отвечая на другие вопросы, вы найдете правильный ответ и на тот вопрос, который в первый момент вызвал у вас затруднение

      Проверьте правильность выполнения тестовых заданий, сверив свои ответы с материалом учебника и учебных пособий. В случаях затруднения с поиском правильного ответа обращайтесь за помощью к своим педагогам. Обязательно запишите номер правильного ответа. Только после этого сверьте свои ответы с теми, которые даны в конце пособия с тестами. Если вы допустили ошибки, то постарайтесь понять их причины и еще раз повторите весь учебный материал по теме.

      Еще раз прочитайте все тестовые вопросы, на этот раз фиксируя свое внимание только на вопросах и правильных ответах.

      Через несколько дней повторно ответьте на все тестовые вопросы по этой теме, уже не прибегая к помощи учебника и сверяя свой выбор с записанными ранее номерами правильных ответов.

      Полезной может быть такая проверка своих знаний: вы читаете вопрос теста, закрыв при этом наборы ответов, и пытаетесь самостоятельно сформулировать правильные ответы на вопросы, не прибегая к помощи набора ответов; точность своего ответа контролируйте, сверяя его с ранее найденными вами правильными ответами.

      Более сложным заданием является следующее: закрыв вопрос теста и читая только варианты ответов, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос теста, после чего сравните свою формулировку с исходной.

      Можно попытаться сформулировать новый вопрос, на который правильным будет другой ответ из имеющегося набора ответов.

      Используя общеизвестные вопросительные слова задавайте вопросы к каждому термину, упомянутому в тесте, и отвечайте на них.

      Произвольно выбрав какой-либо изучаемый учебный элемент – явление, процесс, вещество или структуру - найдите в сборнике тестов те тесты, которые содержат информацию об этом учебном элементе. Используя содержание этих тестов, составьте рассказ об этом учебном элементе.

      Изучая тесты, составьте перечень терминов по каждой теме изучаемого раздела. Затем раскройте содержание каждого термина.

      Видоизмените тесты, преобразуя их в форму, характерную для большинства учебных пособий и ЕГЭ. После преобразования теста причитайте вопрос и правильные ответ как единое предложение.

      Изучив тему, выполните контрольную работу: произвольным образом подберите 30-40 тестов, ответьте на них, сверьте свои ответы с эталонами правильных ответов и поставьте себе отметку, характеризующую объем ваших знаний по данной теме.

      Проверив и закрепив свои знания по одной теме, переходите к изучению следующих тем раздела, используя ту же методику.

      Изучив все темы раздела, выполните контрольную работу, произвольным образом подобрав 50-60 тестов из всех тем изучаемого раздела биологии.

      Изучив учебный материал одного раздела биологии, переходите к следующему разделу.

Таким образом, при подготовке к текущим занятиям, контрольным работам, устным и письменным экзаменам и Единому государственному экзамену вы можете использовать следующие виды работ с закрытыми тестами:

    работа с тестами, имеющими традиционную форму вопроса, содержащими элементы обучения, которые легко превращаются в открытые тесты

    преобразование тестов общепринятой формы в тесты с традиционной структурой вопроса, содержащие элементы обучения

    самостоятельное составление тестов.

Регулярная, кропотливая и вдумчивая самостоятельная работа по изучению учебного материала с использованием тестов для самоконтроля позволит вам приобрести прочные и глубокие знания по биологии.

Желаем успеха!

Доцент кафедры медицинской биологии и генетики Казанского государственного медицинского университета, кандидат биологических наук Фросин В.Н.

Задание содержит основную часть и ответы, сформированные составителем. Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний.

Пример тестового задания закрытой формы:

Укажите, кто был первым президентом России:

а) М.С. Горбачев

б) Б.Н. Ельцин

в) В.В. Путин

г) Ю.В. Андропов

Требования к тесту закрытой формы

1. Стандартная инструкция.

2. Равная правдоподобность заданий.

3. Полная ясность текста (не должно быть разночтений).

4. Предельная краткость (5-6 слов).

5. Простая стилистическая конструкция.

6. В задание включается больше слов, чем в ответ.

7. Все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине.

8. Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа.

9. Исключаются лишние слова (на приведенном рисунке, из перечисленных примеров).

10.Необходимо проверять не одно знание, а несколько.

11.Необходимо наличие одной стандартной инструкции (например, обведите кружком номер правильного ответа).

12.Правильный ответ должен быть только один.

13.Не должно быть противоречий между основной частью и ответами например,

На космонавта в космосе действуют:

Сила тяжести;

Сила точки опоры;

Не действуют никакие силы.

14.Исключить повторяющиеся слова в ответах: например:

Основная земледельческая зона расположена:

В зоне тайги;

В лесостепной зоне;

В зоне смешанных лесов,

В степной зоне.

II. Открытая форма.

Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: «Дополните...».

Требования тесту открытой формы

1. Дополняющее слово ставится в конце.

2. Оно должно быть единственным.

3. Все прочерки должны быть одинаковой длины. Например:

Первым греческим философом был _______.

Соли высших жирных кислот называются _____.

Скорость света в вакууме равна _______.

III. Задания на соответствие.

Задание содержит два множества, правый столбик - для выбора, левый - для ответа. В правом может быть на 1-2 элемента больше. Инструкция - установить соответствие.

Например:

Установите соответствие между названиями книг и их авторами:

«Педагогическая поэма» В.А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям» П.П. Блонский

«Человек как предмет воспитания» А С. Макаренко

«Педология» К.Д. Ушинский

IV. Задания на установление правильной последовательности.

Эти тесты особенно широко используются для проверки знаний студентов по техническим дисциплинам, так как требуют знание точных алгоритмов.

Инструкция: установить правильную последовательность сборки.

Например:

………… В столбце не по порядку дается название деталей и

………… частей механизма.

Оценка тестов может быть:

Политамическая, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9;

Дихотомическая (сделал - 1, не сделал - 0).

Педагогическое тестирование: достоинства и недостатки

Одним из недостатков тестового метода контроля знаний студентов является то, что создание тестов, их унификация и анализ – это большая кропотливая работа.

Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные, хотя бы с потоком студентов 100-120 человек.

Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

Но, не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.

К достоинствам следует отнести:

Как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность студента, учащегося;

Исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как, настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя;

    ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

    универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

Отметим и другие достоинства тестирования.

Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным студентом, а также помогает преподавателю скорректировать курс.

В итоге следует заметить, что использование с 1 курса тестирования студентов поможет объективно провести аттестацию вуза, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет ВУЗам формировать высококлассных специалистов в различных областях российской экономики.

Тесты можно разделять по многим признакам. Основная классификация - по направленности теста: оценивать можно способности человека, его личностные качества, интеллект, отдельные психические функции (внимание, память, воображение), знания. Поскольку сайт посвящен вопросам использования тестов в образовании, то дальше речь пойдет именно о последних - тестах знаний.

Традиционные тесты

Традиционный тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Нетрадиционные тесты
К нетрадиционным тестам можно отнести тесты интегративные, адаптивные, многоступенчатые и так называемые критериально-ориентированные тесты.

1. Интегративные тесты

Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебных дисциплин.

2. Адаптивные тесты

Адаптивный тест представляет собой вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметры трудности и дифференцирующей способности каждого задания. Эта система создана в виде компьютерного банка заданий, упорядоченных в соответствии с интересующими характеристиками заданий. Самая главная характеристика заданий адаптивного теста - это уровень их трудности, полученный опытным путем, что означает: прежде чем попасть в банк, каждое задание проходит эмпирическую апробацию на достаточно большом числе типичных учащихся интересующего контингента.

Виды тестовых заданий

Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:

  • тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных);
  • тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых. Немаловажное значение играет финансовое, кадровое и ресурсное обеспечение, а также запас времени, которым располагает разработчик.

    Множественный выбор - испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка

    Альтернативный выбор - испытуемый должен ответить «да» или «нет»

    Установление соответствия - испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков

    Установление последовательности - испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности

    Свободное изложение - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются

    Дополнение - испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...