Что является объектами географии. Предмет и основные понятия географии

Видеоурок по теме «Природные районы и природно-хозяйственные зоны» является первым в данном разделе. Этот урок поможет понять свою страну лучше, узнать ее характерные особенности. Вы увидите, какие природно-хозяйственные зоны бывают на Земле. Поймете, чем отличаются степи от лесов, почему тайга не такая, как прибрежные районы. Учеными выделяется несколько районов на территории страны, о которых вам подробно расскажет учитель.

Тема: Природно-хозяйственные зоны России

Урок: Природные районы и природно-хозяйственные зоны

1. Введение

Цель урока: познакомиться с основными природными районами России, узнать, как они изменены человеком.

2. Природные районы. ПТК

Каждый человек живет в определенном природном районе страны. В основе выделения природных районов лежит различия в их рельефе, геологическом строении, климате и пр.

Рис. 1. Природные районы России

Разделение территории на отдельные природные и географические районы называется физико-географическим районированием.

Природа каждого района очень разнообразна, отличаются почвы, внутренние воды, растительность и животный мир.

Рис. 2. Русская равнина

Все компоненты каждого природного района взаимодействуют между собой и с соседними районами. По сути, каждый природный район, представляет собой достаточно крупный природно-территориальный комплекс (ПТК). Природно-территориальный комплекс - закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. ПТК могут быть разного размера, например, ПТК материка, озера, реки, болота.

Рис. 3. Схема взаимосвязей компонентов ПТК

Без знания особенностей природы и ландшафта того или иного природно-территориального комплекса не возможно правильно вести хозяйственную деятельность. Например, при строительстве нужно учитывать характер рельефа, грунта, наличие многолетней мерзлоты; при ведении сельского хозяйства учитывают тип почвы, климат и пр.

3. Природные зоны

Природная зональность - одна из главных географических закономерностей, которой подчиняются все природно-территориальные комплексы, проявляющаяся в последовательной и определенной смене географических поясов и зон. Чередование природных зон зависит в первую очередь от климата и особенностей рельефа. На территории России природные зоны сменяются с севера на юг.

Рис. 4. Карта природных зон России

4. Природные зоны и человек

Природные зоны часто называют природно-хозяйственные, так как они в той или иной степени изменены хозяйственной деятельностью человека и его существование и характер хозяйственной деятельности зависят от окружающей природы. Например, невозможно выращивать пшеницу в арктических пустынях или разводить оленей в степях. Во многом именно природные условия определили характер одежды, вид жилища, кулинарные традиции народов. Надо отметить, что по мере развития общества и техники, человек все больше изменяет и приспосабливает под себя природную среду, то есть использует природу (природопользование).

Рис. 5. Оленеводство в тундре

В наибольшей степени человеком и его хозяйственной деятельностью изменены те природные зоны, где наиболее благоприятные условия (плодородные почвы, климат, растительность и др.). Таким образом, в наибольшей степени изменению подверглись природные зоны степей, лесостепей, широколиственных лесов. Кроме того, активно осваиваются территории, богатые полезными ископаемыми, другими ресурсами и находящиеся вблизи крупных городов, магистралей, предприятий.

Домашнее задание

Параграф 31.

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А. И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И. И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В. П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В. И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.

Тема урока: Зональность в природе и жизни людей.

Цель урока:

Закрепить ранее полученные знания по природным зонам, выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе и переносить их в новые условия (применительно к хозяйственным зонам).

Тип урока : Комбинированный

Вид урока : урок с элементами беседы, практикум (заполнение таблицы).

Методы урока: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, повторения и закрепления.

Оборудование и ТСО: учебник, атласы, раздаточный материал, мультимедийный проектор.

Задачи урока:

Обучающие:

    обеспечить усвоение учащимися закона зональности природы на территории России.

    добиться усвоения учащимися понятий о природно-хозяйственных зонах.

    отработать навыки работы с тематическими картами.

    устранить пробелы в знаниях об особенностях природы нашей страны.

Воспитывающие:

    формировать умение правильно выражать свои мысли

    развивать познавательный интерес к жизни и деятельности людей на пространствах России и своей местности (принцип связи обучения с жизнью)

    воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.

Развивающие:

    Развивать умения устанавливать единые, общие признаки и свойства природы России (на примере природных зон)

    Развивать самостоятельность мышления при работе с источниками географической информации, путем сопоставления и обобщения картосхем в учебнике и атласах.

Перечень педагогических технологий, применяемых на уроке:

    Практикум

    Тестирование

    Проблемная ситуация (на примере своей местности)

5. Сопоставление и анализ фактов

Место данного урока в системе уроков по теме: Содержание урока соответствует требованиям государственной программы по географии в 8 классе. Данный урок проводится при изучении темы "Природно-хозяйственные зоны России" и является важным для понимания различий в заселенности и освоенности территории нашей страны.

Структура урока:

    Организационный момент ( 1 мин.)

    Постановка цели и задач на урок (4 мин.)

    Изучение нового материала (10 мин.)

    Физкультминутка (2-3 мин.)

    Продолжение изучения нового материала (10 мин.)

    Рефлексия (8 мин.)

    Итог урока. Задание на дом (2 мин)

Ход урока:

    Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку)

    Постановка цели и задач на урок. Эпиграф к уроку:

"Зональность является всеобщим законом природы" В.В.Докучаев, почвовед.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучение нового раздела географии, который связан, с уже известным вам понятием "природная зона" (территория со сходными природными условиями). С понятием "природная зона" вы уже знакомы из курса природоведения и географии 7 класса. Учитель показывает картинки различных природных зон, ученики определяют их название, вывешиваем на доске. Вспомнили? Хорошо! Но поскольку мы с вами изучаем хозяйство нашей страны, экономику, то нам необходимо соединить два понятия ХОЗЯЙСТВО и ПРИРОДНАЯ ЗОНА, так как человек и природа неразрывно взаимосвязаны. Новый раздел географии 8 класса так и называется ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСИВЕННЫЕ ЗОНЫ (территории, где люди активно занимаются хозяйством). Исторически сложилось так, что люди поселялись там, где были благоприятные природные условия. Сегодня на уроке мы постараемся путем сравнения установить, какие природные зоны самые обжитые, установим главные особенности ПХЗ. ИТАК, тема нашего урока: Зональность в природе и жизни людей на территории России. Помогут нам в изучении темы карты атласа, картосхемы в учебнике и наглядный материал (презентация по теме).

Карта ПЗ:

    Изучение нового материала.

Итак, используя рис.76 в учебнике, интерактивную карту "Природные зоны России" установим порядок смены природных зон на территории России. ПОЧЕМУ п риродные зоны нашей страны изменяются с севера на юг? Слайд № 1 (Солнце неравномерно нагревает поверхность Земли). Смена ПЗ особенно заметна на равнинах, поэтому для характеристики П-Х зон мы выберем В-Е равнину. Для примера возьмем расстояние от Мурманска до Астрахани (приложив линейку). Как видим, здесь самый полный "набор" природных зон. По этому направлению будем двигаться с севера на юг, прослеживая, как будет меняться сельскохозяйственная деятельность людей (так как с/х очень зависит от природного фактора) в каждой из природных зон. Сравним и посмотрим, какие природные зоны самые освоенные и почему. Учитель раздает готовые таблицы, учащиеся сначала заполняют первую графу таблицы (перечень ПЗ с севера на юг)

Зональная специализация сельского хозяйства (от Мурманска до Астрахани)

При заполнении второй графы таблицы использовать рис.80, с.214, с комментариями учеников (они проговаривают вслух сельскохозяйственные районы и записывают).

Образец таблицы

Природные зоны

Сельское расселение (рис.79)

Сельскохозяйственная деятельность населения (рис. 77,80)

Тундра и лесотундра

Редкоочаговое (сотни км между селами).

Пастбищное оленеводство, охота, рыболовство (промысловая)

Тайга

Редкоочаговое, очаговое (поселения вдоль рек)

Лесозаготовка, промысловая, очаговое земледелие (по берегам рек), животноводство на заливных лугах

Смешанные и широколиственные леса

Мелкоселенное среднеселенное, густая сеть мелких поселений

Молочное скотоводство, льноводство, картофелеводство, пригородное овощеводство и птицеводство

Лесостепи и степи

Крупноселенное, сплошное освоение (селения крупные менее густые)

Выращивание зерновых (пшеница, кукуруза, подсолнечник), сах.свёкла,мясо-молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство

Полупустыни и пустыни

Очаговое (у источников воды)

Мясное скотоводство и овцеводство, коневодство.

Вывод: Какая П-Х зона самая освоенная и почему. При характеристике каждой из природных зон учитель демонстрирует слайды об особенностях сельскохозяйственной деятельности в каждой из них. Особо обращает внимание на ту, в которой мы живем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Итак, мы подошли к ПХЗ нашей местности. Хотя мы живем в городских условиях, тем не менее, вокруг нашего города существует множество сельских поселений. Какие отрасли сельского хозяйства развиты в нашей местности? Что повлияло на специализацию отраслей? (климат, почвы…) Вторую графу таблицы заполнили.

5. Третью графу заполняем с помощью рис.79 "Сельское расселение в разных природных зонах". Объяснение учителя понятий "редкоочаговое", "очаговое". В конце делаем вывод. САМАЯ ОСВОЕННАЯ зона смешанных и широколиственных лесов, лесостепь (Климат, почвы, рельеф)

6.Закрепление знаний. Итак, что нового узнали на уроке?

Учитель задает вопросы по изученной теме.

Тест на соответствие:

    Тундра

А) Район лесозаготовок, очагового земледелия, пушного промысла

    Тайга

Б) Главный сельскохозяйственный район: зерновые, сахарная свёкла, скотоводство и свиноводство

    Смешанный и широколиственный лес

В. Овощеводство (картофель, капуста, морковь и др.), молочное скотоводство, птицеводство в пригородных зонах

    Степь

Г. Оленеводческо-промысловый район, охота и рыболовство

    Пустыня

Д. Овцеводство, пастбищное скотоводство, коневодство, верблюдоводство

Ответы: 1-Г,2-А,3-В,4-Б,5-Д.

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: §45, вопросы №1-4.


Объект и предмет географии. Структура географической науки.

География (гео- земля, графо- описание; т.е. землеописание) с момента своего возникновения развивалась как энциклопедический свод знаний о природе, населении и хозяйстве различных стран.

Определение объекта изучения географии менялись на протяжении истории развития науки. Как главный объект географической науки большинство ученых рассматривало поверхность Земли. При этом К.Риттер считал объектом географии весь земной шар, А.Геттнер - страны, которые изучались с точки зрения пространственного размещения предметов и явлений, Э.Мартонн- распределение по поверхности Земли физических, биологических и связанных с деятельностью человека явлений. В 1910 г. русский географ П.И.Броунов предложил рассматривать в качестве объекта географии “современное физическое устройство наружной земной оболочки”. Сущность этой формулировки в настоящее время признана всеми географами. С годами уточнялись лишь термины и углублялось содержание этого определения. Для обозначения “наружной оболочки” предлагались различные термины: географическая оболочка, ландшафтная оболочка, геосфера, ландшафтная оболочка, биогеосфера, эпигеосфера и др. Наибольшее признание получил термин “географическая оболочка” .

Таким образом, объектом исследования современной географии является географическая оболочка Географическая оболочка Земли представляет собой сложное образование, состоящее из взаимодействующих главных земных сфер или их элементов- литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы, педосферы.

Компонентами географической оболочки являются воздух, вода, горные породы, живое вещество (растения, животные). Природа географической оболочки потому так разнообразна, что в ней наиболее интенсивно взаимодействуют образования разного вещественного состава: косного (неорганическое вещество), живого (организмы), биокосного (органоминеральные соединения почвы).

Границами географической оболочки считают озоновый слой (20- 30 км) и граница зоны гипергенеза (500‑600 м).

Главным свойством географической оболочки является ее целостность . Она характеризуется единством двух важных качеств- непрерывности (континуальности) и прерывистости (дискретности).

В пределах географической оболочки выделяют ландшафтную сферу – небольшую по мощности приповерхностную сферу, включающую кору выветривания, почвы, растительность, животный мир, приземные слои воздуха, поверхностные и грунтовые воды суши. Это своеобразный биологический фокус Земли, в котором наиболее тесно соприкасаются и активно взаимодействуют элементы всех оболочек Земли.

Определение понятия «география туризма». Это научная дисциплина, изучающая территориальную дифференциацию сферы (индустрии) туризма, предпосылок его развития, процессов формирования туристско-рекреациопиых зон, районов, центров и их современного использования.

Ни одна наука не начинает свое развитие о полного представления об объекте и предмете исследования. Однако, с первых шагов развития таких званий как астрономия и география, ботаника и химия, они начинали двигаться каждая по собственному руслу. И никто не путает объект исследования ботаники и астрономии. Объективной основой разделения наук является, прежде всего, сама объективная реальность. Так как все многообразие предметов и явлений в своей основе имеет конкретные формы движения материи, которые их порождают и являются основой их существования и развития, эти форм движения материи и являются, прежде всего, объектами изучения основных естественных. наук. Но каждая из наук проходит многовековой путь, прежде, чем откроет эту истину.

Так как конкретная форма движения материи имеет материальный носитель, реальные саморазвивающиеся системы, то можно было бы предположить именно их в качестве первоначального объекта исследования наука. Однако, проходит достаточно большое время, пока наука придет к системному пониманию своего объекта.

Длительный путь познания от явления к сущности наука начинает с описания отдельных явлений природы, чтобы постигнув, их взаимосвязь, придти к выводу о том, что объект ее познания системно организован. И лишь после этого наука приходит к открытию форды движения, составляющей сущность этой системы. На этом не заканчивается развитие науки. С точки зрения сущности исследуемого класса явлений наука по-новому осознает всю систему связей своего объекта с объектами пограничных с нею наук.

Сказанное целиком и полностью относится к становлению и развитию географических знаний, превращению их в науку. Справедливо принято считать, что географические знания дают нам представления о природе, населении и хозяйстве. Вот круг интересов развития географической науки с древнейших времен. Постепенное выкристаллизовывание географии как науки приводило к тому, что в области природы для географии важнейшим оказывается изучение климата, стока и рельефа, именно это представление приводило к системному пониманию объекта географии. Именно с этими явлениями география все более и более связывала существование своих основных общегеографических законов. Этим законам подчиняются не только сами названные явления (климат, сток и скульптурные формы рельефа), но также в определенной мере население и хозяйство. География разделилась на физическую (природную) географию и экономическую географию, изучающую население и хозяйство. Наряду с последней выделялись и оформлялись в особые географические дисциплины биогеография и ландшафтоведение. Некоторые из них начали как бы конкурировать (ландшафтоведение) с физической географией. Изучение ландшафтов, например, давало представление о системном характере объекта исследования. На этой основе также формировался комплексный характер географического исследования.


Географическая наука ранее других наук в силу особенностей своего объекта исследования пришла к системному методу исследования. Идея географической формы движения материи вносит определенный порядок в создавшееся различное представление о сущности и характере географических систем и позволяет, на наш взгляд, систематизировать структуру географической науки, снять ненужное напряжение в силу конкуренции физической географии и ландшафтоведения, физической географии и экономической географии и т.д.

Первичным объектом географии является географическая форма движения материи и те материальные системы, которые являются ее носителем. Таким образом, взаимодействие гидросферы и тропосферы, изучение климата, стока и рельефа, а также систем-носителей географической формы движения материи составляет основу содержания географической науки. Однако, как мы уже отмечали, этим не исчерпывается содержание географии. Она изучает взаимодействие географической формы движения с геологической, биологической, социальной формами движения материи. Как отражение этих связей возникают и развиваются экономическая география, изучающая население и хозяйство, биогеография и география почв, геоморфология как наука о скульптурных формах рельефа. Вместе с тем складывается и такая наука, как ландшафтоведение, которое изучает вторичные географические системы, подчиняющиеся некоторым общегеографическим законам, и, которые существуют благодаря климату, стоку и рельефу как тем географическим явлениям, которые создают особую целостность системы.

Все это говорит о том, что географическая мысль постепенно приближается к все более глубокому и всестороннему отражению своего объекта и связей его с объектами других наук. Каждый новый уровень такого погружения, высвечивания новой стороны объекта географии означает раскрытие новых свойств, законов строения и функционирования. Это и составляет предмет исследования географии.

Объект географии есть особая географическая реальность. Предмет географии - это свойства различных элементов географической реальности, закономерности строения функционирования и развития отдельных ее сторон, закономерности ее соотношения с другими объектами.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...