Что значит совершать человеческие поступки. Плохие и хорошие, злые и добрые поступки людей с позиции прагматизма (личной выгоды)

Поведение, любые поступки людей обязательно обусловлены внутренним убеждением, идеей, верованием индивида. И, в большинстве своем, плохие и хорошие, злые и добрые поступки человека должны носить характер своей полезности (прагматизма) для него самого, т.е. человек совершает те или иные поступки с какой-либо практической целью, даже если она не осознается, исходя из своих убеждений, взглядов на жизнь — жизненных ценностей и приоритетов.

Если мы принимаем посылку о том, что люди выбирают убеждения, исходя из их прагматической адаптивности, как мы можем объяснить следующие, явно неполезные поступки и поведение?


1. Плохие поступки людей , которые наносят индивиду физический вред, например употребление наркотиков, спиртного или курение, а также психологический вред — частые компьютерные игры, «зависание» в соцсетях…
2. Злые поступки , за которые общество наказывает, например совершение уголовных преступлений.
3. Хорошие поступки людей — самопожертвование ради другого, например спасение ребенка из горящего здания.
4. Добрые поступки человека — бескорыстная помощь ближнему, например, материальное пожертвование нуждающимся, больным…и т.п.
Какая практическая выгода от этих человеческих поступков? Согласно теории прагматизма, люди не должны совершать подобные вещи, но они их совершают. Может быть, что-то не так в теории?

Несмотря на эти примеры, теория все же верна. Наша ошибка в том, что мы не видим настоящую выгоду от этих поступков. Определение вознаграждения поможет нам понять, почему люди продолжают вести себя подобным образом.

Давайте приглядимся к каждому из этих примеров.
Поступки, приносящие нам вред (такие, как употребление наркотиков, алкоголя), не противоречат теории, потому что боль появляется гораздо позже, после удовольствия. Люди, злоупотребляющие спиртным или наркотиками, могут искать немедленного вознаграждения и игнорировать отсроченные последствия. Немедленное подкрепление для многих наркотиков называется «кайф».

Некоторые люди зависимы от стимуляции, им нравится ощущать, как эндорфины выбрасываются в их мозг. Такие люди ищут приключений: кто-то любит кататься на американских горках, кто-то - быструю езду в автомобиле, прыжки с тарзанки или затяжные прыжки с парашютом.

Проблема в том, что кайф временный, длится всего лишь несколько минут или часов. В конечном счете у наркоманов начнутся ломки, а у алкоголика - похмелье, но несмотря на болезненные дни, которые, как они знают, им предстоят, многие люди выбирают несколько минут удовольствия. Они могут думать, что на этот раз боль их минует, или они могут ее просто игнорировать из-за сильного желания удовольствия.

Если выгода за злоупотребление химическими веществами - временное удовольствие, то какая может быть выгода от криминальной деятельности? Возбуждение? Удовольствие от запугивания? Финансовые приобретения?


Все вышеперечисленное и еще больше. Самое поразительное в рассуждениях преступников состоит в том, что они говорят себе о совершенном преступлении. Большинство уголовников считают, что они не сделали ничего неправильного. При этом мы не имеем в виду, что они настаивали на своей невиновности - почти все в тюрьме претендуют на невиновность. Мы имеем в виду, что даже те, кто частным образом признавался в совершенном преступлении, отрицали, что сделали что-то неправильно, хоть это и противозаконно. Многие из осужденных преступников приводили наивные, невинные объяснения нарушению закона.

Они говорят: «Все воруют, мне просто не повезло, что меня поймали». «Она заслужила того, чтобы ее побили, потому что это еще та стерва»; «Эти богатые люди в огромных домах… все деньги у них, а у меня нет ничего. Я имею право вломиться и забрать все, что я смогу»; «Я осчастливил мир тем, что убил подонка»; «Я скрывал товар своего друга, потому что просто пытался ему помочь»; «Я ограбил магазин, потому что мне нужны были деньги»; «Я ударил человека, потому что он мне надоедал. Я имел право»…

Это человеческая черта. Многим людям очень трудно думать о себе плохо. Я-концепция требует того, чтобы они видели себя в лучшем свете. Они могли совершить несколько чудовищных деяний, но найдут для себя то или иное оправдание. Например, некоторые серийные насильники считают себя посланниками Бога, которые должны наказывать женщин за их безнравственное поведение. В их глазах их поступки были не только не греховными, но даже благими и законными: они исполняли божью волю, избавляя мир от порочных женщин. Кажется, что, если постараться, люди могут рационализировать любые свои поступки.

Практическая выгода для многих нарушителей закона заключается не в деньгах, не в возбуждении или выражении фрустрации. Позитивные ощущения они черпают и из своих собственных извращенных рационализаций.

Конечное последствие их криминального акта - заключение в тюрьму, и это им не нравится. Но наказание не изменяет их поведение; поразительно, но они не связывают наказание с преступлением. Когда спрашивали заключенных в тюрьме: «Как вы здесь оказались?» Немногие отвечали: «Потому что я нарушил закон». Вместо этого большинство отвечало: «Потому что ОН втянул меня, сукин сын!», или «Менты нашли в моей машине наркотик, когда остановили меня за превышение скорости», или «Эта сука так громко закричала, когда я ее стукнул, что соседи позвонили ментам».

Когда их спрашивали: «Что бы вы могли сделать в будущем, чтобы избежать заключения?» Вместо того чтобы говорить что-то вроде: «Я не должен грабить магазины, распространять наркотики и бить жену», они отвечали: «Я должен избавиться от Него!», «Не гони, когда у тебя в машине наркота», «Обзавестись старой леди, которая не орет так много».

Это доказывает точку зрения касательно наказания. Чтобы наказание подействовало, недостаточно того, что оно сильное. Гораздо важнее, чтобы человек, подвергающийся наказанию, видел связь между своим поступком и этим наказанием. Большинство нарушителей закона не видит этой связи. Из-за своего искаженного мышления они не видят ничего такого, что бы они сделали неправильно, поэтому нет причины, чтобы прекращать свое криминальное поведение.

Наконец, остались третье и четвертое противоречие прагматизму, и оно кажется наиболее показательным. Что может быть наградой тем героям и героиням, которые жертвуют своими жизнями ради других? Или тем, кто жертвует своим имуществом?

В некоторых случаях может быть все просто - восхищение человечества. «Разве Михаил не чудесный человек?» - очень мощное подкрепление, если вы Михаил. Если всего лишь несколько человек могут наблюдать самопожертвование человека, ему кажется, что рукоплещет все человечество. Или, может быть, подсознательное желание «записать себя в Книгу Жизни на Небесах», по типу — добрые поступки списывают грехи…

Как много молодых людей представляют восторженный взгляд своей девушки, когда они воображают, что заряжают автомат? Тот факт, что их девушка вряд ли подумает: «Он такой большой, сильный, замечательный герой», а скорее: «Я не хочу выходить замуж за идиота, который заряжает автоматы», к этой фантазии не имеет отношения.


Словом, если вы узнаете свои глубинные, внутренние, часто скрытые

Поведение человека можно охарактеризовать так - это личностно направленные, в другом случае социально значимые действия, источником которых, как правило, является он сам. Психология поведения человека – отдельная нища в психологической науке, которая призвана изучать поведение человека, его детерминанты, влияющие на него факторы и прочее...

Поведение человека ведь классифицируется по многим параметрам. Предлагаем прочитать факты о поведении, мыслях и поступках человека и постараться понять, почему мы себя ведем так, а не иначе, думаем это интересно и полезно узнать - читайте и узнавайте!

20 фактов о поведении, поступках и мыслях человека

1. Люди с высоким уровнем тестостерона получают наслаждение от гнева других.

2. Люди стремятся унизить других, когда не уверены в себе. Испытуемые, которым сказали, что они плохо прошли тест на IQ, высказывали больше национальных и религиозных предубеждений, чем те, кому сообщили о высоких результатах.

3. При этом люди искренне уверены, что их негативное мнение о других искренно и не имеет никакой связи с их понизившимся мнением о себе. Унижение других помогает восстановлению самооценки.

4. На поведение людей влияют телесные ощущения. Например, есть стойкая ассоциация между ощущением тяжести и «важностью», «серьезностью», «весомостью». Люди оценивали человека как более серьезного и стабильного, если его резюме подавалось в тяжелой папке, и наоборот.

5. Точно так же, ощущение жесткости и твердости делает людей негибкими. Сидящие на жестких стульях были более неуступчивы в переговорах. Ощущение шероховатой поверхности вызывает в людях ощущение сложности в отношениях между людьми, а холод тесно связан с чувством одиночества.

6. Люди склонны совершать аморальные поступки или не выполнять чью-то просьбу о помощи, если для этого не надо прикладывать усилий или не придется отказывать человеку впрямую.

7. Однако, больше людей ведут себя «как положено», если они должны принять моральное решение на виду у кого-то. В прямой просьбе о помощи, о пожертвовании или о сборе подписей отказывают реже.

8. Ложь требует больших ментальных усилий. Человеку одновременно приходится удерживать в голове ложь – чтобы ее говорить, и правду – чтобы ее скрывать. В результате он произносит более простые предложения и хуже справляется с задачами на сообразительность.

9. Когда за людьми наблюдают, они ведут себя лучше. Причем иллюзия наблюдения работает тоже. Достаточно было повесить фотографии глаз в столовой самообслуживания, чтобы большее число людей стало убирать за собой посуду.

10. При этом поведение влияет на мораль (да-да). Люди, солгавшие, обманувшие кого-то или совершившие другой аморальный поступок, после этого по-другому оценивают, что есть хорошо и что плохо.

11. Привлекательная честная внешность может легко ввести в заблуждение. Люди склонны более доверять внешности, чем искренности. Даже профессионалы считали честными лгущих людей с искренними манерами в 86% случаев.

12. Внешность играет огромную роль даже в голосовании и выборе политиков. Избиратели делают вывод о компетентности политиков по зрелости лица и физической привлекательности. Разумеется, неосознанно.

13. Более успешных и богатых считают более умными, мудрыми и т.д., и наоборот. И зачастую люди склонны думать, что те, кто добился успеха, и те, на чью долю выпали страдания, заслуживали это.

14. Счастливее не тот, у кого денег много, а тот, у кого больше, чем у соседа. Частично на этом основывается и неудовлетворенность большими деньгами. Люди постоянно сравнивают себя с соседями. Разбогатев, они начинают вращаться в новых кругах, где у людей денег еще больше, и возвышаться над окружающими нелегко.

15. Гнев усиливает в людях желание обладания. Люди прилагают больше усилий к получению объекта, который ассоциируется у них с сердитыми лицами. Раньше это считалось только свойством положительных эмоций.

16. Чем сложнее решение, которое необходимо принять, тем более люди склонны оставлять все, как есть. Если в магазине слишком большой выбор и люди не могут сходу определить, какой из товаров лучше - они уйдут без покупки.

17. Когда люди чувствуют, что не контролируют происходящее, они склонны видеть несуществующие закономерности в несвязанных между собой картинках и верить в теории заговора.

18. Люди сожалеют о быстро принятых решениях, даже если результаты их устраивают. При этом важно не фактическое время, отведенное на решение. Важно, чувствует ли человек, что времени было достаточно.

19. Не все риски воспринимаются одинаково. Один и тот же человек может бесстрашно прыгать с парашютом, но бояться возразить начальнику. Или дрессировать тигров, но стесняться познакомиться с симпатичной женщиной.

Поступок - это определённое действие, мотивируемое внутренним миром человека, сформированным на тот момент. Деяния могут быть нравственными и безнравственными. Они совершаются под влиянием чувства долга, убеждений, воспитания, любви, ненависти, сочувствия. В каждом обществе есть свои герои. Присутствует и некая шкала, по которой оцениваются действия человека. Согласно ей можно определить, является ли это поступок героя, что будет служить примером для последующих поколений.

Над понятием подвига задумывались ещё древние философы. Размышления на эту тему не миновали и современных мыслителей. Вся человеческая жизнь состоит из непрерывной цепочки действий, т. е. поступков. Часто бывает, что поведение и мысли человека разнятся. Например, ребёнок желает своим родителям только добра. Однако своими поступками их часто огорчает. С уверенностью можно сказать, что от сегодняшнего действия зависит наше завтра. В частности, вся наша жизнь.

Поиск Сократом смысла жизни

Сократ был одним из активных искателей смысла этого понятия. Он пытался выяснить, каким должен быть настоящий героический поступок. и зло, каким образом человек делает выбор - всё это волновало древнего философа. Он проникал во внутренний мир той или иной личности, его суть. Искал высшее предназначение поступков. По его мнению, они должны мотивироваться главной добродетелью - милосердием.

В основе поступков лежит цель научиться различать добро и зло. Когда человек сможет проникнуть в суть этих понятий, он сумеет, по мнению Сократа, всегда поступать мужественно. Такая личность обязательно совершит героический поступок ради высшего блага. Философские размышления Сократа были направлены на поиск такого побудительного мотива, силы, которая не будет нуждаться в признании. Другими словами, философ говорит о самопознании, когда человек будет иметь внутренние побуждения, заменяющие многовековые традиции.

Софисты против Сократа

Философия Сократа пыталась объяснить суть понятия «поступок»: что такое это? Мотивирующая составляющая его действия - противоположна позиции софистов, которые учат выяснять свои скрытые мотивы, придавая им статус осознанных. Согласно Протагору, который был современником Сократа, как индивида - это ясное и успешное выражение с конечным удовлетворением личных желаний и потребностей.

Софисты считали, что каждое действие эгоистического мотива необходимо оправдывать в глазах сродников и других людей, так как они являются частью общества. Поэтому окружение нужно убедить, используя софистские технологии построения речи, в том, что ему это необходимо. То есть юноша, принявший софистские взгляды, учился не только познавать себя, но и поставив определённую цель, достигать её и доказывать свою правоту при любых обстоятельствах.

«Сократический диалог»

Сократ отходит от земного. Он поднимается выше и в рассмотрении такого понятия, как поступок. Что такое это, какова его суть? Вот что хочет понять мыслитель. Он ищет смысл всего существования человека, отталкиваясь от телесного и эгоистичного. Таким образом, вырабатывается сложная система приёмов, которая получила название «сократический диалог». Эти методы ведут человека по пути познания истины. Философ подводит собеседника к пониманию глубинного смысла мужественности, блага, доблести, умеренности, добродетели. Без таких качеств индивид не может считать себя человеком. Добродетель - это выработанная привычка всегда стремиться к добру, что и будет формировать соответствующие благие поступки.

Порок и движущая сила

Противоположностью добродетели является порок. Он формирует поступки человека, направляя их ко злу. Для того чтобы утвердиться в добродетели, человек должен получить знания и стяжать рассудительность. Сократ не отрицал присутствие удовольствий в жизни человека. Но опровергал их решающую власть над ним. Основой дурных поступков является невежество, а нравственных - знание. В своих исследованиях он много анализировал людской поступок: что такое его мотив, порыв. Мыслитель подходит вплотную к сформированным позже христианским взглядам. Можно сказать, что он глубоко проник в человеческую сущность человека, в понятие сути знания, рассудительности и происхождении порока.

Взгляд Аристотеля

Сократа критикует Аристотель. Он не отрицает важность знания для того, чтобы человек всегда совершал добрые поступки. Он говорит о том: деяния определяются влиянием страсти. Объясняя это тем, что часто человек, имеющий знания, поступает дурно, так как над мудростью преобладает чувство. По мнению Аристотеля, индивид не властен над собой. И, соответственно, знание не определяет его действия. Для того чтобы совершать добрые поступки, необходима моральная устойчивая позиция личности, её волевая направленность, некий опыт, приобретаемый, когда она испытывает скорбь и получает удовольствия. Именно горе и радость являются, по мнению Аристотеля, мерилом человеческих поступков. Направляющая сила - воля, которая формируется свободой выбора человека.

Мера поступков

Он вводит понятие меры поступков: недостаток, избыток и то, что находится между ними. Именно поступая по лекалам среднего звена, считает философ, человек делает правильный выбор. Примером такой меры может служить мужественность, которая находится между такими качествами, как безрассудная отвага и трусость. Он же разделяет действия на произвольные, когда источник лежит внутри самого человека, и непроизвольные, вынужденные внешними обстоятельствами. Рассматривая поступок, суть понятия, соответствующую роль в жизни человека и общества, делаем некие выводы. Можно сказать, что в определённой мере правы оба философа. Они рассматривали внутреннего человека довольно глубоко, избегая поверхностных суждений и находясь в поисках истины.

Взгляд Канта

Немалый вклад в теорию, рассматривающую понятие поступка и его мотивации, внёс Кант. Он говорит о том, что необходимо действовать так, чтобы можно было сказать: «Поступай так, как я…». Этим он подчёркивает, что по настоящему нравственным можно считать деяние, когда мотивацией является свободная мораль, звучащая в душе человека, словно набат. Историки философии считают: поступки человека, их мотивы определяются Кантом, с точки зрения ригоризма.

Например, рассматривая ситуацию с тонущим человеком, Кант утверждает: при спасении родителем своего ребёнка этот поступок не будет нравственным. Ведь он продиктован чувством естественной любви к собственному наследнику. будет в том случае, если человек спасает неизвестного ему утопающего, руководствуясь принципом: «Человеческая жизнь - высшая ценность». Есть ещё один вариант. Если был спасён истинно нравственный героический поступок, достойный высокого признания. В дальнейшем Кант смягчил эти понятия и объединил в них такие людские побуждения, как любовь и долг.

Актуальность понятия поступка

Над понятием добрых поступков не перестают рассуждать и сегодня. Как часто общество признаёт нравственными действия великих людей, мотивом которых на самом деле были совсем не благие цели. Что в наши дни является геройством, мужеством? Безусловно, спасти человека или животное от гибели, накормить голодных, одеть нуждающихся. Настоящим добрым поступком можно назвать даже самое простое действие: совет другу, помощь коллеге, звонок родителям. Перевести старую женщину через дорогу, дать милостыню бедняку, подобрать бумажку на улице - деяния, которые также входят в эту категорию. Что касается героизма, то в его основе лежит жертвование своей жизнью ради блага окружающих. Это в первую очередь защита Родины от врагов, работа пожарных, полиции, спасателей. Героем может стать даже обычный человек, если он вынес из огня малыша, обезвредил грабителя, закрыл своей грудью прохожего, на которого нацелено дуло автомата.

По мнению многих психологов, философов и богословов до семилетнего возраста ребёнок не в состоянии отличать в полной мере добро и зло. Поэтому взывать к совести бесполезно, в силу того, что понятие для него имеет очень размытые границы. Однако с семилетнего возраста - это вполне сформированная личность, которая уже сознательно может делать выбор в ту или иную сторону. Поступки детей в это время должны быть умело направлены родителями в правильное русло.

Есть вариант, когда разумно и правильно действительно разделять поступки человека и самого человека. Это процесс воспитания.

Ребёнок не должен слышать, что он «криворукий», поскольку разбил чашку. «Криворукий» — приписываемая личностная характеристика, а разбитая чашка — результат действий. Если детям внушать негативные личностные характеристики, то они быстро начинают в это верить и с удовольствием бить чашки.

С взрослыми людьми не всё так однозначно. Поступки взрослого человека — это отражение его убеждений, верований, проявления личностных характеристик.

Если рабочий ворует кирпичи со стройки, вероятно, он убеждён, что это правильно. Возможно, верит — за такую заплату не то что работать, а приворовывать просто необходимо.

Чиновник верит, что ему власть дана для монетизации своих властных полномочий. Какие действия при этом совершает, рассказывать не надо, и так все видят.

Вот один чиновник ручкой обзавёлся за 36 миллионов рублей, а из квартиры самосвалом полиция вывезла мешки денег и драгоценностей. Чиновник в тюрьме. И вряд ли мы можем сказать, что как личность казнокрад и взяточник был честным, неподкупным и порядочным человеком, а его действия никак с личностью не связаны, просто образовали несколько составов преступления.

Вера, убеждения, способности, определённые характеристики составляют личность человека, которая неразрывно связана с поступками. Бывает, конечно, человек выкинет что-то такое, что никак не вяжется с его личностью.

Моя знакомая барышня, которая совсем не пьёт, умудрилась «накушаться» до невменяемого состояния, упала в бассейн, турки спасли, они опытные в этом деле.

У кого не случается. Но это единичный случай, ошибка, которая больше не повторится. В этом случае также уместно разделить поведение и самого человека.

Другое дело, когда одни и те же поступки повторяются постоянно. Алкоголик, который обещает завязать, оказывается пьяным каждый день. Алкоголик — это личностная характеристика и одновременно болезнь, с которой связано известное поведение. В данном случае невозможно отделить человека от его поступков. Кстати, признание себя алкоголиком — это первый шаг в лечении.

В уголовных делах судят самого человека, а не его поступки. Доказывают вину подсудимого. Вина в уголовном праве — это психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.

То есть, совершая преступление, человек должен хотеть нанести вред здоровью кого-либо, умышленно убить, похитить имущество (и т.п.) или предвидеть наступление опасных последствий своих действий, но безразлично к этому относиться. После осуждения за конкретные поступки у человека появляется новое личностное своеобразие — преступник. И тут действия и личность неразрывны.

Хочется быть гуманистом, любить каждую светлую личность и осуждать мерзкие поступки этой личности. Но реальная жизнь подсказывает: если человек постоянно поступает, как скотина, то скотина он, скорее всего, и есть, таково его личностное своеобразие.

Хотя поросёнок Фунтик из детского мультфильма предлагал прощать плохих людей, ведь у них могут быть хорошие дети.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...