Чукчи и эскимосы отличия. Чукчи

Северные народы. Эскимосы, ненцы, нанайцы, чукчи, якуты… Мы представляем каждый северный народ одетым в теплые меха и жующим эскимо. Давай познакомимся с каждым из них поближе.

Эскимосы – один из коренных народов Крайнего Севера, занимающие территории Чукотки. От этого народа пошло название нашего любимого мороженого – эскимо.

Начнем с эскимосской еды. Она представлена рыбой, птицей, оленьим, медвежьим и нерповым мясом, а также яйцами. В зоне сурового климата заниматься земледелием просто невозможно, поэтому эскимосы собирают клубни и водоросли, до которых им проще всего добраться. Что до мяса, то его эскимосы считают очень полезным.

Живут, спят и отдыхают от охоты эскимосы в специальных полукруглых жилища изо льда, которые называются «иглу». Никакая палатка не идет в сравнении с иглу, которые кажутся холодными только внешне. На самом деле внутри такого жилища тепло и уютно.


Поражает тот факт, что в силу своей бедности и скудности условий некоторые эскимосы подвержены алкоголизму. Во всяком случае, так утверждают ученые. Вопрос возникает один: из чего они делают этот самый алкоголь!

Эскимосы весьма суеверны и боятся некого вымышленного призрака, который только и ждет, чтобы утащить кого-нибудь в прорубь. Опасения, конечно, небезосновательны – случаев падения в прорубь среди эскимосов довольно много.

Переезжаем к ненцам.


Тундра, Кольский полуостров, длинное побережье Северного Ледовитого океана – вот места обитания ненцев. Для пущей понятности даем официальное название территории ненцев в пределах необъятной Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ. Зимой и летом ненцы живут на одном месте, а весной и осенью кочуют. Жилище ненцев – чум – представляет палатку из оленьих шкур. Посередине такой палатки устанавливается печка. Вокруг нее лежат оленьи шкуры, на которых можно спать. Любопытно, но факт, что постройкой жилища у ненцев заведуют женщины.


Основным деликатесом у ненцев считаются рожки молодого оленя. У них и название соответствующее – панты. Стараясь не навредить молодому олененку, ненцы аккуратно их срезают, потом смалят над открытым пламенем, а затем снимают с них верхний слой шкурки, представляющий самое лакомство. Рога от взрослых оленей ненцы выгодно продают на нужды фармацевтики.

Помимо шкурок с оленьих рогов ненцы обожают строганину – нарезанную тонкими пластинками замороженную рыбу и колотушку – тоже замороженную рыбу, только разбитую о твердый предмет на маленькие кусочки. Колотушку едят как повседневное блюдо, строганину подают на званые обеды.

Олень считается у ненцев уважаемым животным, поэтому на день рождения, который у этих народов отмечается единожды в жизни, ребенку дарят молодого олененка.

Женятся ненцы в 18-20 лет. Вторую половинку им подыскивают родители. На свадьбе вместо каравая молодым преподносят сваренное сердце и язык оленя – символ того, что у молодоженов теперь одно сердце и один язык на двоих.

Давай навестим чукчей. Наверняка ты догадываешься, что они живут на Чукотке. Также они населяют побережье Берингова пролива и Северного Ледовитого океана. Это единственный коренной сибирский народ, который не покорился российским войскам. Среди чукчей есть оленеводы и любители поохотиться на морских обитателей.


Чукчи очень любят сырое оленье мясо и рыбу, также сырую. В суровых условиях вечной мерзлоты выживают благодаря высокому гемоглобину и быстрому обмену веществ, а также калорийной пище. Так из внутренностей оленя они готовят калорийный наваристый суп с кровью, жиром и кусочками сала. Из напитков чукчи предпочитают травяные отвары.

Основной материал, из которого чукчи шьют одежду и строят жилища – оленьи шкуры. Одежда, как правило, двухслойная. Наружный и внутренний слой – теплый мех.


Одно из развлечений чукчей – шутки и анекдоты. Чукчи считают, что смех отгоняет злых духов. Любимый вид спорта чукчей – гонки на собачьих упряжках, кожаных лодках и санях, запряженных оленями.

Чукчи не любят мыться. Во-первых, они считают, что, отмываясь, они становятся беззащитными перед злыми духами, во-вторых, боятся замерзнуть. Редкие банные процедуры чукчей сводятся к тому, что они натираются салом нерп, а затем счищают его с кожи вместе со слоем грязи.

И, наконец, якуты. Якутия или Республика Саха более обжитое и приближенное к цивилизации место, нежели Чукотка или побережье Кольского полуострова.


Якуты очень любят молочную продукцию, и не только от коров, но и от лошадей. В особом почете у якутов кумыс, простокваша, растопленное масло. Его якуты могут пить просто так. Очень любят якуты оленину, конину, строганину и медвежатину.

Любопытно, что мороз в Якутии вовсе не так страшен, как кажется. На самом деле 20-градусный мороз в Санкт-Петербурге намного страшнее для теплолюбивых людей, нежели привычные для Якутии -50°С. При таком морозе якутские дети запросто бегают по улице и едят мороженое.


Якуты очень трудолюбивые и выносливые. На сенокосе они могут работать до 24 часов в сутки. Кстати, они очень не любят, когда их называют якутами и предпочитают, чтобы их называли «саха».

Если у тебя возникнет желание посетить северные народы необъятной России, ты можешь воспользоваться обратиться в туристические фирмы представленные в

Чукчи вели бескомпромиссные войны с эскимосами, коряками и русскими, при этом обладая довольно эффективным, хотя и весьма экзотическим комплексом наступательно-оборонительного вооружения. Последняя война чукчей с эскимосами произошла в 1947 году и окончилась победой чукчей.

Эскимосо-чукотские войны

Берингов пролив, отделяющий побережье Азии от Америки, недостаточно широк, чтобы стать преградой для морских зверобоев. В больших байдарах, кожаные борта которых не боялись столкновения с ледяным краем, чукчи пересекали его студеные воды ради добычи и торга. Память об эскимосо-чукотских войнах крепко сохранилась в преданиях обоих народов.

Чукчи и эскимосы встречались, чтобы торговать. Моржовые кожи обменивались на редкую здесь деревянную утварь, мех и тюлений жир. Обмен всегда носил военный характер. В одной руке всегда держалось копье. Любое недоразумение могло приобрести кровавую развязку.

Эскимосский доспех из кожи моржа. Аналогичные чукотские ламинары - мэргэв - отличались только прямоугольной формой "крыльев".


Очень часто обмен проходил в виде "немого торга". Одна сторона оставляла свои товары и отходила. Представители другой стороны клали напротив нужной им вещи свои и тоже отходили. Иногда, прежде чем удавалось "договориться", приходилось делать несколько встречных предложений. Обиды множились, лилась кровь. Набегами чукчей на жителей американского побережья двигала месть. Попутно захватывалась добыча и пленники.
В тех случаях, когда война становилась затяжной и бесперспективной для обеих сторон, заключалось перемирие. Мирный договор скрепляли присягой солнцу и возмещением материального ущерба.

Чукчи использовали два основных типа доспеха: кожаный ленточный-ламинарный и пластинчатый- ламеллярный, а позднее — железный. Кожаные и железные доспехи представляли собой латы, закрывающие воина с головы до колен или даже до середины голени, тогда как костяной ламеллярный панцирь был полукирасой или кирасой, защищавшей корпус воина, иногда в сочетании с крыльями.

В 1793 г. в Сенате обсуждался рапорт капитана Биллингса, в одном из пунктов которого сообщалось, что "северо-восточные американцы, изъявив желание, имели дружественное с россиянами обхождение, испрашивают защищения от нападения и грабежа чукчей". Американские эскимосы жаловались русским, что чукчи "почти ежегодно на байдарах приходя на их землю, истребляют их убийством, имение их грабят, а жен и детей берут в плен."

В набегах участвовали не только береговые чукчи, но и их друзья азиатские эскимосы, и сухопутные чукотские оленеводы, не имевшие байдар. "Взаимодействие армии и флота" чукчей описывается в документе XVIII в.: "Оленные чукчи к сидячим чукчам на оленях приезжают и в зимние походы на коряк подымают тех сидячих на своих оленях, а, напротив того, сидячие чукчи оленных носовых и в дальних от моря местах в тундреных живущих летом возят их на своих байдарах по морю и по реке и дают им во взаимное дружество свои байдары, а от них оленных вместо байдар своих берут на платье себе разного звания кожи оленей."

Эскимосы, надо сказать в долгу не оставались - попавших в плен чукчей они обращали в рабство или изощренно убивали.

Специализированных боевых "драккаров" у чукчей не было - одни и те же байдары использовались и в мирное, и в военное время и применялись лишь для переброски сил, но не морских сражений. Изредка случавшиеся столкновения на море сводились в основном к перестрелке из луков - на беспалубных судах с натяжной обшивкой полноценный абордажный бой невозможен. Зато против них была возможна "водолазная война", когда человек опускался под воду и разрезал обшивку, после чего байдара шла ко дну вместе с экипажем. Такой способ борьбы с лодками противника применялся редко, в основном беглецами для спасения от преследователей, ибо был рискован и для водолаза, ведь чукчи и эскимосы, как правило, не умели плавать и вообще считали воду средой обитания кэле. Деления на гребцов и пехотинцев не существовало: главное было высадиться, а там и те, и другие равным образом участвовали в сухопутной схватке.

Описанная Кобелевым флотилия из десятка байдар и сотни-полутора воинов была достаточно типичной, однако он же упоминает о плавании на Аляску в более ранние времена сборных армад из сотни байдар и восьми сотен "десантников". Чукотские "викинги" в походах вдоль побережья иногда доходили до территории Канады (самыми ценными пленниками таких дальних экспедиций считались негритянки).

Коряко-чукотские войны из-за оленей

Чукотско-корякские войны, окончившиеся лишь в семидесятых годах XVIII в., отличались особой жестокостью, особенно среди оленеводов. Каждое племя находилось в состоянии потенциальной вражды друг к другу. Воевали из-за оленей. Чукчи, не имевшие больших оленьих стад, как у коряков, направили все свои усилия, чтобы стать хозяевами главного богатства тундры. За пятьдесят лет войны, с 1725 по 1773 г. им удалось отбить у коряков 240 000 голов этих животных.

В том веке окончательно складывается у чукчей пастушеское оленеводство главным образом за счет насильственно отнятых стад у коряков. Многим корякам, обедневшим в войнах с чукчами, пришлось "сойти на берег" и заняться охотой и рыбной ловлей. В этой борьбе чукчи всегда были первыми. Их желание иметь стада подкреплялось воинским умением и неистощимой энергией. Отряд корякских воинов численностью в 50 человек не решался оказать сопротивление чукчам, если в их отряде было 20 бойцов. Собираясь на большие военные операции, чукчи могли выставить 200-300 бойцов. Самые большие ополчения, которые выставлялись против русских, насчитывали около 3000 человек. Первые русские путешественники отмечали, что в бой чукчи шли под грохот бубнов, на которые была натянута человеческая кожа.

Для коряков был традиционен костяной ламеллярный панцирь, который носили состоятельные воины. У бедных коряков доспехи были из нерпичьих, костяные же доспехи богатых коряков в первой половине XVIII в. постепенно вытеснялись железными.

Собираясь в набег, чукчи брали основное оружие дальнего боя - лук, изготовленный из двух пород дерева: березы и лиственницы. Наконечники изготавливались из кости, клыка и камня, на тетиву шли нарезанные из тюленьей кожи ремни или сухожилия. Колчан чукчи носили удобно, как ранец, за спиной. Свои меткие выстрелы чукчи и коряки "подкрепляли", смазывая наконечники ядом. В тундре растет неказистый лютик, корень которого вполне годился для изготовления смертоносного зелья. Рана опухала, и через несколько дней человек умирал.

Защитить тело человека в бою должен был панцирь из моржовой кожи. Ровными полосами моржовая кожа опоясывала воина - нижний ряд нашивался на верхний. Панцирь расходился к низу широким раструбом, грудь прикрывала пластина из кожи сивуча. Но самой "приметной" частью доспехов был щит, отброшенный за спину воина, словно он собрался подняться в воздух на дельтаплане. Спинная часть щита, состоявшая из широкой доски, обтянутой кожей, возвышалась над головой воина. Боковые "крылья" легко складывались на сгибах, закрывая в нужный момент грудь и лицо. Чтобы приводить их в движение, на крыльях были петли. Требовалось время, чтобы освоиться с панцирем, имевшем целую систему ремней, петель и пряжек. Ленточный панцирь, который чукчи называли "мэргэв", имели не все воины. Он был все-таки тяжел и неудобен, как, впрочем, и любые доспехи. Пожалуй, единственным неоспоримым удобством он обладал для убегающего - задняя часть щита надежно защищала спину и голову от стрел врага. Поэтому наиболее храбрые чукотские воины считали постыдным его носить, как явный знак трусости.

Чукча на нартах

Легкие маневренные нарты и оленья упряжка стали основным транспортом чукотско-корякских войн в отличие от эскимосо-чукотских военных кампаний, когда к вражескому берегу десант доставляли весельные байдары. И если отряд проскакивал в стойбище врага незамеченным, схватка, как правило, была короткой. Атака проводилась на рассвете. Часть воинов на лыжах окружала ярангу и разрушала ее, выдергивая стойки жилища. Именно для этой цели и были незаменимы арканы, метко набрасывать которые чукчи или коряки умели с детства. В это же время другие копьями протыкали покров яранги, стараясь перебить всех, кто находился в спальном пологе. Остальные на полном скаку подлетали на нартах к оленьему стаду и, поделив его на части, угоняли.

Оборонительные сооружения и крепости северных народов

Чукчи и коряки использовали нарты не только как транспорт, но и как незаменимое оборонительное сооружение. Нарты расставляли вертикально по кругу, связывая между собой накрепко ремнями. Сверху на них набрасывали моржовые кожи, закрепляя, где нужно ремнями. На пути врага вырастал "вагенбург", из-за которого лучники вели обстрел.

Существовали и капитальные стационарные каменные крепости (по-эскимосски "умкы"), с бойницами двух видов: для стрельбы из лука и скатывания камней. Вход закрывался каменной плитой. Рвом, правда, эти замки не обносили: в вечной мерзлоте копать каменными и костяными орудиями траншеи глубже полуметра затруднительно даже летом. На длительную осаду такие крепости рассчитаны не были, но арктические народы ее вести и не умели - обычно после непродолжительного интенсивного обстрела переходили к штурму. Но часто жителей поселка мог спасти сам факт наличия крепости (если речь не шла о мести именно данному конкретному роду) - нападающие обычно высылали вперед разведчиков, и если те видели, что в поселке возведена крепость, а жители готовы к обороне, то алчущие более наживы, чем ратных подвигов агрессоры могли обойти данное поселение стороной.

Еще в 1931 г. жители Наукана традиционно обкладывали яранги почти до крыши камнем, превращая их в крепости.

Воспитание воинов

После победы над врагом чукчи татуировали свое тело: обычай татуировать на руках изображение убитого врага очень древний. Как правило, победитель татуировал точку на задней стороне правого запястья. У опытных воинов такие точки сливались в одну сплошную линию, идущую от запястья по направлению к локтю.

Корякские и чукотские женщины носили нож, которым в случае победы врага убивали своих детей, а потом и себя. Обычай предпочтения смерти плену очень древний. В тех случаях, когда человек попадал в плен, он становился рабом.
Чукчи довольно редко применяли по отношению к пленным пытки. Но если им в руки попадал военачальник или знаменитый воин - ему приходилось туго.

Победить и спасти жизнь не только свою, но и всей родовой группы - эта задача была по плечу не только смелому, но и тренированному воину. Сама жизнь приучала действовать в экстремальной обстановке. Любимой игрушкой чукотских детей был лук, а высшей оценкой мастерства лучника - выстрел стрелы, расщепляющей воткнутый в землю прут.

Тактические приемы северных войн: нападать стремились неожиданно: на рассвете, в утреннем тумане, или специально выбирав время, когда основная часть мужчин на охоте и поселок без защитников. Эскимосы же, уходя на охоту, иногда прибегали к хитростям: выставляли на видных местах кучи камней в рост человека, одетые в парки - разведчикам они должны были показаться часовыми. Часто упоминается, что флотилия при подходе к поселению врага разделялась: большая ее часть скрытно приставала к берегу и готовилась напасть с тыла, тогда как меньшая чалилась в виду поселения, отвлекая на себя внимание. Высадка могла происходить и в отдалении от вражеского стойбища, чтобы жители не сразу узнали о ней, а приплывшие могли отдохнуть от гребли.

Насколько серьезно подходили к подготовке воина, говорит метод, который практиковали коряки для вырабатывания у детей реакции на внезапную опасность. К ребенку подкрадывались и обжигали его острым, раскаленным предметом. В результате добивались того, что ребенок от малейшего шороха или прикосновения отскакивал в сторону. Заканчивалось обучение тем, что отец отправлял сына с каким-нибудь заданием, а сам крался следом. Выждав удобный момент, он спускал с лука стрелу, целясь в сына. Выдержавший экзамен оставался в живых, вовремя отпрыгнув в сторону. Проваливший - падал замертво.

Суровые законы жизни на Крайнем Севере, войны выработали у чукчей презрение к смерти. Побежденный в поединке не просил пощады, а просил смерти. Выработалась формула - равнодушное обращение к противнику с просьбой о смерти: "Что ж, если я стал для тебя диким оленем, торопись!" - то есть убей.

Русско-чукотские войны

Первое упоминание о чукчах в письменных источниках относится к 1641г. в связи с тем, что в районе Колымы они напали на русских сборщиков ясака (подать пушниной, собираемая с аборигенов). Стоит обратить внимание, что это была агрессия со стороны чукчей, до их территорий русские в то время ещё не дошли.

Надо отметить, что к этому времени чукчи были местными экспансионистами и вели частые войны против соседних народов. Именно чукотский беспредел привел к тому, что коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей. Эскимосы же старались устрашить чукчей жестокостью: например, убивали пленных, просверливая им головы.

Чукчи, не смотря на то, что могли противопоставить мушкетам и саблям лишь стрелы и копья с костяными наконечниками, оказали ожесточённое сопротивление. Они разгромили несколько отрядов с командиром, им удалось захватить оленей анадырского гарнизона, оружие, боеприпасы и снаряжение отряда, в том числе одну пушку и знамя.

События, развернувшиеся в 1730-1750-х гг. на Чукотке и Камчатке, были насыщены многочисленными сражениями, взятием русских и аборигенных крепостей-острогов, взаимным ожесточением и немалыми жертвами.

Появление у берегов Чукотки английских и французских экспедиций заставило власти Российской империи снова задуматься о покорении этого края. В 1776 г. Екатерина II указала приложить все усилия для принятия чукчей в подданство. Действуя не военной силой, а подкупом, русские добились значительно большего. В марте 1778 г. стараниями коменданта Гижигинской крепости капитана Тимофея Шмалева и сибирского дворянина, крещеного чукчи Николая Дауркина с "главным" тойоном Омулятом Хергынтовым был заключен договор о принятии чукчами русского подданства.

В чукотской мифологии образ русских сложился такой: "Одежда вся железная, усы как у моржей, глаза круглые железные, копья длиной по локтю и ведут себя драчливо - вызывают на бой". Благодаря воинской силе, русские заслужили у чукчей определенное уважение. Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в их фольклоре, за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми. В чукотском мифе о творении мира предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа, и торговля всем этим с чукчами.

Под русской властью межплеменные конфликты постепенно утихали, однако рецидивы случались, так, например, есть сведения, что последняя война чукчей с эскимосами произошла в 1947 году и окончилась победой чукчей.

На протяжении XVII-XIX веков суровое Заполярье сотрясали чукотско-эскимосские войны. Вооруженный конфликт между двумя народами чуть не вспыхнул и в 1947 году, но тогда усилиями властей СССР удалось избежать дипломатического скандала. Зачинщиками боевых столкновений с жителями Северной Америки всегда выступали чукчи. Именно они раз за разом совершали вооруженные набеги на эскимосские поселения. В чем причина такой вражды?

Месть за соплеменников

Ширина Берингова пролива, разделяющего Аляску и Чукотку, в самом узком месте составляет всего 86 км. Летом такое расстояние вполне возможно преодолеть на крепкой лодке, а зимой – пройти по льду. Закаленным воинам, привыкшим к жизни в суровых условиях Заполярья, идея отправиться на соседний континент не казалась слишком рискованной.

Обычно набеги совершались летом. Чукотская лодка, используемая для морского промысла, называется «аньяпик». Каркас из дерева и китовых ребер обтягивают шкурой моржа, получатся довольно прочная конструкция, способная «пережить» частые столкновения с льдинами. Длина средней лодки составляет около 9 м, в ней могут поместиться 12 гребцов.

Интересно, что чукчи всегда мирно соседствовали и даже дружили с эскимосами, населяющими Азию, враждовали они исключительно с жителями Аляски. Дело в том, что в XV-XVI веках племя юкагиров вытеснило чукчей к востоку, на исконные земли эскимосов нашей страны. Два народа стали соседями, обошлось без военных столкновений. Со временем эти люди фактически превратились в единый этнос. Более многочисленные чукчи постепенно ассимилировали многих эскимосов.

Совсем другие отношения сложились у наших соотечественников с жителями Северной Америки. Известный этнограф Владимир Германович Тан-Богораз (1865-1936 гг.) в своей двухтомной книге «Чукчи» написал, что одной из причин регулярных грабительских набегов на эскимосов была месть за убитых соплеменников.

Старожилы поведали исследователю, что все началось с охотника и шамана, которых когда-то давно унесло на льдине к берегам Аляски. Жители Северной Америки встретили чукчей неприветливо. Охотника убили, а шамана обратили в рабство. Тот сумел вернуться домой, воззвав к Духу моржа и воспользовавшись магической помощью тотемных животных. Спасшийся шаман рассказал соплеменникам, как нехорошо поступили эскимосы. Тогда и было принято решение о первом вооруженном набеге.

Впоследствии чукчи не раз нападали на жителей Аляски, грабили их, убивали, похищали женщин и детей. В этих военных стычках гибли представители обеих сторон, со временем взаимная ненависть только разрасталась.

Торговые разногласия

Впрочем, чукчи далеко не всегда враждовали с эскимосами. Случались между двумя народами и перемирия, во время которых жители Азии и Северной Америки налаживали торговые отношения. Люди обменивали оленьи и моржовые шкуры, китовый жир, домашнюю утварь, различные инструменты, изделия народных промыслов. Но укреплению и развитию экономических связей мешало взаимное недоверие.

Чукчи отправлялись на торговые миссии, снаряжаясь как для ведения войны. Они держали наготове свои копья и луки со стрелами. Эскимосы встречали прибывших также крайне настороженно. Оставив на берегу свой товар, группа приезжих отходила в сторону. Местные рассматривали привезенные вещи и продукты и оставляли рядом то, что собирались отдать взамен. Иногда стороны не могли договориться сразу, людям приходилось идти на взаимные уступки, не прибегая при этом к словам.

Такой «немой торг» продолжался долго, и любое недоразумение (громкий крик, резкое движение, оскорбительный жест) могло привезти к вооруженной стычке. А погибшие в результате подобных инцидентов – повод для объявления новой войны.

Стоит сказать, что вооруженные конфликты эскимосов и чукчей порой признавались обеими сторонами бесперспективными. Когда прибыль от грабительских набегов становилась несоразмерной количеству боевых потерь, правители двух народов заключали перемирия. Они присягали солнцу в присутствии шаманов и возмещали друг другу причиненный материальный ущерб.

Похищение женщин

Наряду с желанием отомстить давним врагам и разжиться награбленным добром, одной из главных причин частых набегов чукчей на земли Аляски было стремление захватить в плен молодых женщин и детей.

Стоит ли упоминать, что народы Крайнего Севера всегда страдали от малочисленности. Они нуждались в притоке «свежей крови», на стойбищах оленеводов требовались рабочие руки, мужчинам были необходимы невесты, которые не являются их дальними родственницами. Не случайно, жена-эскимоска считалась поводом для гордости славного воина, сумевшего добыть ее в непростом походе на другой континент.

Некоторые наиболее отчаянные чукчи в поисках своего идеала добирались даже до территории Канады. В XIX веке они уже были наслышаны о чернокожих женщинах, населяющих эту страну. Похитить и привезти домой такую необычную красавицу – это считалось верхом воинской доблести и везения. Правда, подобные случаи были единичными.

Военная стратегия

К своим вооруженным вылазкам на другой континент чукчи всегда тщательно готовились. В XVIII веке войной на эскимосов шли целые армады, состоящие из сотен лодок-байдар. А количество переправлявшихся в них воинов иногда достигало 800-1000 человек. Это были опытные и закаленные в боях «десантники». Оснащенные луками и копьями они носили доспехи из плотных моржовых шкур.

Нападали чукчи либо на рассвете, либо поджидали момент, когда мужчины-эскимосы отправятся на охоту, и женщины останутся без защитников. Иногда небольшая группа захватчиков намеренно устраивала шум, чтобы оттянуть на себя основные силы противника, в то время как основные силы агрессоров заходили с тыла, убивая и грабя эскимосов.

Примечательно, что в набегах участвовали не только чукчи, занимающиеся китобойным промыслом и добычей моржей, но и кочевые оленеводы из тундры, которые с охотой присоединялись к своим сородичам, живущим охотой на побережье. В военные вылазки на Аляску иногда отправлялись и азиатские эскимосы, дружившие со своими соседями-чукчами. Они нападали на своих же соплеменников, обитающих в Северной Америке.

Вот такие драматические события разворачивались на Аляске в XVII-XIX веках.

Азат Миннекаев "Два моржа"

Для начала – короткое чукотское героическое сказание, записанное В.Г. Тан-Богоразом, биография которого заслуживает отдельного описания… но не будем о нем. Сказание же таково:

"Два человека с мыса Чаплина, один из них шаман, были унесены вьюгой в зимнее время на плавучем льду. Льдину пригнало к острову Лаврентия, к поселку Чибикак. Жители выбежали, убили одного из них, просверлив ему череп острым сверлом. Шамана оставили в живых, рабом сделали. Одну ночь только с ними переночевал, потом позвал своих моржей-духов. Много моржей пришли, стали в ряд так, чтобы он мог пройти по их головам. После многих приключений шаман вернулся на Чукотский мыс и рассказал людям, какая судьба постигла его товарища. Люди решили отомстить за него.

На следующее лето со всех поселков собрались на берегу воины. Сели в лодки. Много больших лодок отплыло к острову Лаврентия. На берегу они увидели поселок. Густой туман лежал на земле. Почти все воины сошли на землю, хотели напасть на врага. Несколько человек направились прямо к поселку, под прикрытием тумана. Сказал старик: «Подайте голос, завойте по-волчьи». Они завыли как волки. Другой старик, из жителей острова Лаврентия, сказал тогда: «О, они здесь». Молодые воины ответили: «Это не может быть! Ведь мы на острове». - «Ну да, да! Ответьте им». Тогда они заревели как моржи. В это время большой отряд нападающих медленно подходил к ним сзади. Неожиданно они набросились на островитян и стали убивать их. Женщины в страшном испуге стали давиться. Другие же резали моржовое мясо, чтобы угощать победителей. Большое побоище было! Много женщин увезли с собой на мыс Чаплина.

Через четыре года отправились островитяне мстить за нападение. Они пришли ночью, все люди спали. Они убивали людей, просто просовывая копья сквозь меховую стену полога. Один маленький мальчик, сирота, успел убежать от них, разбудил других. Нападавшие убежали к морю. На следующий год старики с острова Лаврентия сказали: «Довольно. Пусть мир будет». Пришло лето, и на берегу сошлись много островитян. Они принесли очень много деревянных сосудов и отдали людям этой стороны. Сказал старик нашего берега: «Как ответить? Дайте им шкуры». Дали им мягкие шкуры. «Что за шкуры?» - «Оленьи шкуры». - «Что такое олени?» - «Они с рогами». - «Что такое рога?» Тогда им показали голову оленя. Они смотрят, говорят: «О, как чудесно. Нос - как дыры в кожаном покрытии байдары». - «Попробуйте-ка лучше мясо». Сварили оленьего жиру. Потом они попробовали его: «О, это очень вкусно». Они ушли и оставили старика. Он был шаман. Люди этого берега взяли его в плен так же, как островитяне взяли четыре года назад одного из наших людей.
В XV-XVI веках чукчи были оттеснены от своих прежних мест обитания далеко на восток юкагирскими племенами, вынужденными мигрировать под давлением тунгусов (тех в свою очередь теснили из бассейна Лены тюркские и монгольские предки якутов-саха). В поисках новых мест юкагиры заняли бассейн Анадыря, дойдя до Берингова моря и территориально разделив чукчей и коряков, связанных общностью происхождения.

В юкагирском фольклоре сохранились предания о том, что юкагиров на местах их нынешнего обитания встретил некий древний народ, живший в основном охотой на лося, делившийся на "людей леса" и "людей моря"; они боролись с пришельцами-юкагирами, но те победили их, и аборигены вынуждены были отступить (а ареал лося захватывает верхнее и среднее течение Колымы, Индигирки и Анадыря).

Чукчи же, отходя на восток, вступали на территории, заселенные азиатскими эскимосами, а тем подвинуть было уже некого и отступать некуда – пришлось потесниться. По причине ли давних связей двух народов, или потому что береговым чукчам с эскимосами делить было в общем-то нечего – морского зверя тогда хватало на всех – но это "уплотнение" проходило по большей части мирно. Чукотские роды часто просто подселялись в эскимосские стойбища – еще в конце XIX-начале ХХ веков было немало эскимосских населенных пунктов (Кивак, Чечин и др.), в которых жили чукчи. Население таких поселков говорило на смешенном чукотско-эскимосском жаргоне, либо, как в Уэлене конца XVIII века, на двух языках.

Эскимосское население большинства смешанных стойбищ со временем было полностью ассимилировано – на стороне устремившихся на побережье чукотских охотников было численное превосходство, однако и по сей день многие места по берегам обоих океанов, заселенные исключительно чукчами, носят названия на основе эскимосских корней Ассимиляции способствовал и постоянный торговый обмен между береговыми и оленными чукчами: зверобоям нужны были кожи оленей и изделия из них, а оленеводам – ворвань и прочные ремни из шкур морских животных. Эскимосы же не имели материковых собратьев, так что владеть чукотским языком и иметь среди чукчей родню им было экономически выгодно.

В языке чукчей полно эскимосских слов, в основном описывающих морской промысел, в языке же азиатских эскимосов заимствованы чукотские термины, отражающие оленеводческий быт. Многие имена у чукчей – эскимосского происхождения, и наоборот; подобному смешению немало способствовали бытовавшие у обоих народов представления о реинкарнации.

По иному развивались отношения чукчей с американскими эскимосами. Документы начала XVIII века отмечают нападения чукчей на население Аляски, захват имущества и угон в плен женщин и детей. Примерно с середины XVIII века появляются указания на то, что чукчи наряду с набегами ведут на Аляске и торговые дела: "Летом в тихую погоду на байдарах, зимою же по льду на оленях на лежащий почти в середине пролива остров Имоглин (о. Ратманова), а оттуда в Америку в один день переезжать можно, то чукчи нередко ту часть света посещают и торг там, а иногда и грабежи там производят".

Справа: эскимосский доспех из кожи моржа. Аналогичные чукотские ламинары - мэргэв - отличались только прямоугольной формой "крыльев"

В 1789 году сотнику И. Кобелеву удалось уговорить "увеленского острожка лутчего пешего человека Опрею" взять его с собой в такую торговую экспедицию на Укипень-остров (о. Кинг). Чукоч собралось полторы сотни человек на десяти грузовых байдарах. Подъезжая к острову, чукчи остановили байдары, "оделись в куяки, в руках копье, луки и стрелы на тетивах так, как ратиться должно." То же проделали и "укипанцы" на берегу, как пишет Кобелев, "для примера" – мирные торговые связи к тому времени только начали налаживаться, и ни одна сторона полностью не доверяла другой.

Обмен часто проходил в виде "немого торга" – одна сторона оставляла свои товары и отходила. Представители другой стороны клали напротив нужной им вещи свои и тоже отходили. Иногда, прежде чем удавалось "договориться", приходилось делать несколько встречных предложений, а любое недоразумение могло привести к кровавой развязке, после чего уцелевшие от проигравшей стороны могли организовать экспедицию с целью мести – попутно захватывая добычу и пленников.

В 1793 г. в Сенате обсуждался рапорт капитана Биллингса, в одном из пунктов которого сообщалось, что "северо-восточные американцы, изъявив желание, имели дружественное с россиянами обхождение, испрашивают защищения от нападения и грабежа чукчей". Американские эскимосы жаловались русским, что чукчи "почти ежегодно на байдарах приходя на их землю, истребляют их убийством, имение их грабят, а жен и детей берут в плен."

В этих набегах участвовали не только береговые чукчи, но и их друзья азиатские эскимосы, и сухопутные чукотские оленеводы, не имевшие байдар. "Взаимодействие армии и флота" чукчей описывается в документе XVIII в.: "Оленные чукчи к сидячим чукчам на оленях приезжают и в зимние походы на коряк подымают тех сидячих на своих оленях, а, напротив того, сидячие чукчи оленных носовых и в дальних от моря местах в тундреных живущих летом возят их на своих байдарах по морю и по реке и дают им во взаимное дружество свои байдары, а от них оленных вместо байдар своих берут на платье себе разного звания кожи оленей."

Эскимосы, надо сказать в долгу не оставались – попавших в плен чукчей они обращали в рабство или изощренно убивали.

Специализированных боевых "драккаров" у чукчей не было – одни и те же байдары использовались и в мирное, и в военное время и применялись лишь для переброски сил, но не морских сражений. Изредка случавшиеся столкновения на море сводились в основном к перестрелке из луков – на беспалубных судах с натяжной обшивкой полноценный абордажный бой невозможен. Зато против них была возможна "водолазная война", когда человек опускался под воду и разрезал обшивку, после чего байдара шла ко дну вместе с экипажем. Такой способ борьбы с лодками противника применялся редко, в основном беглецами для спасения от преследователей, ибо был рискован и для водолаза, ведь чукчи и эскимосы, как правило, не умели плавать и вообще считали воду средой обитания кэле. Деления на гребцов и пехотинцев не существовало: главное было высадиться, а там и те, и другие равным образом участвовали в сухопутной схватке.

Описанная Кобелевым флотилия из десятка байдар и сотни-полутора воинов была достаточно типичной, однако он же упоминает о плавании на Аляску в более раннне времена сборных армад из сотни байдар и восьми сотен "десантников". Чукотские "викинги" в походах вдоль побережья иногда доходили до территории Канады (самыми ценными пленниками таких дальних экспедиций считались негритянки).

Ход самого налета со слов чукчей описал миссионер А. Аргентов: "Движимые чувством мщения за какие-то старые обиды и имея в виду корысть, чукчи задумали сделать набег. Это было в 1840 году. В числе 70-ти человек пристали они к какому-то острову в туманную ночь; первым делом их было продырявить у туземцев байдары (чтобы те не бежали в море), затем они врасплох напали на сонных обитателей и многих перекололи. Испуганные гамом нападающих и отчаянными воплями своих, оставшиеся в живых кинулись было спасаться в своих байдарах: оттолкнулись на море и перетонули. Все годные женщины и дети взяты в плен, а хилые, хворые, увеченные и престарелые убиты без остатка. „Для чего их жалких оставлять на мученье!" – прибавил рассказчик." Прикончив оставшихся без кормильцев немощных членов племени, нападавшие проявили гуманизм без всяких кавычек: не позволив им умереть от голода, а убив оружием, как воинов, помогли уйти в верхний мир, к лучшей жизни.

Для защиты от взаимных нападений и чукчи, и эскимосы старались располагать поселения на возвышенности, выступающем в океан скалистом мысу или галечной косе, откуда удобнее было обороняться, а в мирное время легче разглядеть добычу в море. Рядом или между поселением и берегом сооружали укрепления, самыми простыми и быстровозводимыми из которых были стены из натянутых моржовых шкур, в которых копьем прокалывались небольшие бойницы. С целью затруднить подходы к жилью на дороге, по которой, как предполагали, пойдут враги, эскимосы могли устанавливать замаскированные колышки, калечившие ноги нападающих, или деревянные пластины с шипами, как на медвежьей охоте. Азиатские эскимосы в качестве полевого укрепления иногда строили снежную крепость, залитую для прочности водой. Водой поливались и подходы к крепости. Если крепости находилась на возвышении, то сверху над местами предполагаемого штурма могли привязывать сани, снабженные острыми кольями и утяжеленные для скорости и натиска камнями.

Еще в 1931 г. жители Наукана традиционно обкладывали яранги почти до крыши камнем, превращая их в крепости.

Существовали и капитальные стационарные каменные крепости (по-эскимосски "умкы"), с бойницами двух видов: для стрельбы из лука и скатывания камней. Вход закрывался каменной плитой. Рвом, правда, эти замки не обносили: в вечной мерзлоте копать каменными и костяными орудиями траншеи глубже полуметра затруднительно даже летом. На длительную осаду такие крепости рассчитаны не были, но арктические народы ее вести и не умели – обычно после непродолжительного интенсивного обстрела переходили к штурму. Но часто жителей поселка мог спасти сам факт наличия крепости (если речь не шла о мести именно данному конкретному роду) – нападающие обычно высылали вперед разведчиков, и если те видели, что в поселке возведена крепость, а жители готовы к обороне, то алчущие более наживы, чем ратных подвигов агрессоры могли обойти данное поселение стороной.

О тактических приемах можно судить по сказаниям, подобным приведенному в начале поста: нападать стремились неожиданно: на рассвете, в утреннем тумане, или специально выбирали время, когда основная часть мужчин была на охоте и поселок оставался без защитников. Эскимосы же, уходя на охоту, иногда прибегали к хитростям: выставляли на видных местах кучи камней в рост человека, одетые в парки – разведчикам они должны были показаться часовыми. Часто упоминается, что флотилия при подходе к поселению врага разделялась: большая ее часть скрытно приставала к берегу и готовилась напасть с тыла, тогда как меньшая чалилась в виду поселения, отвлекая на себя внимание. Высадка могла происходить и в отдалении от вражеского стойбища, чтобы жители не сразу узнали о ней, а приплывшие могли отдохнуть от гребли.

Если война становилась затяжной и бесперспективной для обеих сторон, заключалось перемирие, постепенно завязывались торговые отношения – и хотя случаи чукотского межконтинентального бандитизма продолжались почти до конца XIX века, но становились все реже и реже; в начале ХХ века в разговоре с Богоразом чукотский торговец обрисовал ситуацию так: "Войны кончились. Пришло время мира. Каждый думает только о выгоде, и все племена и народы перемешались". В интернетах встречается упоминание о том, что последняя война чукчей с эскимосами произошла аж в 1947 году и окончилась победой чукчей, но упоминаний о первоисточнике этих сведений я найти не смог, поэтому подробностей (чем в это время занимались пограничники обеих сторон, насколько масштабная случилась перестрелка, каковы были международные последствия… и были ли они вообще, или это просто советские чукчи с советскими же эскимосами по пьяни подрались) сообщить не могу и поручиться за достоверность самого факта – тоже. UPD:

Чукчи являются древнейшими насельниками Чукотки. Их предки обо сновались здecь, вероятно, на рубеже IV-III тыс. до н.э. С того времени жизнь людей в регионе протекала в относительно постоянных природноклиматических условиях, в одном и том же окружении животного и растительного мира. В этой естественно-географической среде формировались материальная и духовная культура чукчей, их мифология, мировоззрение, язык, развивались и закреплялись расовые особенности, складывались своеобразные общественные отношения, социальные нормы, характер бытового уклада. Почти неизменными оставались источники существования. Лишь часть чукчей постепенно стала совмещать сухопутную охоту с морским промыслом, произошло это, однако, не ранее начала нашей эры.

Чукчи вместе с коряками, ительменами, эскимосами и алеутами выделяются антропологами в особую арктическую расу. При этом чукчи, коряки и ительмены имеют между собой больше общих черт, чем с эскимосами. Антропологические исследования на Чукотке показали своеобразие арктической расы по сравнению с внутриконтинентальными монголоидами.

У чукчей и эскимосов находят ряд специфических признаков: интенсивную теплорегуляцию, высокие показатели содержания гемоглобина, обмена веществ, которые характерны для представителей арктической расы вообще. Их формирование происходило в экстремальных условиях Северо-Востока (Алексеева, Алексеев, 1973. С. 6-7), а сохранение признаков арктической расы могло осуществиться лишь в результате изоляции и весьма длительного пребывания ее носителей в этом регионе.

Таким образом, антропологические данные вполне могут быть увязаны с археологическими свидетельствами появления человека в центральных областях Чукотки в IV-III тыс. до н.э. У чукчей, коряков, ительменов и эскимосов распространен своеобразный, известный только в регионе расселения этих народностей, вороний эпос.

В мифах ворон действует то как творец благ, какие дает природа людям, то как устроитель жизни. Он - создатель оленей, других животных, рек, гор, он добыл людям солнце, научил их жить в этих природных условиях. Следовательно, сложение мифов с их реалиями у чукчей протекало в арктической природной среде.

Даже в мифах о сотворении светил, земли и всего живого фигурирует только арктиче¬ская флора и фауна. В соответствии со сказанным находятся и астрономические представления аборигенов Чукотки. Название ряда созвездий и отдельных звезд связано с главным жизнеобеспечивающим занятием - охотой на оленей. Звезда Капелла из созвездия Возничего - это олений бык, привязанный к саням человека, едущего на двух оленях. Две звезды, находящиеся поблизости от созвездия Орла, называются "Оленья самка с теленком". Полярная звезда - Унпэнэр ("Воткнутый кол звезда"). Все остальные звезды ходят вокруг, как олени на привязи. Млечный путь - песчаная река с островами, на одном из которых пасутся дикие олени. Совершенно очевидно, что истоки этих представлений находятся все в том же древ¬нейшем занятии - охоте на оленей.

Как известно, названия месяцев отражают жизненно важные занятия людей и связанные с ними природные явления. Названия месяцев чукотского календаря связаны с жизнью дикого оленя в этих широтах, с его миграционными и биологическими особенностями. Охота на диких оленей и соответствующий образ жизни определили содержание всех форм общественного сознания чукчей, в том числе и религиозного. Все культовые отправления чукчей связаны с решающими в жизни охотников сезонами промыслов, во время которых люди обеспечивали себя запасами продовольствия, материалами для одежды, жилища, освещения.

Чукчей вместе с коряками и эскимосами объединяет и в то же время выделяет из среды всех сибирских народов своеобразное изобразительное искусство. Пляски-пантомимы известны только у этих народов. В их содержании, приемах и средствах пластики, голосовых сопровождениях лежат все те же охотничьи наблюдения за поведением оленей и других животных. Особенно выразительны пляски-пантомимы, изображающие бег запыхавшихся оленей. И эта область культуры чукчей подкрепляет тесную, устойчивую связь их с Севером, с основным источником существования. Все вышеизложенное согласуется с материалами из наиболее древних стоянок охотников на Амгуэме, Анадыре, Анюе, подтверждает автохтонность чукчей в континентальных областях Чукотки, глубокую историческую древность освоения их предками этой территории, на которой они сложились как этнос, где сформировалась их материальная и духовная культура.

Этническая история чукчей ввиду отсутствия более ранних письменных источников может быть рассмотрена относительно подробно лишь с середины ХVII в. Основные ее вехи связаны с приходом русских на Чукотку. Появление здесь казаков и промышленников стало определяющим не только для их отношений с чукчами. Через призму этих отношений выстраивалась и вся история взаимодействия чукчей с соседними аборигенными народами, ставшая важнейшей составляющей их новой истории.

Чукотско-эскимосские этнические связи прослеживаются, по крайней мере, с 1 тыс. н.э. Степень их глубины отчетливо выражается в их современной расовой, близости. Оседлые чукчи и сибирские эскимосы - типичные представители берингоморского типа арктической расы.

Контакты чукчей с эскимосами стимулировали интенсивное развитие их эко¬номики, способствовали переходу части населения к оседлости, занятию морским зверобойным промыслом. Это взаимодействие протекало при явном коли¬чественном преобладании чукчей. Под напором устремившихся к берегам морей континентальных охотников часть эскимосов была вытеснена, часть ассимилирована и вошла в состав пришельцев, поселившихся в обжитых эскимосами местах. Справедливость этого соображения подтверждается тем, что многие прибрежные поселки чукчей имеют в основе своей эскимосские названия.

Взаимовлияние чукчей и эскимосов нашло отражение в языке. Значительная часть терминов, связанных с морским зверобойным промыслом, в языке чукчей эскимосского происхождения, а термины, отражающие оленеводство, оленеводческий быт в языке сибирских эскимосов, чукотские. Устное народное творчество эскимосов содержит много сказок, преданий, отображающих оленеводческий быт. Эти сюжеты пришли к ним от чукчей. В свою очередь эскимосские сюжеты вошли в фольклорный фонд чукчей.

Существенным оказалось чукотское влияние на мировоззрение и религиозные представления сибирских эскимосов. Особенно отчетливо оно проступает в праздниках, связанных с оленеводством. Эскимосы подобно чукчам отмечали праздник рогов Килвэй. В свою очередь, все главные праздники приморских чукчей соответствуют и проводятся аналогично праздникам сибирских эскимосов: осенние жертвоприношения морю для получения удачи в предстоящем промысле, главный годовой праздник, посвященный Кереткуну , праздник спуска байдар на воду; праздник "Голов", праздник Кита.

Материальные предметы, используемые в качестве амулетов и охранителей, одинаковы у чукчей и сибирских эскимосов. Бубны чукчей и эскимосов по конструкции, форме и размерам идентичны и резко отличаются от бубнов других сибирских народов. Помазание как средство защиты от заразных болезней применялось теми и другими. Татуировка чукчанок и эскимосок была одинаковой по формам рисунка, по способам нанесения. Много общего в плясках-пантомимах и сопровождающем их характере музыки.

Наиболее существенное последствие чукотско-эскимосских связей - возник¬новение общественного разделения труда. Оно произошло на основе соприкосновения двух охотничьих культур - сухопутной (чукчей) и культуры охотников на морских млекопитающих (эскимосов), что порождало благоприятные условия для развития обмена. Эскимосам нужны были шкуры и кожи оленей, чукчам - ворвань, шкуры морских животных.

Ко времени прихода на Северо-Восток русских отношения между чукчами и азиатскими эскимосами носили мирный характер. На Чукотке сложились местные рынки, где встречались прибрежные охотники с оленеводами. Такие пункты обмена были известны на р. Курупке, около мыса Шмидта, в Чаунской губе и других местах.

По-иному развивались отношения с эскимосами Аляски. В документах нача¬ла XVIII в. отмечаются набеги чукчей на эскимосов Аляски, захват имущества, угон в плен женщин и детей. Однако к концу ХУIII столетия набеги уступают место широким торговым связям, в развитии которых были заинтересованы обе стороны. Через Берингов пролив шел оживленный обмен. Кавральыт - чукотские торговцы - стали регулярными поставщиками товаров русского и чукотского производства на американское побережье, оттуда вывозили пушнину, дерево и моржовые клыки. В торговые отношения оказались вовлеченными не только прибрежные эскимосы, но и обитатели бассейнов рек Пастола и Юкона с их притоками.

Чукотско-корякские отношения. Чукчи и коряки связаны общностью происхождения, общими чертами материальной и духовной культуры, едиными основами фонетики, грамматики и лексики их языков. Наряду с этим существуют и отличия, которые развивались на протяжении длительного времени и привели, в конце концов, к их этническому и языковому обособлению. Определенную роль в этом процессе сыграли юкагиры. Вынужденные под давлением тунгусов и якутов двигаться на восток (XIV-XV вв.) они проникли. В долину Анадыря. Юкагирский клин отделил коряков от чукчей. Исторические перипетии последующих веков способствовали дальнейшему сложению особенностей, отличающих чукчей от коряков.

Первые сведения о чукотско-корякских отношениях появляются в начале ХУIII в. Распространение русских. и юкагиров по Анадырю, захват ими охотничьих угодий на переправах диких оленей поставило чукчей перед необходимостью искать выход из кризиса в экономике. Начиная с 1720 г. на протяжении почти шестидесяти лет чукчи с исключительным упорством преследуют оленных коряков. Зарегистрировано около 50 случаев нападения с целью захвата их имущества. В свою очередь коряки предприняли ряд походов в Чукотскую землю с целью возвращения имущества и пленных.

В отношениях чукчей с коряками наблюдались неуравновешенность и противоречивость. Даже в периоды наибольшего обострения их отношений наблюдались случаи примирения отдельных групп чукчей и коряков. Однако связи эти часто нарушались. Нападение на соседей составляли важное звено процесса перехода чукчей к новым общественным отношениям.

Набеги чукчей на ясачных коряков вызывали беспокойство русских властей. В целях зашиты ясачных коряков было принято решение усилить гарнизон Анадырского острога, состоялось несколько военных походов против чукчей, однако, успеха они не принесли. Нападения чукчей повторялись почти ежегодно до тех пор, пока не произошло известного "насыщения" оленями отдельных групп чукчей, пока, собственно, не сложилось чукотское пастушеское оленеводство. После ликвидации Анадырского острога практически никаких препятствий к проникновению чукчей на юг от Анадыря не осталось. Чукчи обосновались на Анадыре и к югу от него, но уже не как охотники на дикого оленя, а как оленеводы, обладатели больших стад.

В 1781 г. между чукчами, кочевавшими около Анадыря, и администрацией Гижигинской крепости была достигнута договоренность о том, что чукчи не будут нападать на коряков. Чукчи, сами искавшие мирных условий жизни, соблюдали договоренность. Налаживалась торговля, исчезли недоверие и подозрительность. Налаживанию хороших отношений содействовали ярмарки, организованные русскими. К середине XIX в. экономические и культурные связи с ними упрочились. В местах соприкосновения оленеводов исчезли границы, отделявшие ранее чукчей от коряков. Чукчи проникли далеко на юг, вглубь корякской территории.

Чукотско-юкагирские отношения. Юкагиры пришли в соприкосновение с чукчами не ранее XIII-XIV вв. Заселив р. Колыму и ее правые притоки, они разъединили чукчей в ее нижнем течении, захватили значительные охотничьи угодья в бассейне Анадыря. В разные периоды чукотско-юкагирские отношения складывались по-разному. Появление русских на Северо-Востоке не одинаково было воспринято отдельными группами юкагиров. Одни из них, ослабленные межплеменными и межродовыми столкновениями, искали у русских покровительства и защиты, оказывали им содействие в освоении новых районов, были аккуратными плательщиками ясака. Другие, наоборот, противодействовали продвижению русских, отказывались вносить ясак, преследовали ясачных юкагиров. Подобная противоречивость была характерна и для чукотско-юкагирских отношений.

Во второй половине XVII и первой половине XVIII в. юкагиры были очень ослаблены. Набеги соседей, внутриплеменной разлад, эпидемии оспы опусто¬шили их стойбища. Ни один народ Северо-Востока не подвергался такому дружному нападению соседей, как юкагиры. В 1678г. алазейские ясачные юкагиры просили Якутского воеводу Фому Бибикова послать к ним служилых людей для защиты от "немирных и неясачных чукоч". Взаимоотношения чукчей с юкагирами на Анадыре также носили неустойчивый характер. Известны частые нападения чукчей на юкагиров.

С присоединением Камчатки Анадырск стал узловым пунктом, в котором сосредоточилось много служилого населения. Поскольку практически никакого провианта сюда не завозили, питание русских зависело от промысла рыбы и диких оленей. Все места перехода оленей через р. Анадырь использовались жителями Анадырского острога. Это также служило одной из причин ухудшения чукотско-юкагирских отношений. Однако, как и на Колыме, на Анадыре чукчи преследовали в первую очередь ясачных юкагиров. В 1685 г. ясачный сборщик Анадырского острога Василий Тарасов писал в Якутск: "Которые иноземцы ясак платят и те у ясачного платежу говорят: ясак с нас просите, а от неясачных коряк и чюхоч не обороняете, те коряки и чухчи многих родников их на соболиных промыслах побивают и жен и детей и родников их в полон емлют и оленей грабят " (ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 4. Кн. 32. л. 124). К середине XVIII в. преследование юкагиров приняло жестокий характер. В результате опустошительного нападения в 1756г. чукчи взяли в плен 120 юкагиров и захватили все их имущество.

Несмотря на частые конфликты, между чукчами и юкагирами существовали и другие формы отношений. Юкагиры были посредниками в торговле между чукчами и русскими. Через них осуществлялась связь чукчей с Охотским побережьем и Якутией. После ликвидации Анадырского острога все местное и пришлое население было вывезено в Нижнеколымск и Гижигинск, на Анадыре юкагиров не осталось. Однако с конца ХУIII в. Анадырь снова начали заселять пришельцы с Колымы и Гижиги. К середине XIX в. возникло несколько поселков (Марково, Усть-Белая, Еропол и др.) с оседлым населением, которое вело свое происхождение от юкагиров, чуванцев, ходынцев, русских. Между чукчами и оседлыми жителями Анадыря установились деловые отношения, начала развиваться торговля. Местное оседлое население доставляло на Анадырь товары гижигинских купцов, возникло кустарное производство предметов, нужных в хозяйстве и быту чукчей-оленеводов.

На Колыме и к востоку от нее в конце XVIII в. нападения чукчей на юкагиров также прекратились. С основанием Анюйской ярмарки между чукчами и коренным населением Приколымья наладился оживленный обмен. В местах наиболее близкого соприкосновения чукчей с юкагирами шел интенсивный процесс ассимиляции юкагиров. Уже в середине XIX в. существовало значительное число смешанных браков чукчей с юкагирами.

Не менее противоречиво складывались взаимоотношения чукчей с русскими. Попытки заставить чукчей вносить ясак были неоднократны, но малоуспешны. Несколько походов на приколымских чукчей во второй половине ХУII в. не принесли результатов, больше того, чукчи сами перешли к активным действиям. Вплоть до конца 80-х годов ХУII в. они неоднократно осаждали Нижнеколымское ясачное зимовье, нападали на служилых людей, заставляя их жить "в заперти".

Трудным было положение русских и на Анадыре. В середине 1670-х годов здесь значилось всего 16 служилых, один приказчик и 12 аманатов-юкагиров. Лишь в конце 80-х годов ХУII в. в Анадырском остроге начинается некоторое оживление. Появляются торговые и промышленные люди, увеличивается число служилых, усиливается продвижение русских на Камчатку, растет стремление подчинить чукчей, обложить их ясаком.

Рост населения Анадырского острога обострил проблему продовольствия, казаки вынуждены были охотиться на диких оленей там, где их промышляли чукчи. На этой почве, как уже говорилось, участились столкновения чукчей с русскими и их союзниками юкагирами. Эти обстоятельства побудили сибирскую администрацию предпринять решительные действия против чукчей. Состоялось несколько военных походов против чукчей под руководством А. Шестакова ид. Павлуцкого. Ощутимых результатов они не принесли, а сами руководители этих походов погибли.

По мере того, как затухало военное противостояние чукчей с коряками и юкагирами, которых русские обязаны были защищать как российских подданных, стали налаживаться мирные отношения и чукчей с русскими. Большое влияние на умиротворение чукчей оказывала их потребность в товарах русского производства. С ликвидацией Анадырского острога (1771) основным центром, связывающим чукчей с русскими стала Анюйская ярмарка, положившая начало регулярной торговле.

Идя на сближение с чукчами, сибирская администрация искала опоры среди чукотских торговцев кавральыт, которые также были в наибольшей степени заинтересованы в мирных отношениях с русскими. Их наделяли званиями тойонов и старшин, выдавали именные печати, награждали медалями и кортиками. В качестве ответной меры чукотские торговцы и тойоны безоговорочно вносили ясак. Что же касается основной массы чукчей, то обязать их вносить ясак так и не удалось. В обмен на пушнину они требовали подарки, эквивалентные ее стоимости. Сложившаяся практика обмена была узаконена в "Уставе об управлении инородцев ", принятом в 1822г. Чукчи должны были платить ясак по их усмотрению, они не подчинялись гражданским и уголовным законам Российского государства. Правительство лишь наблюдало за государственными границами на территории расселения чукчей и регламентировало торговлю с ними.

Участившиеся в XIX в. случаи проникновения иностранных судов в русские воды северной части Тихого океана, рост браконьерства и контрабандной торговли побудили правительство проявить больше внимания к Чукотке. Началась охрана территориальных вод русскими военными судами, в 1888 г. было принято решение об образовании Анадырского окружного управления. Военный губер-натор Приморской области определил главную задачу первого "начальника Чукотки" Л.Ф. Гриневецкого: "Вы должны стремиться вызвать сознание у чукчей их принадлежности к Российской империи и стараться объясачить их не столько для прибылей государственного казначейства, сколько ради того, что уплата ясака доказывает, что инородец признает над собою известную правительственную власть " (РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 2. Д. 414. Л. 71).

Создание на Чукотке административного аппарата не привело, однако, к сколь-нибудь серьезному изменению ситуации. Русская администрация по-прежнему опиралась на местную власть в лице старост из числа торговцев и бога¬тых чукчей, влияние которых практически не распространялось за пределы их стойбищ и ближайших соседей. По признанию В.В. Солярского, административное насаждение управления среди чукчей оказалось безрезультатным (Соляр¬скuй, 1916, С. 49). Юридическое положение чукчей в начале ХХ в. оставалось таким же, как оно было определено в Уставе 1822 г. Они считались состоящими в зависимости от Российского государства, но не его подданными. Управлялись по своим обычаям. Никаких повинностей не несли и никакими сборами не облагались. Ясак вносили добровольно только на ярмарках, за что получали подарки. Не принесла ощутимых результатов и деятельность Чукотской духовной миссии, созданной в 1879 г. Пропаганда православия породила лишь своеобразный синкретизм традиционных верований и христианства с преобладанием исконных представлений и культов.

Слабая вовлеченность чукчей в административно-политическую систему Российского государства не мешала им вместе с тем осознавать себя людьми этого государства. По мере того как налаживалось транспортное сообщение с Чукоткой, расширялись русская торговля и контакты с русским населением, исчезали замкнутость отдельных групп чукчей, застойный характер их быта и культуры, они все активнее втягивались в общее русло развития Российского государства.

И.С. Вдовин
из книги Народы Северо-Востока Сибири



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...