Дефектология открытые уроки звук и буква л. Конспект занятия "Звуки -

Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»

Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Конспект занятия по обучению грамоте тема: Звук и буква «Л»

Педагог дополнительного образования

Ивлева З.В.

Конспект занятия по обучению грамоте

Звук и буква «Л»

Задачи:

· Познакомить детей с буквой «Л», учить читать слоги, находить букву «Л» в слове (в начале, в середине, в конце,)

· Повторить ранее изученные буквы

· Развивать внимание, память, логическое мышление

· Формировать умение слитного, осознанного чтения

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Психологический настрой - Ребята, давайте повторим правила нашего занятия: «Говорим мы все красиво, смело и неторопливо. Ясно, чётко говорим, никуда мы не спешим» (произносят хором)

2. Повторение пройденного материала: детям раздаются карточки с заданием: послушать слова и записать в кружочки только гласные из этих слов: лук, сок, сыр, мак.

- Какие это звуки? (гласные)

- Почему?

- Каким цветом они обозначаются? (красным)

Повторение пройденной на прошлом занятии буквы «Т». Дидактическая игра «Поймай звук в ладошки» - Т оля, кит , Т аня, бегемот , суп, бант, майка, самолёт , т анк, Коля, кухня.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3. Чтение сказки. У нас в гостях новая буква. Я прочитаю вам сказку, а вы догадайтесь, с какой буквой мы познакомимся сегодня (сказка про букву Л»» прилагается)

- С какой буквой мы познакомились?

- Посмотрите, как я её произношу (язык к верхним зубам прижимается) А теперь вы попробуйте произнести.

- Можем мы её пропеть? (Нет).

- Значит, какой это звук? (согласный)

- Каким цветом будем его изображать? (синим).

- На что похожа эта буква?

- Из чего она состоит?

- Пропишите букву «Л» в воздухе.

- Составьте букву «Л» из палочек.

4. Стихотворение про букву «Л»

Плавать любит по волнам эта буква тут и там.

И на лестницу похожа, и на крышу дома тоже.

В наконечниках у стрел тоже есть буква «Л».

5. Загадки (в ответах присутствует буква «Л»)

- Падают с ветки золотые монетки (листья)

-Я соткано из зноя, несу тепло с собою.

Я реки согреваю, «Купайтесь»-приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я – (лето)

-Угадайте, что за птичка, тёмненькая невеличка.

Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста.

Всех быстрей она летает, мошек на ходу хватает.

Если к нам летит она – значит, началась весна (ласточка)

6. Чтение слогов. Игра «Порт»

Лодка по реке плыла, букву «Л» она везла.

Подплыла к причалу «А», прочитали дети – ЛАПодплыла к причалу «У», прочитали дружно – ЛУ Подплыла к причалу «Ы», прочитали тихо – ЛЫ Подплыла к причалу «Я», прочитали громко – ЛЯ

7. Физминутка Буква Л, расставив ноги, словно в пляске – руки в боки Наклонилась влево, вправо, получилось на славу.

1 – 2 – выше голова, 3 – 4 – ноги шире, 5 – 6 – тихо сесть.

8. Чистоговорки. Для того, чтобы чётко и ясно говорить, для этого надо подготовить дыхание и голос. ЛО – ЛО – ЛО – на улице тепло ЛУ - ЛУ – ЛУ - стул стоит в углу. УЛ – УЛ – УЛ – у нас сломался стул. ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ – мы купили соль.

9. Дидактическая игра «Определи место звука» В начале – лампа, лодка, лужа, лыжи, лиса, лук, лев В середине – молоток, белка, полка, павлин, апельсин, пальто, цыплята В конце – стол, стул, пол, пенал, дятел, самосвал

10. Упражнение в чтении слогов ЛА – АЛ, – ЛО – ОЛ, – ЛУ – УЛ, - ЛИ – ИЛ, - ЛЫ – ЫЛ

11. Письмо в прописях

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- С какой буквой познакомились на занятии?

- Какая это буква?

- Каким цветом обозначается?

- Почему?

Перед вами лежат два солнышка с разным настроением (радостным и грустным). Если вам на занятии было всё понятно и интересно, то поднимите солнышко с улыбкой, а если не интересно – то грустное солнышко. Давайте посмотрим, какие солнышки вы подняли?

Сказка про букву «Л»

Буква Л

Не хочу спать, не буду ложиться , - капризничала девочка.

Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю ».

Я люблю тебя, моя малышка, - ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.

«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка », - подумала буква Л.

Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю », - чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово.

Скажи волшебное слово «люблю» всем, кого ты любишь.

Тема НОД: Звуки [Л]-[ЛЬ]. Буква [Л].

Цели:

  • Четкое произнесение звуков [Л], [Ль];
  • Дифференциация звуков [Л], [Ль] на слух и в произношении;
  • Преобразование слогов, слов;
  • Определение позиции звука [Л] в слове (начало, середина, конец);
  • Знакомство с буквой Л;
  • Анализ и синтез слов ШКОЛА;
  • Выкладывание слов из букв по следам анализа;
  • Печатание буквы Л в тетрадях; слов по следам анализа;
  • Чтение слогов, слов;
  • Развитие внимания, памяти.

I. Оргмомент:

1. Эмоциональный настрой. Игра-пожелание «Удачи тебе!». Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

— Желаю (соприкасаются большими пальцами)

— успеха (указательными)

— большого (средними)

— во всём (безымянными)

— и везде (мизинцами).

— Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)

2. Упражнения на развитие логики, внимания памяти. На доске обобщенная модель занятия в виде карты города (Слайд № 1). Логопед напоминает, что путешествие начинается с улицы Умной головы, где детям необходимо разгадать ребусы (слайды № «, 3, 4, 5). Затем логопед просит детей назвать все отгаданные слова и отгадать, какой звук пришел к ним в гости на занятие.

II. Знакомство с темой занятия. Звуки «Л-ЛЬ».

1. Артикуляция и характеристика звуков «Л», «ЛЬ»: На Улице Ловкого язычка дети рассматривают артикуляцию звуков «Л», «ЛЬ», дают характеристику по опорной схеме, находят квартиру для «Л, ЛЬ» в Доме звуков ( с окошками для звуков и букв). Сравнение звуков «Л, ЛЬ» (чем похожи, чем отличаются) (слайды № 6, 7)

2. Дифференциация звуков. На улице Хорошо слышащих ушек дети играют в игру «Сигнальщики»: логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети выкладывают соответствующий флажок — синий, если слышат звук «Л», зеленый на звук «ЛЬ». Затем логопед предлагает проверить правильность выполнения задания, сравнив с рядом сигналов на доске (слайд № 8)

Тут же на этой улице детей встречает Гаврилка-говорилка, дети повторяют за ним цепочки слогов, слов близких по звучанию со звуками «Л-ЛЬ»

Например: ЛА-ЛЯ-ЛА, ФЛА-ФЛЯ-ФЛЯ, ЛУК-ЛЮК, ЛАК-ЛЯГ и т.д.

Зажги фонарик (в тетрадях) или выкладывание ряда из пуговиц (контроль на слайде)

3. Игра с мячом «Скажи наоборот» По дорожке с непоседливым мячиком дети играют в игру «Наоборот». Логопед произносит слог или слово со звуком «Л», дети заменяют его на «ЛЬ» и произносят новый слог или новое слово:

ЛА-…ЛЯ ЛО-…ЛЁ ЛУ-…ЛЮ ЛЫ- …ЛИ ЛАК — …ЛЯГ ЛУК-…ЛЮК

МЕЛ — …МЕЛЬ ПЫЛ — …ПЫЛЬ ДАЛ-…ДАЛЬ

4. Выделение звуков «Л, ЛЬ» в произношении по картинкам, дифференциация.

Улица Веселых картинок: дети называют картинки, выставленные на панно «Домик».

Проводится игра «VI лишний» на дифференциацию звуков «Л».

ЛАМПА, ЛЕС, ЛАСТОЧКА, ЛОТО – лишняя картинка ЛЕС (дети объясняют, почему она лишняя)

ЛИПА, ОЛЕНЬ, ПОЛКА, ПОЛЯНА – лишняя картинка ПОЛКА и т.д.

Лишние картинки убираются, а с оставшимися картинками дети выполняют задания на определение позиции звука в слове.

III. Динамическая пауза «Клава ловко лук полола» (слайд № 9). Дети отправляются на улицу Быстрых ножек и выполняют упражнение на координацию речи с движением.

Клава ловко лук полола
Мыла пол и полки Лола,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну а маленькая Света
Ела сладкие конфеты.

Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Затем логопед предлагает вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ».

IV. Знакомство с буквой «Л». На улице Важных букв дети рассматривают букву «Л» (слайды № 9, 10, 11).

Чтение стих.:

На стремянку Л похожа
И на крышу дома тоже.

Обведение буквы Л по контуру, рисование на манке, выкладывание из палочек, из веревочек, заселение буквы в соответствующую квартиру Домика звуков.

V. Звуковой анализ, синтез и выкладывание схем слов (слайд № 12). Теперь дети попадают на улицу строгих схем и выполняют звуковой анализ, синтез, выкладывание схемы слова ШКОЛА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки.

VI. Пальчиковая гимнастика. На улице Ловких пальчиков дети выполняют кинезиологические упражнения.

VII. Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов (слайд № 13). На следующей улице ведется «стройка»: дети находят кубики-лего с наклеенными на них слогами. Дети выбирают себе кубики одного цвета и составляют домики со словами из деталей конструктора.

VIII. Итог. Прохорова С.П. учитель-логопед.

  • Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

    «Звук и буква Л, л»

    Подготовила

    учитель начальных классов

    Михалева Светлана Ивановна

    Павловск 2011

    Букварный период обучения грамоте 1 класс.

    Тема : Звук и буква Л, л. Цель : - познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности. Задачи : Образовательные: познакомить с буквой и со звуком Л,л; - автоматизировать правильное произнесение [Л] формирование умения определять местоположение звука в слове. Коррекционно -развивающие : - развивать фонематическое восприятие посредством дидактической игры; - корригировать устойчивое внимание, путем выполнения задания на нахождение сходства буквы Л с предметами; - развивать зрительно – слухо – моторную память на основе упражнений; - коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание стихотворений во время физминуток.; Воспитательные:

    Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; - воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;

    Воспитание правильной звуковой культуры речи.

    Оборудование : иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями,

    Ход урока.

    Этапы урока

    Психологический настрой.

    Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

    Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

    Посмотрите на доску и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

    Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

    Физминутка.

    «Рыбки»

    Рыбки плавают,

    ныряют в тихий солнечный денек.

    То согнутся, разогнутся,

    То зароются в песок.

    Посмотрите, кто плывет к нам на встречу?

    Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

    С какого звука начинаются все эти слова?

    Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

    Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это?

    Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

    Лыжи - ?

    Ложка - ?

    Стол - ?

    Жаба Клава осталась довольна и пошла дальше.

    Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке?

    Ребята, это буква Л.

    Скажите, на что она похожа?

    Из каких элементов состоит печатная буква Л?

    Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

    Лунтику понравились все ваши буквы.

    Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

    Пальчиковая гимнастика

    Краб

    Краб ползет по дну,

    Выставив свою клешню.

    Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатате в блокнотах печатную букву Л. И лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

    Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Выполним физминутку.

    Физминутка .

    «Улитка»

    Ползёт улитка по тропе

    Свой домик носит на спине.

    Ползёт тихонько, не спешит

    По сторонам всегда глядит.

    Ну, а когда устанет очень

    И отдохнуть она захочет,

    То может быстренько свернуться

    И шаром круглым обернуться.

    Посмотрите, что у улитке в домике лежит?

    На этих листах задание для вас.

    Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв.

    Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.


    Дети выполняют гимнастику

    Стая пиявок. Лиса, лист, лошадь, лук.
    Со звука Л. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют) Жаба Клава.

    В начале слова В начале слова В конце слова

    Буква Дети отвечают
    Из двух палочек. Выкладывают из камушек букву Л

    Краб. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. Печатают в блокнотах букву Л.

    Выполняют гимнастику

    Листы бумаги.
    Выполняют задание (Приложение 1)

    Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

    Загадки «Доскажи словечко»:

    1. На скамейке у ворот

    Лена горько слезы… (льет)

    2. Серый волк в густом лесу

    Встретил рыжую… (лису).

    3. У себя в саду Андрейка

    Поливал цветы из… (лейки).

    4. Заставил плакать всех вокруг

    Хоть он и не драчун, а… (лук).

    А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

    Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

    Приложение 1 (http ://solnet®.ee )


    Приложение 2 (http ://solnet®.ee )
    Соедини с буквой Л картинки, слова которых начинаются со звука Л.

    Список использованной литературы


    1. «Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова

    М., «Просвещение» (2009 г.)

    Использованные Интернет-ресурсы

    1. http ://solnet®.ee (Прложение1,2)2. (пальчиковая гимнастика «Краб») 3. (физминутка «Улитка»)

    Тема: «Звуки [Л] [Л`]. Буква Л.

    1 класс.

    Цель: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [Л] [Л`] , буквой Л.

    2. Уточнить артикуляцию и характеристики звука [л]

    3. Работа над развитием фонематического слуха:

    · Учить слышать звуки [Л] [Л`] в слогах словах, предложениях;

    · Определять место звука в слове.

    4. Расширение и уточнение словарного запаса детей.

    5. Работа над техникой чтения.

    Ход занятия.

    Организационный момент.

    Вспомним наше правило:

    Каждый день, всегда, везде
    На занятиях, в игре
    Громко, четко говорим,
    Никогда мы не спешим.

    Артикуляция звука.

    Логопед объясняет, что при произношении звука [Л] язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт.

    Характеристика звука.

    Можно ли петь звук [Л]? (Нет) . Этот звук является гласным или согласным?(Согласным) . Приставим руку к горлышку и говорим [Л]. Дрожит горлышко? (Да). Значит, голосовые связки вибрируют, звук [Л] – звонкий.

    ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ – здесь звук [Л] звучит твёрдо.

    ЛЯ, ЛЁ, ЛЮ, ЛИ, ЛЕ - здесь звук [Л] звучит мягко.

    Звук [Л] – согласный, звонкий, бывает мягким и твёрдым.

    Сегодня мы будем путешествовать по стране БУКВАРИЯ, где живёт ВОЛШЕБНИК, который спрятал букву Л. Чтобы выручить букву, нужно выполнить задания волшебника. Поможем букве Л?

    1. Задание: «Речевая зарядка.»

    Давайте споём песенку для ВОЛШЕБНИКА:

    Ла-ло- лу-лы ал-ол-ул-ал

    Лы-лу-ло-ла ыл-ул-ол-ал

    Скла-скло-склу-склы

    Спла-спло-сплу-сплы

    Ло-ло-ло- на улице тепло.

    Лу-лу-лу- стол стоит на углу.

    Ул-ул-ул- у нас сломался стул.

    2. Задание: « Запомните все слова со звуком [Л] [Л`]»

    На болоте лягушонок

    Лапкой шевелит спросонок,

    Потому что лунный лучик – длинноножка

    Лягушонку –босоножке

    Летней теплой тихой ночью

    Лапки ласково щекочет.

    3. Задание: « Определи место звука в слове»

    Определите место звука [Л] в слове и разложить по корзинкам. (предлагаются корзинки для звукового анализа – дети определяют место звука в слове в начале слова, в середине или в конце) и кладут картинку в соответствующую корзинку)

    Картинки: лодка, белочка, лиса, стол, волк, лист, стул.

    4. Задание: «Разминка»

    «Чтобы продолжить путешествие по стране БУКВАРИЯ, нам нужно отдохнуть и выполнить динамическую разминку».

    От волшебника бежали, бег на месте

    Мы бежали, мы бежали.

    Над горами мы летали, имитация полета

    Мы летали, мы летали.

    Под водой мы проплывали, имитация плавания

    Проплывали, проплывали.

    Через камни мы шагали, ходьба с высоким поднимание бедра

    Мы шагали, мы шагали.

    Тут мы гномов увидали, попарно похлопывают друг друга по плечам

    Их мы дружно все обняли.

    5. Задание: «Скажи на оборот»

    Добавьте в каждое предложение слово со звуком [Л], которое подходит по смыслу:

    У березки ствол тонкий, а у дуба - …. (Толстый)

    Заяц трусливый, а лев - ….. (Смелый)

    Суп горячий, а мороженное - ….. (Холодное)

    Собака сытая, а волк - ….. (Голодный)

    Воздушный шар легкий, а гиря - ….. (Тяжелая)

    Великан сильный, а Дюймовочка - …. (Слабая)

    6. Задание: «На что похожа буква Л»

    И сказал волшебник:

    Вы доказали мне друзья

    Что звук скрывать никак нельзя!

    Его вам возвращаю я!

    Но! Чтоб на письме звук не терять,

    Нам будет буква помогать

    – Твёрдый согласный звук [л] и мягкий согласный звук [л’] на письме обозначается одной буквой Л «эль». Показ буквы. (На доске вывешивается карточка с печатной буквой Л, л)

    – На что похожа буква Л?

    Дрессировщик буквой машет.
    Перед ним лошадка пляшет.
    Алфавит продолжим наш,
    Буква Л – лесной шалаш.

    – На что похожа буква Л? (Ответы детей)

    7. Задание: «Прочитайте слоги и слова с буквой Л»

    АЛ ОЛ УЛ ЫЛ ИЛ ЕЛ

    ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ

    ЛАМПА ЛЕНТА ЛИМОН

    ЛАПША ЛЕНТЯЙ ЛЕСНОЙ

    8. Дидактическая игра «Расколдуй слова».

    Волшебник БУКВАРИИ приготовил вам последнее задание. Добавьте букву Л в начало или конец слова и произнесите его в слух:

    За.. …апа пена… вокза…

    Уксту.. забы.. засну..

    Пе.. сто.. щего.. слома..

    Итог урока:

    Какой звук мы спасали? (Сегодня мы спасали звук [Л] )

    Вспомним, какой это звук? (Звук[Л] – согласный, звонкий, твердый ))

    Как мы спасали наш звук?(Выполняли задания Волшебника страны БУКВАРИИ)

    Все ребята молодцы – очень хорошо работали на занятии!

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л"]. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»

    Задачи:

    Коррекционно - образовательные:

    1. Познакомить с согласными звуками [Л] , [Л"] .
    2. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.
    3. Продолжать учить определять позицию звука в словах.
    4. Познакомить с буквой «Л» .

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти;
    2. Развитие общей моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.
    3. Совершенствование грамматического строя речи;
    4. Закреплять понятие «звук» , «буква» , «гласный, согласный звук» , «мягкий – твердый» .
    5. Воспитание навыков самоконтроля за правильным звукопроизношением в самостоятельной речи.
    6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

    Воспитательные: воспитание доброжелательности, отзывчивости, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.

    Оборудование: Ноутбук, телевизор, слайдовая презентация, схемы для составления предложений, предметные картинки, карточки для звукового анализа слова «ЛУНА» , игра «Чья? Чей?»

    I. Организационный момент.

    Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. А кто мы узнаем, если отгадаем загадку.

    Я родился на Луне,
    Оказался на Земле,
    Много здесь завёл друзей,
    Чтоб жилось мне веселей.

    Про меня есть мультик,
    А зовусь я…
    - ЛУНТИК!

    Вы все знаете историю о Лунтик. Лунтик упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

    Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам.

    II. Основная часть.

    1. Сообщение темы занятия.

    Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик» ? (Звук [Л] )

    При произнесении звука [Л] - губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.

    [Л] ?

    2. Характеристика звука: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху) , твердый, звонкий, обозначакм фишкой синего цвета.

    Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л"] .

    Что мы можем сказать о звуке [Л"] ?

    Звук [Л"] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

    4. Закрепление звуков в изолированном виде.

    Большой самолет летит и гудит: [лллллл: ] (Дети произносят звук [л] громко) .

    Маленький самолет летит и гудит: [льльльльльль: ] (Дети произносят звук [л"] тихо.)

    5. Игра: «Светофор»

    Я буду произносить слова, а вы когда услышите слово со звуком [Л] , поднимите синий сигнал светофора, а если услышите звук [Л"] , поднимите зеленый сигнал светофора.

    Ласка, ложка, пила, лев, дом, кошка, стол, башня, полка, лес, окно, Лиза...

    6. Игра: «Доскажи словечко»

    звуком [Л] : сто..., сту..., осё…, дяте…, уко...,
    слогом ЛА: пол…; иг…; кук…; ю…; пи..., ска..., ма...;
    слогом ЛЫ: сто..., дят…; ска..., пи..., шко..., шпа...
    7. Игра «Составь слово»

    Ребята, я вам буду бросать звуки, а вы должны составить из них слово и вернуть мне:

    Л У К (ЛУК) , С Т У Л (СТУЛ) , Ю Л А (ЮЛА) , Л" Е В (ЛЕВ) , С Т О Л (СТОЛ) , В О Л К (ВОЛК) ,

    8. Определение позиции звука в слове:

    Ребята, на столах у вас картинки, вы должны определить место звуков [Л] - [Л"] , в словах (начале, середине или в конце слова) .

    Если в вашем слове звук [Л] , фишку, какого цвета возьмете?

    А если звук [Л"] ?

    Предметные картинки: будильник, волк, лиса, лось, олень, телевизор, малина, слон, дятел.

    9. Игра «Один – два - пять» (С мячом)

    Ребята, назовите диких животных, в названии которых есть звуки [Л] - [Л"] . (Лиса, волк, белка, слон, лев, олень, лось и т.д.) .

    Одна лиса – две лисы – пять лис;

    Волк, белка, слон, лев, олень, лось.

    10. Физкультминутка «По дорожке»

    По дорожке шли, шли
    Много камешков нашли
    Пришли, собрали
    И дальше пошли

    (Дети выполняют движения со словами)

    11. Игра «Чья морда? Чей хвост?»

    Логопед показывает детям картинку с изображением хвоста или морды и просит назвать: «Чья морда? Чей хвост?»

    Лиса – лисий хвост – лисья морда;

    Волк, олень, белка.

    12. Игра «Зашифрованное слово»

    Ребята, чтобы угадать, какое слово «зашифрованно» необходимо соединить первые звуки названий предметов, которые изображенны на слайде.

    Ласточка, улитка, ножницы, аквариум. ЛУНА

    13. Звуковой анализ слова ЛУНА

    Скажите слово ЛУНА так, чтобы услышали первый звук, назовите его.

    Какой второй звук в слове ЛУНА?

    Что вы можете сказать об этом звуке?

    Почему он гласный?

    Какой третий звук в слове ЛУНА?

    Что вы можете сказать об этом звуке?

    Какой последний звук в слове ЛУНА?

    Сколько звуков в слове ЛУНА?

    Сколько слогов в слове ЛУНА?

    Почему? (ответы детей)

    А мы знаем, сколько гласных звуков столько и слогов в слове.

    Назовите первый слог? Второй?

    Сколько звуков в первом слоге? Во втором?

    14. Составление предложений со словом ЛУНА.

    Придумайте предложение со словом ЛУНТИК или ЛУНА.

    Из чего состоит предложение? (Из слов) .

    Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы) .

    Что ставится в конце предложения? (Точка)

    Составление детьми предложений.

    Дети выбирают понравившееся предложение и составляют схему предложений.

    15. Знакомство с буквой «Л» .
    Алфавит продолжит наш
    Буква Л – лесной шалаш
    В. Степанов

    16. Построй по стихотворению.

    Ладони вверх направим,

    Под углом соединим.

    Это построенье

    В букву превратим.

    17. На что похожа буква «Л» ?

    18. Чтение слогов и слов.

    19. На сюжетной картинке найдите слова со звуком [Л] , [Л"] .

    III. Итог:

    Молодцы! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. С какими звуками познакомились? Что вы можете сказать об этих звуках? Ребята, если на занятии вам было все понятно и интересно, покажите зеленый смалик, если что – то не поняли и было скучно, то покажи желтый смалик.

    Список используемой литературы:

    1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР, Москва 1998.
    2. Пожиленко Е.А, Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 1999г.
    3. Смирнова Л.Н., «Логопедия» (играем со звуками) , Москва, 2006.
    4. Ткаченко Т., Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С.-П., Детство-Пресс, 1998г.


    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...