Демоверсия впр по биологии 5. Разработка материала по подготовке к ВПР по биологии (5 класс)
Всероссийские проверочные работы ВПР по биологии в 5 классах в очередной раз прошли 26 апреля 2018 года. Участие 5 классов в ВПР по биологии в 2018 году добровольное.
Для подготовки к ВПР 2019 подойдут варианты 2018 года.
Варианты ВПР по биологии 5 класс с ответами 2018 год
Структура варианта проверочной работы ВПР по биологии
Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.
Задания 1–4, 6, 7, 9 основаны на изображениях конкретных объектов, статистических таблицах и требуют анализа изображений и статистических данных, характеристики объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач.
В задании 5 требуется восстановить последовательность этапов выполнения определенных действий, например посадки растения.
Задание 8 проверяет умение распределять растения и животных по природным зонам.
Задание 10 проверяет связь учебного курса биологии с выбором будущих профессий.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Полный правильный ответ на задание 1 оценивается в 5 баллов: часть 1.1
и 1.3 – 2 балла (в соответствии с критериями), часть 1.2 – 1 балл.
Правильный ответ на каждое из заданий 2 и 4 оценивается в 1 балл.
Полный правильный ответ на задание 3 оценивается в 2 балла, 1 балл
ставится, если допущена одна ошибка.
Правильный ответ на задание 5 оценивается в 2 балла, 1 балл ставится,
если в ответе переставлены местами две цифры.
Полный правильный ответ на задание 6 оценивается в 6 баллов: часть 6.1
оценивается в 2 балла в соответствии с критериями: часть 6.2 оценивается в
2 балла, 1 балл ставится, если неправильно подписаны два рисунка; часть 6.3
оценивается в 2 балла, 1 балл ставится, если в ответе неправильно подписан один рисунок.
Полный правильный ответ на задание 7 оценивается в 4 балла: часть 7.1 оценивается в 2 балла, 1 балл ставится, если допущена одна ошибка; часть 7.2 –2 балла в соответствии с критериями.
Правильный ответ на задание 8 оценивается в 2 балла, 1 балл ставится, если допущена одна ошибка.
Правильный ответ на задание 9 оценивается в 2 балла в соответствии с критериями.
Полный правильный ответ на задание 10 оценивается в 3 балла в соответствии с критериями.
Максимальный первичный балл ВПР по биологии (5 класс) – 28.
Биология 5 класс подготовка к ВПР 2017 (Всероссийская проверочная работа)
Разработала: Горюнова Яна Геннадьевна
учитель химии, биологии
Задание 1
- 1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке 1 стебель, лист, соцветие, плод черной смородины.
Соцветие - это побег растения, несущий цветки и не несущий листьев.
Стебель – осевая часть побега растения, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету.
Лист - в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез.
Плод - часть растения, развивающаяся из цветка (обычно из завязи) в результате опыления и содержащая в себе семена.
Соцветие
1.2.
- Фотосинтез - это процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов (хлорофилл у растений).
1.2. в каком из этих органов в течении всего лета происходит фотосинтез?
- 1.3.
Побег, плод, семя, цветок
- У растений различают два типа размножения – бесполое и половое.
- Бесполое размножение – это размножение, происходящее без участия половых клеток и полового процесса. В бесполом размножении различают два способа: вегетативное размножение и размножение спорами.
- Вегетативное размножение – это отделение частей тела от материнского растения и развитие из него самостоятельных (дочерних) организмов. В нем участвует лишь один родитель , тогда как в половом размножении всегда участвуют два родительских организма : женский и мужской.
- Размножение спорами происходит благодаря развитию у организма особых, специализированных клеток – спор . Такое размножение свойственно водорослям, моховидным и папоротниковидным растениям. Споры – это отдельные мелкие клетки. Они содержат ядро, цитопазму, покрыты плотной оболочкой и способны на протяжении длительного времени переносить неблагоприятные условия. Попав в благоприятные условия среды, споры прорастают и образуют новые (дочерние) растения.
- Половое размножение - это размножение, при котором происходит слияние женских (♀) и мужских (♂) половых клеток, от чего появляются дочерние организмы, качественно иные, чем родительские; при этом в размножении участвуют два родительских организма.
- Процесс слияния мужской и женской половых клеток называется оплодотворением .
Размножение покрытосеменных
Бесполое
1.3. В приведенном ниже списке названы органы растения. Все они за исключением одного выполняют функцию полового размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.
Побег , плод, семя, цветок
Объяснение: плод, семя и цветы – генеративные органы (органы полового размножения)
Задание 2
- У смородины ранней весной появляются молодые побеги с листьями. Найдите в приведенном списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.
Рост растения
Плодоношение
Задание 3
- Опишите лист смородины по следующему плану: тип листа, тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Тип листа
Черешковый
- Б. Жилкование листа
Типы жилкования листа - дуговое, параллельное, сетчатое (или перистое), пальчатое.
- В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
4 задание
- Черная смородина богата витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из нее варят варенье (А), готовят чай (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.
Б. Листья и плоды
Задание 5
- Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?
Цитоплазма
Задание 6
- Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные слова из предложенного списка.
Дыхание растений
Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет __(А), а выделяет __(Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования - __(В), расположенные в кожице.
Список слов:
- Вода
- Черешок
- Кислород
- Углекислый газ
- Устьица
- Оболочка
Дыхание растений
Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет _ 4 _(А), а выделяет _ 3 _(Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования - _ 5 _(В), расположенные в кожице.
Задание 7
- 7.1. Используя таблицу «Состав семян», ответьте на вопросы.
В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей?
В семенах каких растений содержится более 10% воды?
В семенах какого растения содержится больше всего белков, жиров и углеводов?
- 7.2. ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.
Подсолнечник
- 7.3. из этих растений производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведенных ниже фотографий подпишите соответствующие растения, которые используют для их изготовления.
Подсолнечник
Задание 8
- Прочитайте текст и выполните задания.
- 8.1. в каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лисицу обыкновенную относят к группе млекопитающих животных? Запишите номера выбранных предложений.
- 8.2. Сделайте описание волка серого по следующему плану
- А) в сравнении с лисицей: крупнее/ мельче:
- Ответ: _____________
- Б) покров тела:
- Ответ:_______________
- Ответ:_______________
- А) в сравнении с лисицей: крупнее/ мельче:
- Ответ: крупнее
- Б) покров тела:
- Ответ: мех густой и длинный, цвет серо-бурый
- В) Чем волк питается? (приведите не менее двух примеров).
- Ответ: олень, лось, кабан.
Спасибо за внимание!
Образец ВПР 2018 по биологии 5 класс с ответами. Всероссийская проверочная работа 2018 года по биологии 5 класс, содержит 10 заданий. На выполнение работы по биологии дается 45 минут.
1. Рассмотрите изображение чёрной смородины и выполните задания.
1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель, лист, цветок (соцветие), плод чёрной смородины.
1.2. В каком из этих органов в течение всего лета происходит фотосинтез?
1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию полового размножения. Выпишите название органа растения, который «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.
Лист, плод, семя, цветок.
2. У смородины ранней весной появляются молодые стебли с листьями. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, рост, плодоношение.
3 (вариант 1). Рассмотрите изображение листа сирени и опишите его по следующему плану: форма листа, жилкование листа, тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Форма листа
Б. Жилкование листа
В. Тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части
А | Б | В |
3. (вариант 2) Рассмотрите фотографии собаки породы немецкий пинчер и опишите её по следующему плану: окрас собаки, форма ушей, форма хвоста.
Б. Форма ушей
В. Форма хвоста
Впишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.
А | Б | В |
4. (вариант 1) Ученик рассмотрел под микроскопом лист смородины и сделал соответствующий рисунок клетки листа. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?
4. (вариант 2) Ученик на уроке изучал устройство микроскопа и делал соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке он обозначил буквой А?
5. Анна решила посадить дерево на своём дачном участке. Расставьте по порядку номера действий, которые она должна осуществить.
1) налить в выкопанную лунку воду
2) полить посаженное дерево
3) поместить растение в лунку
4) засыпать лунку землёй
5) выкопать лунку
6.1. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.
В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей?
В семенах каких растений содержится более 10% воды?
В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов?
6.2. Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.
6.3. Из этих растений (задания 6.1, 6.2) производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите название соответствующего растения, которое используют в каждом случае.
7. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Лисица обыкновенная – хищное животное массой до 10 кг, широко распространённое на территории Евразии, Северной Америки. (2)Лисица – зверь среднего размера с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисицы охотятся в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисицы редко живут более семи лет.
7.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лисицу обыкновенную относят к группе млекопитающих животных?
Запишите номера выбранных предложений.
7.2. Сделайте описание волка серого по следующему плану.
А) В сравнении с лисицей волк крупнее/мельче
Б) Какой покров тела у волка?
В) Чем волк питается?
8. Заполните пропуски в таблице «Природные зоны», выбрав слова из приведённого ниже списка. Запишите на место каждого пропуска номер выбранного слова.
Список слов:
1) ель
2) белка
3) верблюд
4) саксаул
5) тайга
6) пустыня
9. Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?
Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.
10. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
Ответы на Образец ВПР 2018 по биологии 5 класс
1.1.
1.2. лист
1.3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) «выпадающий» из логического ряда орган растения: лист;
2) объяснение, например: лист обеспечивает фотосинтез/дыхание/испарение.
2. рост
3 (1 вариант). 441
3 (2 вариант). 424
4 (1 вариант). цитоплазма
4 (2 вариант). объектив
5. 51342
6.1 Правильный ответ должен содержать ответы на три вопроса:
1) в семенах льна;
2) в семенах пшеницы и гороха;
3) в семенах подсолнечника
6.2.
А) лен
Б) горох
В) пшеница
Г) подсолнечник
6.3.
А) лен
Б) подсолнечник
В) пшеница
7.1. 234 (в любой последовательности)
7.2. Правильный ответ должен содержать описание/признаки по трём пунктам плана:
А) крупнее (волк крупнее лисицы);
Б) мех густой серо-бурого цвета;
В) олень/лось/косуля/кабан/лисица/заяц/мыши/домашние животные и др.
8. 521
9. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правило: здесь запрещается ловить бабочек;
2) указание места: в заповеднике / ботаническом саду / национальном парке.
10. Профессия: цветовод/садовод/садовник/флорист/ландшафтный дизайнер