Духовная жизнь ссср в 20 е годы. Какое имя выпадает из общего логического ряда

Задание 1

Из работы Н.И.Бухарина и Е.А.Преображенского «Азбука коммунизма»

Обучение должно быть обязательным... Обучение должно быть бесплатным... Обучение... должно быть равным для всех... Обучение должно охватывать всю молодёжь от 8 до 17 лет.

Школа должна быть единой. Это значит... что должно быть уничтожено деление школ на мужские и женские и осуществлено совместное обучение детей обоего пола... Единая школа означает единую лестницу, по которой может и должен пройти каждый учащийся социалистической республики, начав с самого низшего порога - с детского сада - и закончив высшею ступенью...

Школа социалистической республики должна быть трудовой. Это значит, что обучение и воспитание должно быть соединено с трудом и должно опираться на труд...

Оканчивающему единую трудовую школу ученику коммунистическое общество говорит: «Профессором можешь и не быть, а производителем ценностей быть обязан».

Задание 2

Проанализируйте документы и запишите ответы на вопросы.

Из работы Н.И. Бухарина и Е.А. Преображенского «Азбука коммунизма»

В буржуазном обществе ребёнок рассматривается... в значительной степени как собственность своих родителей. Когда родители говорят: «Моя дочь, мой сын», это означает теперь не только наличие родственных отношений, но и право родителей на воспитание собственных детей. Это право с социалистической точки зрения совершенно ни на чём не основано... Ребёнок... принадлежит тому обществу, в котором и благодаря которому он родился, а не только лишь «обществу» своих родителей. Обществу же и принадлежит первейшее и основное право воспитания детей. И с этой точки зрения претензии родителей путём домашнего воспитания запечатлеть в психологии своих детей свою ограниченность необходимо не только отклонять, но и высмеивать самым беспощадным образом... Будущее принадлежит общественному воспитанию.

Из статьи педагога-марксиста В. Н. Шульгина Мы не призваны воспитывать русского ребёнка, ребёнка русского государства, а гражданина мира, интернационалиста, ребёнка, который полностью понимает интересы рабочего класса и способен драться за мировую революцию... Мы воспитываем нашего ребёнка не для защиты родины, а для всемирных идеалов.

1. Каковы были основные цели воспитания, провозглашённые пролетарским государством?

2. Почему большевики с недоверием относились к семейному воспитанию ребёнка?

1. Воспитание ребенка обществом, прививание ему идеалов социализма.

2. Чтобы сделать его таким как все, чтобы думал он также, как думает партия, а не его родители.

Задание 3

Проанализируйте материалы параграфа. Вставьте пропущенные в тексте фамилии писателей и поэтов: И.А. Бунина, 3.Н. Гиппиус, М. Горького, А.И. Куприна, В.В. Маяковского, Д.С. Мережковского, И. Северянина, М.И. Цветаевой.

Из книги П. Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры»

Естественно, что писатели, вполне сложившиеся, связанные с прежней социальной средой и не желавшие мириться с новым положением, первые отошли и, по большей части, эмигрировали за границу. Здесь прежде всего следует назвать А. Бунина, последнего певца дворянской усадьбы, А. И. Куприна, несравненного живописца исчезнувшего быта... Отошли сразу или постепенно эмигрировали и корифеи следующего, романтического периода, старшие символисты, потревоженные в своих созерцаниях и рифмотворчестве грубой действительностью: З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, И. Северянин, М. И. Цветаева. Особое положение относительно большевиков занял М. Горький, оказавший им до революции немало услуг материального характера, он как-то «притих». Зато вдвойне шумел В. В. Маяковский со своей ратью футуристов... Как же ему было не слиться с революцией. Ведь до революции он был самым левым из левых, самым рьяным разрушителем литературных традиций.

Задание 4

С помощью текста параграфа выберите ответы на вопросы.

1. В чём состояла главная идея сменовеховства:

а) в распространении большевистской идеологии в зарубежных странах;

б) в объединении всех антисоветских сил в эмиграции;

в) в примирении с советской властью во имя воссоздания великого Российского государства?

2. Какое имя выпадает из общего логического ряда:

а) М. Горький; б) А.И. Куприн; в) С.В. Рахманинов; г) С.С. Прокофьев; д) А.Н. Толстой; е) М.И. Цветаева?

Задание 5

Задание 6

Используя текст учебника и самостоятельно найденные материалы, напишите небольшое эссе на тему «Большевики и Русская православная церковь».

Большевики видели в церкви конкурента, который массово мог влиять на умы людей. Теперь же для построение нового общества необходимо было воспитать «нового человека», который станет поддерживать идеи социализма и примет участие в построении нового общества и продвижении мировой революции. Вся дальнейшая деятельность партии была направлена на уничтожения инакомыслия и разрушение старых порядков. Сначала был принят Декрет об отделении церкви от государства, затем проведены суда над служителями церкви. Храмы и монастыри начали закрываться, имущество церкви конфисковывалось в пользу революции. Священники и их семьи были лишены избирательного права, а их дети не могли получить специальное или высшее образование.

Большевики были настроены решительно, вплоть до полного физического уничтожения церковнослужителей и искоренения веры умов людей.

Тенденции духовной жизни в мире в XX веке Во все времена на духовную жизнь общества влияли идеи, которые не только задавали темп жизни, но и существенно могли изменить его структуру. Новые веяние овладевали сознанием масс и становились доминантными, контролируя все сферы общественной жизни. Так в эпоху Средневековья, на духовное развитие общества влияли идеи католической церкви, в период Просвещения религия поступилась науке. К началу 20 века, господствующей идеей был рост человеческой личности при помощи применения достижений научно - технического прогресса.

Особенности духовной жизни в XXс веке периодами, 20 век По сравнению предыдущими характеризируется многообразием направлений и течений в театральном, изобразительном искусстве и литературе. Нестабильная политическая обстановка в начале века стала причиной того что в духовной жизни общества преобладали философские, пессимистические идеи представители творческой элиты пытались найти объяснение происходящим событиям, обращаясь к трудам знаменитых философских деятелей прошлого. Творческая интеллигенция понимала, что старый мир, со своими порядками и традициями, невозвратно уходит в прошлое. Подтверждением этого сослужило множество социальных, политических и экономических изменений падение монархий, установление тоталитарных режимов, усиленный рост городов и модернизация промышленности. Однако вопрос о том, каким будет будущее человечества оставался открытым. Многие мыслители предрекали закат мировой культуры, так как считали, что духовное развитие в условиях Времена не выбирают, В них живут и умирают. (Л. С. Кушнер)

Основные направления духовного развития первой половины 20 века В первой половине 20 века выделялись два основных вектора развития духовной жизни рациональнопрагматический и иррациональный. Ярким представителем иррационального направления философской мысли является З. Фрейд, который впервые отследил связь творческого развития с психикой отдельных индивидов. Фрейд считал, что культурная деятельность это ни что иное, как сублимация психических процессов, которая выражается на материальном плане. На основе этого направления в культуре первой половины 20 века возникают такие культурные течения как абстракционизм, экспрессионизм, неопластицизм, сюрреализм. Искусство теряет свою простоту, приобретая скрытое философское наполнение. Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит (З. Фрейд)

Основные направления духовного развития первой половины 20 века Американским философом Д. Дьюи была заложена основа рационалистического подхода к развитию духовной жизни. По мнению представителей прагматического направления, культура является ни чем иным как инструментом к решению многих социально - политических проблем человечества. Такое течение было активно поддержано установившимися в Европе антидемократичными режимами. В отличие от иррациональной культуры, такое направление было доступным для понимания широких масс и часто использовалось как инструмент идеологической пропаганды. На основе рационального подхода возник социальный реализм, который стал зеркалом, в котором в несколько искаженном виде отражались политические и социальные явления. Истинная свобода – интеллектуальна; она основывается на воспитании силы мысли, на умении «перевертывать вещи со всех сторон» , разумно смотреть на вещи, судить, есть ли налицо нужное для решения количество и качество доказательств, а если нет, то тогда где и как их искать.


Главные задачи культурной революции: ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет " О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР ", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество " Долой неграмотность " под председательством М. И. Калинина.


« Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество " Долой неграмотность " под председательством М. И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.


Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил « Положение о единой трудовой школе РСФСР ». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП / б " О всеобщем обязательном начальном обучении ". К концу 30- х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена


Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. С. В. Рахманинов, К. А. Коровин, А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, Е. И. Замятин, Ф. И. Шаляпин, А. П. Павлова, И. А. Бунин, А. И. Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П. А. Сорокин, К. Н. Давыдов, В. К. Агафонов, С. Н. Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно - интеллектуального уровня


« ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ... РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА " БОЖЬЯ ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ...» Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А. А. Блок)






« Сменовеховство » идейно - политическое и общественное движение, возникшее в начале х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника " Смена вех ", вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.


« Сменовеховство » (результаты) А. Н. Толстой С. С. Прокофьев М. Горький М. Цветаева А. И. Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков:


Классовой подход к культуре Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры) г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).


Из Постановления Политбюро ЦК РКП (б) " О политике партии в области художественной литературы " 18 июня 1925 г. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе


Большевики и церковь. 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ.


Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.


На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.


Books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID= Источники: А. А. Данилов, История России XX – начало XXI века М., « Просвещение », 2008 г. Интернет - ресурсы:

Духовная и культурная жизнь в СССР в 60-80-е гг.: достижения и противоречия.

Духовная атмосфера первой половины 60-х гг. продолжала в целом быть атмосферой «оттепели». Явление «оттепели» многогранно: это и надежды на обновление социализма, порожденные XX съездом КПСС, и стремление к творческой свободе, и жажда понять страну, в которой живешь, и романтическое увлечение ленинизмом, освобожденным от сталинских искажений, и попытки выйти за пределы привычного круга идей и стереотипов, и вера в то, что можно и нужно думать, жить, писать, творить честно, не дожидаясь указаний, не боясь окриков, не оглядываясь на авторитеты. Именно этими принципами и надеждами определялся духовный облик поколения шестидесятников.

Совершенно очевидно, что эти настроения и ожидания вызывали у власти тревогу. Она не хотела и не могла отказаться от руководства культурой, искусством и наукой, продолжала жить представлениями о необходимости управлять культурным процессом. В конце концов, со времени принятия знаменитых постановлений по вопросам литературы, музыки, науки прошло к тому времени меньше десяти лет.

В годы «оттепели» к читателям вернулись запрещенные в прежние годы С. А. Есенин, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, И. Э. Бабель, Б. А. Пильняк, М. М. Зощенко, стало возможным изучать творчество В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова, слушать не звучавшие ранее произведения Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна и др. Были опубликованы «Русский лес» Л.М.Леонова, «Не хлебом единым» В. В. Дудинцева, «Искатели»

Д.А.Гранина, «Братья и сестры» Ф.А.Абрамова, «Теркин на том свете» А. Т. Твардовского, «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына. Значительным явлением литературной и политической жизни стал журнал «Новый мир», возглавляемый Твардовским. В Москве открылся театр «Современник», постановки которого («Вечно живые», «Голый король» и др.) вызывали восторг и споры публики. Кинофильм М. К. Калатозова «Летят журавли» был триумфально показан на Каннском фестивале. А еще были вечера поэзии в Политехническом музее, собиравшие сотни почитателей молодых Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Р. И. Рождественского, песни Б. Ш. Окуджавы и В. С. Высоцкого.

Творческая свобода между тем имела определенные границы. В 1962 и 1963 гг. на ставших знаменитыми встречах с интеллигенцией Н. С. Хрущев весьма недвусмысленно и даже грубо напомнил писателям, поэтам, художникам об их месте в обществе: «Центральный комитет партии будет добиваться от всех... неуклонного проведения партийной линии». Цензура запрещала публикацию романов «Котлован» и «Чевенгур» А. П. Платонова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Жизнь -л судьба» В. С. Гроссмана и др. Апогеем «антиоттепели» стали гонения на Б. Л. Пастернака за опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго», удостоенный Нобелевской премии в области литературы; скандальный разнос, устроенный Хрущевым художникам-абстракционистам на выставке в Манеже.

С середины 60-х гг. идеологическое давление на культуру усилилось. Власть поддерживала официозные, идейно выдержанные, но весьма несовершенные в художественном отношении произведения. Преследования тех, кто в своем творчестве нарушал установленные рамки, приобрели весьма жесткие формы. В середине 60-х гг. был устроен судебный процесс над А. Синявским и Ю. Даниэлем, к высылке за «тунеядство» приговорили поэта И. А. Бродского, в будущем лауреата Нобелевской премии. В 70-х страну покинули А. И. Солженицын, В. П. Некрасов, В. Н. Войнович, А. А. Тарковский, М. Л. Ро-стропович и др. К счастью, творческая жизнь продолжалась. Писатели В.П.Астафьев («Последний поклон», «Пастух и пастушка»), Ю. В.Трифонов («Другая жизнь», «Дом на набережной», «Старик»), В. Г. Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матерой»), Ф. А. Абрамов (тетралогия о Пряслиных),

B. М. Шукшин («Я пришел дать вам волю»), В. В. Быков («Обелиск», «Сотников»), театральные режиссеры Г. А. Товстоногов, О. Н. Ефремов, А. В. Эфрос, Ю. П. Любимов, А. А. Гончаров, кинорежиссере!

C. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, С. И. Ростоцкий, Э. А. Рязанов, Л. А. Кулиджанов создавали произведения высочайшего художественного и нравственного уровня. Культурный процесс развивался, преодолевая сопротивление системы. Знамением времени было возникновение целого сектора нонконформистской, отрицающей официальные догмы культуры, появление так называемого «самиздата», практика публикации запрещенных произведений за рубежом.

Столь же противоречивым было развитие науки. К середине 50-х гг. руководство страны осознало, что в условиях начавшейся научно-технической революции поддержка науки становится условием сохранения за СССР статуса великой державы. К середине 60-х гг. расходы на науку выросли в 4 раза, более чем в 2 раза увеличилось количество научных работников. Эта тенденция сохранилась в последующие годы: с 1960 по 1980 г. расходы государства на науку выросли в общей сложности в б раз. Серьезно улучшилось материальное положение ученых. Были созданы новые научные центры в Новосибирске, Свердловске, Уфе, Иркутске, Владивостоке, Красноярске и др. В 1957 г. был запущен первый в мире синхрофазотрон, спущен на воду первый атомный ледокол, осуществлен первый старт искусственного спутника Земли. В 1961 г. советский космонавт Юрий Гагарин

совершил первый в мире пилотируемый полет в космос. Получили признание исследования в области физики высоких и сверхвысоких энергий (Б. М. Понтекорво), химии цепных реакций (Н. Н. Семенов, Нобелевская премия), теории сверхтекучести (Л. Д. Ландау, Нобелевская премия), исследований молекулярных квантовых генераторов (Н. Г. Басов, А. М. Прохоров, Нобелевская премия), космонавтики (С. П. Королев, В. Н. Челомей). Этот список можно продолжить. По ряду направлений советская наука занимала ведущие позиции, обгоняя соответствующие научные школы на Западе.

К сожалению, нарастали и негативные тенденции. Прикладные исследования существенно отставали от фундаментальных. По некоторым ключевым направлениям (вычислительная техника и информатика, с конца 60-х гг. - освоение космоса, самолетостроение, генетика и микробиология, ядерные исследования и др.) отставание нашей науки было значительным. Что касается общественных наук, то после некоторого оживления, связанного с «оттепелью», их развитие вновь затормозилось. Идеологический диктат был в этой сфере особенно ощутим. Боязнь оказаться под подозрением в инакомыслии (диссидентстве) сковывала творческий поиск многих ученых-гуманитариев.

Вопросы:1. Борьба с неграмотностью
2. Власть и интеллигенция
3. Партийный контроль над духовной
жизнью
4. «Сменовеховство»
5. Большевики и церковь
6. Начало «нового искусства»

1. Борьба с неграмотностью
Еще в 1913 году Ленин писал:
“Такой дикой страны, в которой массы
народа настолько были ограблены в смысле
образования, света и знания, - такой страны
в Европе не осталось ни одной, кроме
России”.
В канун Октябрьской революции около
68% взрослого населения не умели читать и
писать. Особенно безотрадным было
положение деревни, где неграмотные
составляли около 80%, а в национальных
районах доля неграмотных достигала 99,5%.

Декрет СНК от 2 августа 1918 г. :
─ преимущественное право поступления в
вузы получили рабочие и крестьянская
беднота.
─ при университетах и институтах были
созданы рабочие факультеты (рабфаки)

30 сентября 1918 г.
ВЦИК утвердил
«Положение о
единой трудовой
школе РСФСР».
Поощрялось
педагогическое
новаторство,
уважение к личности
ребенка, внедрялись
элементы
самоуправления и
принцип бесплатного обучения.

Декрет СНК 26 декабря 1919 г. «О
ликвидации неграмотности среди
населения России». (стр. 163)
1. все граждане в возрасте от 8 до 50 лет
были обязаны научиться читать и писать.
В городах и селах создавались пункты
ликвидации неграмотности – ликбезы.

В середине
1920-х гг. лишь
половина
населения
СССР в
возрасте
старше 9 лет
владели
грамотой.

Сельская школа для взрослых.

2. Власть и интеллигенция

События 1917-1922 гг. разделили
деятелей культуры.
1. Одни занимали критическую позицию по
отношению к большевистской власти и
выехали за границу. Они избрали удел
эмигрантов
2. Другие ушли в глубокую духовную
оппозицию
3. Многие стали продолжателями
революционных традиций русской
культуры

Большевики стремились привлечь к
сотрудничеству ученых, тех, кто
способствовал укреплению обороны и
экономики страны или имел мировое
признание. Им обеспечивались более
сносные условия жизни и работы. Многие
известные ученые искренне работали на
благо Родины, хотя не разделяли
воззрений большевиков.
Это Н.Е.Жуковский, В.И.Вернадский,
Н.Д.Зелинский, А.Н.Бах, К.Э.Циолковский,
И.П.Павлов, И.В.Мичурин.

3. Партийный контроль над духовной жизнью

Начался с 1921 г. или после гражданской
войны.
Август 1921 г. – процесс над
Петроградской боевой организацией.
Некоторые ученые и деятели культуры
были расстреляны.
Август 1922 г. из страны были
выдворены 160 ученых и философов.
В 1922 г. был учрежден Главлит –
цензурный комитет. В 1923 г. –
Главрепертком.

До 1925 г. до укрепления позиций
Сталина культура развивалась в условиях
относительной духовной свободы.
В 1925 г. была принята резолюция ЦК
ВКП(б) «О политике партии в области
художественной литературы». Началось
упразднение художественного
разномыслия. Утверждались
идеологические установки.

4. «Сменовеховство»

В июле 1921 г. в Праге вышел сборник
статей «Смена вех». (объясните название)
Часть русских эмигрантов считали,
что большевикам удалось вогнать анархию
(революции) в государственное русло и
начать восстановление русской державы.
Необходимо прекратить борьбу с
советской властью. Она неизбежно придет
к восстановлению буржуазнодемократических порядков. НЭП
подтверждал правильность их выводов.
Сравнение советской власти с редиской.

Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...