Дифференцированная работа на уроках биологии.

Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения.

Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.

1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

2. Проведение диагностики по выбранному критерию.

3. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.

4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

В работе со старшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость. По мнению психологов, обученность -- это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений, качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность), способы и приемы их приобретения.

Понятие обучаемость обосновано в трудах Б.Г. Ананьева, Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, А.К. Марковой и др. Обучаемость трактуется как восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития (А.К. Маркова), как ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения (З.И. Калмыкова).

Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость -- характеристика его потенциального развития. С этой точки зрения понятие обучаемость близко к понятию зона ближайшего развития, предложенного Л.С. Выготским. Важными показателями высокого уровня обучаемости являются восприимчивость к помощи другого человека, умение осуществлять перенос, способность к самообучению, работоспособность и др.

Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке биологии, на этапе закрепления изученного материала. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему.

Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:

а) степени самостоятельности учащихся;

б) характеру помощи учащимся;

в) форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, решение задач по генетике, составление тестов), создавать новый продукт (составление цепочек питания, пищевых пирамид). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроках биологии используются различные виды продуктивных заданий, например:

· поиск закономерностей в процессе развития микроорганизмов разных видов;

· классификация изученных классов и видов животных;

· самостоятельное составление кроссвордов, загадок;

· составление гербариев и работа с ними, работа с микроскопом;

· разработка и обсуждение путей решения различных экологических проблем;

· нестандартные и исследовательские задания.

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости -- творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным -- творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Приведем примеры дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий:

Пример 1 Даны элементы цепи питания в неправильном порядке: «травянистая растительность», «орёл», «жаба», «уж», «саранча», «микроорганизмы»

Задание для 1-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей.

Задание для 2-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей, а также определить консументы различных порядков, продуценты, редуценты.

Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Придумать свои несколько вариантов.

Пример 2. Дана задача: Коков был генотип родителей, если во втором поколении расщепление по двум признакам шло в соотношении 2:4:4:6

Задание для 1-й группы. Решите задачу.

Задание для 2-й группы. Решите задачу. Определите фенотипы родителей и полученных гибридов 1-го поколения.

Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Определите фенотипы и генотипы родителей и 2-х поколений гибридов.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

· усложнение материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются задачи на моногибридное скрещивание, а для 3-й - на дигибридное, и перекомбинацию генетического материала);

· увеличение объёма изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению).

· выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (сравнить строение тела кольчецов и плоских червей, сравнить строение сердца рыб и птиц)

· использование обратного задания вместо прямого (по изменяемому воздействию определить фактор, и наоборот).

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, кроссвордов, занимательных биологических тестов.

Приведем примеры дифференцированных заданий.

Пример 1. Основное задание: Опишите строение цветка клевера, ромашки, яблони.

Дополнительное задание: Подумайте, какие виды насекомых приспособлены к опылению этих цветков, в чём это выражается?

Пример 2. Основное задание: Определите с помощью гербария виды растений.

Дополнительное задание: Приведите примеры растению тех же видов, определяя род и семейство.

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й -- полусамостоятельиая, для 3-й -фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Приведем пример, как организуется работа а по карточкам.

I этап. Учащиеся знакомятся с текстом задания. После этого часть детей приступает к ее самостоятельной работе над ним. Им может быть дано дополнительное задание, например составить сопоставительный анализ рассматриваемых характеристик.

II этап. Анализ задания под руководством учителя: разъяснение исследуемых закономерностей, чёткое определение направленности работы. После этого еще часть детей приступает к. самостоятельной работе.

III этап. Поиск решения под руководством учителя. После этого часть детей самостоятельно записывает вывод, а остальные делают это под руководством учителя.

IV этап. Проверка задания организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, наводящих вопросов; 6) помощь в виде «подсказок» I (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.).

Могут использоваться различные виды помощи:

· образец выполнения задания: показ и способа решения, образца рассуждения (например, записи таблицы систематического положения растения семейства розоцветных) и оформления:

· справочные материалы: теоретическая справка в виде, схемы, таблицы, и т.п.;

· памятки, планы, инструкции (например, правило работы с микроскопом);

· наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, в виде рисунка, наглядных объёмных пособий и др.);

· дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных терминов; указание на какую-нибудь существенную деталь, особенность);

· вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

· план выполнения задания;

· начало или частично его выполнение.

Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом. Наиболее целесообразной мы считаем следующую организацию работы. Дети со средним уровнем обучаемости выполняют задания из учебника самостоятельно. Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же задание под руководством учителя или самостоятельно с использованием наглядных пособий. Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника.

Большинство заданий в современных учебниках построено так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации по уровню творчества. Во многих учебниках имеются нестандартные повышенной трудности. Некоторые авторы дают в учебниках избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала. Для дифференцированной работы используются также тетради на печатной основе.

Мастер-класс

Тема урока: Правописание приставок. Предлоги и приставки.

Березина Марина Сергеевна

Место работы: МБУ СОШ №58 г.о. Тольятти

Должность: Учитель начальных классов

Предмет: Русский язык

Тема и номер урока в теме: Состав слова. (13 урок)

Базовый учебник: Н.В.Нечаева «Русский язык»,3 класс, Издательский дом «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2012 г.

Цель урока: научить различать слова с приставками и предлогами

Задачи: 1.Формировать умения правильно употреблять их в речи и писать.

2.Продолжить работу над развитием речевой деятельности, познавательной активности учащихся.

3.Воспитывать интерес к предмету, аккуратность написания.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, дифференцированно- групповая.

Оборудование: учебник, карточки для работы в парах и для работы в группах, компьютер, проектор.

По мнению Ш.А. Амонашвили обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Дифференцированный подход в обучении является одним из средств реализации личностно-ориентированного образования. Задача учителя - так построить процесс обучения и воспитания, чтобы обеспечить полноценное развитие готовности ребенка к самообразованию. Для этого нужно не так много: признать право ребенка на индивидуальность, самоценность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их. Вот фрагмент урока, где учащиеся работают в парах по заданиям на карточках.

Раскройте скобки, определив, где даны приставки, а где предлоги.

Решили лисы кролика (за)печь, а кролик из духовки прыг (за)печь.

Зависело б (от)мыла, веснушки я б (от)мыла.

Сугробы снега вьюги (на)мели, и грузовик, как баржа (на)мели.

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.

Работаем в парах на листочках.

В данном задании проверяется не только умение писать приставки и предлоги, но и умение определять лексическое значение слов.

При закреплении данного материала учащимся предлагается дифференцированно-групповая работа.

1-я группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять полученные знания и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

Запишите слова в 2 столбика, раскрывая скобки. Объясните, чем различаются группы слов.

(По)вредил, (во)вред,(по)солил,(с)солью, (от)нёс, (от)носа, (от)винтил, (от)винта,(за)платил, (за)плату,(под)рисовал, (под)рисунком,(в)лес, (в)лез,(у)летел,(у)лётчика,(с)резать,(с)резьбой,(за)брал,(за)брата,(по)ход,(на)ходка,(по)лёт.

(В один столбик выписывают слова с предлогами, в другой- существительные и глаголы с приставками.)

2 - группа - учащиеся со средними способностями.

Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки и предлоги.

…нашей школе …ехала машина. Ребята …бежали …машине. …машины …шел водитель. Он поздоровался …ребятами и …просил …нести воды. Миша …бежал …пруду и принёс ведро воды.

3-группа-слабые учащиеся.

Укажите слова, в которых есть приставка: съехать, берёзонька, надпись, предобрый, смелый.

Нельзя говорить о дифференциации, не затронув вопрос о домашнем задании. Единое домашнее задание не способствует продвижению в развитии детей. Ориентация на среднего ученика использует лишь 15 % возможностей сильного, а перегрузка слабого составляет 50 %. Домашнее задание на сильного ученика толкает слабого к безнравственности, к невыполнению недоступного. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит в ситуацию успеха, способствует развитию его личностных качеств, повышает мотивацию к обучению. Следовательно, важной задачей учителя является продуманное дифференцированное домашнее задание, где ребята могут выбрать то упражнение, которое соответствует его реальным возможностям.

Дифференцированное домашнее задание в теме «Правописание приставок. Предлоги и приставки».

1.Укажите ряды, в которых слова пишутся раздельно:

(у)нас (у)нёс (за)вод (за)водой (над)лесом

2.Укажите ряды слов, где все слова пишутся слитно:

(вы)бежал (во)двор (за)шёл (за)книгой (вы)шел (по)играть (у)ехал (за)границу (по)купка (по)дарка

3.Прочитайте и объясните, что находится в скобках: предлог, приставка или часть корня.

Вилка однажды споткнулась (о)крошку,

Падая, стукнулась вилка (об)ложку.

Ложка, взлетев,угодила в (о)крошку,

Брызги на книжную сели (об)ложку.

Спишите, раскрывая скобки.

Многие учителя сталкиваются с тем, что дети в их классах объединены исключительно по возрастному признаку, а уровень интеллектуального развития у них различен.Дифференцированное обучение на уроках математики помогает одновременно работать со всеми детьми, вне зависимости от уровня их интеллектуальной активности.

Суть дифференцированного подхода в обучении

Сейчас многие учителя используют дифференцированное обучение в начальной школе, поскольку это прописывается в ФГОС и актуально для сегодняшнего положения вещей. Во многих классах с первого урока выделяются отстающие детки, которые просто не могут проявлять активность на уроках. На их фоне отличные результаты показывают те школьники, что стремятся ответить на любой вопрос, имеют широкие знания по теме, полученные дома или в детском саду. Дифференцированный подход подразумевает объединение детей по складку ума, уровню интеллектуальной активности, а иногда даже по темпераменту. Такой подход помогает осуществлять грамотную и полноценную работу со всеми детьми, уделяя внимание и успешным школьникам, и отстающим малышам.

Опытные педагоги рекомендуют использовать дифференцированное обучение как можно чаще, как на уроках повторения изученного, так и в процессе постижения новой информации. Математика — сложный предмет для многих учеников начальной школы, но дифференцированный подход помогает облегчить усвоение новых знаний.

Как же можно применять такую методику на самом обычном уроке? Преподаватель, например, может внедрять дифференцированную методику при проверке домашнего задания. Тем детям, которые стесняются отвечать у доски, следует выдать специальные карточки с заданиями. Решая их в своей тетради, такие ученики смогут продемонстрировать уровень интеллектуального развития. Активных школьников следует вызывать к доске. Если в классе имеется несколько учеников, отлично успевающих по предмету, им также можно дать письменные задания, но с куда более сложными примерами. Создавая проблемную ситуацию, и заставляя детей ее преодолевать, педагог повышает интеллектуальную активность детей.

Это лишь один из многих вариантов использования дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе.

Правила проведения дифференцированных уроков

Главное правило дифференцированного урока, гарантирующее нормальное усвоение школьного материала — это отсутствие ущемления по отношению к кому-то из учеников. Несмотря на то, что у всех детей разный уровень интеллектуального развития, каждый из них должен изучить новую тему и получить свою долю знаний.

Для того чтобы соблюсти это условие, педагогу следует использовать разные методики в рамках дифференцированного подхода. Например, учитель может провести дискуссию на тему «Роль цифр в жизни человека». Разделив класс на группы по уровню интеллектуального развития, педагог может попросить детей привести как можно больше примеров использования цифр в повседневной жизни. Детки будут работать каждый на своем интеллектуальном уровне, тренируя при этом логическое мышление и элементарные навыки работы в команде. На таком уроке детки повторят изученные цифры, узнают, в каких случаях числа используются в повседневной жизни и интересно проведут время.

Еще один способ использования дифференцированной методики на уроках математики — это разнообразные контрольные работы. Здесь самое главное — подготовить задания для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от уровня его интеллектуальной активности. Таким образом, каждый ребенок получит задачи и упражнения в соответствии со своим уровнем развития, а проблема списывания будет полностью решена.

Разумеется, педагогу нельзя ограничиваться исключительно дифференцированным методом в обучении, и его главная задача — максимальное сокращение разности уровня развития у отстающих детей, и у успевающих школьников. Для сокращения отставания в развитии, необходимо проводить разнообразные факультативные занятия, всеми способами вовлекая неуспевающих детей в учебный процесс.

Зачастую секрет успешного обучения всех учеников в классе кроется в том, чтобы обращать внимание на характер детей и их особенности темперамента. Так, например, некоторым детям нужно всегда быть в центре внимания, а иначе уровень их ученической активности начинает стремительно падать. Для того, чтобы стимулировать таких детей к изучению математики, преподавателю стоит давать им отдельные задания, например, по написанию докладов на те или иные темы. К тем же малышам, которые слишком стесняются окружающих, не нужно привлекать сильного внимания. Идеальная система обучения для них — это максимум письменных заданий в сочетании с редкими вызовами к доске.

Чтобы преподавание математики в рамках дифференцированной системы всегда проходило интересно, учителю следует подготавливать разнообразные презентации. Например, презентация на тему «Дроби и правила работы с ними» поможет закрепить сложный изученный материал. В конце такой презентации должны быть вопросы для повторения. Некоторые из этих вопросов будут сложными, и опрашивать по ним следует самых активных и успешных учеников. Другие будут чуть проще, и они оптимально подойдут для отстающих малышей.

Основные проблемы дифференцированного подхода

Главная проблема, с которой сталкиваются преподаватели при внедрении такого подхода — это элементарная нехватка времени. Гораздо проще и легче рассказать новую тему и не заботится об усвоении материала каждым ребенком. Такой метод до сих пор используется некоторыми преподавателями, но он порождает весьма низкую успеваемость школьников.

Внедрять дифференцированную методику действительно сложно, зато ее эффективность просто поражает. Уже через пару месяцев использования такого подхода, педагог заметит значительный прогресс в учебной деятельности. Дети начнут проявлять активность, а отстающие школьники подтянутся к общему уровню.

Для того чтобы внедрять подобную методику, необходимо неплохо знать и самих детей, и это еще одна сложность для некоторых преподавателей. Далеко не каждый учитель ответственно подходит к своей работе, поэтому он и не знает, кто из детей любит отвечать у доски, а кто катастрофически боится чужого внимания. Только изучив отличительные черты характера детей, узнав уровень их интеллектуального развития, педагог сможет достигнуть успеха.

Если же интересы детей мало волнуют преподавателя, то заданную методику не стоит даже браться, ведь достигнуть значительных успехов не получится.

Математика — очень сложный предмет, и для грамотного усвоения всей полученной информации детьми, педагогу порой приходится проявлять чудеса профессионализма. Внедрение сложной, но эффективной дифференцированной методики поможет детям с разным уровнем интеллектуальной активности понять все математические правила, повысив собственную успеваемость.

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

(Выступление на МО начальных классов. 18. 04. 2009)

Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход - важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Развитие мышления учащихся- одна из основных задач начальной школы.

То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся - и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:

« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашими психологами и логопедом.

2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

Различным уровнем усвоения материала на данный момент;

Уровнем работоспособности и темпом работы;

Особенностями восприятия, памяти, мышления;

Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.

С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа - дети, способные справиться самостоятельно.

3группа - дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.

Чтобы разнообразить учебные будни, учителя обычно используют различные формы и жанры урока.

По математике можно проводить «блиц-турниры» - это уроки решения задач. В учебниках УМК «Школа 2100» решения задач проводятся в форме блиц турниров: нужно решить определённое количество задач за отведённый норматив времени(3-5 задач за 1-2 минуты).

На блиц-уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например 3 сложных и 6 простых задач - выбор за ним.

Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их.

Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта.

Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решении задач одного вида (по теме « Периметр», « Площадь»).

Из нестандартных жанров уроков часто используют уроки-игры.

1.Наиболее удобное средство работы - это карточки. Например, по теме « Безударные гласные».

1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

В…лна, в..сна, д..мишко, Волнистый, волноваться,

л..сной. с..оновый, в..дичка. волны, вёсла, домище,

весенний, домовой, дом,

лесок, лес, сосны, вода,

сосенки, водный.

2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.

б-гун - Алгоритм.

х-дить- 1. Прочитай слово.

сл-ды- 2. Поставь ударение.

в-да - 3. Выдели корень.

б-да - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди

в-лна - проверочные слова.

5. Напиши слово, вставь букву.

6. Обозначь орфограмму.

3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

прол-тать-

д-ждливый-

в-сенний-

гр-зовой-

тр-винка-

Математика.

Тема«Решение задач на разностное сравнение».

1 группа. Соедини текст задачи с нужным выражением.

У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?

2 группа. Составь выражение к задаче.

Ширина ленты 9 см. Это на 7см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?

3 группа. Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению.

В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг - на 3 больше. Сколько стихотворений Митя выучил в четверг?

Использую в работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями.

Тема: « Проверяемые гласные», 2 класс.

Задание. Даны слова:

Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.

1группа. Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, в другую- слова с проверяемыми согласными.

2 группа. Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы.

3 группа. Распредели слова на две группы.

Русский язык. 3 класс. Тема: « Предложения по цели высказывания». Составить предложения по цели высказывания:

1 группа. Повествовательное.

2 группа. Вопросительное.

3 группа. Побудительное.

Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт.

На зачёте можно пользоваться всем: тетрадью, учебником, памятками, советами консультантов.

Проводить зачёт можно начинать со 2 класса, причём в каждый из уроков-зачётов добавлять элемент новизны.

Проводя зачёт впервые, всю подготовку к зачёту берёт на себя учитель:

Составление вопросов, подбор практического материала, оценивание и организацию работы на уроке.

Постепенно подключаю к работе по подготовке и проведению зачёта учащихся: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и зкспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.

К окончанию 3 класса готовят и проводят зачёт сами учащиеся.

Учителю при внедрении зачётной системы помогут советы:

1.До проведения зачёта попросите учеников письменно ответить на вопросы: Что было непонятно в данной теме? Что вызвало затруднение? О чём бы ты хотел узнать подробнее?

2. По ответам детей составьте вопросы зачёта и подготовьте консультантов (к ним можно будет обратиться в случае затруднения), по всем вопросам темы поработайте с экспертами (учащиеся, которые будут принимать ответы по теоретической и практической части у одноклассников).

3. Для отбора экспертов и консультантов можно попросить ребят составить вопросник по пройденной теме. Поработав с учебной литературой, выделив основные моменты в теме, сформулировав их в виде вопросов, найдя ответы на них, дети могут свободно ориентироваться в материале.

4. Чтобы привлечь к активной работе на зачёте « средних» и « слабых» учащихся, возлагают на «сильных» роли наблюдателей: они должны следить за приёмом и сдачей зачёта, помогать малоопытному эксперту, направлять его деятельность.

Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу.

5. Попробуйте ввести рейтинговую систему оценивания, чтобы избежать ярлыков « троечник», « двоечник»,хотя на уроках-зачётах эти отметки крайне редки. Успешность каждого вселяет в детей уверенность в качественном выполнении контрольных работ, что подтверждают компьютерные программы- эксперты.

Проводя контроль, педагоги обязательно должны сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками.

При работу с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.

Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель.

Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

8.88889

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 8.9 (72 голоса)

а) Изучение нового материала

При изучении нового материала можно использовать такой прием: группы (их можно делать до 5 - 6), готовят сообщение по материалу новой темы, каждая берет определенный вопрос. В группах назначают специалистов по профилю и каждый подготавливает материал в своем ракурсе.

Разумеется, что выбор групп и специалистов идет с учетом индивидуальных особенностей ученика. Наиболее эффективны такие уроки по изучению приборов, устройств, законов и опытов. Так, например, в 11 классе провожу урок по изучению трансформатора и генератора переменного тока. Это - урок нового материала в форме работа в группах под названием “Работа конструкторского бюро”. Класс делится на секции:

  • 1) Теоретиков, которые подготавливают материал о необходимости создания данного устройства, его назначении, дают историческую справку и хронологию открытия;
  • 2) Конструкторов, они готовят схему устройства, назначение и описание отдельных частей или деталей;
  • 3) Испытателей, подготавливают рассказ о работе прибора, опираясь на физический принцип и законы;
  • 4) Использователи, эта секция расскажет о том, где и как находит свое применение данный прибор;
  • 5) Отдел контроля, который анализирует работу, устройства, “плюсы” и “минусы” механизма и его влияния на окружающую среду.

Заранее к уроку заготавливается литература, таблицы, слайды, приборы и так далее. В течение первой половины урока группы, изучая предложенную литературу и другие средства, готовят ответ - выступление по своей теме. Работы внутри группы хватит на каждого ее участника. Ответственный контролирует и учитывает на месте контроля. Вторая часть урока - выступление и обсуждения, остальные слушающие заносят наиболее важные тезисы в тетрадь. При такой форме проведения урока учащиеся заняты продуктивным умственным трудом, так как работает каждый, самостоятельно, активно, а главное - в меру своих способностей и возможностей.

При изучении нового материала можно воспользоваться и таким приемом, когда все слабые и средние группы класса прорабатывают новый материал по учебнику, а сильные получают задание - извлечь дополнительную информацию по теме из предложенной литературы и подготовить сообщение. Или же, вопросы предложенные для изучения предлагаются двух типов: более сложная программа А и упрощенная - В; ученик выбирает ту, по которой он хочет работать.

б) Урок решения задач

Наиболее “трудным местом” при обучении физике является научить ребенка решать задачи. Для выяснения уровня подготовки и психологических особенностей учащихся во вновь взятом классе, в течение 2 - 3 первых недель работы я предлагаю ученикам специально разработанные задания для выявления:

Тестирование поможет выделить 3 - 4 группы, для каждой составляются задачи разной степени сложности: репродуктивные, поисковые, логически-поисковые, творческие. Составление карточек можно осуществлять разными способами. Так, например, в 11 классе по теме “Электромагнитная индукция” при решении задач в период подготовки к контрольной работе, на 2 варианта раздаются листы с задачами, в каждом по 10 - 15 задач разной степени сложности, каждая задача оценена в количество баллов, на которое она рассчитана. Каждый ученик выбирает в соответствии со своими способностями (см. приложение). В теме “Оптика” (11 класс), где можно составить огромное количество задач, получается даже на каждого ученика - свой вариант. Конечно, это трудоемко для учителя, но при наличии арсенала задачников и помощи, например, лаборанта, реально. (см. приложение).

В 7 - 8 классах считаю целесообразным решать задачи 4 видов операций. Дети этого возраста порой еще слабо ориентируются в тонкостях материала, то одно и то же задание можно давать с разной степенью сложности.

Например, в теме “Работа”, задание на расчет работы. 1 вариант (репродуктивный): ”Груженую шахтную клеть массой 10 т поднимают на высоту 10 м. Какую работу совершит подъемник? “ 2 вариант (репродуктивно-поисковая), то есть в задаче есть поисковое действие (работа со справочником, таблицей): “Какую работу совершает гусеничный трактор Т - 150 за 1 час?”. 3 вариант (репродуктивно-поисковая и творческая): “Придумай задачу на расчет работы совершаемой механизмом и реши ее “.

Домашнее задание на задачи можно то же давать дифференцированно, и уровень себе пусть выбирает сам ребенок. Это позволит ему стремиться к более высоким результатам, работать целеустремленно и заинтересованно.

в) Дифференцированный подход при выполнении лабораторных работ

Практическая деятельность ученика в школе чаще всего сводится к работе по описанию или инструкции. Детям со слабой и средней подготовленностью это вполне приемлемо. Но, я считаю, что крайне не эффективно эта работа со всеми учениками класса. Для способных детей в работу надо включать творческие задания. Так, например, в работе “Измерение жесткости пружины” для первого уровня дать стандартное описание по учебнику, для более высокого - предложить измерить жесткость двух “параллельных” (или “последовательных”) пружин. Хорошо поддаются разделению на сложность работы по электричеству в 8 классе(см. приложение).

г) Контроль знаний

При любом виде контроля, ученик изначально должен знать критерии оценок. Уже при объяснении нового материала, считаю нужным, выделить глубину и объем знаний на “3”, “4” и “5”. При решении задач должны быть оценены задачи всех уровней. Тогда при подготовке домашних заданий, ученик будет четко знать, к чему ему стремиться, какую “планку” надо побить, чтоб достичь желаемой оценки, а главное - знаний. Только тогда можно эффективно произвести дифференцированный контроль. Так, например, устный (или письменный) опрос можно вести по двум программам разной сложности в 11 классе, тема “Модель атома”

Программа А:

  • 1. Модель атома Томсона
  • 2. Опыты Резерфорда
  • 3. Планетарная модель Резерфорда
  • 4. Противоречия планетарной модели
  • 5. Постулаты Бора
  • 6. Модель Резерфорда - Бора.

Программа В:

  • 1. Планетарная модель атома
  • 2. Ее противоречия
  • 3. Постулаты Бора
  • 4. Модель Резерфорда - Бора.

В целом, вид А можно ориентировать на учеников, выбравших физику для сдачи экзаменов, а В - кто сдавать не пожелает. Можно провести дифференцированный взаимный контроль в парах “сильный - сильный” и “слабый - слабый”(в зависимости от цели и задач урока можно пары взять смешанные). Вопросы в паре будут подобраны учителем по конкретному уровню. Учитель вправе вмешаться в беседу учеников, присутствовать при прослушивании или в конце урока вызвать любого для проверки объективности оценок и рецензий. Наиболее обязательно дифференциация при выполнении контрольных работ. Многое здесь зависит от желания и творчества самого учителя. Можно составить контрольные работы от 4 и более вариантов, можно дать контрольную работу на 2 варианта, но выбор задач в каждом варианте остается за учеником. (см. приложение).

д) Факультативные занятия

В последнее время все меньше дается дополнительных часов на класс по предмету. Профильность при внутришкольной дифференциации реализуется через систему факультативов. В старших классах, как правило, факультатив посещают те ученики, которым физика нужна для поступления в ВУЗ. Но этот предмет востребован многими заведениями (медицинский, политехнический, педагогический), поэтому я практикую на факультативах профессионально ориентированную дифференциацию. Она выражается в содержании программы для поступления, а значит и материала, направленности задач, например, см. приложение: задачи по биофизике (для поступающих в медицинскую академию).



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...