Диктанты по русскому для 1. Воспоминания о родине

Материал для подготовки поста Диктанты по русскому языку 1 класс второе полугодие взят из пособия по русскому языку для начальной школы — Узоровой О. В. «Диктанты и изложения по русскому языку: 1-4-й кл. (1-4); 1-3-й кл. (1-3)».

Диктанты

Диктант на чк, чн, чт

Банщик, птичник, отличник, бетонщик, зеленщик, барабанщик, фонарщик и сварщик плыли в солнечный день на речном пароходе. У дочки была привычка терять ручку, колечко, гречку, овечку и Жучку. Ночная бабочка нянчит птенчика.

Тренировочный диктант на жи\ши, ча\ща

Очаровательные ежи в тишине чащи шипят на шишки. Мыши решили сшить чалму для чайки. Птичка везёт колючку на тачке. У Наташи и Гриши чаепитие. Наши малыши ищут перчатки и карандаши.

Зимой

Хлопья снега тихо падают на землю. Во дворе играют малыши. Пруд и река покрыты льдом. Ольга идёт на каток. Дядя Яша учит всех кататься на коньках.

Слова для справок: кататься.

Прошла хмурая осень. Весело закружились в воздухе снежинки. Они засыпали всю землю. На рябине висели сочные ягоды. Стайка дроздов подлетела к дереву. Хорош корм для птиц!

В лесу

Зимой я шла на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях и ветках. Громко стучал дятел. Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живёт?

Слова для справок: из-под

На реке

Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду. Хрупкий лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили к дому.

Слова для справок: побежал, не упал, поспешили

Утром

Весело закружились в воздухе снежинки. Ночью выпал снег. Утром на снегу звери и птицы оставили цепочку следов.

Вот прыгнул кот Васька с крыльца. А чей след ведет к саду?

Слова для справок: оставили

Ягоды

Засыпало всю землю снежком. Трудно зайцу найти пищу. А на рябине висели сочные ягоды. Позвал зайка ветер. Ветер стал сильно качать рябину. Крупные ягоды упали на снег. Зайка рад. Сыт пушистый зверёк.

Слова для справок: засыпало, рябина, висели

Вот и обед

Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег. Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед.

Слова для справок: отправился, заметил, обед

Во дворе

Ночью был сильный мороз. На воде – лёд. Утром выпал пушистый снег. На дворе весело и шумно. Алёша запряг в сани Тома. Ребята гурьбой бежали за собакой.

Слова для справок: выпал, запряг, бежали

Весна

Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы. Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегом журчит светлый ручей. Песня птиц разнеслась по глухим тропам.

Слова для справок: показалась, разнеслась

Лед идет

Настала весна. Ребята бегут к речке. По реке идёт лёд. Бурлит и шумит вода. Льдина на льдину находит. На большой льдине плывёт собака. Быстро понесла вода льдину к берегу. У берега были брёвна. Собака прыгнула на бревно и спаслась от беды.

Слова для справок: понесла, берег, спаслась, к речке

Сходит снег

Вот и весна. Сходит снег с гор. Быстрые талые воды бегут к озеру. У воды стоят голые кусты. Грязные сугробы снега осели. Мутные струйки воды заполнили все ямки. Всюду лужи. Ребята играют у крыльца. Там сухо.

Слова для справок: бегут, стоят

Настала весна

Грязь со снегом хлюпают под ногами. Но как кругом весело! Солнышко светит ярко. Тёплые лучи играют в лужах с галками и воробьями. Река надулась и потемнела. Ветки кустов голы. Но они уже живут и дышат. Вот и весна настала.

Слова для справок: потемнела, дышат

Первые дни весны

Настали первые дни весны. Солнышко светит и греет. Тёплые лучи рушат снежные крепости. У крыльца лужи. Всюду звенит капель. На ветках набухли душистые почки. Распустились кустики ивы. На ветку клёна села ворона. Она хрипло кричит. Галка ищет место для гнезда.

Слова для справок: крепость, звенит, кричит, ищет.

Лодочка

Пришла тёплая весна. Потекла вода. Дети взяли дощечки и сделали лодочку. Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело кричали. Они не смотрели под ноги. Дети попали в лужу.

Утро

Вот и утро. За окном петух прокричал. Наступает новый день. Лесные опушки утопают в цветах. Громко гудят жуки. Пролетают птицы, зверьки пробегают. Летом лесная опушка – самое веселое место. Хороши летние дни!

Васька

Коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр. Лапки бархатные, стальные. Когти выпускные, глазки большие, зубки-то кривые. У Васьки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Ласкается кот, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт. Мышка попалась – не прогневайся.

Кап! Кап!

Кусты наполнились водой. На каждой ветке гирлянды капель. Сядет воробей – сверкающий дождь! Начнёт пить, и капелька из-под самого носа – кап! Воробей к другой, другая – кап! Скок, скок воробей, кап, кап капельки!

Дружная работа

Дедушка привёз воз дров. Он стал дрова складывать у старой сосны. Деду помогал внук Витя. На дворе сильный мороз и ветер. А мальчику было жарко от работы.

Слова для справок: привёз, складывать, помогал.

Лиса

Поехал дед на речку за рыбой. Наловил он рыбки полный воз. Едет дед домой. На дороге лежит лисичка, как мёртвая. Старик взял лису и положил её на сани.

Слова для справок: наловил, едет, положил.

Март

Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.

Слова для справок: осели, царствует, засыпаны

На реке

Мы с дедушкой жили на берегу реки. У деда была лодка. Мы часто бегали на реку ловить рыбу. Пёс Шарик весело встречал нас с уловом. Он любил свежую рыбу.

Слова для справок: встречал

Дятел

Вижу, на одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!

Весна

Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть. Скоро они будут ходить в школу.

Слова для справок: ходить, светит

Собака Рябка

Мы жили на берегу реки. У нас была новая лодка. Я часто бегал на речку удить рыбу. У дома стояла будка. Там жила наша собака Рябка. Мы любили её. Первая рыбка была для Рябки. Собачка хорошо сторожила дом. Она была хорошим другом.

Слова для справок: у нас, стояла, сторожила

Контрольные диктанты и тексты для списывания

для 1 класса по русскому языку 1, 2, 3, 4 четверть

1. У Бори кот. Барсик катал клубок. Мы были в парке. Там липа и сосны. Зина мала. У Зины кукла.

2. Рома мал. Он сам мыл руки. Вот куры. Иван кормит кур.

3. Алёша и Коля шли в рощу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алёша пил воду.

4. Пролетело лето. В лесу красиво. У нас краски и кисти. Нина и Лена рисовали сосны. Антон рисовал кусты.

5. Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки.

6. Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.

7. Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел.

8. Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл. (35 слов)

9. Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили.

10. Тарас, мороз, урок, волчок, багаж, мальчик, лошадь, матрос, ученик, уж, пляж, сапог, гвоздь, груз, медведь, круг, берег, колос, пирог, заказ, лед, овес, навес, снег, стог (сена), индюк, друг, флаг, ученик, жук, берег, ночлег, охотник, волчок, утюг, зайчик, круг, мальчик, сапог.

В лесу.

Братья Илья и Толя пошли в лес. Толя собирал шишки и сухие сучья, Илья – ягоды. Мальчики сели отдыхать у ручья под тенью деревьев. Тетя Марья сварила варенье из свежих ягод.

Оляпка.

Ночью был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот она прыгнула в прорубь и там стала искать пищу. Это оляпка. Перья ее покрыты жиром. Вскоре птичка вскочила на лед и запела.

Помощники.

Летом мы жили в деревне. Часто ходили полоть траву в сад или на огород. Мы помогали деду Архипу. Он давал нам лошадь, и мы с луга везли стог сена в сарай. Луг был похож на цветной ковер. Сено пышное, душистое, сухое.

Весна.

Первые ручейки смывают грязь и льдинки. Я люблю ходить весной в рощу или парк. Поют чижи, дрозды. За долгую зиму глаз отвык от яркого. Весной все рады первым цветам. Как красивы первые тюльпаны на клумбах!

Скворцы прилетели.

Село стоит на берегу красивой реки. Вернулись на родину птицы. Каждая птица обновляет свое гнездо. Вечером они садились на рябину под окном и пели. Днем они работали в саду. Скоро появятся птенцы. Надо их кормить.

На островке.

Заяц жил на островке. По ночам он глодал кору с осин. Днем зверек прятался в кустах. Вода в реке стала быстро прибывать. Заяц спокойно спал под кустом. Он проснулся. Вокруг зайчишки была вода. Зайцу удалось прыгнуть на толстый сук дерева.

Гроза .

С утра хмурилось небо. Из – за леса выплыла туча. Закружилась столбом пыль. Глухо ударил гром. Быстро промчалась по озеру волна. Упала первая капля дождя. И вдруг вода полилась, как из ведра. Началась гроза.

На горе.

У школы большая гора. Весь день на горе толпа детей. Всюду большие сугробы. Поля и холмы покрыты пушистым снежком. У Гриши и Саши большие сани. Они катают малышей. Быстро катят с горы сани.

В первом классе в конце 2 четверти ученики прощаются с букварём и знакомятся с новым учебником по русскому языку.

Теперь во 2 полугодии они будут учиться писать диктанты, списывать тексты, пересказывать их. Тексты очень короткие и простые. Их объём − 15-20 слов. Всего диктантов 33.

Грамматическое задание к тексту учитель может составить сам согласно изученным темам.

1 класс

Дед и внук

Петя летом жил в деревне Власово. Мальчик с дедом косил траву для козы Мушки. Внук и дед работали дружно. (19 слов.)

Садик

В саду рос куст калины. На ветках красные ягоды. Рядом клумба. Тут белые розы. Их сажали бабушка Надя и внучка Алёнка. (21 слово.)

Москва

Самолёт поднялся в воздух. Димка летел домой. Вот и Москва. Москва - главный город страны. (15 слов.)

Умею читать

Мне шесть лет. Я выучил все буквы. Я умею читать по слогам. Я читаю все вывески на улице. Папа рад. (20 слов.)

Полки для книг

Дядя Сёма и Серёжа работают. Они делают полки для книг. Хороши будут полки. На полках будут стоять книги. (18 слов.)

Уборка

Целый день идёт дождь. Бабушка моет окно. Внучки ей помогают. Они готовят бумагу и клей. Дядя Андрей будет заклеивать окна. (20 слов.)

Ёжик

Ребята принесли ёжика. Он свернулся шариком. Дали ему молочка. Развернулся ёж и стал есть. А утром он удрал в лес. (20 слов.)

Нора ёжика

Бежит ёжик по тропинке. Он несёт листочки. У сосны его нора. Один листок в нору не лезет. Как помочь ёжику? (20 слов.)

Конец зимы

Малыши Алёша и Юра вышли во двор. Раскисла снежная горка. Зиме конец. Надо убирать санки и лыжи. На дворе весна. (20 слов.)

Пироги

Пришли старики из лесу домой. Много грибов они набрали, устали. А в доме чисто, на столе лежат пироги. Вот чудеса! (20 слов.)

Яблонька

Росла яблонька. Холодный ветер раскачивал тонкие веточки. Ребята принесли колья и привязали яблоньку. Ночью шёл снег. Он прикрыл деревце пушистым одеяльцем.

(21 слово.)

Зимние забавы

Мальчики играли в снежки. Малыши катались с горы. Девочки лепили снегурку. Коля бросил мяч. Собака Жучка быстро нашла свою игрушку. (20 слов.)

Зима уходит

Стоял чудесный день. С крыши на землю падали крупные капли. Малыши Алёша и Юра вышли гулять. Их встречало ласковое солнышко. (20 слов.)

Ушла зима

Журчит звонкий ручей. Толя и Яша пускают кораблики. Мама убрала санки и лыжи. Ушла зима. На дворе весна. (18 слов.)

Липа

Липа цветёт. Около липы кружат пчёлы. У деда Ивана в саду пасека. Он дал нам мёд к чаю. Хорош душистый мёд! (21 слово.)

На лугу

Слава и Лёня гнали корову Зорьку на луг. Трава там сочная. Хорош корм для коровы. Вот и луг. Грозный шмель испугал мальчиков. (22 слова.)

Луна

В деревне погасли огни. Рыжий кот Трошка спал на крыльце. Большой паук замер у своей сети. Луна осветила тропку. Наступила тишина. (21 слово.)

Хитрые воробьи

Воробьи свили гнездо. Там были птенцы. Птицы носили им корм. На крыльцо вышла кошка Муська. Она следила за воробьями. Птицы улетели. Муська ушла. (23 слова.)

Былинка

В скале пробилась тонкая былинка. Дождь лил. Солнышко жгло. Ветер сдувал её. Всё выдержала и победила былинка. Вот какая она упорная! (21 слово.)

Книга

Умная собака

У Алёши живёт собака. Мальчик назвал её Лада. Лада спит на крыльце. Она сторожит дом. Все любят эту умную собаку. (20 слов.)

Лисята

Был тёплый день. Алёша и я пошли в зоопарк. Там жили лисята. Их звали Рыжик и Пушок. (17 слов.)

В роще

Мы были в берёзовой роще. В тени деревьев росли цветы. Это душистые ландыши. Они были красивы. (16 слов.)

Зайка

На старом пне грелся зайка. С ёлки упала шишка. Зайка испугался. Он быстро скрылся в кустах. (16 слов.)

Цветы

Земля на клумбе была сухая. Листочки у цветов завяли. Катюша принесла лейку с водой. Она полила розы. Цветы ожили. (19 слов.)

Хозяин двора

Лучи солнышка залили ярким светом весь двор. Важно по двору шагал петух Яшка. Он грозный, всех пугал. Яшка - хозяин двора. (20 слов.)

Змейка

Под широким листом затаилась змейка. Я стал наблюдать. Пёс Шмель прыгнул на старый пень. Змейка скрылась в кустах. (18 слов.)

Дождь

Над озером повисла тёмная туча. Грянул гром. Первые капли дождя плюхнулись в воду. Андрейка с братом поспешили домой. (18 слов.)

Ландыши

Я иду по лесу. Рядом бежит Жулька. Роща залита ярким светом. В тени белели ландыши. Как они красивы! (18 слов.)

Прятки

В лесу стоит избушка. Там живут зайчата. Часто к зайчатам в гости ходит белка. Зайчата и белка играют в прятки. (20 слов.)

Кот

На берёзе гнездо. Там жил дрозд. Кот Васька полез к гнезду. Дрозд клюнул Ваську в лоб. Кот убежал в сад. (20 слов.)

Друзья

У Барбоса болела лапа. Коля принёс хлеб и молоко. Пёс лизнул руку друга. Мальчик заботился о собаке. Барбос поправился. (19 слов.)

Медведь

Я иду в чащу. Там есть озеро. К озеру выкатился медведь. Лягушки дружно плюхнулись в воду. Медведь стряхнул с ушей комаров. (По Н. Сладкову.)

В современной школе текстовые диктанты в первом классе не пишут. Более активно учителями применяется контрольное списывание, при котором первоклассники развивают внимательность и аккуратность. Фонематический слух за первый год обучения в школе окрепнет на словарных диктантах и уже можно будет приступить к текстовым. Но есть и такие ученики, для которых контрольное списывание - это слишком просто. Для таких способных деток мы и публикуем сборник диктантов без грамматических заданий. Можно использовать эти короткие диктанты и в качестве текстов для контрольного списывания.

Таким образом, диктанты вам пригодятся даже не во время обучения в первом классе, а уже ближе к его концу и после 1 класса в летнее время для желающих позаниматься русским языком дополнительно. Все слова четко проговаривайте, в особенности сложные моменты, именно так развивается фонематический слух.

Тексты для диктантов в первом классе

Мне семь лет. Я учусь в первом классе. Я умею читать и писать.

Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.

По Л.Толстому

Один человек крепко уснул. Во сне он увидел кисель. Но ему нечем было его есть. На другую ночь он лёг спать с ложкой. Но кисель ему уже не приснился.

По Л.Толстому

Лисичка ела рыбу. Мимо бежал волк. Он попросил рыбки. Лиса отослала волка к реке. Была зима. У волка примерз хвост к проруби.

По русской сказке

Оля и Рая завели кошку. Девочки несут Мурке молоко. Дядя Петя сделал ей домик. Тётя Ира сшила мягкую подушку.

Ребята были в лесу. Надя и Таня вышли на полянку. В густой траве зрела земляника. Вкусна первая ягодка.

Ваня сел на пень. Пень был у Вани будто конь. Он взял кнут и стал гнать его.

По Л.Толстому

Вот лежит пёсик. Он много есть и спит. Это будет лентяй. Вот этот щенок сердитый. Он рычит и со всеми лезет драться. Я не люблю злых.

По Е.Чарушину

Вот луг. На лугу зеленеет трава. Мальчик гонит на луг гусей. Гусь шипит на мальчика.

Был тёплый день. Мы были в лесу. Под кустом сидел зайка. Зайка испугался нас. Зверёк ускакал.

Настала дождливая осень. Опустели поля. Снят богатый урожай овощей. Зимой будет много еды для нас.

Дети вышли на улицу. Там много машин. Нельзя играть на мостовой. Соблюдайте правила дорожного движения.

Светит весеннее солнышко. Журчат ручьи. На деревьях набухли почки. Роща оживает. Кричат грачи.

Коля и Витя были на лугу. Тёмная туча закрыла небо. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой.

Я с папой был на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал маленького леща. Мы будем варить уху. Я чищу рыбу.

Настал июль. Ребята идут на пруд. Они стали удить рыбу. Алёша поймал щуку. Саша выудил ерша.

Мы идём в лес. На лапах ели капли росы. Сухой лист упал на пень.

Бабушка водит Юру и Юлю в ясли. Малыши любят играть. Юра строит дом из кубиков. Юля одевает куклу.

Была сильная жара. Поле и лес ждали дождя. Надвинулась туча. Грохнул гром. Застучали крупные капли. Природа ожила.

День выдался жаркий. Яша и Андрей идут в рощу. Мальчики спустились к ключу. Он бил из земли.

Бумажный змей

У Никиты бумажный змей. Никита идёт в парк пускать змея. Змей набрал высоту и летит.

Дождик стучал по трубе. Он бил по стёклам. Кот Васька забился под стол. Ударил гром. Кот испугался грозы.

За домом была ива. На иве было гнездо зяблика. В гнезде сидели птенцы. Они громко кричали.

Стоял тёплый день. Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли ландыши. Они были хороши.

Тёмная туча тихо плывёт по небу. Небо нахмурилось. Вот и дождик. У Юли зонтик. Ей дождь не страшен.

Диктанты довольно простые. Но если вы заметили, что ребенок делает ошибки на одну и ту же орфограмму, несмотря на ваше четкое произношение сложных слов, необходимо уделить внимание этой теме и повторить, а при необходимости объяснить заново эту орфограмму.

Д и к т а н т ы 1 класс

1. Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза.

Сиди, Саша, всегда в шкафу за то, что ты трус. (33 слова) Л. Толстой

2. У учительницы

За дверью Маруся и Верочка с красивыми листьями. Девочки пришли навестить больную учительницу. Она лежит в постели третью неделю. Рада гостям! (23 слова)

3. Жители дома

Осенью мы часто топили печку. У огонька устраивались кот Вьюнок и ручной зайчик Ушастик. Птенчик Чир любил сидеть над дверью. (22 слова)

Г. Скребицкий

4. У нас есть маленькие враги. Это бабочки, жуки и разные насекомые. Они едят листья, траву. Часто портят корни деревьев. Выручают нас птицы. (22слова) В. Бианки

5. Большой белый гусь зашипел и вытянул шею. Потом захлопал крыльями и ударил Наденьку. А маленький гусёнок больно ущипнул её. Вот какие гуси драчуны и кусаки! (25 слов) Б. Емельянов

6. Папа и мама любили животных. Жили в доме собака Джек и рыжий кот Мурзик. Часто бывали ежи и зайчата. Зверьков я приносил из леса. (24 слова) Г. Скребицкий

7. От ежей есть и польза, и вред . *Они едят вредных жучков, слизней. Но ежи разоряют птичьи гнёзда. Они могут навредить маленьким зайчатам.

(22 слова) И. Акимушкин

8. Ребята работали. А Петя сел на ступеньку и сидит. Кошке песню поёт. *Потом услышал ребячьи крики и помчался к друз ьям. Давно пора.

(22 слова ) В. Голявкин

Задания к диктантам 7, 8:

  1. В словах предложений (*) подчеркнуть буквы парных по звонкости-глухости согласных, которые не являются орфограммами; подчеркнуть буквы, которые это подсказали.

2. После слов с выделенными буквами обозначить их звуки.

3. Подчеркнуть Ь, если он разделительный.

9. Была зима. Выпал пушистый снежок. Во дворе дети лепили снеговика. У Зины лопатка. У Миши санки. Дети катались с горки. Миша упал в сугроб. Всем весело. Хорошо зимой! (28 слов)

10. Свободный диктант

Осень. Давно исчезли стрижи. Они всегда отправляются в путь первыми. Последними улетают грачи, жаворонки, скворцы, утки, чайки.

11. У Даши и Гриши Житиных дача у деревни Ольгинки. Рядом с дачей чудесная берёзовая роща, речка Теча и озеро Светлое. Дети часто ходят в рощу. Мальчики ловят в озере щук. Хорошо летом! (32 слова)

12. Купила мать слив и хотела дать детям после обеда. Ваня никогда не

слив. Очень хотелось съесть. В комнате никого не было. Мальчик не удержался, схватил одну сливу и съел.

За обедом отец спросил, не съел ли кто одну сливу. Ваня покраснел как рак … – Как вы думаете, что произошло дальше? (дописываем окончание)

В лесу. 2 класс I четверть.

День был жаркий и ясный. Игорь и Женя пошли на речку. За рекой ельник. Мальчики сели на большой пень. Кругом тишина. Только звонко поют птицы. Вдруг Женя слышит шорох. В кустах был ёжик. (36 слов)

1. В словах I предложения подчеркни гласные буквы.

2. В

3. Раздели на слоги и для переноса: мальчик (… букв, … звуков), Юра, лес.

У окна на столе стакан с водой. В стакане чудесные душистые цветы. Это лесные ландыши. Люба и сестра Ольга ходили в рощу. В лесу они нарвали цветов. Сёстры часто меняют водичку. Цветы хорошо пахнут. Пчела села на цветок. Она пьёт сладкий сок. (42 слова)

1. В словах I предложения подчеркни согласные буквы.

2. В VI предложении подчеркни главные члены. Обозначь ударение.

3. Раздели на слоги и для переноса: пальто (… букв, … звуков), пень, ёжик.

  • Озаглавить текст (Добрый Чук или Пёс Чук)

У Катюши жили пёс Чук и кошечка Пушинка. У неё родились котята. Кошка ушла. Стал Чук играть с котятами. Малыши влезут ему на спину и пищат. Пёс рад. Вернулась мать и заурчала. Чук уполз под крыльцо. Скучно пёсику без маленьких котят. (41 слово)

Осень.

Пришла осень. Ветер срывает листья с берёз. Часто идёт дождь. С полей убрали хлеб. Сад и огород опустели. В саду сняли душистые яблоки и груши.

На огородах собрали большой урожай овощей. Морковь и капусту убрали в подвал. Засолили огурцы и помидоры. (42 слова)

1. Во

2. В словах

3. Запиши гласные буквы парами.

Наступила осень. Часто идут дожди. Сильный туман затянул город. С востока дует холодный осенний ветер. Он несёт по аллее парка жёлтые листья. Сизый дымок вьётся из труб. Сороки, вороны прилетели к жилью человека. Воробьи прячутся в мягкие гнёзда. Собака Булька лежит в будке.

(43 слова)

1. В III предложении подчеркни главные члены.

2. В словах IV предложения обозначь ударение. Подчеркни орфограммы

3. К данным словам запиши по 2-3 родственных слова: лес, … ; зима, … .

За окном осень. По небу плывёт большая туча. Дует сильный ветер. Цветы вянут. Дорожки в саду покрыты жёлтыми листьями. Во дворе, на улицах грязь и лужи. Улетают грачи на юг. Вечером журавли кружили над селом. Они прощались с родными местами. Ребята ждут снега и мороза.

(45 слов)

1. Во II предложении подчеркни главные члены.

2. В словах V предложения обозначь ударение. Подчеркни орфограммы

3. К данным словам запиши по 2-3 родственных слова: ход, … ; рыба, … .

Зимний вечер. 2 класс, II четверть

На дворе сильный мороз. Метёт метель. А дома очень тепло. В печке тлеют угольки. Бабушка вяжет носочки. Ольга читает сказки. Маленький Юрик слушает. Кот Пуська лёг спать в уголок. (31 слово)

В лесу.

Трещит на морозе ель. Медведя в лесу не видать. Спит в берлоге мохнатый зверь. Рыщет голодный волк. Тихо скрипнула дверь избушки. На крыльцо вышел лесной сторож Илья. (29 слов)

Зимой.

Ясный день. Дети взяли лыжи и коньки. Они пошли гулять во двор. Яша сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно. На крыльце лежит Шарик. Собачка ждёт Яшеньку. (29 слов)

Зима в лесу.

Пришла зима. Ударил сильный мороз. Толстый лёд сковал речку. Снег укрыл пеньки и кусты. Снежные шубки надели сосны. Не ветках кедра пушистый шарф. Вот сугроб. Там спит медведь. (31 слово)

Зимой в лесу.

Наступила морозная зима. Я иду по тропе. Пушистый заяц прыгнул на поляну. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу. Я сыплю в кормушку разные семена. Птички клюют их. Зимой птицам нужна забота. (35 слов)

Оляпка.

Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот оляпка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лёд. Она снова весело запела. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира.

Зима. (36 слов)

Пришла зима. Выпал лёгкий пушистый снежок. Он покрыл белым ковром поля и леса. Трещат лютые морозы. Мороз затянул пруд льдом. Школьники полили водой горку, размели каток. На катке шум и веселье. Вот покатил на коньках Юра. Илья и Вася едут с горы на салазках. За ними бежит собака Дружок. Весело детям зимой! (53 слова)

В лесу. 2 класс, III четверть

Мы идём в лес. Скрипят клесты. Свистит иволга. Пышным ковром лежит мох. Стриж строит гнездо. К ручью бежит зайчик. Ручеёк даёт чистую воду людям и животным. В лапах сосны мелькает пушистый хвост белочки. Лес проснулся. (35 слов)

1. Поставь ударение в словах 1 и 2 предложений.

2. В словах 5 – 8 предложений подчеркни буквы, которые можно проверить.

Обозначь корни.

3.* К слову чистая (вода) подбери слова, близкие по смыслу. (прозрачная, хрустальная, незамутнённая, чистая, как слеза).

Весна в лесу.

Хороша весна в лесу! Ярко светит солнце. Растаял последний снежок. Стрелочки зелёной травки прорезали землю. Весенний ветерок торопит облака.

У реки слышна чудесная трель соловья. Смолой запахли душистые почки. Выглянул голубенький подснежник. Оттаял муравейник под сосной. У ели резвятся бельчата. Весёлый лес весной. (46 слов)

Вот и весна на дворе. Весеннее солнце пригрело землю. Снег на полях потемнел. Зазвенела весёлая капель. У домов галдят воробьи. С пригорка побежали звонкие ручьи. Лужи по ночам ещё замерзают. Ветки ивы покрылись пушистыми барашками. Зацвели подснежники. Вернулись на свою родину журавли. Прилетели грачи и вьют гнёзда. (47 слов)

В горах.

Хорошо весной в горах. На зелёных склонах пестреют ранние цветы. Они тянут свои головки к солнышку и жадно пьют его лучи. Выпрямились пучки сухих трав. Вот из серых скал выползла туча. Посыпался колючий снег и град. Выплыло солнце. Запели птицы. Цветы раскрыли свои вазочки. Весело зажужжали пчёлы. (49 слов)

Летом в деревне.

Наше село Садовое стоит у речки Увельки. За селом леса. На дороге пыль. Это идёт стадо в деревню. Тут и наша коза Белка. Звонко лают Шарик и Барбос. Шарик бурый и лохматый, как медведь. А Барбос белый и пушистый, как заяц. Собаки пасут овец и коз. (49 слов)

Пришла весна. Тепло. Растаяли снега. По небу плывут лёгкие облака. На деревьях кричат грачи. Прилетели с юга весёлые скворцы. По улице бежит широкий ручей. Илья и Кузьма пускают по воде кораблик. Слышны звонкие крики воробьёв и лай Жучки. (38 слов)

  1. Озаглавить текст. Дополнить его ещё одним предложением на данную тему.
  2. Подчеркнуть главные члены предложения, надписать части речи:

I в. – в IV предложении, II в. – в VI предложении.

3. Выписать из текста любой глагол (I в.), любое существительное (II в.) во

множественном числе, рядом записать это же слово в единственном числе.

Осень в лесу (входной диктант) 3 класс

Как красив осенний лес! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелёными. Пёстрый ковёр шуршит под ногами. А сколько грибов появилось в лесу! Душистые рыжики и опята давно ждут грибников. (43 слова)

1. В словах 6-ого предложения поставь ударение. Подчеркни все орфограммы.

2. Запиши по 2 слова:

  • с безударной гласной, проверяемой ударением; приписать проверочное слово;
  • с непроверяемой безударной гласной;
  • с разделительным мягким знаком.

Обозначь орфограммы графически.

3. Выполни звукобуквенный разбор слова медь.

Осень 3 класс, 1 четверть

Дует холодный ветер. С деревьев облетают последние листья и шуршат под ногами. В лесу весело свистят дрозды. Они клюют сочные ягоды рябины. Клесты ищут сосновые шишки. (27 слов)

Прощание с осенью

В октябре стоит ненастная погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью дождь перестал. Выпал первый снег. Всё вокруг стало нарядным. На берёзу прилетели две вороны. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (47 слов)

Друзья

Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинка. Кругом раскинулись широкие поля. По горой течёт речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они пололи морковь. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места.

(44 слова)

Осень.

Холодная стоит осень. Птицы улетели зимовать в тёплые края. Часто льёт дождь. Тишина в осеннем лесу. Только ветер шуршит сухими листьями и поёт. Под эту песню заснут до весны лесные жители.

По небу плывут хмурые тучи. Скоро землю укроет белый пушистый снег. Наступит зима. (45 слов)

1. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь ударение.

I в. – во II предложении; II в. – в VII предложении.

2. В словах III предложения подчеркни согласные буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

3. Запиши буквы, перед которыми пишется разделительный Ь. Запиши по 1 примеру на каждую букву.

4. Запиши 3 слова с двойными согласными, деля их для переноса.

Лес ждёт зиму.

Уходит осень. Первые зимние морозы ещё шагают по чужим краям. Скоро они зайдут и в наши леса. Дует сильный ветер. Он срывает листья с деревьев и кустов. Кричат в лесу сойки. Идёт мелкий дождь. Устал шлёпать по грязным тропкам заяц. Лес ждёт мороза, прихода русской зимы. (49 слов)

1. В o II предложении подчеркни главные члены. Обозначь ударение.

2. В словах III предложения подчеркни мягкие согласные.

3. Запиши парные согласные.

Хозяйки.

Был тёплый летний день. Девочки вышли в сад. Там играли дети. У Лизы Ивановой нож. Она чистит картофель и лук. На обед Лиза сварит суп. Юля Чижикова льёт воду в таз. Она стирает платье для куклы. У Насти маленький утюг. Настенька будет гладить юбочку для зайчихи. (47 слов)

1. В o VI предложении подчеркни главные члены.

2. В словах VII предложения поставь ударение. Обозначь орфограммы графически.

3. Разбери по составу слова: мосты, садик, берёзка, повар.

Идёт зима. (по теме «Парные согласные)

Ночью выпал первый снег. Он мягкий белый пушистый. На берёзках и дубках снежные хлопья. Надеваю пальто, шапку, варежки и бегу на улицу. Хорошо во дворе! У крыльца маленький сугроб. Беру лопатку и с радостью чищу дорожку. Скользко! Под снежком гладкий лёд. (43 слова)

1. В I предложении подчеркни главные члены.

2. Разбери по составу слова: тропинка, столик, поезд, снег.

3. Запиши 3 слова с парными согласными, припиши проверочные слова. Обозначь орфограммы графически.

Верные следы. 3 класс, II четверть

Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снежком. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались они, стали кричать. Молчит зимний лес.

Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Её следы всегда приведут к жилью. Так научил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли к лесной сторожке. (52 слова)

Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снежком.

Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались они, стали кричать. Молчит зимний лес.

Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Её следы всегда приведут к жилью. Так научил мальчика дедушка Илья. Ребятишки направились по следам и вышли к лесной сторожке. (53 слова)

Зима

Пришла долгожданная зима. Выпал лёгкий пушистый снежок. Он белым ковром покрыл леса и поля. Трещат лютые морозы. Мороз затянул пруд льдом.

Школьники полили водой горку, размели каток. На катке целый день веселье. Вот покатил на коньках Игорь. Илья и Василий мчат с горы на салазках. За ними бежит собачка Вьюнок. Весело зимой! (53 слова)

В Кремле.

Наступили зимние каникулы. Игорь Соловьёв получил билет на детский праздник в Кремль. Он поднялся по красивой лестнице в большой нарядный зал. Там было много ребят. Сердце мальчика забилось радостно. Все школьники водили хоровод вокруг чудесной ёлки.

Но уже поздно. Гаснут огни. Ребята счастливые возвращаются домой. (47 слов)

1. Разобрать по членам и по частям речи:

I предложение; последнее предложение.

2. … по составу: берёзка холодный

поход лесок

сильный рыбка

3. Запиши по 1 слову на каждую непроизносимую согласную.

3 класс, III четверть

Прошли ненастные дни. Отшумели вьюги и метели. Пришла весна. Солнце растопило снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб и прошлогоднюю листву. Появились проталинки. А вот и первые подснежники. Гибкие ветки берёз свесили серёжки. Ива распустила свои нарядные барашки. Солнце льёт на землю свет и тепло. Его лучи освещают всю окрестность. (55 слов)

Здравствуй, весна!

Над полями и лесом светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях пахучие смолистые почки. С юга летят скворцы. Показались первые журавли.

Весело, радостно весной. Выбежал на опушку робкий заяц. Вышел на поляну старый лось. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

(55 слов)

Весна.

Вот и весна на дворе. Снег на полях потемнел. Побежали говорливые ручейки. По ночам ещё замерзают лужи. Яркое солнце светит весь день. Прилетели с юга грачи и вьют гнёзда. Весело поют скворцы. На деревьях набухают смолистые почки. На полях начали весенний сев.

Скоро ученью конец. Школьники с радостью поедут отдыхать в деревню Сосновку. (54 слова)

Весенние деньки.

Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки. На голых ветках орешника появились первые цветы. Это серёжки. Свежий ветерок разносит по лесу весенние запахи. Ожила кормилица-земля. Радует слух чудное пение птиц. Быстро кружит в воздухе ласточка. С голубого неба льются нежные звуки серебряного колокольчика. Это поёт звонкоголосый жаворонок. (56 слов)

  • Разбери по составу:

проделка повязка утренний берёзки погремушка

последний местечко поспешное развесят говорливый

ухватишь накажет засветит весёлый смотрит

смолистые поляна робкий радостные прогулка

  • Подбери прилагательные, противоположные по смыслу:

широкий ручей – … трусливый мальчик – …

старательный ученик – … высокий куст – …

Весеннее утро. (итоговый контроль)

Весна вступила в свои права. Земля нарядилась в цветной наряд. Хорошо ранним утром в лесу. Ночная тьма укрылась в густых ветвях деревьев. Вспыхнул в небе первый луч солнца. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Над цветами кружат золотистые пчёлки. Они жадно пьют сладкий сок. Льётся чудный запах от цветов черёмухи. Береги это хрупкое дерево. Не позволяй ломать красавицу злым рукам. Друг не портит деревья, не ломает ветки. Природу нужно охранять. (73слова)

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В ней сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. (76 слов)

Встреча пернатых друзей.

Весеннее солнце растопило последний снег. Шумные ручьи побежали по дорожкам. Яркий луч весело играет на воде. На пригорках появилась молоденькая травка.

Потянулись с юга птицы. первыми пожаловали вестники весны – грачи. Они поправляют гнёзда на берёзах. Зимой школьники готовили квартиры для гостей. В садах и парках уже висят скворечники. Семья скворцов влетела в свой дворец. Из оконца слышны радостные голоса. Пришёл настоящий праздник весны. (66 слов)

Поздняя весна.

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца ласкают землю. тепло. Из земли показалась молодая травка. Появились голубые подснежники. На берёзах и тополях набухли почки. В лесу запахло берёзовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их зелёные язычки. Хорошо весной! Птицы поют свои весёлые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают шустрые синички. Все рады весне. (60 слов)

Подарки.

Стояла тёплая ночь. Самолёты взлетали в небо по расписанию. Ярко светили фонари. Они указывали лётчикам путь на землю.

Вдруг подъехал автобус. Из него вытащили огромный ящик. Послышался страшный рёв. В ящике был белый медведь Снежок. Потом вынесли клетку с голубями. Это подарки для далёкой Индии. (61 слово)

Грамматические задания

1. Припиши по 2 слова, для которых даны проверочные слова. Обозначь

орфограмму графически.

Ночь – … , … ; явка – … росы – …

2. Выпиши слова, согласную корня нужно проверить. Обозначь орфограмму

графически.

Изгороди, загородка, загородить, изгородь;

прорубить, рубка, прорубь, перерубили;

редкость, редеющий, редко, проредить, редкий.

3. Закончи склонение существительного волк. Выдели окончания.

И. кто? волк

Р. … волка

… кому? …

4.* Спиши пословицу. Подчеркни слова с непроизносимой согласной в корне.

Запиши ещё 2-3 слова на это правило. Обозначь корень и подчеркни

согласную, которая не произносится.

Счастливым и красивым делает человека любимая работа.

5. Спиши предложение, подчеркни главные члены. Над каждым словом укажи

часть речи. Выпиши словосочетания с вопросами.

С голубого неба льётся песня жаворонка.

6. Разбери слова по составу: прогулка, объяснит, дождливый, показала.

7. Выполни звукобуквенный разбор каждого слова: полёт, вьюнок, ягодка.

8. Разбери каждое слово как часть речи:

(над) полями; укрепит; радостную (песню).



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...