Доказательства закона. Никто не станет спорить с тем, что китайцы – один из самых порядочных и развитых народов

Никто не станет спорить с тем, что стресс стал бедствием двадцать первого века, и это сильно подрывает наше здоровье. В Японии создана эффективная техника борьбы со стрессом, которая позволяет снять усталость, и избавиться от тревожности всего за несколько минут.

Хотели бы узнать о ней больше? Тогда наша сегодняшняя статья для вас!

Японская техника борьбы со стрессом

Усталость и истощение, постоянные нагрузки… все это вредит нашему организму. Стресс стал обычным состоянием для большинства людей. Они просто забыли, что такое спокойствие.

Для снятия усталости и борьбы со стрессом рекомендуем воспользоваться интересной восточной техникой.

В восточной медицине особое значение придается пальцам рук . Считается, что каждый из них связан с определенной эмоцией или чувств.

Нажатием или массажем тех или иных точек на пальцах можно облегчать различные виды боли.

Если вы положите одну ладонь на другую и будете их сжимать в течение нескольких секунд, вы сможете убрать негатив из своей жизни (включая определенные боли или болезни, возникшие из-за токсичных отношений).

Для того чтобы лучше понять этот механизм, необходимо узнать чуть больше о каждом из пальцев.


  • Большой палец: Озабоченность, нервы и стресс.
  • Указательный палец: Страхи.
  • Средний палец: Раздражение и гнев.
  • Безымянный палец: Депрессия, грусть и нерешительность.
  • Мизинец: Пессимизм, упадок сил и тревожность.

Объяснение эффективности этой техники основано на том, что руки связаны с мозгом (точнее, с той его областью, которая отвечает за эмоции) посредством нервов.

Прижимаем пальцы левой руки к ладони и кладем на них пальцы правой руки.

Нажимаем на палец, который соответствует имеющейся проблеме . Например, в случае нажимайте на большой палец. Делайте это в течение 30 секунд, затем отдохните 30 секунд. Можете повторять данное упражнение в любое время. Попробуйте. Отличная техника борьбы со стрессом!

Акупрессура улучшит вашу жизнь


Другой вариант воздействия на эмоции с помощью пальцев разработан в японском искусстве исцеления Джин Шин Джитсу (переводится как «искусство счастья»). Это акупрессура .

Пальцы массируются в соответствии с проблемами, которые испытывает человек. Большой палец соответствует озабоченности, указательный — страхам, средний — гневу, безымянный — печали, а мизинец — неудовлетворенности.

Выберите палец, который соответствует ситуации.

В течение нескольких минут нажимайте на две его фаланги большим и указательным пальцем другой руки. Затем проделайте то же самое с пальцем на другой руке.

Эти техники помогают не только при стрессе и эмоциональных проблемах, но и при разного рода болях и проблемах со здоровьем . Разным пальцам соответствуют следующие проблемы:

  • Большой палец: Желудок и селезенка, головная боль и боль в желудке, проблемы с кожей.
  • Указательный палец: Почки и мочевой пузырь, мышечные боли, проблемы с пищеварением.
  • Средний палец: Желчный пузырь и печень, менструальные боли, головная боль, проблемы со зрением, проблемы с кровообращением, усталость.
  • Безымянный палец: Прямая кишка и легкие, несварение, проблемы с дыханием (прежде всего, ).
  • Мизинец: Сердце и кишечник, проблемы с костями.

Другие восточные техники, помогающие бороться со стрессом

Похоже, что в Азии хорошо научились достигать состояния «дзен «, характеризующегося спокойствием и хорошим настроением. Во всяком случае, большинство техник для борьбы со стрессом, пришло с того континента.

Йога

Йога появилась очень давно, как минимум за 3000 лет до нашей эры. Об этом свидетельствуют рисунки, найденные в Индии. Там большое значение придается и возможности единения души и тела.

Есть разные ветви йоги, но их объединяет общая цель: достижение равновесия между физическим и духовным.

Йога помогает: сбросить лишний вес, снять боль (особенно боль в спине), повысить тонус мышц, развить гибкость и справиться с депрессией и стрессом.

Лесная ванна


Для того чтобы практиковать данную технику, известную как «Шинрин Йоку» (или Синрин-йоку), достаточно в парке или в поле.

Идея заключается в том, что при ходьбе тело должно воспринимать природу всеми пятью органами чувств. Такая ходьба улучшает состояние души, повышает креативность и идет на пользу здоровью, в целом.

Во время такой прогулки нужно обращать внимание на все, что вас окружает, а еще рекомендуется пить чай или фруктовый сок. Мобильный телефон с собой брать нельзя, проблемы — тоже.

Как показали исследования, данная практика позволяет снизить артериальное давление и уровень кортизола (гормона стресса). Она укрепляет иммунную сист ему и стимулирует когнитивные функции.

Тай чи

А вот и еще одна техника борьбы со стрессом, полезная для достижения равновесия между телом и разумом. Она складывается из медленных, но энергичных движений. Эти упражнения интересны и подходят для любого возраста.

В принципе, это разновидность боевого искусства, но это также и практика релаксации. Она уменьшает стресс, улучшает физическую форму, помогает бороться с ригидностью мышц и суставов, способствует притоку позитивной энергии.

Шиацу


Эта японская практика помогает снимать неприятные ощущения, вызванные стрессом , например, жесткость мышц в плечах и спине.

Она заключается в надавливании на определенные точки тела, каждая из которых связана с нервной системой и внутренним органом.

Шиацу уменьшает напряжение и пробуждает энергию. Она также способствует выведению из организма токсинов, регулирует артериальное давление, уменьшает тревожность и помогает бороться с расстройствами сна.

До-ин

Эта практика была создана в Китае для улучшения качества жизни пожилых людей. Она основана на серии дыхательных упражнений, которые успокаивают нервы, восстанавливают равновесие и ясность мыслей.

Сегодня ее нередко применяют в офисах крупных компаний. Ее преимущества: способствует сознательному и адекватному дыханию, помогает медитировать, укрепляет мышцы, снимает напряжение и стресс.

Айкидо — техника борьбы со стрессом

Это тоже боевое искусство, но в отличие от карате или тэквондо в нем поощряется ментальное равновесие, избежание насилия и уважение к окружающим.

Движения в нем круговые, они улучшают способность к концентрации, уравновешивают разум , снимают стресс и повышают тонус мышц. Слово «айкидо» означает путь энергии и гармонии.

Человек! Не нравится то, что вокруг? Желаешь жить среди нормальных людей? Стань таким каким хочешь видеть других. Только не притворяйся на пять минут, не хитри - а действительно стань. Миру не останется ничего, кроме как последовать за тобой. Это и есть магия...
(Пелевин)



Остров Обезьян.


Никто не станет спорить с тем, что человеческие умы живут в дырявых мешках из кожи и мяса. Но наша культура имеет одну странную особенность, к которой мы настолько привыкли, что даже ее не обсуждаем. Лучше всего ее можно объяснить на примере из кинематографа.


Любой современный блокбастер (из тех, что служат одновременно каталогом нижнего белья, школой хороших манер и реестром допустимых политических взглядов) по сути внушает нам, что бегающие по экрану герои лишены всех неприятных проблем, которые влечет за собой животная материальность человеческого тела. Актеры мгновенно переходят от погонь с перестрелками к изысканным ужинам при свечах, они в любой момент готовы к любовной оргии или прыжку с парашютом. Они дерутся как гневные боги, чьи тела становятся от ударов лишь крепче.


А потом газеты сообщают, что кто-то из них трагически погиб во время съемок, поскользнувшись в уборной.


Всем известно, что сверхчеловеческий видеоряд создается из огромного числа дублей, а в промежутках между ними сверхлюди сидят на унитазах, выводят прыщи, лечат экзему и гриппуют. Но зритель, посмотрев на экранные чудеса, все равно кажется себе бесполезным мешком дерьма - и злые языки даже утверждают, что в этом одна из главных задач современного кинематографа.


Но все началось не сегодня и не вчера. Таково одно из главных свойств человеческой культуры. И проявляется оно очень многообразно.


Каждый знает, каково удерживать функционирование и внешний вид собственного тела в рамках «приличного» и «подобающего» - из-за этого возникает добрая половина всех человеческих стрессов. Тело живет своей древней жизнью, его потребности совершенно не синхронизированы с социальной надстройкой, оно потеет, пердит, храпит, кашляет, оправляется и мочится по заведенному миллиард лет назад обычаю. У него другая шкала приоритетов и ценностей, чем у нас. Прыщ на носу для него совсем не трагедия, и ему ничего не стоит из-за одной-единственной гнилой виноградины жидко обосраться на торжественном фуршете в честь датского короля. Причем это легко может произойти и с самим датским королем.


С тех пор как люди стали людьми, они живут в культуре, вытесняющей центральное и ежедневное содержание человеческого опыта в темноту клозета. Даже сегодняшний либеральный и просвещенный век поощряет нас выносить оттуда на всеобщее обозрение разве что нашу гомосексуальность - но никак не запущенный геморрой третьей стадии, которым, кстати, страдает куда большее число людей...


Эта запредельная вытесненность собственной физиологии особенно сильна в среде профессиональных красавиц (они никогда не какают и не пахнут потом, а только сверкают голубыми льдинками глаз) и среди аристократов (немыслимый позор для Набокова - испортить воздух в гостиной, а один наполеоновский генерал, говорят, вообще умер от разрыва мочевого пузыря).


Но почему мы, зловонные шелудивые обезьяны с постоянно урчащими животами, выстроили для себя настолько неудобную репрессивную культуру,


основанную на полном отрицании своей природы?
Склонные к социальному критиканству люди говорят, что целью было создать рынок депиля-торов, дезодорантов и вообще всяких косметических услуг. Это, конечно, звучит антибуржуазно и контркультурно - но думать так означает путать причину и следствие. Попытка сделать себя красивее собственной физической основы и засекретить свою животную физиологию - это именно изначальный фундамент, на котором выстроена цивилизация в знакомой нам форме.


Причина в том, что в бесконечном реестре возможного действительно есть счастливые миры (счастливые не вообще, а только по сравнению с нами), жители которых весьма похожи на нас по внешним формам, - но лишены унизительных особенностей нашего обезьяньего естества. У этих миров другая материальность.


Тело там не старится (во всяком случае так, как наше), пища усваивается иначе, болезни больше похожи на перепады настроения. Их жители даже в самом неприбранном виде красивее нас в полном сценическом гриме. Их войны похожи на схватки наших киногероев. Их любовь действительно состоит из чистого наслаждения, а не из скрытых мук по поводу метеоризмов, молочниц, складок жира и плохой эрекции. Именно эти счастливые измерения тщится изобразить азиатская иконография - и Голливуд.


Один из таких миров был в свое время низвергнут в пространство знакомых нам законов. Вернее, он был просто уничтожен - теми самыми Птицами, что преследуют наш род и сегодня. Но его обитатели, как бы зацепившись за более низкий слой бытия, нашли возможность сохраниться в животных телах и быстро привели свою культуру к близкому внешнему подобию прежней. От этой древней катастрофы зазмеи-лось множество новых маршрутов жизни - как если бы пассажиры затонувшего корабля выплыли на остров с обезьянами и, чтобы выжить, стали обезьянами сами, но сохранили свои платья, обычаи и язык, только принялись брить морды и делать косметику из глины.


И с тех пор эти обезьяны делают вид, что они по-прежнему люди - имитируя то, чем были когда-то их предки. Изменить свою животную биологию они, конечно, не могут - на такое нужны миллиарды лет. Но обезьяны научились жить в режиме постоянного маскарада, притворяясь, что имеют другую природу, чем их тела.


Даже простая попытка представить себе, чем была бы наша жизнь без постоянного вытеснения собственного естества способна давать интересные художественные эффекты - взять хотя бы «Скромное обаяние буржуазии» Бунюэля, где участники светского раута со спущенными штанами сидят вокруг стола на стильных унитазах, а кушать отходят в тайные кабинки. Абсурд, в котором мы живем, не уступает этой фантазии - он просто имеет другой знак.


Вот этот древний маскарад и есть наша культура. Занятно, что между островом обезьян и местом, откуда плыл затонувший корабль, регулярно ходят паромы. Каждая из обезьян в порядке личной инициативы может вернуться в те пространства, откуда когда-то был изгнан человеческий род: есть уйма маршрутов, и по ним умы с незапамятных времен путешествуют вверх и вниз.


Но большинству обезьян вовсе не хочется снова стать людьми. Им хочется выглядеть как люди, пока они тусуются на обезьяньем острове.


Увы, дальнейшая судьба обезьяньего острова печальна. Я вижу такие струны возможного - и их большинство, - в конце которых наш заблудившийся род вытряхивают даже из нынешних мешков с нечистотами (Мейстер Ке находится в начале пути к новому модусу бытия - он все еще настоящая обезьяна, просто мало двигается).


Затем мы падаем еще ниже, намного ниже - в пространство, трудно поддающееся описанию. Если продлить метафору, это нечто вроде мира страдающих растений, которые мимикрируют под замерших обезьян. Это все та же имитация принадлежности к более высокому классу существ: растения изо всех сил делают вид, что они обезьяны, используя порывы ветра для симуляции телесного движения. С помощью множества косметических ухищрений они искусно притворяются, что пердят, потеют и рыгают - и на построение этой дорогостоящей иллюзии уходят почти все их скудные ресурсы.


Многие окажутся там, и искусство мимикрии достигнет высот, по сравнению с которыми померкнет весь земной гламур и индустрия красоты.


В этом мире будет даже свое искусство - пронзителвное, горькое, честное, как бы набухшее вопросами «зачем?» и «за что?». И многие великие художники будут веками оттачивать там искусство ветряного жеста.

Никто не станет спорить с тем, что китайцы – один из самых порядочных и развитых народов. В основном они – довольны независимые, волевые и очень практичные люди, которые стараются использовать себе во благо каждую мелочь, следуют порядку во всем.

Как известно, китайские церемонии стремятся к соблюдению строгой последовательности во всех своих действиях. В каждое из них вкладывается особый смысл, а порядок исполнения церемонии заставляет человека целиком погрузиться в него, сконцентрировать свое внимание, максимально сосредоточиться на важных его аспектах. Подобное поведение поневоле развивает в человеке способность руководить своими мыслями и желаниями, делает его внимательнее, терпимее, спокойнее, задумчивее. Таким образом, человек приучается выполнять подобным образом любое дело, любую работу с особой тщательностью, вкладывая в нее свою душу и разум.

Пользу соблюдения моральных норм и порядка в жизни проповедовал великий китайский философ Конфуций. Его философия, основанная на личной морали и на концепции власти правителя, который служит своему народу и правит посредством своего морального примера, подпитывала китайскую жизнь и культуру на протяжении более чем двух тысяч лет и оказала существенное влияние на мировоззрение и уклад китайцев. Конфуций был философом, которого прежде всего интересовали проблемы личной и политический морали, проблемы нравственного поведения.

Говоря о личностной морали, Конфуций не избегал таких понятий, как внутренняя свобода личности, моральная независимость человека, волевая натура и т. п. Это значит, что древний философ отстаивал мысль о личной независимости каждого отдельного человека, о способности самоуправления и самовоспитания с целью духовного роста.

Но не менее важную роль Конфуций отводил соблюдению порядка – внешних правил, которые позволили бы человеку полновластно управлять своими мыслями и действиями. Согласно ему, существуют две самых главных добродетели – «жэнь» и «ли», которыми обязан руководствоваться благородный человек в своем поведении. «Жэнь» – «любовь» либо «доброжелательное отношение к ближнему», а «ли» – это и есть комбинация этических норм: хороших манер, церемоний, обычаев, этикета и правил хорошего поведения.

Сам Конфуций старался следовать своей философии и соблюдать те «этические нормы», которые отстаивал и проповедовал: он жил довольно скромно и очень практично, соблюдая четкий распорядок дня. Он предъявлял к себе довольно высокие требования и старался выполнять их, чем закалял собственную силу воли. Конфуций буквально воспитывал себя, придавая особое значение каждой минуте своей жизни, и заботился о том, чтобы время не пропало зря.

Таким образом, конфуцианство (философия Конфуция) ставит большой акцент на обязанностях человека, на его его умении поступать в жизни, сообразно моральным идеалам, неуклонно следовать им и отстаивать их. Это этическое учение было принято большинством жителей Китая и на протяжении более чем двух тысячелетий оказывало глубокое влияние на их жизнь и их мысли: формировало способность к самоуправлению и порядку.

Философия Конфуция если и повлияла на формирование столь положительных черт характера, то только в жизни китайского народа. Вряд ли ей следовали в Европе. Но, несмотря на это, у Европы есть свои образцы и свои философы, которые были схожи с Конфуцием в своих рассуждениях о «правильности» человеческого существования.

Древнегреческий философ Аристотель, например, тоже ставил в обязанность личности выбор собственного жизненного пути и упорядоченное решение важных вопросов. Великий античный мыслитель считал, что добродетельность человека зависит от него самого: субъект сам в состоянии контролировать свои поступки, а, следовательно, планировать их, сообразно неким правилам и нормам, чтобы они стали полезными и приносили результаты.

Рассматривая господство человека над своим характером, Аристотель обозначал границу между нравственной свободой личности, с одной стороны, и природной определенностью и произволом, с другой. «Человек может выбирать сам себя», – а следовательно, может сам упорядочить и подчинить себе свою жизнь и свои мысли в зависимости от морального выбора, а значит может стать лучше самостоятельно. Моральный индивид стремится к высшему благу. Он не удовлетворяется стихийным течением жизни и стремится подчинить ее некоей единой цели, своей воле – иными словами, он проявляет настойчивость своего характера и старается утвердить определенный порядок при помощи собственной воли.

Таким образом, Аристотель своим учением о качествах моральной личности не меньше, чем Конфуций со своими идеями, доказывает истинность и огромную пользу соблюдения порядка каждым человеком и его влияния на формирование, на ее совершенствование и становление самостоятельной личности.

Никто на сегодняшний день не станет спорить с тем, что слова имеют огромную силу. Они материализуются, хотя сразу это может быть незаметным. На сегодняшний день ученые детально изучили и представили доказательства силы действия наших слов. Существуют целые направления науки, которые продолжают исследовать влияние слов, к примеру, волновая генетика, предлагающая лечение смертельных заболеваний звуком. Поэтому, очень важно следить за тем, что мы произносим, чтобы избавить свою жизнь от многих неприятностей.

Давайте рассмотрим популярные фразы, которые часто произносят люди, даже не задумываясь над тем, какое разрушительное влияние они влекут за собой:

1. «Я не могу!».

Каждый человек часто употребляет эту фразу, когда, например, хочет кому-то отказать в помощи. С одной стороны это правильно, ведь необходимо уметь отказывать людям. Но, можно сделать это по-другому. Начните говорить вместо «Я не могу!» - «Я не буду этого делать». Когда человек часто употребляет фразу, провозглашающую его бессилие, это оседает в подсознании и лишает человека энергии. «Не могу!» - это фраза, которая означает немощность, отсутствие силы, энергии, знаний. Если человек что-то может, но ему это неудобно, нужно так и сказать об этом.

Если человек просто не хочет – так и нужно говорить. Ведь фраза «Я не могу!» несет разрушительные последствия и лишает человека силы.

2. «Я в шоке!».

Еще одно любимое выражение многих людей. Но, если бы люди понимали истинное значение этой фразы, они бы не стали употреблять ее в обыденной жизни. Разберем для начала, что такое шок. Итак, шок является сложным патологическим процессом, влекущим за собой тяжелейшее нарушение жизненно важных функций организма. Существуют различные виды шока по степени тяжести, но все они подразумевают ужасное состояние организма. Все клетки нашего организма реагируют негативно на такой звуковой посыл, и поэтому, если человек хочет сберечь свое здоровье и работоспособность, лучше выражать свое удивление другими словами.

3. «Я больше никогда…».

В разных ситуациях отличается продолжение этой фразы, но такие категоричные высказывания часто блокируют движение человека вперед. Когда в эмоциональном порыве мы обещаем никогда больше не делать чего-то, мы часто не осознаем полностью глубину этой фразы. Естественно, эмоции проходят, и мы возвращаемся к привычным действиям, но все идет уже не так гладко. Например, когда мы вслух произносим «Я больше никогда не буду доверять людям!», проходит время, и мы забываем об этом, но выстраивать доверие становится намного сложнее.

4. «Я ужасно рад!».

Или же «Я ужасно счастлив!». Это фразы, которые несут негативный посыл. Ужас несовместим с ощущением радости и счастья. Выражение ужаса дестабилизирует наше эмоциональное состояние и привлекает несчастья в нашу жизнь. Лучше всего вычеркнуть эти фразы из своего словарного запаса. В любом языке достаточно слов, чтобы наиболее ярко выразить свои чувства.

5. «У меня нет денег!».

Опять же, с одной стороны мы привыкли так выражаться. Но, важно понимать тот энергетический посыл, который несет эта фраза. Важно понимать, что наш мозг работает вне временных границ , и частое произношение такой фразы программирует ваше мышление на нищету. Вместо того, чтобы говорить об отсутствии денег, говорите о том, что не можете в данные момент себе позволить ту или иную покупку. От нашего финансового благополучия зависит многое, поэтому не нужно разрушительными фразами уничтожать свой успех в данной сфере.

6. «Я жертва обстоятельств!».

Часто люди пытаются оправдаться перед другими и произносят такую фразу. На самом деле, такая установка программирует наше подсознание на поражение. Вы не жертва, даже если в какой-то момент вам не очень повезло. Если вы не хотите жить в поражении, вам необходимо выбросить эту фразу из своего лексикона, заменив ее более позитивным высказыванием. Помимо этого, такая фраза способна нанести вред вашей репутации и отношениям с другими людьми, потому что она представляет вас как безответственного человека.

7. «Я очень болен».

Проблемы со здоровьем случаются в жизни каждого человека, но, в наших силах научиться реагировать на них таким образом, чтобы поскорее избавиться от них. Позитивное мышление и правильные фразы высвобождают энергию, которая наводит порядок в нашем организме на клеточном уровне. Сегодня большинство ведущих специалистов в области медицины знают, насколько важен настрой человека для скорейшей победы над болезнью. Когда вы произносите такую фразу, вы только усугубляете патологический процесс, протекающий в вашем организме. Не говорите негативные слова о своем теле, а наоборот, практикуйте исцеляющие утверждения – они будут способствовать процессу исцеления.

I

Наполеон начал войну с Россией потому, что он не мог не приехать в Дрезден, не мог не отуманиться почестями, не мог не надеть польского мундира, не поддаться предприимчивому впечатлению июньского утра, не мог воздержаться от вспышки гнева в присутствии Куракина и потом Балашева. Александр отказывался от всех переговоров потому, что он лично чувствовал себя оскорбленным. Барклай де Толли старался наилучшим образом управлять армией для того, чтобы исполнить свой долг и заслужить славу великого полководца. Ростов поскакал в атаку на французов потому, что он не мог удержаться от желания проскакаться по ровному полю. И так точно, вследствие своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, участники этой войны. Они боялись, тщеславились, радовались, негодовали, рассуждали, полагая, что они знают то, что они делают, и что делают для себя, а все были непроизвольными орудиями истории и производили скрытую от них, но понятную для нас работу. Такова неизменная судьба всех практических деятелей, и тем не свободнее, чем выше они стоят в людской иерархии. Теперь деятели 1812-го года давно сошли с своих мест, их личные интересы исчезли бесследно, и одни исторические результаты того времени перед нами. Но допустим, что должны были люди Европы, под предводительством Наполеона, зайти в глубь России и там погибнуть, и вся противуречащая сама себе, бессмысленная, жестокая деятельность людей — участников этой войны, становится для нас понятною. Провидение заставляло всех этих людей, стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата, о котором ни один человек (ни Наполеон, ни Александр, ни еще менее кто-либо из участников войны) не имел ни малейшего чаяния. Теперь нам ясно, что было в 1812-м году причиной погибели французской армии. Никто не станет спорить, что причиной погибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе. Но тогда не только никто не предвидел того (что теперь кажется очевидным), что только этим путем могла погибнуть восьмисоттысячная, лучшая в мире и предводимая лучшим полководцем армия в столкновении с вдвое слабейшей, неопытной и предводимой неопытными полководцами — русской армией; не только никто не предвидел этого, но все усилия со стороны русских были постоянно устремлены на то, чтобы помешать тому, что одно могло спасти Россию, и со стороны французов, несмотря на опытность и так называемый военный гений Наполеона, были устремлены все усилия к тому, чтобы растянуться в конце лета до Москвы, то есть сделать то самое, что должно было погубить их. В исторических сочинениях о 1812-м годе авторы французы очень любят говорить о том, как Наполеон чувствовал опасность растяжения своей линии, как он искал сражения, как маршалы его советовали ему остановиться в Смоленске, и приводить другие подобные доводы, доказывающие, что тогда уже будто понята была опасность кампании; а авторы русские еще более любят говорить о том, как с начала кампании существовал план скифской войны заманивания Наполеона в глубь России, и приписывают этот план кто Пфулю, кто какому-то французу, кто Толю, кто самому императору Александру, указывая на записки, проекты и письма, в которых действительно находятся намеки на этот образ действий. Но все эти намеки на предвидение того, что случилось, как со стороны французов, так и со стороны русских, выставляются теперь только потому, что событие оправдало их. Ежели бы событие не совершилось, то намеки эти были бы забыты, как забыты теперь тысячи и миллионы противоположных намеков и предположений, бывших в ходу тогда, но оказавшихся несправедливыми и потому забытых. Об исходе каждого совершающегося события всегда бывает так много предположений, что, чем бы оно ни кончилось, всегда найдутся люди, которые скажут: «Я тогда еще сказал, что это так будет», забывая совсем, что в числе бесчисленных предположений были делаемы и совершенно противоположные. Предположения о сознании Наполеоном опасности растяжения линии и со стороны русских — о завлечении неприятеля в глубь России — принадлежат, очевидно, к этому разряду, и историки только с большой натяжкой могут приписывать такие соображения Наполеону и его маршалам и такие планы русским военачальникам. Все факты совершенно противоречат таким предположениям. Не только во все время войны со стороны русских не было желания заманить французов в глубь России, но все было делаемо для того, чтобы остановить их с первого вступления их в Россию, и не только Наполеон не боялся растяжения своей линии, но он радовался, как торжеству, каждому своему шагу вперед и очень лениво, не так, как в прежние свои кампании, искал сражения. При самом начале кампании армии наши разрезаны, и единственная цель, к которой мы стремимся, состоит в том, чтобы соединить их, хотя для того, чтобы отступать и завлекать неприятеля в глубь страны, в соединении армии не представляется выгод. Император находится при армии для воодушевления ее в отстаивании каждого шага русской земли, а не для отступления. Устроивается громадный Дрисский лагерь по плану Пфуля и не предполагается отступать далее. Государь делает упреки главнокомандующим за каждый шаг отступления. Не только сожжение Москвы, но допущение неприятеля до Смоленска не может даже представиться воображению императора, и когда армии соединяются, то государь негодует за то, что Смоленск взят и сожжен и не дано пред стенами его генерального сражения. Так думает государь, но русские военачальники и все русские люди еще более негодуют при мысли о том, что наши отступают в глубь страны. Наполеон, разрезав армии, движется в глубь страны и упускает несколько случаев сражения. В августе месяце он в Смоленске и думает только о том, как бы ему идти дальше, хотя, как мы теперь видим, это движение вперед для него очевидно пагубно. Факты говорят очевидно, что ни Наполеон не предвидел опасности в движении на Москву, ни Александр и русские военачальники не думали только о заманивании Наполеона, а думали о противном. Завлечение Наполеона в глубь страны произошло не по чьему-нибудь плану (никто и не верил в возможность этого), а произошло от сложнейшей игры интриг, целей, желаний людей — участников войны, не угадывавших того, что должно быть, и того, что было единственным спасением России. Все происходит нечаянно. Армии разрезаны при начале кампании. Мы стараемся соединить их с очевидной целью дать сражение и удержать наступление неприятеля, но в этом стремлении к соединению, избегая сражений с сильнейшим неприятелем и невольно отходя под острым углом, мы заводим французов до Смоленска. Но мало того сказать, что мы отходим под острым углом потому, что французы двигаются между обеими армиями, — угол этот делается еще острее, и мы еще дальше уходим потому, что Барклай де Толли, непопулярный немец, ненавистен Багратиону (имеющему стать под его начальство), и Багратион, командуя 2-й армией, старается как можно дольше не присоединяться к Барклаю, чтобы не стать под его команду. Багратион долго не присоединяется (хотя в этом главная цель всех начальствующих лиц) потому, что ему кажется, что он на этом марше ставит в опасность свою армию и что выгоднее всего для него отступить левее и южнее, беспокоя с фланга и тыла неприятеля и комплектуя свою армию в Украине. А кажется и придумано это им потому, что ему не хочется подчиняться ненавистному и младшему чином немцу Барклаю. Император находится при армии, чтобы воодушевлять ее, а присутствие его и незнание на что решиться, и огромное количество советников и планов уничтожают энергию действий 1-ой армии, и армия отступает. В Дрисском лагере предположено остановиться; но неожиданно Паулучи, метящий в главнокомандующие, своей энергией действует на Александра, и весь план Пфуля бросается, и все дело поручается Барклаю. Но так как Барклай не внушает доверия, власть его ограничивают. Армии раздроблены, нет единства начальства, Барклай не популярен; но из этой путаницы, раздробления и непопулярности немца-главнокомандующего, с одной стороны, вытекает нерешительность и избежание сражения (от которого нельзя бы было удержаться, ежели бы армии были вместе и не Барклай был бы начальником), с другой стороны, — все большее и большее негодование против немцев и возбуждение патриотического духа. Наконец государь уезжает из армии, и как единственный и удобнейший предлог для его отъезда избирается мысль, что ему надо воодушевить народ в столицах для возбуждения народной войны. И эта поездка государя в Москву утрояет силы русского войска. Государь отъезжает из армии для того, чтобы не стеснять единство власти главнокомандующего, и надеется, что будут приняты более решительные меры; но положение начальства армий еще более путается и ослабевает. Бенигсен, великий князь и рой генерал-адъютантов остаются при армии, с тем чтобы следить за действиями главнокомандующего и возбуждать его к энергии, и Барклай, еще менее чувствуя себя свободным под глазами всех этих глаз государевых, делается еще осторожнее для решительных действий и избегает сражений. Барклай стоит за осторожность. Цесаревич намекает на измену и требует генерального сражения. Любомирский, Браницкий, Влоцкий и тому подобные так раздувают весь этот шум, что Барклай, под предлогом доставления бумаг государю, отсылает поляков генерал-адъютантов в Петербург и входит в открытую борьбу с Бенигсеном и великим князем. В Смоленске, наконец, как ни желал того Багратион, соединяются армии. Багратион в карете подъезжает к дому, занимаемому Барклаем. Барклай надевает шарф, выходит навстречу и рапортует старшему чином Багратиону. Багратион, в борьбе великодушия, несмотря на старшинство чина, подчиняется Барклаю; но, подчинившись, еще меньше соглашается с ним. Багратион лично, по приказанию государя, доносит ему. Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради Бога, пошлите меня куда-нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена, так что русскому жить невозможно, и толку никакого нет. Я думал, истинно служу государю и отечеству, а на поверку выходит, что я служу Барклаю. Признаюсь, не хочу». Рой Браницких, Винцингероде и тому подобных еще больше отравляет сношения главнокомандующих, и выходит еще меньше единства. Сбираются атаковать французов перед Смоленском. Посылается генерал для осмотра позиции. Генерал этот, ненавидя Барклая, едет к приятелю, корпусному командиру, и, просидев у него день, возвращается к Барклаю и осуждает по всем пунктам будущее поле сражения, которого он не видал. Пока происходят споры и интриги о будущем поле сражения, пока мы отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения, французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска. Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиваются тысячи с той и с другой стороны. Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.

Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...