Дошкольное образование по федеральному закону. Закон о дошкольном образовании

Программное содержание: Образовательная область «Познание» .

  • Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.
  • Продолжить знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, текучесть, не имеет запаха, вкуса, не имеет формы, цвета, испаряется.
  • Закрепить у детей представление об источниках загрязнения воды, его последствиях.
  • Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Объяснить детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарное представление о процессе фильтрации.
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
  • Формировать бережное отношение детей к воде.

Образовательная область «Коммуникация» .

  • Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, наречиями по теме, способствовать развитию мышления, любознательности.

Формы работы: беседа, опыт с водой, словесная игра, дидактическая игра «Кому нужна вода» , моделирование.

Оборудование:

  • модель свойств воды, пустые стаканы и грязной водой на каждого ребенка, марля, специальные фильтры для воды, воронки по количеству детей; пособие для дидактической игры «Кому нужна вода» , мяч для игры «Хорошо - плохо» , памятки «Берегите воду!» , презентация.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, заучивание поговорки о воде, потешки, проведение опытов с водой, рассматривание картин на тему «Вода» , беседы о правилах поведения в природе, проведение мини-беседы «Если б не было воды?» .

- Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем разговаривать, вам нужно отгадать загадку:

Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам верный друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,

Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?....... (вода)

Да, действительно, мы сегодня будем говорить о воде

Первый слайд – капелька.

Скажите, дети, в каких произведениях, сказках, рассказах, мультфильмах, загадках, потешках упоминается вода?

Ответы детей.

- Вопросы по произведениям:

  1. Где встречается вода?
  2. Какая вода?
  3. (Дети садятся на стульчики)

Давайте вспомним свойства воды.

(Дети выкладывают на магнитной доске модель свойств воды) :

  • вода прозрачная
  • вода текучая, жидкая
  • вода бесцветная, но может иметь цвет, если в нее добавить краску
  • вода не имеет запаха, но может иметь запах, если добавить в нее ароматизатор
  • вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой.
  • вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится
  • вода испаряется.

Вот видите, какая разная бывает вода.

Где мы встречаем воду в природе? (в реке, море, озере, океане…)

Какая вода там может быть? (чистая и грязная)

Почему она может быть грязная? (ответы детей)

2 слайд. Завод на берегу реки, который сливает грязную воду в реку.

Могут ли жить в такой воде ее обитатели? Почему?

Ответы детей.

А как вы думаете, можно ли очистить эту воду? (ответы детей)

Чтобы очистить воду в водоемах, люди придумали специальные очистные сооружения. Мы в квартирах очищаем воду с помощью фильтров: на чайниках, на кранах. В нашем городе на металлургическом комбинате ОЭМК есть специальные лаборатории, где проверяют воду на загрязнения. В этих лабораториях работают лаборанты, которые используют специальные фильтры для очистки воды. Мы сегодня будем с вами лаборантами и попробуем очистить воду. Занимайте места в нашей лаборатории. Скажите, вы хотели бы выпить воду, которая у вас в стаканчиках? (Нет)

Почему? Давайте попробуем очистить ее через первый фильтр из марли. Вывод: вода через марлю не очистилась.

Давайте положим сверху другой из ваты.

Вывод: вода осталась грязной.

А теперь я предлагаю вам очистить через специальные фильтры для воды, которые мне дали в лаборатории ОЭМК.

Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
Грязь не пустим через фильтр,
Чтоб воды могли попить!

Пока вода очищается через фильтр, мы с вами поиграем в игру.

3 слайд. Картинки.

Словесная игра «Хорошо – плохо» с мячом. – (Когда вода хорошо, а когда плохо) .

Теперь посмотрим очистилась наша вода или нет.

Вывод: вода очистилась,

В такой воде могут жить рыбки и другие речные обитатели? (Да.) Если эту воду вскипятить, то можно ее выпить.

Воспитатель: - Да, без чистой воды мы не можем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому еще нужна чистая вода?

Проводится дидактическая игра «Кому нужна вода» .

Дети отмечают капелькой воды картинки: растениям, человеку, птицам, рыбам, животным, насекомым.

Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо

А теперь расскажем, где используется вода в нашей группе:

  • поливаем комнатные растения – прикрепляем картинку капельки воды в природном уголке
  • моем игрушки и кукольную одежду- прикрепляем картинку капельки воды в игровой зоне
  • в туалетной комнате моем руки, лицо и для смыва в унитазе
  • помощник воспитателя моет посуду, полы
  • для проведения опытов.

Как мы должны относиться к воде?

Что это значит?

4. Слайд. Правила бережного отношения к воде.

  • При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.
  • Закрывать хорошо кран после потребления.
  • Не загрязнять водоемы.
  • Бережно относиться к природе.

Итог: Запомните эти правила.

Без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно. И чтобы вы не забыли эти правила, я даю вам капельки - памятки с правилами, чтобы вы напомнили родителям о бережном отношении с водой.

Используемая литература:

  1. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Малахова Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.
  2. Т.М. Бондаренко Комплексные занятия в старшей группе детского сада. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006г.
  3. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина Неизведанное рядом. Творческий центр Москва 2010г.
  4. О.А. Воронкевич Добро пожаловать в зкологию! Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательно-исследовательского занятия, направленного на расширение знаний детей о воде и развитию любознательности у дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение художественной литературы», «Продуктивная».

Цель: обобщить знания детей о воде.

Задачи:

Образовательные : Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком, маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры- бумажные маски для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка-дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

Ход НОД:

Дети входят в группу.
Воспитатель:
Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
— Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к столу (дети находят на столе коробку, с боку которой имеется круглое отверстие).
— Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
— Вот вторая загадка — звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).
— А сейчас скажите мне: что было в коробке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
— Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на сегодняшнем занятии пойдет о воде.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.(Н. Рыжова)

— А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей).
— Верно, о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь. А сейчас пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся яблоко, свежая рыбка, веточка бальзамина и картинка с изображением арбуза).
Воспитатель:
— Сегодня мы говорим о воде,а какое отношение к воде имеет то, что находится перед вами (полные ответы детей).
— Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды,яблоко тоже содержит сок. Вода-среда обитания рыбы. Если раздавить пальцами срезанный стебель веточки бальзамина, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему?
— Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья. А еще бальзамин в народе получил название «Ванька-мокрый» ,так как перед дождем по краю листочков появляются многочисленные капли воды. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее нами опыт. Веточка бальзамина была поставлена в баночку с водой, окрашенной в красный цвет.
— Что вы заметили? (ответы детей). Стебель и листья окрасились в желтый цвет. Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю она попадает в листья.
Воспитатель:
— Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую рыбку на сухую).
— Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей).
— Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.
— Приведите примеры когда вы наблюдали испарение воды?(мама вывешивает после стирки белье на балкон и оно становится сухим, вытирает стол мокрой тряпкой,моет полы).
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель просит надеть детей маски-капелек, сама надевает маску- тучки и игра начинается).
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
— Сейчас мы с вами сделаем вывод: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим (рассматриваем плакат «Круговорот воды в природе»). Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.
— Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.
— Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).
— Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы отправимся в игровой уголок к девочкам и воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки.
Воспитатель:
— Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет. Давайте снова отправимся в лабораторию (одевают фартуки и шапочки).
— Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).
— Как она попадает к нам в дом? (по трубам,из реки).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
— Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
— Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Волги. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

— Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
— Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду (ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
— А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем занятии (дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).

В 2018 году в были внесены изменения, которые способствуют улучшению качества обучения и уровня комфорта воспитанников. Принятие данного законопроекта направлено на обеспечение граждан достаточным количеством мест в детских садах. Данный вопрос сегодня стоит достаточно остро, поскольку из-за невозможности определить сына либо дочку в дошкольное заведение тысячи россиянок не могут начать работать и поднимать материальный уровень своего семейства.

Закон о дошкольном образовании 2018

Принятие закона предполагает внесение ряда изменений в ранее существующий законопроект. Новейшие правки помогут сделать дошкольное образование более доступным и удобным как для детей, так и для их родителей.

Закон предусматривает решение основных вопросов, связанных с:

  • отдачей детей в дошкольные заведения,
  • право на получение определенных услуг,
  • действия в случае отсутствия мест в выбранном саду.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

1. Какой должна быть программа развития детского сада? 2. Социальные партнеры: кто и чем полезен ДОО

Знание всех тонкостей нового законопроекта поможет родителям быстро сориентироваться в спорной ситуации и знать порядок действий для их успешного разрешения. Нововведения коснулись и порядка , возраста оформления малышей в детский сад и возможностей получения места в учреждении на льготной основе. Воспитатели также смогут узнать о своих правах на предоставление определенного спектра образовательных и воспитательных услуг. Законопроект направлен на коррекцию недостатков в системе дошкольного образования с целью общего улучшения функционирования данной сферы.

Закон об образовании дошкольного учреждения

Данный законопроект регулирует все тонкости работы детских садов – от набора групп до особенностей образовательных программ. Закон предоставляет право на получение бесплатного дошкольного образования абсолютно всем детям независимо от их местожительства и регистрации в стране.

Ранее только 40 процентам дошкольников доставались места в детских садах. На сегодняшний день случается, что руководители детских дошкольных учреждений отказываются принимать малыша в сад. Принятие закона об образовании дошкольного учреждения регламентирует данный вопрос. Еще недавно оформить место в саду проще было с трех лет. При этом в ясли определиться крайне сложно. Постепенно данная ситуация будет решаться введением новых мест для детей от полутора лет на платной основе.

С 2018 года в детский сад должны принимать всех детей с возраста трех лет и до семи, если в дошкольном заведении есть незанятые места.

Особенности, которые учитывает закон об образовании дошкольного учреждения

В 2018 году в законопроект внесены правки, которые предусматривают регулировку следующих вопросов.

  1. Общее число групп постоянного содержания в садах будет сокращено в 1,5 раза.
  2. Родители получат возможность отдавать своих детей в , которые функционируют исключительно на базе образовательной, абсолютно бесплатно.
  3. Начнут работу специальные центры консультирования. В них семьи, которым нужна поддержка, смогут получать психологическую, педагогическую и консультативную помощь.
  4. Детские сады получают право (а не исключительно обязанность) обеспечивать уход, присмотр за детьми в заведении и их воспитание.
  5. Закон предусматривает получение компенсации на плату в размере 20 процентов за первого ребенка, 50 – за второго, 70 – за третьего и всех следующих. Обязательная оплата услуг регламентируется в зависимости от ценообразования на рынке в полноценном размере.
  6. Детские садики получают право на отказ от предоставления мест малышам в возрасте полутора, двух, трех лет и старше в случае их отсутствия.
  7. Родители воспитанников имеют право занять очередь на получение свободного места в другом дошкольном заведении.

Закон об образовании дошкольного учреждения предусматривает в дальнейшем возможность получения права для семей детей на приглашение воспитателей на дом для полуторагодовалых воспитанников. Планируется создание дошкольных групп при школах, а также увеличение количества частных детских садиков.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Кто получит льготное обучение в дошкольном заведении

Нововведения в законодательстве предусматривают оформление места в саду без необходимости становиться на очередь следующим лицам.

  1. Детям-сиротам, усыновленным, а также тем, кто находится под опекой либо остался без попечения родителей.
  2. Воспитанникам, семьи которых пострадали по причине катастрофы на ЧАЭС.
  3. Детям, чьи родители – сироты либо находятся без попечения родителей в возрасте 18-23 года.
  4. Воспитанникам, родители у которых – сотрудники прокуратуры, Следственного комитета либо полиции.
  5. Родители-инвалиды, матери-одиночки, многодетные семьи, дети работников детских садов, дети, имеющие брата либо сестру, обучающихся в этом заведении, также могут получить оформление без очереди.
  6. Дети, чьи родители служат в Вооруженных силах РФ.

Когда именно дети смогут оформиться в сад

Предусматривает предоставление права детям от трех до семи лет учиться в дошкольных учреждениях на бесплатной основе. Возможность поступить в садик напрямую зависит от наличия свободных мест в выбранном заведении. Загруженность и прием детей в группы выполняется с учетом правил внутреннего распорядка конкретной детской организации.

Действия в случае нехватки места детям в ДОУ

Закон о дошкольном образовании 2018 дает семье ребенка написать специальное заявление с целью оформления малыша в другой детский сад. Если родителю отказывают в приеме его детей, он может написать жалобу в отдел городского образования. Данное заявление должны рассмотреть и принять соответствующее решение.

Если и в данном отделе родители получат отказ об оформлении ребенка в дошкольное заведение, можно отправиться в прокуратуру либо написать письмо Президенту для получения помощи в решении спорной ситуации.

  • Нововведения, которые предусматривают правки в законодательстве, гарантируют существенные изменения в сфере дошкольного образования.
  • Благодаря уменьшению количества детей в группах появляется возможность обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, снижается нагрузка на воспитателей.
  • Определенные категории граждан получат возможность отдать своих детей в детский сад без необходимости стоять в очереди для получения места.
  • Закон об образовании дошкольного учреждения регламентирует возраст поступления в детский сад, а также необходимость проведения реформы в яслях.

Изменения в законодательстве гарантирует увеличение коммерческих детских садов, в которых непременно хватит мест всем воспитанникам. Родителям не придется годами стоять в очереди, чтобы выйти на работу и обеспечить качественный присмотр за своим малышом.

Соблюдение правил и предписаний, которые предусмотрены действующим законодательством, гарантирует как в государственных, так и в частных детских садах. Законопроект регулирует основные нормы дошкольного образования, которых необходимо придерживаться всем заведениям.

Образование является одной из главных и наиболее проблемных областей государственного управления. Особенно это касается дошкольной сферы. Нормой, регламентирующей такую деятельность в Российской Федерации, выступает ФЗ «Об образовании»273 от 29.12.2012. За последние годы закон о претерпел немало изменений, в том числе были внесены поправки и в регулирование дошкольной системы.

Общие положения

В статье 64. ФЗ «Об образовании», указано, что дошкольное образование должно быть направлено на создание условий для развития культурного, физического, интеллектуального, нравственного, эстетического и личностного потенциала любого ребенка, а также укрепление и поддержание его здоровья. Предусмотренные законом программы предполагают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, применение методов и форм, характерных для детей дошкольного периода.

Для данной формы обучения никакие промежуточные и итоговые методы контроля успеваемости и аттестации не предусмотрены. Законные представители (родители) имеют право на осуществление для своего ребенка так называемой формы семейного образования. Такая организация, при соблюдении всех установленных законом о дошкольном образовании требований, имеет право на бесплатную государственную поддержку в виде методических, психолого-педагогических, консультативных ресурсов.

Основы моменты в законодательстве

После того как был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общей системы. Этот факт оказал решающее влияние на концепцию, серьезно повлиял на организацию дошкольного образования.

Нововведения призваны обеспечить большую доступность в получении необходимых услуг. Знание основных особенностей нормативного документа, вступивших в силу, позволит многим родителям правильно сориентироваться, опираясь на действующий закон о дошкольном образовании.

Изменения в Федеральном законе затрагивают важные вопросы:

  • особенности приема детей в детские сады;
  • порядок предоставление образовательных услуг;
  • льготы;
  • режим работы дошкольных учреждений;
  • образовательные программы.

Детский сад как первая ступень

Перед большинством родителей (даже перед теми, у которых недавно родился ребенок или еще совсем малыш на руках) рано или поздно встает вопрос о детском садике. Дошкольное образование, являясь первым этапом общей образовательной системы, на сегодняшний день не имеет достаточных ресурсов для обеспечения всех маленьких граждан РФ положенным им местом в дошкольном учреждении.

Доступность дошкольного образования для многих семей так и остается главной нерешенной проблемой. Принятый федеральный закон о дошкольном образовании в определенной степени регламентирует данные вопросы и призван уменьшить процент детей, непосещающих детский сад. Хорошо это или плохо - каждый решает для себя сам.

Согласно новому закону о дошкольном образовании, каждый ребенок, независимо от места проживания или регистрации в РФ, имеет право на получение бесплатного дошкольного образования. В настоящее время родители могут определить своего малыша в ясельную группу, начиная с 2 месяцев. Решается вопрос с ясельными группами от 1,5 лет на платной основе. В садик ребенка обязаны взять по достижению им трехлетнего возраста. Ни одно учебное заведение ни вправе отказать родителям (законным представителям) в принятии, при условии наличия свободных мест.

Поправки

Внесенные поправки в федеральный закон о дошкольном образовании (изменения внесены в 2017 году) предполагают регулировку ряда моментов в системе дошкольного образования:

  1. Постепенное снижение (более чем в 1,5 раза) количества групп постоянного пребывания в детском учреждении.
  2. Предоставление права ребенку получать бесплатное обучение в случае, если родители выбрали группу, действующую только на образовательной базе.
  3. Появление специализированных консультационных центров, где родителям и ребенку оказывается психолого-педагогическая и консультативная поддержка.
  4. Дошкольным учреждениям предоставляется право (не обязанность) осуществлять уход и присмотр за ребенком в стенах заведения, а также реализовывать воспитательную функцию.
  5. Предусматривается наличие компенсационных выплат за оплату.
  6. При отсутствии мест за дошкольным учреждением оставляется право в отказе от принятия ребенка от полутора-трех лет и старше.
  7. Законные представители (родители) несовершеннолетнего получают право направлять заявление на предоставление места в ином детском саду, где имеются на то возможности.

Правила оформления ребенка в дошкольное учреждение

В первую очередь необходимо направить заявление по месту проживания в специальный отдел по комплектованию дошкольных учреждений. В таком бланке указывается наиболее подходящее для ребенка образовательное заведение. После этого представители комиссии вносят заявление в базу, а несовершеннолетнего оформляют в очередь на получение места в указанном саду. Необходимо учитывать, что на официальном административном портале зачастую указываются конкретные сроки и форма подачи заявления.

Возможности электронной подачи заявления в детский сад

Для удобства граждан при работе с государственными органами существует так называемая электронная очередь. Данным видом услуги может воспользоваться законный представитель ребенка. Сроки подачи также строго прописаны на портале.

Для осуществления электронной заявки требуется наличие всех необходимых документов в электронном виде. Правила и особенности онлайн-записи размещены на официальных страницах Департамента образования в специальных разделах. Также здесь можно не только оформить запись, но и проверить свою очередь.

Условия льготного обучения в дошкольном заведении

Изменения в последней редакции закона о дошкольном образовании касаются предоставления мест в дошкольных учреждениях без очереди определенным категориям лиц.

  • дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, опекаемые, усыновленные;
  • несовершеннолетние, родители которых являются пострадавшими при ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • дети, имеющие родителей-сирот (либо оставшиеся без попечения), возраст которых составляет от 18-23 лет;
  • дети представителей прокуратуры, следственного комитета, правоохранительных органов;
  • несовершеннолетние, имеющие родителей-инвалидов, матерей-одиночек, из многодетных семей;
  • дети специалистов, работающих в дошкольных заведениях, а также те, у кого в данном учреждении обучается брат, сестра;
  • несовершеннолетние, родители которых находятся на службе в Вооруженных силах РФ.

Порядок действий в случае отсутствия места в саду

Закон о дошкольном образовании РФ в последней редакции содержит правки, которые предоставляют право родителям написать дополнительную заявку для перевода ребенка в другое учреждение.

В случае, когда родителям отказано в зачислении без имеющихся нормативных оснований, указанных в ФЗ, они имеют право обратиться с жалобой в администрацию города. Полученное обращение должно быть в обязательном порядке рассмотрено, в соответствующие с установленными законодательством сроками должно быть вынесено решение.

При отказе в принятии заявления либо при принятом решении не в пользу ребенка, родители имеют право направиться в прокуратуру либо в иные вышестоящие органы в целях разрешения подобной ситуации.

Государственная компенсация на оплату дошкольного учреждения

Согласно поправкам к ст. 65, в пункте 5 дошкольное образование разделено на:

  • образование, реализуемое в рамках ФГОС, предоставляемое бесплатно;
  • услуги относительно ухода и присмотра за малышами, которые родители должны оплачивать.

По закону, родители имеют право при оформлении ребенка в садик получить материальную поддержку со стороны государства или компенсацию на оплату данных услуг. Сумма выплат регулируется законодательными актами и решением Правительства РФ.

За первого ребенка компенсация не может превышать 20 %, 50 % - за второго, 70 % - за третьего и последующих. Фиксированная плата регламентируется в зависимости от рыночных условий на конкретный период.

Лица, имеющие право на получение государственной поддержки, строго определены рамками действующего законодательства. К их числу относятся:

  • родители несовершеннолетнего (мать, отец);
  • родственники, на чье имя оформлена доверенность со стороны родителей;
  • законные представители ребенка;
  • специалисты органов опеки и попечительства, закрепленные за воспитанниками.

Освобождение родителей от оплаты

На основании поправок к статье 65, в пункте 3 закона о дошкольном образовании РФ регламентированы льготы либо полное освобождение от взносов за дошкольное обучение для некоторой категории воспитанников. Каких именно, будет рассмотрено на примере далее.

Так, согласно законам Российской Федерации о дошкольном образовании, плата в госучреждениях, реализующих дошкольные образовательные стандарты, не должна взиматься за осуществление присмотра и ухода за воспитанниками.

Такая мера действует в отношении родителей детей-инвалидов, детей с туберкулезной интоксикацией, несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот.

Данное решение направлено на обеспечение прав и осуществление поддержки уязвимых и социально незащищенных слоев населения, решением проблем которых уделяется особое место на государственном уровне.

Возможности для развития коммерческих садов

Изменения закона о дошкольном образовании напрямую оказывают влияние на формирование системы частной образовательной практики. Данные возможности гарантированы в законе путем снятия определенных ограничительных мер, регулирующих право на оказание услуг в сфере образования.

Увеличение числа негосударственных учреждений, не находящихся под госопекой, позволит в некоторой степени снизить очередность в государственные заведения.

Обеспечение качественного предоставления образовательных услуг в соответствии с требованиями и нормами закона об образовании дошкольных учреждений как со стороны муниципальных заведений, так и со стороны частных садов, обеспечит удовлетворение потребностей детей дошкольного возраста.

Реализация поставленных задач позволит многим родителям своевременно включаться в социальные процессы в обществе, выходить на прежнее место работы либо получать новые знания, переквалифицироваться на более востребованную специальность.

Поправки, касающиеся финансового обеспечения

Финансовые вопросы, касающиеся затрат на основные дошкольные образовательные программы с 01.01.2014 года, перешли на уровень субъектов Российской Федерации (как система школьного образования).

На основании ст. 65, п. 4 ФЗ, для муниципальных госучреждений существует ряд правил относительно финансового обеспечения:

  • Запрещается включение в родительский взнос расходов на основную образовательную программу либо на содержание и имущественные нужды учреждения.
  • Оплата за предоставление услуг, направленных на присмотр и уход за детьми, не должна превышать максимальной величины, установленной в рамках нормативных актов субъектов РФ и зависит от качества и особенностей предоставляемого сервиса.

Коммерческим детским садам, осуществляющим основные дошкольные образовательные программы по ФГОС, предоставляется право на получение финансирования их деятельности из бюджета в виде субсидирования.

Новая редакция закона

За период с 2012 по 2018 годы главный образовательный документ претерпел немало преобразований и под влиянием критиков не раз подвергался реформированию. Данные обстоятельства указывают, насколько остро стоят перед государством проблемы образования, в том числе в дошкольной сфере.

Последняя редакция закона о дошкольном образовании от 14.08.2018 года максимально емко и четко формулирует решение многих ранее не охваченных вопросов. При этом предоставляются гарантии со стороны государства по эффективному изменению системы образования в целом.

В обновленной версии ФЗ «Об образовании» от 01.01.2019 года, который еще не вступил в силу, изменений, касающихся основных законов дошкольного образования, не имеется.

Для родителей с маленьким ребенком вопрос поступления в детский сад и получения дошкольного образования - актуальный. В детском саду ребенок получает начальный базовый уровень знаний, социализируется и подготавливается к последующему обучению в школе.

Существует список категорий учреждений для дошкольного образования:

  • Общеобразовательное учебное заведение;
  • Заведение для коррекции развития детей с отклонениями;
  • Комбинированное учебное заведение;
  • Специальный центр для усиленного развития;
  • Детский сад с присмотром и оздоровлением ребенка.

Следует помнить, что количество мест в таких учреждениях ограничено и отдать ребенка в младшую группу можно с двух месяцев, а в первый класс с 7 лет.

Общие положения

Отдельно закона о приеме детей в детский сад не существует, однако информация об этой области оформлена в Федеральном законе об образовании. ФЗ 273 был принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, а одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Последние изменения в него были внесены 29 декабря 2017 года. Дошкольное образование оформлено в главе номер 7, статье 64.

О федеральном законе №152 читайте

Согласно 64 статье описываемого закона дошкольное образование - это лишь начальная ступень в развитии личности. Во время проведения обучения при дошкольном образовании формируется культурная, личностная, физическая, эстетическая, нравственная и интеллектуальная составляющая личности. Воспитатели в детском саду подготавливают несовершеннолетних к будущему обучению в школе и других учебных заведениях, помогают укрепить здоровье ребенка и всесторонне его развить.

Специально составленные программы помогают индивидуально подойти к обучению каждого ребенка, учитывая особенности его характера, помогая сформировать новые качества или изменить дурные привычки или черты. Дошкольное образование помогает подготовить несовершеннолетнего к достижению соответствующего уровня знаний и умений, чтобы при определенном возрасте он мог пойти в первый класс. Для развития и поддержки детей в настоящем законе сформирован список деятельности, которая считается приемлемой для проведения занятий в детских садах. В детских садах и дошкольных учреждениях не проводятся тесты, экзамены или контрольные.

Мать, отец или другие официальные представители несовершеннолетнего имеют право получить бесплатную помощь и поддержку в сферах воспитания, диагностики, психологии и педагогики, а также получить консультации по методикам воспитания. Консультации предоставляются родителям только в случаях, когда в детском саду существуют соответствующие законодательным нормам консультационные центры. Перечисленные виды помощи предоставляются только сотрудниками гос. органов власти России.

Для бюджетных учреждений дошкольного образования государство выделяет средства на покупку:

  • Игрушек, подходящих к возрасту каждой группы сада;
  • Развивающих книг, журналов и других печатных объектов;
  • Мебели, соответствующей нормам законодательства и санитарным нормам;
  • Продукты, по составленному гос. органами рациону, помогающему детям получать все необходимые для роста и развития элементы и т. д.

Несовершеннолетний бесплатно зачисляется в детский сад, согласно законам России дополнительная оплата за счет родителей не осуществляется. Составляется, оформляется и подписывается специальный контракт о зачислении ребенка в детский сад.

Чтобы записать ребенка в детский сад, родителю необходимо составить заявление и подать его по месту жительства в специальную комиссию по комплектованию общеобразовательных учреждений. В заявлении представитель несовершеннолетнего прописывает предпочтительные учебные заведения и комиссия ставит ребенка на учет в очередь для получения места. Следует помнить, что время подачи заявления ограничено определенным периодом, который каждый год формируется государством и публикуется на официальных сайтах Правительства.

Согласно законодательству РФ, малыша можно отдать в самую младшую группу начиная с 2 месяцев, но врачи не рекомендуют этого делать, так как у него еще не окреп иммунитет. Рекомендации врачей сводятся к тому, что лучше всего будет отдать ребенка в сад начиная с двух лет. Ни одна организация не имеет права отказать родителям в предоставлении места без особых причин, а уважительная причина может быть только одна - отсутствие свободных мест.

Также существует электронная очередь, которой могут воспользоваться родители. Согласно законодательству РФ, подать заявку в электронную очередь необходимо не позже июля.

Определена очередность категорий граждан для поступления в детские сады при помощи электронных очередей:

  • Дети, поступающие вне очереди;
  • Категория детей, по закону поступающие первые по очереди;
  • Если семья сменила место жительства или был произведен перевод с места работы одного из родителей;
  • Категория граждан, дети которых поступают в учреждение по месту жительства;
  • По желанию.

При подаче заявки в электронную очередь требуются электронные документы или сканы бумаг. На официальных сайтах гос. услуг в сети Интернет оформлена информация о том, как можно записаться в электронную очередь или проверить собственное место в этой очереди.

Последние изменения, внесенные в закон о детских садах в РФ

Последние изменения в информацию о дошкольном образовании Федерального закона номер 273 были внесены 29 декабря 2015 года.

Изменения произошли в статье номер 65, пункте 5. Согласно этим изменениям, если родители отдают ребенка в учреждение дошкольного образования, то им положена соответствующая поддержка в виде компенсации. Денежная сумма устанавливается законодательством РФ и постановлениями Правительства России. Выплата не должна превышать 20% от всей суммы оплаты родителей за уход за несовершеннолетним. Выплата также составляет 50% от суммы, если у семьи это второй ребенок и 70% от всей денежной суммы, если третий и т. д. Средний размер выплат за уход за ребенком устанавливается местными органами исполн. власти субъектов РФ.

Получить компенсацию имеют право:

  • Мать или отец ребенка;
  • Близкий родственник по доверенности от родителей;
  • Законный представитель несовершеннолетнего;
  • Сотрудник органов опеки и попечительства, за которым ребенок закреплен (для трат на нужды малыша).

Читайте ФЗ об опекунах в последней редакции

Сотрудники органов имеют право самостоятельно решать и вычислять критерий нуждаемости семьи. В случае, если решение было положительным, органами был оформлен документ с информацией о том, что семья нуждается в средствах, родители могут прийти с заявлением на просьбу о выплате компенсации в центр местного самоуправления.

Скачать закон о детских садах в новой редакции

Закон о предоставлении детского сада не существует, но необходимая для семей информация оформлена в Федеральном законе об образовании. Этой части посвящена отдельная глава, в которой подробно описана информация о способах и процессах зачисления ребенка в детский сад. По статистике почти в каждой семье есть один или два ребенка, поэтому информация является актуальной и рекомендуется ознакомиться с текстом описываемого закона. Для избежания конфликтных ситуаций, которые сейчас встречаются все чаще, между родителями и работниками образовательных и дошкольных учреждений, рекомендуется придерживаться положений ФЗ 273.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...