Древний город на инде мохенджо 4 буквы. Мохенджо даро или ядерная тайна мохенджо даро - истории земли

Дословный перевод Мохенджо-Даро с языка хинди звучит как «холм мертвых». Это древний город, который существовал 5 000 лет тому назад. Название дано при обнаружении остатков города в 1922 году археологом Р. Банерджи. Как город назывался на самом деле нам не известно.

Мохенджо-Даро расположен на территории современной Индии. До 1922 года никто даже не подозревал о том, что здесь некогда существовала древняя развитая цивилизация. Это открытие сильно озадачило археологов. Причина гибели целой цивилизации так не установлено однозначно. И по сей день неизвестно, что случилось с городом.

Странно то, что в руинах города археологи не нашли массовые останки ни людей, ни каких-либо животных. Ни следов разгрома, повреждения от холодного оружия и вообще никакого оружия. Напрашивается вывод о том, что все произошло быстро и жители были застигнуты врасплох.

Теории относительно Мохенджо-Даро

Город располагался в долине реки Инд, поэтому весьма вероятно, что это могло быть наводнение, хотя даже не смотря на прошествие 5000 лет какие-то следы стихии должны были остаться, но их найдено не было.

Гипотеза об эпидемии тоже не подтверждается раскопками. Найденные останки жителей свидетельствуют о том, что погибли они практически одновременно.

Сразу же отбросили причину от нападения на город, так как ни на одном из найденных останков не обнаружили следов от оружия. Во всяком случае от оружия, каким мы его представляем у древних народов.

Осталась еще одна версия и её пока не отвергли — ядерный удар . Вот вам и древний мир!

Такая теория, хоть и выглядит невероятно, однако имеет подтверждения. К примеру, археологи обнаружили цельные пласты спекшейся глины и зеленого стекла. Сначала материалы расплавились, а затем моментально остыли. Проведенные анализы показали, что местность подвергалась воздействию температуры в 1500 градусов по Цельсию. Обнаружен также вероятный эпицентр взрыва, где все здания были попросту снесены.

Нам сложно поверить в то, что мы лишь открываем то, что существовало давно. Но как учитывая такие находки можно быть уверенным в том, что люди 5000 лет тому назад не пользовались атомной энергией.

О чем говорят священные книги

Обратимся к древнеиндийскому эпосу «Махабхарата». Место действия не называется, но вот что происходит при применении загадочного оружия богов пашупати:

«…вздрогнула земля под ногами, вместе с деревьями зашаталась. Всколыхнулась река, даже большие моря волновались, растрескались горы, поднялись ветры. Померк огонь, затмилось лучезарное солнце…

Белый горячий дым, который был в тысячу раз более ярким, чем солнце, поднялся в бесконечном блеске и сжег город дотла. Вода кипела… лошади и военные колесницы были сожжены тысячами… трупы упавших были искалечены ужасной жарой так, что они больше не напоминали людей…

Об архитектуре города Мохенджо-Даро

Что представлял собой этот древний город? Сначала археологи склонялись к версии, что это часть шумерской цивилизации. Дальнейшие исследования внесли свои коррективы, были найдены существенные отличия от шумер. Сейчас рассматривается существование отдельной цивилизации, которая названа протоиндийская. Мохенджо-Даро занимал примерно 260 гектаров земли и имел поквартальную застройку.

Четкие кварталы, параллельные улицы, или же под прямым углом. Надо сказать, что город был построен без изюминки, но практично. Был хорошо защищен от ветра. Хотя и ветров здесь вероятно было куда меньше, чем сейчас в пустыни. В Мохенджо-Даро найдено много резных печаток, на большинстве из которых изображены обезьяны, попугаи, тигры, носороги. Само по себе это свидетельствует о том, что люди, жившие в ту пору, наблюдали в избытке этих животных. Это теперь тут расположена пустыня, а когда-то были джунгли.

Дома построены в виде коробок, но с внутренним комфортом. Существовала сложная система водоснабжения, городская канализация выводила стоки за пределы поселения. В некоторых домах обнаружены бассейны. Вполне современно по нашим меркам, но это было 5000 лет тому назад!

Помимо сооружений, которые вызывали восторг у археологов, в городе были обнаружены ремесленные орудия труда, сельскохозяйственные принадлежности, посуда, а также украшения из бронзы и меди.

Немало вопросов остается без ответов. Но одно ясно: пять тысяч лет тому назад в городе, который теперь назван Мохенджо-Даро, существовала цивилизация и причем развитая.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро


Область протоиндийской цивилизации была более обширной, чем районы цивилизаций Месопотамии и Египта вместе взятых. Она простиралась на 1600 километров с юга на север и на 800 километров с востока на запад. С начала 20-х годов XX века и до сегодняшнего дня было открыто около 2500 памятников этой древней культуры, в том числе ее столичные города, морские порты, пограничные крепости и т.д. Мы не можем сказать, была ли это единая цивилизация, или несколько городов-государств.

В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг него простирались плодородные земли, а полноводные реки являлись транспортными каналами. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки с пиктографическими надписями.

Города долины Инда были построены из кирпича - но не сырца, которым пользовались шумеры, а из кирпича обожженного. Этот факт, а также остатки огромных плотин, защищавших города от наводнений, и густая сеть сточных канав ясно свидетельствовали о том, что пять тысяч лет назад проливные дожди в долине Инда были весьма частыми, причем настолько, что обилие воды создавало угрозу городским постройкам. Шумеры могли строить свои города из кирпича-сырца, поскольку дожди в Южной Месопотамии были явлением редким. Жители долины Инда, наоборот, явно имели избыток воды - и это тем более удивительно, что сегодня это одно из самых засушливых мест на планете.

Индская цивилизация хранит множество неразгаданных загадок. Мы не знаем, как в действительности она называлась, кто ее построил. Забыты названия ее таинственных городов. Неизвестен и язык этой цивилизации, иероглифы на индских печатях до сих пор остаются нерасшифрованными …

На сегодняшний день выдвинуто несколько гипотез, объясняющих причины «крушения» столь обширной, мощной и развитой цивилизации. Среди них: изменение климата, связанное с движением тектонических плит, наводнения, землетрясения, нашествие кочевых племен. Цивилизация пришла в упадок довольно быстро. А катастрофа в Мохенджо-Даро вообще наступила внезапно.

Причины гибели Мохенджо-Даро


Из проведенных исследований было ясно одно: Мохенджо-Даро стал жертвой какой-то экологической катастрофы , она произошла внезапно и длилась недолго. Однако сила ее была такова, что она привела к внезапной и необратимой гибели целого города. Интересен и тот факт, что практически одновременно с Мохеджо-Даро погибли и другие, расположенные неподалеку крупные города.

По некоторым сообщениям, на холме, где располагался город, произошел мощный взрыв, руины зданий были оплавлены, а скелеты в районе взрыва - радиоактивными. Якобы еще в 1927 году археологи нашли 27 или 44 полностью сохранившихся человеческих скелетов с повышенным уровнем радиации. Власти забеспокоились. Нельзя же давать людям доказательства того, что в середине второго тысячелетия кто-то применял мощные ядерные бомбы . Нужна была какая-нибудь версия. Для начала запустили в средства массовой дезинформации сообщение о том, что в ста сорока километрах от Мохенджо-Даро якобы найден эпицентр древнего землетрясения, которое и послужило причиной трагедии. Однако никто не поверил в то, что землетрясение было способно оплавить камни. Тогда выступил некто А. П. Невский, заявивший, что это была комета. Мол, при входе в атмосферу возник разряд статического электричества силой в миллионы ампер, он-то и разрушил город. Однако, в Мохенджо-Даро не было найдено признаков наводнения, извержения вулканов или падения крупных метеоритов.

Версия первая. Мохенджо-Даро и черные молнии


В журнале «Вокруг света» №7 за 1987 г. была опубликована статья профессора М. Дмитриева «Черные молнии над Мохенджо-Даро». В ней высокая температура, оплавившая камни в «эпицентре взрыва», объяснялась взрывом большого количества шаровых молний или физико-химических образований (ФХО) (черных молний) , которые неустойчивы и при их распаде возникает значительная температура. Эти образования способны существовать очень долго и выделять ядовитые газы. Предполагается, что они-то и «задушили» жителей. Причем ФХО могут взрываться подобно обычным шаровым молниям. Именно агрессией огромного скопления “черных молний“ сторонники такой гипотезы объясняют оплавленные камни и скелеты людей на улицах Мохенджо-Даро...
Но что заставило черные молнии скопиться именно в Мохенждо-Даро? Развалины города находятся на территории Пакистана, недалеко от границы с Индией. Это как раз на стыке Индийской и Евразиатской литосферных плит. В этом месте в земной коре возникают огромные тектонические напряжения. Считается, что именно столкновение этих двух плит, продолжающееся миллионы лет , привело к возникновению горно-складчатого пояса, называемой сейчас Гималаями. Давление на стыке двух плит могло вызвать огромное электрическое напряжение в горных породах, содержащих кварц. По той же причине возникает напряжение и в пьезозажигалке. Только масштабы здесь континентальные. В то же время между поверхностью Земли и верхними слоями атмосферы существует огромное напряжение. Верхний слой ионизирован солнечным излучением, он электропроводен. Поверхность Земли и ионосфера становятся обкладками всепланетного конденсатора. Слой атмосферы между ними является изолятором. Можно представить себе, какая молния может получиться, если замкнуть поверхность с ионосферой.

Была даже гипотеза, что Никола Тесла научился вызывать ионосферный пробой и даже хвалился, что может сжечь электричеством сразу целую армию или флот.
Древнеиндийские мифы говорят о каком-то нестерпимом сиянии. Возможно, это и была невероятная ионосферная молния.
Если действительно была невероятная молния, то от нее должен остаться не менее невероятный фульгурит. Это канал сплавленного грунта, уходящий вглубь земли в месте удара молнии.
В связи с этим можно вспомнить городок Сасово в Рязанской области. Благодаря расследованию геолога В.Ларина была найдена причина странного взрыва в том месте (сопровождавшегося также пьезоэлектрическими явлениями). Из глубин поднялся водород, образовавший гремучую смесь, вспыхнувшую с эффектом, подобным срабатыванию вакуумной бомбы. К счастью, это случилось не в самом городе, а немного подальше. Правда, в отличие от Мохенджо-Даро, здесь не наблюдалось оплавления и вспышка была слишком кратковременной. Были и такие случаи, когда в одной из аномальных скважин в Якутии горел глубинный водород и вокруг горящей скважины от жара песок просто спекался в стекло.
Данную версию о черных молниях поддерживает исследователь В.Кандыба.Он напоминает о множестве древних сообщений о сильных свечениях воздуха и всевозможных необычных явлениях в Китае, Эфиопии, Индии, Египте, Шотландии.

Александр ПЕЧЕРСКИЙ - НЛО, №40, 2000 г.
Александр ДРЕМИН - НЛО, №41, 2000 г.

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города МохенджоДаро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает "Холм мертвых". Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали...

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.

Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!). По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются Наиболее сохранились окраинные строения Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией" Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе "Махабхарата" говорится о некоем "взрыве", который вызвал "слепящий свет, огонь без дыма", при этом "вода начала кипеть, а рыбы обуглились" Что это – просто метафора" Д Девенпорт считает, что в ее основе есть. какие-то реальные события.

Но вернёмся к самому городу...

Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки – 4,5 тысячи лет тому назад. Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой "тортовой" формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре – двор, а вокруг него – четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе). Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные – с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее – каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту. Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

Очень люблю исторические драмы особенно с замахом на более древние периоды человеческого существования.

Фильм «Махенджо-Даро» снять по всем каноном такого жанра, весь историзм и событийность замыкается на одном историческом персонаже, который наделен ну просто всеми положительными качествами. Он и красив, и силен, и храбр, и умен, и хитер в меру, и добр, и отважен, в общем не наделен никакими человеческими качествами, кроме желания любить и получить объект своего вожделения.

Сюжет не содержит ничего сверх кардинального, как это всегда бывает, несправедливо лишенный своего трона и отрешенный от него герой, в полном неведении, что было с его родителями, приезжает торговать в величественный город Махенджо-даро. И… и находит в нем все что искал. И прекрасную девушку Чаани, и историю своего происхождения, и свое предназначение, и конечно же становится спасителем всего городского населения, попутно приложив руку к созданию великой реки Ганг. Все это на фоне древнего города, с песнями, танцами, причудливыми (скорее фантазийными, чем реальными) обрядами, драками, пучеглазыми злодеями и пр.

Фильм скорее не понравился, чем понравился.

Сценарий будто писан на коленке, не знаю на счет исторической точности, но на счет проработки героев, очень плохо. Создается впечатление, что над внешним видом каждого персонажа работали больше, чем над внутренним, что не свойственно для индийского кино. Все герои лишены человечности и оттого кажутся пустыми.

Возможно из-за недоработки сценария все актеры кажутся слабоватыми и натуженными.

Ритик Рошан (главный герой Сарман) старался изо всех сил вытянуть хоть что-то из этого образа, старательно сверкал глазами и пафосно закидывал подбородок, гневно дергал ноздрями. Но создать полноценный образ не получилось. Он в отличной физической форме, как всегда потрясающая работа в сценах с драками, как всегда отлично чувство ритма и танца, но на этом все, нет внутреннего переживания, нет того эмоционального толчка от экрана, который заставит зрителя немного встрепенуться.

Пуджа Хегде (Чаани) ну тут совсем без стараний. Очень плохо, одной внешней красоты недостаточно, недостаточно пристального взгляда на камеру, пусто. Особенно когда происходили рыдания или патетические речи, ужас. Роль не такая большая как кажется и не такая сложная, да Чаани возлюбленная главного героя, да именно ее замужество подтолкнуло на большие поступки Сармана, но где эмоция? Где??? У меня в голове возникала ассоциация белого шума, когда я видела ее. Нет эмоции, нет посыла, нет ни страсти, ни всеобъемлющей любви, нет вдохновения. Единственно, что отлично удалось, уж не знаю как этого добились, эта сцена удушения Чаани, очень реалистично. Может ее и взправду немного придушили, дабы вытянуть хоть что-то (сарказм, злой).

Кабир Беди (Махам) злой злодей, очень злой и очень индийский. Чем то напомнил мне главного индийского злодея Амриша Пури, когда пучил глаза. Кабир поработал на столько, на сколько позволяет это режиссер, опять же недостатки не актера, а скорее сценариста и режиссера, нет внятного мотива и развития его злобы. Почему в нем оказалось столько алчности, где развитие злобы на весь мир, нет генеральной идеи.

Арунодай Синкх (Мунджа) один из немногих, у кого более-менее внятные эмоции и переживания. Симпатичный бородатый наследник лже-властителя, с замашками нисколько на власть, сколько на единоличную любовь. В нем есть и хорошее и плохое, показано немного нравственные колебания героя, что дает образу Мунджи более реалистичные черты. Чего нет у главного героя, вопрос почему? Ведь Ритик куда опытнее.

Мэниш Чаудхари (священник) обратил на себя внимание в «Клянусь тобой любимая», но здесь опять же не дали раскрыться, создалось впечатление, что актеру немного тесновато в этом образе. Из всех доступных выражений лица, актеру скорее всего предоставили маску «удивление», «крайнее удивление», «обескураженность», «стыдливое удивление».

Уж не помню как звали жену злодея и тем более актрису, которая ее играла, но вот единственная кому можно выставить 6,0 за технику и актерское мастерство. Живой и полный образ, видимо из-за незначительности персонажа, нашли время на внутреннюю наполненность.

Некоторые сцены и вовсе вызвали недоумение:

1. Сцена с прогулкой Чаани в простом одеянии. Почему она громит все вокруг? С чего она обливает прохожих, бьет горшки у мастеров, портит имущество чужих людей? К чему??? Она вышла первый раз в простой одежде, никто ее не узнает, и вместо любопытства, беспечности, радости, откровенное хулиганство. Непонятно! Никак не характеризует героиню, никак не выражает чувство свободы, да и еще в разрез идет с ее благопристойным образом.

2. Сцена с разрезанием веревки Махамом перед потопом. Ну уж начал резать, так чего не дорезал, понимаю, хотели показать его борьбу до конца, слабый лучик надежды на спасение, но почему он остался на столбе? Куда сильнее было бы если бы он разрезал вервку и бросился бежать, а поток воды настиг его где-то в городе или на выходе из города. Осталось чувство, что пытались изобразить, ничего не пришло другого на ум, начали делать и в итоге не доделали и забыли.

3. Скорее не сцена, а то что меня покоробило, наряд главного героя на время пребывания его в Махенджо-Даро меняется раз пять! Как?! он простой крестьянин, одежда тогда была дорога, вернее откуда столько? А головной убор Чаани меняется всего три раза! и то один из них свадебный. По-моему, на лицо недоработка или перереработка.

4. Все сцены с единорогом! Ну почему компьютерная графика? Зачем? Рог в чалме Сармана смотрелся куда реалистичнее этого существа. Не то что реалистичности не хватило, не хватило красоты и эстетики в этом животном, ведь единорог символ сакральный, вдохновляющий.

Что точно понравилось: музыка и танцы!

Фильм скорее похож на чью-то дипломную работу с большим бюджетом. Могу его сравнить с незрелой грушей, которую купил достаточно дорого. С одной стороны есть и замах и именитые актеры и только из-за этого пытаешься найти хоть что-то достойное, но увы. Даже большая цена не сделает зеленую грушу спелой.

«На заре индийской истории в долине реки Инд две тысячи лет существовала городская цивилизация. Ее называют Индской или Хараппской (по названию первого открытого города). Сейчас земли древней цивилизации субконтинента находятся на территории двух государств – Индии и Пакистана.»

В современной науке дискутируется вопрос о происхождении Хараппской цивилизации. Одни ученые предполагают, что ее основали выходцы из Месопотамии. Их оппоненты доходят до того, что утверждают противоположное: выходцы из долины Инда основали Шумер. Другие считают строителей Мохенджо-Даро представителями первой волны индо-европейских миграций на субконтинент.

Исследования второй половины XX века показали, что Хараппская цивилизация была результатом развития местных земледельческих культур. Городская цивилизация в долине Инда начала развиваться около 3300 года до н.э. После 2600 года до н.э. берет начало период Зрелой Хараппы. После 1900 года до н.э. начинается ее упадок, который продлился несколько веков и закончился исчезновением городов в долине Инда.

Крупнейшим городом Хараппской цивилизации был Мохенджо-Даро. Это название он унаследовал от названия местности в XIX веке – «холм мертвых». Мы не знаем, как называли город сами его жители.

История открытия

Честь открытия одного из крупнейших городов Хараппской цивилизации принадлежит индийцу. Этого человека звали Ракхал Баннерджи. Он родился в Западной Бенгалии, в небольшом городе Бахарампуре. Баннерджи окончил Колледж Президенси в Калькутте в 1907 году с отличием по истории. Ракхал продолжил свое образование и в 1911 году получил ученую степень по истории в Калькуттском университете.

За год до окончания университета молодой ученый начал работать в археологической секции Индийского музея Калькутты . Через год он принял участие в первых археологических раскопках.

До 1922 года Мохенджо-Даро был известен только плохо сохранившейся буддистской ступой. Баннерджи во время исследования местности обнаружил там кремневый скребок и предположил, что холм может иметь более древнюю историю. В 1922 году индиец начал раскопки.

Археологи нашли там печати с надписями на неизвестном языке, медные орудия и остатки древнего кирпичного города. Баннерджи предположил, что они обнаружили древнее поселение, которое предшествовало эпохе Маурьев.

В археологический сезон 1925-1926 годов раскопки в Мохенджо-Даро продолжились уже под руководством Джона Маршалла. Археологи нашли крупные жилые районы с хорошо построенными домами, прямые улицы, тонкие водостоки, кирпичный бассейн, который назвали «Большая баня». Во время раскопок обнаружили две знаменитые статуэтки – бюст «царя-жреца» и статуэтку танцовщицы.

Статуэтка танцовщицы представляет собой бронзовую фигурку обнаженной девушки. На ее левой руке имеются 25 браслетов, на правой – четыре. Статуэтка сделана из бронзы, время ее создание датируется XXVI веком до н.э. Через несколько лет археологи нашли в Мохенджо-Даро еще одну статуэтку танцующей девушки, которую датируют примерно тем же временем создания.

После находок в Мохенджо-Даро и других городах индологи начали пытаться дешифровать надписи на печатях. Исследователи пытались находить общее в знаках из долины Инда и надписях шумеров, минойцев, этрусков, хеттов, индийского слогового письма Брахми и даже письмен Ронго-ронго жителей острова Пасхи. Естественно, попытки не дали результата. Дискутировали о языке надписей из Мохенджо-Даро. Маршалл настаивал, что язык Хараппской цивилизации принадлежал к дравидийской семье.

В 1944 году в Индию приехал английский археолог сэр Мортимер Уилер. Его задачей было обучение нового поколения индийских археологов современным полевым методам. Когда Уилер впервые посетил Мохенджо-Даро, он обнаружил укрепленную цитадель города. В 1947 году, после отделения от Индии Пакистана, сэр Мортимер три года служил советником по археологии этой страны.

В 1950 году он вновь проводил раскопки в Мохенджо-Даро. Уилер завершил раскопки «Большой бани». На основании раскопок английский археолог сформулировал свою концепцию Индской цивилизации, которая долгое время была популярна и в науке, и в общественном сознании. По мысли сэра Мортимера Мохенджо-Даро и Хараппа были двумя столицами великого государства, во главе которого стояли цари-жрецы.

С 1980-х годов в Мохенджо-Даро начали проводиться раскопки командами из США, Германии и Италии в сотрудничестве с пакистанскими учеными. Их целью был пересмотр представлений, сделанных на основе прежних раскопок.

Появление Мохенджо-Даро

Вскоре после 2600 года до н.э., земледельческие поселения в бассейне Инда начали радикально менять свой облик. Развилась специализация ремесленников, появилась письменность, приморские города начали вести торговлю с азиатскими странами. Города выстраивали в соответствии с планом: они имели широкие улицы, дома из обожженного кирпича, оборонительные стены из глины и кирпича.

Высокий уровень грунтовых вод в месте расположения Мохенджо-Даро не позволяет археологам раскопать самые древние слои поселения. Большая часть раскопанных зданий относится к периоду Зрелой Хараппы.

Вероятно, Мохенджо-Даро был крупнейшим городом в ту эпоху. Он занимал выгодное положение между реками Инд и Восточная Нара. К северу от города располагалась Хараппа – второй по величине город Индской цивилизации, к югу – Дхолавира. Из Мохенджо-Даро шли дороги в нагорье Южного Белуджистана и долину реки Сарасвати. Город идеально подходил для контроля над коммуникациями всей долины Инда, и возможно именно для этого он был основан.

В цитадели города помещалась «Большая баня», резервуар, окруженный комплексом помещений. Сейчас этот комплекс считают религиозным, культ которого был связан с водой.

Облик города

Индский город был социальным, административным и религиозным центром окружающих земель. Предполагают, что основная часть горожан имела высокий уровень жизни. Центральное положение, размер и отдельные уникальные особенности заставляют некоторых ученых предполагать, что это был не просто город, а столица государства. Но других доказательств этому нет.

Мохенджо-Даро состоял из цитадели на западе и нижнего города на востоке. Их разделяла глубокая впадина. Для цитадели была подготовлена огромная платформа из песка и ила, укрепленная подпорной стеной из сырцового кирпича. Площадь цитадели была 200 на 400 метров. Ее отдельные структуры, такие как Большая баня, имели собственные платформы. Цитадель, как считают археологи, с самого начала строилась как единый комплекс.

Расположение цитадели в стороне от нижнего города заставляет предположить, что она возводилась, чтобы быть отдельной частью населенного пункта. Скорее всего, доступ туда контролировался стражей. На юго-восточном углу цитадели был вход в храм верхнего города.

Северо-восточная часть цитадели города находится под буддистской ступой и поэтому до сих пор не раскопана. Раскопки вокруг нее показывают, что на месте ступы стояли крупные здания. Южную часть цитадели занимал большой комплекс, в который входили зал с колоннами и, возможно, храм. Постройки этой части цитадели предназначались как для повседневной жизни, так и для общественных мероприятий.

Зал с колоннами предположительно использовался для общественных собраний. Исследователи нашли сходство между ним и залами для собраний в маурийской Паталипутре и монастырскими залами в буддистских монастырях. Этот зал был частью более крупного комплекса, возможно, дворца по типу резиденций правителей Ближнего Востока.

Самая известная постройка цитадели Мохенджо-Даро – «Большая баня». Ее назвали самым древним общественным резервуаром воды в древнем мире. Ее площадь составляла 11 на 7 метров, а глубина – почти два с половиной. Чтобы попасть в бассейн действовали две лестницы, а на одном конце резервуара помещалось отверстие для слива воды. Дно и стены резервуара были прочными благодаря глине, кирпичам и гипсу. Также стены укреплял толстый слой битума.

Предполагают, что Большая баня использовалась для проведения религиозных церемоний, во время которых проходило омовение участников. К северу от Большой бани стоял блок из восьми комнат с водными резервуарами, располагавшимися в два ряда. В каждой комнате была лестница, ведущая на верхний этаж. Предполагают, что в этих комнатах находились люди, обслуживающие Большую баню.

За блоком, отделенный от него улицей, располагалась так называемая Коллегия жрецов (College of Priests). Это было здание, состоявшее из множества маленьких комнат, нескольких внутренних дворов и одного большого внутреннего двора. У Колледжа было семь входов, поэтому предполагают, что он был связан с управлением городом.

Здание рядом с Большой Баней цитадели идентифицируют как зернохранилище. Но при раскопках здания не было обнаружено зерен, что делает спорным его идентификацию как житницы.

Нижний город тоже был возведен на искусственной насыпи – были обнаружены остатки ее подпорной стены. С севера на юг в городе пролегали три главные улицы и несколько второстепенных. Линии улиц отступали от ориентации север-юг не более, чем на два градуса. С востока на запад тоже пролегали улицы и переулки, которые делили Мохенджо-Даро на несколько кварталов. Главная улица города была шириной десять метров.

Дома в нижнем городе были двух- и трехэтажными. В них находилось по несколько комнат. У домов были внутренние дворы. Вход в жилище располагался в переулках, на широкие улицы смотрели только стены домов. Некоторые здания идентифицированы, как мастерские. На окраинах поселения были районы, в которых сосредотачивалась ремесленная деятельность. Около домов стояли небольшие кирпичные платформы, на которых в свободное время сидели и общались друг с другом жители города. Материалом для зданий Мохенджо-Даро был обожженный кирпич. Для дверей и оконных рам использовали дерево.

Одно из зданий нижнего города идентифицировали как храм, другое – как караван-сарай. В городе было около 700 колодцев. Такое число было связано с удаленностью Мохенджо-Даро от Инда. В соседней Хараппе было всего около 30 колодцев. Стоки канализации пролегали по центру улиц. Вдоль улиц росли деревья, которые дарили людям тень и возможно имели религиозное значение.

Внизу, вне искусственных холмов Мохенджо-Даро располагались пригороды. Самые крупные были к югу и востоку от города. Кроме жилых домов там находилась обширная промышленная зона.

Особенность большинства городов Индской цивилизации – невозможность точно идентифицировать общественные здания. Здесь сложно найти величественные храмы и дворцы, которые известны у других цивилизаций Древнего Востока. Некоторые дома нижнего города в Мохенджо-Даро имели внутренние платформы, которые должны были обеспечивать им внушительный вид. Другие дома имели сеть внутренних дворов.

Одно из зданий Мохенджо-Даро состояло из двух рядов помещений. Каждое из них включало две комнаты, разделенные перегородкой. В полу одной из комнат помещалась ванна. Предположительно, здание было гостиницей для купцов или чиновников, прибывающих в город.

Мохенджо-Даро занимал территорию более 250 гектаров, а его население оценивают от 40 до 100 тысяч человек. Шестиметровый искусственный холм поднимал город на высоту, которую не достигали воды разлившегося Инда.

Печати из Мохенджо-Даро

Вопрос о власти в городах Хараппской цивилизации дискутируется. Немногочисленные данные открывают возможность для самых противоположных толкований. С одной стороны, есть развитая система ремесленного производства, планировка городов, единообразие в артефактах. С другой стороны, отсутствуют такие признаки твердой единоличной власти как монументальные дворцы. Данные археологии не дают свидетельств о наличии у городов Инда сильных армий и полиции. Другие восточные цивилизации оставили дворцовые архивы. Возможно, архивные документы Индских городов были написаны на материале, который не пережил тысячелетия.

Главное свидетельство существования в Мохенджо-Даро политической структуры – печати. Квадратные артефакты из стеатита в большом количестве обнаружены в Мохенджо-Даро и других городах. Их находят на территории Шумера и Элама – земель, с которыми торговали города Инда.

Печати носили на шее. Чаще всего их находят вдоль дорог или в мастерских, где владельцы их теряли. Печати никогда не находили в могилах, вероятно, потому что печать была не личной вещью, а атрибутом должности. Оставляя пост, человек расставался и с печатью.

На печать помещали надпись и изображение. Пока не расшифрована хараппская письменность , надписи на печатях не могут быть прочитаны. Возможно, они сообщали имя и титул владельца, которому принадлежал товар. Самым популярным рисунком на печати был единорог. Около 50 печатей из Мохенджо-Даро и Хараппы содержали изображение быка. Еще реже можно найти изображения слона, антилопы и других.

Одни исследователи видят в рисунках родовые символы. По мнению других, это – символы городов. Единорог – знак Мохенджо-Даро, и преобладание таких печатей демонстрирует влияние этого города. Другая гипотеза – символ на печати отражает статус ее владельца и область его операций. За пределами долины Инда находят печати с быком. Вероятно, это был символ лица, занимающегося внешней торговлей.

Занятия

В Мохенджо-Даро производили одежду из хлопка. Хлопок выращивали в долине Инда и Белуджистане. Жители города использовали для его окраски индиго и корень марены. Ткани, выкрашенный при помощи марены в красный, были обнаружены при раскопках Мохенджо-Даро.

Жители Мохенджо-Даро использовали подъемные механизмы, чтобы добывать воду из рек и каналов. В городе сохранилось изображение такого устройства – вертикальный столб с ведром на одной стороне и противовесом на другой.

Как уже отмечалось выше, в Мохенджо-Даро было вырыто более 700 колодцев. Дома из десятилетия в десятилетие перестраивали, и уровень города поднимался. Колодцы тоже достраивали, чтобы они находились на том же уровне по отношению к мостовой. При раскопках старых улиц Мохенджо-Даро очищенные от векового мусора кирпичные колодцы возвышались над исследователями как башни.

Одни города долины Инда специализировались на одном ремесле, более крупные – были центрами многих ремесел. Ко второму типу относился Мохенджо-Даро . Потребности переселенцев и рыбаков стимулировали развитие водного транспорта. Глиняная табличка и печать, найденные при раскопках города, показывают, как могла выглядеть речная лодка. Это плоскодонка с каютой на палубе, напоминающая современные индийские плавучие дома. У нее были высокая корма и борта, два рулевых весла. Предположительно, лодки делали из связок камыша. Для каюты делалось четыре камышовых столба, на которые набрасывали ткань. Такие лодки могли легко ходить и по речному мелководью, и по морю. Но срок их жизни ограничивался несколькими месяцами.

На корме лодки, изображенной на табличке из Мохенджо-Даро, сидят две птицы. Предполагают, что их могли отпускать во время плавания, чтобы птицы указывали путь к суше.

Жители Мохенджо-Даро и других Индских городов широко использовали медь, которая шла на изготовление повседневных орудий труда. Вероятно, ее добывали на Индостанском горном хребте Аравалли. Спектральный анализ показал, что медные артефакты Мохенджо-Даро содержали никель и мышьяк. Эти элементы есть в меди Аравалли и регионов Омана, с которыми торговали древние индийцы. Скорее всего, местная медь была для Мохенджо-Даро основным, но не единственным источником. Из горных копей медь доставляли в город Кот-Диджи , а оттуда – в Мохенджо-Даро.

В Мохенджо-Даро обнаружены куриные кости. Ученые допускают, что куры могли быть одомашнены в этом регионе. Считается, что современные домашние куры происходят от птиц, одомашненных в Тайланде, но в долине Инда это могло быть сделано независимо от Юго-Восточной Азии. Возможно, жители города держали домашних уток. Но они точно продолжали охотиться на диких. Игровые фишки из Мохенджо-Даро украшают изображения уток.

В Мохенджо-Даро держали индийских серых мангустов. Возможно, индийцы использовали их для защиты от змей. На диких слонов охотились ради мяса и кости. Прирученных слонов использовали как рабочих животных. В городе делали произведения искусства из слоновой кости. Домашних верблюдов начали использовать в этих землях уже после упадка Мохенджо-Даро.

Окрестности города были полны древесиной, пригодной для строительства. В Мохенджо-Даро для стропильных балок использовали дерево дальберия сиссу. Тамариск использовали как топливо. Из палисандра, полученного из дальберии, делали мебель, инструменты, колеса телег, а также гробы. Для строительства зданий в Мохенджо-Даро привозили с возвышенностей сосны и гималайские кедры.

В вопросе обеспечения жителей питанием города были самодостаточными. Крупнейшие из них зависели от сельской округи. Но существовала и торговля продуктами питания, об этом говорят находки финиковых косточек в Моженджо-Даро.

Упадок

Последний период существования Мохенджо-Даро отличается упадком городской жизни. Дома строились плохо, жители пренебрегали гигиеной – приходила в упадок система канализации. Мертвых бросали в заброшенных домах или оставляли на улицах, вместо того чтобы проводить погребальные обряды. Большая баня перестала работать. Некоторые культовые статуи были целенаправленно уничтожены. Похожая картина была свойственна и других городам долины Инда.

Причину такого упадка Мохенджо-Даро видят в эпидемиях. Изучение скелетов из верхних уровней города показывает, что жители Мохенджо-Даро умирали от болезней, в частности – малярии. Мохенджо-Даро и другие города с их обилием воды в колодцах, резервуарах и емкостях для стока были идеальным местом для распространения малярии и холеры. Последние жители Мохенджо-Даро ютились в немногих ветхих жилищах.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...