Эпитеты в вещем олеге. Художественные особенности «Песни о вещем Олеге» Пушкина

  1. Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» — баллада.
  2. Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В осно-ве пушкинского стихотворения драмати-ческий сюжет о предсказании князю Оле-гу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за на-пряженным развитием событий, сопере-живает герою баллады. Колорит произве-дения мрачный и таинственный, он дости-гается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Пес-ни…».

  3. Какие художественные приемы делают вы-разительными и запоминающимися образы Олега и кудесника? Попробуйте сравнить некоторые из этих приемов и решить, что же особенно важно для автора в характерах героев.
  4. Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. муд-рым, знающим то, что другим знать не да-но. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.

    Кудесник наделен всевидением, таинст-венной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, не-зависим и смел.

    Князь понимает духовную высоту ку-десника, и потому называет его «любим-цем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходи-тельно, призывая не бояться его княже-ской власти и обещая вознаграждение.

    …Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…

    Пушкин наделяет кудесника сдержан-ностью и способностью оценить достоин-ства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан», но похвала князю завер-шается печальным предсказанием: «Но примешь ты смерть от коня своего».

  5. Когда и почему прозвучала резкая оценка кудесника, данная Олегом: «лживый, безумный старик»?
  6. Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь «почил непробудным… сном». Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.

  7. Во всех ли строфах использован одинако-вый порядок рифм? Ответ обоснуйте.
  8. В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвер-той (перекрестная рифмовка); пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах балла-ды, что придает пушкинскому повествова-нию цельность и стройность.

  9. Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит кульминацию событий.
  10. В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняет-ся и смерть настигает Олега от яда змеи.

  11. Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?
  12. Летописный источник — проза, балла-да Пушкина — стихотворный текст. Ху-дожественное воплощение событий в бал-ладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворе-ний), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится со-здать у читателя определенный образ, вы-разить свое отношение к герою.

    Сюжет об Олеге в летописи очень кра-ток, описания Пушкина развернуты, вы-держаны в торжественном, высоком сти-ле. Поэт использует многие бытовые и ис-торические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлу-ку с конем, его тревожит только исполне-ние предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказа-ние оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он на-зывает коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вмес-те с боевым товарищем.

  13. Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.
  14. План баллады

    1. Встреча вещего Олега с кудесником.
    2. Беседа Олега со старцем и его пред-сказание.
    3. Расставание с конем.
    4. Весть о смерти коня.
    5. Олег у останков своего боевого това-рища.
    6. Смертельный укус змеи и гибель князя.
    7. Тризна по князю Олегу его дружины.

    План отрывка из летописи

    1. Воспоминание Олега о коне, с кото-рым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов.
    2. Смысл предсказания.
    3. Весть о гибели коня и укор Олега ку-деснику.
    4. Желание увидеть кости коня.
    5. Укус змеи, болезнь и смерть Олега.
  15. Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использо-вать стихотворные строки. Материал с сайта
  16. Вот как может выглядеть пересказ ле-тописного эпизода.

    «Однажды киевский князь Олег вспом-нил о своем коне, на которого когда-то ре-шил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товари-ща, но больше никогда не приводить к не-му. Вернувшись в Киев через четыре года, «помянул он коня», и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предска-занием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, «ступил он ногою на череп», из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу. Князь заболел и умер, и оп-лакивали его люди «плачем великим».

  17. Почему мне понравилась «Песнь о вещем Олеге»
  18. Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с ле-тописью. Сама легенда о его гибели по-этична и загадочна. Когда же о ней рас-сказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высо-кой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • художественные приемы в песне о вещем олеге
  • тест по песни о вещем олеге
  • вопросы и ответы о а.с.пушкине
  • что мы узнаем об олеге из баллады пушкина
  • сравнть балладу с лнтописнам источником

Литературное наследие – один из способов, благодаря которым русский человек может прикоснуться к культуре и традициям собственного народа. Именно поэтому в статье будет представлен анализ «Песни о Вещем Олеге». Это произведение, созданное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году в русле художественной обработки исторического материала.

«Песнь о Вещем Олеге»: анализ произведения с точки зрения авторской концепции

Реальные исторические события, к которым обратился в собственной балладе Пушкин, неоднократно служили материалом для художественной трансформации. Не менее известным произведением после «Песни…» Александра Сергеевича является дума Кондратия Рылеева «Олег Вещий». В ней за основу сюжета также взят один из эпизодов жизни реально существовавшего князя из династии Рюриковичей – Олега. Однако акцент здесь сделан на ином, нежели у Пушкина. Будучи горячим приверженцем декабризма, Рылеев взял в качестве главной сюжетной линии легендарный поход Олега на Константинополь, столицу Византии, чтобы отразить воинственный, геройский дух, издавна присущий русскому человеку, и пробудить в своих соотечественниках патриотизм, необходимый для борьбы с тиранией.

Что же показывает анализ песни о «Вещем Олеге»? Пушкин рисует совершенно иную картину. Автор делает упор на описании предсказания волхва и дальнейших событий, когда пророчество сбывается, и князь действительно принимает смерть от коня. В черепе почившего боевого товарища оказывается змея, которая предательски выползает и кусает Рюриковича. Казалось бы, что скрывается в этом непримечательном эпизоде кончины, пусть и не совсем обычной, и зачем посвящать этому целую балладу? На самом деле задумка автора чрезвычайно глубока: на широком фоне исторической действительности и жизни русского народа он изобразил князя как человека с присущими ему слабостями и страстями, не способного противостоять предписанной свыше судьбе и роковой предопределенности. Таким образом, мотивы баллады как бы разворачиваются в вечность и восходят к абсолютно новому пределу.

Поэтическая форма: ритмика, рифмовка и размер

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» позволяет установить, что произведение написано строфикой, характерной для романтического периода творчества поэта. Это чередующийся четырёх- и трёхстопный амфибрахий. Данный размер наиболее активно использовался для написания баллад, например, В. А. Жуковским, к оригинальным и переводным произведениям которого Пушкин обращался неоднократно. Однако Василий Андреевич был всё-таки приверженцем европейских сюжетов. В традиционную балладную форму он любил облекать преимущественно мотивы, далёкие истоками от истинно русских и подлинно народных. Александр Сергеевич же стал основоположником иной тенденции: позаимствовав у Жуковского «оправу», он впервые наполнил содержание качественно новым материалом, взятым из копилки русской истории.

Каждая строфа стихотворения состоит из шести строк со следующей системой рифмовки: ababcc. Мужские и женские рифмы перемежаются между собой. Балладе присуща напевность и характерная неторопливость с проступающей на фоне торжественностью и приподнятостью звучания.

Жанр баллады

Кроме этого, анализ «Песни о Вещем Олеге» подразумевает разбор жанровой характеристики. Формально произведение принадлежит к числу баллад. Этот жанр определяется в литературоведении как произведение, сочетающее черты рассказа и песни, связанное единством содержания и формы с народными преданиями, легендами и сказаниями. Отличительными признаками баллады являются:

    изображение таинственного, загадочного мира;лаконичность;переплетение лирической и эпической составляющих;наличие развивающегося сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой;изображение чувств героев и авторского отношения к персонажам;возможная замена сюжета диалогом между героями;сочетание фантастики и реальности;изображение необычного, полумистического пейзажа.

Однако, несмотря на это, сам Александр Сергеевич не случайно в названии охарактеризовал своё произведение как «песнь». Этим он хотел подчеркнуть единство своего творения с устным народным творчеством.

Использование тропов внутри текстового полотна

Анализ «Песни о Вещем Олеге» обнаруживает то, что главным приёмом баллады является контраст: противопоставляются кудесник и князь, жизнь и смерть, власть земная и власть божественная, лес и поле, знание и неизвестность. Обилие отглагольных форм показывает, что волхв и Олег существуют не только в разных пространствах, но и в разном времени: посланец богов находится вне времени, в то время как Олег, будучи простым смертным, живёт настоящим и частично будущим («сбирается отмстить», «по полю едет»).

Эпизод жизни князя разворачивается на широком фоне бытовой действительности Древней Руси, колоритность которой воссоздается благодаря использованию ярких эпитетов («верный конь», «буйный набег», «мудрый старец»), множества архаических слов и их форм («сеча», «пращ», «врата»), вниманию автора к деталям мира того времени. Однако вместе с тем поэт не ограничивает себя в свободе творческой деятельности. Независимость личности автора, столь дорогая Пушкину, обнаруживает себя не в нарушении логики повествования или игнорировании летописных источников, послуживших основой баллады, а в том, что сквозь неприметные, на первый взгляд, выражения Александр Сергеевич показывает своё отношение к герою и его печальной судьбе.

Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источнивами.

  • Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
  • Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,
  • Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.

Тип урока: урок-исследование

ФОПД – эвристическая беседа, работа в группах, коллективная работа, индивидуальное выполнение заданий учащимися.

П.С.: учитель – ученики собеседники

М.О: словесно-наглядный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства: иллюстрации к поэме В. Васнецова, карта – Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI–XI вв., литературоведческий словарь, книги Карамзина, произведения А.С.Пушкина, текст летописи, фонохрестоматия 7 класса, м-м презентация урока. (Приложение 1 ), таблица «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» (Приложение 2 ).

Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.

Словарная работа:

  • Бранное поле
или поле брани – поле битвы.
  • Броня
  • – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
  • Вдохновение –
  • творческий подъём, прилив творческих сил.
  • Вещий
  • – пророческий, предвидящий будущее.
  • Волхвы
  • – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
  • Жрец
  • служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
  • Летописи
  • – памятники исторической прозы Древней Руси.
  • Отроки
  • – здесь молодые слуги князя.
  • Перун
  • – бог грома и молний у древних славян.
  • Попона
  • – покрывало для лошади.
  • Праща –
  • древнее ручное боевое оружие для метания камней.
  • Секира
  • – боевой топорик с длинной рукоятью. – сражение.
  • Тризна
  • – похоронный обряд у древних славян.
  • Хозары
  • (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
  • Ход урока
  • Слово учителя. Сегодня на уроке знания по истории помогут вам понять содержание, смысл произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Знания по русскому языку и литературе – оценить художественное своеобразие этого произведения. (Приложение 1 , слайд 1 )

    I. Актуализация знаний учащихся (слайд 2, 3, 4 )

    Ответы на вопросы учителя :

    1. Вспомните, к то такой вещий Олег?
    2. За что его назвали вещим?
    3. Сообщение ученика «Олег и его время»

    Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».

    По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

    Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.

    1. Когда появились летописи?
    2. Как называется первая русская летопись?

    II. Работа с текстами исторических документов (Отрывок из «Повести временных лет» и «Истории…» Карамзина Н. М.) (слайд 5, 6 )

    Какой из этих двух документов вдохновил Пушкина на создание «Песни…»?

    Учитель: В 1820году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…»

    III. Прослушивание фонозаписи А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге».

    Песнь – древний способ прославления. За что же славит поэт князя?

    IV. Анализ произведения

    Вопросы для беседы с классом:

    1. В каком жанре написана «Песнь…»? (слайд 7, 8 )

    Запись в тетрадях учащихся (слайд 8 ):

    Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

    2. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?

    (Общее: рассказывают об одном историческом событии.

    Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст. В балладе используются средства художественной выразительности. В летописи нет.) (слайд 9 )

    Летопись Баллада
    Действие «И повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде» «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время…
    Купайте, кормите отборным зерном…
    И князю другого коня подвели…»
    Характер –нет –

    «И рече ему кудесник один...»

    «Идёт вдохновенный кудесник,
    Покорный Перуну старик одному…»
    Характер –нет –

    Олег же посмеяся и укори кудесника, река: «То ли неправо глаголют волъсви, но всё то льжа есть…»

    «Олег усмехнулся – однако чело
    И взор омрачилися думой»
    «Могучий Олег головою поник
    И думает: «Что же гаданье?
    Кудесник, ты лживый безумный старик…»

    3. Определите стихотворный размер.

    4. 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над произведением, которое назвал «Песнь…» и пишет Александру Бестужеву:

    «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». (слайд 10 )

    Что поэтического увидел Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни…»? Что является темой произведения? (слайд 11 )

    5. В чём заключается идея стихотворения?

    Идея и идейно-эмоциональная оценка Грядущие годы таятся во мгле;

    Но вижу твой жребий на светлом челе.

    …примешь ты смерть от коня своего…. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», –писал поэт Александру Бестужеву

    Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

    Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

    Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

    6. Назовите главных и второстепенных героев произведения. (слайд 12 )

    7. Определение композиции и сюжета произведения. (слайд 13 )

    На сколько частей можно разделить произведение? (На три части

    1. Предсказание кудесника и прощание с конем.
    2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…»
    3. «На холме у брега Днепра…»)

    Определение основных элементов сюжета.

    – Назовите завязку действия. (Встреча с мудрым старцем.)

    – Назовите кульминацию в развитии действия. (Исполнение предсказания.)

    – Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде?

    – Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

    Вывод: События «Песни…» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает её по-своему.

    V. Исследование эпизода «Предсказание кудесника»

    Класс поделен на три группы: историки, литературоведы, лингвисты. Работа рассчитана на10 минут.

    Задания группам (слайды 14, 15, 16, 17 )

    1 группа
    Историки –
    Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…»
    Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»?
    Какое событие произошло раньше – поход на хазаров или взятие Царьграда? Какое историческое несоответствие вы заметили?

    2 группа
    Литературоведы –
    Выразительное чтение 3, 4, 5строф «Песни…»
    Где происходит встреча вещего Олега с кудесником?
    Когда происходит эта встреча? (определите время употреблённых глаголов) Почему Пушкин использует глаголы настоящего времени изъявительного наклонения и глаголы повелительного наклонения?

    3 группа
    Лингвисты
    Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…»
    Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю», «волхвы»?
    С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?

    Выступление учащихся с результатами исследования.

    VI. Назовите какие художественно-изобразительные средства использовал Пушкин при создании произведения «Песнь о Вещем Олеге» (коллективная работа) (слайд 18, 19 )

    Художественно-изобразительные средства – отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник Эпитеты
    – грядущие годы таятся во мгле… Метафоры
    – как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана… Сравнения
    –И волны, и суша покорны тебе; Олицетворение
    с волей небесною Инверсия
    И синего моря обманчивый вал
    В часы роковой непогоды
    И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
    Щадят победителя годы…
    И холод, и сеча ему ничего.
    Но примешь ты смерть от коня своего
    Градация

    VII. Выводы урока (слайд 20 )

    «Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

    Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:

    Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
    Дружина пирует у брега.
    Бойцы вспоминают минувшие дни
    И битвы, где вместе рубились они.

    В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

    VIII. Домашнее задание (слайд 21 )

    1. Выучить наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем»
    2. Проанализировать эпизод «Прощание с конем» в летописном источнике и балладе (8, 9, 10 строфы)

    Литература:

    1. Азарова Н.М
    . Текст. Пособие по русской литературе XIX века. Часть 1. – М.: «Век книги», 2003.
  • Золотарева И.В., Аникина С.М
  • . Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М. Вако, 2004.
  • Древнерусская литература: Книга для чтения.5-9 кл. – М., 1993.
  • Карамзин Н.М
  • . История государства Российского. В 4 книгах. Книга первая. – Ростов на Дону, 1995.

    «Песнь о вещем Олеге» написана Пушкиным в пору своего творческого расцвета, в 1822 году. Над созданием не самого длинного стихотворения поэт работал почти целый год, обращаясь к истории, изложенной в V томе сочинений Карамзина. Именно там пересказывается жизнеописание Олега, князя Киевского, дошедшего до Царьграда и прибившего на врата города свой щит.

    Стихотворение впервые увидело свет в 1825 году: оно было напечатано в «Северных Цветах» - альманахе, издаваемом Дельвигом.

    Главная тема стихотворения

    Основная тема, на которой, собственно, и строится сюжет, - тема предопределенности судьбы и свободы выбора. Это общее понятие имеет множество сложнейших оттенков, которые требуют последовательного изучения.

    Главным событием, переломным моментом в жизни вещего Олега является встреча с кудесником, который предрекает ему смерть «от коня своего». Этот эпизод как бы разбивает все существование князя на две части: если раньше он действовал сообразно со своим представлением о мире, занимался обычными государственными делами - например, собирался «отмстить неразумным хазарам», - то сейчас он вынужден считаться с полученной информацией. И Олег принимает решение, которое кажется ему единственно верным: он отказывается от своего верного коня, который был спутником во многих битвах, и пересаживается на другого.

    Это яркий эпизод, в котором Пушкин со свойственной ему гениальностью обращает внимание читателя на бесконечное множество значительных мелочей. Образ Олега - это образ человека, которому, несмотря на высокое положение, свойственны совершенно обычные чувства и эмоции. Он не желает преждевременно умирать, но ради самозащиты предпринимает не самые приятные для себя шаги. Он, очевидно, любит своего коня, отдает приказ всячески заботиться о нем, он грустит из-за необходимости расстаться с верным другом, но желание жить - гораздо сильнее.

    Предосторожности оказываются излишни: Олег умирает, как и предсказано, «от коня»: змея, выползшая из черепа уже погибшего животного, жалит князя в ногу, и тот погибает.

    В этом скрыта тонкая и горькая ирония: предсказание волхва сбывается так или иначе. Знай Олег о том, какая именно смерть ему уготована - как бы вел он себя тогда? Стал бы он отказываться от своего друга? Как изменило его жизнь предсказание волхва (выпрошенное им же самим, к слову - к его собственной беде)? Пушкин оставляет эти вопросы без ответов, предоставляя читателю поразмыслить над ними самостоятельно. При этом, что интересно, князь Олег в тексте назван «вещим» - знающим, способным самостоятельно предугадывать ход событий. Складывается впечатление, что предсказание волхва, которое князь не смог разгадать, является своеобразной иронией злого рока.

    Структурный анализ стихотворения

    Произведение не зря называется «Песнью». Оно относится к категории баллад — лирических стихотворений, в основе которых — историческая фигура или событие. Для воссоздания соответствующей атмосферы Пушкин использует напевную ритмику амфибрахия со сложным рисунком рифмы (соединение перекрестной и смежной) и масштабные строфы, состоящие из шести стихов. Многочисленные архаизмы усиливают ощущение историчности и акцентируют на ней внимание читателя. Стихотворение характеризуется глубокой эмоциональной насыщенностью.

    Множество эпитетов и необычных сравнений создают некую вязкость текста, читатель уже не может пробегать строчки глазами, образы, щедро подпитываемые оригинальными олицетворениями (лукавый кинжал, например), буквально встают перед глазами. Помимо этого, Пушкин пользуется устаревшими синтаксическими конструкциями, варьирует порядок слов.

    Вывод

    «Песнь о вещем Олеге» - яркое, многогранное произведение. Поэт говорит о предопределенности и о том, возможно ли избежать злого рока, рассуждает о человеческом желании противостоять судьбе и об ошибках, допускаемых на пути к этой цели. Поднятые Пушкиным вопросы о судьбе, о человеческих слабостях, о жертвах во имя своей жизни являются важными, и каждый читатель находит ответы на них самостоятельно.



    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...