Обмен веществ между обществом и природой. Курс: Теоретические основы коммерции - Общественный обмен. Деньги

Страница 13 из 22


Общественный обмен. Деньги

Вторым, не менее важным, чем потребности, понятием рынка является общественный обмен. Подобно кругообороту веществ в природе, это явление сопровождает жизнь и деятельность человека и общества. Общественный обмен – это все виды движения разнообразных материальных и духовных благ, связанных с удовлетворением потребностей. Он предстает как единый и непрерывный процесс жизнедеятельности человека. Различают четыре разновидности обмена, зависящие от форм проявления и удовлетворения потребностей:

Биохимический обмен веществ самого человека. Состояние здоровья, возраст влияют на потребности и соответственно на структуру потребления;

Биофизический обмен веществ человека с окружающей его средой. Защита от неблагоприятных факторов внешней среды;

Обмен веществ между природой и обществом, то есть трудовая деятельность человека и общества;

Обмен веществ между членами общества в виде продуктов их трудовой деятельности.

На ранних стадиях развития человечества обмен находил свое выражение в простом обмене веществ между человеком и природой, то есть непосредственно в потреблении даров окружающей среды. Затем он проявлялся в последовательных актах обмена продуктами труда между членами общества (натуральный обмен). Завершенный характер обмен получил после возникновения денег.

Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, форма стоимости всех других товаров. Деньги, закономерно вошедшие в жизнь человека вначале в облике золота, серебра, меди, впоследствии почти повсеместно были замещены банкнотами,
а затем бумажными знаками стоимости, то есть особым товаром, созданным для обмена.
К подобному решению проблем обмена человечество шло не одно тысячелетие. Тысячелетия потребовались для эволюции, чтобы выработать современные организационные и технические формы и методы денежного обращения. Появление денег существенно упростило процессы обмена продуктами труда, позволив расчленить во времени и пространстве один акт обмена товара «п » на товар «т » на два: куплю-продажу товара «п » и куплю-продажу товара «т».
По своему значению денежная форма обмена стоимостей была революционной для ускорения всего общественного обмена веществ. Тем самым был открыт новый этап становления рынка и развития рыночных отношений. Столь важное значение денег обусловлено теми пятью функциями, которые они призваны выполнять в общественной жизни. Деньги являются: мерой стоимости; средством платежа; средством обращения, средством накопления; мировыми деньгами.

Функцию меры стоимости деньги выполняют как идеальные деньги, функции средства обращения и средства платежа – преимущественно в форме знаков денег и других заменителей благородных металлов. В функциях сокровищ и мировых денег они выражают свою подлинную сущность и материальность, выступая в виде золота.

Отсутствие условий для проявления хотя бы одной функции свидетельствует, что в этом случае деньги не являются таковыми, то есть они не являются тем особым товаром, в стоимости которого проявляется стоимость всех иных товаров. Это также означает, что рынок развит недостаточно. Вот почему стабильность денег, то есть сохранение их стоимости на одном и том же уровне по отношению к определенному количеству золота, серебра и других продуктов, является одной из важнейших забот государства, характеризует экономическую компетентность его правительства.

Таким образом, рынок представляет собой естественное явление, итог достаточно продолжительного эволюционного процесса общественного обмена веществ. В его развитии можно выделить три этапа: простой, или вульгарный, обмен; натуральный обмен и общественный обмен веществ с помощью денег – рынок. Разделение труда превращает продукт в товар и делает поэтому необходимым его превращение в деньги. Производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ, опосредованные денежным обращением, составляют различные сферы и стадии рыночных отношений субъектов рынка в процессе общественного обмена веществ.



Индекс материала
Курс: Теоретические основы коммерции
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сущность и содержание коммерции
Основные понятия и явления коммерции
Потребности и мотивация. Теории мотивации
Спрос и предложение. Закон спроса и предложения
Товар
Рынок
Содержание коммерческой деятельности и сферы ее применения
Внешняя и внутренняя среда коммерции
Принципы и метод коммерции

21.08.2014 13083 0

Цели: сформировать понятия «географическая среда», «природополь­зование». Определить степень воздействия человеческого фактора на со­стояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Фор­мировать экологическое мышление учащихся.

Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.

Тип урока: урок-лекция.

Ход урока

I.Подведение итогов предыдущего урока

II.Изучение новой темы

План темы:

1.Понятия «окружающая среда» и «географическая среда».

1.Этапы взаимодействия общества и природы.

2.Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке.

3.Природопользование рациональное и нерациональное.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучение темы «природные ресур­сы». Откройте план-схему темы на с. 24 учебника.

В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Взаимодей­ствие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсообеспечен- ность, загрязнение окружающей среды.)

Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географи­ческая среда» и «природа»?

Географическая среда - это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и произ­водственной деятельности на данном историческом этапе. Географи­ческая среда - это необходимое условие для жизни и деятельности общества.

Окружающая среда - это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.


Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческо­му обществу?

Географическая среда является средой обитания человека, источ­ником ресурсов - топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его оби­тания.

Географическая среда возникла в результате длительной эволюции гео­графической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельнос­ти. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, до­роги, пруды, карьеры, сады и т.д.

Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обита­ния и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современ­ном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огром­ные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.

В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.

Состояние природной среды оценивается как:

а) естественное - не измененное деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнес­ти огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Ан­тарктиды, леса Амазонии.

б) равновесное состояние - естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.

в) кризисное состояние - скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.

г) критическое состояние - начинается деградация природного ком­плекса.

д) катастрофическое состояние природной среды - это процесс дег­радации, который трудно повернуть вспять.

е) состояние коллапса - природная среда необратимо деградирована.

Вопрос : Почему возникают критические, катастрофические состоя­ния окружающей среды?

Между обществом и географической средой идет постоянный «об­мен веществ». Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы. Причиной постоянно усиливающегося давления на при­роду является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также рез­кий рост численности населения в странах мира. «Давление» общества на природу особенно в XX веке резко возросло. Пример можно найти на с. 25 учебника: «По подсчетам ученых-географов Московского универ­ситета, ныне антропогенные ландшафты занимают 60% земной суши. В том числе примерно 20% ее территории преобразованы коренным обра­зом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выработки, лесо­посадки и зоны отдыха».

В результате возникли две проблемы: 1) рационального использова­ния природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.

Вопрос. Какие страны имеютобширные площади «диких» земель?

Страны, имеющие большие площади - Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.

При оценке роли географической среды в жизни общества допуска­ются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географи­ческой среды. Преувеличение роли географической среды - географи­ческий детерминизм. Недооценка роли географической среды - гео­графический нигилизм.

Детерминизм означает закономерную взаимосвязь, взаимозависимость и причинную обусловленность различных явлений. В географии осо­бенно важна идея детерминизма, которая рассматривает все явления во взаимосвязи. (В XVIII веке Шарль Монтескьё писал, что«властьклимата сильнее всех властей». В XIX веке Элизе Реклю говорил о зависимости общества - вплоть до форм государственной власти - от определяюще­го влияния природы.)

В большинстве учебников США Россию обычно представляли как страну вечного холода - подобие Аляски или Гренландии. Суровым климатом и капризами погоды объясняли многие наши трудности, не­достатки и просчеты, например неурожай и недостаток зерна. Победите­лем фашистских войск под Москвой в 1941 году оказывался «генерал Зима».

Недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей называют географическим индетерминизмом (по Н.Н.Баранско­му, это географический нигилизм).

Более сильно проявилась недооценка природных условий в нашей отечественной географии. Всем знакомо выражение «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё - наша задача» Мы очень часто слышим, что площадь наших лесов больше площади Италии в 20 раз, а Бельгии в 200 раз. А наши черноземы занимают территорию в 4 раза пре­вышающую площадь Франции.

Н.Н. Баранский писал, что географический детерминизм (фатализм) вреден тем, что, придавая абсолютное, решающее значение природным условиям, создает такое умонастроение, что судьба каждого народа раз и навсегда предопределена природными условиями его страны». (Н.Н. Баранский, Становление советской экономической географии. - М.: Мысль, 1980. - с. 77). Н.Н. Баранский считал, что и географический нигилизм неправилен тем, что, отрицая какое бы то ни было значение природных условий, ведет к идеализму. Географический детерминизм (фатализм) и географический нигилизм - это две крайности, которых нужно стараться избегать.

Вопрос : Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы умень­шить отрицательные последствия в природе?

Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют при­родопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает уп­равляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:

1)рациональное использование природных ресурсов;

2)разработку и внедрение «чистых» технологий производства;

3)организацию широкого международного сотрудничества в деле ох­раны окружающей среды;

4)контроль общества.

Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенчес­кого (потребительского) отношения человека к природе, стремления вы­жать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потреби­тельского отношения к природе является:

1)хищническое природопользование, ведущее к истощению природ­ных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;

2)размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.

За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реаль­ного исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.

Вопрос : Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?

Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и ин­тенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых террито­рий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка зе­мель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование ма­лоотходных технологий.

III.Закрепление изученного материала

Вопросы:

1)Что понимается под «обменом веществ» между обществом и при­родой?

2)В чем опасность географического детерминизма и географичес­кого нигилизма?

3)Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?

4)Что понимается под термином «природопользование»?

5)Приведите пример рационального природопользования.

6)Приведите пример нерационального природопользования.

7)Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учи­тывая, что население планеты постоянно растет?

8)Какой путь освоения ресурсов был в России в XX веке? Почему?

IV.Домашнее задание

1.Тема № 2.

2.Подготовить сообщения к семинару на следующие темы:

1.Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохране­ния атмосферы).

2.Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).

3.Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).

Вопросы к семинару:

1.В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?

2.Что значит термин «парниковый эффект»? Что является причиной этого явления?

1.Какие «грязные» производства вы знаете?

2.Объясните термин «мусорная цивилизация».

3.Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.

4.Почему проблема водоснабжения стала острой не только в разви­тых, но и в развивающихся странах мира?

5.Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необ­ходимо решать совместными усилиями всех стран мира.

6.Как обеспечить чистой водой население Земли?

7.Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?

8.Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяй­ственному развитию страны или состоянию природной среды?

Понятие о географической среде

Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Географическая среда - необходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой его обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение. При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются две ошибки: преувеличение этого влияния и недооценка его. Оба этих представления приводят к отрицательным последствиям. Особенно это касается второго заблуждения, которое нацеливает людей на «покорение» природы.

В последнее время, наряду с понятием о географической среде, в научный обиход вошло также понятие об окружающей природной среде (или просто окружающей среде), которое можно определить как условия существования человека и других организмов, включающие как природные, так и социально-экономические факторы; к последним относятся плотность населения, изменения природных условий, произведенные человеком (застройка, изменение воздуха, воды, уничтожение или изменение растительности и т.д.). К понятию «окружающая среда» близко понятие «экологические условия»; употребление в этом значении термина «экология» - неточно, хотя и встречается часто. В определения географической и окружающей среды, как составляющая, входит термин «природа», который требует также пояснения. Под понятием «природа» понимают весь мир, все существующее во всем многообразии своих форм.

Обмен веществ между обществом и природой

Вся история человечества - это история взаимодействия его с природой, с географической средой. В процессе этого взаимодействия между ними

происходит постоянный обмен веществ, имеющий сложный и во многом противоречивый характер. В XX в. во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Давление общества на природу резко возросло. Чрезвычайно ускорилось превращение природных ландшафтов в антропогенные (городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, лесохоэяй-ственные, рекреационные). Вопрос о степени освоенности человечеством географической среды остается спорным. Одни ученые считают, что в нашу эпоху уже все или почти все природные ландшафты Земли стали антропогенными. Другие ученые придерживаются более осторожных оценок. По подсчетам отечественных ученых, антропогенные ландшафты занимают более 60% земной суши, в том числе примерно на 20% ее территории, они преобразованы коренным образом. Американские ученые, изучая нарушенность естественных ландшафтов по космическим снимкам, пришли к следующим выводам. Треть земной суши практически не несет на себе следов человеческой деятельности. Причем, для разных территорий эта цифра сильно меняется. Так, для Северной Америки она составляет 38% территории, для стран СНГ - 34%, для зарубежной Азии - 14%, для Европы - 3%.

Общество стало изымать из природы все больше ее ресурсов и одновременно возвращать в природу все более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы.

Во-первых, это рациональное использование природных ресурсов.

Во-вторых, это загрязнение окружающей среды.

«Обмен торговля реклама» - Производитель. Реклама. Прибыль. Рынок. Знания полученные, или приобретённые работником в практической деятельности. Экономическая деятельность, направленная на получение дохода. Заработная плата. Экономика. Процесс СОЗДАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА. Создание Рекламы. Обмен,торговля, реклама.

«Круговорот веществ в природе» - Отметьте знаком «+» то, что характерно для круговорота веществ. Потребители. …Потому что наша планета вращается вокруг своей оси. …потому что наша планета вращается вокруг Солнца. Углекислый газ. День сменяется ночью, а ночь – днём. Разрушители. Органические. Почему в природе существует порядок? А существует ли порядок в живой природе?

«Обмен веществ в организме» - Рациональное питание. Выброс из организма ненужных компонентов преобразований во внешнею среду. Использование воды организмом. Химическая. Расщепление белков. Как трансформируется энергия в живом организме? Потребность организма в питательных веществах. Использование организмом положительных компонентов данных преобразований.

«Обмен веществ и энергии» - Органические вещества. Обмен веществ -. Холоднокровные – животные, температура тела которых зависит от окружающей среды. 1. Ответьте на вопросы: Растения Животные. У растений. Что такое дыхание? Тест. Каково значение дыхания? 2. Найдите соответствие между органом и системой органов. Какие вещества поступают в организм из окружающей среды?

«Информация в природе обществе технике» - Универсальным устройством обработки информации является компьютер. Примерно 3,5 миллиарда лет назад на Земле возникла жизнь. Целесообразное поведение живых организмов строится на основе получения информационных сигналов. Информация в форме знаний. Например, такие системы могут поддерживать определенное состояние технической системы.

«Процесс обмена веществ» - Анаболизм и катаболизм – взаимосвязанные процессы. Метаболизм – основа существования живых организмов. Основные термины и понятия: Различие в интенсивности обмена веществ у разных организмов. Метаболизм. Что такое метаболизм? С прекращением обмена веществ прекращается и сама жизнь! Совокупность реакций расщепления называется энергетическим обменом клетки.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...