Обмен веществ между обществом и природой. Курс: Теоретические основы коммерции - Общественный обмен. Деньги
Страница 13 из 22
Общественный обмен. Деньги
Вторым, не менее важным, чем потребности, понятием рынка является общественный обмен. Подобно кругообороту веществ в природе, это явление сопровождает жизнь и деятельность человека и общества. Общественный обмен – это все виды движения разнообразных материальных и духовных благ, связанных с удовлетворением потребностей. Он предстает как единый и непрерывный процесс жизнедеятельности человека. Различают четыре разновидности обмена, зависящие от форм проявления и удовлетворения потребностей:
Биохимический обмен веществ самого человека. Состояние здоровья, возраст влияют на потребности и соответственно на структуру потребления;
Биофизический обмен веществ человека с окружающей его средой. Защита от неблагоприятных факторов внешней среды;
Обмен веществ между природой и обществом, то есть трудовая деятельность человека и общества;
Обмен веществ между членами общества в виде продуктов их трудовой деятельности.
На ранних стадиях развития человечества обмен находил свое выражение в простом обмене веществ между человеком и природой, то есть непосредственно в потреблении даров окружающей среды. Затем он проявлялся в последовательных актах обмена продуктами труда между членами общества (натуральный обмен). Завершенный характер обмен получил после возникновения денег.
Деньги
– это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, форма стоимости всех других товаров. Деньги, закономерно вошедшие в жизнь человека вначале в облике золота, серебра, меди, впоследствии почти повсеместно были замещены банкнотами,
а затем бумажными знаками стоимости, то есть особым товаром, созданным для обмена.
К подобному решению проблем обмена человечество шло не одно тысячелетие. Тысячелетия потребовались для эволюции, чтобы выработать современные организационные и технические формы и методы денежного обращения. Появление денег существенно упростило процессы обмена продуктами труда, позволив расчленить во времени и пространстве один акт обмена товара «п
»
на товар «т
» на два: куплю-продажу товара «п
» и куплю-продажу товара «т».
По своему значению денежная форма обмена стоимостей была революционной для ускорения всего общественного обмена веществ. Тем самым был открыт новый этап становления рынка и развития рыночных отношений. Столь важное значение денег обусловлено теми пятью функциями, которые они призваны выполнять в общественной жизни. Деньги являются: мерой стоимости; средством платежа; средством обращения, средством накопления; мировыми деньгами.
Функцию меры стоимости деньги выполняют как идеальные деньги, функции средства обращения и средства платежа – преимущественно в форме знаков денег и других заменителей благородных металлов. В функциях сокровищ и мировых денег они выражают свою подлинную сущность и материальность, выступая в виде золота.
Отсутствие условий для проявления хотя бы одной функции свидетельствует, что в этом случае деньги не являются таковыми, то есть они не являются тем особым товаром, в стоимости которого проявляется стоимость всех иных товаров. Это также означает, что рынок развит недостаточно. Вот почему стабильность денег, то есть сохранение их стоимости на одном и том же уровне по отношению к определенному количеству золота, серебра и других продуктов, является одной из важнейших забот государства, характеризует экономическую компетентность его правительства.
Таким образом, рынок представляет собой естественное явление, итог достаточно продолжительного эволюционного процесса общественного обмена веществ. В его развитии можно выделить три этапа: простой, или вульгарный, обмен; натуральный обмен и общественный обмен веществ с помощью денег – рынок. Разделение труда превращает продукт в товар и делает поэтому необходимым его превращение в деньги. Производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ, опосредованные денежным обращением, составляют различные сферы и стадии рыночных отношений субъектов рынка в процессе общественного обмена веществ.
Индекс материала |
---|
Курс: Теоретические основы коммерции |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН |
Сущность и содержание коммерции |
Основные понятия и явления коммерции |
Потребности и мотивация. Теории мотивации |
Спрос и предложение. Закон спроса и предложения |
Товар |
Рынок |
Содержание коммерческой деятельности и сферы ее применения |
Внешняя и внутренняя среда коммерции |
Принципы и метод коммерции |
Цели: сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся.
Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.
Тип урока: урок-лекция.
I.Подведение итогов предыдущего урока
План темы:
1.Понятия «окружающая среда» и «географическая среда».
1.Этапы взаимодействия общества и природы.
2.Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке.
3.Природопользование рациональное и нерациональное.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение темы «природные ресурсы». Откройте план-схему темы на с. 24 учебника.
В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Взаимодействие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсообеспечен- ность, загрязнение окружающей среды.)
Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда» и «природа»?
Географическая среда - это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда - это необходимое условие для жизни и деятельности общества.
Окружающая среда - это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.
Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?
Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов - топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.
Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.
В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.
Состояние природной среды оценивается как:
а) естественное - не измененное деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.
б) равновесное состояние - естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.
в) кризисное состояние - скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
г) критическое состояние - начинается деградация природного комплекса.
д) катастрофическое состояние природной среды - это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.
е) состояние коллапса - природная среда необратимо деградирована.
Вопрос : Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?
Между обществом и географической средой идет постоянный «обмен веществ». Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы. Причиной постоянно усиливающегося давления на природу является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира. «Давление» общества на природу особенно в XX веке резко возросло. Пример можно найти на с. 25 учебника: «По подсчетам ученых-географов Московского университета, ныне антропогенные ландшафты занимают 60% земной суши. В том числе примерно 20% ее территории преобразованы коренным образом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выработки, лесопосадки и зоны отдыха».
В результате возникли две проблемы: 1) рационального использования природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.
Вопрос. Какие страны имеютобширные площади «диких» земель?
Страны, имеющие большие площади - Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.
При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географической среды. Преувеличение роли географической среды - географический детерминизм. Недооценка роли географической среды - географический нигилизм.
Детерминизм означает закономерную взаимосвязь, взаимозависимость и причинную обусловленность различных явлений. В географии особенно важна идея детерминизма, которая рассматривает все явления во взаимосвязи. (В XVIII веке Шарль Монтескьё писал, что«властьклимата сильнее всех властей». В XIX веке Элизе Реклю говорил о зависимости общества - вплоть до форм государственной власти - от определяющего влияния природы.)
В большинстве учебников США Россию обычно представляли как страну вечного холода - подобие Аляски или Гренландии. Суровым климатом и капризами погоды объясняли многие наши трудности, недостатки и просчеты, например неурожай и недостаток зерна. Победителем фашистских войск под Москвой в 1941 году оказывался «генерал Зима».
Недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей называют географическим индетерминизмом (по Н.Н.Баранскому, это географический нигилизм).
Более сильно проявилась недооценка природных условий в нашей отечественной географии. Всем знакомо выражение «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё - наша задача» Мы очень часто слышим, что площадь наших лесов больше площади Италии в 20 раз, а Бельгии в 200 раз. А наши черноземы занимают территорию в 4 раза превышающую площадь Франции.
Н.Н. Баранский писал, что географический детерминизм (фатализм) вреден тем, что, придавая абсолютное, решающее значение природным условиям, создает такое умонастроение, что судьба каждого народа раз и навсегда предопределена природными условиями его страны». (Н.Н. Баранский, Становление советской экономической географии. - М.: Мысль, 1980. - с. 77). Н.Н. Баранский считал, что и географический нигилизм неправилен тем, что, отрицая какое бы то ни было значение природных условий, ведет к идеализму. Географический детерминизм (фатализм) и географический нигилизм - это две крайности, которых нужно стараться избегать.
Вопрос : Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?
Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:
1)рациональное использование природных ресурсов;
2)разработку и внедрение «чистых» технологий производства;
3)организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
4)контроль общества.
Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:
1)хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;
2)размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
Вопрос : Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?
Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.
III.Закрепление изученного материала
Вопросы:
1)Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
2)В чем опасность географического детерминизма и географического нигилизма?
3)Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?
4)Что понимается под термином «природопользование»?
5)Приведите пример рационального природопользования.
6)Приведите пример нерационального природопользования.
7)Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет?
8)Какой путь освоения ресурсов был в России в XX веке? Почему?
1.Тема № 2.
2.Подготовить сообщения к семинару на следующие темы:
1.Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).
2.Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).
3.Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).
Вопросы к семинару:
1.В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?
2.Что значит термин «парниковый эффект»? Что является причиной этого явления?
1.Какие «грязные» производства вы знаете?
2.Объясните термин «мусорная цивилизация».
3.Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.
4.Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах мира?
5.Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.
6.Как обеспечить чистой водой население Земли?
7.Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?
8.Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?
Понятие о географической среде
Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Географическая среда - необходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой его обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение. При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются две ошибки: преувеличение этого влияния и недооценка его. Оба этих представления приводят к отрицательным последствиям. Особенно это касается второго заблуждения, которое нацеливает людей на «покорение» природы.
В последнее время, наряду с понятием о географической среде, в научный обиход вошло также понятие об окружающей природной среде (или просто окружающей среде), которое можно определить как условия существования человека и других организмов, включающие как природные, так и социально-экономические факторы; к последним относятся плотность населения, изменения природных условий, произведенные человеком (застройка, изменение воздуха, воды, уничтожение или изменение растительности и т.д.). К понятию «окружающая среда» близко понятие «экологические условия»; употребление в этом значении термина «экология» - неточно, хотя и встречается часто. В определения географической и окружающей среды, как составляющая, входит термин «природа», который требует также пояснения. Под понятием «природа» понимают весь мир, все существующее во всем многообразии своих форм.
Обмен веществ между обществом и природой
Вся история человечества - это история взаимодействия его с природой, с географической средой. В процессе этого взаимодействия между ними
происходит постоянный обмен веществ, имеющий сложный и во многом противоречивый характер. В XX в. во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Давление общества на природу резко возросло. Чрезвычайно ускорилось превращение природных ландшафтов в антропогенные (городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, лесохоэяй-ственные, рекреационные). Вопрос о степени освоенности человечеством географической среды остается спорным. Одни ученые считают, что в нашу эпоху уже все или почти все природные ландшафты Земли стали антропогенными. Другие ученые придерживаются более осторожных оценок. По подсчетам отечественных ученых, антропогенные ландшафты занимают более 60% земной суши, в том числе примерно на 20% ее территории, они преобразованы коренным образом. Американские ученые, изучая нарушенность естественных ландшафтов по космическим снимкам, пришли к следующим выводам. Треть земной суши практически не несет на себе следов человеческой деятельности. Причем, для разных территорий эта цифра сильно меняется. Так, для Северной Америки она составляет 38% территории, для стран СНГ - 34%, для зарубежной Азии - 14%, для Европы - 3%.
Общество стало изымать из природы все больше ее ресурсов и одновременно возвращать в природу все более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы.
Во-первых, это рациональное использование природных ресурсов.
Во-вторых, это загрязнение окружающей среды.
«Обмен торговля реклама» - Производитель. Реклама. Прибыль. Рынок. Знания полученные, или приобретённые работником в практической деятельности. Экономическая деятельность, направленная на получение дохода. Заработная плата. Экономика. Процесс СОЗДАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА. Создание Рекламы. Обмен,торговля, реклама.
«Круговорот веществ в природе» - Отметьте знаком «+» то, что характерно для круговорота веществ. Потребители. …Потому что наша планета вращается вокруг своей оси. …потому что наша планета вращается вокруг Солнца. Углекислый газ. День сменяется ночью, а ночь – днём. Разрушители. Органические. Почему в природе существует порядок? А существует ли порядок в живой природе?
«Обмен веществ в организме» - Рациональное питание. Выброс из организма ненужных компонентов преобразований во внешнею среду. Использование воды организмом. Химическая. Расщепление белков. Как трансформируется энергия в живом организме? Потребность организма в питательных веществах. Использование организмом положительных компонентов данных преобразований.
«Обмен веществ и энергии» - Органические вещества. Обмен веществ -. Холоднокровные – животные, температура тела которых зависит от окружающей среды. 1. Ответьте на вопросы: Растения Животные. У растений. Что такое дыхание? Тест. Каково значение дыхания? 2. Найдите соответствие между органом и системой органов. Какие вещества поступают в организм из окружающей среды?
«Информация в природе обществе технике» - Универсальным устройством обработки информации является компьютер. Примерно 3,5 миллиарда лет назад на Земле возникла жизнь. Целесообразное поведение живых организмов строится на основе получения информационных сигналов. Информация в форме знаний. Например, такие системы могут поддерживать определенное состояние технической системы.
«Процесс обмена веществ» - Анаболизм и катаболизм – взаимосвязанные процессы. Метаболизм – основа существования живых организмов. Основные термины и понятия: Различие в интенсивности обмена веществ у разных организмов. Метаболизм. Что такое метаболизм? С прекращением обмена веществ прекращается и сама жизнь! Совокупность реакций расщепления называется энергетическим обменом клетки.