Физика через интернет: дистанционный урок.

Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс. Мякишев Г.Я., Синяков А.З.

Учебник для углубленного изучения физики.

12-е изд., стереотип. - М.: 2010. - 3 52 с.

В учебнике на современном уровне изложены фундаментальные вопросы школьной программы, представлены основные технические применения законов физики, рассмотрены методы решения задач.

Книга адресована учащимся физико-математических классов и школ, слушателям и преподавателям подготовительных отделений вузов, а также читателям, занимающимся самообразованием и готовящимся к поступлению в вуз.

Формат: pdf (12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 3 52 с.)

Размер: 4 ,22 Мб

Скачать: 02

Формат: djvu / zip (5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002 . - 3 52 с.)

Размер: 7,6 Мб

Скачать: 02 .09.2016г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Дрофа" (см. примечание)

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Развитие представлений о природе теплоты 3
§ 1.1. Физика и механика 3
§ 1.2. Тепловые явления 5
§ 1.3. Краткий очерк развития представлений о природе тепловых явлений 7
§ 1.4. Термодинамика и молекулярно-кинетическая теория 10
Глава 2. Основы молекулярно-кинетической теории. . 14
§ 2.1. Основные положения молекулярно-кинетической теории 14
§ 2.2. Масса молекул. Постоянная Авогадро 20
§ 2.3. Броуновское движение 24
§ 2.4. Силы взаимодействия молекул 29
§ 2.5. Потенциальная энергия взаимодействия молекул 38
§ 2.6. Строение газообразных, жидких и твердых тел. . 42
§ 2.7. Примеры решения задач 48
Упражнение 1 50
Глава 3. Температура. Газовые законы 52
§ 3.1. Состояние макроскопических тел в термодинамике 52
§ 3.2. Температура. Тепловое равновесие 55
§ 3.3. Уравнение состояния 61
§ 3.4. Равновесные (обратимые) и неравновесные (необратимые) процессы 63
§ 3.5. Газовые законы. Закон Бойля-Мариотта 64
§ 3.6. Закон Гей-Люссака. Идеальный газ 68
§ 3.7. Абсолютная температура 71
§ 3.8. Законы Авогадро и Дальтона 74
§ 3.9. Уравнение состояния идеального газа 76
§ 3.10. Закон Шарля. Газовый термометр 80
§ 3.11. Применение газов в технике 83
§ 3.12. Примеры решения задач 86
Упражнение 2 95
Глава 4. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа 100
§ 4.1. Системы с большим числом частиц и законы механики. Статистическая механика 100
§ 4.2. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории 105
§ 4.3. Среднее значение скорости теплового движения молекул 107
§ 4.4. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории 110
§ 4.5. Температура - мера средней кинетической энергии молекул 115
§ 4.6. Распределение Максвелла 118
§ 4.7. Измерение скоростей молекул газа 127
§ 4.8. Внутренняя энергия идеального газа 131
§ 4.9. Примеры решения задач 134
Упражнение 3 137
Глава 5. Законы термодинамики 139
§ 5.1. Работа в термодинамике 139
§ 5.2. Количество теплоты 143
§ 5.3. Эквивалентность количества теплоты и работы 148
§ 5.4. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия 151
§ 5.5. Первый закон термодинамики 154
§ 5.6. Теплоемкости газа при постоянном объеме и постоянном давлении 158
§ 5.7. Адиабатный процесс 160
§ 5.8. Необратимость процессов в природе 162
§ 5.9. Второй закон термодинамики 164
§ 5.10. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе 167
§ 5.11. Тепловые двигатели 175
§ 5.12. Максимальный КПД тепловых двигателей.... 180
§ 5.13. Примеры решения задач 188
Упражнение 4 196
Глава 6. Взаимные превращения жидкостей и газов 200
§ 6.1. Испарение жидкостей 200
§ 6.2. Равновесие между жидкостью и паром 203
§ 6.3. Изотермы реального газа 205
§ 6.4. Критическая температура. Критическое состояние 210
§ 6.5. Кипение 214
§ 6.6. Теплота парообразования 218
§ 6.7. Сжижение газов 220
§ 6.8. Влажность воздуха 225
§ 6.9. Примеры решения задач 231
Упражнение 5 234
Глава 7. Поверхностное натяжение в жидкостях. . 238
§ 7.1. Поверхностное натяжение 238
§ 7.2. Молекулярная картина поверхностного слоя. . . 242
§ 7.3. Поверхностная энергия 244
§ 7.4. Сила поверхностного натяжения 246
§ 7.5. Смачивание и несмачивание 252
§ 7.6. Давление под искривленной поверхностью жидкости 256
§ 7.7. Капиллярные явления 260
§ 7.8. Примеры решения задач 263
Упражнение 6 269
Глава 8. Твердые тела и их превращение в жидкости 272
§ 8.1. Кристаллические тела 272
§ 8.2. Кристаллическая решетка 276
§ 8.3. Аморфные тела 281
§ 8.4. Жидкие кристаллы 284
§ 8.5. Дефекты в кристаллах 289
§ 8.6. Объяснение механических свойств твердых тел на основании молекулярно-кинетической теории 295
§ 8.7. Плавление и отвердевание 297
§ 8.8. Теплота плавления 302
§ 8.9. Изменение объема тела при плавлении и отвердевании. Тройная точка 306
§ 8.10. Примеры решения задач 311
Упражнение 7 314
Глава 9. Тепловое расширение твердых и жидких тел 317
§ 9.1. Тепловое расширение тел 317
§ 9.2. Тепловое линейное расширение 319
§ 9.3. Тепловое объемное расширение 322
§ 9.4. Учет и использование теплового расширения тел в технике 326
§ 9.5. Примеры решения задач 330
Упражнение 8 335
Ответы к упражнениям 337

«Физика - 10 класс»

Какие физические объекты (системы) изучает молекулярная физика?
Как различить механические и тепловые явления?

В основе молекулярно-кинетической теории строения вещества лежат три утверждения:

1) вещество состоит из частиц;
2) эти частицы беспорядочно движутся;
3) частицы взаимодействуют друг с другом.

Каждое утверждение строго доказано с помощью опытов.

Свойства и поведение всех без исключения тел определяются движением взаимодействующих друг с другом частиц: молекул, атомов или ещё более малых образований - элементарных частиц.

Оценка размеров молекул. Для полной уверенности в существовании молекул надо определить их размеры. Проще всего это сделать, наблюдая расплывание капельки масла, например оливкового, по поверхности воды. Масло никогда не займёт всю поверхность, если мы возьмём достаточно широкий сосуд (рис. 8.1). Нельзя заставить капельку объёмом 1 мм 2 расплыться так, чтобы она заняла площадь поверхности более 0,6 м 2 . Предположим, что при растекании масла по максимальной площади оно образует слой толщиной всего лишь в одну молекулу - «мономолекулярный слой». Толщину этого слоя нетрудно определить и тем самым оценить размеры молекулы оливкового масла.

Объём V слоя масла равен произведению его площади поверхности S на толщину d слоя, т. е. V = Sd. Следовательно, линейный размер молекулы оливкового масла равен:

Современные приборы позволяют увидеть и даже измерить отдельные атомы и молекулы. На рисунке 8.2 показана микрофотография поверхности кремниевой пластины, где бугорки - это отдельные атомы кремния. Подобные изображения впервые научились получать в 1981 г. с помощью сложных туннельных микроскопов.

Размеры молекул, в том числе и оливкового масла, больше размеров атомов. Диаметр любого атома примерно равен 10 -8 см. Эти размеры так малы, что их трудно себе представить. В таких случаях прибегают к помощи сравнений.

Вот одно из них. Если пальцы сжать в кулак и увеличить его до размеров земного шара, то атом при том же увеличении станет размером с кулак.

Число молекул.


При очень малых размерах молекул число их в любом макроскопическом теле огромно. Подсчитаем примерное число молекул в капле воды массой 1 г и, следовательно, объёмом 1 см 3 .

Диаметр молекулы воды равен примерно 3 10 -8 см. Считая, что каждая молекула воды при плотной упаковке молекул занимает объём (3 10 -8 см) 3 , можно найти число молекул в капле, разделив объём капли (1 см 3) на объём, приходящийся на одну молекулу:


Масса молекул.


Массы отдельных молекул и атомов очень малы. Мы вычислили что в 1 г воды содержится 3,7 10 22 молекул. Следовательно, масса одной молекулы воды (Н 2 0) равна:

Массу такого же порядка имеют молекулы других веществ, исключая огромные молекулы органических веществ; например, белки имеют массу, в сотни тысяч раз большую, чем масса отдельных атомов. Но всё равно их массы в макроскопических масштабах (граммах и килограммах) чрезвычайно малы.


Относительная молекулярная масса.


Так как массы молекул очень малы, удобно использовать в расчётах не абсолютные значения масс, а относительные.

По международному соглашению массы всех атомов и молекул сравнивают с массы атома углерода (так называемая углеродная шкала атомных масс).

Относительной молекулярной (или атомной) массой М r вещества называют отношение массы m 0 молекулы (или атома) данного вещества к массы атома углерода:

Относительные атомные массы всех химических элементов точ- но измерены. Складывая относительные атомные массы элементов, входящих в состав молекулы вещества, можно вычислить относительную молекулярную массу вещества. Например, относительная молекулярная масса углекислого газа СO 2 приближённо равна 44, так как относительная атомная масса углерода практически равна 12, а кислорода примерно 16: 12 + 2 16 = 44.

Сравнение атомов и молекул с массы атома углерода было принято в 1961 г. Главная причина такого выбора состоит в том, что углерод входит в огромное число различных химических соединений. Множитель введён для того, чтобы относительные массы атомов были близки к целым числам.

Physics. Grade 10. L. E. Gendenshtein, Yu. I. Dick
M .: 2009 - 352 p. Tutorial - Basic Level

To prepare for the Unified State Exam, the most basic theory that is best taken in a familiar school textbook is sure to come in handy. I propose a Gendenshten textbook - one of the best basic level textbooks in physics. In our library - a selection of their 4 books by Gendensten and Dick - textbooks for grades 10 and 11 and the corresponding problem books

The textbook outlines the basics of mechanics, molecular physics and electrostatics. The clear structure of the textbook facilitates the understanding of the educational material. Many examples of the manifestation and application of physical laws in the surrounding life, information from the history of physical discoveries are given, an illustrated description of physical experiments is given. Examples of solving key tasks are given.

CONTENTS
To teacher and student
Physics and scientific method of knowledge
1. What and how does physics study?
2. The scientific method of knowledge
3. Where are physical knowledge and methods used?
MECHANICS
Chapter 1. KINEMATICS
§ 1. The reference system. Trajectory, path and movement
1. Reference system
2. The material point
3. Trajectory, path and movement
§ 2. Speed
1. Instant speed
2. Vector values and their projections
3. Rectilinear uniform motion
§ 3. Acceleration. Rectilinear uniformly accelerated motion
1. Acceleration
2. Rectilinear uniformly accelerated motion
§ 4. Curvilinear motion
1. Movement of a body thrown at an angle to the horizon
2. Uniform circular motion
§ 5. Examples of solving problems in kinematics
1. Transfer to another reference system
2. Movement in a straight-line uniformly accelerated motion
3. Movement in a circle
Chapter 2. SPEAKERS
§ 6. The Law of Inertia - Newton"s First Law
1. Early ideas about the causes of body motion
2. The law of inertia and the phenomenon of inertia
3. Inertial reference systems and Newton"s first law
§ 7. The place of man in the universe
1. Earth-related reference system
2. Heliocentric system of the world
§ 8. Forces in mechanics. Elastic force
1. Interactions and Strengths
2. The strength of elasticity
3. Hooke"s law. Force measurement by elastic force
§ 9. Force, acceleration, mass. Newton"s Second Law
1. The ratio between force and acceleration
2. Examples of the application of Newton"s second law
§ 10. The interaction of two bodies. Newton"s Third Law
1. The interaction of two bodies
2. Examples of the application of the third law of Newton
§ 11. Worldwide
1. On the way to discovery
2. The law of world wideness
§ 12. Movement under the influence of the forces of the world wide.
1. Movement of bodies near the surface of the Earth
2. The movement of satellites and spacecraft
§ 13. Weight and weightlessness
1. Weight
2. Weightlessness
§ 14. Friction forces
1. Sliding friction force
2. Resisting friction force
3. The rolling friction force
4. Resistance force in liquids and gases
§ 15. Examples of solving problems by dynamics
1. Movement under the action of the forces of aggression
2. Movement under the action of several forces
Chapter 3. LAWS OF PRESERVATION IN MECHANICS
§ 16. Impulse. The law of conservation of momentum
1. Impulse and the law of conservation of momentum
2. Examples of the application of the law of conservation of momentum
§ 17- Reactive movement. Space exploration
1. Jet Propulsion
2. The development of rocket science and space exploration
§ 18. Mechanical work. Power
1. Mechanical work
2. Power
§ 19. Energy. The law of conservation of mechanical energy
1. Work and energy
2. Mechanical energy
3. The law of conservation of energy
8 20. Examples of solving problems on conservation laws
1. Collisions
2. Uneven Circular Movement
Chapter 4. MECHANICAL VIBRATIONS AND WAVES
§ 21. Mechanical oscillations
1. Examples and characteristics of mechanical vibrations
2. Free vibrations
§ 22. Transformations of energy with fluctuations. Resonance
1. Transformations of energy with fluctuations
2. Forced vibrations
§ 23. Mechanical waves. Sound
1. Mechanical waves
2. Sound
MOLECULAR PHYSICS AND THERMODYNAMICS
Chapter 5. MOLECULAR PHYSICS
§ 24. Molecular-Kinetic Theory
1. The main provisions of the molecular kinetic theory
2. The main task of the molecular kinetic theory
§ 25. The amount of substance. Permanent Avogadro
1. Relative molecular (atomic) mass
2. Amount of substance
§ 26. Temperature
1. Temperature and its measurement
2. Absolute Temperature Scale
§ 27. Gas laws
1. Isoprocessing
2. The equation of state of gas
§ 28. Temperature and average kinetic energy of molecules
1. The basic equation of molecular kinetic theory
2. Absolute Temperature and Average Kinetic
energy

Основы молекулярно-кинетической теории к

Основным положением молекулярно-кинетической теории является утверждение, что все тела состоят из мельчайших частиц (молекул, атомов и т.д.), которые движутся и взаимодействуют между собой. Доказательствами молекулярного строения вещества являются дробление тел, плавление, испарение, диффузия, броуновское движение и т.д.

Молярной массой M вещества называется масса такого количества молекул данного вещества, которое содержится в углероде 12 C массой 12 г. Молярную массу вещества можно узнать по таблице Менделеева, сложив атомные массы всех атомов, входящих в молекулу этого вещества. При этом молярная масса будет измеряться в г/моль. Для перевода в систему СИ это значение следует умножить на 10 -3 . При этом молярная масса измеряется в кг/моль. Так, например, молярная масса водорода H 2 равна 2 г/моль=2⋅10 3 кг/моль.

В одном моле любого вещества содержится N A = 6,022⋅10 23 моль -1 молекул. Число N A называется постоянной Авогадро. Масса одной молекулы m0 выражается формулой

Количеством вещества v называется отношение числа молекул N к числу Авогадро N A:

Если m - масса вещества, то

Идеальным газом называется газ, в котором молекулы движутся свободно и взаимодействуют между собой и со стенками сосуда только при столкновениях. Модель идеального газа удовлетворительно описывает достаточно разреженные газы.

Среднеквадратичной скоростью молекул

называется следующая физическая величин


где v 1 , v 2 , v 3 ,... - скорости молекул: первой, второй, третьей, и так далее до N. Отметим, что средняя скорость молекул равна нулю и не равна

Концентрацией молекул n называется отношение числа молекул N в объеме V к этому объему V:

Давление p можно выразить следующей формулой

Это уравнение носит название основного уравнения молекулярно кинетической теории (МКТ) газов. Это уравнение можно переписать в виде


где ρ - плотность газа,

Средняя кинетическая энергия молекулы газа. Средняя кинетическая энергия

связана с температурой T газа формулой

где k-постоянная Больцмана. Она численно равна


Можно доказать следующую формулу:

Из нее следует уравнение Менделеева-Клапейрона


Универсальная газовая постоянная.

При неизменной массе и составе газа

Если же постоянна еще и температура, то

(изотермический процесс), если давление постоянно, то

(изобарический процесс), если объем постоянен, то

(изохорический процесс).

Водяной пар всегда присутствует в атмосфере Земли, как малая примесь, но он во многом определяет погоду. Влажность воздуха можно характеризовать парциальным давлением пара p или плотностью пара ρ (абсолютная влажность). Насыщенным паром называется пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью. При определенной температуре существует такое давление, при котором водяной пар становится насыщенным. Такое давление р нас называется давлением насыщенного пара. Это давление можно найти по таблице в задачнике. Относительной влажностью φ называется отношение парциального давления пара p к давлению насыщенного пара

Если ρ нас - плотность насыщенного пара, то

В жидкостях имеет место явление поверхностного натяжения. Оно состоит в том, что жидкость стремится уменьшить свою энергию, минимизировав поверхность. Как известно, из всех тел заданного объема минимальной поверхностью обладает шар. Именно поэтому жидкость в невесомости приобретает шарообразную форму. Сила поверхностного натяжения F, действующая на тело длины l, выражается формулой

где σ - коэффициент поверхностного натяжения.

Пусть имеется твердое тело длинной l с площадью поперечного сечения S, которое под действием силы F удлинилось на Δl. Тогда имеет место формула

напряжение в теле, Е - константа, которая называется

модулем Юнга,

Относительное удлинение.

Тепловые явления. Молекулярная физика.

Опорный конспект к уроку №1

Молекулярная раздел физики, изучающий внутреннее строение тел, а

физика также тепловые процессы, происходящие внутри вещества.

Молекула наименьшая устойчивая частица вещества, обладающая его (с греч-«массочка») химическими свойствами. Молекулы образуются из атомов.

Атом наименьшая частица химического элемента, носитель его свойств.

(с греч- «неделимый»)

Число

Авогадро

Число атомов в 12 граммах углерода ( 12 С)

(число частиц в 1 моле вещества).

N A = 6,02 10 23 1/моль

Количество

вещества

1 моль - это количество вещества, в котором

содержится столько же частиц, сколько атомов в 12 граммах углерода.

N число частиц,(молекул, атомов

Молярная масса

Масса вещества, взятого в количестве одного моля

µ=

µ = Mr 10 -3 M r – относительная молекулярная (атомная) масса вещества (табл Менделеева)

µ = m o N A

m o - масса одной частицы

(атома, молекулы)

Масса частицы

(атома, молекулы)

m o =

m o 10 -26 кг

Число частиц

Размер атомов r ≈ 10 -8 см = 10 -10 м

Концентрация

(число частиц в единице объёма)

Урок – 1. Тема урока: «Основные понятия молекулярной физики».

Задачи урока: формирование представления о структуре и содержании новой физической теории, объяснить отличие теплового и механического движений,

повторить и обобщить понятия об атомах и молекулах,

развивать умение анализировать факты при наблюдении явлений, при работе с текстом учебника.

Форма урока: лекция с элементами беседы, с использованием технологии интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей, здоровьесберегающих технологий.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Сообщение темы, задач урока.

3)Изучение нового материала:

    1. Введение: объект и предмет молекулярной физики.

Рассказ с использованием таблицы.

Вид

движения

Характеристика системы

Объект

Характер движения

Взаимодействие

Механическое

Макротела

Перемещение в

пространстве от – но

других тел

Гравитационное,

электромагнитное

Тепловое

Частицы, из которых

состоит тело

Хаотичное движение

частиц

Электромагнитное

    1. Основные положения МКТ:

    Вещество состоит из частиц. 2. Эти частицы беспорядочно движутся.

3. Частицы взаимодействуют друг с другом.

3.3. Характеристики частиц (атомов и молекул).

Опорный конспект на листах.

4).Отработка изученного материала.

4.1. работа с таблицей Менделеева;

4.2. заполнить таблицу.

Основные формулы МКТ

Количество вещества (через число частиц)

Количество вещества (через массу тел)

Масса одной молекулы

Концентрация молекул

5) Домашнее задание.

Урок – 2. Тема урока: «Характеристики молекул. Решение задач».

Задачи урока: продолжить ознакомление с физическими величинами, характеризующими молекулы; сформировать умения рассчитывать параметры молекул;

способствовать формированию умения самостоятельно приобретать знания.

Форма урока: комбинированный, с использованием технологии личностно- ориентированного обучения, здоровьесберегающих технологий

Ход урока.

    Сообщение темы, задач урока.

    Проверка домашнего задания.

2.1. озвучение опорного конспекта (устно);

2.2. проверка в тетрадях и у доски заполненной таблицы «»Основные формулы МКТ»;

2.3. заслушать ответы на вопросы стр 179.

3) Примеры решения задач по теме «Характеристики молекул».

3.1. решение типичных задач учителем у доски :

1. Из блюдца испаряется вода массой 50г за 4 сут. Определите среднюю скорость испарения - число молекул воды, вылетающих из блюдца за 1с.

2. Определите толщину серебряного покрытия пластинки площадью 1см 2 , если оно содержит серебро в количестве 0,02 моль. Плотность серебра равна 1,05 кг/м 3 .

3.2. решение задач учащимися у доски:

3. Определите молярную массу воды и затем массу одной молекулы воды.

4. Определите количества вещества и число молекул, содержащихся в углекислом газе массой 1кг.

4) Самостоятельная работа учащихся.

1.Определите число атомов в меди объёмом 1м 3 . Молярная масса меди равна

63,5 10 -3 кг/моль, её плотность 9000кг/м 3 .

    Какую площадь может занять капля оливкового масла объёмом 0,02см 3 при расплывании её на поверхности воды?

5) Домашнее задание.

Решить задачи №2,3,4 -для 1 варианта; №7, 8 - для 2 варианта

Индивидуально: оценить число молекул кислорода в одной из ваших комнат.

Урок – 3. Тема урока: «Характеристики движения и взаимодействия молекул

Строение газообразных, жидких и твёрдых тел».

Задачи урока: формирование интеллектуальных и практических умений понимать (знать содержание, аргументировать истинность примерами) основные положения МКТ, применять МКТ для объяснения существования агрегатных состояний вещества.

Тип урока: комбинированный, с использованием технологии интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей, фронтального эксперимента

Ход урока.

    Сообщение темы, задач урока.

    Проверка домашнего задания.

Решение задач в тетрадях.

    Изучение нового материала.

Рассказ учителя с использованием опорного конспекта «Основные положения молекулярно - кинетической теории», учебного физического эксперимента.

    Отработка изученного материала.

Работа с учебником:

запомни, важно, интересно - стр 182 - 187

    Домашнее задание.

Основные положения молекулярно – кинетической теории (МКТ)

Все тела состоят из частиц (молекул, атомов, ионов…), между которыми есть промежутки.

1 положение

Опытные обоснования:

-дробление вещества;

Испарение жидкостей;

Смешивание жидкостей;

Фотографии туннельного микроскопа

Частицы находятся в постоянном, беспорядочном (хаотичном) движении (тепловое движение)

2 положение

Опытные обоснования:

    Испарение (вылет частиц с поверхности вещества)

    Диффузия - самопроизвольное проникновение частиц одного вещества в промежутки между частицами другого вещества (чем больше температура, тем быстрее проходит диффузия)

В газах - проходит быстро (мин) - распространение запаха;

В жидкостях - проходит медленно (мин – часы) - растворение краски в воде;

В твёрдых телах - очень медленно (годы) - слипание отшлифованных платин металла.

    Броуновское движение - хаотическое движение взвешанных в жидкости или газе частиц под действием ударов молекул жидкости или газа.

Броун - ботаник -1827г- открыл, Эйнштейн – физик - 1905г - объяснил

Опытное обоснование: 1) сохранение формы твёрдых тел (F пр)

2) наличие промежутков между частицами (F от))

3) упругость тел(F пр и F от)

Между частицами существует межмолекулярное взаимодействие (притяжение и отталкивание)

3 положение

ОК. Идеальный газ. Основное уравнение мкт .

    Идеальный газ - физическая модель реального газа, в которой не учитываются взаимодействия между молекулами (F от = 0, F пр =0).

    Основные положения МКТ идеального газа

    1. Молекулы - материальные точки (абсолютно упругие шарики);

      Движение молекул подчиняется законам Ньютона;

      Нет взаимодействия между молекулами (Е п = 0, Е к = 0);

      Молекулы движутся хаотично;

      Даже в самом маленьком объёме содержится большое количество частиц (молекул), сравнимое с числом Авогадро.

    2)

Следствия из хаотичного движения молекул

    все молекулы двигаются с разными скоростями, поэтому вводим понятие средней скорости V,

    все направления равноправны V x = V y = V z ,

    молекулы распределяются по объёму равномерно,

    среднее значение квадрата скорости Vх = ⅓ V

3)

Основное уравнение МКТ

Давление газа - сумма сил ударов молекул на единицу площади

P . N - число ударивших молекул.

F 1 - сила удара одной молекулы.

P =⅓ n m V 2 P = ⅓ р V 2 P = ⅔ n E к

(связь между р - плотность газа Е к - средняя

макроскопическими и кинетическая

микроскопическими энергия молекулы.

мирами)

Урок 4. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно – кинетической теории.

Задачи урока: ввести понятие модели «идеальный газ», вывести основное уравнение МКТ идеального газа, ракрыть статистический характер.

Ход урока.

    Проверка домашнего задания.

Решение задач в тетрадях - стр 181 - ЕГЭ - с1, с2, с3.

    Постановка учебной проблемы.

Задача изучения поведения газов - надо сначала построить их модели.

Для газа у нас введена модель «идеальный газ».

    Сообщение темы, задач урока.

    Изучение нового материала.

Опорный конспект «Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ» - рассказ учителя, беседа, фронтальные вопросы.

Работа с учебником: стр 188 - 192: запомни, важно.

Запись в тетради - ок.

    Отработка знаний.

Устно ответы на вопросы 1 - 6 на стр 192.

Решение задач ЕГЭ на стр192 - А1.

    Домашнее задание.

Урок 5. Лабораторная работа «Опытная проверка закона Гей – Люссака».

Задачи урока: формирование умений выделять и описывать изобарный процесс, доказать справедливость газового закона экспериментом, продолжить формирование практических умений при работе с оборудованием, соблюдение основ безопасности, а также умение планировать свою работу и вести запись.

Форма урока: использование технологии исследовательского обучения.

Оборудование урока: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 600мм, и диаметром 10мм, цилиндрический сосуд длиной 600мм и диаметром50мм, сосуд с горячей водой (60 0 С), стакан с водой комнатной температуры, пластилин.

Ход урока.

    Организация класса.

Работа в группах;

Инструктаж по безопасности жизнедеятельности;

2. Порядок выполнения работы и оформление работы.

В отчёте должно быть отражено: название работы, оборудование, краткая теория (какое явление изучается, какова рабочая формула), результаты измерений и вычислений, расчёт погрешности измерений, вывод.

    Знакомство с инструкцией для лабораторной работы «Экспериментальная проверка закона Гей – Люссака» на странице

400 – 401 учебника.

    Выполнение лабораторной работы.

Задание 1. Подготовить сосуд с горячей водой. Измерить температуру воды. Поместить стеклянную трубку в сосуд и нагреть воздушный столб, предварительно измерить его длину.

Задание 2. Получить второе состояние воздушного столба, перенеся стеклянную трубку в сосуд с водой комнатной температуры. Измерить его температуру и длину.

Задание3. Подготовить таблицу для записи результатов.

Задание4. Вычислить отношения длин воздушного столба и температур. Сравнить эти отношения.

Задание5. Вычислить относительные и абсолютные погрешности измерений по формулам.

Задание6. Сделать вывод о справедливости закона Гей – Люссака.

    Обсуждение результатов лабораторной работы

    Домашнее задание. Повторить материал по плану стр 224



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...