Физиологические основы мышления в психологии. Физиологическая основа мышления

П. А. Рудик, «Психология»
Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.

С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора, а не какие-либо специальные отделы её.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.Существовавшее ранее представление о точных границах центральных отделов анализаторов в коре головного мозга опровергается последними достижениями физиологической науки. «Пределы анализаторов гораздо больше, и они не так резко разграничены друг от друга, но заходят друг за друга, сцепляются между собой ».

Эта «специальная конструкция» коры облегчает установление связей в деятельности самых различных анализаторов . Кору больших полушарий головного мозга необходимо рассматривать как грандиозную мозаику бесчисленной массы нервных пунктов с определённой у каждого из них физиологической ролью; вместе с тем кора представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению, к установлению единой, общей связи, говорит И. П. Павлов.

Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями временные нервные связи, или ассоциации, и составляют физиологическую основу процесса мышления . «Мышление, - говорил И. П. Павлов, - ...ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».

Образовавшиеся временные связи, или ассоциации, вначале имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно, по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит диффе-ренцировка этих временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире .

Возникают эти временные нервные связи прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих у нас соответствующие ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой особенность соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.


Однако мышление предполагает в своей основе не только первосигнальные связи; оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в её неразрывной связи с первой сигнальной системой. С помощью слов образуются второсигнальные связи, отражающие отношения, существующие между предметами.

В отличие от ощущений, восприятий и представлений, которые обусловливаются воздействием на нас конкретных предметов окружающего мира, речь, будучи непосредственно связана с мышлением, позволяет нам отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений; это оказывается возможным потому, что слова, как раздражители, являются не просто заместителями, сигналами предметов, а «сигналами сигналов», т. е. обобщёнными раздражителями, которым соответствуют системы временных связей.

«Эти новые сигналы в конце концов стали обозначать всё, что люди непосредственно воспринимали как из внешнего, так и из своего внутреннего мира, и употреблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой», - говорит И. П. Павлов. Их особенностью является то, что они «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а наконец и науку - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом», - говорит И. П. Павлов.

Мышление может быть правильным лишь тогда, когда вторая сигнальная система находится в неразрывной связи с деятельностью первой сигнальной системы. Слова являются всегда лишь вторыми сигналами, «сигналами сигналов». Если они теряют связь с первосигнальными отражениями действительности, они теряют своё познавательное значение, и мышление приобретает оторванный от действительности характер, приводит к бесполезным, формальным или чисто словесным знаниям, не дающим правильного и ясного понимания действительности .

Вторая сигнальная система сама по себе, без опоры на первую сигнальную систему, не может служить основой правильного мышления. Последнее осуществляется во взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Однако в этом взаимодействии главная роль принадлежит второй сигнальной системе .

Ввиду обобщённого характера второсигнальных раздражителей - слов, позволяющих отражать объективные связи в их общей форме, вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в сложных нервных процессах, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в процессах мышления и состоит в том, что вторая сигнальная система в этом единстве занимает главенствующее положение и направляет процессы первой сигнальной системы, «держит её под сурдинкой», по выражению И. П. Павлова.

Вторая сигнальная система - специально человеческая. Она возникает у человека в связи с его трудовой деятельностью и вызванной ею необходимостью общения с другими людьми, но возникает она всё же на базе первой сигнальной системы и находится с нею в органической связи.

Уже в процессах восприятия всякий образ предмета, возникающий в результате воздействия на нас непосредственных раздражителей, обязательно связывается со словесным обозначением данного предмета. Это существенным образом отличает первую сигнальную систему человека от первой сигнальной системы животных.

У человека восприятия и представления, связанные со словами, отражают социальное значение соответствующих предметов для человека, в связи с чем и первая сигнальная система является у него социально детерминированной и функционирует всегда в связи со второй сигнальной системой.

Уже в процессах восприятия вторая сигнальная система приобретает ведущее значение. Но основную роль свою она играет в процессах мышления, отодвигая на задний план и подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Человек все сложные связи и отношения отражает с помощью второй сигнальной системы, лежащей в основе словесного мышления.

Слово преобразует первосигнальные нервные связи в обобщённые образы действительности, что позволяет нам в процессах мышления оторваться от конкретных особенностей воспринимаемых явлений и мыслить существующие связи в их обобщённом виде, в форме понятий, а не в форме восприятий и представлений.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения дей­ствительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и да­леко выходит за его пределы.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное мышление . В ходе исторического разви­тия люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т.д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как особая теоретическая наука.

Наглядно-образное мышление. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практиче­скими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его пред­мет. Во многих случаях не требуется систематического практи­ческого манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно пред­ставлять этот объект.

Отвлеченное мышление. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается - сначала в простейших формах - отвлеченное мышление, т.е. мыш­ление в форме абстрактных понятий.

Мышление словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление словесно-логическое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышления словесно-логического формируются и функционируют различные виды обобщений.

33. Основные мыслительные операции.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность - у одних к анализу, у других к синтезу.

Бывают умы аналитические, главная сила которых- в широте синтеза.

Абстракция - выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Мышление - Высший познавательный и регулятивный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора. Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Существовавшее ранее представление о точных границах центральных отделов анализаторов в коре головного мозга опровергается последними достижениями физиологической науки: «Пределы анализаторов гораздо больше, и они не так резко разграничены друг от друга, но заходят друг за друга, сцепляются между собой» (И. П. Павлов).Эта «специальная конструкция» коры облегчает установление связей в деятельности самых различных анализаторов. «Кору больших полушарий головного мозга необходимо рассматривать как грандиозную мозаику бесчисленной массы нервных пунктов с определенной у каждого из них физиологической ролью. Вместе с тем кора представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению, к установлению единой, общей связи» (И. П. Павлов). Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. «Мышление,- говорил И. П. Павлов,- ...ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли». Вначале эти ассоциации имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно, по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире. Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы. В осуществлении процесса мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры . Мышление опирается не только на первосигнальные связи. Оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не просто заместителями, сигналами предметов, а обобщенными раздражителями. Вторая сигнальная система - специально человеческая. Она возникает у человека в связи с его трудовой деятельностью и вызванной ею необходимостью общения с другими людьми, но возникает все же на базе первой сигнальной системы и находится с нею в органической связи. В этом взаимодействии главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Ввиду обобщенного характера второсигнальных раздражителей - слов, позволяющих отражать объективные связи в их общей форме, вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в сложных нервных процессах, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в процессах мышления и состоит в том, что вторая сигнальная система в этом единстве занимает главенствующее положение и направляет процессы первой сигнальной системы. Слово преобразует первосигнальные нервные связи в обобщенные образы действительности, что позволяет человеку в процессах мышления оторваться от конкретных особенностей воспринимаемых явлений и мыслить существующие связи в их обобщенном виде, в форме понятий, а не в форме восприятий и представлений.

Виды и формы мышления . Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое. При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений. Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Мыслительные операции. Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д. Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвле­чении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция - отвлечен­ное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущест­венных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью вы­явления существенных признаков. Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отно­шения в некотором многообразии предметов и явлений, системати­зировать их и тем самым построить определенную классификацию Категоризация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. –систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Одной из задач теоретического мышления является опре­деление способа выведения частных проявлений системного объ­екта из его всеобщего (существенного) основания, из определён­ного исходного отношения в системе.

Соотношение мышления и речи. Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, - это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития. Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово - это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.Но слово - это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже неотносится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорит Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т.е. факт мышления. Вместе с тем такой, например, прием общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится.В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.Л.С.Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, т.е. в том, который Ж.Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационного мышления, в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление - речевым.Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса (он начинает часто задавать взрослым вопрос: как это называется?) и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в своюочередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое.

Психологическая характеристика мышления

Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, носит проблемный характер и возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Следует внести разъяснения в данное определение:

1. Мышление тесно связано с такими процессами как ощущение и восприятия, которые обеспечивает чувственное по­знание. В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувствен­ного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущ­ность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредст­венно. Ни одна закономерность не может быть воспринята не­посредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем за­коны движения планет – в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи ме­жду явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определен­ные сведения и об элементарных частицах материи, и об от­дельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выяв­лении связей и отношений между вещами.

2. Чувственное познание дает человеку знание об отдельных (единичных) предметах или их свойствах, но благодаря мышлению человек способен эти свойства обобщать, поэтому мышление – обобщенное отражение внешнего мира.

3. Мышление как процесс возможен благодаря речи, поскольку мышление – обобщенное отражение действительности, а обобщить можно только с помощью слова, в речи проявляются мысли человека. О мышлении другого человека можно судить по его речи.

4. Мышление тесно связано с практической деятельностью. Практика является источником мышления: «Ничего не может быть в уме, если до этого не было во внешней практической деятельности» (А.Н. Леонтьев). Кроме этого практика является критерием истинности, правильности мышления.



5. Мышление тесно связано с решением той или иной за­дачи, возникшей в процессе познания или практической дея­тельности. Процесс мышления наиболее ярко проявляется, ко­гда возникает проблемная ситуация, которую нужно решить. Проблемная ситуация – это такое обстоятельство, в котором че­ловек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникнове­нием определенного познавательного барьера, трудностей, ко­торые предстоит преодолеть в результате мышления. В про­блемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достиже­ния которых имеющихся средств, способов и знаний оказыва­ется недостаточно.

6. Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества. Мышление есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако мышление человека не существует вне общества, вне языка и накопленных человечеством знаний. Каждый отдельный чело­век становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно-исторической практики. Даже задачи, которые че­ловек ставит перед своим мышлением, порождаются общест­венными условиями, в которых он живет. Таким образом, мыш­ление человека имеет общественную природу (А.Н. Леонтьев).

Физиологическая основа мышления

Физиологической основой мышления является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полуша­рий головного мозга. Нет единого мнения о значимости и по­рядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспе­чивающих процесс мышления. Лобные доли играют значимую роль в мыслительной деятельности как одним из вариантов це­ленаправленной деятельности. Также играют роль те зоны коры полушарий, которые обеспечивают гностические (познаватель­ные) функции мышления и речевые центры, обеспечивающие словесно-логическое мышление. Образное мышление опосреду­ется теми же структурами мозга, что и восприятие. Итогом ана­лиза и синтеза раздражителей, как внешних, так и внутренних, является образование временных связей – ассоциаций (association – союзное общество, объединение). Временные связи, или ассоциации, есть результат отражения в мозге объек­тивно существующих связей между объектами и явлениями. Ассоциативные связи представляют основу упорядочен­ного хранения информации в мозге человека, обеспечивающую быстрый поиск нужных сведений, произвольное обращение к нужному материалу. Считается, что ассоциативные поля теменной доли объединяют информацию, приходящую от соматосенсорной коры, - сообщения от кожи, мышц, сухожилий и суставов относительно положения тела и его движений - со зрительной и слуховой информацией, поступающей из зрительной и слуховой коры затылочной и височной долей. Эта объединённая информация помогает нам иметь точное представление о собственном теле во время передвижений в окружающем пространстве. Слияние сенсорных данных с информацией, извлекаемой из кладовых нашей памяти, позволяет нам осмысленно интерпретировать специфические зрительные сигналы, звуки и тактильные ощущения. Когда что-то движущееся и пушистое коснётся вашей руки, вы будете по-разному реагировать на это в зависимости от того, услышите ли вы одновременно с этим мурлыканье вашей кошки или рёв медведя. При помощи обширных нервных связей лобная кора, видимо, взаимодействует с височной корой в выполнении ряда высших мозговых функций. Например, уникальная способность человека - использование языка - основана на совместной работе ассоциативных полей височной и лобной долей, а также затылочной доли. Височная кора участвует в процессах памяти, в частности в решении вопроса о том, что именно подлежит хранению, а также в хранении и извлечении информации не только о самих прошлых событиях, но и о том, как они оценивались - как приятные или неприятные.

Мыслительные операции

Мыслительная операция – это один из способов мысли­тельной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информа­ции, которую он подвергает мыслительной переработке.

· Анализ – мыслительная операция по расчленению целого на составные элементы или вычленение части из целого. Суть состоит в том, что, вос­принимая какой-либо предмет или явление, мы можем мыс­ленно отделить в нем одну часть от другой, а затем выделить следующую часть и т.д. Позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем. Анализ возможен и при воспроизведении образа предмета по памяти.

· Синтез – противоположен анализу, т.е. построение целого из аналитически задан­ных частей, создание нового целого.

Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Про­цесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуа­ции). Далее на основе анализа осуществляется вто­ричный синтез. Получаются новые знания об этом це­лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д.

· Сравнение – основано на установлении сходства и раз­личия между объектами. Если воспринимаемые предметы почти одинаковые, то можно легко обнаружить, чем они похожи. И, наоборот, если они почти во всем различны, то труднее найти определенное сходство между ними.

· Обобщение – объединение объектов в группу на основании представленных признаков. существенный признак – устойчивое свойство объекта, который отражает его суть, является главным, без которого этот объект не может существовать. Виды обобщений:

1. Классификация – базируясь на сравнении, позволяет разделить объекты на группы, сходные по какому-либо при­знаку.

2. Систематизация – это разделение и последующее объ­единение групп объектов или классов явлений, обладающих иерархическим устройством (на пример, систематика животных и растений, химических элементов и т. п.).

· Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо час­тей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Воспринимая какой-либо предмет, мы выделяем в нем определенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета. Абстракция используется при образовании и усвоении новых понятий. Например, сказав стол, представляется образ целого класса предметов. Чтобы сформировать данное понятие пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для оп­ределенного предмета или отдельной группы объектов, которые определяются сформированным нами понятием. Абстрактные понятия – это понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений. Например, твердость, яркость, мудрость. Выделяют практическую абстракцию, включенную в процесс деятельности; чувственную, или внешнюю; высшую, или опо­средованную, выраженную в понятиях.

· Конкретизация – из общего определения понятия выво­дится суждение принадлежности единичных вещей и явле­ний определенному классу. В конкретном представлении мы не стремимся отвлечься от различных свойств предмета, а наоборот стараемся представить его во всем многообразии его свойств. Например, конкретизацией понятия стол являются понятия письменный стол, обеденный стол и др.

· Аналогия – умственная операция поиска сходства пред­метов или явлений в определенном отношении. В основе прове­дения аналогий лежат образование и актуализация ассоциаций.

Параметры мышления

· Стройность – выражается в необходимости мыслить в соответствии с логическими требованиями, разумно, последовательно, с отражением внутренней закономерности между явлениями и предметами, и грамматически корректно формулировать мысли.

· Продуктивность – требование мыслить так логично, чтобы ассоциативный процесс приводил к новым знаниям. Это итоговое свойство мыслительной деятельности, в результате которой происходит адекватное отражение существенных сто­рон объективного мира и его взаимосвязей.

· Целенаправленность – необходимость мыслить ради ка­кой-либо реальной цели.

· Темп – скорость протекания ассоциативного про­цесса, условно выражающаяся в количестве ассоциаций в еди­ницу времени.

· Доказательность – способность последовательно обос­новать свое мнение или решение.

· Гибкость и подвижность – умение быстро отказаться от ранее принятых решений, если они перестали удовлетворять изменившейся ситуации или условиям, и найти новые.

· Экономич­ность – выполнение определенной мысли­тельной задачи с помощью наименьшего числа ассоциаций.

· Широта – кру­гозор, способность использовать при мыслительном про­цессе круг разнообразных фактов и знаний и умение вне­сти в них важное и новое.

· Глубина – способность вникать в суть явлений, не ограничиваясь кон­статацией лежащих на по­верхности фактов, умение дать оценку наблюдаемым явлениям.

· Критичность – умение адекватно оценивать резуль­таты собственной мыслительной деятельности, т.е. насколько мы выявляем недостатки в своих суждениях и суждениях других людей.

· Самостоятельность – способность самосто­ятельно наметить требующий решения вопрос и независи­мо от мнения окружающих найти на него ответ.

· Пытливость – стремле­ние дознаться до основных при­чин наблюдаемых явлений и фактов, всесторонне их изу­чить.

· Любознательность –стремление узнать то новое, с чем человек встречается в жизни.

· Находчивость – умение быстро найти способ ре­ше­ния мыслительной задачи.

· Остроумие – способность к неожиданным, нешаблон­ным умозаключениям, которые воз­никают на основе скрытых от других смысловых связей. В остроумии проявляются такие ка­чества ума, как глубина, гибкость, быстрота и т. д.

· Оригинальность – индивидуаль­ное качество мысли­тельного процесса, накладывающее от­печаток на все его прояв­ления, заключается в способности прийти к правильным выво­дам нешаблонным путем.

Формы мышления

1. Понятие – процесс отражения существенных свойств предметов или явлений и объединение их в слове. Каждое слово – это понятие. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Различают общие и единичные понятия. Общие понятия охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и тоже название (напри­мер, стул, здание, болезнь и др.). Единичные понятия обозна­чают какой-либо один предмет (например, «Енисей», «Саратов» и др.).

2. Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение подтверждает или отрицает отношения между предметами и явлениями действительности. Это определяется тем, что любой предмет объектив­ной реальности находится в самых разнообразных связях с дру­гими предметами и явлениями. Суждение бывает общее, частное и единичное. Общие касаются всех предметов данной группы, частные – некоторых, а единичные – только одного.

3. Умозаключение – процесс, приводящий к новому зна­нию из одного или нескольких предшествующих суждений. Умозаключение чаще используется в процессах теоретического мышления. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

· Индуктивное умозаключение – этоумозаклю­чение от частного суждения к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод. Например, для того, чтобы узнать, тонут ли все металлические предметы, необходимо проводить эксперимент, погружая в воду металлические предметы различного характера, веса, плотности, размера.

· Дедуктивное умозаключение – умозаключение делается исходя из последовательности общего суждения к частному.При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали. Например, зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем утверждать, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы.

· Умозаключение по аналогии это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Особенности мышления.

Особенности, физиологические основы, виды мышления.

Мышление.

4.8. Особенности, физиологические основы, виды мышления.

4.8.1. Особенности мышления.

4.8.3. Физиологические основы мышления.

4.8.4. Виды мышления.

Литература.

Мышление - это психический познавательный процесс отражения су­щественных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом.

И.П. Павлов

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями.

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохрани­вшиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользу­ется уже сложившимися на основе предшествующей практики зна­ниями общих положений, в которых отражены наиболее общие свя­зи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем их в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между пред­метами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление находит отра­жение в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздра­жителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщен­ной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятель­ностью. В своем содержании оно опирается на общественную прак­тику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов жизнедеятельности, на­правленных на переустройство окружающего мира.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на со­ставляющие его части.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому,

Сравнение - операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.



Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основ­ного, главного.

Обобщение - объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация - движение мысли от общего v частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие - отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверж­даются или отражаются связи между предметами и явлениями действи­тельности.

Умозаключение - выделение из одного или нескольких суждений но­вого суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по ана­логии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного иссле­дования всех условий.

Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенное - мышление, непосредственно включенное в де­ятельность.

Образное - мышление, осуществляющееся на основе образов, представ­лений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное - мышление, совершающееся на основе отвлеченных по­нятий, которые образно не представляются.

И, наконец, различают определенные способы мышления

Индукция - способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция - способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полуша­рий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает учас­тие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные вре­менные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира.

Мышление... ничего другого не представляет, как ассо­циации, сперва элементарные, стоящие в связи с вне­шними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть мо­мент рождения мысли. И.П. Павлов

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассо­циации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.

При этом мышление обеспечивается системами функционально объеди­ненных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мысли­тельные операции и имеют свои характеристики, т. е. коды.

Нейронные коды отражают частоту импульсивной активности нейро­нов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейро­ны в зависимости от решаемых мыслительных задач могут перестраивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами тех или иных мыслитель­ных операций человека.

При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы (см. 3.16), которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов - опреде­ленных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим процессом пере­работки информации.

Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уров­ней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом выступают психофизиологическими механизмами мыслительной дея­тельности



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...