Формула n-го члена арифметической прогрессии. Информация о домашнем задании

Тема урока: Глава 2 . Арифметическая прогрессия. Формула n –ого члена арифметической прогрессии.

Цели урока:

Оценка: определяют результаты своей работы на уроке

Синтез: формулируют определение арифметической прогрессии, применяют формулу n –ого члена, используют свойства

Анализ: сравнивают способы нахождения n –ого члена арифметической прогрессии

Применение: демонстрируют применение формулы n –ого члена арифметической прогрессии

Понимание: обсуждают вывод формулы n –ого члена арифметической прогрессии

Знание: рассказывают определение арифметической прогрессии, формулу n –ого члена

Учебно-воспитательные задачи:

Образовательная:

обеспечить усвоение новых знаний по данной теме, сформировать навыки применения знаний по арифметической прогрессии к задачам реальной ситуации через групповое обучение.

Развивающая: развитие способности выражать мысли, познавательных способностей, формирование алгоритмического мышления, расширение кругозора

Воспитательная: способствовать выявлению, раскрытию способностей учащихся, возбуждать интерес к предмету, побуждать учащихся к применению полученных знаний

Результаты обучения:

Учащиеся знают: определение арифметической прогрессии, применяют формулу n –ого члена

Учащиеся умеют : применять формулу n –ого члена арифметической прогрессии к практическим задачам, работать в группе, ясно выражать мысли, участвовать в дискуссии, умеют слушать и слышать

Тип урока : сообщение новых знаний

Форма проведения урока: беседа

Методы обучения :

По источнику получения знаний : словесные, наглядные, практические.

По способу организации познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.

Методы воспитания : Организация деятельности, формирование мировоззрения, стимулирование деятельности, осуществление контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.

Формы обучения : коллективные, индивидуальные, групповые

Основные понятия темы:

Задание на дом : №206, 207(1,3),

Оборудование, ресурсы, наглядные пособия: учебник,раздаточный материал

Учитель: Шуринова Е.К.

Ход урока

Этапы урока

Оргмомент.

Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению

Приветствие

Проверка подготовленности к уроку

Организация внимания школьников

Ознакомление с планом проведения урока

Проверка домашнего задания.

Задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, выявить пробелы в знаниях, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Выявление степени усвоения заданного учебного материала

Фронтальный опрос.

. Вопросы кроссворда :

1. Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.

2. Разность последовательно одинаковых членов.

3. Способ задания последовательности.

4. Разность последующего и предыдущего членов прогрессии.

5. Элементы, из которых состоит последовательность.

6. Натуральное число, обозначающее место члена в последовательности.

7. Функция, заданная на множестве натуральных чисел.

8. Последовательность, содержащая конечное число членов.

Вызов.

Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

Сообщение темы урока

Формулирование цели совместно с учениками

Сегодня на уроке мы познакомимся с арифметической прогрессией, изучим её свойство, выведем формулу п -го члена арифметической прогрессии и решим задачи на применение этих формул.

Актуализация знаний и умений

Задачи: психологическая подготовка ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку; учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д.

Деление на группы:

Собрать картинку и разделиться на 4 группы.

1) 1, 3, 5, 7, 9, …

2) 5, 8, 11, 14, …

3) -1, -2, -3, -4, …

4) -2, -4, -6, -8,

Давайте вместе с вами найдём закономерности

Учащиеся:

1) каждый член числовой последовательности на 2 больше предыдущего;

2) каждый член числовой последовательности на 3 больше предыдущего;

3) каждый член числовой последовательности на 1меньше предыдущего;

4) каждый член числовой последовательности на 2 меньше предыдущего .

Осмысление

Изучение нового материала.

Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебной информации

Числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d, называют арифметической прогрессией.

a n +1 = a n + d , n є N

Число d называют разностью арифметической прогрессии d = a n +1 – a n

Если разность между последующим и предыдущим членами последовательности есть одно и то же число, то это арифметическая прогрессия. Разумеется, при этом предполагается, что обнаруженная закономерность справедлива не только для явно выписанных членов последовательности, но и для всей последовательности в целом.

Закрепления новых знаний и умений.

Задачи: обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения

1. Найдите разность арифметической прогрессии, если а8 – а5= - 21,3.

Решение: используя формулу п-го члена арифметической прогрессии, имеем: a 8 =d(8-1)+а 1 и а5=d(5-1)+а1. Получим:

а8 – а5= - 21,3

7d+ а1 – (4d +а1)= - 21,3

7d+ а1 – 4d - а1= - 21,3

3d = - 21,3

d = - 7,1

Ответ: d = - 7,1

Двое учащихся записывают решение на доске, ответы вписывают в окошечко и проверяют правильность своего решения.

2. Техническая задача.

Тело в первую секунду движения прошло 7 м, а за каждую следующую секунду – на 3 м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние тело прошло за восьмую секунду?

Решение: а1=7, d = 3. Найдём а8. а8=d(8-1)+а1=3 7+7=28.

Значит за восьмую секунду тело прошло 28 метров .

Ответ: 28 метров.

Приложение1

Проверка новых знаний

Задачи: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления

Работа с учебником. Уровень А: № 208,209

Уровень В: 212

Коррекция знаний.

Задачи: скорректировать выявленные проблемы

Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных недостатков

Индивидуальное задание.

Повторное разъяснение учителя.

    Подведение итогов. Рефлексия.

Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, дать оценку работе отдельных учащихся и всего класса

Мобилизация учащихся на рефлексию

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я" 0________10

„Мы" 0________10

„Дело" 0________10

Выставление оценок.




Задача 1 На турбазе можно взять лодку напрокат. Стоимость проката определяется следующим образом: за первый час надо заплатить 100 руб., а за каждый последующий (полный или неполный) – 55 руб. Сколько рублей надо заплатить за лодку, взятую на один час, на два часа, на три часа и т.д.?


































Вывод: 1. Если d>0, то арифметическая прогрессия является возрастающей. 2. Если d 0, то арифметическая прогрессия является возрастающей. 2. Если d"> 0, то арифметическая прогрессия является возрастающей. 2. Если d"> 0, то арифметическая прогрессия является возрастающей. 2. Если d" title="Вывод: 1. Если d>0, то арифметическая прогрессия является возрастающей. 2. Если d"> title="Вывод: 1. Если d>0, то арифметическая прогрессия является возрастающей. 2. Если d">




1. Последующий член арифметической прогрессии Предыдущий член ар" title=": Характеристическое свойство арифметической прогрессии: К аждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифмети- ческому двух соседних с ним членов т.е. n > 1. Последующий член арифметической прогрессии Предыдущий член ар" class="link_thumb"> 23 : Характеристическое свойство арифметической прогрессии: К аждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифмети- ческому двух соседних с ним членов т.е. n > 1. Последующий член арифметической прогрессии Предыдущий член арифметической прогрессии 1. Последующий член арифметической прогрессии Предыдущий член ар"> 1. Последующий член арифметической прогрессии Предыдущий член арифметической прогрессии"> 1. Последующий член арифметической прогрессии Предыдущий член ар" title=": Характеристическое свойство арифметической прогрессии: К аждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифмети- ческому двух соседних с ним членов т.е. n > 1. Последующий член арифметической прогрессии Предыдущий член ар"> title=": Характеристическое свойство арифметической прогрессии: К аждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифмети- ческому двух соседних с ним членов т.е. n > 1. Последующий член арифметической прогрессии Предыдущий член ар">





Задача 1* На турбазе можно взять лодку напрокат. Стоимость проката определяется следующим образом: за первый час надо заплатить 100 руб., а за каждый последующий (полный или неполный) – 55 руб. Сколько рублей надо заплатить за лодку, взятую на двое суток?






План-конспект урока по теме: «Формула n -ого члена геометрической прогрессии». Подготовка к ОГЭ.

Основная цель : закрепить понятие геометрической прогрессии;

познакомить учащихся с формулой n-ого члена геометрической прогрессии;

применение этой формулы и свойства на примерах и задачах.

УМК: Алгебра.9класс.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ (А.Г.Мордкович и др.); под редакцией А.Г.Мордковича.-11-е изд., стер.-М.:Мнемозина, 2009.-255 с.: ил.

Класс: 9

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

Организационный момент (1 мин)

Учитель приветствует детей.

Устная работа.(9 мин)

    Найдите среднее геометрическое чисел 16 и 25; 9 и 36; 49 и 81; 12 и 25.

    Решите уравнение: b 2 =3, b 2 =-3, b 3 =-27, x 6 =164.

    Имеется радиоактивное вещество массой 256 г, вес которого за сутки уменьшается вдвое. Какова станет масса вещества на вторые сутки? На третьи сутки? На восьмые сутки? (256; 128; 64; 32; 16; 8; 4; 2; 1;…)

    Мы с вами видим, что полученная нами последовательность является... геометрической прогрессией. Давайте вспомним ее определение.

Дается определение : Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число.

    Вопрос: - Как получается второй член последовательности? Третий? Восьмой? (Делением предыдущего члена на 2 или умножением на 12 ). Это число называют знаменателем геометрической прогрессии и обозначают q .

Проверка домашнего задания (5 мин)

Изучение нового материала.(10 мин)

Выпишите последовательность, соответствующую условию задачи.

    В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты каждая из них делится на две. Сколько бактерий появилось на 5-ой минуте? (см. рис.1)

Сколько их будет через три минуты?

На 1-ой минуте - 2

на 2-ой минуте - 4

на 3-ей минуте - 8

на 4-ой минуте - 16

на 5-ой минуте - 32

Можем продолжить?

на 6-ой минуте - 64

на 7-ой минуте - 128

на 8-ой минуте - 256

на 9-ой минуте - 512

на 10-ой минуте - 1024

на 11-ой минуте - 2048

на 12-ой минуте - 4096

на 13-ой минуте - 8192

Вывод: следовательно необходима формула для нахождения n-ого члена геометрической прогрессии.

Рассмотрим геометрическую прогрессию b 1 ; b 2 ; b 3 ,...,b n , со знаменателем q. Имеем:

b 1 = b 1

b 3 = b 2 q = (b 1 q) q = b 1 q 2

b 4 = b 3 q = (b 1 q 2) q = b 1 q 3

b 5 = b 3 q = (b 1 q 3) q = b 1 q 4 и т.д.

Нетрудно догадаться что для любого n справедливо неравенство

b n = b 1 q n - 1

Это n -ого члена геометрической прогрессии.

Попробуем проверить справедливость этой формулы для уже известной нам задачи с бактериями. Посчитаем 5-ый член последовательности

b n = b 1 q n - 1 = b 5 = b 1 q 5-1 = 1·2 4 = 1·16=16.

b n = b 1 q n - 1 = b 11 = b 1 q 11-1 = 1·2 10 = 1·1024=1024.

Закрепление изученного материала: (10)

ПР Пример 1-2.

УЧ: № 17.10(а,б),

№ 17.11(а,б),

№ 17.12(а,б)

Физкультминутка (1 мин)

Подготовка к ОГЭ. (15 мин)

Карточки

Домашнее задание: (1 мин.)

№ 17.10(в,г), 17.12(в,г), 17.14, 17.16

Подведение итогов урока (1 мин)

Задача № 1

Чтобы найти сумму арифметической прогрессии у нас есть две формулы .
разность прогрессии .
d=a2-a1=-5-(-7)=2.
Подставляем все в формулу:
S50=50*(2*(-7)+(50-1)*2)/2=50*(-14+98)/2=50*42=2100
Ответ: S50=2100

Задача № 2

d=a2-a1=3-1=2.
Подставляем все в формулу:
S60=60*(2*1+(60-1)*2)/2=30*(2+118)=30*120=3600
Ответ: S60=3600

Задача № 3

Зная, что an+1=an+4, т.е. a10=a9+4, можно,конечно, вычислить все первые 10 членов последовательности, но это трудоемко. К тому же, если бы потребовалось вычислить 300-ый член, то это заняло бы очень много времени.
Есть способ проще:
В арифметической прогрессии an=a1+(n-1)d, нам неизвестна только d. Вычислить ее можно по формуле: d=an+1-an
Используя эту формулу и условие задачи, мы видим, что d=4. Тогда:
a10=a1+(10-1)4
a10=3+9*4=39.Ответ: a10=39

Задача № 4

Зная, что bn+1=1/2*bn, т.е. b7=1/2*b6, можно,конечно, вычислить все первые 7 членов последовательности, но это трудоемко. К тому же, если бы потребовалось вычислить 300-ый член, то это заняло бы очень много времени.
Есть способ проще:
В геометрической прогрессии bn=b1qn-1, нам неизвестна только q. Вычислить ее можно по формуле: bn+1/bn=q
Используя эту формулу и условие задачи, мы видим, что q=1/2. Тогда:
b7=b1(1/2)(7-1)
b7=-128*(1/2)6=-128*1/64=-2.
Ответ: b7=-2

Задача № 5

Чтобы найти сумму первых 4 членов данной геометрической прогрессии , воспользуемсяформулами . В нашем случае, удобней воспользоваться первой. Для этого необходимо узнать b1 - первый член прогрессии и q - знаменатель прогрессии .
b1=62,5*21=125 (из условия задачи). А q=2.
Тогда S4=125*(1-24)/(1-2)=125*(1-16)/(-1)=125*15=1875
Ответ: S4=1875

Задача № 6

В геометрической прогрессии сумма первого и второго членов равна 75, а сумма второго и третьего членов равна 150. Найдите первые три члена этой прогрессии.
bn=b1qn-1
Тогда b2=b1q2-1=b1q
По условию:
1) b1+b2=75
b1+b1q=75
b1(1+q)=75
2) b2+b3=150
b1q+b1q2=150
b1(q+q2)=150
b1(q+1)q=150
Подставляем из п. 1)
75q=150 = q=2, тогда b1(1+2)=75 = b1=25
b2=25*2=50
b3=25*22=100
Ответ: b1=25, b2=50, b3=100

Задача № 7

В данном случае, вместо того, чтобы воспользоваться формулами для геометрической прогрессии , легче решить эту задачу "в лоб". Т.е. найти b2, b3, ..., b7.
b1=64 (по условию).
b2=b1*1/2=64*1/2=64/2=32
b3=b2*1/2=32/2=16
b4=16/2=8
b5=8/2=4
b6=4/2=2
b7=2/2=1 Ответ: b7=1

Карточка 1

1 . Дана арифметическая прогрессия: -7; -5; -3; … Найдите сумму первых пятидесяти её членов.

2 . Дана арифметическая прогрессия: 1; 3; 5; … . Найдите сумму первых шестидесяти её членов.

3. Арифметическая прогрессия (a n) задана условиями: a 1 =3, a n+1 =a n +4. Найдите a 10 .

4. Геометрическая прогрессия (b n) задана условиями: b 1 = –128, b n+1 =1/2*b n . Найдите b 7 .

5. Геометрическая прогрессия задана условием b n =62,5*2 n . Найдите сумму первых её 4 членов.

6

7. Геометрическая прогрессия (b n) задана условиями: b 1 =64, b n+1 =b n *1/2. Найдите b 7 .

Карточка 1

1 . Дана арифметическая прогрессия: -7; -5; -3; … Найдите сумму первых пятидесяти её членов.

2 . Дана арифметическая прогрессия: 1; 3; 5; … . Найдите сумму первых шестидесяти её членов.

3. Арифметическая прогрессия (a n) задана условиями: a 1 =3, a n+1 =a n +4. Найдите a 10 .

4. Геометрическая прогрессия (b n) задана условиями: b 1 = –128, b n+1 =1/2*b n . Найдите b 7 .

5. Геометрическая прогрессия задана условием b n =62,5*2 n . Найдите сумму первых её 4 членов.

6 . В геометрической прогрессии сумма первого и второго членов равна 75, а сумма второго и третьего членов равна 150. Найдите первые три члена этой прогрессии.

7. Геометрическая прогрессия (b n ) задана условиями: b 1 =64, b n+1 =b n *1/2. Найдите b 7 .

Задача №3 из 127. Номер задачи на WWW.FIPI.RU - 1C5D03

Показать решение задачи

Дана арифметическая прогрессия: -6; -2; 2; … Найдите сумму первых пятидесяти её членов.

Чтобы найти сумму арифметической прогрессии у нас есть две формулы .
a50 мы не знаем, поэтому воспользуемся второй формулой. Для этого найдем d - разность прогрессии .
d=a2-a1=-2-(-6)=4.
Подставляем все в формулу:
S50=50*(2*(-6)+(50-1)*4)/2=50*(-12+196)/2=50*92=4600
Ответ: S50=4600

Задача №4 из 127. Номер задачи на WWW.FIPI.RU - FD1ABB

Показать решение задачи

Дана арифметическая прогрессия: -1; 2; 5; … . Найдите сумму первых пятидесяти пяти её членов.

Чтобы найти сумму арифметической прогрессии у нас есть две формулы .
a55 мы не знаем, поэтому воспользуемся второй формулой. Для этого найдем d - разность прогрессии .
d=a2-a1=2-(-1)=3.
Подставляем все в формулу:
S55=55*(2*(-1)+(55-1)*3)/2=55*(-2+162)/2=55*80=4400
Ответ: S55=4400

Задача №19 из 127. Номер задачи на WWW.FIPI.RU - 34D7F8

Показать решение задачи

Выписаны первые три члена арифметической прогрессии: 20; 17; 14. Какое число стоит в этой арифметической прогрессии на 91-м месте?

n-ый член арифметической прогрессии равен a1+(n-1)d
a1=20
d=a2-a1=17-20=-3
a91=a1+(n-1)d=20+(91-1)(-3)=20-270=-250
Ответ: a91=-250

Задача №22 из 127. Номер задачи на WWW.FIPI.RU - 4CBA5B

Показать решение задачи

Записаны первые три члена арифметической прогрессии: -4; 2; 8; … Какое число стоит в этой арифметической прогрессии на 81-м месте?

n-ый член арифметической прогрессии равен a1+(n-1)d
a1=-4
d=a2-a1=2-(-4)=6
a81=a1+(n-1)d=-4+(81-1)6=-4+480=476
Ответ: a81=476

Задача №79 из 127. Номер задачи на WWW.FIPI.RU - 4C12DC

Показать решение задачи

Выписаны первые несколько членов арифметической прогрессии: -7; -5; -3; … Найдите её шестнадцатый член.

n-ый член арифметической прогрессии равен a1+(n-1)d
a1=-7 (по условию)
a2=-5 (по условию)
d=a2-a1=-5-(-7)=2
a16=a1+(n-1)d=-7+(16-1)2=-7+30=23
Ответ: a16=23

Задача №82 из 127. Номер задачи на WWW.FIPI.RU - 4D6C7C

Показать решение задачи

Дана геометрическая прогрессия (b n), знаменатель которой равен 2, b 1 =16. Найдите b 4 .

Каждый член геометрической прогрессии можно выразить через первый член.
bn=b1qn-1
Следовательно, b4=b1q4-1=b1q3=16*23=16*8=128
Ответ: 128

    Срочный вклад, положенный в сберегательный банк ежегодно увеличивался на 5%. Каким станет вклад через 8 лет, если вначале он был равен 1000 руб.? (1000; 1050; 1102,5; 1157,625;…) Вопрос: Как получается второй член последовательности? Третий? Восьмой? (Умножением предыдущего на 1,05).

В чём главная суть формулы?

Эта формула позволяет найти любой ПО ЕГО НОМЕРУ "n" .

Разумеется, надо знать ещё первый член a 1 и разность прогрессии d , ну так без этих параметров конкретную прогрессию и не запишешь.

Заучить (или зашпаргалить) эту формулу мало. Надо усвоить её суть и поприменять формулу в различных задачках. Да ещё и не забыть в нужный момент, да...) Как не забыть - я не знаю. А вот как вспомнить, при необходимости, - точно подскажу. Тем, кто урок до конца осилит.)

Итак, разберёмся с формулой n-го члена арифметической прогрессии.

Что такое формула вообще - мы себе представляем.) Что такое арифметическая прогрессия, номер члена, разность прогресии - доступно изложено в предыдущем уроке. Загляните, кстати, если не читали. Там всё просто. Осталось разобраться, что такое n-й член.

Прогрессию в общем виде можно записать в виде ряда чисел:

a 1 , a 2 , a 3 , a 4 , a 5 , .....

a 1 - обозначает первый член арифметической прогрессии, a 3 - третий член, a 4 - четвёртый, и так далее. Если нас интересует пятый член, скажем, мы работаем с a 5 , если сто двадцатый - с a 120 .

А как обозначить в общем виде любой член арифметической прогрессии, с любым номером? Очень просто! Вот так:

a n

Это и есть n-й член арифметической прогрессии. Под буквой n скрываются сразу все номера членов: 1, 2, 3, 4, и так далее.

И что нам даёт такая запись? Подумаешь, вместо цифры буковку записали...

Эта запись даёт нам мощный инструмент для работы с арифметической прогрессией. Используя обозначение a n , мы можем быстро найти любой член любой арифметической прогрессии. И ещё кучу задач по прогрессии решить. Сами дальше увидите.

В формуле n-го члена арифметической прогрессии:

a n = a 1 + (n-1)d

a 1 - первый член арифметической прогрессии;

n - номер члена.

Формула связывает ключевые параметры любой прогрессии: a n ; a 1 ; d и n . Вокруг этих параметров и крутятся все задачки по прогрессии.

Формула n-го члена может использоваться и для записи конкретной прогрессии. Например, в задаче может быть сказано, что прогрессия задана условием:

a n = 5 + (n-1)·2.

Такая задачка может и в тупик поставить... Нет ни ряда, ни разности... Но, сравнивая условие с формулой, легко сообразить, что в этой прогрессии a 1 =5, а d=2.

А бывает ещё злее!) Если взять то же условие: a n = 5 + (n-1)·2, да раскрыть скобки и привести подобные? Получим новую формулу:

a n = 3 + 2n.

Это Только не общая, а для конкретной прогрессии. Вот здесь и таится подводный камень. Некоторые думают, что первый член - это тройка. Хотя реально первый член - пятёрка... Чуть ниже мы поработаем с такой видоизменённой формулой.

В задачах на прогрессию встречается ещё одно обозначение - a n+1 . Это, как вы догадались, "эн плюс первый" член прогрессии. Смысл его прост и безобиден.) Это член прогрессии, номер которого больше номера n на единичку. Например, если в какой-нибудь задаче мы берём за a n пятый член, то a n+1 будет шестым членом. И тому подобное.

Чаще всего обозначение a n+1 встречается в рекуррентных формулах. Не пугайтесь этого страшного слова!) Это просто способ выражения члена арифметической прогрессии через предыдущий. Допустим, нам дана арифметическая прогрессия вот в таком виде, с помощью рекуррентной формулы:

a n+1 = a n +3

a 2 = a 1 + 3 = 5+3 = 8

a 3 = a 2 + 3 = 8+3 = 11

Четвёртый - через третий, пятый - через четвёртый, и так далее. А как посчитать сразу, скажем двадцатый член, a 20 ? А никак!) Пока 19-й член не узнаем, 20-й не посчитать. В этом и есть принципиальное отличие рекуррентной формулы от формулы n-го члена. Рекуррентная работает только через предыдущий член, а формула n-го члена - через первый и позволяет сразу находить любой член по его номеру. Не просчитывая весь ряд чисел по порядочку.

В арифметической прогрессии рекуррентную формулу легко превратить в обычную. Посчитать пару последовательных членов, вычислить разность d, найти, если надо, первый член a 1 , записать формулу в обычном виде, да и работать с ней. В ГИА подобные задания частенько встречаются.

Применение формулы n-го члена арифметической прогрессии.

Для начала рассмотрим прямое применение формулы. В конце предыдущего урока была задачка:

Дана арифметическая прогрессия (a n). Найти a 121 , если a 1 =3, а d=1/6.

Эту задачку можно безо всяких формул решить, просто исходя из смысла арифметической прогрессии. Прибавлять, да прибавлять... Часок-другой.)

А по формуле решение займёт меньше минуты. Можете засекать время.) Решаем.

В условиях приведены все данные для использования формулы: a 1 =3, d=1/6. Остаётся сообразить, чему равно n. Не вопрос! Нам надо найти a 121 . Вот и пишем:

Прошу обратить внимание! Вместо индекса n появилось конкретное число: 121. Что вполне логично.) Нас интересует член арифметической прогрессии номер сто двадцать один. Вот это и будет наше n. Именно это значение n = 121 мы и подставим дальше в формулу, в скобки. Подставляем все числа в формулу и считаем:

a 121 = 3 + (121-1)·1/6 = 3+20 = 23

Вот и все дела. Так же быстро можно было бы найти и пятьсот десятый член, и тысяча третий, любой. Ставим вместо n нужный номер в индексе у буквы "a" и в скобках, да и считаем.

Напомню суть: эта формула позволяет найти любой член арифметической прогрессии ПО ЕГО НОМЕРУ "n" .

Решим задание похитрее. Пусть нам попалась такая задачка:

Найдите первый член арифметической прогрессии (a n), если a 17 =-2; d=-0,5.

Если возникли затруднения, подскажу первый шаг. Запишите формулу n-го члена арифметической прогрессии! Да-да. Руками запишите, прямо в тетрадке:

a n = a 1 + (n-1)d

А теперь, глядя на буквы формулы, соображаем, какие данные у нас есть, а чего не хватает? Имеется d=-0,5, имеется семнадцатый член... Всё? Если считаете, что всё, то задачу не решите, да...

У нас ещё имеется номер n ! В условии a 17 =-2 спрятаны два параметра. Это и значение семнадцатого члена (-2), и его номер (17). Т.е. n=17. Эта "мелочь" часто проскакивает мимо головы, а без неё, (без "мелочи", а не головы!) задачу не решить. Хотя... и без головы тоже.)

Теперь можно просто тупо подставить наши данные в формулу:

a 17 = a 1 + (17-1)·(-0,5)

Ах да, a 17 нам известно, это -2. Ну ладно, подставим:

-2 = a 1 + (17-1)·(-0,5)

Вот, в сущности, и всё. Осталось выразить первый член арифметической прогрессии из формулы, да посчитать. Получится ответ: a 1 = 6.

Такой приём - запись формулы и простая подстановка известных данных - здорово помогает в простых заданиях. Ну, надо, конечно, уметь выражать переменную из формулы, а что делать!? Без этого умения математику можно вообще не изучать...

Ещё одна популярная задачка:

Найдите разность арифметической прогрессии (a n), если a 1 =2; a 15 =12.

Что делаем? Вы удивитесь, пишем формулу!)

a n = a 1 + (n-1)d

Соображаем, что нам известно: a 1 =2; a 15 =12; и (специально выделю!) n=15. Смело подставляем в формулу:

12=2 + (15-1)d

Считаем арифметику.)

12=2 + 14d

d =10/14 = 5/7

Это правильный ответ.

Так, задачи на a n , a 1 и d порешали. Осталось научиться номер находить:

Число 99 является членом арифметической прогрессии (a n), где a 1 =12; d=3. Найти номер этого члена.

Подставляем в формулу n-го члена известные нам величины:

a n = 12 + (n-1)·3

На первый взгляд, здесь две неизвестные величины: a n и n. Но a n - это какой-то член прогрессии с номером n ... И этот член прогрессии мы знаем! Это 99. Мы не знаем его номер n, так этот номер и требуется найти. Подставляем член прогрессии 99 в формулу:

99 = 12 + (n-1)·3

Выражаем из формулы n , считаем. Получим ответ: n=30.

А теперь задачка на ту же тему, но более творческая):

Определите, будет ли число 117 членом арифметической прогрессии (a n):

-3,6; -2,4; -1,2 ...

Опять пишем формулу. Что, нет никаких параметров? Гм... А глазки нам зачем дадены?) Первый член прогрессии видим? Видим. Это -3,6. Можно смело записать: a 1 =-3,6. Разность d можно из ряда определить? Легко, если знаете, что такое разность арифметической прогрессии:

d = -2,4 - (-3,6) = 1,2

Так, самое простое сделали. Осталось разобраться с неизвестным номером n и непонятным числом 117. В предыдущей задачке хоть было известно, что дан именно член прогрессии. А здесь и того не знаем... Как быть!? Ну, как быть, как быть... Включить творческие способности!)

Мы предположим, что 117 - это, всё-таки, член нашей прогрессии. С неизвестным номером n . И, точно как в предыдущей задаче, попробуем найти этот номер. Т.е. пишем формулу (да-да!)) и подставляем наши числа:

117 = -3,6 + (n-1)·1,2

Опять выражаем из формулы n , считаем и получаем:

Опаньки! Номер получился дробный! Сто один с половиной. А дробных номеров в прогрессиях не бывает. Какой вывод сделаем? Да! Число 117 не является членом нашей прогрессии. Оно находится где-то между сто первым и сто вторым членом. Если бы номер получился натуральным, т.е. положительным целым, то число было бы членом прогрессии с найденным номером. А в нашем случае, ответ задачи будет: нет.

Задача на основе реального варианта ГИА:

Арифметическая прогрессия задана условием:

a n = -4 + 6,8n

Найти первый и десятый члены прогрессии.

Здесь прогрессия задана не совсем привычным образом. Формула какая-то... Бывает.) Однако, эта формула (как я писал выше) - тоже формула n-го члена арифметической прогрессии! Она тоже позволяет найти любой член прогрессии по его номеру.

Ищем первый член. Тот, кто думает. что первый член - минус четыре, фатально ошибается!) Потому, что формула в задаче - видоизменённая. Первый член арифметической прогрессии в ней спрятан. Ничего, сейчас отыщем.)

Так же, как и в предыдущих задачах, подставляем n=1 в данную формулу:

a 1 = -4 + 6,8·1 = 2,8

Вот! Первый член 2,8, а не -4!

Аналогично ищем десятый член:

a 10 = -4 + 6,8·10 = 64

Вот и все дела.

А теперь, тем кто дочитал до этих строк, - обещанный бонус.)

Предположим, в сложной боевой обстановке ГИА или ЕГЭ, вы подзабыли полезную формулу n-го члена арифметической прогрессии. Что-то припоминается, но неуверенно как-то... То ли n там, то ли n+1, то ли n-1... Как быть!?

Спокойствие! Эту формулку легко вывести. Не очень строго, но для уверенности и правильного решения точно хватит!) Для вывода достаточно помнить элементарный смысл арифметической прогрессии и иметь пару-тройку минут времени. Нужно просто нарисовать картинку. Для наглядности.

Рисуем числовую ось и отмечаем на ней первый. второй, третий и т.п. члены. И отмечаем разность d между членами. Вот так:

Смотрим на картинку и соображаем: чему равняется второй член? Второй одно d :

a 2 =a 1 +1 ·d

Чему равняется третий член? Третий член равняется первый член плюс два d .

a 3 =a 1 +2 ·d

Улавливаете? Я не зря некоторые слова выделяю жирным шрифтом. Ну ладно, ещё один шаг).

Чему равняется четвёртый член? Четвёртый член равняется первый член плюс три d .

a 4 =a 1 +3 ·d

Пора сообразить, что количество промежутков, т.е. d , всегда на один меньше, чем номер искомого члена n . Т.е., до номера n, количество промежутков будет n-1. Стало быть, формула будет (без вариантов!):

a n = a 1 + (n-1)d

Вообще, наглядные картинки очень помогают решать многие задачи в математике. Не пренебрегайте картинками. Но если уж картинку нарисовать затруднительно, то... только формула!) Кроме того, формула n-го члена позволяет подключить к решению весь мощный арсенал математики - уравнения, неравенства, системы и т.д. Картинку-то в уравнение не вставишь...

Задания для самостоятельного решения.

Для разминки:

1. В арифметической прогрессии (a n) a 2 =3; a 5 =5,1. Найти a 3 .

Подсказка: по картинке задача решается секунд за 20... По формуле - сложнее получается. Но для освоения формулы - полезнее.) В Разделе 555 эта задачка решена и по картинке, и по формуле. Почувствуйте разницу!)

А это - уже не разминка.)

2. В арифметической прогрессии (a n) a 85 =19,1; a 236 =49, 3. Найти a 3 .

Что, неохота картинку рисовать?) Ещё бы! Уж лучше по формуле, да...

3. Арифметическая прогрессия задана условием: a 1 =-5,5; a n+1 = a n +0,5. Найдите сто двадцать пятый член этой прогрессии.

В этом задании прогрессия задана рекуррентным способом. Но считать до сто двадцать пятого члена... Не всем такой подвиг под силу.) Зато формула n-го члена по силам каждому!

4. Дана арифметическая прогрессия (a n):

-148; -143,8; -139,6; -135,4, .....

Найти номер наименьшего положительного члена прогрессии.

5. По условию задания 4 найти сумму наименьшего положительного и наибольшего отрицательного членов прогрессии.

6. Произведение пятого и двенадцатого членов возрастающей арифметической прогрессии равно -2,5, а сумма третьего и одиннадцатого членов равна нулю. Найти a 14 .

Не самая простая задачка, да...) Здесь способ "на пальцах" не прокатит. Придётся формулы писать да уравнения решать.

Ответы (в беспорядке):

3,7; 3,5; 2,2; 37; 2,7; 56,5

Получилось? Это приятно!)

Не всё получается? Бывает. Кстати, в последнем задании есть один тонкий момент. Внимательность при чтении задачи потребуется. И логика.

Решение всех этих задач подробно разобрано в Разделе 555. И элемент фантазии для четвёртой, и тонкий момент для шестой, и общие подходы для решения всяких задач на формулу n-го члена - всё расписано. Рекомендую.

Если Вам нравится этот сайт...

Кстати, у меня есть ещё парочка интересных сайтов для Вас.)

Можно потренироваться в решении примеров и узнать свой уровень. Тестирование с мгновенной проверкой. Учимся - с интересом!)

можно познакомиться с функциями и производными.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...