Дать характеристику снегурочке из пьесы островского. Сочинение характеристика снегурочки из сказки островского снегурочка

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013

Уроки 1 - 2. Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке.

1.Прослушайте сообщение учителя об А.Н. Островском. Заполните вторую часть таблицы.

Биографические сведения

Мои замечания об услышанном

Николай Фёдорович Островский, Любовь Ивановна Саввина - отец и мать

Начальное домашнее образование

В 1835 - 1840 годах - учёба в Московской губернской (первой) гимназии

1840 - 1843 годы - учёба на юридическом факультете Московского университета. Увлечение театром

1843 - 1851 годы - служба в суде, первые литературные опыты

Темы творчества А.Н. Островского

2.Составьте вопросы к статье учебника «Творческая история пьесы “Снегурочка”»

3.Запишите наиболее характерные черты литературной сказки.

_________________________________________________________________

4.Соотнесите события пьесы-сказки с событиями волшебной сказки. Заполните третью часть таблицы по образцу. В чём сходство композиции волшебной сказки и пьесы-сказки А.Н. Островского?

Композиция волшебной сказки

События пьесы-сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия

«Ярило сожжёт её, испепелит, растопит,

Не знаю как, но умертвит. Доколе ж

Младенчески чиста её душа,

Не властен он вредить Снегурке».

«Снегурочка, беги от Леля!»

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего. Встреча с дарителем

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Развязка

Преодоление потери или недостачи. Свадьба и воцарение героя

5.Выпишите во вторую часть таблицы названия обрядовых песен, вариаций и обработок по образцу.

Русские песни и обряды

Песни

Обработки и вариации народных песен

«Собирались птицы, собирались певчи»; «Каково птицам жить на море»; «Земляничка-ягодка…»; «Хмелинушко, тычинная былинка…»

Магический ритуал, связанный с посевом, жатвой и обмолотом урожая

Народные песни, запевы, сопровождающие обряд похорон Масленицы

Обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи)

Элементы свадебного обряда

6.Назовите источники, послужившие основой создания пьесы-сказки.

_________________________________________________________________

Уроки 3 - 4. Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского.

1.Выпишите из монолога Весны в Прологе словосочетания, воссоздающие картину царства берендеев.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Составьте краткую характеристику жителей Берендеева царства и царя Берендея, заполнив четвёртую часть таблицы по образцу.

Герои

Значение имени

Цитаты для комментирования

Краткая характеристика героев

Бобыль

Бедный крестьянин, не владеющий землёю; одинокий, живёт в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах

Пролог, явл.4; д.1, явл.1 «И кланяйтесь, а я ломаться буду». «Сам ленив, так нечего пенять на бедность. Бродишь без дела день-деньской».

Не умеют ценить красоту, завистливы, хитры, жадны, ленивы, тщеславны

Бобылиха

Бобылиха - жена Бобыля; бездомная и бедная вдова, живущая в людях, по задворкам, вне селения

«Да что твоя работа! Кому нужна! От ней богат не будешь, а только сыт; так можно, без работы, кусочками мирскими прокормиться».

Мечта героев: «что день, то пир, что утро, то похмелье»; «с рогами кика», глядя на которую «боярыни умирали бы от зависти»

Мураш

Муравль, насекомое, мелкий вид муравышек, мурашка, водится в жилых домах и кухнях

Д.1, явл.1

«Поди-ка, поклонами обманывай других; а мы тебя, дружка, довольно знаем. Что бережно, то цело, говорят»

Берендей и берендеево царство

Берендеи, кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое в русских летописях с 1097 года до конца XII века. В связи с нашествием монголо-татар на Русь в начале XIII века часть берендеев ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды

Д.2, явл.1

Диалог царя с Бермятой.

Д.2, явл.2

«Воруют понемножку, благополучие - велико слово, не вижу я давно его в народе».

«В сердцах людей заметил я остуду немалую».

«Тщеславие, к чужим нарядам зависть».

«Супружеская верность утратила немного незыблемость свою и несомненность»

3.В чём видит Берендей причину несчастий?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Запишите краткую характеристику Леля, Купавы, Снегурочки, Мизгиря в четвёртую часть таблицы.

Герои

Значение имени

Цитаты для комментирования

Краткая характеристика героя

Лель

Названье старинного русского божка, сравниваемого с купидоном, амуром. У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей

Д.1, явл.3

«Вон видишь, ждут меня и ручкой манят. Побегаем, пошутим, посмеёмся, пошепчемся у тына под шумок, от матушек сердитых потихоньку».

Купава

Купава, купавна (пск. твер.), пышная, гордая.

Купало, божество лета

Д.1, явл.5

«Я-то, Снегурочка, а я-то как счастлива! Без милого не проживёшь, придётся кого-нибудь любить, не обойдёшься».

«Тогда прощайте. В его дому, в большом посаде царском, на всём виду богатою хозяйкою забарствую».

Д.2, явл.3

«Всех-то забыла я… Знаю да помню лишь друга любезного»

Д.3, явл.6

«Моя любовь, до веку и до часу, голубчик сизокрылый»

Мизгирь

Паук, муховор; земляной, злой паук, тарантул. Мизгиря убьёшь - сорок грехов сбудешь

Д.1, явл.5

«Хорош-пригож, румяный, круглолицый, красен, кудряв».

«Торговый гость из царского посада».

Д.1, явл.6

«Однако нам Мизгирь в глаза смеётся (Брусило)».

Д.1, явл.7

«И для любви погасшей возврата нет, Купава».

«Люби меня, Снегурочка! Дарами бесценными красу твою осыплю и жизнь отдам в придачу»

Снегурочка

Д.1, явл.1

«Моя беда, что ласки нет во мне».

Д.1, явл.4

«Тяжёлою обидой, словно камнем, на сердце пал цветок, измятый Лелем».

Д.2, явл.5

«Её краса поможет нам, Бермята, Ярилин гнев смягчить».

Д.3, явл.1

«Люби меня немножко; дожидайся, - Снегурочка сама тебя полюбит».

Д.4, явл.2

«Хочу любить; но слов любви не знаю».

«Что всё, что есть на свете дорогого, живёт в одном лишь слове. Это слово: Любовь»

5.Почему Снегурочку и Мизгиря не принимают в царстве берендеев?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6.Чем близки образы Мороза и Мизгиря?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

7.Почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

8.Почему Лель не может полюбить Снегурочку?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

9.Почему Лель и Купава полюбили друг друга? Чем похожи эти герои?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

10.Каков смысл фразы царя: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут»?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

11.Запишите имена композиторов, написавших музыку к «весенней сказке» А.Н. Островского

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Урок 5. Защита рефератов

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Как в литературоведении называют произведения фольклора, которые возникли и исполнялись во время совершения обрядов - установленных действий, имеющих для исполнителей религиозное, бытовое или ритуально-игровое значение?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2.Выпишите примеры инверсии. Запишите определение данного литературоведческого термина.

Идём скорей! Бледнеют тени ночи.

Смотри, заря чуть видною полоской

Прорезала восточный неба край,

Растёт она, яснее ширясь. Это

Проснулся день и раскрывает веки

Светящих глаз. Пойдём! Пора приспела

Встречать восход Ярила-Солнца. Гордо

Перед толпой покажет Солнцу Лель

Любимую свою подругу.

_____________________________________________________________

3.Для каких произведений устного народного творчества характерны следующие особенности: принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека; передача внутреннего состояния героя через внешние формы; разнообразные композиционные и стилевые приёмы (параллелизм, повторы, лирические обращения, тропы)?

Выпишите из текста пьесы-сказки наиболее характерный пример.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4.Как в литературоведении называется род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене?

________________________________________________________________

Очень много добрых, интересных сказок, которые уже давно стали народными существует для детей. Одной из таких сказок является "Снегурочка", которую написал знаменитый русский писатель Александр Островский в далёком тысяча восемьсот семьдесят третьем году. Не смотря на то, что снегурочка - это всё-таки зимний персонаж, данная сказка получилась весенней, захватывающей и интригующей. Всё действие данной сказки разворачивается в вымышленной стране берендеев, а главной героиней, безусловно становиться, доченька уже вступающей в свои права Весны и ещё не отступающего Мороза, Снегурочка.

По истории главная героиня оказывается всем чужой. Но, не смотря на это её очень сильно привлекают человеческие песни, разговоры, игры и забавы. Снегурочка старается из всех сил понять, те чувства, которые испытывают люди, то радуясь, то плача. Ей непонятно это чувство, но тем сильнее оно её влечёт.

По своей натуре главная героиня ещё совсем дитя, и её детская душенька спит сладким сном, и никому не под силу разбудить в ней эти чувства. Не смотря на это, ещё не зная чувства любви, она способна испытать чувство настоящей зависти к чужому счастью и чужой радости. Главная героиня ощущает себя разбитой, после того, как обычный сельский пастух Лель предпочитает ей горячую, деревенскую девушку Купаву. Главная героиня в печали обращается к матери Весне с просьбой одарить её даром любви. В ответ на это мать дарит ей венок, который помогает главной героине снять дремоту с души и понять что же такое любовь.

В это же время гордый, своенравный и сильный Мизгирь оказывается избранником Снегурочки. Испытав настоящее, человеческое чувство любви её сердце становиться настоящим, человеческим, живым и снегурочка погибает. Её кончина завершая сказку как бы возобновляет равновесие царства берендеев. А Снегурочка становится своего рода искупительной жертвой для милости грозного и могущественного Ярила.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Чудесный доктор Куприна

    В 1987 году А. Куприн выпустил интересную, поучительную, реальную историю. Её название сразу даёт нам понять, о каком главном герое пойдёт речь. Это не обычный доктор. Время, описанное в произведении,

  • Наш мир огромен. На земле есть столько необычайно красивых мест, в которых мы ни разу не были. Но сердцу близка та природа, где мы родились и провели детство. Это наша родная природа.

Прочтите список действующих лиц пролога. Каких героев пролога вы встречали в произведени­ях фольклора?

В списке действующих лиц пролога семь имен. В произведениях фольклора, особенно в сказках, вы встречали многих главных героев этой весенней сказки. На­иболее часто - Деда Мороза. Но в них есть и Весна-Красна, и Леший. Птицы, которые здесь названы, в фольклоре ред­ко бывают свитой Весны. Они чаще быва­ют самостоятельными участниками ска­зок, песен.

Опишите царство берендеев. Чем его описа­ние, которое есть в ремарках пьесы, отличается от описаний в сказках?

Сказочное царство Берендея описано так, как каждый из нас рассказал бы о ре­ально существующем месте. Это описание создано для того, чтобы художники су­мели изобразить царство на сцене. Оно отличается от места событий, которое описывает любая сказка, тем, что в нем дано подробное описание декорации, на фоне которой будут происходить собы­тия.

Припомним первую ремарку.

«Начало весны. Полночь. Красная гор­ка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; по­лыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Бе­рендея: дворцы, дома, избы - все дере­вянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна сереб­рит всю открытую местность. Вдали кри­чат петухи». Это описание рассказывает о том, как должна выглядеть декорация пролога к пьесе «Снегурочка».

Справка. Декорация - оформле­ние сцены пьесы, съемочной площадки, которая создает зримый облик того, где происходят события.

Почему уже в первой ремарке говорится о местах, где будут происходить пролог и все четыре действия сказки?

То, что все события будут происходить в крохотном царстве Берендея, которое можно окинуть одним взглядом, мы узна­ем, прочитав всю пьесу. Однако уже пер­вая ремарка показывает место событий. Это описание убеждает нас в том, что

А. Н. Островский хотел, чтобы зрители сразу же увидели все сказочное царство берендеев.

Многие считают, что завязка пьесы — решение Бобыля и Бобылихи взять к себе Снегурочку. Есть другое мнение: завяз­ка — решение Снегурочки выйти из леса и пойти к людям. Вам стоит подумать над своим решением.

Какой вы представили себе Снегурочку? Что в ее взглядах и поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза?

Снегурочка — дочь Весны и Мороза. Поэтому в ее внешности, взглядах и пове­дении есть приметы родителей. Имя Сне­гурочка от отца — Деда Мороза. Но зато от матери Весны — красота, веселый нрав и желание быть с людьми.

Какие эпизоды напомнили вам народные сказки? Какие народные песни есть в прологе?

Сказку напоминают такие эпизоды про­лога: Весна опускается на землю, окру­женная своей свитой; встреча Весны с Мо­розом и их спор; появление Лешего; про­щание Снегурочки с лесом (деревья и кусты кланяются Снегурочке).

В прологе есть хор птиц, который бли­зок народной песне. Сама Снегурочка вспомнила песни, которые пел Лель.

Внимательней вчитайтесь в стихотворную речь пьесы. Какой художественный прием чаще всего встречается в ее строках? Найдите прием, который называется переносом, в прощальных репликах Весны и Мороза.

Снегурочка, дочурка! Не успеют С полей убрать снопов, а я вернусь. Увидимся.

Весна Пора бы гнев на милость Переменить. Уйми метель! Народом Везут ее, толпами провожают Широкую…

Сколько переносов насчитали вы в этих двух реп­ликах?

Справка. Перенос — перенос части предложения из одной строчки стихотво­рения в другую. Такой перенос выделяет значения отдельных слов.

Можно подчеркнуть в приведенном тек­сте разорванные предложения. Мы ви­дим, что в беседе Мороза и Весны почти все фразы разделены на части переносом. Благодаря этому мы делаем паузы при чтении, которые подчеркивают значение каждой части текста.

На этой странице искали:

  • островский снегурочка характеристика героев
  • островский снегурочка главные герои
  • Какова последовательность диалогов героев сказки А Н Островского «Снегурочка» из Пролога и первого действия:
  • островский снегурочка анализ пролога
  • прочитай в репликах описание царства берендеев Что в этом описании взято из сказок?
краткое содержание других презентаций

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Романс. Стихотворные строки. Анализ пьесы. Островский. Приобретение навыков анализа текста. Каков Карандышев. Выстрел Карандышева. Жестокий романс. Тайна пьесы Островского. Нужна ли Лариса Паратову. Печальная песня о бесприданнице. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Что же за человек Паратов. Любовь для Ларисы. Цыганская песня. Проблемные вопросы. Навыки изложения своих мыслей. Жених Ларисы.

«Герои «Снегурочки»» - Утро любви. Купава и Мизгирь. Какие герои только сказочные. Холодное существо. Снегурочка. Мощь и красота природы. Красота природы. Результаты теста. Пастуший рожок. Тесты на закрепление по теме. Леший. Фантастические персонажи. Дед Мороз. Пляски птиц. Стихия русских народных обрядов. Любовь. Персонажи. Герои. Композитор. Песни. Музыка Римского-Корсакова. Волшебный венок. А.Н. Островский. Бережное отношение к культурным традициям народа.

«Пьеса «Бесприданница»» - Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. О Паратове сказано: «Блестящий барин». Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Но по сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Фото 1911. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли.

«Островский «Бесприданница»» - Карандышев. Паратов Сергей Сергеевич. Анализ драмы «Бесприданница». Символический смысл имен и фамилий. Что мы узнаем о Паратове. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Цель урока. Идеи творчества А.Н. Островского. Действующие лица. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести. Дайте характеристику каждому литературному герою. Прокомментируйте иллюстрацию к произведению. Что является причиной необузданного произвола Дикого? Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Приведите примеры. Марфа – от арамейского: госпожа. Почему Катерина остается одна со своим горем?

«Герои «Грозы»» - Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Малый Академический Художественный театр. Речевая характеристика. Национальный театр. Памятник А.Н.Островскому. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Дом-музей Островского в Москве. Занятия Катерины. Понятие о зеркальных образах. Кто страшнее – Кабанова или Дикой. Любовь. Приём контраста. Драматическая русская литература. Смысл заглавия. Драма «Гроза». Словарь.

  1. Прочтите список действующих лиц пролога. Каких героев пролога вы встречали в произведени-ях фольклора?
  2. В списке действующих лиц пролога семь имен. В произведениях фольклора, особенно в сказках, вы встречали многих главных героев этой весенней сказки. На-иболее часто — Деда Мороза. Но в них есть и Весна-Красна, и Леший. Птицы, которые здесь названы, в фольклоре ред-ко бывают свитой Весны. Они чаще быва-ют самостоятельными участниками ска-зок, песен.

  3. Опишите царство берендеев. Чем его описа-ние, которое есть в ремарках пьесы, отличается от описаний в сказках?
  4. Сказочное царство Берендея описано так, как каждый из нас рассказал бы о ре-ально существующем месте. Это описание создано для того, чтобы художники су-мели изобразить царство на сцене. Оно отличается от места событий, которое описывает любая сказка, тем, что в нем дано подробное описание декорации, на фоне которой будут происходить собы-тия.

    Припомним первую ремарку.

    «Начало весны. Полночь. Красная гор-ка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; по-лыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Бе-рендея: дворцы, дома, избы — все дере-вянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна сереб-рит всю открытую местность. Вдали кри-чат петухи». Это описание рассказывает о том, как должна выглядеть декорация пролога к пьесе «Снегурочка».

    Справка. Декорация — оформле-ние сцены пьесы, съемочной площадки, которая создает зримый облик того, где происходят события.

  5. Почему уже в первой ремарке говорится о местах, где будут происходить пролог и все четыре действия сказки?
  6. То, что все события будут происходить в крохотном царстве Берендея, которое можно окинуть одним взглядом, мы узна-ем, прочитав всю пьесу. Однако уже пер-вая ремарка показывает место событий. Это описание убеждает нас в том, что

    А. Н. Островский хотел, чтобы зрители сразу же увидели все сказочное царство берендеев.

  7. Можно ли считать события, происходящие в прологе, завязкой сказки?
  8. Многие считают, что завязка пьесы — решение Бобыля и Бобылихи взять к себе Снегурочку. Есть другое мнение: завяз-ка — решение Снегурочки выйти из леса и пойти к людям. Вам стоит подумать над своим решением.

  9. Какой вы представили себе Снегурочку? Что в ее взглядах и поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза?
  10. Снегурочка — дочь Весны и Мороза. Поэтому в ее внешности, взглядах и пове-дении есть приметы родителей. Имя Сне-гурочка от отца — Деда Мороза. Но зато от матери Весны — красота, веселый нрав и желание быть с людьми.

  11. Какие эпизоды напомнили вам народные сказки? Какие народные песни есть в прологе?
  12. Сказку напоминают такие эпизоды про-лога: Весна опускается на землю, окру-женная своей свитой; встреча Весны с Мо-розом и их спор; появление Лешего; про-щание Снегурочки с лесом (деревья и кусты кланяются Снегурочке).

    В прологе есть хор птиц, который бли-зок народной песне. Сама Снегурочка вспомнила песни, которые пел Лель. Материал с сайта

  13. Внимательней вчитайтесь в стихотворную речь пьесы. Какой художественный прием чаще всего встречается в ее строках? Найдите прием, который называется переносом, в прощальных репликах Весны и Мороза.
  14. Мороз Прощай, Снегурочка, дочурка! Не успеют С полей убрать снопов, а я вернусь. Увидимся. Весна Пора бы гнев на милость Переменить. Уйми метель! Народом Везут ее, толпами провожают Широкую…

    Сколько переносов насчитали вы в этих двух реп-ликах?

    Справка. Перенос — перенос части предложения из одной строчки стихотво-рения в другую. Такой перенос выделяет значения отдельных слов.

    Можно подчеркнуть в приведенном тек-сте разорванные предложения. Мы ви-дим, что в беседе Мороза и Весны почти все фразы разделены на части переносом. Благодаря этому мы делаем паузы при чтении, которые подчеркивают значение каждой части текста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие признаки сказки есть в пьесе снегурочка
  • снегурочка вопросы
  • вопросы к снегурочке
  • каким вы представляете себе а н островского
  • jgbcfybt cytuehjxrb bp ghjkjuf jcnhjdcrjuj


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...