Готовимся к сочинению. «Почему Христос?» (загадка финала поэмы «Двенадцать») (Блок Александр)

Интерпретация поэмы А. А. Блока «Двенадцать», особенно ее финала, - один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи «Интеллигенция и революция», написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма вызвала двойственное к себе отношение. По воспоминаниям В. Маяковского, поэмой зачитывались и белые, и красные. Но, как тогда же отмечала критика, появление Христа в финальной главе поэмы озадачило всех: для белых это было богохульством, для красных - досадным религиозным мистицизмом. Отсюда разные точки зрения - Христос ли с двенадцатью апостолами идет по заснеженным улицам? Или это Антихрист? Что несет его образ людям? Что принесла им революция?

В мировоззрении Блока немалое место занимает идея революции как возмездие за грехи отцов. Поэтому неизбежны и «гримасы революции» - случайные жертвы, разгул насилия, стихия террора. Такой случайной жертвой в поэме является Катька, погибшая нечаянно, в суматохе преследования «буржуя» Ваньки. Но так ли случайна ее гибель? Революция разрушает традиционные устои, прежние нравственные ценности, христианскую мораль:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Разрушена старая вера, разрушена Россия - «Святая Русь», «кондовая», «избяная». Следующая цель - мировая революция:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем…

И вульгарный образ «толстоморденькой» Катьки, сближающийся с образом «толстозадой» Руси, - это тот же образ Вечной Женственности, Женского начала, но поруганный, оскверненный. Любовь должна очистить мир, создать его заново, спасти - но спасает ли? Отрекшийся от любви, от революции, от памяти Петруха, подобно апостолу Петру, трижды, до рассвета, отрекшемуся от Христа, - что несет этот образ? Революционный патруль уподоблен двенадцати апостолам, но эти люди, которым «на спину б надо бубновый туз» идут вперед «без имени святого», «ко всему готовы, ничего не жаль», это скорее бандиты, но идут они «державным шагом», а значит, служат власти. За ними - старый мир, безродный пес. «Разрушая, мы все те же рабы старого мира», - писал А. А. Блок В. Маяковскому.

Разрушив скверну, революция не принесла очищения, и если двенадцать апостолов по своей деятельности не являются апостолами, то кто же во главе их? Блок рисует контраст цвета в образе Христа: белизна чистоты и счастья и алый цвет кровавого флага. Что раскрывает такой противоречивый образ?

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим

И от пули невредим

Нежной поступью надвьюжной

Снежной россыпью жемчужной

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

Господь должен благословить пролитие крови, но чьей? Иисус проливал свою, революционные «апостолы» - чужую. А если посчитать и идущего за ними пса, то получается, что позади Христа идут тринадцать - лжеапостолы и лжепророк. Такая версия тоже существовала, и нельзя безоговорочно ее отметать, ведь не мог Христос возглавлять людей, идущих «без имени святого». Несомненно одно - возлагаемые на революцию надежды о переделке всего мира, всей жизни не оправдались, и нравственное очищение через страдания - удел лишь тех людей, кто не потерял Бога в своей душе, для кого так же важны и значимы нравственные ценности христианской морали.

Поэма Александра Блока «Двенадцать» - в высшей степени загадочное и таинственное произведение. Как только не пытались его трактовать! Какие дискуссии разворачивались о нем! Кто-то кричал, что «Двенадцать» - долгожданная поэма революции. Кто-то придерживался диаметрально противоположного мнения, как, например, Троцкий. Даже сам автор, как известно, не мог точно объяснить значение некоторых образов или смысл финала. Неудивительно, что различные критики по-разному истолковывали все произведение в целом и финал в частности.

Сложность темы сочинения состоит в том, что нельзя категорично утверждать что-либо. Все утверждения следовало бы предварять фразой «возможно» или «можно предположить». Ведь кто знает, какова идея поэмы на самом деле? Сам Блок не знал в точности.

Нужно отметить, что финал поэмы «Двенадцать» полон трагических контрастов. Красногвардейцы одновременно являются двенадцатью апостолами. Они идут в строю, «державным шагом», но при этом цель их неясна ни нам, читателям, ни им самим. Они идут в пустоту. Ради чего, куда? Неизвестно. У красногвардейцев (или лучше назвать их апостолами?) нет никаких высоких человеческих порывов, по крайней мере эти порывы никак не проявляются. Зато они совершают действие, которое опускает апостолов до обычных хулиганов - убивают Катьку. В результате революция воспринимается как губительный смерч, сметающий все на своем пути и ничем не объяснимый. Подхваченные ледяным ветром красноармейцы превращаются в убийц.

Христос появляется в поэме, как чудо. Но даже этот чистый образ раздвоен:

Впереди с кровавым флагом,
И за оыогой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвыоленой,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди - Исус Христос.

Как это сочетается с образом Христа - «белый венчик из роз»! И каким странным, страшным и непривычным кажется «кровавый флаг» в руках того, кто проповедовал смирение и милосердие! Чьей кровью обагрен флаг? Никто не может с уверенностью сказать этого. Может быть, это кровь жертв революции, а может быть, самого Христа. Каждый волен трактовать художественное произведение по своему разумению, если только не делает ложной главную идею автора.

В образе Христа валено оценить контраст: чистота в грязном разрушенном мире, нежность среди грубости и убийств, розы в пронизывающий холод. Следует ли понимать эти символы как оправдание революции, провозглашение ее чистых идей, несмотря на грязную видимость? Кто-то воспринимал явление Христа в последней главе именно так. Революция - это грязь, кровь, убийства и грабежи, но она оправдана, в ней есть справедливость, раз сам Христос несет в руках ее кровавое знамя.

Безусловно, самой интересной загадкой поэмы «Двенадцать» является вопрос: почему именно Христос? Он - впереди движения, одной из основ которого был атеизм? Известно, что Блок сам был неудовлетворен выбором именно этого образа. Это - характерный случай расхождения писательского сознания и художественной интуиции. Очень часто великие художники (под словом «художники» имеются в виду все творческие люди) признавались в том, что их произведения не следовали первоначальному замыслу. Бывает, что герой действительно гениального литературного произведения начинает жить собственной жизнью, не подчиняясь воле писателя. Так произошло, например, с Татьяной Лариной и Анной Карениной. Авторы позже признавались, что не хотели, чтобы судьба их героинь решилась именно таким образом. Подобная ситуация повторилась и в поэме «Двенадцать», только автор даже не знал, что персонажем поэмы станет Иисус Христос.

Блок сам удивлялся, почему именно Христос. Но отказаться от этого образа уже не мог. Он писал потом так: «к сожалению, Христос». Также писал Блок в своем дневнике и о том, как страшно, что именно Сын Божий идет с красногвардейцами, а надо, чтобы шел другой, не он. История должна была породить новый идеал, а остался прежний. В этом заключается дисгармония.

Блок ощущал русскую революцию как поворот мировой истории, причем поворот не меньшей значимости, чем явление на землю Христа. Поэт жил современностью, не мог отрешиться от ее реалий, поэтому так близко к сердцу воспринял революцию. В то же время в подсознании его жил образ Христа. Сознание и подсознание его как бы объединились в поэме «Двенадцать». Иисус - вовсе не идеал для Блока, автор ни в коей мере не умиляется им, но понимает, что без него нельзя обойтись.

До сегодняшнего дня поэма Александра Блока «Двенадцать» вызывает разные толкования и споры. В годы великих потрясений и перемен поэт сумел точно оценить и предвидеть сложность событий. В этом - несомненная ценность его поэмы, единственное, о чем можно не спорить.

В «Двенадцать» есть и вера в революцию, и сомнения в нравственности ее идеалов, и убеждение в ее неизбежности, справедливости. Все это заключительным аккордом прозвучало в последней, двенадцатой по счету, главе поэмы. Пусть в финале слышится смятение, но, как ни парадоксально, в нем же звучит убежденность, вера в революцию. Блок гордился поэмой, говоря, что это лучшее произведение, написанное им. Сложно спорить с автором. Поэма - действительно сильная и глубокая вещь. Но главное - своей таинственностью она до сих пор интригует и привлекает множество читателей. А для любой книги очень важно, чтобы она не пылилась на полке.

Поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются двенадцати апостолам Иисуса Христа, а сам он возникает в финале «в белом венчике из роз», как бы освящая миссию двенадцати и революцию, которую они олицетворяют. Между тем двенадцать красногвардейцев как будто законченные атеисты и недаром предлагают: «Пальнем-ка пулей в святую Русь...» И в момент работы над «Двенадцатью» подобные богоборческие мотивы были свойственны самому Блоку. Вспоминает Корней Чуковский: «Как-то в начале января 1918 года Блок был у знакомых и в шумном споре защищал революцию октябрьских дней. Его друзья никогда не видели его таким возбужденным. Прежде спорил он спокойно, истово, а здесь жестикулировал и даже кричал. Вскоре он сказал между прочим: «А я у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами»». Так зародился замысел знаменитой поэмы.
Блок отвергал православную церковь. Поэтому одна из сатирических зарисовок в «Двенадцати» - православный священник:
А вон и долгополый -
Сторонкой за сугроб…
Что нынче невеселый.
Товарищ поп?
Помнишь, как бывали
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Для поэта существовало другое, мистическое христианство. И в революции он видел возможность наступления чаемого Царства Божия на земле. В статье «Интеллигенции и Революция»
Блок писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой». И заключал: «Душа кровь притягивает. Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию». Поэт услышал музыку Революции и решил, что впереди двенадцати апостолов веры должен идти Иисус Христос «с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим, нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной...». Несмотря на то, что двенадцать красногвардейцев ведут себя, точно двенадцать разбойников легендарного Кудеяра из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», несмотря на то, что они убивают невинного человека - Катьку, бывшую любовницу одного из них, Блок все равно готов освятить дело революции образом Иисуса Христа, взявшего в руки «кровавый флаг». Поэт надеялся, что ужасы революции в конце концов будут преодолены путем достижения гармонии красоты. Он писал через два года после создания поэмы: «Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)… Правда заключается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства; в море человеческой жизни есть и такая небольшая заводь, вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой; и в этом стакане воды тоже происходила тогда буря - легко сказать: говорили об уничтожении дипломатии, о новой юстиции, о прекращении войны, тогда уже четырехлетней! Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами.

лючается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства; в море человеческой жизни есть и такая небольшая заводь, вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой; и в этом стакане воды тоже происходила тогда буря - легко сказать: говорили об уничтожении дипломатии, о новой юстиции, о прекращении войны, тогда уже четырехлетней! Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами. Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать»; оттого в поэме осталась капля политики. Посмотрим, что сделает с этим время. Может быть, всякая политика так грязна, что одна капля ее замутит и разложит все остальное; может быть, она не убьет смысла моей поэмы; может быть, наконец, - кто знает - она окажется бродилом, благодаря которому «Двенадцать» прочтут когда-нибудь в не наши времена. Сам я теперь могу говорить об этом только с иронией; но - не будем сейчас брать на себя решительного суда».
В 1918 г. Блок верил, что Революцию можно будет совместить с каким-то новым христианством, преодолев тем самым связанные с ней насилие и кровь. Художнику Ю.П. Анненкову, иллюстрировавшему «Двенадцать», поэт так объяснил свое понимание образа Христа в финале: «Самое конкретное, что могу сказать о Христе, белое пятно впереди, белое, как снег, и оно маячит впереди, полумерещится - неотвязно; и там же бьется красный флаг.

Поэма Александра Блока «Двенадцать» — в высшей степени загадочное и таинственное произведение. Как только не пытались его трактовать! Какие дискуссии разворачивались о нем! Кто-то кричал, что «Двенадцать» — долгожданная поэма революции. Кто-то придерживался диаметрально противоположного мнения, как, например, Троцкий. Даже сам автор, как известно, не мог точно объяснить значение некоторых образов или смысл финала. Неудивительно, что различные критики по-разному истолковывали все произведение в целом и финал в частности.

Сложность темы сочинения состоит в том, что нельзя категорично утверждать что-либо. Все утверждения следовало бы предварять фразой «возможно» или «можно предположить». Ведь кто знает, какова идея поэмы на самом деле? Сам Блок не знал в точности.

Нужно отметить, что финал поэмы «Двенадцать» полон трагических контрастов. Красногвардейцы одновременно являются двенадцатью апостолами. Они идут в строю, «державным шагом», но при этом цель их неясна ни нам, читателям, ни им самим. Они идут в пустоту. Ради чего, куда? Неизвестно. У красногвардейцев (или лучше назвать их апостолами?) нет никаких высоких человеческих порывов, по крайней мере эти порывы никак не проявляются. Зато они совершают действие, которое опускает апостолов до обычных хулиганов — убивают Катьку. В результате революция воспринимается как губительный смерч, сметающий все на своем пути и ничем не объяснимый. Подхваченные ледяным ветром красноармейцы превращаются в убийц.

Христос появляется в поэме, как чудо. Но даже этот чистый образ раздвоен:

Впереди с кровавым флагом,

И за оыогой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвыоленой,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди — Исус Христос.

Как это сочетается с образом Христа — «белый венчик из роз»! И каким странным, страшным и непривычным кажется «кровавый флаг» в руках того, кто проповедовал смирение и милосердие! Чьей кровью обагрен флаг? Никто не может с уверенностью сказать этого. Может быть, это кровь жертв революции, а может быть, самого Христа. Каждый волен трактовать художественное произведение по своему разумению, если только не делает ложной главную идею автора.

В образе Христа валено оценить контраст: чистота в грязном разрушенном мире, нежность среди грубости и убийств, розы в пронизывающий холод. Следует ли понимать эти символы как оправдание революции, провозглашение ее чистых идей, несмотря на грязную видимость? Кто-то воспринимал явление Христа в последней главе именно так. Революция — это грязь, кровь, убийства и грабежи, но она оправдана, в ней есть справедливость, раз сам Христос несет в руках ее кровавое знамя.

Безусловно, самой интересной загадкой поэмы «Двенадцать» является вопрос: почему именно Христос? Он — впереди движения, одной из основ которого был атеизм? Известно, что Блок сам был неудовлетворен выбором именно этого образа. Это — характерный случай расхождения писательского сознания и художественной интуиции. Очень часто великие художники (под словом «художники» имеются в виду все творческие люди) признавались в том, что их произведения не следовали первоначальному замыслу. Бывает, что герой действительно гениального литературного произведения начинает жить собственной жизнью, не подчиняясь воле писателя. Так произошло, например, с Татьяной Лариной и Анной Карениной. Авторы позже признавались, что не хотели, чтобы судьба их героинь решилась именно таким образом. Подобная ситуация повторилась и в поэме «Двенадцать», только автор даже не знал, что персонажем поэмы станет Иисус Христос.

Блок сам удивлялся, почему именно Христос. Но отказаться от этого образа уже не мог. Он писал потом так: «к сожалению, Христос». Также писал Блок в своем дневнике и о том, как страшно, что именно Сын Божий идет с красногвардейцами, а надо, чтобы шел другой, не он. История должна была породить новый идеал, а остался прежний. В этом заключается дисгармония.

Блок ощущал русскую революцию как поворот мировой истории, причем поворот не меньшей значимости, чем явление на землю Христа. Поэт жил современностью, не мог отрешиться от ее реалий, поэтому так близко к сердцу воспринял революцию. В то же время в подсознании его жил образ Христа. Сознание и подсознание его как бы объединились в поэме «Двенадцать». Иисус — вовсе не идеал для Блока, автор ни в коей мере не умиляется им, но понимает, что без него нельзя обойтись.

До сегодняшнего дня поэма Александра Блока «Двенадцать» вызывает разные толкования и споры. В годы великих потрясений и перемен поэт сумел точно оценить и предвидеть сложность событий. В этом — несомненная ценность его поэмы, единственное, о чем можно не спорить.

В «Двенадцать» есть и вера в революцию, и сомнения в нравственности ее идеалов, и убеждение в ее неизбежности, справедливости. Все это заключительным аккордом прозвучало в последней, двенадцатой по счету, главе поэмы. Пусть в финале слышится смятение, но, как ни парадоксально, в нем же звучит убежденность, вера в революцию. Блок гордился поэмой, говоря, что это лучшее произведение, написанное им. Сложно спорить с автором. Поэма — действительно сильная и глубокая вещь. Но главное — своей таинственностью она до сих пор интригует и привлекает множество читателей. А для любой книги очень важно, чтобы она не пылилась на полке.

После своего выхода в свет «Двенадцать» вызвала многочисленную и разноречивую критику. Наверное, ни одно произведение Блока не могло сравниться с этой поэмой по популярности в России и, тем более, за рубежом. Еще при жизни автора она была переведена на несколько европейских языков.

Фигура Христа в «Двенадцати», как известно, вызвала самые разноречивые мнения и суждения. Наиболее радикально к поэме были настроены те современники Блока, которые были сторонниками русской православной мысли: П. Флоренский, И. Ильин. Флоренский, в частности, рассматривал поэму как последнюю ступень развития Блока. Высоко отзываясь о художественном таланте поэта, философ считал, что Блок свернул на путь подмены «идеала мадонны» «идеалом содомским». Поэтому, по мнению Флоренского, в конце произведения появляется не образ Христа, а образ Антихриста. Доказательство тому – пурга, разгул стихии в поэме. Трудно согласиться с мнением этого философа. На мой взгляд, истинный художник далеко не всегда должен ограничиваться видением мира через призму религии.

Спорной представляется и точка зрения Максимилиана Волошина. Он, будучи убежденным в религиозности и культовости поэзии Блока, считал, что революционеры преследуют Христа ради его убийства.

Нельзя не согласиться, что образ Христа – образ символический и потому – многозначный. Интерес вызывает мнение И.С. Приходько, который утверждает, что Христос воплощает в себе стихию революции. Тут необходимо помнить призыв самого Блока «слушать революцию». Символический смысл придает образу Христа белый цвет («белый венчик из роз»). Белый – цвет небесных сил. Он означает чистоту, невинность, надежду на обновление Неба и Земли. Роза в католической традиции – знак Девы Марии. Следовательно, по мнению Приходько, поэт попытался соединить в Христе Святой Дух с Богородицей.

Важно, что евангельские мотивы в поэме не ограничиваются завершающим образом Христа. Само число идущих «вдаль», «без креста», «без имени святого», стреляющих в виденье «в белом венчике из роз», соответствует двенадцати ученикам Христа. Мне кажется, сопоставление революционного патруля с апостолами христианского учения для самого автора было многозначным, как и любой другой символ. Так, в августе 1918 года в письме художнику Ю.П. Анненкову, иллюстрировавшему поэму, Блок писал: «Христос с флагом – это ведь – так и не так».

Образ Христа возникает в финальной главе поэмы. Появление такого образа в произведении необычно, так как в нем звучит тема революции, совершается убийство женщины. Но, в то же время, нельзя отрицать логичности и органичности появления этого образа.

Нельзя отрицать, что фигура Иисуса Христа является гармоничным завершением всей поэмы. В этом образе Блок запечатлел тот идеал всего сущего, который пребывает во Вселенной независимо от того, стремятся к нему или нет, и его невозможно уничтожить.

Отсюда, как мне кажется, и «надвьюжная поступь» Христа. Этот эпитет красноречиво свидетельствует о бессмертной природе идеала. «Вьюга» в представлении поэта – это революция, но даже эта сила, сметающая все на своем пути, не способна уничтожить его.

Христос идет впереди своих «апостолов», а за ним плетется «голодный пес» - символ «старого» мира. Такое расположение героев не случайно. Автор подчеркивает, что идеал всегда будет идти впереди независимо от того, нуждаются в нем или нет. Очень важен для понимания образа Христа и символ «кровавого флага». Он отнюдь не означает, что Христос благословляет весь «кровавый» беспредел революции. Этот символ, напротив, является напоминанием о смерти Катьки как о недопустимом явлении в борьбе за Идеал.

«Кровавому флагу» противопоставлен «белый венчик из роз» на голове у Христа. Это делает его более «женственным», по мысли автора, а соответственно и более ярким символом святости и непорочности, заключенных в понятиях Абсолютной Истины и Высшей Справедливости.

Важно заметить, что Блок использовал именно народный вариант имени Христа – «Исус». Я думаю, что так Блок сближает этот образ с народом. Иисус в поэме очеловечивается, спускается с небес и становится более языческим. Именно такой «Исус» и близок «двенадцати», выходцам из народа.

В заключении остается сделать вывод о том, что же вкладывал Блок в образ-символ самого Иисуса Христа. Для поэта Христос – это нравственный эталон человеческого бытия, имя которому Любовь. Это символ будущего, оправдывающего настоящее. В этом образе заключена для Блока высшая духовность человечества, его культурные ценности, которые «россыпью жемчужной» достанутся тем, кто будет жить в соответствии с этими идеалами. В поэме эти ценности не востребованы, но они «надвьюжны», непреходящи, а значит, могут достаться тем, кто их будет искать.

Как известно, сам Блок верил в революцию и придавал ей огромное значение и символическое звучание. Поэт верил в очистительную силу революции. На мой взгляд, одного-единственного суждения о смысле образа Христа не может быть по двум причинам. Во-первых, «Двенадцать» - произведение, наполненное символами. Можно сказать, что оно открыто в бесконечность для толкования символических образов. Во-вторых, как и в других своих поэмах, здесь А. Блок воссоздает сквозь историческую картину историю мироздания, которой изначально правит стихия и гармония. Даже сам Блок относился к своей поэме по-разному, а что уж говорить о нас:

Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...