Грозовой перевал сюжет. Грозовой Перевал (Wuthering Heights)

После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «своё ничуть не хуже».

В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.

Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.

Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поёт на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные». Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, далее предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок. На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.

Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземное море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьёт. Пьют они до «рижского Динаминде», и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей. В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу - в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают». На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперчевую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада». Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но полшпикеру не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет». Но Платов закончил службу, получил «полную пуплекцию» и отсылает его к «коменданту Скобелеву». Тот посылает к Левше доктора из духовного звания Мартын-Сольского, но Левша уже «кончается», просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся, и «с этой верностью» перекрещивается и умирает. Доктор докладывает о последних словах Левши графу Чернышеву, но тот не слушает Мартын-Сольского, потому что «в России на это генералы есть», и ружья продолжают чистить кирпичом. А если бы император услыхал слова Левши, то иначе закончилась бы Крымская война

Теперь это уже «дела минувших дней», но предание нельзя забывать, несмотря на «эпический характер» героя и «баснословный склад» легенды. Имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи. И хотя машины не потворствуют «аристократической удали, сами работники вспоминают о старине и своём эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью.

  1. О произведение
  2. Главные герои
  3. Другие персонажи
  4. Краткое содержание
  5. Заключение

Рассказ «Левша» был написан Н. С. Лесковым в 1881 году. Кто такой Левша в произведении? Это талантливый тульский оружейник, который смог превзойти английских мастеров. Однако на родине его умения не были оценены по достоинству, и он умирает в больнице, позабытый всеми. Называя свое произведение рассказом, писатель, скорее всего, хотел подчеркнуть особую «сказовую» форму повествования.

Рассказ ведется от имени цехового мастера и только в заключительной главе приводятся размышления автора. Ниже вам предлагается краткое содержание «Левша» Лескова.

Краткий пересказ произведения

Персонажи

Главные герои:

  • Левша - оружейный мастер, сумевший подковать механическую блоху вместе с другими мастерами.

Описание других персонажей:

  • Платов - казачий атаман.
  • Александр Павлович - русский император, получивший в подарок от англичан заводную блоху.
  • Николай Павлович - русский император, который приказал тульским оружейникам улучшить английскую блоху.
  • Тульские мастера - оружейники, которые смогли подковать заводную блоху микроскопических размеров.
  • Английские мастера - оружейники и инженеры, пораженные умением тульских мастеров.
  • Мартын-Сокольский - врач, который пытался передать последние слова Левши русскому императору.
  • Чернышев - министр иностранных дел.

Рассказ «Левша»: краткое содержание по главам

Глава 1

В 1814 году русский император Александр I в сопровождении атамана Платова отправился в путешествие по Европе, чтобы увидеть достижения науки и искусства в других странах. Император восхищен изобретениями иностранцев, а Платов уверен, что русские мастера не уступают иностранным.

Глава 2

Император Александр I и донский казак Платов посещают Англию, где тоже смотрят на лучшие изобретения. Александра I вновь восхищают достижения иностранцев. Платов все еще уверен, что мастера из России ничем не хуже.

Глава 3

Англичане хотят впечатлить своих гостей и показывают им свое гениальное изобретение - заводную танцующую блоху, которую можно разглядеть только в микроскоп. Царь покупает блоху за миллион, а Платов ворует микроскоп, чтобы ее можно было рассмотреть. После чего Александр I и Платов возвращаются на родину.

Глава 4

В 1825 году, после смерти Александра І, его брату - Николаю І – достается шкатулка с блохой. Платов рассказывает Николаю историю, связанную с блохой. Посмотрев на блоху в микроскоп, царь отправляет Платова в Тулу. Император хочет, чтобы тульские мастера смогли превзойти английских.

Приехав в Тулу, Платов просит местных мастеров найти способ превзойти инженеров из Англии. На это он отводит мастерам две недели.

Услышав поручение Платова, трое лучших тульских оружейника покидают свои дома и уходят неизвестно куда. Среди этих оружейников был и Левша.

Глава 7

Оружейники добираются до города Мценска с целью поклониться иконе Св. Николая, который считался покровителем торговли и военного дела. После чего они возвращаются домой. Оружейники закрываются в доме и не выходят из него две недели.

Глава 8

По прошествии двух недель Платов приезжает в Тулу, чтобы забрать блоху. Он зовет трех мастеров, которые должны были выполнить работу.

Глава 9

Отправленные за мастерами курьеры пришли к дому, где закрылись оружейники. Но курьеров в дом не пускали и потому они снимают крышу с дома. Тем временем оружейники заканчивают работу и направляются к Платову.

Глава 10

Оружейники отдают механическую блоху Платову. Не заметив никаких изменений, Платов злится на них. Обиженные оружейники говорят, что их работу заметит только император. Платов сердится, бросает в свою повозку Левшу и уезжает в Петербург.

Глава 11

В Петербурге Платов говорит царю, что оружейники ничего не сделали и просто вернули блоху. Император в это не поверил и решил проверить сам.

Когда блоху заводят, выясняется что она больше не прыгает. Это привело Платова в ярость и он бьет Левшу, говоря что тот обманщик. На это мастер отвечает, что работу оружейников можно разглядеть только в очень сильный микроскоп.

Глава 13

Даже в очень сильный микроскоп царь не может разглядеть работу оружейников. Тогда Левша говорит, что следует обратить внимание на ноги блохи. После этого император, наконец, замечает, что блоха подкована. Это удивляет и радует царя.

Глава 14

Левша рассказывает императору, что на подковах можно увидеть имена самих мастеров. А имя Левши выгравировано на гвоздях, которыми подбиты подковы, хотя настолько сильных микроскопов еще не изобрели. Царь отправляет Левшу в Англию, чтобы тот показал иностранцам свою гениальную работу.

Глава 15

В Лондоне англичане восхищаются работой русских мастеров. Английские мастера даже уговаривают Левшу остаться, чтобы он мог получить образование и работать в Англии. Однако мастер отказывается поскольку любит свою родную страну, но он решает немного погостить.

Глава 16

Левше показывают заводы Англии. Ему нравится как в этой стране заботятся о рабочих и какой у них порядок. Также он замечает, что ружья у иностранцев в лучшем состоянии, чем у русских. После чего Левша отплывает обратно в Россию и на корабле знакомится с полшкипером.

Глава 17

По пути домой Левша с полшкипером много выпивают, отчего заболевают. Однажды Левша едва не падает за борт. Пьяных товарищей держат в каюте до окончания путешествия.

Глава 18

В Петербурге полшкипера отвозят в английское посольство, а Левша, ослабевший и не в состоянии даже разговаривать, попадает в квартал. Полицейские пытаются оставить его в какой-нибудь больнице, но без документов его нигде не принимают. Тогда его оставляют на полу в больнице для простонародья.

Глава 19

Полшкипер обнаруживает Левшу на больничном полу. Он находит мастеру доктора с помощью Платова, однако слишком поздно. Умирая, мастер просит доктора передать царю, что англичане «ружья кирпичом не чистят». Врач пытается донести послание мастера, но его не слушают и продолжают чистить ружья кирпичами аж до самой войны.

Глава 20

В конце произведения писатель размышляет о том, что в век технического прогресса гениальных мастеров заменили машины. Но память о талантливых людях, таких как Левша, будет жить вечно.

Заключение

Суть рассказа Лескова заключается в том, что огромное количество народных умельцев и талантливых людей не может полностью раскрыться по причине жизненных условий. Короткий пересказ произведения Лескова не передает всей силы таланта писателя. Поэтому лучше читать рассказ полностью.

Закончив с политическими делами, император Александр Павлович решил поездить по Европе и посмотреть разных государственных чудес. И в разных странах государя к себе склонить старались. Да только был при царе донской казак Платов. Очень он по своему хозяйству скучал и потому все время царя домой звал. И если замечал Платов, что царь чем-нибудь иностранным очень заинтересуется, то сразу говорил что, дескать, и в России не хуже есть. И вот пригласили к себе государя англичане свои мыльно-пильные и оружейные заводы смотреть. Показывают англичане государю ружье и пистолет. И очень царь пистолетом заинтересовался, тонкая работа. Англичане пистолет нахваливают, а Платов подошел, оружие взял, два раза отверткой повернул и вынул механизм, да царю показывает. А на механизме русская надпись: "Иван Москвин во граде Туле". Англичане так сильно сконфузились, что самому Александру их жалко стало.

На другой день поехал царь кунсткамеры смотреть. И преподносят ему англичане на подносе соринку, которая оказывается стальной механической блохой. Для того чтобы привести ее в действие, надо завести ее ключиком. Царь за такое чудо отдал англичанам миллион, да еще за пять тысяч купил у них к ней футляр. По дороге домой Платов и государь почти не разговаривали, потому что "совсем разных мыслей сделались". Удивительная блоха оставалась у Александра Павловича до его смерти, а после его вдова, императрица Елизавета Алексеевна, усмехнулась только и не обращала на нее внимания более. Позднее заинтересовался ею Николай Павлович, император. Однако ни он, ни кто-нибудь другой не мог раскрыть секрет блохи, пока не услышал о ней живой еще к тому времени казак Платов. При всех орденах явился он перед государем и рассказал, как и при каких обстоятельствах была куплена эта нимфозория. Платов советует императору показать чудо техники тульским мастерам. Это и было поручено самому казаку.

Взял Платов блоху и поехал на Дон, а по дороге завернул в Тулу. Тульские мастера подивились английской диковинке и обещали придумать нечто такое, чем можно было бы перещеголять "аглицкую нацию". Но как ни хитрил Платов, так и не смог выведать, что же именно сделают мастера. По их просьбе оставил блоху, вместе с футляром, дал им только сроку в две недели и отправился дальше. Платов из Тулы уехал, а три самых даровитых мастера собрали свои вещи и, попрощавшись с товарищами, скрылись из города. Много слухов ходило о них, да только далеки были от истины. Туляки, мастера в металлическом деле, были еще и людьми очень набожными. И отправились они к Мценску, в котором стояла икона Святого Николая. Отслужили молебен у самой иконы и вернулись ночью домой. Заперлись в доме у одного из них – левши, и работали все две недели в большом секрете. И как ни пытались их люди наружу вызвать, ни один не вышел. С Дона Платов ехал с большой поспешностью. Как приехал в Тулу, так даже из коляски выходить не стал, а велел только пригласить мастеров, которым блоху оставлял. Прибежали к дому левши, и ставни рвали и двери дергали, да только не поддались ни ставни, ни двери. А мастера как раз свою работу заканчивали и последний гвоздик вбивали. Принесли они Платову царскую шкатулку, в ней бриллиантовый орех, а в орехе - все та же самая блоха. Осерчал Платов, решил, что обманули его мастера. Обиделись мастера на казака, но секрет своей работы ему не рассказали, мол, император сам увидит "каковы у него люди и есть ли ему за нас престыжение". Не поверил Платов, а только схватил левшу за шиворот, так что "у него все крючки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги". "Ты мне за всех ответишь!"

Никакого неприятеля Платов никогда не боялся, а тут струсил перед государем. И все надеялся, то забудет Николай про блоху. Ан нет. Пришлось казаку сознаться, что ничего тульские мастера сделать не смогли. Не поверил царь: "Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано". Позвал царь свою любимую дочь Александру Николаевну. Завела она блоху, а та только усиками шевелит, а как прежде не танцует. В ярости накинулся Платов на левшу. А левша только и говорит, что на блоху в микроскоп смотреть надо. Но царь и в микроскоп ничего не увидел. Тут левша разъяснил, что смотреть на ножки ее надо. И оказалось, что тульские мастера блоху подковали. Просиял тут царь, обнял левшу и поцеловал. Блоху сложили снова в бриллиантовый орех и отправили в Англию мастерам. И левшу с блохой вместе отправили, чтобы он показал, какие в России умельцы есть.

В Англии долго уговаривали левшу остаться, женить его обещали, да не согласился он. Выяснили англичане, что ни арифметики, ни хотя бы правил сложения левша не знает, а учился только по "Полусоннику", да по "Псалтырю". А если б знал, то догадался бы, что подковки для блохи тяжелы. Из-за них она танцевать и не может. Остался левша в Англии погостить с уговором, что его на пароходе домой скоро отправят.

Долго высматривал левша все производство английское, а дивился не тому, как они новые вещи делают, а тому, как старые содержат. И затосковал левша по родине. Отправили его англичане на пароходе, где сдружился он с полшкипером. И начали они пить на спор, да так и пропили до конца пути. А в Петербурге развела их судьба. Англичанина в посланнический дом, а левшу в квартал. Нашел полушкипер левшу уже в больнице. За помощью бегал и к графу Клейнмихелю, и к Платову, и к Скобелеву, да только толку не добился. А левша уже кончался. И последние слова его были: "Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся".
А государю так и не сказали.
А доведи они до государя слова левши вовремя, то и исход Крымской войны мог быть бы другим.

На вопрос Киньте краткое содержание по главам Лесков "Левша" пж заданный автором философский лучший ответ это

Ответ от Жанна Паламарчук [новичек]
После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «своё ничуть не хуже».
В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.
Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.
Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поёт на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные». Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, далее предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок. На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.
Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземное море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьёт. Пьют они до «рижского Динаминде», и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей. В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу - в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают». На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперчевую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада». Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но полшпикеру не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет». Но Платов закончил службу, получил «полную пуплекцию» и отсылает его к «коменданту Скобелеву». Тот посылает к Левше доктора из духовного звания Мартын-Сольского, но Левша уже «кончается», просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся, и «с этой верностью» перекрещивается и умирает. Доктор докладывает о последних словах Левши графу Чернышеву, но тот не слушает Мартын-Сольского, потому что «в России на это генералы есть», и ружья продолжают чистить кирпичом. А если бы император услыхал слов


Ответ от Ѐадик Байгин [гуру]
ссылка


Ответ от Евровидение [активный]
«Левша» краткое содержание по главам
Глава 1
Когда закончился венский совет, император Александр захотел «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Александр человек был общительный, со всеми разговаривал, всем интересовался. При нем состоял донской казак Платов, «который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил». И как царь заметит что-то диковинное, он говорит, что, мол, и на Руси не хуже есть. А англичане к приезду государя хитростей разных напридумывали, «чтобы его чужестранностью пленить», и договорились с Александром на следующий день ехать в оружейную кунсткамеру. Платову это не по душе пришлось, потому «велел он денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки», а пререкаться с царем не стал, думал: «Утро ночи мудренее».
Глава 2
На следующий день приехали они в кунсткамеру - «пребольшое здание - подъезд неописанный, коридоры до бесконечности». Посмотрел император на Платова, а тот и глазом не повел. Англичане показывали все свое добро, а царь за них порадовался и спросил У Платова, почему тот такой бесчувственный. Казак ответил, что «мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали». А иноземцы сказали:
- Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства…
Александр дивился вещи, а потом подал ее Платову, чтобы и он полюбовался. Тот поковырял замок и прочитал сделанную на сгибе русскую надпись: «Иван Москвин во граде Туле». Англичане так и ахнули, что промаху дали. А царю их жалко стало за такой «конфуз».
Глава 3
На следующий день поехали они опять кунсткамеры смотреть. Платов все царя домой зазывал и потешался над иностранцами, а Александр ему: «Пожалуйста, не порть мне политики». Привели их в последнюю кунсткамеру, где было все, «начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи». Вроде ничему не удивляется государь, и Платову от этого спокойно и радостно.
Вдруг царю подносят подарок на пустом подносе. Александр в недоумении, а англичане просят его самую маленькую соринку на подносе взять себе на ладошку. Это, оказывается, металлическая блоха, для которой даже ключик есть, чтобы завести ее, и тогда она «пойдет дансе». Государь сразу за такое чудо миллион отстегнул. Платов сильно раздосадовался, ведь англичане «дар сделали», а он за него платить должен. А Александр только и повторял, чтобы тот политики ему не портил. Положил он блоху в бриллиантовый орешек, а потом в свою золотую табакерку. А англичан похвалил: «Вы есть первые мастера на всем свете…» А Платов взял тайком мелкоскоп и в карман себе положил. Ехали они в Россию, по дороге смотрели в разные стороны и не разговаривали.
Глава 4
В России после смерти Александра никто из придворных не понимал, что с этой блохой делать надо, даже выбросить хотели. Но царь запретил. Тут, кстати, Платов и сказал: «Это, ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или Сестербеке, - тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали, - не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». Николай Павлович согласился, надеясь, что русские мастера не хуже будут.
Глава 5
Платов взял стальную блоху и поехал к тульским оружейникам. Мужики согласились, что вещь хитро сделана, и пообещали Платову, что к его приезду с Дона что-нибудь придумают: «Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Платова этот ответ не устроил, но делать нечего. Он только предупредил, чтобы мастеровые тонкой работы не испортили.
Глава 6
Платов уехал, а три самых лучших мастера, один из них косой левша, у которого «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при у


Ответ от Кроссворд [новичек]
Глава 7Описываются туляки. Туляк умен, сведущ в металлическом деле, очень религиозен. Вера туляков и мастерство помогают им строить великолепной красоты соборы.
Мастера направились не в Киев, а «к Мценску, к уездному городу Орловской губернии», где находится икона святого Николая, покровителя торгового и военного дела. «Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились они домой нощию, и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете». Сидели они все в домике у левши, ставни закрыли, двери заперли. Дня три сидели, не выходя, «ни с кем не видались и не разговаривали».
Глава 8Приехал Платов в Тулу, послал людей за работой. Да и самому любопытно и не терпится посмотреть.
Глава 9Тульские мастера уже почти доделали свою работу, осталось последний винтик вкрутить, а к ним в двери уже ломятся, кричат. Мастера обещают принести скоро. И вправду, вышли -у двоих в руках пусто, а левша царскую шкатулку несет.
Глава 10Отдали шкатулку Платову. Сел в экипаж, а самому интересно, решил посмотреть, открывает, а блоха какая была, такая и осталась. Спросил он у усталых мастеров, в чем загвоздка. А те говорят: «Смотрите сами». Платов ничего не увидел, разозлился и накричал на них, мол, того, такую вещь испортили. Те обиделись на него и сказали, что не откроют секрет, в чем работа их была потому, что не доверяет он им. А Платов взял левшу к себе в коляску и увез без «тугамента».
Глава 11Платов боялся, что царь вспомнит о блохе. И правда, как только он приехал, царь велел ее сразу подать. А Платов говорит: «Нимфозория все в том же пространстве». На что царь ответил: «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
Глава 12Вытащили блоху, царь позвал свою дочь Александру Николаевну, чтобы она своими тонкими пальчиками завела ключиком блоху. Но блоха не танцует. Тогда Платов схватил левшу и начал таскать его за волосы, а мастеровой говорит, что они ничего не испортили, и просит принести «самый сильный мелкоскоп».
Глава 13Государь уверен, что русские люди его не подведут. Приносят микроскоп. Посмотрел царь и велит привести к нему левшу. Левша весь в рваной одежде, «без тугамента», пришел к царю. Николай говорит, что смотрел, но ничего не увидел. А левша отвечает: «Надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Все так и сделали. Царь как посмотрел, так и засиял, обнял грязного левшу и сказал, что был уверен, что его не подведут. Ведь они английскую блоху подковали!
Глава 14Все посмотрели в микроскоп и тоже начали обнимать левшу. А Платов перед ним извинился, дал сто рублей и велел вымыть его в бане и сделать прическу в парикмахерской. Сделали из него приличного человека с приличным видом и повезли в Лондон.
Глава 15Привез курьер левшу, посадил его в номер гостиницы, а шкатулку с блохой куда надо забрал. Левше есть захотелось. Отвели его в «пищеприемную комнату». Но есть их пищу он отказался и «ждет курьера в прохладе за баклажечкой». А англичане тем временем на блоху посмотрели и захотели сразу мастера увидеть. Курьер проводит их в номер к левше, «англичане хлоп-хлоп его по плечу…» и хвалят. Четыре дня вместе вино пили, потом, отойдя, начали расспрашивать тульского мастера, где он учился. Левша отвечает: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арихметики мы нимало не знаем». Иностранцы удивляются и предлагают ему у них остаться, «образованности выучиться», жениться и их веру принять. Левша отказывается: «…наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы». Уговорили его только погостить остаться на короткий срок, а потом они его сами на своем корабле в Петербург отвезут.


Ездит по Европе в сопровождении донского казака Платова император Александр Павлович. Прельщают его иностранцы разными своими чудесами. А Платов государю все говорит, что и у нас не хуже, мол, есть.

Англичане повезли гостей в кунсткамеру — собрание редкостей: «В самом главном зале разные огромадные бюстры, и посредине под Балдахином стоит Аболон полведерский».

Правильно, конечно, не «бюстры», а «бюсты». И Аболон полведерский — это Аполлон Бельведерский, знаменитая статуя.

Лесков стилизует сказовую фольклорную манеру с ее своеобразной народной этимологией и конструированием новых слов, придающих рассказу иронический оттенок.

«Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские... а для конницы смолевые непромокабли».

Похвастались англичане необычайной пистолью. Только Платов раскрутил ее, и внутри оказалась надпись, что сделана эта пистолья русским мастером в городе Туле.

Поехали и на другой день император с казаком английские чудеса смотреть — в «двухсестной» (двухместной) карете.

Преподнесли англичане государю крошечную «нимфозорию», что «из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середине в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: и она тут же начнет дансе танцевать».

И в самом деле: блоха подпрыгнула, сделала «две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала».

Александр Павлович велел за блоху отдать миллион серебром да еще пять тысяч за бриллиантовый футляр в виде ореха. Английских же мастеров признал первыми на всем свете. Мол, русские «супротив вас сделать ничего не могут».

Платов очень тем словам огорчился, однако против ничего не сказал. «Только взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, — говорит, — принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли ».

В дороге царь все хвалил английские порядки, так что «Платов остался с обидою и лег дома на досадную укушетку, да так все и лежал да покуривал Жуков табак без перестачи ».

Через некоторое время Александр Павлович скончался в Таганроге. Английская диковина со всеми иными драгоценностями досталась в наследство новому государю Николаю Павловичу.

Донской казак Платов про эту «нимфозорию» все новому правителю рассказал.

И договорились они промеж собой отвезти блоху тульским мастерам, чтобы они придумали, как англичан превзойти.

Платов завез блоху в Тулу и уехал на Дон, договорившись через две недели вернуться принимать работу.

Три оружейника, один из них — «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны, попрощались с товарищами и с своими домашними да, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города».

Пошли они к городу Мценску, где была высеченная из камня чудотворная икона святого Николая. Помолились, попросили совета и помощи, вернулись домой ночью, «ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать».

Любопытный народ не знал, что там происходит за ставнями закрытыми, — только молоточки по металлу потюкивали.

Вот Платов возвращается с Дону в сопровождении двух «свистовых» (вестовых) казаков. В нетерпении посылает казаков к мастеровым, а те не открывают — не закончили еще работу.

Тогда казаки взяли бревно и крышу им своротили с домишки.

«...Крышу сняли, да и сами сейчас повалилися, потому что у мастеров в их тесной хороминке от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть».

Тут как раз последний гвоздик был заколочен — и мастеровые поспешили вслед за казаками.

Платов открыл шкатулку с блохой — и никаких изменений не заметил. Стал донской атаман бранить мастеровых. Они обиделись и сказали, что секрета своей работы не откроют. Пусть везет шкатулку к государю — тот разберется. Платов пуще прежнего разъярился и взял с собой в Петербург левшу.

«Как же вы его от нас без тугамента (документа) увозите»? —попробовали было заступиться товарищи.

Однако Платов вместо ответа показал им свой страшный кулак: «Вот вам тугамент!»

В Петербурге левшу бросили в каземат. Однако Николай Павлович ничего не забывал, призвал он к себе казака. Тот сказал, что, вроде, туляки не смогли ничего сделать. Хотя и врут, что работа была.

— Подавай сюда, — велел царь. — Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано.

Государь «веры своей в русских мастеров не убавил, а велел позвать свою любимую дочь Александру Николаевну и приказал ей:

— У тебя на руках персты тонкие — возьми маленький ключик и заведи поскорее в этой нимфозории брюшную машинку».

Александра Николаевна завела блоху, однако та уже никаких «ве-рояций» делать не могла.

Платов в гневе притащил левшу и стал его трепать за волосы. Мастеровой попросил посмотреть на блоху в самый сильный мелкоскоп.

Царь на блоху посмотрел сквозь самое сильное увеличительное стекло и вызвал к себе левшу.

Тот «идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».

«Что же такое? — думает. — Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было».

Левша показал императору, как блоху расположить под микроскопом — смотреть отдельно на ножки и на пяточки.

«Государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял — взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

Все окружающие увидели в микроскоп подковки на пяточках блохи.

Левша рассказал, что если бы был мелкоскоп, увеличивающий еще больше, то можно было бы увидеть, что на каждой «подковинке масте-рово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.

— И твое имя тут есть? — спросил государь.

— Никак нет, — отвечает левша, — моего одного и нет.

— Почему же?

— А потому, — говорит, — что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, —- там уже никакой мелкоскоп взять не может.

Государь спросил:

— Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?

А левша ответил:

— Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши ».

И велел император отправить подкованную блоху обратно в Англию. Вез ее посланник, который много языков знал.

И левшу отправили в Англию. Платов ему самолично сто рублей пожаловал и прислал ему своей собственной водки-кислярки: «Не пей мало, не пей много, а пей средственно».

«А граф Кисельвроде (на самом деле — Нессельроде) велел, чтобы обмыли левшу в Туляковских всенародных банях, остригли в парикмахерской и одели в парадный кафтан с придворного певчего, для того, дабы похоже было, будто и на нем какой-нибудь жалованный чин есть.

Как его таким манером обформировали, напоили на дорогу чаем с платовскою кисляркою, затянули ременным поясом как можно туже, чтобы кишки не тряслись, и повезли в Лондон. Отсюда с левшой и пошли заграничные виды».

Всю дорогу левша русские песни пел, только припев заграничный: «Ай люли-се тре жули ».

По приезде в Лондон левша отправился в «пищеприемную комнату», а «те лица, которым курьер нимфозорию сдал, сию же минуту ее рассмотрели в самый сильный мелкоскоп и сейчас в пубйицейские ведомости описание, чтобы завтра же на всеобщее известие клеветой (фельетон) вышел».

Английские мастера стали левшу поить и расспрашивать, насколько он арифметику знает. Сожалели англичане, что мастерство в руках у левши большое, а знаний мало. Вот и не смог он рассчитать, что подкованная блоха не сможет танцевать.

Звали левшу остаться в Лондоне, обучиться наукам и стать на всю Англию знаменитым мастером. Но левша предан был родине, родной вере и родной семье. Да и жениться бы он хотел на православной русской девушке, не хочет англичанкам голову морочить.

«Только и уговорили его на короткое время погостить, и они его в это время по разным заводам водить будут и все свое искусство покажут.

— А потом, — говорят, — мы его на своем корабле привезем и живого в Петербург доставим.

На это он согласился... Смотрел все их производство: и металлические фабрики, и мыльнопильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания.

Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками, чтобы нигде ноги ни на что не напороть; работает с обучением и имеет себе понятия. Перед каждым на виду висит долбица умножения, а под рукою стирабельная дощечка: все, что который мастер делает, — на долбицу смотрит и с понятием сверяет, а потом на дощечке одно пишет, другое стирает и в аккурат сводит: что на цыфирях написано, то и на деле выходит. А придет праздник, соберутся по парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно, как следует».

К удивлению англичан, больше всего русского мастера заинтересовал уход за старым огнестрельным оружием. Он все засовывал палец в дуло и очень огорчался, о чем-то ему нужно было срочно предупредить русских военных командиров.

Левша стал рваться обратно домой.

— Мы на буреметр (барометр), — говорят, — смотрели: буря будет, потонуть можешь; это ведь не то, что у вас Финский залив, а тут настоящее Твердиземное (Средиземное) море.

Англичане удерживать его не стали, одели потеплее и подарили на память золотые часы.

А вот подшкипер на судне, которое везло левшу на родину, оказался не столь благороден. Стал он с левшою держать пари: кто кого перепьет.

Нехорошее это было пари. Шли шкипер и левша вровень: «когда один, глянув в море, увидал, как из воды черт лезет, так сейчас то же самое и другому объявилось».

Чуть из-за глупого этого пари англичанин не выбросил тульского мастера за борт. Да матросы вовремя их остановили.

Капитан велел «их обоих вниз запереть и дать им рому и вина и холодной пищи, чтобы могли пить и есть и свое пари выдержать, — а горячего студингу с огнем им не подавать, потому что у них в нутре может спирт загореться.

Так их и привезли взаперти до Петербурга, и пари из них ни один друг у друга не выиграл; а тут расклали их на разные повозки и повезли англичанина в посланнический дом на Аглицкую набережную, а левшу — в квартал.

Англичанина лечить стали, а левшу полицейский стал расспрашивать. А тот так ослабел, что ничего не говорит, а только стонет.

Отобрали тут у несчастного и деньги, и часы золотые, и даже платье теплое. Стали полураздетого по больницам возить».

«Привезли в одну больницу — не принимают без тугамента, привезли в другую — и там не принимают, и так в третью, и в четвертую...»

По пути беднягу еще и колотили нещадно.

Наконец один лекарь подсказал, что надо свезти больного в «простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают.

Тут велели расписку дать, а левшу до разборки на полу в коридор посадить».

Английский же шкипер быстро пришел в себя и отправился искать своего русского камрада, причем нашел его на удивление быстро.

Левша все еще пребывал в коридоре на полу и словно бы бредил:

— Мне бы, — говорит, — два слова государю непременно надо сказать.

«Англичанин побежал к графу Клейнмихелю и зашумел:

— Разве так можно! У него, — говорит, — хоть и шуба овечкина, так душа человечкина.

От графа шкипера выгнали, он отправился к Платову, а тот, будучи в полной уже отставке, направил его к генералу Скобелеву.

Скобелев направил к левше православного лекаря Мартына-Сольского, но спасать умирающего было поздно, голова его была разбита полицейскими о парапет. Единственное, что смог он выговорить перед смертью:

— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.

Однако генералы лекаря к царю не допустили и от себя прогнали.

А вот доведи они слова левши в свое время до государя, — «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

«Таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности.

Работники, конечно, умеют ценить выгоды, доставляемые им практическими приспособлениями механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью. Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою».



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...