Инстинкты не являются. Основные инстинкты человека

ПЕРЕНОС НАВЫКОВ - это влияние формирования одних двигательных навыков на усвоение других. Различают несколько разновидностей взаимодействия навыков, прежде всего положительный и отрицательный переносы.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает формирование последующего.

Основными условиями положительного переноса является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий. Например, метание малого меча поможет освоить метание гранаты и копья (на начальном этапе обучения); езда на велосипеде - управлению мотоциклом; акробатические прыжки помогут освоить прыжки в воду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего. Например, если был выработан прочный навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине, это может явиться существенным препятствием для овладения «подъемом одной»; плавание на боку нарушает симметричную работу ног в плавании способом брасс; прыжок в высоту затрудняет освоение барьерного бега. Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще всего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в ведущих звеньях техники действий.

Физиологически перенос навыков можно объяснить тем, что при построении новой системы движений возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации и, в зависимости от того, насколько они соответствуют объективно необходимой архитектуре двигательного акта, перенос навыков будет положительным или отрицательным. Отрицательный перенос вызывается распространением

возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым диффе-ренцировочным торможением в центральной нервной системе.

Перенос навыка может иметь различный характер:

Односторонний перенос возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

Взаимный перенос возникает при переносе навыков с одного двигательного действия на другое и обратно.

Косвенный перенос характеризуется тем, что ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового.

На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара мяча в теннисе и бадминтоне). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется система подводящих упражнений.

Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет их общая задача - сохранить равновесие.

Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела. Например, движение освоенное правой рукой или ногой, может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при разработке программ по физическому воспитанию, при планировании учебного процесса, при подборе подводящих упражнений.

Еще по теме 8. 3. Взаимодействие навыков:

  1. на психологический климат в классе 175 Задание 2. Анализ речевого взаимодействия учителя и учащихся по системе Н. А. Фландерса 175 Задание 3. Трансактный анализ общения 178 Задание 4. Упражнения для развития навыков педагогического общения 180 Задание 5. Диагностика стиля общения педагога. Карта коммуникативной деятельности А. А. Леонтьева 184 Задание 6. Определение модели общения педагога с учащимися 185 Задание 7. Эф
  • 8. Техника двигательных действий(структура, фазы)
  • 9. Основные характеристики техники движений (временные, пространственные, пространственно-временные, ритмические).
  • 10. Принципы отечественной системы фв.
  • 11. Принципы методики фв и их реализация в процессе занятий фу.
  • 12. Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы как средства фв.
  • 13. Общепедагогические методы, применяемые в фв.
  • 14. Методы упражнения в фв(строго регламентированного упр., игровой, соревновательный)
  • 15. Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов фв. Виды нагрузок и интервалы отдыха.
  • 16. Методы строго регламентированного упражнения и их классификация.
  • 18. Метод круговой тренировки.
  • 19. Двигательные действия как предмет обучения в фв. Основы формирования дн.
  • 20.Характеристика ду и дн. Структура процесса обучения дд.
  • 21. Игровой и соревновательный метод в фв.
  • 23. Средства и методы воспитания силовых способностей.
  • 26. Понятие скоростно-силовых способностей, многообразие их проявления. Методика воспитания скорости одиночного движения и частоты движения.
  • Методика воспитания скорости одиночного движения и частоты движений.
  • 27. Методика воспитания быстроты двиг реакции (простой и сложной двигательной реакции).
  • 28. Определение выносливости, способы ее оценки, виды.
  • 29. Общая выносливость и методика ее воспитания.
  • 30. Специальная выносливость и методика ее воспитания.
  • 30. Характеристика и особенности средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей.
  • 32. Критерии дкс, средства и методика воспитания.
  • 33. Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений.
  • 34. Гибкость и ее виды. Средства и методы воспитания гибкости.
  • 35. Понятие осанки, виды осанки, методика ее воспитания.
  • 36. Понятие переноса в физическом воспитании (перенос двигательных навыков и перенос тренированности).
  • 37. Структура урока фв и определяющие ее факторы.
  • 38. Общая и моторная плотность урока.
  • 39. Нагрузка и ее регулирование в уроке фк.
  • 40. Характеристика программы по фв для среднеобразовательной школы.
  • 41. Планирование в фв, виды планирования.
  • 42. Технология разработки поурочного плана на четверть при планировании занятий по физическому воспитанию в школе.
  • 43. Подготовка преподавателя к уроку, организационное обеспечение урока.
  • 45. Особенности проведения занятий по фв с учащимися смг.
  • 46. Формы построения занятий в фв.
  • 47. Фк в режиме дня школьника.
  • 48.Контрольные упр.(тесты) для определения уровня развития физ.Качеств, применяемой в школьной практике.
  • 49. Контроль в фв. Виды контроля и их характеристика.
  • 50. Оценка и учет успеваемости учащихся по фк.
  • 50.Внеклассная и внешкольная работа по фв.
  • 51. Фв в семье.
  • 52-53. Фв детей раннего и дошкольного возраста.
  • 54.Фк в вооруженных силах.
  • 55. Фв в ссуЗе
  • 56. Фв в вуЗах.
  • 57. Особенности фв студентов основного и отделения спортивного совершенствования.
  • 58. Особенности фв студентов специального отделения.
  • 59. Ппфп.
  • 60. Фк в быту взрослого населения.
  • 61. Фк в пожилом и старшем возрасте.
  • 62. Физкультурные потребности и их характеристика.
  • 63. Психолого-педагогические особенности формирования физкультурно-спортивной мотивации.
  • 64.Сущность афк. Формы занятий с инвалидами. Особенности методики занятий, физк.-оздор.И спорт.Работа с инвалидами.
  • 65. Определение понятий: спорт, соревн. Д-ть, спорт. Д-ть, сисмема подг. Спортсмена, спорт. Движение, спорт. Достижения, спорт. Тренировка.
  • 66. Социальные функции спорта (эталонно – спортивная, эвристическая, социализирующая, эстетическая, прикладная, экономическая и т.Д.)
  • 67. Структура тренировочного процесса.
  • 68. Факторы влияющие на соревновательную деятельность.
  • 69. Общая характеристика подготовки спортсмена.
  • Основные компоненты в системе подготовки спортсмена.
  • 70. Спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена.
  • 74. Структура и виды микроциклов тренировки.
  • 75. Структура и виды мезоциклов тренировки.
  • 76. Структура и виды макроциклов тренировки.
  • 76. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.
  • 72. Тактическая подготовка спортсмена
  • 36. Понятие переноса в физическом воспитании (перенос двигательных навыков и перенос тренированности).

    Перенос навыков -влияние формирования одних двигательных навыков на усвоение других. Выделяют несколько разновидностей переноса навыков.

    Положительный перенос - взаимодействие навы­ков, при кот. ранее сформированный навык облегчает процесс фор­мирования последующего (наличие структурного сходства на главные факторы).

    Отрицательный перенос - взаимодействие навы­ков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс форми­рования последующего.

    Перенос навыка может иметь различный характер.

    Односторонний перенос . Возникает когда формирова­ние одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

    Взаимный перенос . Это перенос с одного двигательного дей­ствия на другие и обратно.

    Прямой перенос . Формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

    Косвенный (опосредованный) перенос. Это вид переноса, при ко­тором ранее сформированный навык создает только благоприятные пред­посылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса ос­новано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в из­бранном виде спорта.

    Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит ког­да структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и ко­пья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых дви­жений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.

    Обобщенный перенос когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передви­жения общая задача - сохранить равновесие.

    Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные орга­ны тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или но­гой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.

    Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать: при классификации физических упражнений; при разработке программ по физическому воспитанию; при планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий; при подборе систем подводящих упражнений.

    37. Структура урока фв и определяющие ее факторы.

    Урок явл общепринятой формой систематических занятий, как ФВ так и спорт подготовки.

    Урок состоит из 3 частей: подготовительная, основная, заключительная.

    Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную функ­цию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учеб­но-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7-10% от­водимого на урок времени.

    Типичными задачами вводной части являются:

    Организовать занимающихся.

    Активизировать их внимание.

    Ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока.

    Создать соответствующую психологическую установку и положитель­ное эмоциональное состояние.

    Подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам. Для решения задач вводной части урока можно использовать разнооб­разные физические упражнения, однако они должны быть простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными являются: построения и перестроения, общеподготовительные и специальные упражнения, раз­личные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упраж­нения, хорошо знакомые игры. Очень эффективны и эмоциональ­ны упражнения с предметами.

    Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания

    Формирование знаний в области двигательной деятельности.

    Обучение ДУ и ДН общеобразовательно­го, прикладного и спортивного характера.

    Развитие общих и специальных функций опорно-двигательного ап­парата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и под­держание хорошей осанки; закаливание организма.

    Воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстети­ческих качеств.

    Продолжительность основной части составляет 80-85% времени, от­водимого на урок.

    Для решения поставленных задач могут применяться любые физичес­кие упражнения, прежде всего предусмотренные соответствующими про­граммами.

    Заключительная часть урока имеет следующие функции:

    1. Организация завершения учебно-воспитательного процесса с целью приведения организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки.

    2. Концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориента­ция их в дальнейшей работе.

    Типичными задачами третьей части урока являются:

    Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функ­циональное состояние; фиксировать правильную осанку.

    Подвести итоги учебной деятельности.

    Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного заня­тия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.

    Ее продолжительность 3-5% времени, отведенного на урок.

    Навыки, усвоенные при выполнении действий одного вида, могут оказывать влияние на успех овладения действиями другого вида. В одних случаях они могут способствовать усвоению новых навыков, в других - мешать ему.

    Положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим действием называется переносом навыков. Практика обучения рабочих управлению новыми машинами показывает, что опытный рабочий, успешно работающий на машине одного вида, овладевает работой на машине иного вида значительно быстрее, чем новичок в работе. Человек, знающий несколько иностранных языков, овладевает новым языком значительно легче, чем тот, кто не знает ни одного языка, кроме родного. Перенос навыков наблюдается прежде всего тогда, когда новые действия имеют много общего с уже усвоенными.

    Так, например, движения при включении и выключении мотора и регулировании его работы, способы контролирования условий, при которых протекает работа, оценка ее результатов, соблюдение правил безопасности и пр. при работе на разных машинах часто бывают сходны. Это и позволяет переносить эти навыки с одной работы на другую. Умение анализировать и произносить звуки, встречающиеся в разных языках, знание грамматического строя нескольких языков - основа более легкого усвоения нового языка для тех, кто уже владеет несколькими языками.

    При выполнении вновь изучаемых действий человек опирается на свой прежний опыт, на уже приобретенные умения. Естественно, что большой опыт и большое количество умений способствуют более быстрому овладению новыми навыками.

    Наряду с положительным влиянием одних навыков на другие наблюдается и отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых. Такое взаимодействие на выков называется их интерференцией .

    Различают два случая интерференции навыков. Первый случай - интерференция при перестройке навыков, когда при выполнении какого-либо действия требуется заменить ранее усвоенный способ его выполнения новым . В этих случаях новый способ усваивается нередко с большими затруднениями из-за тенденции выполнять соответствующее действие старым, ранее усвоенным способом. Такую интерференцию навыков называют ассоциативным торможением .

    Однако старый навык может оказывать отрицательное влияние и после овладения новым навыком. В этих случаях уже после усвоения нового способа возникают или задержки в применении нового способа действия, или повторение старых приемов. Так, например, ученик, многократно писавший слово неправильно, после усвоения правильного написания может иногда задерживаться, когда ему надо написать это слово, и вспоминать, какой из двух способов его написания правилен. Иногда же он незаметно для себя повторяет старую ошибку. Такую интерференцию навыков называют репродуктивным торможением.

    Причиной интерференции навыков является прочность ранее образованных связей, которые и актуализируются затем при овладении новым действием. Поэтому при обучении навыкам важно с самого начала не допускать неправильных приемов действия. В дошкольном периоде дети часто привыкают к неправильной посадке во время рисования и игр за столом. В начале обучения письму в школе эта привычка чрезвычайно мешает образованию навыков правильной посадки при письме. Приняв в начале упражнений по указанию учителя правильную позу, дети тотчас же, как только их внимание переключается на другие задачи, возвращаются к неправильному положению корпуса, головы, рук и ног.

    Важнейшим средством устранения и предупреждения интерференции навыков является четкое различение и противопоставление старого и нового способов действия (при упражнениях), старых и новых условий действия, старых и новых целей действия («перемежающееся противопоставление», на значение которого указывал И. П. Паз-лов).

    Строение деятельности человека .

    Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравнозначных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности , затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.

    1. Центральное место в этом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на достижение цели.

    Действия могут быть: внешние (предметные) и внутренние (умственные) .

    Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояний или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определённых движений.

    Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты. Умственная деятельность человека часто делится на перцептивную(действия по восприятию предмета), мнемическую, мыслительную.

    2. Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы операций, подчинённых определённой цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путём автоматизации действий.

    3. На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности.

    Управление действием и его контроль.

    Интериоризация и экстериоризация .

    Выполнение деятельности постоянно контролируется путём сопоставления получаемых результатов с целью (образом цели). Эта корректировка происходит по принципу обратной связи (работы по общей теории функциональных систем организмов).

    Каждое действие складывается из 3 компонентов, выполняющих различные функции

    Компоненты действия

    Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности, называется приёмами этой деятельности.

    В психологической теории деятельности рассматриваются 2 вида деятельности – внешняя и внутренняя. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Малый ребенок сначала совершает предметные действия, а с накоплением опыта эти же действия делает в уме . Этот процесс преобразования внешней деятельности во внутреннюю называется интериоризацией. Внешняя деятельность всегда контролируется внутренней.

    Процесс преобразования внутренней во внешнюю - экстериоризацией .

    Освоение деятельности. Навыки, их возникновение, структура, взаимодействие. Умения и их значение.

    Навыки – это полностью автоматизированные способ действий, сформированные в процессе упражнения.

    Автоматизация характеризуется:

    · Исчезают лишние движения, ряд движений и операций объединяются в единое целое

    · Уменьшается мышечное напряжение при выполнении действий

    · Движения становятся плавными, увеличивается скорость их выполнения;

    · зрительный контроль уступает место кинестетическому;

    · внимание освобождается от способов действия и переносится на контроль за внешней обстановкой и получаемыми результатами;

    · подготовка к последующим действиям и движениям происходит во время выполнения предыдущих, что резко сокращает время реакции и скорость выполнения действия и позволяет осуществлять предвосхищение результатов действия (антиципация).

    В процессе формирования навыка можно выделить ряд этапов

    Особенности выполнения действия

    Нейрофизиологический механизм

    I этап: начало выполнения действия (ознакомительный)

    Отчётливое понимание цели, но смутное представление о способах выполнения, грубые ошибки при попытках выполнения действия.

    (Начало формирования связей с очагом оптимального возбуждения во второй сигнальной системе).

    II этап: сознательное, но неумелое выполнение (аналитический)

    Чёткое понимание, как выполнять, но не точное и неустойчивое выполнение действия. Сильная концентрация произвольного внимания, наличие лишних движений, отсутствие положительного переноса навыка.

    Четко предает суть действия словами. (Хорошо сформированы связи во второй сигнальной системе, начало их формирования в первой сигнальной системе).

    III этап: автоматизация действия (синтетический)

    Всё более качественное выполнение действия, уменьшение концентрации произвольного внимания, возникновение распределения внимания. Устранение лишних движений, появление положительного переноса навыка.

    Завершение формирования связей в первой сигнальной системе. Переход очага оптимального возбуждения из второй сигнальной системы в первую и наоборот.

    IV этап: высокоавтоматизированное действие – навык

    Точное, экономное и устойчивое выполнение действия, его выполнение почти не требует произвольного внимания; возможность распределения и даже переключение внимания; положительный перенос навыка.

    Действие контролируется «приторможенным очагом» в первой сигнальной системе. Оптимальный очаг возбуждения связан с выполнением другого действия.

    Деавтоматизация (не всегда)

    Для того, чтобы навык сохранить его надо постоянно повторять, иначе может возникнуть деавтоматизация, т. е наши действия утратят легкость. Но с другой стороны приобрести этот навык будет легко. Иногда деавтоматизация возникает при утомлении.

    Навык, сформировавшийся при выполнении одной деятельности, может быть перенесён в другую деятельность, на решение другой задачи. Такой перенос называется взаимодействием навыков или переносом навыков .

    Возможны 2 крайних случая в переносе навыка:

    1. Задачи являются разными по своей структуре. В этом случае перенос навыка будет ухудшать выполнение деятельности, мешать образованию нового навыка. Такое явление называется отрицательным переносом или интерференцией навыков . (беглое чтение мешает проверять ошибки)

    2. Ранее приобретенный навык облегчает приобретение нового, наблюдается положительный перенос или индукция навыков .

    Следовательно, перенос навыков всегда подразумевает осуществление интеллектуальной деятельности человека по оценке структуры задач, стоящих перед ним, и выбор адекватных способов действия. Способы успешного выполнения действия, адекватные целям и условиям деятельности называются умениями. Формирование умений представляет собой овладение всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, полученной от предмета, операций по выявлению этой информации, её сопоставлению и соотнесению с действиями, другими словами, умения всегда опираются на знания.

    Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, учебные, спортивные и др. Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:

    Двигательные навыки, они складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;

    Умственные навыки, они складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой.

    Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде и учении, вносят в деятельность человека определённый ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

    Этапы развития навыка ПИСЬМА

    Характеристика

    Двигательная часть

    моторная

    Сенсорная часть

    чувствительная

    Мыслительная

    центральная

    Ознакомительный

    (знакомство с действиями)

    Умение держать правильно ручку, соотносить систему рука-глаз (не выходить за пределы строки). Движения скованные, чаще ошибочные.

    Соотношение произношение звука и написания (движение руки, ладони потеют). Дискомфорт, напряжённость, неуверенность, тревожность.

    Правильность написания букв (процесс деятельности)

    Аналитический (анализ деятельности)

    Знает движения, но они скованные, темп не быстрый, сверка с образцом. Слитность написания, разная форма букв.

    Спадает напряжение, уменьшается тревожность, дискомфорт, но мышцы напряжены, читка вслух слов.

    Соединение слов в предложение, правильность написание предложения (процесс деятельности)

    Синтетический (изменения в действиях)

    Темп более быстрый, движения плавные. Практически нет ошибочных движений. Соблюдение строки, заглавная буква, разделение слов в предложение

    Сенсорные эталоны. Привыкание к деятельности. Спокойное отношение, произношение предложения «про себя». Позволяет переносить действия на другие условия.

    Правильное написание предложения (результат деятельности контролируется сознанием)

    Автоматизации (варьирующий)

    Быстрые, чёткие, без ошибок движения. Автоматическое соблюдение строки, разделение слов по правилам, слова с заглавной буквы.

    Положительные эмоции (получается). Выполняется без усталости. Если нет специальных ощущений.

    Полностью контролируется сознанием. Форма текста из предложений. (результат написания)

    Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.

    Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

    Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

    Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык на гимнастической перекладине может замедлить освоение; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.

    Перенос навыка может иметь различный характер.

    Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

    Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

    Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

    Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

    Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.

    Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить равновесие.

    Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.

    Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:

    При классификации физических упражнений;

    При разработке программ по физическому воспитанию;

    При планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий;



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...