Историческая справка. Самая сексуальная коммунистка в истории

Не все эти женщины поддерживали Октябрьскую революцию в том виде, в котором она произошла, не все дожили до неё. Но благодаря этим политически активным и неравнодушным женщинам революция стала возможна.

Российская революционерка, советская государственная партийная, общественная и культурная деятельница. С 1890 занималась пропагандой, была секретарем газеты "Искра", участвовала в подготовке Октябрьской революции. После революции занялась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению.

Александра Михайловна Коллонтай (19 марта 1872 - 9 марта 1952)

Русская революционерка, государственная деятельница и дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол СССР, первая женщина-министр в истории. К участию в социалистическом движении Александра Коллонтай пришла в 1890-х годах благодаря знакомству с Е. Д. Стасовой. Во время расстрела демонстрации 9 января 1905 года была на петербургских улицах. Во время Первой русской революции в 1905 Коллонтай инициировала создание «Общества взаимопомощи работницам». Будучи наиболее заметной женщиной в советском руководстве, Коллонтай была инициатором создания и заведующей (с 1920) женотделом ЦК РКП(б), целью которого была борьба за уравнение в правах женщин и мужчин, борьба с неграмотностью среди женского населения, информирование о новых условиях труда и организации семьи.

Теоретик марксизма, философ, экономист и публицист. Одна из наиболее влиятельных деятельниц немецкой и европейской революционной левой социал-демократии. В 1897 году защитила диссертацию, получив степень доктора государственного права. Роза проявила себя как талантливый журналист и оратор. на общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику. На Штутгартском конгрессе Второго интернационала (1907) Люксембург совместно с Лениным внесла поправки в резолюцию Августа Бебеля по вопросу об отношении к империалистической войне и милитаризму. В поправках, в частности, указывалось на необходимость использования, в случае возникновения войны, порождаемого ею кризиса в целях свержения господства буржуазии.

Немецкая политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основательниц Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин. Клара Цеткин сыграла важную роль в основании Второго интернационала и подготовила для его Учредительного конгресса речь о роли женщин в революционной борьбе. Считается, что она является автором идеи Международного женского дня - 8 марта.

Деятельница российского революционного движения. В 1904 году вступила в РСДРП. За активное участие в революции 1905-1907 годов власти отправили её в ссылку на север России в Мезень, откуда Арманд в 1908 году бежала сначала в Петербург, а затем с помощью эсеров по подложному паспорту выехала в Швейцарию. Переводила работы Ленина, издания ЦК партии. В 1912 году написала брошюру «О женском вопросе», в которой выступала за свободу от брака. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, занялась агитацией среди французских рабочих, призывая их отказаться от работы в пользу стран Антанты.

Деятельница российского и международного социалистического движения, народница, террористка, писательница.

5 февраля 1878 года Засулич пришла на приём к Трепову (вынесшему нарушающий закон приговор) и выстрелила в него из револьвера, тяжело ранив. Была немедленно арестована, но суд присяжных 12 апреля 1878 года полностью оправдал Засулич. На следующий день после освобождения приговор был опротестован, и полиция издала приказ о поимке Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире и вскоре, чтобы избежать повторного ареста, была переправлена к своим друзьям в Швейцарию.

Российская революционерка, террористка, член Исполнительного комитета «Народной воли», позднее эсерка. В сентябре 1884 года по «Процессу 14-ти» Фигнер приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни. После 9 дней ожидания исполнения приговора казнь была заменена бессрочной каторгой. В тюрьме начала писать стихи. Пыталась установить связь с политическими заключёнными в крепости, организовывать коллективные протесты против тяжёлых условий содержания. Февральскую революцию 1917 года Вера Фигнер встретила в качестве председателя Комитета помощи освобождённым каторжанам и ссыльным.

Российская политическая деятельница, террористка, одна из руководителей партии левых эсеров. 12 марта 1906 года приговорена за убийство советника тамбовского губернатора к смертной казни через повешение. 28 марта ей сообщили о замене смертной казни бессрочной каторгой, которую она отбывала на Нерчинской каторге. Одна из первых женщин, заявивших об изнасиловании в заключении. Большую часть жизни провела в тюрьмах.

Деятельница русского революционного движения, одна из создательниц и лидеров партии эсеров, а также её Боевой организации. Известна как «бабушка русской революции». Занималась организационной работой и распространением революционных идей среди крестьянства. Была сторонницей политического и аграрного террора, считая их одними из наиболее эффективных методов борьбы.

Мария Марковна Школьник (1885 - 1955)

Эсерка, участница революционного террора в Российской империи в начале ХХ века. Член Боевой организации партии социалистов-революционеров.

Эсерка, деятельница революционного движения России. В 1905 году застрелила генерал-адъютанта В. В. Сахарова, усмирявшего аграрные беспорядки в Саратовской губернии, приговорена к смертной казни, которую заменили на пожизненную каторгу.

Мария Григорьевна Никифорова (1885 - 1919)

Предводительница анархистов на территории Украины, соратница Нестора Махно. Примкнула к анархическому движению в 16 лет. Известна под именем Маруся. В годы Гражданской войны становится одним из самых заметных и уважаемых командиров анархистских отрядов на юге России. В декабре 1917 года Чёрная гвардия Маруси помогала устанавливать советскую власть в Харькове, Екатеринославле (Днепропетровск) и Александровске (Запорожье). Благодаря поддержке лидера большевиков в этом районе Антонова-Овсеенко, Маруся получила поддержку в организации «Вольная боевая дружина». Эта часть активно воевала с белой гвардией, немецкими оккупационными войсками и украинскими националистами при установлении советской власти в Елисаветграде (Кировоград).

Российская революционерка, активная участница Гражданской войны в 1918-1919 годах, единственная известная женщина - командир бронепоезда.

Народница, одна из руководителей «Народной воли», непосредственно руководившая убийством Александра II.
"Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нём, но сделать его надо " - Софья Перовская.

Российская революционерка, агент Исполнительного комитета «Народной воли». Одна из первомартовцев.

Русская революционерка-народница, член Исполнительного комитета партии «Народная воля».

Участница российского революционного движения. До 1917 года, находясь на каторге, Каплан познакомилась с известной деятельницей революционного движения Марией Спиридоновой, под влиянием которой её взгляды изменились от анархистских к эсеровским. 30 августа 1918 года совершила покушение на Ленина.

Русская революционерка, народница, член партии «Народная воля». В феврале 1875 года участвовала в съезде народников в Москве, где был принят устав «Всероссийской социально-революционной организации».

Российская революционерка, представительница партии эсеров, организатор убийства командующего оккупационными войсками на Украине генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхгорна в 1918 году. После революции 1917 года она совместно с Марией Спиридоновой приняла участие в создании Читинского комитета ПСР. Также участвовала расколе партии эсеров на левое и правое крыло, примкнув к первому. Стала единственной женщиной на II Всероссийском съезде Советов.

Русская революционерка, народница. Продала имение в с. Беломестном Новооскольского уезда, а деньги использовала на улучшение материальных условий и организацию побегов политзаключенных.

Надежда Дмитриевна Субботина (1855 - после 1930)

Русская революционерка, народница. В 1874 привлечена к дознанию по делу о пропаганде в империи (процесс 193-х) за «подозрительный образ жизни, распространение среди воспитанниц Орловской женской гимназии идей о необходимости пойти в народ и за привоз из-за границы запрещённых книг».

Русская революционерка, народница. Предана 30 ноября 1876 году суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества, имевшего целью ниспровержение и изменение порядка государственного управления, и в участии в нём (процесс 50-ти). Признана виновной и приговорена к ссылке.

Евгения Дмитриевна Субботина (1853 - после 1930)

Русская революционерка, народница. В 1875 привлечена по двум дознаниям: по делу о пропаганде в империи (процесс 193-х) и по делу о противоправительственной пропаганде (процесс 50-ти). По Высочайшему повелению 19 февраля 1876 года по первому делу освобождена от наказания за недостатком улик, а по второму - предана 30 ноября 1876 года суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества и в участии в нём (процесс 50-ти), признана виновной и приговорена к ссылке.

Лидия Павловна Езерская (1866 - 1915)

Эсерка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века.

Ревекка Моисеевна Фиалка-Рачинская (1888 - 1975)

эсерка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века. В 1904 году Фиалка вступила в подпольную организации партии социалистов-революционеров, по поручению которой вела агитационную работу. В начале 1905 года по поручению партии отправилась в Одессу, чтобы оказать помощь в изготовлении снарядов. Несколько раз она ездила за динамитом в Кишинев, и привозила его на конспиративную квартиру в Одессе, куда кроме этого доставили также запрещенную литературу и шрифты из раскрытой тайной типографии. Летом 1905 года Фиалку и ее товарища Александра Лаппе арестовали на конспиративной квартире в Одессе. Приговорена к 20 годам каторги, однако как несовершеннолетней дали 13. Находясь в ссылке, Фиалка содействовала товарищам в подготовке побегов, была членом нелегальной кассы взаимопомощи.

Российская политическая деятельница, террористка, член партии социалистов-революционеров. В 1901 году вступила в партию социалистов-революционеров. Участвовала в Революции 1905-1907 годов. Состояла в членах Летучего боевого отряда Северной области.

Эсерка, участница революционного движения в Российской империи. В 1906 году по постановлению Боевой организации эсеров осуществила покушение на главного командира черноморского флота адмирала Чухнина. Адмирал был ранен в плечо и в живот, но остался жив. По его приказу террористка была расстреляна матросским патрулем без суда и следствия.

Русская революционерка, советский деятельница международного коммунистического, женского, антивоенного и антифашистского движения. В 1934 году участвовала в создании Всемирного антивоенного и антифашистского женского комитета.

Русская революционерка, народница. Вела противоправительственную пропаганду среди крестьян. Оказывала помощь членам Всероссийской социально-революционной организации после ареста его руководителей.

Мария Аркадьевна Беневская (1882 - 1942)

Эсерка-террористка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века. В 1905 году Мария Беневская вступила в Боевую организацию партии социалистов-революционеров. Рекомендацию для вступления дал Борис Савинков, к тому времени уже один из руководителей организации. Она вела жизнь профессионального революционера, работала в качестве техника (изготавливала бомбы) и пользовалась партийной кличкой «Генриетта».

Революционерка, участница гражданской войны в России, журналистка, поэтесса, писательница. После Октябрьской революции некоторое время занималась работой, связанной с сохранением памятников искусства, была секретарём Луначарского. В 1918 вступила в РКП(б). В 1918-1919 годах была комиссаром Морского Генерального штаба, политработником Волжской флотилии. В 1921 году была в Афганистане в составе советской дипломатической миссии. Последнее крупное произведение Рейснер - исторические этюды-портреты, посвященные декабристам («Портреты декабристов», 1925).

Эта женщина была действительно выдающейся – революционерка, феминистка, борец за права женщин, оратор, публицист, министр. Александра Михайловна Коллонтай призывала к социальному раскрепощению женщин и проповедовала идеи свободной любви. А в историю она вошла как первая в мире женщина-посол и министр СССР .


Александра Домонтович родилась в 1872 г. в генеральской семье, получила хорошее образование и воспитание. Ей была уготована традиционная участь аристократки – выйти замуж и растить детей. Но в 17 лет она отказала генеральскому сыну и императорскому адъютанту. Она сказала: «Мне безразличны его блестящие перспективы. Я выйду замуж за человека, которого полюблю». Так она и сделала – наперекор своей семье вышла замуж за бедного офицера Владимира Коллонтая. Больше всего она ценила в нем то, что с ним можно было обсуждать пути освобождения русского народа.


Но радости семейной жизни и рождение сына не могли сделать женщину абсолютно счастливой – она нуждалась в социальной реализации. Увлеченная революционными идеями, она писала: «Любила своего красивого мужа и говорила всем, что я страшно счастлива. Но мне казалось, что это «счастье» меня как-то связало. Как только мой маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина».


Вскоре она развелась с мужем, чтобы полностью посвятить себя общественной работе. После революции 1917 г. Александра Коллонтай получила высокий партийный пост – возглавила женотдел ЦК партии. Троцкий называл ее «валькирией революции». Именно она отстояла для женщин оплачиваемый декретный отпуск, бесплатные родильные дома, детские сады и санатории.


В своих статьях Коллонтай писала: «Буржуазная мораль требовала: все для любимого человека. Мораль пролетарская предписывает: все для коллектива! Эрос займет достойное место среди членов трудового единения. Пора научить женщину брать любовь не как основу жизни, а лишь как способ выявить свое истинное я». Коллонтай призывала женщин раскрепоститься, но при этом ратовала не за беспорядочные половые связи, а за абсолютное равноправие в «новой семье».


Александра Коллонтай стала не только теоретиком, но и практиком сексуальной революции: в 45 лет она сама сделала предложение 28-летнему Павлу Дыбенко. На все осуждающие реплики она отвечала: «Мы молоды, пока нас любят!». Это была первая запись о браке в первой книге актов гражданского состояния советской России.


Дипломатическая работа Коллонтай началась в 1922 г., когда ее отправили торговым советником в Норвегию. В 1926 г. она получила назначение в Мексику, в 1930 г. – в Швецию. Говорят, что именно она уберегла Россию от войны со Швецией. СССР обязан ей заключением ряда выгодных торговых договоров. Она работала, пока болезнь не приковала ее к инвалидной коляске, и оставалась активной до 80-ти лет, до самой смерти.
Начало ХХ в. в России до сих пор вызывает много споров среди историков, в частности,

Вот здесь, где речка наша Пискала среди дубовых зарослей текла тому назад, пожалуй, триста лет. Мой первый предок дал святой обет: Пеньки сжигать и в поле сеять рожь и дом срубить среди дубовых рощ.

Тот предок слово данное сдержал и здесь село большое основал. Под сенью дуба избы и дворы, а в избах много разной детворы... Да было здесь двенадцать ветряков, пятьсот дворов и много кабаков.

А от села сосновый, синий бор идёт до самых Жигулёвских гор. И здесь в бору зверья было не счесть (зайчишки, правда, и поныне есть). А речки той, где предок рыб ловил. Теперь уж вовсе нет - песок замыл.

За удаль предков стоит похвалить, в бою кулачном не смогли их сбить. Пришлось бывать на многих им фронтах, но шли с войны - вся грудь их в орденах, а их потомки за Отчизну-мать остались вечно во земле лежать.

Но если б предок из могилы встал, он впрямь села б родного не узнал.

Дома в селе все новые стоят. На солнце свежей краской крыш блестят.

Поля без меж - массив большой един. Не труд ручной, а голоса машин. Таких хлебов дед не знавал вовек! И хлеб ссыпают все в один сусек. Народ дожил до лучших своих дней: В поле едет с песней, с поля - с ней.

Хвала тому, кто жил здесь в старину. В лесах сохою поднял целину.

Но трижды тем, кто жизнь отдал свою за долю светлую в моём краю...

А нам, потомкам, в стороне отцов преображать земли своей лицо.

Александр Сурудин

Первое упоминание о селе Пискалы относится к началу XVIIIвека, приблизительно, 1730-е годы. Тогда оно представляло собой небольшую деревеньку, окружённую девственным лесом. Местность, где поселились люди нашего и соседних сёл, была густо поросшая лесом, изобиловала ручьями и речками, болотами и прудами. Поэтому первым поселенцам было трудно найти достаточное количество годной для пашни земли. Они выбрали для жилья высокий, сухой берег бурной речки Пискалки - отсюда и название села. Речка делила село на две части. Население в основном - мордовское - неграмотное. Занималось лесным хозяйством и земледелием.

Другой берег речки, заросший густым лесом, не заселялся несколько лет. Так вспоминали старожилы. Сначала селение было небольшим и малочисленным. С годами оно разрасталось в сторону села Новое Ерёмкино, увеличивалось, жилища начались строиться и на другом берегу. На месте современного Дома культуры раньше находилась местная деревянная церковь в честь святого Дмитрия Солунского с колокольней, построенная в 1871 году.

Через речку Пискалку был проложен мост. Строили мосты и через овраги, чтобы пройти в поле к делянкам. Дорогу через село жители называли Большой или Столбовой. Через неё проходил путь из Ставрополя в Самару и дальше.

Лес в жизни сельчан играл большую роль. Рубкой леса на зиму человек мог заработать 10 рублей, перевозкой на лошадях - 5 рублей. Лошадь в то время стоила 20 рублей.

Лес вырубали не только на вывоз. Его применяли на строительство домов, мельниц, использовали на дрова. Корни деревьев шли на уголь, дёготь. В пискалинский лес приезжали за древесиной из соседних сёл: Ташлы, Мусорки, Старой Бинарадки. В окрестностях села

Пискалы есть поляны, места прежних вырубок, на которых до сих пор растёт лесная ягода, грибы. Между асфальтовой дорогой на село Новое Ерёмкино и прудом на краю оврага находится дубовая роща, которую называют Черемладка. Это тоже остаток от того богатого лeca.

В сборнике статистических сведений по Самарской губернии отражено, к чему привело истребление лесов. В значительной степени это повлияло с одной стороны на изменение климата - стал более суров, с другой - произошло обмеление рек и речушек, берега и склоны которых, обнажённые от всякой растительности, постепенно обваливались, вследствие чего русло рек засорялось песком и илом. Существование многих речушек зависело лишь от запруды навозом. И действительно, многие речушки и озёра в настоящее время или совершенно иссякли, или превратились в ничтожные ручейки. Среди крестьянских наделов появилось много небывалых прежде обвалов (оврагов). Реки: Грязнуха, Хмелёвка, Чална, Кирмала, Пискалка и другие, обозначенные на карте Самарской губернии, изданной в 1867 году членами Статистического комитета, давно не существуют. В результате чего многие селения испытывают недостаток в крестьянских угодьях.

Документы подтверждают тот факт, что оврагов сначала в селе и на полях не было, а образовались они в результате потоков воды при таянии снега. В те годы снега было много, таяние проходило очень интенсивно, широкими бурными ручьями текла вода с полей. Происходили отвалы земли большими глыбами в Дмитриевском овраге. Сельские старушки по сей день вспоминают с восторгом и гордостью, как, будучи молодыми девчонками, высаживали саженцы сосен, спасая землю от обвалов. Теперь это стал большой сосновый бор. Лес и теперь называют «сосёнками». Он оградил сельчан от бывших песчаных бурь, выручал и во время войны, и в мирное время дарами своими.

В дореволюционное время всё население села Пискалы делилось на богатых и бедных. Те, что богаче имели добротные дома. До 1930-х годов материальные недостатки имели место. Большинство домов в селе были деревянными с соломенной крышей. Печи - глинобитные, обстановка в избе очень простой: стол в переднем углу, вдоль стен - лавки. На кроватях спали только старики, а остальные - на полатях.

В больших семьях насчитывалось по 10-15 человек, приходилось спать и на полу. Постелью на полу служила солома, которая утром шла на отопление дома. Бани в деревне отсутствовали. Люди мылись сначала в печке, потом в печном чулане, где было теплее, чем дома. Первые бани появились у богачей. В них мылись несколько семей поочерёдно.

Одежда была тоже простой. Мужчины носили длинные домотканые рубахи, брюки одевали только в церковь и по праздникам. Женщины ходили в самотканых широких юбках и сатиновых сарафанах. Повседневной обувью служили лапти. В церковь и по праздникам надевали мужчины сапоги, а женщины «коты» (боты, ботинки).

Богачи же имели добротные дома, многие - кирпичные.

Население Пискалов с давних пор пользовалось земельными наделами. Но земли было мало, так как большая часть её принадлежала окружающим сёлам Н.Матюшкино, Н. Ерёмкино, Новой и Старой Бинарадкам. Границы их полей подходили близко к селу Пискалы. Кроме того, богатым сельчанам доставалось на человека земли больше в три раза (по 5 гектаров), чем бедным (один - три гектара).

Для обеспечения себя землёй, крестьяне выкорчёвывали пни, удаляли корни, деревьев после вырубки леса. Обработка земли велась сохой и бороной. Выращивали рожь, пшеницу, просо, гречку, горох, лён, коноплю, подсолнух, арбузы, дыни, тыкву. В своих хозяйствах сельчане держали скот, птицу. Так как земельные наделы были невелики, мужчины уходили на заработки к лесопромышленникам и в Самару, где некоторые оставались на постоянное место жительства.

Доходов с урожая не хватало для семьи, и сельчане кроме земледелия занимались ремёслами и промыслом. Например, Лапшины строили дома, Авдонины - мельницы, Зорин изготовлял колёса, Тарасов был сапожником, Ерыков А. - кузнецом, Дерябин - извозчиком, Ромодины - валяльщиками.

По вторникам на центральной улице был базарный день. Торговали рыбой, железоскобяными изделиями, дёгтем, сбруей, бочками, другими товарами для крестьянского хозяйства. Излишки продукции крестьяне возили для продажи в Ставрополь и вверх по Волге в города: Казань, Ярославль, Рыбинск и другие.

Победа Великой Октябрьской революции всколыхнула народные массы и в селе Пискалы. Люди собирались на площади перед церковью, митинговали, обсуждали свершившиеся события. В конце концов, в Пискалах была установлена Советская власть. Первым представителями Советской власти на селе были: Ефим Васильевич Матвеев - председатель сельского Совета, Илья Сергеевич Барышкин - товарищ председателя, Пётр Тимофеевич Елисеев - секретарь сельского Совета. Все беспартийные, но горячо сочувствующие новой власти.

Председателями сельского Совета в разные годы были:
Гавриков СИ., Матвеев П.А.,
с 1944 по 1948 г. - Дмитриев Ф.Р.,
с 1948 - Селиваткин П.Н., Дмитриев Ф.Я, Калабин B.C., Калинкин А.С.,
с 1971 по 1972 г. - Новикова Л.Ф.,
с 1972 по 1975 г. - Витин Л.Н.,
с 1975 года по настоящее время - Рыблёнков В.Н.

Секретарями сельского Совета назначались: Елисеев П.,
с 1947 по 1974 годы - Николаев A.M.,
с 1974по 1987г. - Лях-Ватаман Л.В.,
с 1987 по июнь 2005 г. - Антонова Т.В.,
с июля 2005 года - Нагайцева О.А.

Фролов Игнатий руководил советом бедноты. К нему со всех окрестных сёл по его требованию привозили имущество и скот, а он распределял это среди бедных.

В годы Гражданской войны жители с. Писклы не остались в стороне. Они приняли активное участие в защите молодой республики. Белочехи арестовывали всех активистов, например мужа гр. Гавриловой, и отправляли их в поезде «смерти» в Сибирь, где они погибали. Многие сельчане не вернулись в Пискалы после Первой мировой войны, а остались в рядах Красной Армии, сражались на фронтах Гражданской войны. Все кузнецы были мобилизованы в автомобильные мастерские армии Михаила Васильевича Фрунзе.

Во времена НЭПа в Пискалах оживилась частная торговля. Открылись новые лавки, магазины. Началась скупка земли у бедных крестьян. Построены новые ветряные и паровые мельницы. Началось выселение на пустующие земли.

В архивных документах имеются некоторые фамилии мельников того времени: братья Павловы, Афанасий Клочков, Филипп Панфилов, Семён Богаев, Варлам Пантелеев, Григорий Панфилов, Кирилл Тимофеевич Панфилов, Леон Афанасьевич Сабатеев, Макар Рассадин, Прокофий Евдокимович Рассадин, товарищество Варламовых.

Держали маслобойки: Алексей Иванович Земцов, Иван Алексеевич Фролов.

Большим спросом в селе пользовался дёготь. Одним из мастеров его производства был Упырин Илларион.

В 1929 году началась коллективизация. Первыми организаторами колхоза - активистами на селе были: Яков и Марк Сурудины, Сергей Котаркин, Иван и Павел Калабины. Все они были из бедноты.

В селе имелась комсомольская ячейка. Секретарём ячейки был Красиков Михаил - сирота, воспитывался у богача Фролова Назара. Марка Сурудина застрелили в Бинарадке как активиста.

Первым председателем колхоза был Верясов, затем - Бражкин. Оба они были родом из Санчелеева. Бухгалтером назначен Николай Фёдорович Галкин. Он и его жена проводили большую общественную работу.

Создавшийся колхоз назвали «Красные Горки». После он разделился на два хозяйства: колхоз имени Кирова и колхоз «Красные Горки». Первыми коммунистами на селе были Яков Сурудин и братья Калабины. Первая женщина-коммунистка - Малышева Елизавета Николаевна. Первая женщина-трактористка - Клюева Ефросинья Алексеевна.

Большим и важным событием на селе стало появление первого трактора в 1930 году. Его, с развивающимся красным флагом, пригнал Фёдор Трофимов.

Кулаки всячески мешали организации колхозов. Они травили скот (уничтожили 40 коров и 60 лошадей), заманивали бедняков на тайные собрания, где агитировали против Советской власти, жгли общественный хлеб, преследовали активистов, ранили уполномоченного из Ставрополя.

Но колхозы выстояли, начали развиваться. Жизнь крестьян улучшалась, больше появлялось продуктов для жителей, в селе имелись две школы, больница.

Колхоз «Красные Горки» в предвоенное время был передовым в районе. В двух хозяйствах (колхоз «Красные Горки» и колхоз имени Кирова) имелись две бригады: полеводческая и животноводческая. Создали тракторные отряды. Бригадиром отряда долгое время работал Евстифеев Матвей Иванович, в отряд входили колхозники: Григорий Егоров, Фёдор Трофимов, Павел Алексеевич Гашняков и другие.

1941 год. Вспоминает Рябова-Федосеева Пелагея Терентьевна, 1915 года рождения: «В ночь с 21 на 22 июня в нашем селе шёл сильный проливной дождь, а наутро была ясная солнечная погода. Многие колхозники, а наше хозяйство называлось колхозом имени Кирова, были в поле, так как с весны до глубокой осени работали днём и ночью, редко видели своих детей, стариков. Председателем колхоза тогда был Носанов Федот Никифорович. К обеду, когда все женщины обедали и отдыхали, к ним в поле приехал учётчик - Иван Носанов:

Девчата, я вам печальную весть принёс.

Война! Война! Многим вашим мужикам из райвоенкомата принесли повестки.

У нас и руки опустились. Кто заорал, кто заплакал. Раньше районным центром у нас был Новый Буян, там и находился райвоенкомат, откуда провожали мы наших мужей и сыновей. Многим же дали бронь - должен кто-то и хлеб растить для фронта».

В тот же день в районе началась запись добровольцев. Одним из первых записался Плётин Николай Михайлович. Родился он 9 мая 1922 года в семье крестьянина. Окончил 7 классов в 1938 году. Уже на фронте, в 1942 году, вступил в комсомол. «Мы, молодёжь, -вспоминал Плётин Н.М.,- вступая в ряды комсомола, клялись защищать Родину. Этот день запомнился мне. Вступали перед боем ночь в землянке. В ночь, когда 28 панфиловцев задержали наступление немцев перед Москвой».

Плётин Николай Михайлович воевал на 2-ом Белорусском фронте, прошёл с ним от Москвы до Берлина. Имеет награды: орден Отечественной войны Iстепени, орден Красной Звезды, медаль «За отвагу» и другие медали.

Клочков Фёдор Гаврилович родился 16 января 1925 года в селе Пискалы. Работать в колхозе начал ещё мальчишкой в 14 лет. Сначала он возил на лошади воду в поле трактористам, а в 1942 году освоил трактор. В 1943 году призвал на фронт в стрелковую дивизию. В октябре 1945 года тяжело ранен в левую ногу и демобилизован. За боевые заслуги награждён орденами Славы IIи IIIстепеней, медалью «За отвагу». После войны вернулся в родной колхоз, продолжил работать трактористом.

Муругова Татьяна Алексеевна родилась 25 марта 1922 года в селе Пискалы, закончила 7 классов, работала в колхозе имени Кирова. 27 декабря 1942 года её призвали в ряды Красной Армии. Из Ново-Буянского райвоенкомата направили в г. Куйбышев на Безымянку, где долгое время находилась в тылу, копала окопы. Пройдя медкомиссию, 1 июня 1943 года, направлена в действующую армию. В январе 1944 года Татьяну Алексеевну и ещё 11 девушек привезли под Горький на станцию Ветлуга в 11-ый зенитно-пулемётный полк. Там старший сержант Червяков показал девушкам их орудия - 9 трёхствольных пулемётов, обучил стрельбе их них. Сначала было страшно, тяжело. Вот что рассказывает Татьяна Алексеевна:

«Наши пулемёты находились в разных точках друг от друга, мы охраняли мосты, дороги, по которым шли на фронт наши войска. В основном немецкие самолёты налетали по ночам, бомбили. Были случаи, когда немецкие бомбы попадали в цель. Однажды ночью, это было под Киевом на станции Олевск, охраняли склады с боеприпасами, вдруг налетели самолёты. Наша небольшая группа из трёх человек, а я была наводчиком, подбила один самолёт. За это все мы награждены медалью «За отвагу».

На передовой Татьяне Алексеевне побывать не пришлось, их полк двигался уже по разрушенным и освобождённым от фашистов городам, сёлам, деревушкам. До самой победы девушки охраняли назначенные важные объекты. В родное село вернулась Муругова Т.А. в звании младшего сержанта в июле 1945 года. Имеет множество наград. В колхозе работала телятницей, среди передовых. В настоящее время - на заслуженном отдыхе.

В село Пискалы в годы войны приходили письма с фронтов в виде треугольников в каждый дом, каждую семью. Были и похоронки. Муж Матвеевой Анастасии Максимовны, Павел Яфимович, служил в танковых войсках в звании сержанта.

22 июня 1941 года - одна из самых трагических дат в истории села. В годы войны были призваны 240 человек. Вся тяжесть забот военного времени легла на плечи женщин, стариков и подростков. Многие защитники Родины не вернулись домой.

Школа в селе до 1941 года была семилетней. В 1941 году по ходатайству сельчан «семилетку» из села перенесли в село Пискалы, так как детей в Пискалах было больше.

В Ново-Еремкинской школе директором с 1928 года была Нахрикова Анна Андреевна.

Сейчас в селе только начальная школа. В ней учатся 6 человек. А раньше была «Восьмилетка», был интернат, где жили ученики из Красной Дубравы! В классах было по 25-30 учеников. Потом учеников, стало мало, и школу закрыли, оставили только начальную. Закрыли клуб. Сейчас его вновь реставрируют под церковь, то есть то, чем здание было изначально.

Была почта, мельница, маслобойня, гараж, фермы... Был большой деревянный мост, под которым свободно проходили лошади, груженые соломой. Сейчас этого ничего нет.

Сейчас в селе живут мордва (эрзя). Мордовский язык в селе разговорный, читать и писать на нём никто не умеет. Население в основном пожилого возраста.

Когда-то почти все жители села Ново-Ерёмкино работали в местном хозяйстве - на ферме, в поле, а второе отделение совхоза «Красные Горки» производило молочной продукции даже больше, чем центральное. Да в полеводстве ерёмкинцы не уступали пискалинцам.

Казалось, так всегда и будет, - говорит глава волости Василий Рыблёнков. - Но в 90-е годы последствия непродуманных реформ дошли и до нас. Молочную ферму в Ново-Ерёмки-не закрыли. Животных перевели на центральное отделение хозяйства. Потом закрыли и мастерскую. Многие остались без работы, так как не все пожелали ездить или ходить в Пискалы, до которых напрямую, по полю 3 км, а в обход - все 6. Тем более в хозяйстве стали задерживать зарплату, да и платили немного.

Вот и занялись новоеремкинцы подсобным хозяйством, - продолжил он. - Жить-то надо! Дрова нужно купить, детей одеть-обуть.

В Ново-Ерёмкино сейчас 119 дворов. Проживает около 300 человек, в основном пенсионеры, пенсию им приносят из Пискалинской почты. Своей-то нет...

Ребята начальных классов ходят в местную школу, построенную вместо сгоревшей. Средства на её возведение выделяла районная администрация.

Ни одно социально-культурное учреждение у нас в Еремкино не закрылось, - говорит Василий Рыблёнков. - И не допустим этого. Ведь стоит только закрыть школу и сразу же молодежь уедет из села. Такое уже было. Сколько людей потеряли! Вот в Красной Дубраве, расположенной на территории нашей волости, проживает всего-то 5 человек, остальные дачники. Все социально-культурные учреждения закрылись. Не допустим, чтобы такое случилось с селом Новое Ерёмкино.

Библиотека, фельдшерско-акушерский пункт - они живут, действуют, обслуживают сельчан. В бывшей мастерской открыт сборный цех от АвтоВАЗа, а еще сельский предприниматель занялся выращиванием кроликов.

Чтобы улучшить жизнь в селе, облегчить жизнь крестьян, необходимо провести газ. Это тоже будет способствовать закреплению молодежи в селе. Может быть, будут субсидии на строительства жилья.

Уже в этом году намечено провести газопровод. Но газификация домов - за счет самих владельцев. Будут устанавливаться газовые котлы в социально-культурных учреждениях. Так что скоро в Ново-Еремкино зажжется «голубой огонёк».

В дополнение к про ранне-большевицкие понятия в половом вопросе.
В статье обращено внимание на то, что к падению морали толкали тяжёлые условия жизни при большевиках, особенно для женщин. А коммунисты-комсомольцы с радостью принимали такое "предложение" тела. Об этом же, кстати, которую за это расстреляли в 1937.

В жж статью уже перепечатывал Успокоитель .
Первого места издания этой статьи не нашёл - если кто знает, напишите.

http://www.ateismy.net/content/spravochnik/kritika/doloi%20stid.php
Долой стыд и срам!
О своеобразной морали некоторых атеистов.
Сергей Глезеров

Одной из форм послереволюционной борьбы за «освобождение женщины», за «новый быт», против отжившего «старого мира» являлось движение нудизма. Зародилось оно еще на рубеже XIX - ХХ веков в Европе, потом просочилось и в Россию, но воспринималось как благородный порыв к полному сближению с природой и попытка отбросить ханжеские нормы морали. Теперь же нудизму придали ярко выраженный политический характер.

Летом 1925 года в Москве появилось общество «Долой стыд!». Его участники решили бороться со стыдом как с буржуазным предрассудком. Группы людей по шесть-десять человек совершенно голыми маршировали по улицам, а на лентах, надетых поперек обнаженного тела, было написано: «Долой стыд - это буржуазный предрассудок». На дамах не было ничего, кроме обуви и сумочек для документов. Причем они ходили в таком виде в кино, в столовую для рабочих и даже ездили в трамвае. Правда, затея не вызвала понимания в обществе: говорят, бабушки, видя их, крестились, дети бросали в них камнями и гнилыми овощами.

Бельгийский консул в России Жозеф Дуйе впоследствии вспоминал: «В 1925 году при покровительстве советского правительства образовалось общество «Долой стыд!». Члены этого общества обязались отказаться от одежды и ходить голыми. Для пропаганды некоторые члены этого эксцентричного общества были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и т. д. Я видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».

По воспоминаниям писателя Варлама Шаламова, «мальчишки, зеваки шли толпами за адептами этого голого ордена. Потом московская милиция получила указания - и нагие фигуры женщин и мужчин исчезли с московских улиц».

Народный комиссар здравоохранения Семашко от имени правительства осудил попытки ходить голыми «по московским изогнутым улицам». При этом он выдвигал главным аргументом следующий: «неподходящий климат, слишком низкая температура Москвы, грозящая здоровью населения, если оно увлечется идеями общества «Долой стыд!». Далее говорилось, что наркомат здравоохранения выяснил, что воздух городских улиц перенасыщен пылью и бактериями, вредными для человеческой кожи. Поэтому Наркомздрав рекомендовал не появляться на городских улицах без одежды, а полезный свежий воздух и солнечный свет искать на окраинах города и берегах водоемов...

Приложение:(Из статьи А.Бунге «Брак и положение женщины» в сборнике «Мир перед пропастью» под ред. И.Ильина (Берлин, 1931, на немецком языке). Русский перевод издан в Москве в 2001 г. Хотя в русском издании это прямо и не оговорено, все цитаты из советской прессы в русском издании даны, по-видимому, в обратном переводе с немецкого.)
«…Известная коммунистка Смидович кратко изложила суть сексуальной морали, царившей в то время среди коммунистической молодежи: «Кажется, наша молодежь уверена в том, что она призвана решать все вопросы, связанные с любовью, самым грубым и грязным способом; иначе она нанесет ущерб достоинству коммуниста. Нынешняя мораль нашей молодежи в кратком изложении состоит в следующем:

1.Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.

2.Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе ее сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой …» («Правда», 21 марта 1925 г.)


Правильность этих формулировок подтверждалась письмами, пришедшими в ответ на ее статью. Так, например, одна студентка пишет: «Студенты косо смотрят на тех комсомолок, которые отказываются вступить с ними в половые сношения. Они считают их мелкобуржуазными ретроградками, которые не могут освободиться от устаревших предрассудков. У студентов господствует представление, что не только к воздержанию, но и к материнству надо относиться как к буржуазной идеологии» («Правда», 7 мая 1925 г.). Другая студентка, по фамилии Рубцова, рассказывает, что коммунисты рассматривают любовь как нечто очень скоро преходящее, долгую любовь они считают скучной; а понятие «супруга» для них — буржуазный предрассудок. В ответ на вопрос: «Где работает ваша жена?» — они рассмеялись и спросили: «Какая?» «Один известный коммунист сказал мне: «В каждом городе, куда я езжу по работе, у меня есть временная жена». «Муж моей подруги, — продолжает Рубцова, — предложил мне провести с ним ночь, так как его жена больна и этой ночью не может его удовлетворить. Когда я отказалась, он назвал меня глупой гражданкой, которая не способна постичь все величие коммунистического учения » («Правда», 7 мая 1925 г.).

Следует заметить, что все эти женщины — настоящие коммунистки, которые никоим образом не сомневаются в правоте коммунистических взглядов, а жалуются лишь на ужасный цинизм в поведении коммунистов и ущемление их женского достоинства (См. также вышеупомянутый стенографический отчет пленарный заседаний ВЦИК, стр. 155, 169). (…) У коммунистической молодежи преобладает мнение, что между полами могут существовать лишь сексуальные отношения. Так, «Правда» пишет (9 января 1928 г.): «Между мужчиной и женщиной у нас существуют только сексуальные отношения» . И героиня популярного рассказа известного писателя Пантелеймона Романова «Без фигового листка» говорит: «Мы не признаем любви. Мы знаем только сексуальные отношения, потому что любовь презираема как нечто психологическое, а у нас имеет право на существование только физиология. Всех, кто видит в любви что-то кроме физиологии, высмеивают и считают импотентами и ненормальными».

Изнасилование женщин

Согласно этим взглядам коммунистов каждая женщина и каждая девушка, как говорилось, «обязана» удовлетворять сексуальный инстинкт мужчины. Конечно, это не всегда происходит беспрепятственно. В таком случае иногда прибегают к изнасилованию. Изнасилование стало просто бедствием в советском государстве. Суды полнятся соответствующими исками, число таких исков постоянно растет. Одним лишь Московским судом рассмотрено в 1926 году 547 случаев изнасилования; в 1927 году это число (для Москвы) увеличилось до 726; в 1928 году до 849. В других судах — то же самое. Это явление в советской жизни получило особое наименование — «чубаровщина», по названию Чубаровского переулка в Петербурге, где в 1926 году двух женщин насиловала целая банда молодых коммунистов. Тогда этот случай вызвал большой резонанс, так как в этом принимали участие исключительно рабочие и преимущественно члены партии и комсомольцы.

Этот процесс был весьма характерным для нравов коммунистов и их отношения к женщине. По показаниям обвиняемых и свидетелей на процессе было установлено, что у молодежи в Петебурге существует следующее главное мнение относительно женщин: «Женщина — не человек, а всего лишь самка . Каждая женщина — девка, с которой можно обходиться, как вздумается. Ее жизнь стоит не больше, чем она получает за половое сношение» («Комсомольская правда», 18 декабря 1926 г.). Главные обвиняемые упорно твердили, что ничем не отличаются от остальных членов комсомола. «Все комсомольцы так же настроены и живут таким же образом, как мы». «Самым скверным, — замечает по этому поводу «Комсомольская правда», — является то обстоятельство, что этот ужасный случай не представляет собой в нашей жизни никакого особого преступления, ничего исключительного, он — всего лишь обычное, постоянно повторяющееся происшествие» (там же).

Обыденность этого судебного дела ярко характеризуется и показаниями одного комсомольца, который видел, как совершается насилие, но спокойно прошел мимо. Вопроса прокурора, почему он не позвал на помощь, он просто не мог понять… Казалось, ему вполне достаточно, что он сам не участвовал в деле. Один из обвиняемых даже утверждал, что изнасилования и вовсе не было: дело происходило лишь без согласия женщины… Страницы коммунистической печати полны материалами о подобных случаях, красноречиво свидетельствующих о невероятном цинизме большевистских взглядов по отношению к женщине.

«Освобождение женщины»

… Положение освобожденной и уравненной во всем с мужчиной женщины в советском государстве и вправду тяжко и унизительно. Общее обнищание, безработица и тяжелейшие условия труда привели к возникновению в стране нового явления — полной зависимости женщины от начальства и вследствие этой зависимости — «взятке натурой», или как это там называют, «женским чаевым». Мы часто встречаем в советской печати описания таких требований и печальные последствия отказа в удовлетворении подобных амбиций (см. раздел «Коммунизм как господство чиновников» в ч. I данной книги). Коммунистические начальники стараются полностью использовать экономическую зависимость женщины и теорию свободного удовлетворения сексуального инстинкта. Верховный суд принимает в апреле 1929 года решение возбудить уголовные дела против тех мужчин, которые требуют от женщин «из благодарности» вступать с ними в половые отношения. По этому решению против председателя исполкома в Дербенте было возбуждено уголовное дело по 14 искам за принуждение к сожительству женщин, которые обратились к нему за работой («Известия», 6 июля 1929 г.). Один директор больницы, коммунист Гульбатов, под угрозой увольнения требовал от женщин, своих подчиненных, вступать с ним в половые отношения (там же).

Особенно тяжелым здесь представляется положение учительниц. «Следует положить конец “чубаровщине” на ниве народного образования. Работники комиссариата просвещения нередко забывают о своей ответственности, своей должности и своем авторитете и без всякого стыда накидываются на молодых учительниц. Вначале они пытаются уговаривать, затем требуют под угрозой увольнения; а если все это не помогает, прибегают к насилию. Так поступают все, от молодых комсомольцев до поседевших членов партии. Всякая юная учительница считается блудницей: это входит в ее обязанности. Коммунистическая партия по этому поводу отмалчивается, а отдельные ее члены участвуют в этих делах и требуют от молодых учительниц беспрекословного исполнения этой естественной повинности» («Труд», 23 декабря 1928 г.). Еще одна, «Рабочая газета», сообщает, что в Сибири внезапно уволено много учительниц. Восемнадцати из них удалось доказать, что их увольнение последовало лишь по причине непокорности домогательствам начальства; вслед за этим их вновь приняли на работу («Рабочая газета», 12 сентября 1929 г.). «Мы отмалчивались, так как жили в нужде и не хотели лишиться своего куска хлеба. Так как мне известно, что приходится выносить моим товаркам по несчастью, я, чтобы предотвратить новые жертвы, решилась открыто написать обо всем» , — пишет учительница Тарасова, руководитель начальной школы в Рязанской губернии («Известия», 6 июня 1929 г.).

Немногим лучше и положение работниц, женщин, принадлежащих к классу людей, которым в советском государстве оказывается особое предпочтение. На фабрике «Катушка» Смоленской губернии целому ряду мастеров и рабочих, а также председателю профсоюза, сплошь коммунистам, предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением. Они требовали от женщин, чтобы те вступали с ними в половые отношения, а непокорных увольняли («Труд», 22 мая 1928 г.). Женщины, посещающие биржу труда, чтобы получить работу, должны соглашаться на сексуальные домогательства председателя («Труд», 15 июня 1928 г.). Коммунисты пытаются даже ввести кое-где феодальное право «первой ночи». Главная коммунистическая газета повествует о том, как директор одной из фабрик в Туркестане, коммунист Петровский, потребовал от вахтера фабрики, узбека, который собирался жениться, предоставить ему невесту на первую ночь после свадьбы. Так как он предупредил, что не простит и не забудет отказа, то жених после недолгого сопротивления согласился. Труднее было, пишет «Правда», получить согласие невесты, но в конце концов и это удалось («Правда», 25 апреля 1928 г.).

Проституция

Коммунисты любят указывать на то, что результатом свободных сексуальных отношений в советском государстве стало полное исчезновение совершенно позорного социального явления проституции. Это утверждение наивно повторяется и иностранцами. Однако официальные данные Советов полностью опровергают это утверждение. Да, исследованиями, проведенными Институтом венерических болезней, установлено, к сожалению, без приведения точных цифр, что проституция неизменно растет; это легко объяснить при чрезвычайно тяжелом положении в СССР вообще и женщин в частности. На вопрос, что, собственно, побудило их пойти на улицу, 95% этих женщин дали один и тот же ответ: безысходная нужда в результате долгой безработицы, сокращение, развод, бедственное положение родственников и т.п. Среди проституток — до 40% дочерей прежней аристократии, купечества и чиновников. В то же время до 27% здесь составляют дочери рабочих (данные Исследовательского института венерических болезней, см. также у Залкинда: Новая половая мораль, Москва, 1927 г.).

Резюме

Так выглядят итоги освобождения женщин и коммунистической борьбы с семьей. Эти итоги вынуждены признавать сами коммунисты. Так, например, центральная газета среди прочего пишет: «Есть люди, которые утверждают, что подобные итоги вызваны именно нами через нашу пропаганду свободных сексуальных отношений. Эти люди заявляют: “Вы пожинаете именно то, что сами посеяли! Вот вам ваша молодежь! Посмотрите на ваших молодых коммунистов”». Вслед за этим газета смущенно заключает: «Надо признать, что в здоровой пролетарской атмосфере подобные явления недопустимы» («Известия», 6 июня 1928 г.)".

======
В этом свете становится понятна ностальгия уцелевших и постаревших "первых комсомольцев", когда они в семидесятые годы вспоминали свою молодость: "Эх, весёлое было время, романтическое... Не то что сейчас..."
В комментах нашёл ссылку на сатирический рассказ 1927 года про пионеров: одного пионера поймали на том, что он ходит с пионеркой и пропесочивают на собрании-суде.
Пантелеймон Романов.

Ни одно историческое событие не было так сильно искажено капиталистической элитой, как Русская Революция. В большинстве рассказов почти не упоминается роль женщин и те преимущества, которые они получили в результате победы революции. Свержение капиталистов и помещиков партией большевиков и русским рабочим классом в 1917 году привело к радикальным прогрессивным переменам в обществе, которых не было до и после революции.

Большевики, подчеркивая роль рабочего класса в изменении всего общества, признавали, что женщины страдают от двойного гнёта, который коренится в капитализме и сельском патриархате. Они считали, что освобождение женщин имеет решающее значение в борьбе за социалистическое общество. Ленин говорил, что «пролетариат не сможет достичь свободы, пока не добьётся полного освобождения женщин». Женщины играли ведущие роли в большевистской партии, и революция радикально изменила сознание и жизнь рабочих женщин.

Женщины и Февральская революция.

23 февраля 1917 года на улицы вышли десятки тысяч женщин. Это событие разожгло Февральскую революцию. Эти протесты были приурочены к Международному женскому дню, и большевички стали главными их организаторами. «Настроение женщин было очень воинственным – не только рабочих женщин, но и женщин, стоящих в очередях за хлебом и керосином. Они устраивали политические собрания, они доминировали на улицах, они двинулись к Городской Думе с требованием хлеба, они останавливали трамваи. «Товарищи, выходите на улицы!», - кричали они с энтузиазмом. Они шли на фабрики и заводы, и призывали рабочих отложить инструменты», - писали Анна и Мария Ульяновы в «Правде» от 5 марта 1917 года.

Самые прогрессивные законы в истории.

В декабре 1917 года, всего через семь недель после формирования первого в мире государства рабочих, в результате победы Октябрьской революции, развод стал законным и легкодоступным. Вскоре было законодательно оформлено равенство женщин с мужчинами, и была отменена «нелегальность» детей, рождённых вне брака. С самых первых дней большевики выступали за равноправие женщин, но краеугольным камнем стало освобождение женщин от рабства в традиционной семье. До революции жизнь женщин была строго регламентирована: выйти замуж, любить только одного мужа, рожать детей и заниматься «вечной рутинной работой на кухне и в детской». Большевики оспаривали эти порядки и роль патриархата и Русской православной церкви.

Революция начала реализовывать мечты о системе социального обеспечения. Началось строительство родильных домов, больниц, школ, яслей, детских садов, социальных столовых и прачечных – всё это было нацелено на освобождение женщин от домашней работы. Для рабочих женщин был утверждён оплачиваемый декретный отпуск перед и после родов, на рабочих местах были организованы комнаты для кормления маленьких детей, а также для молодых мам введены перерывы на кормление грудью. Были написаны новые трудовые законы.

В 1920 году аборт стал законным и бесплатным. Лев Троцкий назвал его «одним из самых важных гражданских, политических и культурных прав женщин». Было создано Женское бюро для облегчения доступа женщин к политике, образованию и просвещению в сфере новых прав. Это бюро проводило литературные уроки, политические дискуссии и семинары на тему организации удобств на рабочем месте, например центров дневного ухода. Таким образом, был достигнут успех по целому ряду таких вопросов, как уход за детьми, жилищные проблемы и государственная медицина – всё это расширило горизонты для тысяч женщин.

Сексуальная свобода.

На протяжении всего постреволюционного периода большевики гарантировали широкое и свободное обсуждение сексуальности – это было радикальным новшеством. Отношения совершенно изменились. В 1921 году в «Коммунистической юности» был напечатан обзор, показавший, что 21% мужчин и 14% женщин считали брак идеальной формой отношений. 66% женщин предпочитали длительные отношения, основанные на любви, а 10% предпочитали отношения с различными партнёрами. Александра Коллонтай защищала радикальные перемены, говоря: «Старая семья, в которой мужчина был всем, а женщина ничем, типичная семья, в которой женщина не имела ни своей воли, ни личного времени, ни собственных денег, меняется прямо на наших глазах» («Коммунизм и семья», 1920).

Большевики считали, что отношения должны быть основаны на выборе и личной совместимости, а не на финансовой зависимости. Сексуальные дебаты, исследования и эксперименты распространились по всей стране. Молодёжь, в особенности, стремилась исследовать свою сексуальность. Девушка по фамилии Беракова написала в 1927 году в «Красном студенте»: «Золушки исчезли. Наши девушки знают, чего они хотят от мужчин, без каких-либо волнений многие спят с мужчинами из-за здорового влечения. Мы не объекты или простушки, за которыми должны ухаживать мужчины, девушки знают, кого они выбирают и с кем спят». Это было написано в стране, в которой только 10 лет назад аборт, развод и сексуальные отношения были незаконными.

Сталинская контрреволюция.

Годы войны против монархистов и 21 империалистической страны, приведшие к разрухе молодого государства рабочих, а также чрезвычайная изоляция революции, возникшая из-за поражения рабочих революций в Германии и других странах, создали условия для усиления бюрократии, которая пришла к власти при Сталине. Сталин и бюрократия применили авторитарные меры для разбиения сознания рабочего класса, внутреннего активизма и демократии, а также использовали свою власть для предотвращения побед социалистического движения за границей, в интересах консолидации привилегий бюрократии. Эта контрреволюция не только радикально отклонилась от рабочей демократии революционного периода, но и сознательно напала на завоевания женщин. Были отменены прогрессивные законы. Патриархальная семья снова стала средством социального контроля.

Вдохновляющее наследие.

Усиление бюрократии и предательство Сталина не умаляют значение революционных достижений 1917-го. Никогда прежде женщины не имели такого влияния на политику. Никогда прежде качество жизни и счастье женщин не обладали таким высоким приоритетом. Некоторые достижения Русской Революции до сих пор немыслимы для многих «самых прогрессивных» современных стран. Октябрьская революция остается бесспорным и вдохновляющим свидетельством неразрывной связи борьбы против всех форм угнетения и борьбы рабочего класса за социалистические перемены. Русская Революция показала, что рабочий класс является самой мощной общественной силой. Это единственное сознательное движение в интересах 99%, которое может всерьёз бороться против угнетения и неравенства женщин и других уязвимых групп. По примеру большевиков, мы должны понять, что без женщин – особенно рабочих женщин – невозможно победить капитализм и завоевать лучший мир.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...