IV. Определение темы занятия детьми

Отгадайте загадку:

Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.

Верно, зебра. А какой первый звук вы слышите в слове отгадке? Где еще можно встретить этот звук?……

Догадались о чем мы сегодня будем говорить на нашем интернет уроке?

Произнесите звук [з] и скажите, какой он: гласный или согласный?… Проверьте, звук [з] глухой или звонкий….

Перед вами …

Произнесите эти слова. Что заметили?…… Верно, в слове заяц звук [з] — твердый, а в слове зебра [з`] — мягкий.

Верно, заяц и зебра. Что вы знаете о зайцах? А о зебрах?

А вы знаете, что…

На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека.

Какого цвета зебры: черные в белую полоску или белые в черную полоску. Ученые доказали, что все-таки зебра черная в белую полоску.

Полосатая окраска помогает зебрам спасаться от хищников и от мух цеце. Стадо зебр воспринимается просто как мелькание черных и белых полосок и не расценивают, как источник питания.

Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся рядом с другими животными, например с жирафами или страусами, которые способны раньше заметить приближение хищников.

А вы знаете, что зебры обитают в каждом городе? Что это за зебра? …. Давайте вспомним правила перехода улицы по “ зебре”. (Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы . Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами. Там, где нет светофора обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств.)

1. Подберите еще слова на звук [з] , а теперь на [з`] ….

2. Найдите «лишнее»

3. И г р а «Доскажи словечко»

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю… (зарядку).

Порхает над полем,

Над вольным раздольем,

Встает спозаранку

Весенняя птичка… (зарянка)

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная… (задача)

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла… (зима).

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

– Спать ложитесь, поздно! –

Потому что мать – Луна,

А дочурки… (звезды). (Е. Серова)

А вот и буква З .

На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка, 3 — пружина, крендель, стружка.

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия

2. Найди спрятанные буквы З . Обведи их.

3. Назови перечеркнутые буквы.

4. Определи букву в неправильном положении.Выдели знакомую букву.

5. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написано правильно. Соедини их ниточками с зайкой.

6. Добавь недостающий элемент буквы.

7. Какой ключ подойдет к замку? Соедини ключ с замком.

8. Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди с левой стороны рисунка и раскрась букву З .
9. Соедини с буквой З только те предметы, названия которых начинаются со звука [З] .
10. Дорисуй вторую половинку буквы З в левой части рисунка. Обведи в кружок все буквы З в правой части рисунка.11. Сделай квадраты в левой части рисунка одинаковыми. Чем отличаются два квадрата с правой стороны рисунка?


12. И г р а «Волшебная цепочка»

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

13. И г р а «Наборщик»

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

14. И г р а «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.

15. И г р а «Лесенка»

16. И г р а «Из одного слова»

Кроссворды

О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

17. Ребусы

О т в е т: занавес, Зинаида, знание.

18.

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

Возьми карандаш любого цвета и раскрась все части рисунка, в которых встречаются буквы З .

19 . Читаем слоги …

20. Пишем

21.









Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Словарь

  • Забава — развлечение, потеха.
  • Завет — совет, наказ, данные потомкам, последователям.
  • Зависть — чувство, связанное с желанием обладать чем-либо, чем обладает другой человек.
  • Завод — фабрика; крупное промышленное предприятие.
  • Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле) которая охраняется законом из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Закинуть удочку — попытаться разузнать что-либо.
  • Замести следы — уничтожать, устранять то, что может служить уликой в чём-либо.
  • Зарубить на носу — запомнить крепко, навсегда.
  • Звёзд с неба не хватать — о человеке без таланта или дарования.
  • Здоров, как бык — о человеке крепкого здоровья.
  • Знать, как свои пять пальцев — знать что-то очень хорошо.

Рассмотрите картинки на 3 слайде. Послушайте первые звуки в словах. Обратите внимание, что в начале слов слышатся разные звуки – твёрдый согласный [з] и мягкий согласный [з"]. Например, в слове звезда слышится твёрдый звук [з], а в слове зебра мягкий согласный [з"]. Когда мы произносим эти звуки, слышим голос. Это звонкие согласные. Звуки [з] и [з"] обозначают буквой “зэ”.

Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка назвать слова, в которых встретились новые звуки. Определите, твёрдый или мягкий согласный в словах.

Прочитайте стихотворения. Спросите, о чём вы прочитали. Назовите слова с новыми звуками, определите какой звук слышится в слове – твёрдый или мягкий. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова). Придумайте свои слова с новыми звуками. Определите место звука в слове, твёрдый или мягкий согласный слышится в слове.

Напишите букву в альбоме. Подумайте, на что похожа буква. Дорисуйте букву до образа.

Распечатайте раскраску, заштрихуйте букву.

Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!

В электронной библиотеке http://oknigi.net/ вы найдёте книги различных жанров и направлений: аудиокниги онлайн, детская литература, детективы и триллеры, любовные романы, наука и образование, приключения, справочная литература. Вы можете скачать книги без всяких затруднений, выбрав нужную, воспользовавшись поисковиком сайта.


Буква З - девятая буква русского алфавита. Он обозначает согласный звонкий звук, твёрдый [З] и мягкий [З"].

Слова, на букву З : завод, занавески, зубы, зал, заяц, змея, значок, зонт, зебра, забор, забег, заря, закон, запах, зашить, звено, земля, зима, зола, зерно, забыть, забота, задача, заметка, засуха, зверьё, зевать, золото, зоопарк

Слова, в которых буква З в середине слова : база, Азия, ваза, изюм, изба, Лиза, муза, указка, язык, базар, вздох, взрослый, газон, гроза, козёл, озеро, сезон, физика, бензин, воздух, газета, грызун, польза, медуза, низкий, нельзя, огрызок, поздний, поезд, резина, праздник

Слова с буквой З на конце : таз, арбуз, блюз, глаз, груз, союз, указ, алмаз, девиз, круиз, порез, склероз, скалолаз, мороз, паровоз

Несколько букв З в слове : зазнайка, заказ, зигзаг, звёзды, замазка


Как писать букву З?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра "три"!

Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.

Загадки с буквой З ()
Зебра, ты сестра лошадки?
Поиграй-ка с нами в прятки.
Спрячься где-нибудь, в лозе,
На картинке с буквой...

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.
/зонт/

Зимой серый, а летом белый.
/заяц/

Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя
По земле ползёт она.
/змея/

Стихотворения про букву З ()
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.

З - не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!

Ищут звери в зоопарке,
Букву З, в высокой травке,
Айболит всем говорит,
Заяц знает, З звенит.

В звезде найдёшь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.

На обед дал клоун Гоша
Листья фикуса козе.
Откусила та. И что же?
Фокус-покус! - Буква З.
Забияка З большая,
Дразнит часто букву С,
Только С не обижает
Буквы З сей интерес.
Буква З звонок купила,
И с утра в него звонила.
Зайцев в гости зазывала,
Завтраком их ушощала.

Скороговорки ()
Звенит звонок, зовёт звонок,
И Зое надо на урок.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зелёная берёза стоит в лесу,
Зоя под берёзой поймала стрекозу.

Соня - незнайка,
А Зина - зазнайка.
Роза - зазнайка,
А Зоя - незнайка.

У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.

Девочка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козу и козла.

Чистоговорки


Изображение буквы З и слова на букву З






Буква «З» жила этажом ниже буквы «Ж». Рано утром она просыпалась, напевала свою любимую песенку: з – з – з – з, за, зо, зу, зи, зэ… И шла умываться и чистить зубы.

Надо сказать, что каждое утро буква «З» чистила зубы новой зубной пастой. У неё была огромная коллекция зубных паст со всех стран мира! Потому что в каждой стране у буквы «З» были друзья: мальчики и девочки, которые тоже очень любили чистить зубки. И они высылали букве «З» зубную пасту для её коллекции. В коллекции какой только пасты не было! И фруктовая, и ванильная, и мятная, и со вкусом мороженого, разная-разная.

Так вот, почистив свои чудесные здоровые зубки, буква «З» отправилась на прогулку. Она долго-долго шла по лесу и заблудилась. Она искала дорогу, но так и не могла выйти на неё. И буква «З» зашла внутрь домика, на котором были нарисованы незнакомые знаки. Внутри к ней навстречу вышла странная палочка с носиком (1) и сказала:

– Эй, где ты ходишь, цифра 3 (три), заходи!

– Ой, извините, но я не цифра три, я буква «З», вы меня перепутали.

– Да нет же, ты цифра три! – не унималась эта странная палочка. – А я – цифра один.

– А! – догадалась буква «З», она слышала про это удивительное царство цифр, – Я знаю, вы все цифры! Но я пришла из алфавита, я просто заблудилась.

– Да? – удивилась цифра один, – тогда где же наша цифра три?

– А может быть она тоже заблудилась и теперь сидит в нашем домике – Алфавите, и все её перепутали со мной, с буквой «З»? Сейчас я позвоню букве «А» и всё узнаю! – сказала буква «З».

У неё был телефон, по которому она звонила.

– Дзынь, дзынь, дзынь.

– Алё, это буква «А»? Да? А это буква «З». Что? У вас уже есть буква «З»? Да нет же, это не я, это цифра три! Ах, что делать? Все всё перепутали и запутали.

– Что, что, – ответила цифра один, – нужно идти к вам и выручать цифру три.

– Но я заблудилась и не помню дорогу домой! – возразила буква «З».

– Зато у нас есть карта, на которой всё написано и нарисованы все дороги, как до них добраться и как добраться до твоего домика Алфавита.

И они взяли карту, и пошли искать домик, в котором жила буква «З». Они долго шли и наконец, нашли домик. Там были все буквы и перед ними стояла и плакала цифра три. Она им говорила:

– Да никакая я не буква «З», я цифра! Цифра три!

– Да, да! Это я буква «З»! – крикнула подбежавшая буква «З» и встала рядом с цифрой три.

Цель: Развитие у учащихся слуховой дифференцировки [з]-[с], [з’]-[с’].

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление знаний о механизме образования звуков [з], [з’], [с], [с’] и их акустических особенностях;
  • активизация словаря на тему «Животные».

Коррекционно-развивающие:

Воспитательные:

Оборудование: индивидуальные зеркала, алгоритм целеполагания, схема анализа артикуляции звуков, артикуляционные профили звуков, текст, таблицы слогов, слов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

Логопед:

Каждый день – всегда, везде –
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Аутотренинг.

Я пришёл на логопедическое занятие.

– Я внимательно слушаю логопеда.

– Я чётко и правильно произношу все звуки.

– Я пишу красиво и аккуратно.

– Я проверяю каждое слово, каждый слог, каждую букву.

III. Артикуляционная гимнастика:

«улыбка», «чистим нижние зубки», «горочка», «кошечка сердится», «перешагнуть через нижние зубки», «желобок».

IV. Определение темы занятия детьми.

Логопед: Молодцы, ребята, вы хорошо подготовили артикуляционный аппарат к работе. Тему нашего логопедического занятия вы определите сами, если послушаете стихотворение и ответите на вопросы.

В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили.
И смотрели всех подряд –
Лису, зебру, рысь, зайчат.

– Ребята, о ком это стихотворение?

– Какой в слове «лису» третий звук?

– А в слове «зайчат» первый звук?

– В слове «рысь» последний звук?

– В слове «зебру» первый звук?

– Кто из вас догадался, какова тема нашего занятия?

Дети формулируют тему логопедического занятия.

V. Целеполагание.

Логопед: Ребята, а теперь, пожалуйста, определите цели нашего занятия.

Чему мы должны научиться? (Приложение 1 , алгоритм целеполагания)

Дети:

– Мы должны научиться чётко и правильно произносить звуки [з] – [с], [з’] – [с’].

– Мы должны научиться слышать и различать звуки [з] – [с], [з’] – [с’] среди других звуков.

Мы должны научиться составлять предложения с этими словами.

Логопед: Молодцы, ребята! Сегодня нам будет помогать обезьянка Дези. Она подготовила для вас очень интересные задания. Но чтобы вы с Дези правильно произносили звуки [с], [с’], [з], [з’], надо хорошо знать их артикуляцию.

VI. Анализ артикуляции звуков.

(Приложение 2 ). Учащиеся отвечают с опорой на алгоритм анализа артикуляции звуков и артикуляционные профили.

Логопед: Ребята, возьмите зеркала, поставьте их в рабочее положение и произнесите звук [с]?

– В каком положении находятся губы?

– Произнесите звук [з]. Что можно сказать о губах?

– При произнесении звука [с] в каком положении зубы?

– А теперь наблюдаем за языком. Произносим звук [с]. Где находится язык?

– А при произнесении звука [з]?

(Аналогичная работа проводится с мягкими согласными, логопед обращает внимание детей на артикуляторные и акустические отличия звуков).

VII. Характеристика звуков.

Логопед: Молодцы! А теперь переходим к характеристике звуков.

После подробного анализа артикуляции звуков, вам легко будет дать характеристику звукам.

(Приложение 3 , дети с опорой на алгоритм характеризуют звуки).

[с] – согл.; глух.; тв.
[з] - согл.; звон.; тв.
[с’] - согл,;глух.;мягк.
[з ‘] –согл.; звон.;мягк.

Логопед: Ребята, чем похожи и чем различаются эти звуки?

(Используя вибрационный контроль звуков, еще раз уточняем различия в произнесении этих звуков).

VIII. Связь звука с буквой.

Логопед: Кто мне скажет, какой буквой обозначаются звуки [з] и [з’]?

– А какой буквой звуки [с], [с’]?

– Ребята, посмотрите, на что похожи буквы С и З ? (Вывешиваются печатные и рукописные буквы).

С ?

– Из каких элементов состоит рукописная буква З ?

– Ребята, посмотрите, какой чудо-цветок нарисовала нам Дези.

–В чем его необычность?

(Чудо-цветок состоит из букв З, С . Учащиеся показывают и называют все буквы).

– Выложите из веревочек буквы, мальчики – букву С , а девочки – З .

IX. Развитие графомоторных навыков.

Логопед: Дези приготовила для вас карточки с зашифрованными буквами. Вам будет необходимо эти буквы расшифровать и записать в тетрадях. (Раздаются карточки с деформированными буквами З и С).

X. Развитие функций фонематического слуха.

Логопед: Сейчас мы будем различать звуки в ряду других звуков, в слогах, в словах и предложениях. Я буду произносить звуки, слоги, слова, предложения, а вы, как только услышите звуки [з], [з’] или [с], [с’], поднимите карточку с соответствующей буквой.

Звуки: [п’], [р], [з’], [т], [с], [г], [с’], [т’], [п], [с’], [з], [м’], [с], [к], [з], [в], [с’], [м], [р’], [с], [л’], [з].

Слоги: ро, зу, си, ву, зан, рас, зен, сён, тви, лзу, пет, тарсь, клир, зры, лянк, ксю, фте, зёдр, сятв, квар, мзю.

Слова: волк, бизон, норка, горностай, слон, лиса, носорог, обезьяна, зубр, лось, зебра, рысь, коза.

Предложение: Дези – талантливая обезьянка. Она любит рисовать красками. (Вывешивается картинка).

XI. Физминутка.

Логопед: Ребята, вы немного устали. Выполняйте упражнения вместе со мной.

Под пальмой на полянке
Отдыхали обезьянки.
Левой ножкой топ, топ.
Левой ручкой хлоп, хлоп.
Правой ножкой топ, топ.
Правой ручкой хлоп, хлоп.

XII. Закрепление и дифференциация звуков в слогах, словах, в предложениях. Формирование навыков письма и чтения.

Чтение слогов : СА – ЗЯ, СО – ЗЁ, СУ –ЗЮ, СЫ – ЗИ, СЭ – ЗЕ, ЗА – СЯ, ЗО – СЁ, ЗЫ – СИ, ЗЭ – СЕ. (Читают тихо, громко, с интонацией восхищения, удивления – развитие просодической стороны речи).

Логопед: А сейчас будьте внимательны, читаем слоги только с буквами С или З .

Читаем слоги с элементами скорочтения: ро, зу, си, ву, зан, рас, зен, сён, тви, лзу, пет, тарсь, клив, зры, лянк, ксю, фте, зёдр, сятв, квар, мзю. (Слоги предъявляются на карточках в течении секунды).

– Молодцы, прочитали вы слоги хорошо, а сейчас запишем те слоги с буквами З и С , которые вы запомнили. Пишите красиво и аккуратно.

– А сейчас мы вместе с Дези отправимся в зоопарк. (Вывешивается большой плакат с изображением зоопарка). Когда-то в этом зоопарке жила и Дези.

– Ребята, назовите животных, которые обитают в зоопарке.

– Назовите тех животных, в названиях которых есть звуки [с], [с’].

– А теперь назовите животных, в названиях которых есть звуки [з], [з‘].

– Ребята, ветер и дождь испортил таблички с названиями животных. (Вывешивается таблица с деформированными словами, дети прочитывают их.)

Звуковой и слоговой синтез слов.

Ребята, угадайте название животного и запишите его: второй слог – РА, первый – ЗЕБ; первый звук [л], второй [о], а последний – [с’].

– Ребята, из слов сбежали буквы С и З . Вставьте буквы, прочитайте и запишите слова в тетради. Вывешивается таблица слов:

ли…а
…аяц
ры…ь
обе…ьяна
…обака
ко…а

– Ребята, а какое из этих слов лишнее? Почему?

– Ребята, в лесу после животных остались следы. Назовите, чьи это следы?

(Дети образуют притяжательные прилагательные: лисьи, заячьи, рысьи, и т.д.)

Логопед: Ребята, закончите предложение подходящим по смыслу словом:

Лиса хитрая, а заяц…
Слон большой, а суслик …
Медведь неуклюжий, а обезьяна…
Леопард пятнистый, а зебра…

(Одно из предложений записывают в тетрадь). Перед записью дети хором называют 5 законов предложения:

– Чтобы грамотно писать, очень важно твердо знать пять законов предложения:

  • первое слово в предложении пишется с большой буквы;
  • каждое слово пишется отдельно;
  • имена людей, клички животных пишутся с большой буквы;
  • предлоги и союзы пишутся отдельно;
  • в конце предложения ставится точка.

(После записи предложения, учащиеся обязательно сверяют его с образцом на доске, подчеркивая гласные буквы).

Логопед: Ребята, из нашего зоопарка сбежала обезьяна. Давайте об этом прочитаем текст.

(Детям раздается текст. Сначала хоровое чтение, а затем по цепочке).

Притворщица.
В зоопарке жила обезьяна по кличке Дези. Однажды утром Дези неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Обезьяне дали лекарство и ушли. Дези мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку. Дези за её ум взяли работать в цирк.

После прочтения оставляются опорные (выделенные) слова, по которым дети пересказывают текст.

XIII. Подведение итога.

Логопед: Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу, вспомните, какие цели вы ставили в начале нашего занятия. Как вы считаете, достигли вы их? Какие были трудности? Как вы их преодолевали? Какие чувства вы испытываете сейчас?

Молодцы! Вы хорошо работали. Я горжусь вами!

З, з (называется: зэ) — буква всех кириллических славянских алфавитов (9-я в русском, белорусском, македонском и сербском, 8-я в болгарском и в украинском — 10-я); также применяется в письменностях ряда не славянских народов. На её основе в них даже образованы новые буквы, такие как Ҙ. В церковно- и старославянских азбуках является 8-й по счёту, и именуется «земля́».

В кириллице обозначается как (более древняя — Z-образная форма) и эквивалентна числу 7. В глаголице пишется как и означает число 9. Кириллическая форма произошла от греческой буквы Ζ, ζ (дзета); глаголическая, возможно, тоже (но имеются и другие гипотезы).

Буква З в произношении очень давно совпала с буквой Ѕ - «зело», употреблявшейся намного реже. С введением гражданского шрифта сначала (1708) букву З (в пользу буквы Ѕ) исключили из русского алфавита, но во 2-й модификации шрифта (1710) её восстановили, а Ѕ — исключили. Правда, обе азбуки употреблялись параллельно до 1735 г., когда окончательно убрали Ѕ.

Произношение

Буквой «З» в русском языке обозначают (перед рядом мягких согласных и ё, е, и, ь, ю, я) такие звуки, как свистящие [з]/[з`]; оглушается перед глухой согласной и в конце слова, соответственно, в [с`] / [с] (кузька [кус’ка], мазь [мас`], сказка [скаска], туз [тус]).Перед шипящими подобна им: напр., низший (чит. — ни[шш]ий), без жены (чит. — бе[ж-ж]ены) и т. п. В сочетаниях здч, зч читается как щ, т.е., как мягкое долгое [шш`]: звёздчатый (чит. —звё[шш`]атый), извозчик (чит. — изво[шш`]ик).

В целом аналогично читается буква З и в иных славянских языках; отличия, в основном, могут быть в меньшем распространении оглушения [з] в [с] и в произношении сочетания дз не в 2 звука, а как единого целого — звонкой аффрикаты, которая па́рна к глухой ц.

Приставки на з/с и их правописание

В целом этимологическая, русская орфография делает одну из малочисленных уступок произношению при написании приставок, с окончанием на з/с. Их правописание восходит к старославянским правилам, и несколько раз менялось. В частности, были следующие виды систем.

Русская современная орфография

Приставка с- неизменна; иные приставки (раз- и низ-, из- и чрез- (через), без- и вз- (воз-)) имеют з перед звонкой согласной и гласной, перед глухой согласной — с. (Считают, что слово «близстоящий» имеет не приставку, а 2 корня, и поэтому не противоречит данному правилу.)

Русская дореволюционная орфография

Не изменяются приставки чрез- (через-), без- и с-; приставки другие (из-, раз-, низ- и вз- (воз-)) имеют перед звонкой согласной, гласной, а также перед с — з, но перед иными глухими согласными — с.

Орфография церковнославянская (с середины XVII в.)

Никогда не изменяются приставки без-, с-, низ- и чрез- (через-) (лишь глагол згарати исключение, хотя сгорѣти); у приставок раз-, вз- (воз-) и из- имеется з перед звонкой согласной и гласной, и перед с и ш, но перед другими глухими согласными — с. В ряде изданий з на с не меняется также перед ч и ц, но это формально считают ошибкой.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...