Как мне тебя не доставало мой друг.
Долго и трудно складывалась поэма А.Т.Твардовского «За далью - даль» (1950-1960). В ней событийный сюжет ослаблен до минимума - просто путевые зарисовки, впечатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь... И все-таки поэма полна драматизма. Все острые противоречия, составляющие конфликтный узел, происходят в сознании автора, едущего на Дальний Восток. Вследствие этого «За далью - даль» можно назвать поэмой размышлений. Лиро-эпический характер поэмы дает возможность читателю зримо представить необъятность и величие Родины:
... А там еще другая даль,
Что обернется далью новой.
И, наконец, конечная цель поездки:
Не просто край иной, далекий,
А Дальний именно Восток.
Волга, Урал, Сибирь, Ангара, Байкал и другие регионы - емкие метафоры, отражающие историческую судьбу народа, с ее трудностями и ошибками. Именно поэтому размышления лирического героя так напряжены и драматичны. События самого узкого, частного, личного характера соотнесены с историческим прошлым, полным трагедийного накала. Неожиданная встреча на таежной станции Тайшет с другом ранней юности, незаконно репрессированным в 30-е годы и сейчас возвращающимся обратно, рождает образ-символ сложной исторической эпохи:
И вспомнил я тебя, друг детства,
И тех годов глухую боль.
В центральной главе «На Ангаре», связанной темой звездного будущего, поэт вспоминает еще одного друга, чья жизнь неотделимо слилась с историей, революцией, литературой, победами и ошибками и боль утраты которого до сих пор не затихает в сердце поэта:
Как мне тебя недоставало,
Мой друг, ушедший навсегда!..
Кто так, как ты, еще на свете
До слез порадоваться мог
Речам, глазам и людям этим!
Личные воспоминания преобразуются в яркие картины минувшего, связанные с драматическими обстоятельствами и последствиями эпохи культа личности Сталина:
Так это было. Четверть века
Призывом к бою и труду
Звучало имя человека
Со словом Родина в ряду.
Мы звали - станем ли лукавить? -
Его отцом в стране - семье.
Тут ни убавить,
Ни прибавить, -
Так это было на земле.
Не убегая от прошлого, лирический герой оценивает и отстаивает гордость человека, пережившего вместе с народом суровые годы и сопричастность к великим свершениям:
Да, все, что с нами было, -
Было!
А то, что есть, -
То с нами здесь.
Уже в этих воспоминаниях рядом с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная фигура самого лирического героя. Масштаб его личности под стать эпическим событиям, которые он пропускает через свое сознание. На душе лирического героя дополнительное
бремя - он поэт. А следовательно, он несет особую ответственность за все, что происходит в мире, его долг говорить правду во имя будущего, во имя потомков:
Кому другому, но поэту
Молчать потомки не дадут.
Его к суровому ответу
Особый востребует суд.
Я не страшусь суда такого
И, может, жду его давно,
Пускай не мне еще то слово,
Что емче всех, сказать дано.
Мое - от сердца - не на ветер,
Оно в готовности любой;
Я жил, я был - за все на свете
Я отвечаю головой.
Путешествие автора, в котором сливаются три образа: поэт, рассказчик (повествователь) и лирический герой, - длится десять суток в настоящем времени. Но вбирает в себя два последних века страны, десятилетия героев и автора, намечаются перспективы будущего.
Емкость и глобальность времени, пространственный размах, воплощенный в поэме «За далью - даль», определили еще одну особенность - тип попутчика лирического героя.
Твардовский по складу своего дарования всегда ориентируется на диалог. В этой поэме такая направленность приобретает особое значение. Впервые здесь выступает читатель разноликий. Разговоры с ним насыщены контрастными, то ироническими, то шутливыми, то серьезными интонациями. Но в конце концов беседа с читателем достигает глубокой доверительности и откровения. Поэт дорожит его мнением и ждет от него того же.
На высокой ноте расставания с другом-читателем завершается поэма:
Конца пути мы вместе ждали,
Но прохлаждаться недосуг.
Итак, прощай. До новой дали.
До скорой встречи,
Старый друг!
... не ярки краски
И не заманчив общий тон,
Что ни завязки,
Ни развязки -
Ни поначалу, ни потом...
В своем произведении автор сумел «встать над всем, что было раньше, не отрекаясь от самого себя, от своей природы и породы, найти новые краски и новые композиционные сюжеты и возможности для выражения уже совершившегося факта нового видения мира» (А.Сурков).
Огромное спасибо Николаю Шершеню за прекрасную песню на мои стихи!
Страничка Николая:
Накатился день девятым валом и отхлынул в призрачную тень.
Как же мне тебя недоставало в этой несусветной суете!
Я спешу к тебе, отринув смуту, что, как стужа, сердце бередит.
Коль по жизни нужен я кому-то, значит наша встреча впереди!
Припев:
Ждёт меня святое и родное, так сплелись Фортуны кружева:
Сколько раз, казалось, шёл на дно я, но твоей заботой выживал.
Светит фонарями вполнакала мне под ноги дремлющий квартал.
Как душа моя тебя искала, самая заветная мечта!
Припев:
Я приду домой, а дома – Таня, милого уюта Божество.
Песнями, стихами и цветами я усыплю мир чудесный твой.
На домашнем маленьком причале будет свет застенчиво гореть,
Беды отшумели и умчались, как листки былых календарей.
Манит золотистыми огнями милый дом – опора и очаг.
Шаг – и руки нежные обняли, и твоё дыханье у плеча.
Сколько раз меня грехи топили, но твоей молитвой выплывал,
Ты прости, что долго так копилась самые заветные слова!
Припев:
Я приду домой, а дома – Таня, милого уюта Божество.
Песнями, стихами и цветами я усыплю мир чудесный твой.
Дальше от сомнений и печалей нас ведёт с тобою жизни нить,
Пусть горят на маленьком причале вечные манящие огни.
Поэма А.Т. Твардовского «За далью – даль»
Долго и трудно складывалась поэма А.Т.Твардовского «За далью - даль» (1950-1960). В ней событийный сюжет ослаблен до минимума - просто путевые зарисовки, впечатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь... И все-таки поэма полна драматизма. Все острые противоречия, составляющие конфликтный узел, происходят в сознании автора, едущего на Дальний Восток. Вследствие этого «За далью - даль» можно назвать поэмой размышлений. Лиро-эпический характер поэмы дает возможность читателю зримо представить необъятность и величие Родины:
А там еще другая даль,
Что обернется далью новой,
И, наконец, конечная цель поездки:
Не просто край иной, далекий,
А Дальний именно Восток
Волга, Урал, Сибирь, Ангара, Байкал и другие регионы - емкие метафоры, отражающие историческую судьбу народа, с ее трудностями и ошибками. Именно поэтому размышления лирического героя так напряжены и драматичны. События самого узкого, частного, личного характера соотнесены с историческим прошлым, полным трагедийного накала. Неожиданная встреча на таежной станции Тайшет с другом ранней юности, незаконно репрессированным в 30-е годы и сейчас возвращающимся обратно, рождает образ-символ сложной исторической эпохи:
И вспомнил я тебя, друг детства,
И тех годов глухую боль.
В центральной главе «На Ангаре», связанной темой звездного будущего, поэт вспоминает еще одного друга, чья жизнь неотделимо слилась с историей, революцией, литературой, победами и ошибками и боль утраты которого до сих пор не затихает в сердце поэта:
Как мне тебя недоставало,
Мой друг, ушедший навсегда!..
Кто так, как ты, еще на свете
До слез порадоваться мог
Речам, глазам и людям этим!
Зачем же голос твой умолк?
Личные воспоминания преобразуются в яркие картины минувшего, связанные с драматическими обстоятельствами и последствиями эпохи культа личности Сталина:
Так это было. Четверть века
Призывом к бою и труду
Звучало имя человека
Со словом Родина в ряду.
Мы звали - станем ли лукавить?
Его отцом в стране - семье.
Тут ни убавить, Ни прибавить,
Так это было на земле.
Не убегая от прошлого, лирический герой оценивает и отстаивает гордость человека, пережившего вместе с народом суровые годы и сопричастность к великим свершениям: Да, все, что с нами было, - Было! А то, что есть, - То с нами здесь. Уже в этих воспоминаниях рядом с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная фигура самого лирического героя. Масштаб его личности под стать эпическим событиям, которые он пропускает через свое сознание.
На душе лирического героя дополнительное бремя - он поэт. А следовательно, он несет особую ответственность за все, что происходит в мире, его долг говорить правду во имя будущего, во имя потомков:
Кому другому, но поэту
Молчать потомки не дадут.
Его к суровому ответу
Особый востребует суд.
Я не страшусь суда такого
И, может, жду его давно,
Пускай не мне еще то слово,
Что емче всех, сказать дано.
Мое - от сердца - не на ветер,
Оно в готовности любой;
Я жил, я был - за все на свете
Я отвечаю головой.
Путешествие автора, в котором сливаются три образа: поэт, рассказчик (повествователь) и лирический герой, - длится десять суток в настоящем времени. Но вбирает в себя два последних века страны, десятилетия героев и автора, намечаются перспективы будущего. Емкость и глобальность времени, пространственный размах, воплощенный в поэме «За далью - даль», определили еще одну особенность - тип попутчика лирического героя. Твардовский по складу своего дарования всегда ориентируется на диалог. В этой поэме такая направленность приобретает особое значение. Впервые здесь выступает читатель разноликий.
Разговоры с ним насыщены контрастными, то ироническими, то шутливыми, то серьезными интонациями. Но в конце концов беседа с читателем достигает глубокой доверительности и откровения. Поэт дорожит его мнением и ждет от него того же. На высокой ноте расставания с другом-читателем завершается поэма:
Конца пути мы вместе ждали,
Но прохлаждаться недосуг.
Итак, прощай.
До новой дали.
До скорой встречи,
Старый друг!
И не заманчив общий тон,
Что ни завязки,
Ни развязки
Ни поначалу, ни потом...
В своем произведении автор сумел «встать над всем, что было раньше, не отрекаясь от самого себя, от своей природы и породы, найти новые краски и новые композиционные сюжеты и возможности для выражения уже совершившегося факта нового видения мира» (А.Сурков).
ЗАВЯЗКА - начальный в развитии событий, изображенных в художественном произведении.
ЗАГАДКА - вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки. Часто используется в сказках, отражая смекалку героев.