Чем лирический герой отличается от автора. Какими качествами обладает лирический герой? Кинокамера против эпистолы

Как жанра. Он помог популяризовать этот жанр в Великобритании, а некоторые считают его одним из основателей английского романа. Дефо - плодовитый и разнообразный писатель, он написал более 500 книг, памфлетов и журналов на разные темы (политика, экономика, криминал, религия, брак, психология, сверхъестественное и др.). Он был также основоположником экономической журналистики. В публицистике пропагандировал буржуазное здравомыслие, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова.

В 1697 году написал своё первое литературное произведение «Опыта о проектах». В 1701 году написал сатирическое произведение «Чистокровный англичанин» («The True-Born Englishman»), высмеивающее ксенофобию . За памфлет «Кратчайший путь расправы с диссентерами » («Shortest Way with the Dissenters») в 1703 году был приговорён к позорному столбу и тюремному заключению .

Даже в тюремном заключении Дефо продолжил литературную деятельность, написав «Гимн позорному столбу». В том же году он вышел на волю на условии, что будет выполнять тайные поручения правительства (т.е. станет разведчиком).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В возрасте 59 лет (1719 год) Даниэль Дефо опубликовал первый и лучший роман за всю его творческую жизнь - «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанного им самим» (это - краткое название, полное занимало почти половину печатного объёма титульного листа книги... русскому читателю сие произведение известно как - «Робинзон Крузо»).

    Замысел романа был подсказан писателю действительным происшествием: в 1704 году шотландский моряк, Александр Селькирк, после ссоры с капитаном высадился на незнакомом берегу с небольшим запасом провизии и оружия. Четыре с лишним года он вел отшельнический образ жизни, как оказалось, на острове Хуан Фернандес в Тихом океане , пока его не забрали на корабль, которым командовал Вудс Роджерс.

    Дефо проводит через роман просветительскую концепцию истории. Так, от варварства (охота и собирательство) Робинзон на острове переходит к цивилизации (земледелие, скотоводство, ремесло, рабовладельчество).

    Библиография

    Романы

    • «Робинзон Крузо » (Robinson Crusoe) - 1719
    • «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо » (The Farther Adventures of Robinson Crusoe) - 1719
    • «Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона» (Captain Singleton) - 1720
    • «Memoirs of a Cavalier» (Мемуары кавалера) - 1720
    • «Дневник чумного года » (A Journal of the Plague Year) -
    • «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс » (Moll Flanders) -
    • «Счастливая куртизанка, или Роксана» (Roxana: The Fortunate Mistress) - 1724
    • «The King of Pirates» (Король пиратов)
    • «История полковника Джека» (Colonel Jack)
    Другое в прозе
    • «Правдивый рассказ о явлении призрака некой миссис Вил на следующий день после смерти некоей миссис Баргрэйв в Кентербери 8 сентября 1705 года» (A True Relation of the Apparition of One Mrs. Veal The Next day after Her Death to One Mrs. Bargrave at Canterbury The 8th of September 1705) - 1706
    • «The Consolidator or, Memoirs of Sundry Transactions from the World in the Moon» (Консолидатор, или воспоминания приходной операции от света Луны) - 1705
    • «Atlantis Major» (Основной Атлантис) - 1711
    • «A Tour Thro" The Whole Island of Great Britain, Divided into Circuits or Journies» (Беспересадочный тур по Великобритании) - 1724–1727
    • «The Family Instructor» (Семья Инструктора)
    • «Всеобщая история пиратства » (The Pirate Gow) - 1724
    • «The Storm» (Шторм)
    • «A New Voyage round the World» (Новое кругосветное путешествие) -
    • «История дьявола» (The Political History of the Devil) -
    • «System of Magic» (Система магии) -
    • «The History Of The Remarkable Life of John Sheppard» (История замечательной жизни Джона Шеппарда) - 1724
    • «A Narrative Of All The Robberies, Escapes, &c. of John Sheppard» (Повествование Всех Ограблений, Побегов) - 1724
    • «The Pirate Gow» (Пират Гоу) - 1725
    • «A Friendly Epistle by way of reproof from one of the people called Quakers, to T. B., a dealer in many words» (Дружественное послание путем упрек от одного из людей, называемых Квакерами) - 1715

    Эссе

    • «Conjugal Lewdness» (Супружеский разврат)
    • «Serious Reflections of Robinson Crusoe» (Серьезные размышления Робинзона Крузо) - 1720
    • «The Complete English Tradesman» (Полный английский торговец)
    • «An Essay Upon Projects» (Сочинение по проектам)
    • «An Essay Upon Literature» (Сочинение по литературе) - 1726
    • «Mere Nature Delineated» (Простое разграничение природы) - 1726
    • «A Plan of English Commerce» (План английской торговли) - 1728
    • «Essay on the Reality of Apparitions» (Эссе на реальности явлений) -

    Поэмы

    • «The True-Born Englishman» (Чистокровный Англичанин) - 1701
    • «Hymn to the Pillory» (Гимн позорному столбу) - 1703

    Прочее

    • Moubray House (Дом Маубрэй)

    Публицистика

    Издание Дефо в России

    • «Abbey Classics» series. Переводы и издания в России: Робинзон Крузо, в двух частях, перев. с франц., СПб., ;
    • Робинзон Крузо, в двух тт. 200 рисунков Гранвилля, гравированных на камне и отпечатанных в два тона, новый перев. с франц., М., ;
    • Робинзон Крузо, перев. П. Кончаловского, М., ;
    • перев. М. Шишмаревой и З. Журавской, СПб., ;
    • перев. Л. Мурахиной, изд. Сытина, М., , изд. 4-е, и мн. др.
    • Радости и горе знаменитой Молл Флэндерс, перев. П. Кончаловского, «Русское богатство», ЇЇ 1-4, отд. изд., М., , со ст. В. Лесевича, Г. Геттнера, Тэна, П. С. Когана, В. М. Фриче;
    • Всеобщ. история литературы, под ред. Корша и Кирпичникова;
    • Каменский А. Даниель Дефо, его жизнь и деятельность, СПб., (в биографич. серии Павленкова);
    • Залшупин А., Англ. публицист XVII в., «Наблюдатель», , Ї 6;
    • Лесевич В., Даниель Дефо как человек, писатель и общественный деятель, «Русск. богатство», , ЇЇ 5, 7, 8;
    • Его же, По поводу «Молл Флэндерс» Д. Дефо, «Русск. богатство», , Ї 1;
    • Алферов А. и др., «Десять чтений по литературе», М., , изд. 2-е, М., . Биографии Д. (англ.): Chambers, ; Lee, ; Morley H., ; Wright, ; Whitten, 1900.
    • Чарлз Джонсон (Даниель Дефо) . Всеобщая история пиратов / Перевод с английского, предисловие, примечания, приложения И. С. Мальского // День и ночь . - . - № 3. (В 2014 вышла под названием «Всеобщая история пиратства», СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус)

    Другие материалы, связанные с Дефо

    • Lamb, Hazlitt, Forster, Leslie Stephen, Minto, Masefield, W. P. Trent (Cambridge History of English Literature). На франц. яз.: Dottin, 3 vv.,

    Даниэль Дефо (1660 – 1731гг), английский писатель и публицист.

    Родился в семье торговца. Учился в школе Дж. Фишера в Доркинге, затем в Академии Ч. Мортона в Стоук-Ньюингтоне, готовившей пасторов для пресвитерианской церкви. Начал сочинять религиозные стихи, но вскоре занялся коммерческой деятельностью. Некоторое время торговал в Испании, много ездил по Западной Европе. Известночто до 1685 г. на пути между Хариджем и Голландией он попал в плен к алжирским пиратам, но вскоре его якобы выкупили. Дефо женился на Мэри Таффли, которая родила ему восьмерых детей. В 1692 г. большое приданое жены и его собственные сбережения поглотило банкротство. От этого коммерческого провала он так и не сумел оправиться.

    В 1701 г Дефо написал стихотворение «Чистокровный англичанин», высмеивавшее выдумки о расовом превосходстве, и король Вильгельм III счел это сочинение ценной услугой. Однако через год монарх умер, и на Дефо посыпались нападки со всех сторон. Тори ставили ему в вину совет королю распустить профранцузский парламент, рьяные приверженцы высокой церкви были уязвлены насмешками в его едком сочинении «Как окоротить инаковерующих», а лондонских судей, перед которыми Дефо предстал по обвинению в политических прегрешениях, он восстановил против себя разоблачением их личных пороков.

    По приговору он должен был трижды выстоять у позорного столба, заплатить огромный штраф и найти поручителей в своем примерном поведении в течение семи лет, причем до исполнения приговора ему надлежало оставаться в тюрьме.

    Хотя выставление Дефо у позорного столба превратилось в демонстрацию восторженной поддержки, репутация его пострадала, и процветавшее дело по производству черепицы за время, пока хозяин находимся в тюрьме, пришло в совершенное расстройство. Он мог бы остаться в заключении до конца дней, если бы не вмешательство спикера Палаты общин Р. Харли, знавшего цену Дефо-журналисту.

    В 1703 г Харли добился освобождения Дефо, а затем устроил его на государственную службу. Дефо стал редактировать «Ривью», периодическое издание, выходившее с 1704 по 1713 гг. Из всех политических сочинений Дефо его комментарии в «Ривью» известны лучше всего. В 1691-1730 гг. почти непрерывным потоком выходили книги, памфлеты, стихи Дефо.

    В 1719 г., не прекращая активной журналистской работы, Дефо начинает заниматься прозой. Вслед за «Жизнью и удивительными приключениями Робинзона Крузо» выходят «Записки кавалера», «Капитан Синглтон», «Удачи и несчастья Молль Флендерс», «Дневник чумного года», «История капитана Джека» и «Роксана». Им были написаны и такие важные труды, как «Путешествие по всему острову Великобритания», «Всеобщая история пиратства», «Совершенный английский торговец» и «Морской торговый атлас».

    Роман «Робинзон Крузо» впервые вышел в свет в 1719 г., а затем появились два его продолжения. В «Дальнейших приключениях» Крузо возвращается на свой остров и совершает путешествие вокруг Африки и Азии. «Серьезные размышления» написаны ради ознакомления публики с раздумьями Крузо, которым он предавался в одиночестве. Описание жизни Крузо на необитаемом острове, уникальное для всей мировой художественной литературы, частично основывалось на случае с А. Селкирком, высаженным на один из необитаемых островов архипелага Хуан-Фернандес (1704-1709 гг.), частично -на рассказах о пленении Р. Нокса на Цейлоне (1660-1680 гг.), однако, прежде всего, это яркое повествование о человеческой воле к жизни.

      Последние годы жизни Дефо прошли в болезни и одиночестве. Порой писателю приходилось скрываться от кредиторов и обманутых издателей, скитаясь по съемным лондонским квартирам. Когда же писатель скончался, о факте смерти Дефо не знали даже его близкие. Считается, что причиной смерти Дефо стал летаргический припадок. Похороны Дефо организовала хозяйка дома, в котором на то время гостил Даниэль. Чтобы возместить затраты на захоронение, ей пришлось распродать часть личных вещей писателя. Смерти Даниэля Дефо посвятили несколько некрологов издевательского толка, а могилу Дефо на лондонском кладбище Банхилл Филдс укрыли простой надгробной плитой, которая вскоре поросла травой и сделалась незаметной. И лишь более сотни лет спустя на месте захоронения писателя открыли гранитный монумент памяти Дефо.
      а умер он 24 апреля 1731 года.

    Даниель Дефо (имя при рождении Даниель Фо) – английский писатель и публицист – родился около 1660 года в районе Криплгейт в Лондоне в семье мясоторговца пресвитерианца Джеймса Фо (1630-1712), получил духовное образование и готовился в пасторы, но от церковной карьеры отказался. Занимался коммерческой деятельностью. В 1681 начал писать стихи на религиозные темы.

    Принимал участие в восстании герцога Монмута против Якова II Стюарта и сражении при Седжмуре 6 июля 1685 , проигранном мятежниками.

    Окончив Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латинский языки и классическую литературу, стал приказчиком у оптового чулочного торговца. По торговым делам часто бывал в Испании, Португалии и Франции, где познакомился с жизнью Европы и совершенствовался в языках.

    Впоследствии сам был одно время владельцем чулочного производства и затем сначала управляющим, а потом и владельцем большого кирпично-черепичного завода, но разорился. В Дефо жил дух предпринимателя-дельца с авантюристической жилкой – тип, распространённый в ту эпоху. Он был также одним из самых активных политиков своего времени. Талантливый публицист, памфлетист и издатель, он, не занимая официально никакой государственной должности, одно время оказывал большое влияние на короля и правительство.

    В 1697 написал своё первое литературное произведение «Опыта о проектах». В 1701 написал сатирическое произведение «Чистокровный англичанин» («The True-Born Englishman»), высмеивающее ксенофобию. За памфлет «Кратчайший путь расправы с диссентерами» («Shortest Way with the Dissenters») в 1703 был приговорён к позорному столбу и тюремному заключению. В тюремном заключении Дефо продолжил литературную деятельность, написав «Гимн позорному столбу». В том же году он вышел на волю на условии, что будет выполнять тайные поручения правительства, то есть станет шпионом.

    В возрасте 59 лет, в 1719 году , Даниель Дефо опубликовал первый и лучший роман за всю его творческую жизнь – «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим». Нам это произведение известно как «Робинзон Крузо».

    Замысел романа был подсказан писателю действительным происшествием: в 1704 году шотландский моряк, Александр Селькирк, после ссоры с капитаном высадился на незнакомом берегу с небольшим запасом провизии и оружия. Четыре с лишним года он вел отшельнический образ жизни, как оказалось, на острове Хуан Фернандес в Тихом океане, пока его не забрали на корабль, которым командовал Вудс Роджерс.

    Дефо проводит через роман просветительскую концепцию истории. Так, от варварства (охота и собирательство) Робинзон на острове переходит к цивилизации (земледелие, скотоводство, ремесло, рабовладельчество).

    В продолжении романа о Робинзоне Крузо Дефо описал его приключения в Великой Тартарии и государствах, расположенных на её землях, – Китайской и Российской империи, а также быт и нравы населяющих её народов – китайцев, татар и русских (сибирских) казаков.

    Дефо написал более 500 книг, памфлетов и журналов на разные темы (политика, экономика, криминал, религия, брак, психология, сверхъестественное и др.). Он был также основоположником экономической журналистики. В публицистике пропагандировал буржуазное здравомыслие, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова.

    Произведения Даниеля Дефо :

    «Робинзон Крузо» (Robinson Crusoe) – 1719.
    «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» (The Farther Adventures of Robinson Crusoe) – 1719.
    «Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона» (Captain Singleton) – 1720.
    «Memoirs of a Cavalier» (Мемуары кавалера) – 1720 .
    «Дневник чумного года» (A Journal of the Plague Year) – 1722 .
    «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (Moll Flanders) – 1722 .
    «Счастливая куртизанка, или Роксана» (Roxana: The Fortunate Mistress) – 1724 .
    «The King of Pirates» (Король пиратов).
    «История полковника Джека» (Colonel Jack).
    «Правдивый рассказ о явлении призрака некой миссис Вил на следующий день после смерти некоей миссис Баргрэйв в Кентербери 8 сентября 1705 года» (A True Relation of the Apparition of One Mrs. Veal The Next day after Her Death to One Mrs. Bargrave at Canterbury The 8th of September 1705) – 1706.
    «The Consolidator or, Memoirs of Sundry Transactions from the World in the Moon» (Консолидатор, или воспоминания приходной операции от света Луны) – 1705 .
    «Atlantis Major» (Основной Атлантис) – 1711 .
    «A Tour Thro" The Whole Island of Great Britain, Divided into Circuits or Journies» (Беспересадочный тур по Великобритании) – 1724–1727 .
    «The Family Instructor» (Семья Инструктора).
    «Всеобщая история пиратства» (The Pirate Gow) – 1724 .
    «The Storm» (Шторм).
    «A New Voyage round the World» (Новое кругосветное путешествие) – 1725.
    «История дьявола» (The Political History of the Devil) – 1726 .
    «System of Magic» (Система магии) – 1726 .
    «The History Of The Remarkable Life of John Sheppard» (История замечательной жизни Джона Шеппарда) – 1724 .
    «A Narrative Of All The Robberies, Escapes, &c. of John Sheppard» (Повествование Всех Ограблений, Побегов) – 1724 .
    «The Pirate Gow» (Пират Гоу) – 1725 .
    «A Friendly Epistle by way of reproof from one of the people called Quakers, to T. B., a dealer in many words» (Дружественное послание путём упрек от одного из людей, называемых Квакерами) – 1715 .
    «Conjugal Lewdness» (Супружеский разврат).
    «Serious Reflections of Robinson Crusoe» (Серьезные размышления Робинзона Крузо) – 1720 .
    «The Complete English Tradesman» (Полный английский торговец).
    «An Essay Upon Projects» (Эссе о проектах).
    «An Essay Upon Literature» (Эссе о литературе) – 1726.
    «Mere Nature Delineated» (Простое разграничение природы) – 1726.
    «A Plan of English Commerce» (План английской торговли) – 1728 .
    «Essay on the Reality of Apparitions» (Эссе о реальности привидений) – 1727 .
    «The True-Born Englishman» (Чистокровный Англичанин) – 1701 .
    «Hymn to the Pillory» (Гимн позорному столбу) – 1703 .
    Moubray House (Дом Маубрэй).

    Известно, что писатель родился в 1660 году в Лондоне в семье мясоторговца. Отец хотел видеть его пастором (семья была присвиторианская), и будущий писатель даже обучался в духовной семинарии, но, по непонятным причинам, от духовной карьеры пришлось отказаться и Даниэль, как и его отец, занялся торговлей.

    С 1681 года он начинает писать стихи на религиозные темы. В 1685 году принял участие в восстании Монмута против Якова II Стюарта, потом поступил в Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латынь, а после ее окончания опять занялся торговлей и много путешествовал по Европе, изучая языки, впитывая быт и нравы людей.

    Торговец, писатель, шпион

    В 1697 он написал свое первое крупное литературное произведение и научный трактат, потом опубликовал несколько сатирических произведений, в которых высмеивал ксенофобию. За одно из них даже был приговорен к позорном столбу и тюремному заключению. Через некоторое время он был выпущен на свободу и продолжил заниматься предпринимательством.

    Известно, что Дефо не просто занимался торговлей, но и шпионил для английского короля; некоторые даже считают, что какое-то время он был главой «разведслжбы» Британии (не состоял официально на государственно службе, но имел огромное влияние на короля и правительство, к его мнению прислушивались; вероятнее всего, его выпустили из тюрьмы только потому, что взяли с него обещания начать активно шпионить в пользу государства).

    В 1719 году Дефо написал и издал свой лучший роман «Робинзон Крузо». За основу он взял реальные события, произошедшие в 1704 году. Этот роман не только о простом выживание человека в дикой природе, этот роман – гимн цивилизации и своеобразная ретроспектива пути, проделанного человечеством: от варварства (собирательства и охоты) к прогресс (земледелию, скотоводству, ремеслу).

    Другие варианты биографии

    • В 1724 году писатель под псевдонимом Чарльз Джонсон опубликовал произведение под названием «Всеобщая история пиратства» (впервые опубликована в России в 1999 году). Это невероятно интересное произведение, основанное на документах, которые хранились в Министерстве колонии Британии. В этой книге содержится максимально достоверное описание жизни и приключений таких пиратов, как Бартоломью Робертса, Черной Бороды, Стида Боннета, Джона Рэкхема.
    • Мало кому известно, что Даниэль Дефо написал продолжение приключений капитана Крузо. Причем действия романа-продолжения происходят в так называемой Великой Татарии (современная Россия, Монголия и Татарстан). Автор не только описывает природу Великой Татарии, но и пытается раскрыть в своем произведении историю, быт, нравы народов, ее населяющих (русских, сибирских казаков, татар, монголов, китайцев).
    • Краткую биографию Даниэля Дефо изучают обычно в 5 классе, когда на уроках литературы знакомятся с таким произведением, как «Робинзон Крузо».
    • Дефо, известный большинству читателей как автор романа «Робинзон Крузо», написал большое количество самых разнообразных произведений (некоторые специалисты насчитывают более 500): памфлеты и научные эссе, романы до сатирические рассказы, поэмы и эссе от первого лица. Писатель считается основателем такого направления как экономическая журналистика.
    • Известно, что в своих публицистических работах Дефо пропагандировал веротерпимость, свободу слова и буржуазное здравомыслие, что было крайне необычно для того времени.

    Тексты

    Литература

    Субъектная организация литературного произведения.

    СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИР.ПР-Я.

    Февраль 2013 г. Пр. Мирошникова

    Курс. Теория литературы.

    Лекционный материал.\

    Метасюжет и др. И.С., опять на том же месте произошла утрата исходного файла, по консультации это могло быть из-за вируса. Пришлось придумывать новую версию. Покажите всю вставку М.С.Ш.

    Метасюжет – категория, имеющая хождение в исследованиях филологического книговедения, отдаленно генетически связанная с такими внешне сходными терминами постструктурализма, как «метарассказ» (введен Ж.-Ф. Лиотаром), «метаповествование», «метаистория» и др., как антонимическая, минимализирующая, субъективирующая собственно повествование. В при др. ория"вание"связанная с такими терминами постструктурализма, как "менении к лирической книге обладает конкретизирующим и направляющим значением: совокупность состояний души, стоящих за всеми частными ее проявлениями (эмоциями, оценками, решениями, поворотами мысли). Так же: внутренняя метаколлизия, определяющая линии развертывания духовных процессов во внешние проявления, конденсирующая грани мироотношения, характера лирического персонажа (героя).

    8.Из метод. Пособия В.В. Химич. Раздел: Субъектная организация текста

    1. Субъект сознания и субъект речи. Формы выражения авторского сознания в произведении: повествователь, рассказчик, герой, автор-герой, герой ролевой лирики.

    2. Структура романного повествования.

    3. Специфика художественного дискурса в каждой из форм.

    § Тамарченко Н. Д. Повествование // Введение в литературоведение: Лит. произведение. М., 1999. С. 279–296.

    § Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7–22, 162–180.

    § Бахтин М. Слово в романе // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 126–134.

    § Корман Б. О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978. С. 42–49, 98–103 (или Он же. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982).

    § Дискурс // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энцикл. справочник. М., 1996. С. 45.

    § Тюпа В. Пролегомены к теории эстетического дискурса // Дискурс. 1996. No 2. С. 12–18.

    § Шукшин Сапожки. «Раскас»; Зощенко М. Прелести культуры; Высоцкий В. Диалог у телевизора; Булгаков М. Мастер и Маргарита (гл. 10).

    Из Интернета:

    [править]



    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    Перейти к: навигация, поиск

    Лирический герой - субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.

    Понятие о лирическом герое, не тождественном автору текста как таковому, возникло в трудах Юрия Тынянова и получило развитие у таких исследователей, как Лидия Гинзбург, Григорий Гуковский, Дмитрий Максимов. Некоторые исследователи отличают от лирического героя понятие лирического Я поэта.

    Как отмечает в связи с лирическим героем Лермонтова Ирина Роднянская, лирический герой - это

    своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста обширных лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в качестве лица, наделённого жизненной определённостью личной судьбы, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости (облик, «повадка», «осанка»). Понимаемый таким образом лирический герой явился открытием великих романтических поэтов - Дж. Байрона, Г. Гейне, М. Ю. Лермонтова, - открытием, широко унаследованным поэзией последующих десятилетий и иных направлений. Лирический герой европейского романтизма находится в предельном совпадении с личностью автора-поэта (как «задушевная» и концептуальная правда авторского самообраза) и в то же время - в ощутимом несовпадении с нею (поскольку из бытия героя исключается все постороннее его «судьбе»). Другими словами, этот лирический образ сознательно строится не в соответствии с полным объемом авторского сознания, а в соответствии с предзаданной «участью». <...> Лирический герой, как правило, досоздаётся аудиторией, особым складом читательского восприятия, тоже возникшим в рамках романтического движения <...>. Для читательского сознания лирический герой - это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру .

    Лирический герой - это, согласно Лидии Гинзбург, «не только субъект, но и объект произведения», то есть изображаемое и изображающее совпадают, лирическое стихотворение замыкается на самом себе. В таком случае естественным образом происходит сосредоточенность лирического героя прежде всего на своих чувствах, переживаниях, что и является, сутью самой категории лирического. Заметим, что в соответствии со сложившейся в литературоведении традицией можно говорить о лирическом герое лишь тогда, когда рассматривается весь корпус произведений конкретного автора в соотнесении с его авторской ипостасью.

    По определению Бориса Кормана, «лирический герой - один из субъектов сознания <…> он является и субъектом, и объектом в прямо-оценочной точке зрения. Лирический герой - это и носитель сознания, и предмет изображения» .

    1. Роднянская И. Б. Лирический герой // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). - М.: Советская Энциклопедия, 1981. - С. 258-262.

    2. Корман Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1981. - С. 39.

    Персона́ж (фр. personnage , от лат. persona - личность, лицо) - действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства. Процесс подачи информации о персонажах в художественной литературе называется характеристикой. Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе. Персонажами могут быть люди, животные, сверхъестественное, мифическое, божественное или персонификации от абстракции.

    В обычном значении то же, что литературный герой. В литературоведении термин персонаж употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле. [источник не указан 989 дней ] Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо. Но и здесь различаются два толкования:

    1. Лицо, представленное и характеризующееся в действии, а не в описаниях; тогда понятию персонаж более всего соответствуют герои драматургии, образы-роли.

    2. Любое действующее лицо, субъект действия вообще. В такой интерпретации действующее лицо противополагается лишь «чистому» субъекту переживания, выступающему в лирике, потому-то термин персонаж неприменим к т. н. «лирическому герою»: нельзя сказать «лирический персонаж».

    Под персонажем подчас понимается лишь второстепенное лицо. В этом осмыслении термин персонаж соотносится с суженным значением термина герой - центральным лицом или одним из центральных лиц произведения. На этой почве сложилось и выражение «эпизодический персонаж».

    W http://ru.wikiptdia.org

    Ст. И. Усок. http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/tvl/tvl-202-.htm

    Мыслящая личность стоит в центре поэтического мира Лермонтова - на это давно обратили внимание многие исследователи. Одни в большей степени останавливались на нравственно-философской стороне представлений лермонтовского героя (Н. Л. Бродский, Е. Н. Михайлова, У. Р. Фохт), другие стремились к воссоединению тематического принципа анализа с пристальным вниманием к внутренней форме лирического произведения. Так, например, в работах Д. Е. Максимова наиболее отчетливо дало себя почувствовать подготовленное исследованиями ряда других ученых объединение проблемно-тематического и структурно-аналитического принципа для выяснения характера центрального героя лирики Лермонтова.

    В результате общих усилий многих советских лермонтоведов, стало очевидно, что лирика Лермонтова представляет еще одного героя, который не только может быть поставлен в единый ряд с такими персонажами, как Арбенин, Мцыри, Демон, Печорин, но и приподнят над ними и вынесен на первое место, поскольку он является наиболее полным выражением авторского творческого духа. Как справедливо утверждает У. Фохт, «персонажи драматических и эпических... произведений (Вадим, Арбенин, Калашников, Мцыри, Демон, Печорин) представляют собой по сути дела эпическое и драматическое развитие и углубление определенных сторон характера лирического героя Лермонтова» 2 .

    Поэт и лирический герой. Правомерно ли сопоставление этих, казалось бы, дублирующих друг друга понятий? Вокруг термина «лирический герой» не прекращаются литературные баталии, вырождающиеся нередко в спор о термине, а не о специфике поэзии, о своеобразии творчества какого-либо определенного поэта. Но тем не менее, все более и более становится ясным, что вводимое для анализа лирики понятие «лирического героя», являясь научной абстракцией, необходимо. Рожденное ходом развития нашей литературоведческой науки, несмотря на протесты его

    «отрицателей», оно все более прочно входит в повседневный обиход как науки о литературе, так и литературной критики. Новый термин прочно обосновывается на страницах серьезных исследований Г. Гуковского, Л. Гинзбург, Н. Венгрова, Д. Максимова, З. Паперного, Л. Тимофеева, У. Фохта и многих других советских ученых, пишущих о различных художниках разных эпох. К понятию «лирического героя» неизменно апеллирует и критика наших дней. Понятие «лирический герой» необходимо, прежде всего, для анализа лирики романтиков, в произведениях которых авторская личность занимает все поэтическое пространство, где все тяготеет к авторской душе, где центр поэзии - внутренний мир художника, а цель искусства - воспроизведение «пейзажа души» художника, осознавшего себя самобытной психологической индивидуальностью 5 . Постольку, поскольку реалистическое искусство является новым качественным этапом в развитии художественного сознания, оно вобрало в себя достижения романтического искусства. Оформившийся в романтической поэзии лирический герой как психологическое единство-характер в реалистическом искусстве превращается в исторический тип, вместивший в себя сформированное романтизмом психологическое единство-характер. Поэтому термин «лирический герой» необходим и при анализе произведений реалистического искусства.

    По мнению Л. И. Тимофеева, «плодотворность этого понятия связана, прежде всего с тем, что оно позволяет, с одной стороны, рассматривать лирическое творчество поэта целостно, осмыслять все отдельные его произведения как раскрытие единой точки зрения на мир, как систему переживаний, связанных единством эстетических оценок и жизненного опыта, как проявление единого человеческого характера. С другой стороны, понятие «лирического героя» позволяет с особой отчетливостью показать, что поэт сумел эстетически переосмыслить свой личный жизненный опыт, связать его с общественным, поднять свое мироощущение до уровня обобщенного выражения

    определенных идейно-художественных норм своего времени» 6 .

    Характер героя в лермонтовском творчестве чаще всего раскрывается в непосредственной форме монолога-исповеди от лица лирического я , которое принадлежит самому поэту или его художественному перевоплощению - лирическому персонажу.

    Лирический персонаж - это более или менее усложненное творческое перевоплощение автора-художника. Лирические персонажи обычно проясняют перед нами облик основного героя лермонтовской поэзии, внося новый штрих в его многогранный психологический портрет. При создании лирического персонажа уже наглядно проявляет себя творческая фантазия художника. Герой стихотворения, выступающий перед нами в маске, как бы присваивает себе чужое, но выявляет при этом чувства, переживания и размышления, близкие самому художнику.

    На внутренний облик лирического героя Лермонтова проливают свет символико-пейзажные или пейзажно-предметные стихотворения («Парус», «Тучи», «Утес», «Сосна», «Три пальмы», «Листок» и др.); резко экспрессивно окрашенные стихотворения, как «Посреди небесных тел...»,

    написанные по мотивам произведений народного творчества, - «Русалка», «Дары Терека», «Морская царевна», «Тамара» и др. Характер основного героя лирики во всех названных стихотворениях выявляет себя не непосредственно, а в опосредованной форме. Целостный и многогранный облик лирического героя вырисовывается как бы за пределами лирических стихотворений поэта, над их поэтической конкретностью, но через нее.

    Будучи эстетически оформленным выражением авторской личности в искусстве, герой лермонтовской лирики внес в литературу все характерные черты облика самого художника. Он предстал перед нами как полнокровная человеческая индивидуальность, неповторимая в отдельных нюансах своего жизневосприятия, и в то же время как обобщение, тип, воплотивший в себе то, что было характерно для 30-х годов прошлого века. Он «рассказал душу», познакомил со своим ви́дением мира и осмыслением окружающего.

    Любовь к жизни, жажда действия, стремление к абсолюту во всех сферах бытия, понимание жизни как действия, а деяния как борьбы являются его отличительной чертой. Обостренное чувство собственной индивидуальности нераздельно сосуществует в сознании героя с острым чувством жизни действительной. Осознавший себя творением природы и одновременно «продуктом» общества, лермонтовский герой пытается осмыслить свое место не только в системе мироздания, но и в иерархии общества. Его сознание становится сознанием индивидуального человека, совместившего интересы и представления «частного», интимного человека и человека общественного. При этом необычно раздвинулся и углубился круг интересов личности,

    расширились пределы ее внутреннего мира, диалектичнее стало мышление, направленное на познание себя и общества.

    Романтическая личность стремилась растворить проблемы общества в индивидуальном я . Общественная проблематика, будучи преломленной через сознание героя-романтика, научившегося мыслить исторично, постигающего диалектику единичного и частного, получила резкую определенность индивидуального ви́дения.

    Но постижение диалектики общего и частного не было для лермонтовского героя процессом легким. Наоборот, этот процесс протекал трудно, с кризисами, через борьбу противоречий, через отчаяние, причины которого таились в той действительности, которую пристрастно и вдумчиво анализировал лермонтовский до конца максималистски настроенный герой, совмещавший в своей душе волю к утверждению романтического идеала и трезвость в суждениях об окружающем.

    А душа героя многопланова: в ней сосуществует безудержный мечтатель и трезвый аналитик, поэт и философ, страстный жизнелюб и ярый ненавистник жизни окружающего его светского общества, горячий защитник нравственного достоинства личности и бесстрашный борец с самодержавием. Два устремления, два тяготения сложно переплелись в едином характере: стремление уйти в мечту, воля к утверждению мечты и тяга к миру. В его размышлениях постоянно пробивается стремление примирить непримиримое - совместить мечту и жизнь, преобразовать жизнь мечтой и вдохнуть «живую жизнь» в мечту. Герой зрелой лирики остро ощущает разлад своей высокой мечты, утверждающей личность, ее самосознание и нравственное достоинство, с той действительностью, которая его окружает.

    В светской гостиной поэт встречает «важных шутов», которые в жизни ценят только злато, в вихре бала перед ним

    Мелькают образы бездушные людей,
    Приличьем стянутые маски.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...