Как найти окончание и основу слова делает. Как найти окончание и основу слова
М орфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. Без знания состава слов невозможно научиться определять способы словообразования и решать проблемы орфографии.
Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Эти части называются общим словом морфемы. Основной частью слова является корень. Перед корнем может быть одна или несколько приставок , а после корня – один или несколько суффиксов . В конце изменяемых слов есть окончание (иногда оно нулевое). Неизменяемые слова не имеют окончаний. Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова. Теперь поговорим подробнее обо всех морфемах.
Основа слова и окончание.
Чтобы выделить окончание , надо слово изменять, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Например: зелёный лес , зелёного леса (окончания м.р., ед.ч., им. и род. падежей); живу , живём (окончания 1л. ед. и мн.ч. , наст. вр.).
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении. В словосочетании зелёный лес окончание -ый у прилагательного зелёный указывает на его связь с существительным лес.
Окончанием слова называется его изменяемая часть , которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица.
Окончание может быть нулевым . Оно не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, но при изменении слова нулевое окончание появляется. Нулевые окончания обнаруживаются:
1)у существительных в форме им. п. м.р. ед.ч.: дом - дома
2)у существительных в форме р. п. мн. ч.: гор - горы
3)у кратких прилагательных в форме мужского рода: красив - красива
4)у глаголов в форме м.р. пр. вр.: пел - пела
5)у притяжательных прилагательных с суффиксом – ий: лисий - лисья
Часть слова без окончания называется основой . Основа слова содержит его главное лексическое значение .
Обратите внимание на состав таких слов, как нация , армия , в которых буква я обозначает два звука [йа]. Звук [й] входит в основу , [а] – окончание .
Чтобы правильно находить остальные части слова, принято самым первым выделять окончание и только потом - основу. Другие части, вроде суффикса, корня и приставки можно легко найти на втором этапе. Так ребенок не запутается и сможет вовремя понять где именно он допустил ошибку. О том, какими способами отыскать эти части слова, вы узнаете в данной статье.
Как найти окончание
Первым делом, нужно найти именно окончание, так как вся остальная часть слова - это его основа. Для того чтобы ребенок понял саму суть такой части, как окончание, нужно ему объяснить, что она помогает нам менять слова по числам и родам. Без окончания мы бы просто не смогли указывать принадлежность той или иной части речи к определенному человеку.
Изменение по числам
Самый верный шаг - изменять слово. Если вы можете изменить число, то определение окончания займет всего пару секунд. Возьмем несколько простых примеров:
- Ребенку нужно определить окончание в слове «брала». Изменим его число, а именно: они брали. Изменилась только последняя буква, следовательно, это и будет окончанием.
- Слово «красивая» изменим на «красивые». Сразу становится видно, что окончанием является связка «ая».
- В существительном «белка» легко найти окончание, изменив его на «белки».
Чтобы быть полностью уверенным в результате, мало изменить слово один раз. Так вы можете ошибиться, а ребенок запутается. После того, как вы изменили слово по числам, перейдите к следующему способу.
Изменение по родам
Так вы сможете убедиться, что меняется в слове действительно та часть, которую вы посчитали окончанием. Меняйте род на средний, мужской и женский.
- В слове «взяла» пропадает окончание, когда мы ставим его в мужской род «взял».
- «Изумительный» раскрывает окончание, меняясь на «изумительная».
- «Построило» отбрасывает последнюю букву в слове «построил».
Этим способом легче всего находить окончания в глаголах и прилагательных, так как они либо полностью меняют свое окончание, либо вовсе его отбрасывают.
Используйте родительный падеж
Чтобы отбросить сомнения с существительными, можно поставить слово в родительный падеж. Сначала ребенку придется его проанализировать и представить в именительном падеже, так как сходу менять падеж на родительный довольно сложно. Уже на этом этапе малыш может догадаться чем является основа. Далее, подставляется родительный падеж.
- Слово «дача» так и просится стать полностью корнем, но подставьте его в родительный падеж и буква «а» пропадет: нет чего? - нет дач.
- Слово «хвоя» больше не кажется таким сложным для разбора: нет чего? - нет хвои.
- «Синица» тоже лишается окончания, при постановке в родительный падеж: «синиц».
Если сначала существительное изменить по временам, а потом поставить в родительный падеж, то окончание найти очень легко.
Как найти основу слова
Если вы смогли отыскать окончание, то определение основы - крайне простая задача. Сначала объясните ребенку, что основа - это все части слова, кроме окончания. То есть, выделив окончание квадратиком, вы видите основу.
Она подчеркивается прямой линией с небольшими загибами по краям, чтобы учителю было проще понять: где начало, а где конец. Давайте посмотрим на пример.
- В слове «Красивый» окончанием является «ый», значит основой будет «красив».
- В слове «Дома» убираем окончание «а» и выделяем «дом».
Основа может содержать много частей слова, а может получиться и так, что в ней будет только корень - никакой разницы нет, главное, чтобы в основу не входило окончание.
Если в слове нет окончания, то в большинстве школьных программ принято ставить пустой квадратик рядом, который символизирует нулевое окончание слова. Это означает, что оно может быть теоретически, но именно в данной форме слова его просто нет.
Можно слово склонять, изменить форму слова. Какая часть слова будет изменяться, то и считается окончанием. Например: книга-книги -книгу. Окончание изменяется, но не приводит к изменению значения слова. Окончание не входит в основу. Основой слова считается вся часть слова, которая остается без изменения.
Окончание в слове находится легко, достаточно слово просклонять или проспрягать (в случае с глаголом), та часть слова в конце, которая будет изменяться и есть окончание. Например, красота-красоту-красоты-красоте.
Основой является часть слова, которая остается без изменения, т.е. без окончания. В основу слова может входить приставка и суффиксы.
Для выделения основы слова, в которую окончание как известно не входит, обычно как раз достаточно просто найти это самое окончание. Для существительных и прилагательных окончание ищут с помощью склонения по падежам или родам:
Месть-Мести-Месту-Местом - окончание нулевое и все слово будет основой
Красота - Красоту-Красоте-Красотой -окончание А и основа Красот-
Красивый-Красивая-Красивое - окончание -ЫЙ и основа слова без окончания КРАСИВ.
Для глаголов изменяем глаголы по временам, числам или родам, как получится:
Делать-Делают-Делаем. Видим,что окончание -ТЬ, обычное для глаголов.
Однако есть несколько тонкостей в определении основы, поскольку формообразующие суффиксы любых частей речи в основу слова не включаются и потому просто найти окончание бывает недостаточно. Например не включают в основу суффикс прошедшего времени -Л.
Также не включается в основу суффикс повелительного наклонения -И, как в словах УходИ - основа будет Уход-.
Не включаются в основу суффиксы причастий и деепричастий, сравнительных степеней прилагательных и наречий, суффиксы косвенных падежей существительных или суффиксы множественного числа, например в слове Ребята, суффикс ЯТ в основу не входит.
Отдельно хочется сказать про возвратные глаголы, у которых основа разорвана окончанием. Это например глагол Возвращаться. Окончание у этого глагола -ТЬ, а в конце стоит постфикс -СЯ, который входит в основу. То есть основа получается Возвраща-ся.
В основу не входит окончание и формообразующие суффиксы, поэтому если при разборе мы имеем таковые, смело не включаем их в нашу неизменяемую часть слова.
С окончанием сложнее. В том смысле, что у разных частей речи окончания разные, т.к. они меняются по разной схеме: некоторые по падежам, некоторые - по числам, по родам, некоторые - вариации различных комбинаций. Для упрощения понимания предлагаю использовать эту таблицу:
Из нее мы сразу видим неизменяемые части речи, т.е. те, которые не имеют окончаний как в принципе: это наречие, а также союзы и предлоги.
Ну и еще было бы неплохо знать, какие суффиксы являются формообразующими, а следовательно, не войдут никогда в основу:
Пару слов хотелось бы сказать о возвратных суффиксах ся и сь: иногда они бывают словообразовательными, а иногда формообразующими. Как понять, каким он будет являться? Легко. Откидываем эту морфему от слова. Если оно останется в употреблении (например, делается - делает), то в данном случае мы имели дело с формообразующим суффиксом. Если не останется (надувшись - ...), то со словообразовательным.
Разбор слова по составу начинают с окончания слова, которое легче всего найти, окончание, изменяемую часть слова.
Например,
Поляна - поляны. Окончание -а и -ы.
Гриб - грибы. Окончание нулевое и окончание -ы.
Как только нашли окончание, автоматически находим основу слова. В основу слова не входит окончание. Любое окончание не входит в основу слова, включая нулевое окончание.
В основу не входят суффиксы
И еще одна таблица по теме.
В словобразовании выделяют основу слова и окончание(если оно есть). Основой слова является часть слова без окончания, как словоизменительной морфемы, и без формообразующих морфем.
Иногда в слове есть только корень и окончание. Тогда в качестве основы выделяют корень слова, и говорят тогда, что основа непроизводная, например: ветер, река, ночь, рука.
Если слово состоит из нескольких морфем, то в состав основы войдут корень и словообразовательные морфемы (приставки, суффиксы, словообразовательные постфиксы).
Например, в слове приходить в качестве основы мы выделим часть -приходи-. А -ть не войдет в основу, как окончание глагола.
В наречии безотлагательно само слово будет являтся основой.
Чтобы правильно выделить основу, следует знать формообразующие морфемы, которые не входят в основу. У каждой части речи свои формообразующие морфемы.
У глаголов есть формообразующий суффикс -л- (прошедшее время)и в форме повелительного наклонения множественного числа постфикс -те (слушай-те); у причастий -- формообразующие суффиксы -ущ-/-ющ-,- вш-, -ш-,-ем-/-им-, -нн-, -енн-, -т-; у прилагательных -- суффиксы степеней сравнения -е-, -ее-, -ейш-, -айш-, у деепричастий -- суффиксы -а-/-я, -ши-, -вши- и т.д.
Слова можно разделить на меньшие значимые единицы морфемы. В самостоятельных изменяемых словах выделяются основа (читая, вечер, кашне, около) и окончание (дом-а, красив-ый, берег-у), а в неизменяемых только основа.
1 3 3
– Рассмотрите схемы.
– Покажите, где на схеме однокоренные слова? (Схемы по горизонтали.) Где одно и то же слово с разными окончаниями – разные
формы слова? (Схемы по вертикали – 1-й столбик.)
– Подберите слова к схемам с корнем рыб- .
Рыба, рыбка, рыболов, рыбный, (нет) рыбы, рыбу .
– Выделите окончания. Какие основы будут у слов – одинаковые или разные?
– Сформулируйте тему урока и его цель. (Научиться выделять ос- новы в словах, отличать основы однокоренных слов и форм слова.)
– Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться?
– Давайте составим план.
План .
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
1. Наблюдение, сопоставление роли окончания, приставки, суффикса в слове.
а) Упр. 184 и 185.
Ученики отвечают на вопросы в задании. Окончание не меняет смысл слова, поэтому нам понятны слова, записанные во 2-м столбике (упр. 184). С помощью суффиксов и приставок образуются новые слова, поэтому в парах (упр. 185) записаны разные слова.
Обобщающий вопрос: чем отличаются суффиксы и приставки от окончаний?
б) Работа над определением.
Работа до чтения .
– Сколько абзацев в тексте? (Три.) О чём это говорит? (В тексте три мысли, три микротемы.)
– Прочитайте 1-й абзац. Это новая для вас информация? (Нет.)
– Прочитайте 2-й абзац. Какие части слова могут входить в основу?
– Назовите слова, основа которых состоит из корня; из корня, приставки и суффикса.
– На что похож значок основы? (На полку, на пол, на опору.)
– Прочитайте 3-й абзац. Прокомментируйте наши слова, которые
мы подобрали к схемам (рыба, рыбка, рыболов, рыбный ): какое значение заключено в корне и основах этих слов?
– Прочитайте вопрос после текста определения.
Основа – 1. Опорная часть предмета.
2. Источник, главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь.
– Таковы толкования слова основа в «Толковом словаре» С.И. Ожегова. Какое из них объясняет смысл названия основы слова?
2. Составление алгоритма действий для нахождения основы слова .
а) – Прочитайте слова:
Грибы, грибочки, грибники.
– Выделите основу. Как вы будете действовать?
Ученики предлагают варианты, как найти в слове основу, вместе с учителем выделяют «шаги» алгоритма, записывают их на доске.
б) Чтение алгоритма (упр. 186 на с. 151).
в) Сравнение своего алгоритма с инструкцией в учебнике.
3. Поиск ответа на проблемный вопрос, поставленный при формулировании цели урока.
Ученики, пользуясь инструкцией, выполняют до конца упр. 188 .
Самостоятельно выделяют орфограммы в словах .
– Однокоренные ли слова в каждой группе? Докажите.
– Сравните основы этих слов. Они одинаковые или разные в каждой группе? Чем отличается основа 1-го слова от основ 2-го и 3-го?
(В первых словах основа равна корню, а в других – в основе есть ещё суффиксы или приставки.)
– Измените окончания в первых словах в каждой группе. Изменилась ли основа? (Нет.)
– Сделайте вывод: чем отличаются основы однокоренных слов от основ у форм слова? (У однокоренных слов – разные, у форм – одна и та же.)