Какой круг тем затрагивает автор в выстреле. Сочинение на тему анализ произведения в повести выстрел, пушкин читать бесплатно

содержимое:

Произведение «Выстрел» входит в цикл первого прозаического сборника Пушкина под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Оно написано в продуктивный период творчества поэта – Болдинскую осень. Работу над «Выстрелом» Пушкин окончил 14 октября 1830 года, а весь цикл был впервые опубликован в Санкт-Петербурге в 1831 году.

Повесть имеет сложную структуру. В ней участвуют три рассказчика: подполковник, граф и Сильвио. Судьбы этих людей переплетаются между собой, а читатель узнает о событиях с точки зрения разных персонажей. Такой прием помогает раскрыть образы героев наиболее объективно.

Повесть состоит из двух частей. В центре каждой – выстрел на дуэли. Первая часть посвящена личности главного героя – Сильвио. Вначале о нем рассказывает подполковник, затем герой сам описывает события, составляющие завязку произведения. О дуэли Сильвио и графа читатель узнает из повествования последнего.

Во второй части «Выстрела» центральной фигурой является граф. Первоначальную характеристику, как будущему соседу подполковника, дает ему Сильвио. Затем сам подполковник делится впечатлениями о новых соседях. В конце повести граф рассказывает о последней встрече с Сильвио, которая произошла во время дуэли. События в «Выстреле» постоянно чередуются с воспоминаниями героев, но это не мешает восприятию произведения, повесть читается удивительно легко.

Литературные критики указывают на интересный прием, который использовал Пушкин. В первом восприятии произведение кажется наполненным романтическими штампами. Здесь есть загадочный герой с интригующим именем. Он – бывший гусар, великолепный стрелок. Ревность, зависть, месть, пощечина, дуэль, ненависть и даже героическая гибель главного героя также присутствуют в сюжете. Но затем оказывается, что романтическая атмосфера повести – лишь красивый фантик. На самом деле произведение глубоко реалистично. да еще с элементами автобиографии поэта.

Исследователи пушкинского творчества считают, что образ Сильвио имеет свой прототип. Это – известный дуэлянт и широко образованный лингвист Липранди, с которым Пушкин познакомился во время ссылки в Кишиневе. Липранди, правда, не был гусаром, но имел отношение к военной разведке.

Эпизоды с простреленной фуражкой и ягодами черешни под дулом пистолета – факты из... биографии самого Пушкина. В Кишиневе во время дуэли с Зубовым молодой поэт ел черешню и сплевывал косточки. Новую шляпу секунданту Пушкина Дельвигу прострелил Кюхельбекер. Задетый насмешками Александра Сергеевича, он нечаянно нажал на курок. Дельвиг чудом остался жив.

Известно, что в молодости Пушкина очень увлекала романтика дуэлей. На его счету около тридцати поединков. Большинство из них приходится на кишиневский период. Пушкин прекрасно стрелял, с двадцати шагов всаживал очередную пулю в предыдущую. Такой эпизод также описан в повести «Выстрел».

Образы двух противников (Сильвио и графа) во многом похожи. Оба сочетают в себе «молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную» . Причина зависти Сильвио таится в бедности и не столь знатном происхождении. Он ненавидит соперника, который внезапно появился и потеснил Сильвио с пьедестала.

Характеры героев раскрыты в динамике, что противоречит традициям романтизма. В этом проявилось изменившееся отношение автора к идеалам бурной юности. Зрелый Пушкин, как и его герои во второй части произведения, понимает ценность человеческой жизни. Сильвио не убивает своего противника. Ему достаточно потешить самолюбие, увидеть в глазах соперника страх. Постепенно перед читателем возникает образ, далекий от честного и благородного романтического героя. Черты таинственного, мрачного, щедрого и гордого смельчака Сильвио дополняются злобой, мстительностью, желанием победить любой ценой. Ему не хватает элементарной порядочности, чтобы избавить от тягостного зрелища молодую жену графа. Образ Сильвио вызывает у читателей разные чувства. Одни считают его поступки правильными и справедливыми, другие – разочаровываются, испытывают негодование. Нет единого мнения и у литературных критиков.

Окончательно схема романтического произведения разрушается в последнем предложении, где говорится о гибели Сильвио. Пушкин, хоть и косвенно, указывает место и дату этого трагического события. Образ храброго и самолюбивого дуэлянта окончательно приобретает реальные черты.

Мастерство автора проявилось не только в умелом использовании романтического антуража для философских раздумий о чести и смысле жизни. Динамика сюжета, богатство литературного языка и противоречивость поступков главных героев постоянно приковывают внимание читателей к повести «Выстрел».

Композиция повести А. С. Пушкина «Выстрел»

«Выстрел» А. С. Пушкина - первое произведение, открывающее его знаменитый цикл «Повести Белки­на». Эти первые прозаические произведения поэта на­писаны от лица никогда не существовавшего челове­ка - Ивана Петровича Белкина. Загадочность и тайна отличают все повести Пушкина, входящие в этот цикл.

Сюжет «Выстрела» сразу захватывает внимание чи­тателя. Неоконченная дуэль Сильвио и молодого графа обретает своё завершение через несколько лет. Всё заканчивается хорошо, но динамичные события и неожиданные повороты сюжета заставляют читателя изрядно поволноваться.

Поддержанию читательского интереса способствует необычная композиция произведения. Оно состоит из двух частей, причём у каждой части свой повество­ватель, непосредственный участник событий. Первая половина повести рассказана Белкину самим Сильвио. Мы видим происходящее с его точки зрения. По мне­нию Сильвио, молодой граф - легкомысленный и бес­печный человек, не понимающий ценности жизни. Рассказчик же предстаёт перед читателем уверенным в себе, смелым, опытным офицером, но одновременно человеком, которому свойственны чувства зависти, злопамятности и мстительности. Достаточно вспомнить его досаду, когда центральное место в полку занял но­вый молодой офицер, вызывавший дружеские чувства у сослуживцев и благосклонность у дам.

Рассказ Сильвио прерывается в самый напряжён­ный момент, когда он узнаёт новости о своём обид­чике. Нам остаётся только гадать, чем же закончится эта дуэль. Таким образом автор усиливает драматизм событий и поддерживает интерес читателя.

Вторая часть повести рассказана другим участником дуэли - молодым графом, счастливо женившимся и переехавшим жить в поместье.

Перед нами совершенно другой человек, ставший старше и мудрее. В нём ничего не осталось от того лег­комысленного молодого повесы, каким он представлялся нам в первой части произведения. Отношение читателя к этому герою в процессе повествования меняется. Он понял ценность жизни, мы видим его страх под дулом пистолета Сильвио и сочувствуем ему. Однако и Сильвио проявил себя великодушно: он со­хранил молодому человеку жизнь, хотя мог убить его. Оба героя казавшиеся не слишком привлекательны­ми в начале понести, в итоге оказываются лучше и благороднее.

В повести «Выстрел» Пушкин выбирает необычным способ изложения сюжета, разделяя произведение им две части. Изображение событий с разных точек зрения позволяет читателю объективнее представить кар тину происходящего, а автору сохранить эмоциональность и живость повествования.

Повесть А.С. Пушкина «Выстрел» входит в сборник . Это произведение отличается компактностью и сжатостью, характерными для пушкинской манеры написания прозаических произведений. Повествование ведется от имени некоего подполковника И. Л. П, бывшего на момент событий молодым офицером российской царской армии. Но в повести присутствуют еще два рассказчика – Сильвио и граф, который должен был стреляться с Сильвио. Это — композиционная особенность произведения, которая дает читателю возможность увидеть события, описываемые в повести, и ее главных героев, под разными углами зрения.

Сначала полковник И. Л. П. знакомит читателя с Сильвио, не военным, но человеком, который любит стрелять, и изрешетил в своем доме все стены. Описание Сильвио и его дома представляет собой экспозицию. Когда-то Сильвио служил в гусарском полку, но вышел в отставку. Поэтому можно понять его дружбу с офицерами, служившими в том местечке, устраивает для них обеды. Но никто из его гостей не знал, кто он, откуда. И что было в его прошлом.

Написана в романтическом стиле. Сильвио — довольно примечательная романтическая личность. Для литературного романтического героя было характерно иметь тайну, тяготившую его душу. Рассказчик представляет главного героя таинственной, демонической личностью, на совести которой «какая-нибудь несчастная жертва». Офицеры нередко заводили разговоры о поединках между собой, но Сильвио такие разговоры не поддерживал. Даже если у него спрашивали, предпочитал отмалчиваться.

Если присмотреться к Сильвио внимательнее, то перед читателем предстает добрый и порядочный человек, для которого честь – не пустой звук. Он – не убийца. Он может вдавить в стену муху, но всегда находит причину, чтобы не стрелять в человека.

В качестве развлечения здесь же организовывались карточные игры. Конфликт, вспыхнувший во время такой игры, служит завязкой сюжета. Эпизод, когда Сильвио отказался стреляться с Р. – это кульминация главы. Развязка – отъезд Сильвио и рассказ его о графе.

События второй части происходят в другое время и в другом месте. И. Л. П. по семейным обстоятельствам вышел в отставку, и вел жизнь обычного помещика, днем занимаясь хозяйственными делами, а по вечерам скучая о своей прежней жизни. С помещиками он дружбу не водил, жил уединенно. Экспозицией служит описание жизни И. Л. П.

В Н-ском уезде прошел слух о приезде нового помещика с женой. Начинается завязка. И. Л. П. решил познакомиться с новыми соседями и поехал к ним, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Здесь подполковник услышал продолжение той истории, которую ему рассказал Сильвио перед отъездом.

Сюжетная линия повести основана на конфликте между Сильвио и графом. Когда-то граф сильно задел самолюбие Сильвио, привыкшего во всем первенствовать, и между ними состоялась дуэль. Граф свой выстрел сделал. Но Сильвио увидел, что граф равнодушен к происходящему и не ценит собственную жизнь. И Сильвио, поняв, что даже если убьет своего обидчика, тому сейчас будет все равно. Он отложил свой выстрел на неопределенное время. Прошло 6 лет. Сильвио узнал, что граф женился и счастлив. Он понял, что теперь граф не будет так беспечен к собственной жизни. Тогда он собрался и уехал из местечка, где познакомился с И. Л. П.

Сильвио приехал к графу и увидел страх в его глазах. Граф любил свою жену и боялся причинить ей боль. Можно предположить, что Сильвио, увидев красивую молодую женщину, тоже не захотел отбирать у нее счастье. Он насладился беспокойством и страхом своего обидчика, всадил в картину пулю, в том же месте, куда выстрелил граф, и ушел. Своим выстрелом он дал понять, что жизнь графа была в его руках. Рассказ графа о приезде к нему Сильвио служит кульминацией 2-й главы и всей повести в целом.

Главная мысль

Повесть «Выстрел» входит в цикл замечательных «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». А. С. Пушкин написал эту повесть в 1830 году, а годом позже она была издана. В ней автор повествует об отставном гусаре Сильвио , который много лет ждал часа своей мести, а получив такую возможность, отказался от неё. По своей структуре произведение довольно сложное, так как в нем присутствуют сразу несколько рассказчиков. Содержание повести разделено на две главы, то есть «два выстрела».

Основная мысль повести заключается в том, чтобы проследить, как разные люди поведут себя в одной и той же ситуации. Автор не случайно помещает своих героев в сложные ситуации, в которых они вынуждены бороться за честь и достоинство. В зависимости от того, как они себя проявят и формируется ход сюжета, а также отношение читателей к героям. Главный герой повести - таинственный и угрюмый Сильвио. Проживая в одном захолустном местечке, он часто угощает офицеров расквартированного полка обедом и шампанским. О себе он ничего не рассказывает, но всем известно, что Сильвио превосходный стрелок. Он еще ни разу не промахнулся, но теперь по какой-то причине в дуэлях участвовать не хочет.

Его тайна раскрывается чуть позже, когда перед скоропостижным отъездом он решает рассказать всё одному офицеру, который нравился ему больше других. Это и есть основной рассказчик повести. Он узнает, что Сильвио несколько лет тому назад пощадил на дуэли своего противника, одного наглого и самоуверенного графа . Однако он свой выстрел приберег до лучших времен. Молодой граф появился в гусарском полку, в котором тогда служил Сильвио, и своим дерзким поведением пошатнул его первенство среди товарищей. До появления этого богатого баловня судьбы все товарищи уважали Сильвио и признавали за метким стрелком очевидное первенство. Во время одного бала Сильвио получил пощечину от графа и вызвал его на дуэль.

На дуэли граф Б*** вел себя настолько невозмутимо, что Сильвио отказался в него стрелять. Тот спокойно и равнодушно ел черешни, пока его противник в него целился. Сильвио оставил дуэль незавершенной, но пообещал вернуть свой долг в более подходящий момент. Наконец, такая возможность ему выдалась и он хотел расквитаться с наглецом. Как оказалось, граф ушел в отставку и женился на молодой и красивой девушке. Теперь ему было что терять, поэтому Сильвио решил вернуть свой «выстрел» именно сейчас. После этого рассказа офицер больше не видел Сильвио, но ему довелось познакомиться с графом и его женой. Граф рассказал о визите своего давнего противника и показал трофей, оставленный им - картину, простреленную двумя пулями, всаженными одна в другую.

Из слов графа рассказчик понял, что Сильвио и на этот раз не стал стрелять в графа. Ему хватило страха и смятения в глазах соперника. Свой выстрел он использовал, прострелив картину в гостиной в том же месте, куда до него стрелял граф. После этого главного героя никто не видел, но поговаривали, что он погиб во время греческого восстания. В глазах рассказчика он так и остался загадочным, но благородным и достойным восхищения человеком.

Повесть "Выстрел" А.С. Пушкина

Одной из наиболее глубокой по смыслу, трагичности и построению сюжета является повесть "Выстрел". Это одна из повестей, входящих в "Повести Белкина".

С первых страниц Пушкин описывает своего главного героя Сильвио. Ему 35 лет, он холост, вышел в отставку по непонятной причине, хотя его гусарская карьера складывалась успешно, ведет бесшабашную жизнь. Основным его занятием и развлечением является стрельба. И в этом он преуспел. Стреляет отменно.

Молодые его приятели очень уважают Сильвио, хотя стараются с ним не конфликтовать, зная его как отчаянного дуэлянта, стреляющего "в десятку".

Но однажды произошел все-таки конфликт. С недавно переведенным к ним офицером. Тот сильно оскорбил Сильвио, не зная всех его достоинств и опасности для себя в случае дуэли. Но дуэли. . . не случилось. Молодые офицеры недоумевали. Неужели Сильвио испугался? Такой хороший дуэлянт в прошлом, занимающийся каждый день стрельбой, авторитетный у молодежи вояка и вдруг. . . Вопрос остался открытым.

Неожиданно Сильвио получает письмо, устраивает попойку и объясняет, что должен немедленно покинуть свое пристанище. Только Ивану Белкину Сильвио все-таки объясняет причину, по которой не вызвал на дуэль обидчика, хотя вся молодежь жаждала именно этого. Он должен был поберечь себя для другой дуэли. Ради которой он бросил все:службу, не завел семью, прибился к молодым офицерам, кутит и прожигает жизнь.

Он ждал этой вести шесть лет. Он жил только этим и только для этого. Каждодневно тренировался, чтобы не потерять навыков в меткой стрельбе.

А история Сильвио была такова. Шесть лет назад он получил пощечину и враг его еще жив. Именно так выразился Сильвио о том, кто ему дал пощечину-"враг". Далее он рассказывает Белкину, что служил в гусарском полку. Был очень ярко выраженным "альфа-самцом"(определение на современный манер). Он всегда привык первенствовать. В службе, гульбе, на дуэлях. Товарищи его обожали, командиры с ним не связывались. И все его устраивало и приносило кайф(на современный манер) от жизни.

Но случилось так, что в его полк перевели одного молодого человека. Сильвио о нем выразился так:"Отроду не встречал счастливца столь блистатального!"

"Счастливец" был молод, умен, красив, бесстрашен, богат, носил знатную фамилию. И первенству Сильвио пришел конец. Ведь он был не богат, не знатен, не красив, не так удачлив.

Сильвио перестал быть первым. И люто возненавидел "блистательного " соперника. Молодой человек был успешен во всем, не огорчился тому, что Сильвио отверг его дружбу, которую тот ему предлагал. Успехи на службе и успехи у женщин молодого соперника приводили Сильвио просто в отчаяние. Сильвио начал дико завидовать молодому человеку и искал повод для ссоры с ним.

Такой случай подвернулся. Сильвио на одном балу, приревновав свою любовницу к сопернику, оскорбил молодого графа. За что получил пощечину и приглашение на дуэль. Сильвио с "неизъяснимым нетерпением" ожидал противника. А тот шел с мундиром на сабле, держа в руках фуражку, наполненную черешнями.

Пушкин замечательно передал настрой и Сильвио, и графа. Сильвио был сильно взволнован и зол, а молодой граф спокоен и безразличен к действию. И опять ему везет. Первый выстрел за ним. Они бросали жребий. Противник Сильвио выстрелил, но немного промахнулся. Выстрел был за Сильвио. А тот, как нам известно, был лучший стрелок в полку.

Сильвио глядел на противника, стараясь уловить хоть малейшее волнение в его поведении, ведь "жизнь его наконец была в моих руках". Но в его поведении никакого(!)волнения и беспокойства не увидел. Он преспокойно ел черешню и выплевывал косточки, которые долетали до Сильвио. Это в конец взбесило Сильвио!Он хотел его опустить, унизить, увидеть страх в глазах. Ведь все знали, что стреляет Сильвио очень метко. И это было его единственным преимуществом перед противником. Но страха в глазах противника великий стрелок не увидел!Он впервые в жизни был обескуражен. . .

И решил перенести свой выстрел на неопределенное время, когда противник будет уязвим. Граф согласился. Ему все было совершенно безразлично.

Настолько сильно Сильвио позавидовал графу, настолько сильно возненавидел его, что решил уйти в отставку, удалиться в отдаленное местечко и. . . думать о мщении. С этих пор целью его жизни стало ожидание удачного момента, чтобы отомстить графу. Ничто и никто его больше не интересовали. Он красовался перед молодыми офицерами, ему это доставляло удовольствие. Он был "молодец среди овец". Он был для них авторитетом, сорвиголовой, с темным прошлым, отчаянным гулякой в настоящем и удачливым дуэлянтом в прошлом. Молодые офицеры прекрасно знали, что он каждый день тренируется в стрельбе и не стоит его доводить до дуэли. На ней он победит любого. А он-то знал, что есть на свете один человек, который все ж лучше и удачливее его. И он ждал минуты своего торжества над ним.

Потом Сильвио получает сообщение, что граф женится на молодой и прекрасной девушке. Сильвио в тот же день собирается отправиться в Москву за отмщением. Белкин испытывает противоположные чувства к Сильвио. Ему совершенно непонятна такая длительная непрязнь к счастливчику-графу, желание Сильвио убить его непременно перед свадьбой, разрушив и еще одну жизнь, жизнь его молодой невесты. Он носится по комнате как безумный. Как же он продолжает завидовать графу, его женитьбе на богатой и прелестной девушке, которая его непременно любит. Ему все так же чертовски продолжает улыбаться фортуна.

Прошло несколько лет. Белкин переехал в бедную деревушку, занялся хозяйством и скучал по вечерам. Но узнал, что в соседнее богатое поместье приезжает на лето молодая хозяйка-графиня с мужем. И Белкин решил с ними познакомиться по ближе. Автор описывает графа как дружелюбного и открытого человека с прекрасной внешностью. Граф не кичлив, вежлив и дружелюбен. Позже Белкин знакомится и с графиней, редкой красавицей. Хозяева показывают ему свое жилище. Иван Белкин замечает одну картину, простреленную двумя пулями. Причем всаженными одна в другую.

За разговором хозяева и гость внезапно узнают, что все знакомы с одним и тем же человеком. Который всегда хорошо стрелял. . . Они вспомнили о Сильвио. И граф начинает рассказывать историю своих отношений с Сильвио. При этом называет себя повесой и виновным в их неприязненных отношениях.

Так как же Сильвио отомстил графу?Он нашел его в деревне. У графа с графиней был медовый месяц. Но Сильвио решил превратить его в кошмарный для молодоженов.

Однажды граф вернулся в поместье раньше жены, его предупредили о госте, который не захотел раскрывать своего имени. Графа ждал Сильвио и. . . продолжение дуэли. Сильвио не захотел превращать дуэль в чистое убийство, поэтому решили все сделать сызнова. Кинули жребий. И опять первый выстрел оказался за графом. На что Сильвио с усмешкой сказал:"Ты, граф, дьявольски счастлив". И на этот раз Сильвио позавидовал удачливости противника. Граф выстрелил и попал в картину. Он сам не понял, как противник "принудил его это сделать". Граф не хотел стрелять в кого бы то ни было. Он был счастлив, любим, богат и доволен жизнью. Но был тот, кто его никогда не забывал. И не простил удачливости по жизни. Сильвио стал прицеливаться в графа, чтобы не промахнуться.

Тут вбегает перепуганная жена и бросается на шею мужу. Граф пытается отшутиться, но у него это плохо получается. Женщина бросается к Сильвио. Но тот перечисляет "грехи" ее мужа:"Он всегда шутит. . . однажды дал мне шутя пощечину, шутя прострелил мне вот эту фуражку, шутя дал сейчас по мне промах;теперь и мне пришла охота пошутить. . . "И начинает прицеливаться в присутствии несчастной молодой женщины!Графиня падает к ногам Сильвио. Граф настаивает на продолжении дуэли, но Сильвио отвечает "благородно":". . . я доволен:я видел твое смятение, твою робость;я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести". И все-таки выстрелил, когда выходил из комнаты, в ту же картину, в то же место, куда угодила пуля графа. И попал в нее, почти не целясь, и скрылся. Жена графа упала в обморок. И все его запомнили навсегда.

Заметьте, однако, этот человек чести сколько сделал бесчестных поступков. Он свалил свою вину на графа. Ведь он первый оскорбил графа, получив от того пощечину. Ведь сам говорил, что возненавидел графа и искал повод для дуэли. Единственным его преимуществом была точная стрельба. Граф не так метко стрелял. Сильвио сам вызвал графа на дуэль, сам принудил стрелять в него, сам перенес свой выстрел на потом, сам устроил продолжение дуэли, сам вынудил женщину встать на колени перед ним, сам выстрелил в картину, напугав молодую графиню до обморока. Он запомнился им навсегда. Но не своей честью. Хотя они оба ни в чем его не обвиняли.

Он так и не смог унизить графа, он унизился сам, поставив ни в чем не повинную молодую женщину на колени, не извинился перед ней, выстрелил и попал точно в пулю на картине. Ушел прочь, разыграв "благородство". Где-то глубоко внутри себя он понял, никогда не получится отомстить и унизить врага. Граф счастлив и любим, супруги скоро забудут о нем, будут жить своей жизнью, спокойно и счастливо. Но все-таки оставил им напоминание о себе, "благородном гусаре", -пулю в пуле на картине.

Он ушел, чтобы уничтожить себя, чтобы уничтожить в себе и эту боль-зависть и гордыню. Сильвио погиб в сражении за непонятные идеалы в чужой стране. Ведь он был отличным стрелком и только.

Пушкин, величайший мастер описания психологии человека. В повести он показал, как один из смертных грехов -зависть вдребезги разбивает жизнь неплохого человека. Ведь он был смелым воином. Одним из лучших. Приличным человеком. Человеком чести. Но зависть превратила его в жестокого убийцу и подлеца, способного поставить на колени ни в чем не повинную женщину. Вся его жизнь превратилась в ад. Он шесть лет набивал руку и глаз, чтобы убить наверняка. А убить хотел только за то, что другой был богаче и благороднее, удачливее и веселее, красив и женщины его больше любили. И эта мучительная зависть сама его и сожрала изнутри.

С уважением,

Людмила Кудрявцева.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...