Камуфляж кораблей первой мировой войны. Ослепительная маскировка

Ослепляющая (расщепляющая) маскировка (англ. Razzle Dazzle ) - В период Первой мировой войны был зоологом Керром и художником Вилкинсоном был разработан принципиально новый способ визуальной защиты кораблей от огня надводных кораблей и, прежде всего, подводных лодок. Основной идеей "разобщающего" камуфляжа стало не уменьшение заметности корабля, а искажение его силуэта таким образом, чтобы затруднить визуальное определение его типа, скорости хода и расстояния до него

Что такое маскировка

Тактическая маскировка кораблей - является разработкой направлений, методов, приёмов и способов маскировки сил и объектов флота в войнах и локальных конфликтах.

Рассматривая вопрос о видимости кораблей, можно установить, что вероятность обнаружения корабля зависит от характера его окраски, а поэтому, маскировочное окрашивание является одним из способов визуальной маскировки кораблей. Маскировочное окрашивание кораблей выполняется различными способами, которые могут быть разделены на два основных вида: защитное окрашивание и камуфляжное(маскировочное). Основные задачи маскировочного окрашивания кораблей сводятся к:

1) уменьшению заметности корабля, т. е., другими словами, к уменьшению дальности, на которой корабль может быть обнаружен;

2) введению противника в заблуждение относительно класса, типа, курса и скорости хода корабля; при этом если ошибка в определении перечисленных данных будет у противника даже временной, маскировочное окрашивание всё равно достигнет своей цели.

Опыт в морских баталиях указывает, что основным является первое, а второе имеет подчиненное значение. Однако в определенных условиях обстановки, искажение вида и элементов движения корабля часто становится главной задачей маскировки. При хорошей видимости в дневное время уменьшение заметности может быть достигнуто практически только на больших расстояниях от наблюдателя, а при плохой видимости в дневное время, при тумане и т. п. - и на небольших расстояниях. Наблюдение при этом возможно как с воздуха, так и с корабля. Наконец, ночью или в сумерки уменьшение заметности легко может быть достигнуто и на очень малых дистанциях.

Повод создания

Одним из поводов развития этого направления послужил прорыв немецких инженеров в сфере военной промышленности и инженерии, повлёкший за собой создание нового класса кораблей. В Первую Мировую войну союзники в лице Англии, Франции и Североамериканских Соединенных Штатов были в ужасе от новой немецкой разработки - подводной лодки. Скрываясь от взора противника под толщей воды, подлодки с большим успехом уничтожали флот врага. Одним из вариантов защиты от них была визуальная маскировка, которая осуществлялась путём раскрашивания кораблей, но первые плоды не приносили успеха. Маскировка не могла подстроится под «характер» моря, вода постоянна менялась небо приобретало разнообразный окрас из-за изменения погодных условий.

Автор новой маскировки

Спас плачевное положение британский офицер военно-морского флота и художник Норман Вилкинсон (англ. Norman Wilkinson ).Он применил безумные стили, одним из которых был кубизм, который входил в моду в те времена в изобразительном искусстве. Идея - превратить окрас из маскировочного стиля в «ослепляющую раскраску». Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно - «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и т.д. и т.п.. Однако кажущийся хаос в покраске корабля был лишь кажущимся, покраска была систематизирована и наносилась по определённым правилам.

Форма камуфляжа и правила нанесения

При решении специальной задачи камуфляжа - искажения - раскраска корабля должна деформировать его силуэт или имитировать какой-то иной объект наблюдения.

Характерные признаки силуэта корабля определяются типом корабля, очертаниями его корпуса, расположением труб, мачт, надстроек и вооружения. Камуфляж, в первую очередь, должен нарушить эти признаки посредством видимого изменения очертаний и рельефа поверхности корабля.

Форма пятен может быть самой разнообразной. Обычно для того чтобы разнообразить рисунок, берут пятна различной ширины и размеров. Основную задачу и трудность представляет расположение и разбивка пятен относительно очертаний корабля, которые требуется исказить. Искажение основано на слиянии с фоном («отпадении» к фону) при определенных условиях освещения части пятен камуфляжа в то время, как пятна, контрастирующие с отпавшими к фону, видны. Чтобы силуэт корабля был резко изменен, стремятся исказить его контурные линии, т. е. создать кажущиеся очертания, совершенно не характерные для данного корабля. Поэтому пятна разбиваются так, чтобы они ни в коем случае не повторяли действительных очертаний корабля, а ориентировались под какими-то углами к ним.

Камуфляж кораблей для действий в открытом море представляет собой типичный вид крупнопятнистого камуфляжа. Выбирая рисунок камуфляжа, стремятся подобрать наиболее целесообразную форму, величину и расположение пятен, окраски. Неопытному глазу камуфляжная окраска кажется хаотическим и бессистемным сочетанием произвольных цветовых пятен. На самом деле в выборе рисунка камуфляжа имеется определенная система, дополненная практическим опытом командира.

Трубы кораблей часто окрашиваются так, чтобы пятна создавали впечатление их наклона в сторону, противоположную действительному наклону. Трубы, башни и другие части корабля окрашивают в разные тона: одни в светлые, другие в темные.

Пятна с прямолинейными границами создают эффект резкого изломанного рельефа, выступающих углов и впадин. Такие очертания пятен употребляются в тех случаях, когда стремятся исказить курсовой угол или «укоротить» корабль, использовав, например, слияние некоторых пятен с кильватерной струей (вода, взволнованная турбинами корабля, обычно белого цвета).

При нанесении пятен камуфляжа соблюдаются некоторые правила:

1. Пятно или полоса, начавшаяся на одной плоскости, продолжается на другой, с нею не совпадающей, так же, как если бы плоскости совпадали одна с другой.

2. Изгиб контурной линии пятен ни в коем случае не должен находиться на линии сопряжения пересекающихся поверхностей.

3. Линия сопряжения двух пересекающихся поверхностей не должна служить границей пятен. Желательно, чтобы граница пятен пересекала линию сопряжения двух поверхностей под острым углом.

4. Окраска выступающих или входящих пространственных углов должна производиться так, чтобы пространственный угол, например, трехгранный угол мостика, угол щита артиллерийских системы и т. д., подчеркивался темным пятном, центр которого не должен совпадать с истинной вершиной угла.

Первые испытания и их результат

Ошибка в расчетах командира подводной лодки

Немецкие подводники тех времён наблюдали корабль только через перископ. Командиру подводной лодки необходимо было визуально оценить курс судна относительно лодки и его скорость. Цена ошибки командира высока, так как "пристрелка" из-под воды практически невозможна из-за малого количества торпед в залпе лодки, огромного времени перезарядки и невысокой скорости хода торпеды ("невысокой" относительно скорости артиллерийского снаряда, конечно). Новая раскраска кораблей вводила подводников в ступор, не давая прицелиться, так как не было понятно, что это за корабль и какой у него курс и вообще, где у него нос.

Торговый флот США начал применять "ослепляющий камуфляж" начиная с марта 1918-го года. До окончания войны успели окрасить 1256 кораблей. Послевоенные подсчеты показали, что в период с 1 марта 1918 года было потеряно 75 некамуфлированных кораблей (водоизмещением свыше 2500 тонн) и всего 18 камуфлированных, причем из числа последних только 11 погибли от торпед подлодок.

Судьба после Первой Моровой войны

Сейчас в Портсмуте стоит образец подобной маскировки: корабль HMS M33 (1915) . Он был построен в 1915 году, хоть и выглядит относительно скромно, повоевал в Первую Мировую и даже в Гражданскую войну (вместе с шестью другими мониторами несколько месяцев поддерживал белые войска в районе Архангельска).

В это время союзники пытались разрисовывать таким способом джипы и танки, испытания прошли успешно, из-за большой скорости объектов маскировка успешно выполняла свои функции, учёные доказали что объект становится на 7 процентов меньше (визуально) и боец с РПГ мог промахнутся не правильно выстрелив на упреждение по быстро двигающейся цели.

Во время Второй мировой войны были попытки снова применить «ослепляющую раскраску», но развитые технологии обнаружения целей, такие как: радары, сонары, магнитометрия, радиолокация, газо анализ, химический способ обнаружения и появление морской авиация погубили это направление «военной живописи».

Галерея

    Китайско-российские совместные военно-морские учения «Морское взаимодействие-2012».

    Спуск на воду моторной яхты Guilty, которую раскрасил современный художник Джефф Кунс, 2008 год, часть 1.

    Спуск на воду моторной яхты Guilty, которую раскрасил современный художник Джефф Кунс, 2008 год, часть 2.

Не верится, что военные корабли могли выглядеть так. Кажется, что их раскрасили клоуны, отставшие от бродячего цирка. Полная асимметрия, полоски и клетки. Неожиданные диагонали и разные яркие цвета. Но без малого 100 лет назад суда маскировали именно таким образом.

Цветных фотографий нет, но сохранились эскизы. Представляете, как судно «War Clover» выглядело в действительности?

Во время Первой Мировой англичане и американцы, да и французы тоже оказались перед серьёзной угрозой немецких подводных лодок, которые с завидным успехом топили корабли союзников. Все попытки замаскировать суда в море терпели неудачу, поскольку приспособить тот или иной камуфляж к постоянно изменяющимся воде и небу не удавалось. Любое сочетание цветов, скрывавшее в одной ситуации, выдавало с головой в других.

И тогда британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон(Norman Wilkinson) изобрёл новую схему маскировки, которая была основана на модных направлениях изобразительного искусства того времени, прежде всего - кубизме.

Автор идеи «ослепляющей раскраски» Норман Вилкинсон

Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно - «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее.

Идея была взята на вооружение. Британцы назвали инновационную технику маскировки «ослепляющей раскраской» («Dazzle Painting»), а американцы - «суматохой» или «кутерьмой» (Razzle Dazzle). И это сработало.

Американское торговое судно USS Mahomet .

Дело в том, что немецкие подводники были вынуждены находить противника визуально и целились не в само судно - оно ведь двигалось - а старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется в момент прибытия снаряда. Слишком ранний или поздний пуск естественно означали промах.

Моряки пытаются разглядеть, что это там такое. Где у виднеющегося вдали судна нос, действительно непонятно .

Соответственно, капитану подлодки было необходимо с максимальной точностью определить курс и скорость цели, но по тому, что он видел в перископ, было трудно даже понять, где у этого судна нос, сколько этих носов, и что это вообще такое. Силуэт просто расплывался. Судно могло казаться меньше, чем на самом деле, частично сливалось с водой, «соединялось» с небом и так далее. Короче говоря – чёрт знает что.

Тип стандартной раскраски корабля за номером 24. Причем это одно и то же судно, только с разных сторон .

Следует отметить, что для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный «кубический» окрас, причём нередко рисунки на разных бортах сильно отличались.

В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда.

К величайшему сожалению, нет цветных фотографий тогдашних кораблей, а ведь они не были «зебрами» - их маскировали в разные, и порой очень яркие цвета. Говорят, в море конвой из этих «судов-попугаев» выглядел просто ошеломительно. С окончанием Первой Мировой войны завершилось и массовое использование «ослепляющей живописи» на флоте. На то было несколько причин.

Так, появилась эффективная авиация - с воздуха раскрашенные корабли были очень хорошо заметны. Кроме того, самим морякам никогда особо не нравилась покраска их судов таким «невоенным способом».

Корабль SS Melita - хоть сейчас в музей Маяковского .

ВМС США, как и англичане, пытались вернуться к «суматохе» в конце Второй Мировой - после того, как уничтожили японскую авиацию. И действительно защищали «живописью» свои суда от вражеских субмарин (кстати, проводились опыты с танками и джипами). Однако третьего пришествия не случилось - усовершенствованные радары, сонары и другая техника, в конечном счёте, устранили необходимость в визуальном обнаружении целей.

Пассажирское судно Mauretania. Судя по изображению на рекламном плакате тех лет - яркий был кораблик .

Таким образом, военные корабли быстро перекрасились в свой нынешний, «туманно-серый» цвет, а кубизм вернулся туда, откуда его взял Вилкинсон.

Сейчас в Портсмуте стоит образец подобной маскировки: корабль HMS Monitor M33. Он был построен в 1915 году, хоть и выглядит относительно скромно, повоевал в Первую Мировую и даже в Гражданскую войну (вместе с шестью другими мониторами несколько месяцев поддерживал белые войска в районе Архангельска).

Хотя камуфляж Вилкинсона активно использовался в Первой мировой войне и в меньшей степени - во Второй, его эффективность не была научно доказана. Проверить его действенность недавно решила группа исследователей из Бристольского университета (Великобритания) под руководством специалиста по экспериментальной психологии Ника Скотт-Сэмюэля.

Ключевым пунктом проверки стала именно скорость: если для кораблей этот камуфляж не актуален, то высокомобильные боевые машины, несущие на себе «абстракционистские полотна», и сейчас могут ввести в заблуждение солдат противника.

Дело в том, что наше восприятие скорости зависит от множества разнородных факторов. К примеру, нам кажется, что более крупные объекты движутся медленнее. В экспериментах г-на Скотт-Сэмюэля и коллег добровольцам демонстрировали на экране пары геометрических образов, которые имели различную контрастность и двигались с разной скоростью. Одним из двух элементов всегда являлся типичный представитель текстуры «слепящего» камуфляжа.



Выяснилось, что скорость двух быстродвижущихся контрастных фигур из камуфляжного набора визуально кажется меньше на 7%. Таким образом, вооружённый ручным противотанковым гранатомётом боец может не рассчитать расстояние и промахнуться по бронемашине, раскрашенной по методу Вилкинсона, считают исследователи.

«Многие известные виды камуфляжа могут легко сделать так, что один хорошо видимый предмет будет казаться двумя, два объекта — тремя и так далее» — Рой Беренс, автор книги «Ship Shape» об истории экспериментов с камуфляжем Dazzle


В продолжении темы ТЕХНОЛОГИИ КАМУФЛЯЖА предлагаю вам узнать историю создания и принцип действия интересного камуфляжа Razzle Dazzle.

Узор под названием Dazzle, который можно по праву называть пионером среди камуфляжных рисунков, был разработан не для того, чтобы замаскировать сам объект, на который он будет нанесен, а чтобы противник не мог на глаз определить размеры, форму, направление и скорость движущейся техники. Чаще всего «сверкающий камуфляж», как его иногда называют, наносили на корабли и самолеты, используя переплетающиеся друг с другом контрастные цвета. Другое его название — Razzle Dazzle — переводится с английского как «суматоха» и довольно четко описывает производимый им эффект.


1. Рекламный плакат корабельной компании Cunard Line, 1918 год. 2. Американский линкор USS California, 1944 год. 3. Принципиальная схема дизайна линкора. 4. Картина «Dazzle-ships in Drydock at Liverpool» английского художника Эдуарда Уодсворта, 1919 год

Dazzle как тип маскировочного рисунка имел смысл только в те времена, когда у военных еще не было мощных радаров, позволяющих легко определить размеры, скорость и расстояние до исследуемого объекта. Сбить с толку зоркого наводчика могла эта специальная раскраска, вызывавшая только лишь сумятицу. Можно сравнить такую тактику с ложными глазами некоторых видов рыб или бабочек — с таким рисунком, да еще и с неблизкого расстояния определить, где нос судна, а где корма, было для противника не такой уж простой задачей.

Изобретателем этого камуфляжа (как и его названия) считается английский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, который во время Первой мировой войны служил на одной из подводных лодок Королевского флота. Тогда германским подлодкам слишком легко удавалось крушить британские крейсеры — главная боевая единица оказалась практически безоружной против подводных лодок. Доходило до того, что за одни сутки немцы могли потопить до восьми британских кораблей. Размышляя над тем, как спрятать от взгляда перископа огромный корабль, Уилкинсон пришел к мысли, что не нужно прятать сам объект, когда можно просто сбивать с толку противника, готовящегося нанести удар.


Стоит заметить, что именно в тот период Первой мировой войны камуфляж начал принимать массовый оборот и стал использоваться войсками всех задействованных в войне сторон. Так, немцы разрисовывали пятнами стальные шлемы своей пехоты, а русские войска украшали разноцветными амебами бронетехнику.

Также стоит знать и о связи этого рисунка с авангардным искусством — считается, что когда Норман Уилкинсон придумывал камуфляж Dazzle, он, кроме прочего, вдохновлялся ранними работами художников-кубистов, которые использовали рубленые контрастные геометрические формы для придания полотну объема. Близкие по смыслу приемы можно найти в картинах многих из них, например, Пабло Пикассо (на изображении ниже — его картина «Арлекин» 1909 года).

Кстати, маскировочный рисунок зебры работает по тому же принципу, что и dazzle — сбивает с толку хищника, маскируя направление движения. Несколько таких животных, собравшись в группу, вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными.

Итогом разработок Уилкинсона и его команды художников стал океанический лайнер HMS Alsatian, который в августе 1917 года был перекрашен в Dazzle после тестирования этого типа камуфляжа на макетах. Эксперимент прошел удачно, и британские войска стали практически повсеместно внедрять эту раскраску для маскировки крупных океанических лайнеров. Уилкинсон, в свою очередь, начал работать еще и с армией США, а после окончания Первой мировой войны стал президентом Королевского института акварелистов (Royal Institute of Painters in Water Colours).

Во Второй мировой Dazzle использовали все больше американские и немецкие войска, но вместе с тем этот момент считается временем смерти «сверкающей маскировки». К этому моменту уже становились популярными специальные бинокли, радары и другая техника, позволявшая без лишнего труда определять расстояние до объекта, его размеры и траекторию движения. В британской армии в 1942 году на вооружение был принят рисунок Admiralty Intermediate Disruptive Pattern, который представлял собой доработанный художником Питером Скоттом Dazzle — имел более округлые формы элементов и включал в себя больше цветов, например, оттенки синего.


Одноместный американский истребитель P-51 Mustang, разукрашенный в маскировку Dazzle. Использовался в период Второй мировой войны

Сегодня Dazzle практически не используется, а самым распространенным примером его применения остаются австрийские дорожные камеры, фиксирующие скорость передвижения автомобилей: никакой лихач на большой скорости не сможет заметить раскрашенную таким образом камеру. Кроме того, этот рисунок попал на обложку четвертого студийного альбома Orchestral Manoeuvres in the Dark— «Dazzle Ships ».

Развитие технологий поставило крест на этом типе камуфляжа. Вернее, на его военном использовании: оптические приборы обмануть таким образом уже не получалось. Зато, Razzle Dazzle моментально подхватило послевоенное поколение — этот тип камуфляжа до сих пор актуален и часто используется в создании молодежных линеек одежды.

А вот и одна из картин самого Нормана Уилкинсона. Как видите, художник совсем не был кубистом, предпочитая работать в более традиционных стилях. Эта картина, созданная в 1915 году, называется «Пляж на Дарданеллах с солдатами, разгружающими медикаменты».


Для разработки дизайна были созваны лучшие художники своего времени. Каждый корабль имел свою индивидуальную окраску, над которой работали Эббот Тайер, Максимилиан Тох, Эдвард Уодсворт, Эверетт Уорнер и многие другие. Собственно, большую часть сохранившихся судов, можно было бы смело отправлять в музей современного искусства.














Ослепляющий камуфляж. Атлантика, первая половина ХХ века April 27th, 2013


Крейсер «Глуар» (Gloire), вошедший в состав французских ВМС в 1937 году.

Головокружительно, не правда ли? Такой способ окраски корабля может показаться странным, если не убийственным для корабля и экипажа. Но это лишь на первый взгляд.

В свое время старый добрый Dazzle camouflage буквально сводил с ума командиров немецких подводных лодок. Попробуйте на просторах океана, с хорошим удалением, через несовершенную оптику тех времен идентифицировать цель, направление и скорость ее движения, осадку, и прочие данные, необходимые для успешной торпедной атаки. Вот тут–то и возникали затруднения.

Результат атаки зависит напрямую от оценки обстановки, но если командир порой не мог определить, в каком направлении он движется, и где вообще его нос и корма, эфффективность такой атаки практически нулевая.

Изобретателем этого типа камуфляжа стал британский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, служивший во время Первой мировой войны в подводном флоте. Его идеей было не прятать огромный корабль от взгляда через оптику, а сбивать с толку противника, готовящего торпедную атаку.

Основная цель этого камуфляжа была не столько скрыть совсем объект от неприятеля - котлотурбинные установки легко демаскировались дымом из труб, а усложнить попадание.

Так как дальномеры были оптические, все базировалось на исходных данных (длина, ширина корабля, которые более–менее известны) и углах (тысячные дистанции). Исказить эти данные и были призван этот камуфляж.


Идея пришла из авангардистского ответвления кубизма - вортицизма, модного тогда.


Адепт вортицизма - Уиндем Льюис, и его работа «Workshop».

Первопроходцем в 1917 году стал лайнер HMS Alsatian, на котором после многократных тестов на макетах был испытан новый тип камуфляжа, и затем он был принят на вооружение не только в Британии, но и США, Франции, России.


Эсминец «Счастливый». Российская империя, ПМВ, Черное море.


Камуфляж применяли как на торговых судах, так и военных кораблях.

И не только черно–белый: варианты расцветки варьировалась от зеленого до оранжевого. Один из журналистов, став свидетелем движения конвоя, назвал его «стаей уходящих в море пасхальных яиц».

Дополняли окрас поддельной головной волны под форштевнем, создающей эффект увеличения скорости корабля, точные данные о которой необходимы при расчете движения торпеды. Ложную же головную волну наносили под кормой, вызывающую у командиров лодок оптическую иллюзию удаления судна, в реальности же приближающегося.

К слову, расцветка зебр работает по тому же принципу, а их группа вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными. Флотские ветераны традиционно пренебрежительно относились к этой раскраске, сравнивая ее с внешностью портовых дам, но моряки быстро оценили его преимущества - ведь атаки немецких подводников все чаще становились безрезультатными.

С началом Второй мировой войны он также нашел себе применение, в том числе в ВВС.


Истребитель P–51 «Mustang».

Правда с началом активного применения радиолокационных средств обнаружения целей он начал понемногу терять актуальность, и корабли были окрашены в привычный туманно–серый шаровый окрас. Но и сегодня Dazzle вновь находит для себя применение. Он прекрасно сочетается с высокотехнологичными системами «кораблей–невидимок».

Кроме того, камуфляж используется на камерах на дорогах Австрии, фиксирующих скорость автомобилей: раскрашенная таким образом камера совершенно незаметна.

Да, а крейсер пережил войну, в отличие от остальных систершипов.
Совпадение? Кто знает?

Когда в начале ХХ века художники-авангардисты Жорж Брак и Пабло Пикассо эпатировали публику новым направлением в живописи — кубизмом, они никак не предполагали, что менее чем через десять лет у них появятся многочисленные последователи в… военно-морских ведомствах. А в роли холста будут использоваться стальные борта боевых кораблей.

Французский лёгкий крейсер «Gloire» — то ли зебра, то ли тельняшка в заплатах…

До тех пор, пока дистанция морского боя не превышала дальности пистолетного выстрела, никакого смысла в маскировочной окраске кораблей не было. Наоборот, обилие позолоты и ярких красок создавало важный психологический настрой у сражавшихся экипажей, особенно если им предстояла абордажная схватка. Поэтому вплоть до конца ХIХ века крейсера и броненосцы выглядели нарядно и торжественно: чёрный или белый корпус с золотыми украшениями, белые надстройки, жёлтые трубы… В виде эксперимента время от времени применялась и менее заметная серая окраска, но её долго считали нецелесообразной. Например, по словам британского адмирала графа Корк-и-Орери, во флоте «Владычицы морей» тёмно-серый цвет считался траурным. Впервые в него был выкрашен английский броненосец «Monarch», когда ему в 1869 году выпала миссия доставить в Нью-Йорк тело скончавшегося англо-американского филантропа Пибоди. Лишь в начале ХХ века серая или серо-зелёная окраска кораблей начинает приобретать популярность. Первыми полностью отказались от помпезных чёрно-бело-жёлтых цветов флоты Австро-Венгрии и Японии. В сентябре 1903 года в «серо-оливковый» (близкий с современному хаки) цвет была перекрашена и находившаяся в Порт-Артуре русская Тихоокеанская эскадра. Опыт Русско-японской войны показал, что реальная дальность артиллерийского боя на море значительно выше, чем предполагали адмиралы, и затрудняющая прицеливание маскировочная окраска отныне становится весьма актуальной. Практически все страны перекрашивают свои военные корабли в разные оттенки серого цвета.

Английский броненосец «Victoria», окрашенный в так называемые «викторианские» цвета, литография художника Вильяма Митчелла. И корабль, и его окраска получили названия в честь королевы Виктории — именно при ней британский флот достиг вершины своего могущества.

Любопытно, что во время Русско-японской войны русские миноносцы Владивостокского отряда получили пятнистую окраску «в тон побережья». Кто автор этой идеи, неизвестно. Но факт остаётся фактом: впервые классический камуфляж, делающий корабль малозаметным на фоне берега и одновременно искажающий его силуэт, был применён именно в Российском флоте.

Опыты с «покровительственной» окраской кораблей вплоть до начала Первой мировой войны проводились во многих странах, но моряки как правило относились к ним скептически. Что неудивительно: условия видимости на море постоянно меняются, и создать универсальную окраску, чтобы та была эффективна при разной погоде и днём, и ночью, просто невозможно. На фоне горизонта корабль, да ещё дымящий, всегда представляет собой контрастную цель, и цвет, в который он выкрашен, на его обнаружение никак не влияет.

Однако с началом Первой мировой войны адмиралы, прежде всего британские, столкнулись с проблемой, которую они явно недооценили. Речь идёт о немецких подводных лодках, наносивших флотам Антанты весьма ощутимые потери. И вот тут-то и возникла идея применить для кораблей окраску, которая бы затруднила выполнение торпедной атаки. Дело в том, что торпеда, в отличие от артиллерийского снаряда, движется довольно медленно, и командиру субмарины, атакующей движущееся судно, приходится стрелять на упреждение, в точку, находящуюся далеко впереди. Говоря профессиональным языком, командиру приходится рассчитывать «торпедный треугольник». А тут очень важно правильно определить скорость движения цели и её курс. Поэтому теперь окраска корабля должна была не уменьшить его заметность, а исказить его внешний вид, затруднив определение параметров его движения.

Первым предложил раскрашивать корабли «наподобие зебры» английский профессор зоологии Грэхем Керр (Graham Kerr). В письме, отправленном Уинстону Черчиллю (в то время Первому лорду Адмиралтейства) в сентябре 1914 года, Керр писал: «Сплошная однородная окраска делает объект заметным. Нанесение резко контрастирующих пятен окраски создаёт впечатление излома поверхности». Идея показалась слишком экстравагантной, и от неё просто отмахнулись. Вспомнили о необычном предложении только через полгода — всё возрастающие потери британского флота от кайзеровских субмарин требовали принятия экстренных мер. Весной 1915 года Адмиралтейство распорядилось начать эксперименты с «искажающей» окраской, получившей официальное название «dazzle camouflage ».

Вскоре к работам подключился художник Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson), предложивший и теоретически обосновавший собственную схему камуфляжной окраски, основанную на модном в то время течении в живописи — кубизме. Как и его коллеги, художники-авангардисты, он старался «раздробить» реальный объект (в данном случае, корабль) на условные плоскости, грани и отдельные геометрические формы. Сочетание ярких полос, многоугольников и плавных кривых делали линкор, эсминец или транспорт похожим на полотно абстракциониста и выглядели крайне необычно. Однако, отойдя от первого шока, моряки «Владычицы морей» вынуждены были признать: определить курсовой угол и даже класс изощрённо раскрашенного судна стало непросто. «Искажающему» камуфляжу была дана путёвка в жизнь, а Вилкинсону достались лавры его изобретателя.

Сэр Норман Вилкинсон (Norman L. Wilkinson, 1878–1971) — английский художник, считающийся на Западе «отцом» военно-морского камуфляжа. В годы Первой мировой войны служил на судах Королевского военно-морского добровольного резерва (Royal Naval Volunteer Reserve), участвовал в патрулированиях и боевых тралениях, получил чин лейтенанта. Теоретически обосновал принцип искажающего экипажа. Позже стал обладателем многочисленных титулов и наград.

Справедливости ради следует заметить, что той же весной 1915 года независимо от англичан очень похожую окраску для кораблей предложил севастопольский художник Юрий Шпажинский. Он тоже создал её под влиянием кубизма — на борта, надстройки и трубы кораблей в определённой последовательности наносились треугольники белого, голубого, тёмно- и светло-серого цвета, вместе образующие ломаные полосы. Первым по такой схеме был окрашен черноморский броненосец «Синоп», за ним последовали эсминцы «Счастливый» и «Громкий». Шпажинский называл изобретённую им окраску «иллюзорной» — по сути это было синонимом слова «искажающей».

Летом 1915 года «иллюзорная» окраска испытывалась и на Балтике. Шпажинский усовершенствовал свою схему, и выделенный для эксперимента крейсер пограничной стражи «Кондор» был покрыт ломаными линиями «небесного» и «водяного» цветов. Кроме того, художник опробовал ещё одно своё изобретение — специальные наделки на мачтах и трубах, призванные исказить силуэт корабля. К сожалению, на официальных испытаниях, состоявшихся 29 июня 1915 года, ожидаемого эффекта вся эта затея не принесла. «Кондор» и лишённый камуфляжа однотипный «Беркут» оказались одинаково видны, а дальномеры на дистанциях от 55 до 65 кабельтовых в обоих случаях давали точные результаты. В результате по рекомендации проводившей испытания комиссии работы по «иллюзорной» окраске были свёрнуты.

И всё же следует признать, что талантливый художник Юрий Ипполитович Шпажинский (между прочим, одна его картина есть в Третьяковской галерее) был первым и в области морской искажающей окраски, и в изобретении деформирующих силуэт наделок — последние появились в Англии не ранее чем через год. Обидно, что его имя практически забыто, а все придуманные им новации ныне приписывают его зарубежным коллегам.

Первый в мире классический авианосец — британский «Argus» в камуфляже, 1918 г.

Пример необычного камуфляжа времён Первой мировой войны — американский линкор «Nebraska»

Искажающая камуфляжная окраска стала массово применяться на флоте в 1917-1918 годах, а её «второе пришествие» приходится на период Второй мировой войны. Многообразие красок и рисунков, наносившихся на бортах кораблей самых разных классов, поражает. Шахматные клетки и волнообразные линии, треугольники и квадраты, бесформенные пятна, штриховка, немыслимые узоры всех цветов радуги… Удивительно, но под весь этот «апофеоз абстракционизма» была подведена теоретическая база. Например, в американском флоте существовала регламентированная, хотя и довольно перегруженная, классификация всех схем камуфляжа. Характер окраски (однотонной или камуфляжной) определялся базовым типом (measure), которому присваивался свой номер — 1, 5, 11, 12 и т.д. Далее шёл номер проекта (design), который стандартизировал рисунок камуфляжа. Последняя буква в обозначении соответствовала классу корабля, к нему относилась схема окраски (например, для авианосцев это была буква А, для линкоров — В). Таким образом, камуфляжная окраска, скажем, авианосца CV-12 «Hornet» имела обозначение «Measure 33 design 3А». Но это ещё не всё. Каждый применяемый оттенок тоже был стандартизован, имел своё название и номер — например, «океанский серый» (ocean gray) 5-0, «туманный серый» (haze gray) 5-Н, «военно-морской голубой» (navy blue) 5-N… Художники-основоположники кубизма не могли и представить, что разработкой рисунков и цвета абстрактных картин будут заниматься научные институты, а исследования их восприятия человеческим глазом лягут в основу закрытых диссертаций!

Как уже говорилось, маскировочная и искажающая (dazzle) схемы окраски изначально были своими противоположностями. Но для отдельных театров военных действий удалось придумать рисунки камуфляжа, который при определённых условиях выполнял обе функции сразу. Так, итальянцы для окраски своих кораблей часто использовали серо-зелёную гамму: в открытом море такой камуфляж являлся искажающим, а на фоне средиземноморского берега — маскировочным. На актуальность совмещения этих функций сильно повлияло развитие авиации. В годы Второй мировой войны палубы кораблей нередко покрывались хаотически расположенными линиями и геометрическими фигурами. Во время стоянки в базе подобная окраска затрудняла опознавание корабля и одновременно маскировала его под портовые сооружения. В открытом море «противовоздушный» камуфляж не имел особого значения, так как с самолёта корабль обнаруживался прежде всего по кильватерному следу.

Одна из излюбленных «фишек» морской камуфляжной окраски — изображение фальшивых белых бурунов у форштевня и в кормовой части корпуса — таким образом создавалась иллюзия, будто судно идёт с гораздо большей скоростью, чем на самом деле. Часто применялась окраска оконечностей корпуса в цвета, контрастирующие с центральной частью — так скрадывалась длина корабля и затруднялось определение курсового угла. Иногда на борта наносили контрастные силуэты одного-двух небольших судов, обычно идущих в противоположную сторону — при определённых условиях освещённости такой рисунок мог сбить с толку наблюдавшего в перископ подводника.

Во время Великой Отечественной войны камуфляжная окраска широко применялась и в нашем флоте. Схемы окраски в основном были подобны тем, что использовались союзниками, но имелись и некоторые особенности. Так, на Черноморском флоте наряду с обычными масляными красками применялась «серебрянка» — краска на основе алюминиевой пудры. Она способна отражать цвет воды, и покрытые ею участки изменяли оттенок в зависимости от погоды, делая камуфляж более универсальным. Кроме того, несколько черноморских кораблей получили довольно сложный рисунок камуфляжа с «растушёвкой» — плавным переходом от тёмного тона к светлому. Подобные схемы окраски применялись и за рубежом (например, в 1943 году на французском линкоре «Richelieu»), но очень редко.

Эсминец Черноморского флота «Сообразительный» — один из немногих обладателей «градиентной» окраски, в которой тёмные тона плавно переходили в светлые

Насколько эффективным оказался искажающий «боди-арт» кораблей? К сожалению, вразумительного ответа на этот вопрос так никому и не удалось получить. В литературе в качестве пользы от камуфляжа иногда приводят отдельные случаи — например, попытку немецкой подводной лодки потопить черноморский сторожевик «Шторм», когда, несмотря на идеальные условия атаки, все торпеды прошли мимо. «Шторм» имел сложный камуфляж с плавными переходами между цветами, и высказывается мнении, что именно это вызвало ошибку в определении немцами его курсового угла. Впрочем, причины промаха при стрельбе торпедами могли быть и совсем другими…

В годы Второй мировой войны союзники уже довольно широко использовали цветную фотоплёнку. На снимке — канадский эсминец «Restigouche» во всей своей «искажающей» красе…

«Разлинованный» французский крейсер «Gloire» — обладатель очень необычной камуфляжной окраски

Так или иначе, но с развитием радиолокации визуальное обнаружение цели становится далеко не главным, а вместе с этим теряет актуальность и искажающий камуфляж. После Второй мировой войны боевые корабли везде становятся одинаково серыми, лишь слегка отличаясь оттенками. Только в последние полтора-два десятилетия в ряде стран (Финляндии, Швеции, Чили и некоторых других) снова появляются катера и корабли в пятнистой окраске, но это уже скорее дань моде, следствие популярности стиля «милитари» и камуфляжной формы. Искажающая окраска на современных флотах применяется уже не из тактических соображений, а исключительно «для красоты».

Пример современного морского камуфляжа — окраска ракетного корабля на воздушной подушке «Самум» (вверху) и финского ракетного катера «Hanko»



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...