На какие группы делятся переднеязычные согласные. Переднеязычные согласные

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где струя воздуха встречает препятствие.

Если активный орган — нижняя губа , то согласные могут быть губно-губными (пассивный орган — верхняя губа): [п], [б], [м] и губно-зубными (пассивный орган — верхние зубы): [в], [ф].

Если активный орган — язык , то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — участвует в создании преграды и с каким пассивным органом — зубами, передней, средней или задней частью нёба — язык сближается либо смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными, когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц], и нёбно-зубными (передненёбными), когда она направлена к передней части нёба: [р], [ш], [ж], [ч"]. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные: [j], [и]. Заднеязычные либо средненёбные: [к"], [г"], [х"], [γ"] либо задненёбные: [к], [г], [х], [γ].

1) согласные губные , подразделяемые на губно-губные : [б], [п], [м] и губно-зубные:

2) согласные язычные , подразделяемые на переднеязычные , к которым относятся зубные [д], [т], [з], [с], [н], [л], [ц] и нёбно-зубные [ш], [ш"], [ж], [ч"], [р];

3) среднеязычный (средненёбный) [j], [и];

4) согласные заднеязычные (задненёбные) [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"], а также редкие

звуки [γ], [γ"], [н ].

Звук [н ] - носовой заднеязычный - редок в русском языке. Он произносится на месте [н] перед [к], [г], обычно в тех случаях, когда дальше следует согласный: пу [н ] ктир, фра [н ]кский, ко [н ]гресс .

3. Классификация согласных по способу образования:

В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на :

1) согласные взрывные (смычные): [б], [п], [д], [т], [г], [к];

2) согласные фрикативные (щелевые): [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [ш"], , [х];

4) согласные смычно-проходные , к которым относятся носовые [м], [м"], [н], [н"] и боковой [л], [л"];

5) дрожащий [р], [р"].

4. Классификация согласных по наличию или отсутствию палатализации :

1) согласные твёрдые , образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции (все согласные, кроме [ж"], [ш"], [ч"], [j]);

2) согласные мягкие , образуемые с дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ж], [ш], [ц]).

По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).


При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образовании твердых — в задней части ротовой полости; ср.: [в"]ил — [в]ыл, [п"]ил — [п]ыл, [л"]ёг — [л]ог, [р"]яд — [р]ад.

Согласные звуки образуют пары по твердости/мягкости: [б] — [б"], [п] — [п"], [в] — [в"], [ф] — [ф"] , [з] — [з"], [с] — [с"], [д] — [д"], [т] — [т"], [м] — [м"] и др. Непарными твёрдыми являются звуки [ж], [ш], [ц]; непарными мягкими - [ж"], [ш"], [ч"], [j].

У [j] приподнятие к средней части нёба средней части спинки языка является не дополнительной, как у других согласных, а основной артикуляцией, поэтому [j] — палатальный , а не палатализованный согласный.

Таблица классификации согласных по твёрдости-мягкости

5. Классификация согласных по наличию или отсутствию назальности:

1) согласные назальные (носовые): [н], [н"], [м], [м"];

2) согласные неназальные (неносовые, ртовые): все остальные.

При образовании носовых согласных нёбная занавеска опускается и воздушная струя проходит в полость носа, вызывая носовой резонанс. Характерной особенностью носовых согласных является то, что наряду со смычкой открыт проход воздуха через нос. Поэтому эти звуки относят к особой группе смычно-проходных.

Таблица артикуляции согласных звуков

Голос и шум Способ образования Место образования
Губные Язычные
губно-губные губно-зубные Переднеязычные Средне-язычные Заднеязыч-ные
зубные нёбно-зубные
Шумные Взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г г’ к к’
Аффрикаты ц ч’
Фрикативные в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’ ш ш’ ј х х’
Сонорные
Смычно-проход-ные боковые л л’
носовые м м’ н н’
Дрожащие р р’

В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного языка. Однако далеко не все. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз , то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напряжения губ, а перед [у] - с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз , а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium - «губа»), а согласные звуки [с°], [д°], [т"] и т. п. - лабиализованными (или огубленными).

Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд , но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но[стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Практическая фонетика английского языка»

По теме:

«Артикуляция переднеязычных согласных в английском и русском языках»

Исполнитель:

Шутько Светлана Валерьевна

Учитель английского языка МАОУ Гимназии №6

Красноармейск 2016 год

Введение.

Язык возник и существует как средство общения людей прежде всего в звуковой (устной) форме. Письмо является лишь условным изображением звуковой формы языка. Поэтому для того, чтобы овладеть языком необходимо прежде всего овладеть его звуковой формой, его фонетическим строем, т.е. системой звуков, словесным ударением и интонацией. Учение о звуках речи называется фонетикой (от гр. Рhone - «звук»). Звуки произносятся в речи, а буквы служат для изображения звуков на письме.

Буквы нужны для фиксации речи, которая возникла вместе с человеком. Таким образом, буква является «зашифрованным» звуком, и «шифр» этот может означать как отдельный звук (как в русском языке), так и слог (как в древнееврейском или бирманском языках) или даже целое слово (как в древнеегипетском или китайском языках). И наоборот, бывает так, что звук «дробится» на несколько букв. Например, в английском языке отдельные звуки часто обозначаются сочетанием нескольких букв, что связано с особенностями произношения в эпоху раннего средневековья.

Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом или азбукой. С алфавита обычно начинается изучение любого иностранного языка.

В русском алфавите десять гласных и двадцать одна согласная буква и два безгласных (ь, ъ). Безгласными они называются потому, что звуков не обозначают. Всего в русском языке тридцать три буквы. Звуков же намного больше. Для английского языка, в силу ряда исторических причин, расхождение между звуками и буквам особенно характерно. В английском алфавите двадцать шесть букв и сорок четыре звука. В английском языке большое расхождение между звуковым и буквенным составом, так как английская орфография не менялась в течение очень долгого времени, тогда как звуковая форма языка претерпела значительные изменения.

Целью данной работы является последовательное и всестороннее изучение различия в артикуляционной базе английских и русских переднеязычных согласных. Чтобы достигнуть этой цели необходимо ответить на следующие вопросы:

Органы речи и их работа

Каждый язык располагает определенным ограниченным числом звуков, из которых состоят все слова данного языка. Для того чтобы издать звук, человек использует органы, выполняющие и другие физиологические функции, например, глотание, жевание, дыхание. Такие органы называют органами речи, или речевым аппаратом.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи, т.е. участвующих в звукообразовании. Он включает в себя несколько звеньев:

- дыхательные органы обеспечивают проход воздушной струи (т.к. все звуки речи образуются только при выдохе): легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, а когда они расслабляются, происходит выдох;

- органы речи пассивные – это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов, обеспечивающих образование голоса. К ним относятся зубы, альвеолы, твёрдое нёбо, глотка, полость носа, гортань;

- органы речи активные – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звуков и обеспечивающие образование специфических свойств отдельных звуков речи. К ним относятся язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикрепленных к хрящам гортани и расположенных поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженным, могут раздвигаться на разную ширину раствора. Пространство между ними – голосовая щель. При напряжении связок поток воздуха приводит их в колебания. Они вибрируют, производя музыкальный тон (tone ) или голос ( voice ), который мы слышим при произнесении гласных, сонантов и звонких согласных вроде [а:], [n], [z]. Когда голосовые связки не напряжены и раздвинуты, воздух свободно выходит через голосовую щель. Таково положение связок при произнесении глухих согласных вроде [s], [p]. Если прикоснуться к гортани, можно почувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении гласных звуков и звонких согласных и отсутствие вибрации при произнесении глухих согласных.

Над гортанью располагаются полость зева, или фарингальная полость, ротовая полость и носовая полость.

Язык – главнейший орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков. Подъём языка в ротовой полости зависит от величины ротового раствора.

Расположение органов речи, которые непосредственно участвуют в артикуляции можно увидеть на рисунке.

Для улучшения произношения на иностранном языке нужно обязательно произносить звуки вслух. В этом случае речевой аппарат настраивается на специфические звуки изучаемого языка, не характерные для родного языка. Так происходит тренировка артикуляционной базы. Артикуляционная база – это совокупность привычных для данного языка движений и положений произносительных органов.

Классификация английских и русских звуков.

При произнесении согласных звуков воздух на своём пути встречает разные преграды, образованные активными органами речи: языком, губами, зубами и альвеолами.
Если органы речи смыкаются так, что полностью преграждают проход для воздуха, то мы произносим смычный согласный . Такие согласные также называют взрывными , так как при размыкании органов речи слышен небольшой взрыв. К смычным взрывным звукам принадлежат русские согласные [ п, б, т, д, к, г ] и английские [ p , b , t , d , k , g ].
Если воздух проходит наружу через полость носа, то такие смычные звуки называются
носовыми . Примерами носовых смычных являются русские [ н, м ] и английские [ n , m , ŋ ].
Если органы речи смыкаются не полностью, а оставляют узкий проход - щель для воздуха, то мы произносим
щелевой согласный. В русском языке щелевыми являются звуки [ с, з, ф, в, ш, ж, л ], в английском языке щелевые согласные [ θ , ð , ʃ , ʒ , s , z , h , f , v , w , r , j , l ]. Среди согласных имеются смычно - щелевые звуки. Они называются так потому, что размыкание преграды у них происходит замедленно; полная преграда переходит в щель. В русском языке это звуки [ ц, ч ], а в английском [ tʃ , dʒ ].
Преграда на пути выдыхаемого воздуха может быть образована различными органами речи. Если нижняя губа сближается с верхней, то появляются
губно - губные согласные. В русском языке это звуки [ п, м ], в английском [ p , m , w ]. Если нижняя губа прикасается к верхним зубам, то такие согласные называются губно - зубными . В русском языке это звуки [ ф, в ], в английском - [ f , v ].
Если кончик языка находится между нижними и верхними передними зубами, то произносится
межзубный согласный: [ θ , ð ].
Русские согласные [ т, д, н, л, с, з ] -
зубные , так как конец языка поднимается к внутренней поверхности верхних зубов. Английские согласные [ t , d , l , s , z ] - альвеолярные , так как кончик языка прикасается или приподнимается к альвеолам.
По работе голосовых связок различают
глухие и звонкие согласные. При произнесении глухих согласных голосовая щель раскрыта и выдыхаемый воздух проходит через гортань беззвучно. При звонких согласных голосовые связки сближены и напряжены. Выдыхаемый воздух приводит их в колебания, в результате чего образуется звонкий согласный звук. В русском языке звуки: [ б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, ц ] - звонкие согласные, а звуки: [ к, п, с, т, ф, х, ч, ш, щ ] - глухие согласные звуки. В английском языке к звонким звукам относятся: [ b , v , g , d , z , l , m , n , r ], к глухим - [ k , p , s , t , f , tʃ , ʃ , θ , h ].


Глухие согласные:


б - [ b ]
в - [ v ]
г - [ g ]
д - [ d ]
ж - [ ʒ ]
з - [ z ]
л - [ l ]
м - [ m ]
н - [ n ]
р - [ r ]
ц - [ dʒ ] - [ ð ]


к - [ k ]
п - [ p ]
с - [ s ]
т - [ t ]
ф - [ f ]
х - [ h ]
ч - [ tʃ ]
ш - [ ʃ ]
щ - [ θ ]

Артикуляция переднеязычных согласных в английском и русском языках.

Переднеязычные согласные - согласные звуки человеческой речи, при произношении которых активным органом является передняя часть языка. Язык при этих звуках может иметь или корональную, или дорсальную, или латеральную, иначе - боковую артикуляцию. Участие различных пассивных органов речи также находится в связи с артикуляциями. При помощи органов речи передняя часть языка выполняет свои артикуляции.

Переднеязычные звуки корональной артикуляции могут произноситься либо при положении кончика языка между верхними и нижними зубами (т.н. междузубные или интердентальные звуки), либо при положении кончика языка на задней поверхности верхних зубов (так называемые зубные или постдентальные, звуки; в русском языке, звуки т, д, н, л, из которых последнее имеет и латеральную, боковую артикуляцию), либо при положении кончика языка на альвеолах (звуки, альвеолярные как наши ть, дь, нь, ль, р, спиранты ш, ж и сложные с ними ч = т + ш и дж, например в езжу, возжи, польск. jeż d żę) , либо при положении кончика языка на твёрдом нёбе за альвеолами (так называемые звуки церебральные или какуминальные). Большинство русских переднеязычных согласных является дорсальными. При дорсальной артикуляции переднеязычные звуки произносятся не кончиком, а прилегающей к нему передней частью лопасти языка; сам же кончик языка лежит у нижних зубов. Таким образом произносятся переднеязычные спиранты русского языка с и з; возможны и переднеязычные дорсальные т и д, но обычно они не встречаются, кроме того т, которое входит в состав сложного согласного ц = т + с. Возможны и латеральные переднеязычные звуки, или боковые, при которых, кроме латеральной или боковой артикуляции языка, всегда имеется дорсальная или корональная .

А теперь подробно рассмотрим переднеязычные согласные английского языка.

Английский звук

При правильной артикуляции этого звука кончик языка касается альвеол, при этом перекрывая проход для воздуха, в легких создается небольшое избыточное давление, после чего, передняя часть языка опускается на исходное место, создавая направленный поток воздуха через несомкнутые губы. Звук – звонкий, то есть в его произнесении участвуют голосовые связки. Прорыв потоком воздуха препятствия, создаваемого кончиком языка, создает взрывную волну, слышимую нами как звук [d]. В отличие от русского звука [Д] английский [d] является альвеолярным и более слабым.

Английский звук

Переднеязычный (альвеолярный), взрывной смычный согласный звук.

При правильной артикуляции этого звука кончик языка касается альвеол, при этом перекрывая проход для воздуха, в легких создается небольшое избыточное давление, после чего, передняя часть языка опускается на исходное место, создавая направленный поток воздуха через несомкнутые губы. Звук – глухой, то есть в его произнесении голосовые связки не участвуют. Прорыв потоком воздуха препятствия, создаваемого кончиком языка, создает взрывную волну слышимую нами как звук [t]. В отличие от русского звука [Т] английский [t] является альвеолярным и в положении перед ударными гласными сопровождается энергичным выдохом и придыханием.

Английский звук

Переднеязычный альвеолярный латеральный (боковой) сонат (носовой звук).

При правильной артикуляции этого звука кончик языка касается альвеол, оба боковых края языка опущены, создавая продольные щели для прохождения струи воздуха из легких. Задняя часть языка немного приподнята. Выдыхаемый легкими воздух проходит через щели между боковыми поверхностями языка и твердым небом. Звук – звонкий, то есть в его произнесении участвуют голосовые связки. Перед гласными, английский звук [l] обычно, звучит более мягко, а перед согласными более твердо, чем русский звук [Л].

Английский звук

Переднеязычный носовой сонант.

При правильной артикуляции этого звука кончик языка касается альвеол, при этом перекрывая проход для воздуха, как и при произнесении звука [t], но мягкое небо при этом опущено, создавая проход выдыхаемому воздуху через носовую полость, что и делает этот звук носовым. Звук – звонкий, то есть в его произнесении участвуют голосовые связки. В конце слов звук [n] произносится протяжно.

Английский звук

Переднеязычный круглощелевой шумный звонкий согласный звук.

При правильной артикуляции этого английского звука передняя часть языка приближается к альвеолам, оставляя круглую щель в виде желобка, проходящего вдоль центральной части языка и альвеолами. Звук – звонкий, то есть в его произнесении участвуют голосовые связки.

Английский звук

Переднеязычный круглощелевой шумный глухой согласный звук.

Переднеязычный круглощелевой шумный звонкий согласный звук. При правильной артикуляции этого английского звука передняя часть языка приближается к альвеолам, оставляя круглую щель в виде желобка, проходящего вдоль центральной части языка и альвеолами. Звук – глухой. Голосовые связки не участвуют в его произнесении.

Английский звук

Переднеязычный межзубный шумный плоскощелевой звонкий согласный звук.

В русском языке аналогов этому звуку не существует. При правильном произнесении этого английского звука, расслабленный язык лежит плоско, в исходном положении, кончик языка располагается за кончиками верхних зубов, или выступает за верхние зубы ~ 1 - 2 мм. Зубы – обнажены, особенно нижние и ни в коем случае не касаются верхних зубов и не приближаются к ним. Воздух, выдыхаемый легкими, проходит в щель между кончиком языка и верхними зубами. Звук – звонкий, то есть в его произнесении участвуют голосовые связки.

Английский звук

Переднеязычный заальвеолярный серединный сонорный щелевой согласный звук.

При правильной артикуляции английского звука [r] язык неподвижен, его кончик поднимается к задней части альвеол, средняя и задняя его часть – плоские. После этого энергично выдыхается воздух с участием голосовых связок. Под давление потока выдыхаемого воздуха устанавливается нужная щель между кончиком языка и альвеолами. Кончик языка ни в коем случае не ударяет об альвеолы, а остается неподвижным. Рот – приоткрыт.

Английский звук

Переднее– и среднеязычный (небно – альвеолярный) звонкий шипящий.

Состоит из двух звуков: и , произносимых не вполне слитно. При его произнесении вначале кончик и передняя часть языка прикасаются к альвеолам, а средняя часть языка приподнята к твердому небу. Затем преграда мягко размыкается, образуя щель для прохода воздуха между передней частью языка и альвеолами. Через эту щель с шумом выдыхается струя воздуха. Звук – звонкий, то есть в его произнесении участвуют голосовые связки.

Английский звук

Переднее– и среднеязычный (небно – альвеолярный) глухой шипящий.

Состоит из двух звуков: и , произносимых не вполне слитно. При его произнесении вначале кончик и передняя часть языка прикасаются к альвеолам, а средняя часть языка приподнята к твердому небу. Затем преграда мягко размыкается, образуя щель для прохода воздуха между передней частью языка и альвеолами. Через эту щель с шумом выдыхается струя воздуха, без участия голосовых связок.

Заключение.

Английский и русский языки относятся к одной языковой семье к семье индоевропейских языков. Однако английский язык принадлежит к группе германских языков, входящей в индо­европейскую семью, а русский - к восточнославянской группе, также входящей в эту семью. Принадлежность к одной языковой семье объясняет большое сходство между этими языками, как в системе вокализма (гласных), так и в системе консонантизма (со­гласных).

В данном реферате сравнили фонетические структуры в русском и английском языках, рассмотрев основные понятия фонетики, такие как звук, буква. Показана классификация согласных звуков, как они образуются, в зависимости от того, как взаимодействуют с дыхательным аппаратом, посылающим струю воздуха и регулирующим ее силу. Производится сравнение звуковых систем русской и английской речи, и сравниваются способы артикуляции звуков.

Список литературы

1. Ершова О. В., Максаева А. Э., Английская фонетика. От звука к слову. М.: Флинта - Наука, 2014. - 130 с.

2. Бонк Н. А., Котий Г. А., Лукьянова Н. А. Учебник английского языка. В 2 кн. М.: Фирма АРТ, 1992. Кн. 1. 684 с.; Кн. 2. 604 с.

3. В. А. Васильев и др. Фонетика английского языка. Нормативный курс. - Л.: "Учпедгиз", 1962.

4. Гузеева К. А., Трошко Т. Г. Английский язык. Справочные материалы. М.: просвещение, 1993. - 288 с.

5. Петрова М. А. Русский язык Лексика. Фонетика. Словообразование: М.: Высш. шк., 1983. - 160 с.

6. Скуланова А.Ю. Английский без акцента. - М.: Изд - во "Эксмо", 2014. - 172с.

1. [ θ ], [ ð ] – переднеязычные апикально-межзубные щелевые фрикативные согласные. При произнесении этих звуков язык распластан и не напряжён, кончик языка находится между зубами. Струя воздуха проходит между языком и верхними зубами. Зубы обнажены.

Звонкий [ ð] значительно слабее глухого [θ] и в конце слов частично оглушается.

В русском языке подобных звуков нет. В случае ошибки типа [т], [д] не следует прижимать язык к верхним зубам, необходимо оставлять щель между зубами и языком. Чтобы избежать ошибки типа [с], [з], не следует держать язык в зазубном положении. Кончик языка должен находиться между зубами. Во избежание ошибки типа русских [ф], [в] следует опускать нижнюю губу.

2. [ ʃ ], [ʒ] – переднеязычные альвеолярно-палатальные щелевые согласные. При их произнесении кончик языка находится у альвеол, а средняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу. Поднятием средней части языка к твёрдому нёбу объясняется тот оттенок мягкости, которым английские [ʃ], [ʒ ] отличаются от твёрдых русских согласных звуков [ш] и [ж]. Чтобы избежать ошибок типа русских звуков [ш], [ж] следует поднять среднюю часть языка.

3. [ ʧ ], [ ʤ ] – переднеязычные альвеолярно-палатальные смычные аффрикаты, т.е. сложные согласные звуки, первый компонент которых – взрывной звук [t] или [d], а второй – фрикативный [ʃ] или [ ʒ]. При их произнесении кончик языка касается альвеол, одновременно средняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу. Постепенно кончик языка отходит от альвеол. Таким образом, эта полная преграда переходит в неполную.

Английский звук [ʧ ] по сравнению с русским звуком [ч] звучит твёрже. Английский звук [ʤ] не имеет соответствующего звука в русском языке. Нельзя допускать раздельного произнесения компонентов аффрикаты как в русских словах джаз, джем.

4. [ ei ] – дифтонг. Ядро дифтонга – краткий гласный переднего ряда среднего подъёма узкой разновидности, нелабиализованный. После произнесения ядра язык делает движение вверх в направлении звука [i], не достигая, однако, его полного образования. Нельзя допускать произношения звука типа русского [й].



5. [ ai ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный звук переднего ряда низкого подъёма широкой разновидности, нелабиализованный. При произнесении ядра дифтонга язык находится в передней части полости рта и лежит плоско, кончик языка касается нижних зубов, губы немного растянуты. Как монофтонг этот звук не встречается. После произнесения ядра язык делает движение вверх в направлении звука [i]. В случае ошибки типа [ Λi] язык следует продвинуть вперёд, с тем чтобы сделать звук более передним; при ошибке типа [ай] второй элемент дифтонга следует произносить как можно слабее и среднюю часть языка не следует поднимать высоко.

6. [ɔi] – дифтонг. Ядро дифтонга - звук заднего ряда низкого подъёма, лабиализованный. Он представляет собой звук, средний между [ ɒ ] и [ ɔ :] . После произнесения ядра язык движется в направлении гласного [i]. В случае ошибки типа [ой] следует сделать первый элемент дифтонга более открытым и менее лабиализованным, а второй элемент значительно ослабить.

7. [ әu ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный смешанного ряда среднего подъёма узкой разновидности, лабиализованный. Язык находится не так далеко, как для русского [о]. Ядро дифтонга близко по звучанию к [ ɜ:] . После произнесения ядра язык делает лёгкое движение вверх и отходит назад.

В начале произнесения дифтонга губы слегка округлены, затем постепенно губы ещё больше округляются (без вытягивания вперёд). В случае ошибки типа русского [оу] надо следить за тем, чтобы губы не были вытянуты вперёд, язык следует продвинуть вперёд. При ошибке типа русского [эу] следует не растягивать губы (губы округлены) и несколько оттянуть язык назад.

8. [ au ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный переднего отодвинутого назад ряда низкого подъёма широкой разновидности, нелабиализованный. Он произносится почти так же, как первый элемент дифтонга , а затем язык делает движение назад и вверх в направлении звука [u]. Второй элемент дифтонга должен быть очень слабым. В случае ошибки типа [ау] следует продвинуть язык вперёд, чтобы сделать первый элемент дифтонга более передним и значительно ослабить второй элемент.

9 [ iә ]– дифтонг. Ядро дифтонга – гласный переднего ряда высокого подъёма широкой разновидности, нелабиализованный. После произнесения ядра язык движется к центру, в направлении [ә]. Чтобы избежать ошибки типа следует ослабить второй элемент дифтонга.

10. [ εә ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный переднего ряда среднего подъёма широкой разновидности, нелабиализованный , второй элемент – нейтральный гласный.

11. [ uә ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный заднего продвинутого вперёд ряда высокого подъёма широкой разновидности, слегка лабиализованный. После произнесения ядра язык движется к центру, в направлении [ә]. Следует избегать сильного округления и выпячивания губ при произнесении первого элемента. В современном английском языке сильна тенденция к замене дифтонга монофтонгом [ ɔ:] .

Phonetic Exercise 1

thick thin think thanks this then than these myth – with tooth – both teeth – breathe worth – worthy something rather funny three brothers together This is the author of the novel.

Phonetic Exercise 2

shut shop finish Swedish mission session action direction vision collision measure pleasure

Phonetic Exercise 3

check chuck chicken cheese Jack just ginger jeep shop – chop sheep – cheap shoes – choose cash – catch chin – gin bench – badge fetch – pledge merchant – legend orange juice rich gentlemen large cherries a huge jam jar

Phonetic Exercise 4

eh age H hay – hail – hate bay – bathe – base tray – trade - trait waiting for a train Play that game again. He’s eighty-eight today.

Phonetic Exercise 5

I eyes ice sigh – side – sight lie – lied – light tie – tide – tight hay – high mail – mile lake – like Smile ninety – nine times. I hate saying good-bye. D’you mind the bright light?

Phonetic Exercise 6

oyer oil oyster toy – coin – voice boy – boil – boyish enjoy – enjoys – rejoice all – doll – Doyle chore – chop – choice raw – rock – royal a spoilt boy Avoid this noisy toy! Let’s talk to the point.

Phonetic Exercise 7

oh own oak low – load – loaf so – soul – soap go – goal – goat sir – saw – sow firm – form – foam hurt – bought - boat an old joke Don’t go poking your nose into other people’s business!

Phonetic Exercise 8

our owl out how- hound – house bow – town – about allow – loud – doubt shout – shower town – tower count – coward Don’t shout so loud! I found a mouse in our house. It’s the highest tower around.

Phonetic Exercise 9

tea – tear bee – bear bead – beard weed – weird when – where bed – bare head – haired chess – chairs shoe – sure pool – poor cute – cure pew – pure his sheer fear of his peers Beware of the bear! Make sure the water is quite pure.

Переднеязычные верхнезубные согласные

Артикуляционные нормы для [р], [р ]

При произношении дрожа переднеязычных [р] кончик языка напряжений и загнутый к альвеол. Под давлением воздушной струи вибрирует.

При произношении [р "] артикуляционный фокус смягченного [р"] по сравнению с [р] продвинутый вперед. При его произношении смыкается с участком твердого неба не только верхняя часть кончика языка, но и передний участок спинки, и придает ему мягкости.

Артикуляционные нормы для [л], [л ]

Щелевые переднеязычные сонорные [л], [л "] относятся к группе так называемых боковых, так как при их произношении воздушная струя, который создает очень незначительное трение, проходит по бокам языка.

Во время образования [л] кончик языка упирается в передние верхние зубы и участок неба над ними, и является фокусом образования преграды примерно в том месте, что и сомкнуты [д], [т].

В отличие от [д], [т], края языка при произношении звука [л] с одной или с двух сторон опущены и образуют щели для выхода воздушного потока. При произношении [л "] сплочение с зубов перемещается на альвеолы.

Артикуляционные нормы для переднеязычных [д], [д ] и [т], [т ]

При произношении звуков [д], [т] губы пассивные, передняя спинка вместе с кончиком языка прижимается к верхним зубам с внутренней стороны и начала альвеол и резко отталкивается от них. Чем быстрее оттянуть язык, тем четче звучать звуки [д]> [т]. Вследствие ослабления напряженности речевых органов при произношении звука [д] кроме шума появляется голос.

Переднеязычные палатализованные сомкнуты глухой [т "] и звонкий [д"] - мягкие звуки. Образуются благодаря подъему средней части спинки языка к твердому небу. Артикуляция палатализованных [д "], [т"] осложняется и подобной артикуляцией. Следует помнить, что прикосновение должно быть плотный, иначе звуки искажаться.

Артикуляционные нормы для образования сомкнутых носовых [н], [н ]

Сомкните носовые [н], [н "] артикулируются тем же активным речевым органом и таким же способом, как и шумные звонкие согласные [д], [д"].

Передняя часть языка прижата к верхним зубам и резко отталкивается от них. Рот немного приоткрылся. Отличием является то, что при произношении [н] мягкое небо опускается и открывает проход одновременно в носовой и ротовой полости. При произношении [н "] средняя часть языка приближается к твердому небу.

Переднеязычные нижньозубни согласные

Артикуляционные нормы образования свистящих согласных [с], [с], [с ], [с]

Переднеязычные нижньозубни щелевые [с], [с], [с "], [с"] образуются в результате того, что широкий кончик языка упирается в основу нижних зубов, передняя часть спинки языка сближается с передними зубами и альвеолами, при этом посередине языка образуется узкая щель в форме желобка. Края языка прижимаются к боковых зубов и части твердого неба. Зубы едва раскрытые. Воздушная струя протискивается сквозь щель, ударяется о верхние резцы, и в результате этого образуется резкий шум, напоминающий свист. По этой акустической признаку согласные М "[с], [с "], [с"] называются свистящими. Без участия голоса образуется глухой [с], а с участием голоса - звонкий [з]. При произношении палатализованных [с "], [с"] основная артикуляция, присуща [с], [с], но осложняется дополнительным поднятием передней и средней части языка к твердому небу. язык и губы более напряжены.

Артикуляционные нормы смычно-щелевых [дз], [дз ], [ц], [ц]

Во время образования переднеязычных аффрикат [ц], [ц "], [дз], [дз"] кончик языка сначала образует сплочение с участком у верхних резцов и альвеол, а затем это сплочение постепенно переходит в короткую щель, поэтому не происходит взрыва, как при произношении [т] и [д]. Артикуляция [ц], [дз] в значительной степени сходна с [с], [с], поскольку и при произношении [ц], [дз] появляется характерный свист, за которым согласные называются свистящими. Палатализованных африкаты [ц "], [дз "] отличаются от своих твердых соответствий тем, что средняя спинка языка в большей степени поднимается к твердому небу.

Артикуляционные нормы аффрикат [дж], [ч]

При произношении аффрикаты [дж], [ч] широкий кончик языка сначала смыкается с передним краем твердого неба, а потом сплочение постепенно переходит в щель. Одновременно к переднему краю неба приближается задняя часть спинки языка. Проходя сквозь две щели (первая - между широким кончиком языка и передним краем твердого неба напротив альвеол, вторая - между задней частью спинки и передним краем мягкого неба), воздушная струя образует характерный шум, напоминающий шипение. По этой акустической признаку согласные переднеязычные десневые африкаты называются шипящими. Глухой [ч] образуется без участия голоса, звонкий [дж] - с участием голоса и шума.

Артикуляционные нормы шипящих [ж], [ш]

При произношении переднеязычных шипящих щелевых [ж], [ш] широкий кончик языка не касается зубов. Губы раскрыты, челюсти сближены, зубы видны. При произношении звука [ш] широкий кончик языка поднят к небу, но не касается его и не вибрирует. При произношении звука [ж] язык поднят выше по сравнению с [ш]. Помните, что за орфоэпическими нормами они всегда твердые, а перед [и] полусмягченные: бежит -

бегите; души - души; говори, где ножи.

Среднеязычные согласные

Артикуляционные нормы среднеязычного согласного [и]

Согласная сонорная фонема [и] функционирует в украинском языке в двух основных аллофонов: [i], Ц].

Оба аллофоны [и], [j] произносятся при таком положении речевых органов: средняя часть языковой спинки поднимается к твердому небу боковыми краями, образуя в центре довольно узкую щель, через которую проходит громкий струю воздуха.

Когда спинка языка максимально поднята к твердому небу с сохранением щели, появляется звук [j]. Звук Ц] выступает в таких позициях: 1) в начале состава (яма, юность, единство, ее) 2) в середине или в конце слова после согласного (вязать, в "юн, в" является, перья) .

Когда спинка языка поднята к твердому небу не самой с сохранением большей щели появляется звук [и], который приближенный к громким [и]. Звук [и] выступает в таких позициях: 1) в начале слова перед согласным (вероятно, шел, идти) 2) в конце слова или слога после гласного (роща, гайка, знай, байка).

Заднеязычные согласные

Артикуляционные нормы заднеязычным согласных [г], [к], [х]

При произношении заднеязычным сомкнутых [г], [к] задняя часть языка смыкается с мягким небом. В результате внезапного прорыва этого сплочения струей воздуха образуется специфический шум для глухого [к] и шум и голос для звонкого [г].

Заднеязычный щелевой [х] имеет отличия в произношении: задняя часть спинки языка сближается с задним краем твердого неба и смежной с ним частью мягкого неба, в результате чего образуется щель, через которую проходит поток воздуха, который образует характерный шум.

  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически С. обладают относительно меньшей, …
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки (лат. consonantes) - Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе …
  • СОГЛАСНЫЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства С: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акусгич. …
  • СОГЛАСНЫЕ в Большом энциклопедическом словаре:
  • СОГЛАСНЫЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словарике:
    звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума ([м], [р]) или только шума ([б], [г]), который образуется в …
  • СОГЛАСНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОГЛ́АСНЫЕ, звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, к-рый образуется в полости рта, где …
  • СОГЛАСНЫЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    согла"сные, согла"сных, согла"сным, согла"сные, согла"сными, …
  • СОГЛАСНЫЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя …
  • ЭКСПЛОЗИВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные [от экс... и лат. plaudo (plodo) - бью, хлопаю], разновидность смычных согласных, в которых осуществлены все три фазы …
  • НАЗАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные, носовые согласные, согласные, произносимые с опущенным мягким нёбом, т. е. с включением носового резонатора; см. Назализация звуков, Согласные …
  • ИМПЛОЗИВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные [от лат. in (im) - в, внутрь и plaudo (plodo) - бью, хлопаю], сомкнутые согласные, ненапряжённые согласные, в артикуляции …
  • ФОНЕТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греч. ????????? = звуковой, голосовой) — отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. …
  • СМЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (лат. plosivae, нем. Verschlusslaute) — согласные, образующееся при полном сомкнутии, или затворе (лат. plosio, нем. Verschluss), органов речи, делающем истечение …
  • СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    С. языки составляют одну из семей ариоевропейской (индоевропейской, индогерманской) отрасли языков (см. Языки индоевропейские). Названия славянин, славянские языки не только …
  • ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (linguales priores) — согласные звуки человеческой речи, при произношении которых активным органом является передняя часть языка. Язык при этих звуках …
  • ИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ КОНСОНАНТИЗМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    И. праязык в эпоху перед разделением своим на отдельные И. языки имел следующие согласные звуки. А. Взрывные, или эксплозивные. Губные: …
  • ФОНЕТИКА
    (от греч. ????????? = звуковой, голосовой) ? отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. …
  • СМЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (лат. plosivae, нем. Verschlusslaute) ? согласные, образующееся при полном сомкнутии, или затворе (лат. plosio, нем. Verschluss), органов речи, делающем истечение …
  • ИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ КОНСОНАНТИЗМ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? И. праязык в эпоху перед разделением своим на отдельные И. языки имел следующие согласные звуки. А. Взрывные, или эксплозивные. …
  • СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
    Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из …
  • НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Словаре лингвистических терминов:
    1) Согласные, лишенные соотносительности по глухости-звонкости. Непарные звонкие согласные: (л, л’), (м, м’), (н, н’), (р, р’), (j); непарные глухие …
  • РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА в Краткой биографической энциклопедии:
    Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить …
  • ФИНСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    — принадлежит к системе финно-угорских языков (см.), распространен в Финляндии [кроме частей, заселенных шведами, лопарями (саамами), …
  • МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    один из финно-угорских яз. Принадлежит к финской группе этих яз. (наряду с прибалтийско-финскими, лопарским, мордовским, удмуртским и коми яз.). Распространен …
  • ГРАФИКА в Литературной энциклопедии:
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Совокупности систем акустически-артикуляционных знаков устной или произносимой речи, обозначаемой термином фонетика, противостоит Г., как совокупность систем оптических знаков, …
  • ХИНДИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    государственный язык Индии; один из основных литературных языков. Распространён главным образом в центральных областях Северной Индии (штаты Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Харьяна, …
  • ФОНЕТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. phonetikos v звуковой, от phone v звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических …
  • УРДУ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    официальный язык Пакистана, один из ряда современных литературных языков Индии. Одна из двух литературных форм межнационального языка (lingua franca) хиндустани …
  • СПИРАНТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. spirans, родительный падеж spirantis - дующий, выдыхающий), класс согласных, называемых также щелевыми или фрикативными, которые образуются в …
  • СИБИЛЯНТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. sibilo - свищу), свистящие, переднеязычные щелевые (фрикативные) согласные (например, "с", "з"), при образовании которых воздушная струя проходит через …
  • САНСКРИТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    один из основных древнеиндийских языков индоевропейской языковой семьи, получивший литературную обработку. Распространён в Северной Индии с 1 в. до н. …
  • в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    пятнадцатая буква русского алфавита. Восходит к начертанию соответствующей буквы в кириллице N, производной от греч. N византийского устава 9-10 вв. …
  • КАКУМИНАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные (от лат. cacumen - острый конец, вершина), переднеязычные согласные, при образовании которых кончик языка не только поднят, но и …
  • ЗУЛУ (ЯЗЫК НАРОДА ЗУЛУ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    исизулу, язык народа зулу (амазулу); распространён на территории ЮАР, в провинции Наталь, районах Трансвааля. Число говорящих на З. около 3,8 …
  • в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    пятая буква русского алфавита. Представляет вариант соответствующей буквы Д ("добро") старославянской азбуки. По начертанию в кириллице восходит к D ("дельта") …
  • ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (грамм.) — в школьной грамматической терминологии так называются переднеязычные альвеолярные спиранты корональной артикуляции — глухой ш и звонкий ж, а …
  • ТУРЕЦКИЕ НАРЕЧИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Т. наречиями говорят в настоящее время многочисленные племена и народы, начиная от якутов и кончая населением Европейской Турции — османами. …
  • СУПРАДЕНТАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (лат. Supradentales) — в современной фонетической литературе этим термином некоторые ученые (напр. шведский фонетик Лунделль) обозначают те переднеязычные (см.) согласные, …
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    в языкознании применялся и применяется довольно редко, что объясняется сравнительно незначительными результатами, полученными до сих пор при его помощи. Несомненное …
  • СПИРАНТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (лат. Spirans = "дыхательный" от spiro = дышу) — в современной фонетике так называются согласные звуки, образующиеся вследствие трения воздуха, …
  • СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (лат. consonantes). — Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе всеобщее …
  • РОССИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: РУССКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    А. Русский язык — термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает: I) совокупность наречий великорусских, белорусских и малорусских; II) современный …
  • НЁБНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    или палатальные (лат. palatales) — звуки человеческой речи (гласные и согласные), производимые при пассивном участии нёба. Так как активную роль …


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...