Нам понравилось серьезное лицо наташи.

При подготовке к уроку русского языка в 7 классе по теме «Союз как часть речи» я поставила следующие цели:

1. Актуализировать знания учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»;

2. Закрепить знания о простых и составных союзах, умения и навыки находить их;

3. Дать представление о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные);

4. Закрепить умений и навыки определять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, отличать их от простых предложений.

Для достижения этих целей я выбрала одну из технологий личностно-ориентированного образования, а именно модульное обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Игримская средняя общеобразовательная школа №2,

Учитель русского языка и литературы Карымова Валентина Алексеевна.

Модульный урок русского языка в 7 классе.

"Союзы сочинительные и подчинительные"

Оборудование и оснащение:

1.Классная доска.

2.Опорный конспект.

3. Тест.

4.Учебный материал: Учебник для 7 класса. Русский язык под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта Дрофа\. М., 2007.

УЭ-0

2 минуты.

Интегрирующие цели:

1. Актуализировать знания учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»

2. Закрепить знания о простых и составных союзах, умения и навыки находить их.

3. Дать представление о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные)

4. Закрепить умения и навыки определять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, отличать их от простых предложений.

УЭ-1

5 минут

Цель: актуализация знаний учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»

  1. Запишите число и тему урока.
  2. Прочитайте цели урока и сформулируйте их конкретно для себя.

3. Прочитайте текст, представляющий собой набор высказываний ученых-лингвистов о союзах.

" Слово «союз» по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО- со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз)". Удивительно называет И.И. Срезневский союзы: "Союзы – частицы речи". Но без этих частиц речи" мы писали бы и говорили неправильно. Срезневский также подчеркивает, что союзы не имеют лексического значения. Обратите внимание на то, как говорит А.А. Шахматов: "Союз – выразитель того или иного сочетания". Говоря словами Шахматова, союз выражает связь между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения. А вот высказывание М.В. Ломоносова: "Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться".

4. Выполните проверочную работу.

Проверочная работа по теме «Союз как часть речи»:

  1. Кто из ученых–лингвистов посвятил свои труды изучению союзов?
  2. Как объясняется в этимологии значение слова «союз»?
  3. Как называет союзы Срезневский?
  4. Выразителем какого сочетания является союз, по мнению Шахматова?
  5. С чем сравнивает союзы Ломоносов?

Ключ: правильный ответ + (соответственно, количество баллов)

  1. Срезневский, Шахматов, Ломоносов.
  2. Со-вместе, ЮЗЪ- узы, узел.
  3. Частицы речи.
  4. Между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения.
  5. Клей или гвоздь.

Самостоятельная работа с текстом.

Самопроверка.

УЭ-2

5 минут

Цели: 1.Закрепление знаний о простых и составных союзах.2. Закрепление умений и навыков находить простые и составные союзы.

Задание: сначала выписать предложения с простыми союзами, затем - с составными; выделить орфограммы, объяснить знаки препинания.

1.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия. 3. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. 4. Когда до тончайшей мелочи и весь день пред тобой на весу, лишь знойное щелканье белочье не смолкнет в смолистом лесу. 5. Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы. 6. Собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя .

Ключ.

Предложения с простыми союзами: 1,2,3.

С составными-4,5

"5" - ученик не допустил ни одной ошибки, выполнил все задания;

"4" - ученик допустил одну, две ошибки, частично выполнил задания;

"3" - ученик допустил три - пять ошибок, частично выполнил задания или не допустил ни одной ошибки, но не выполнил задания.

Работа в парах.

Ученики осуществляют взаимопроверку, оценивают работы друг друга.

УЭ-3

15 минут

Цели: дать представление о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные)

1.Используем для наблюдений материал в учебнике на стр.176 и таблицу, данную в упражнении 381.

2. Комментированное письмо .

Упражнение 383 . Задание : дополните предложения однородными членами, составьте схемы, определите значение союзов.

1)Неподвижно стоит лес во тьме ночи…

2)Он задумчиво сидел в гостиной…

3)День стоял солнечный…

4)Кругом зеленели березы…

Какие союзы вы использовали?

Упражнение 385. Задание : превратите простые предложения в сложные.

1)Костер полыхал ярко,…

2)Засвищут скоро соловьи, …

3)После обеда все разошлись, …

4)После восхода солнца неожиданно набежала туча. …

Какие союзы вы использовали?

Упражнение 388.Задание : Закончите сложные предложения, составьте их схемы.

1)Когда…, он сидел на диване.

2)Мы увидели ее счастливое лицо, когда…

3) Прошла целая неделя, прежде чем…

4) Пока…, наступила ночь.

Какие союзы вы использовали?

3 Фронтальный опрос:

*Какие союзы мы использовали в записанных предложениях?

*Для чего они служат?

Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений?

4.Учитывая изложенный выше материал, составьте кластер: «Разряды союзов по значению»

Ключ для проверки:

Ключ:

  1. Упражнение 383 .-1 балл.
  2. Упражнение 385 -1 балл.
  3. Упражнение 388 – 1 балл.
  4. Ответы во время опроса -1 балл.
  5. Кластер -1 балл.

Итого-5 баллов. .

Групповая работа.

УЭ-4

10 минут

Цель: выявить уровень знаний учащихся по теме.

1.Тестирование учащихся.

Тест по теме "Союзы"

1. Укажите неверное утверждение.

а) Части сложного предложения связываются только подчинительными союзами.
б) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные и разделительные.
в) Союзы бывают подчинительными и сочинительными.
2. Укажите верные утверждения.

а) Союз является членом предложения.
б) Союзы могут связывать однородные члены предложения.
в) Союзы бывают простые и составные.
3. Укажите пример с союзом.

а) Уйти, чтобы вернуться;
б) бродить по парку;
в) вследствие быстрого течения.
4. Укажите примеры с союзами.

а) Дождь закончился, и на улице стало солнечно.
б) Выполнил, потому что было необходимо.
в) Внушил бы ему надежду.
г) Идти впереди колонны.
5. Укажите пример с сочинительным союзом.

а) Вода играет и дышит.
б) Сад полыхает, как в мае заря.
в) Лица не было видно, потому что было темно.
6. Укажите примеры с подчинительными союзами.

а) Шли дни, а погода не улучшалась.
б) Он сказал, что болен.
в) То тут, то там вспыхивал огонек.
г) На него все обращают внимание, потому что он высок, красив, умен.
7. Укажите пример с простым союзом.

а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес.
б) Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые.
в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели.
8. Укажите примеры с составными союзами.

а) Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение.
б) Все расходились, потому что было поздно.
в) Денег ни гроша, зато слава хороша.
г) Он молчал, так как признавал себя виновным.
9. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены.

а) За заводами кончался город и начиналось море.
б) То тут, то там что-то сыплется и шуршит.
в) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи.

10. Укажите примеры, в которых союзы связывают части сложносочиненного предложения.

а) В лесу еще темно, но тропу уже видно.
б) Впереди виднелась белая поляна, будто река вышла из берегов.
в) При любых обстоятельствах нужно было, чтобы информация поступила.
г) Палатку только поставили, а в ней уже непрошенные жильцы .
Ключ:

1-а; 2-б,в; 3-а; 4-а,б;5-а; 6-б.г; 7-а; 8-б,г; 9-б; 10-б,в.

1-2 ошибки-5 баллов,

3-4 ошибки -4 балла

5 ошибок - 3 балла
6 и более -2 балла.

Индивидуальная работа.

Контроль учителя.

УЭ-5

5 минут

Цель: Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цели урока.

2.Как вы считаете, достигнуты ли они вами?

А) Я все понял, могу объяснить материал другому.

Б) Я все понял, но объяснить другому не смогу.

В) Для полного понимания мне нужно повторить тему.

Г) Я ничего не понял.

Самооценка.

Заполнение оценочного листа.

УЭ-6

Подведение итогов урока.

Едет с_грамртой гонец и приехал наконец.
и.
Ни.побоища, ни_стана, ни надгробного кургана не встречает царь Давид.

110
Д-306 П-244.Ветер по _морю гуляет и кораблик подгоняет.
[Дверь тихонько отворилась], и [царевна очутилась в светлой
горнице]. [- =], [- =].
[Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь. иней зеленеет], и [речка прдр.льдо.м. блестит]. [- =], и [- =], и [- =].
То [солнце тусклое блестит], то [туча черная висит]. То [- =], то [- =].
А. С. Пушкин.
3. Гонец - человек, посылаемый куда-либо со срочным известием.
Стан - лагерь, место стоянки.
Горница - комната; чистая половина крестьянской избы.
Д-307 (П-245). И, то, а, что, чтобы, не только, но и, да, зато Играют волны - ветер свищет, (И)мачта гнется и скрыпит. (М.Ю. Лермонтов). Куршуд-бек пировал с родными (и) друзьями, (а) Магуль- Мегери держала в руке чашу с ядом. [- =], а [- =]. Д-308 (П-246).
t46).
? . .
, но | | . Я остался дома, но ребята сами зашли ко мне.
Употреблен сочинительный союз, который соединяет части
сложносочиненного предложения.

или что Я знал, что он ]


4)
111
потому что
Мы все должны любить свое отечество, потому что здесь мы получили жизнь.
Употреблен подчинительный союз, соединяющий части сложноподчиненного предложения.
5) СИ__ иСЦ__ . Я зашел в дом (и_ никого не увидел.
Употреблен сочинительный союз между однородными членами.
Я составил 1 сложносочиненное предложение и 2 сложнопод-чиненных предложения.
3. По союзу можно отличить ССП от СПП.
Д-310 (П-247).
И, или, да (=и) - соединительные союзы.
Он смеется и плачет. Куртка дорогая, но некрасивая. Он красив и умен. Он красив, но неумен. Он умен и хитер. Он глуп, но хитер. Река широкая, но неглубокая. Река неглубокая, но широкая. Река не глубокая, а мелкая.
Д-311 (П-249). 2. 1) Неподвижно и спокойно, стоит лес во тьме ночи.
Он задумчиво сидел и думал в гостиной.
День стоял солнечный и ясный.
Кругом росли и зеленели березы.
Тяжелые тучи лежали на вершинах гор и холмов.
Неподвижно - наречие

Наречие образа действия
Стоят (как?) неподвижно
Кругом - наречие
Морф. признаки: неизменяемость
Наречие места
Зеленели (где?) кругом 112 Д-312 (П-250). 1) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает. 2) Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен. 3) Уже румянит осень клены, а ельник зелен и те-нист. 4) Лес замирает, млеет в зное, но тем пышней цветет жас-мин. 5) Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали все на одном и том же дереве.
Соединительные союзы: и, да (=и). Соединяют части слож-носочиненного предложения.
Противительные союзы: а, но. Соединяют части сложносочиненного предложения.
Редеть - становиться редким, уменьшатся в числе.
Волхв - (уст.) у древних славян: чародей, колдун.
Млеть - замирать, быть в томном состоянии.
Горлинка - небольшая птица семейства голубиных.
Д-313 (П-251).
Костер пылал ярко, (и) было видно лица сидящих.
[- =], и [=].
Воздух был чистый и свежий,)нр) уже чувствовалась осенняя прохлада. [- = и =], но [= -].
Засвищут скоро соловьи, (и) на душе станет спокойно.
[= -], и [=].
После обеда все разошлись,)и)я решил посидеть в библиотеке.
[- =], и [- =].
После восхода солнца неожиданно набежала туча,(а)чуть позже грянул гром. [= -], а [= -].
Нам нравилось серьезное лицо Наташи,)нр) иногда оно было чересчур задумчивым.
[= -], но [- =].

Д-314 П-252.Владимир с ужасом увидел, что_он заехал в не-знакомый лес (СПП).
[- =] (что - =). -
Ґ изъяс.Л
О нем ходят слухи,Чбудтрон занялся хлебной торговлей и разбогател сильно (СПП).
[= -], (будто - 113
обст. врем.
Солнце уже было выюоко,)^!^^ открыл глаза (СПП).
[- =] (когда- =). обст. прич.
А вы мне скажите,_почему_вы так боитесь молчания? (СПП)
[- =], (Почему - =). обст. уступки
Я уговорил Шарко идти берегом, (хотя) это был длиннейший путь (СПП). [- =], хотя (= -).
изъясн.
Я думал,(что) Коновалов изменился от бродячей жизни (СПП). [-=L (что - =).
изъясн.
Отец потребовал,(чтобы^ ехала с ним (СПП). [- =], чтобы (- =).
Крайнев поднял голову и увидел, как в открытые окна въехала колонна машин (СПП).
[- ], (как = -).
Заехал - глагол Н.ф. - заехать
Пост. признаки: невозв, сов. вид, непереходный, 1 спр. Непост признаки: изъявит., прош., ед. число, м. р. Он (что сделал?) заехал.
Незнакомый - прилагательное
Н.ф. - незнакомый
Пост признаки: качественное
Непост признаки: полное, ед.число, м. род, вин. пад Лес (какой?) незнакомый.
Сильно - наречие. Морф признаки - неизменяемость Наречие образа действия Разбогател (как?) сильно
Длиннейший - прил. Н.ф. - длиннейший Пост признаки: качественное
Непост признаки: полное, превосходная степень, ед. число, м род, им пад.
Путь (какой?) ,
114 Д-315 (П-253). Радостное чувство охватило нас,
потому что мы выиграли (СПП).
и мы побежали навстречу (ССП).
когда мы увидели его (СПП).
однако мы решили подождать (ССП).
несмотря на то что мы по-прежнему были одни (СПП).
как будто мы помолодели на десять лет (СПП).
Д-316 (П-254). 1) Когда я вошел, он сидел на диване, укрывшись пледом.
(Когда - =), [- =].
Мы увидели ее счастливое лицо, когда она вышла от доктора.
[- =], (когда - =).
Едва мы вышли в поле, ветер усилился и начал свою разрушительную работу.
(Едва - =), [- и ].
Как только появились подснежники, весна вступила в свои права полновластной хозяйки. Как только (Как только = -), [- =].
Прошла целая неделя, прежде чем она позвонила.
[= -], (прежде чем - =).
Пока мы собирались, наступила ночь.
(Пока - =), [= -].
Все эти предложения сложноподчиненные с придаточными времени.
Д-317 (П-255). 1) Каждый день родители ожидали, что мы определимся с институтом. 2) Сказка говорила о том, что добро побеждает зло. 3) Через маленькую дырочку в заборе я увидел, как она стирала белье. 4) Я так ничего и не понял, хотя мне объясняли много раз. 5) Друзья часто спрашивают о том, почему я бросил спорт.
1) [- =], (что - =); 2) [- =], (что - =);
3) [- =], (как - =); 4) [- =], (хотя =);
5) [- =], (почему - =).
Д-318 (П-256).[Князь Андрей встал и подошел к окну], (чтобы отворить его). Как только он открыл ставни, лунный свет, как буд-
115
то (запомн.) он настороже (нар.) у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно- свежая (сочинительная связь). Перед самым окном быш ряд под-стриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных (со-чинительная связь) стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами быша какая-то блестящая росой крыша, правее - большое кудрявое дерево с ярко- белым (оттенки цветов) стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе. [Князь Андрей облокотился на окно], и [глаза его остановились на этом небе].
2. Подчинительные союзы: чтобы (изъяснительный), как будто (изъяснительный).
4. [ - = и =], (чтобы =). [ - =], и [ - =].
Д-319 (П-257). Простые союзы - это союзы, которые состоят из одного слова: что, чтобы, когда, будто (подчинительные союзы) и др.; и, да, но (сочинительные союзы) и др.
Составные союзы - это союзы, состоящие из двух и более слов: не только... но и (сочинительные союзы), в то время как, так как (подчинительные союзы) и др.
Д-320 (П-258). Я не пошел в театр, потому что в кассе не было билетов.
[- =], (потому что =).
Гости стали расходиться, так как было уже поздно.
[- =], (так как =).
Он уверенно прошел в дом, как будто уже бывал здесь не раз.
[- =], (как будто =).
Д-321 (П-259). С помощью союзов не только... но и, или... или, либо... либо, не то... не то, то ли... то ли, ни... ни и др.
Д-322 (П-260).
1. Название: «Заря».
Бирюза - голубой, зеленовато-голубой цвет чего-л.
Коростель - птица семейства пастушковых с буровато-рыжим оперением и сильно сжатым с боков туловищем, отличающаяся резким скрипучим криком; дергач.
116 Выпь - ночная болотная птица семейства цапель, самцы которой весною издают крики, похожие на рев быка.
2. Не только.. но и - союз
Сочинительный
Составной.
И - союз
Сочинительный
Простой
Когда - союз
Подчинительный
Простой
А - союз
Сочинительный
Простой
Д-323 (-). Птичьи песни.
[С песней каждой птицы у человека связано столь многое], (что (изъяснительный союз) у него всякий раз пробуждаются воспоминания).
Влажный голосок кукушки будит представление о чем-то потерянном в юности, о родничке где-то в низинке под деревянным мостком. (А уж если запоет соловей в тенистом холодке каких-то таинственных кустов), [остановится на ходу человек, чувствуя], (как (подчинительный изъяснительный союз) забилось вдруг его сердце, забилось с молодой силой надежд), (хотя (обстоятельственный союз) многое уже навсегда осталось позади).
[Жаворонок поет нехитро] но (противительный союз) [в его песне всегда есть свежесть летнего утра], и (соединительный союз) [человек, услышав песню жаворонка, становится безотчетно. счастливым]. Жаворонок простодушен. [Он просто поет потому], (что (изъяснительный союз) внизу зреет рожь), а (противительный союз) (над ним высокое чистое небо). [А еще поет потому], (что(изъяснительный союз) он ощущает свое назначение - сделать светлее и звонче мир вокруг). Уж - частица Усилительная частица. -то - частица. Усилительная частица.
117
Д-324 (П-261). Сходство союзов и предлогов заключается в том, что обе эти части речи служебные. А различие в том, что союз связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного, а предлог выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в предложении.

Тема урока: Систематизация и обобщение по теме «Союз».

Технологии: модульная, групповая, проблемная, дифференцированного обучения

Цели урока: 1) дать понятие о сочинительных и подчинительных союзах 2) уметь отличать от предлогов

3) развивать навыки грамотного письма, грамотной устной речи;

4) воспитывать ответственность за результат своего труда и своего товарища

5) умение работать в коллективе, умение слушать.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

Карта учащегося

ПАМЯТКА для работы по модулю:

Дорогой друг!

Сегодня учить себя ты будешь сам. Сам оценишь свои достижения в изученной теме, используя Оценочный лист.

Помни , что работу с учебными элементами (УЭ ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели , иметь её в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ. Не забывай , что у тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!

Фраза «Работа в парах!» означает, что при выполнении этой работы тебе придется помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Работа в парах требует спокойной, без криков, работы, взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом!

Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию.

2 минуты .

Интегрирующие цели:

1. Актуализировать знания учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»

2. Закрепить знания о простых и составных союзах, умения и навыки находить их.

3. Дать представление о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные)

4. Закрепить умения и навыки определять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, отличать их от простых предложений.

5 минут

Цель: актуализация знаний учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»

1. Запишите число и тему урока.

2. Прочитайте цели урока и сформулируйте их конкретно для себя.

3. Прочитайте текст, представляющий собой набор высказываний ученых-лингвистов о союзах.

"Слово «союз» по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО- со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз)". Удивительно называет И.И. Срезневский союзы: "Союзы – частицы речи". Но без этих частиц речи" мы писали бы и говорили неправильно. Срезневский также подчеркивает, что союзы не имеют лексического значения. Обратите внимание на то, как говорит А.А. Шахматов: "Союз – выразитель того или иного сочетания". Говоря словами Шахматова, союз выражает связь между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения. А вот высказывание М.В. Ломоносова: "Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться".

4. Выполните проверочную работу.

Проверочная работа по теме «Союз как часть речи»:

1.Кто из ученых–лингвистов посвятил свои труды изучению союзов?

2.Как объясняется в этимологии значение слова «союз»?

3.Как называет союзы Срезневский?

4.Выразителем какого сочетания является союз, по мнению Шахматова?

5.С чем сравнивает союзы Ломоносов?

Самостоятельная работа с текстом.

Самопроверка.

5 минут

Цели: 1.Закрепление знаний о простых и составных союзах. 2. Закрепление умений и навыков находить простые и составные союзы.

Задание: сначала выписать предложения с простыми союзами, затем - с составными; выделить орфограммы, объяснить знаки препинания.

1.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия. 3. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. 4. Когда до тончайшей мелочи и весь день пред тобой на весу, лишь знойное щелканье белок не смолкнет в смолистом лесу. 5. Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы. 6. Собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

Работа в парах.

Ученики осуществляют взаимопроверку, оценивают работы друг друга.

15 минут

Цели : дать представление о разрядах союзов (сочинительные и подчинительные)

2. Комментированное письмо.

Задание1. : дополните предложения однородными членами, составьте схемы, определите значение союзов.

1)Неподвижно стоит лес во тьме ночи…

2)Он задумчиво сидел в гостиной…

3)День стоял солнечный…

4)Кругом зеленели березы…

Какие союзы вы использовали?

Задание 2 : образуйте из простых предложений сложные.

1)Костер полыхал ярко,…

2)Засвищут скоро соловьи, …

3)После обеда все разошлись, …

4)После восхода солнца неожиданно набежала туча. …

Какие союзы вы использовали?

Задание 3:

Закончите сложные предложения, составьте их схемы.

1)Когда…, он сидел на диване.

2)Мы увидели ее счастливое лицо, когда…

3) Прошла целая неделя, пока…

4) Пока…, наступила ночь.

Какие союзы вы использовали?

Работа в парах

10 минут

Цель: выявить уровень знаний учащихся по теме.

1.Тестирование учащихся.

Тест по теме "Союзы"

1. Укажите неверное утверждение.

а) Части сложного предложения связываются только подчинительными союзами.
б) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные и разделительные.
в) Союзы бывают подчинительными и сочинительными.
2. Укажите верные утверждения.

а) Союз является членом предложения.
б) Союзы могут связывать однородные члены предложения.
в) Союзы бывают простые и составные.
3. Укажите пример с союзом.

а) Уйти, чтобы вернуться;
б) бродить по парку;
в) вследствие быстрого течения.
4. Укажите примеры с союзами.

а) Дождь закончился, и на улице стало солнечно.
б) Выполнил, потому что было необходимо.
в) Внушил бы ему надежду.
г) Идти впереди колонны.
5. Укажите пример с сочинительным союзом.

а) Вода играет и дышит.
б) Сад полыхает, как в мае заря.
в) Лица не было видно, потому что было темно.
6. Укажите примеры с подчинительными союзами.

а) Шли дни, а погода не улучшалась.
б) Он сказал, что болен.
в) То тут, то там вспыхивал огонек.
г) На него все обращают внимание, потому что он высок, красив, умен.
7. Укажите пример с простым союзом.

а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес.
б) Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые.
в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели.
8. Укажите примеры с составными союзами.

а) Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение.
б) Все расходились, потому что было поздно.
в) Денег ни гроша, зато слава хороша.
г) Он молчал, так как признавал себя виновным.
9. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены.

а) За заводами кончался город и начиналось море.
б) То тут, то там что-то сыплется и шуршит.
в) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи.

10. Укажите примеры, в которых союзы связывают части сложносочиненного предложения.

а) В лесу еще темно, но тропу уже видно.
б) Впереди виднелась белая поляна, будто река вышла из берегов.
в) При любых обстоятельствах нужно было, чтобы информация поступила.
г) Палатку только поставили, а в ней уже непрошенные жильцы.

Индивидуальная работа.

Контроль учителя .

5 минут

Цель: Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цели урока.

2.Как вы считаете, достигнуты ли они вами?

А) Я все понял, могу объяснить материал другому.

Б) Я все понял, но объяснить другому не смогу.

В) Для полного понимания мне нужно повторить тему.

Г) Я ничего не понял.

Самооценка.

Заполнение оценочного листа.

Подведение итогов урока.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...