Настанет день печальный говорят цветаева. Телесный код в стихотворении Марины Цветаевой «Настанет день – печальный, говорят

А.П. Чехов - один из русских писателей, кто понимал, что деньги, чин, авторитет, власть - все это лишь внешние способы порабощения человеческой личности. Подлинный же инструмент, инструмент всепроникающий, - страх.

Какой-то маниакальный страх перед жизнью безраздельно владел душою Беликова - центральной фигуры рассказа Чехова «Человек в футляре», опубликованного в 1898 году. Беликов - это человек в футляре, нелепое, ничтожное существо, умудрившееся, однако же, запугать целый город: «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!»

Главные герои «Человек в футляре»

Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, дворянин.

Буркин — учитель гимназии, рассказывает историю про Беликова

Беликов — учитель греческого языка. Работал вместе с Буркиным в гимназии.

Повар Афанасий — старик 60 лет.

Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии. Молодой, смуглый, высокий мужчина.

Варенька — возлюбленная Беликова 30 лет. Сестра Коваленко.

Тема «Человек в футляре» - «футлярная» жизнь. Название рассказа напрямую связано с содержанием.

Среди персонажей Чехова много влиятельных лиц: генералы, губернаторы, тайные советники, миллионеры. Но герой, который держит в руках весь город, лишь один - «человек в футляре». Власть страха соприкасается с владычеством ничтожества. Цель этого рассказа А.П. Чехова, как мне кажется, донести до людей сущность страха: «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последнее десять-пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте».

Проблема , которую затрагивает Чехов в рассказе, всегда останется актуальной. Писатель предупреждает об опасности обывательщины, житейской пошлости. Незаметно для себя каждый может попасть в «футляр» собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к полному опустошению и к деградации личности.

Идея «Человек в футляре» выражается в протесте против «футлярной» жизни, или, говоря словами самого писателя, в стремлении показать, что «все, что напутали, что настроили, чем загородили себя люди, все нужно выбросить, чтобы почувствовать жизнь, войти в первоначальное, простое отношение к ней».

Следует отметить и пафо с этого рассказа. Кроме сатирического и комического, здесь чувствуется и лирическое начало. Это достигается олицетворением предметов: «И, кажется, что звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле, и все благополучно».

В качестве основного приема автор использует художественную деталь, футляр , которая раскрывает не только внутренний мир героя, но и целое общественное явление - «футлярную жизнь». Приверженность человека к разным чехольчикам, зонтикам, галошам приобретает символический характер, а фраза: «Как бы чего не вышло» - становится крылатым выражением.

Композиция «Человек в футляре» - рассказ в рассказе , но и это не мешает Чехову передать единую оценку восприятия жизни человека, утверждать свои идеалы, взгляды на жизнь. Охотники, расположившиеся на ночлег в сарае старосты Прокофия, рассказывали разные истории. Один из них, по фамилии Буркин, поведал о жителе своего города, учителе греческого языка Беликове. Чем был примечателен этот человек? Только тем, что «даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». К тому же «и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике». Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник.
Беликов, по словам рассказчика, носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Что это, причуда или образ жизни Беликова, Буркин не поясняет. Однако замечает, что у этого человека было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его.

Беликов жил в постоянной тревоге, опасаясь раздражителей действительности. Беликов хвалил прошлое, выражая отвращение к настоящему, а древние языки, которые он преподавал, были теми же зонтиком и калошами, куда он прятался от действительной жизни. И этот странный человек на всех наводил страх. Окружающие будто чувствовали, что и мысль свою Беликов прятал в футляр: «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Если, например, в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов, для него это было ясно и определенно. В разрешении чего-либо Беликов всегда сомневался и опасался «как бы чего не вышло».

К внешнему облику и образу мыслей прибавлялась и обстановка его жилища. Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, герой укрывался с головой. Но и это не могло защитить Беликова от преследовавших его страхов, он всегда и всего боялся.

Сюжетное построение этого рассказа просто и оригинально. В его основе лежит столкновение Беликова и Коваленко, людей, которые имеют совершенно разные характеры, разные идеалы и нравственные принципы.

В качестве пролога выступает перед нами рассказ учителя гимназии Буркина своему товарищу, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу про учителя греческого языка по фамилии Беликов.

Экспозиция нас «знакомит» с внешним обликом и образом жизни главного героя.

Завязка сюжета начинается с тех пор, когда в город приезжает и назначается в гимназию новый учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко да приезжает не один, а со своей младшей сестрой Варенькой, в которую вскоре влюбляется Беликов, что является развитием действия в рассказе.

Кульминация в рассказе составляет ряд событий: желание пожениться Беликова и Вареньки, нарисованная карикатура на главного героя, катание Коваленок на велосипедах, все эти действия взбудоражили Беликова, что и спровоцировало конфликт между главным героем и братом Вареньки.

Развязкой рассказа служит смерть Беликова, которой как по мнению всех героев рассказа является решением всей проблемы. Буркин заканчивает рассказ.

Размышляя об услышанном, Иван Иванович произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?» — эпилог. Это глубоко философская мысль. Футлярная жизнь - это всего лишь существование. А Чехов в своем творчестве всегда выступал за полноценную жизнь.
Рассказом «Человек в футляре» автор хотел сказать, что страх перед действительностью может заточить человека в созданный им же самим футляр. Более того, «футляр» носит явно социально-политическую окраску: здесь Чехов дает краткую, точную, сатирическую, порой гротескную, характеристику жизни всей русской интеллигенции и вообще России в только что закончившееся царствование Александра III.

Конфликт «Человек в футляре» лежит в самом человеке и окружающем мире. Представляя Беликова, я вижу человека, заточённого в небольшую темную коробочку. Человек в футляре… Это необычное словосочетание очень точно раскрывает суть человека. Но больше всего поражает то, что человек не пытается изменить что-то в своей жизни, ему удобно и спокойно за стенами своей «коробки», ведь так он не видит ужасного мира, где так много проблем, где люди страдают, а встречаясь с неприятностями, должны быть крайне решительными. Антон Павлович описывает нам человека, отказывающегося от настоящего мира, ведь его устраивает его собственный, кажущийся ему лучшим. Обратим внимание на внешний вид Беликова: даже в хорошую погоду он «ходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Все его вещи были в футлярах, более того, даже «…лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». Главный герой постоянно носил «темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Только поэтому можно сказать, что Беликов делал все возможное, чтобы облачиться в футляр. Нюансы, которые создает Чехов, во внешнем облике Беликова являются символическими. Сначала мы видим, что и очки у него находятся в футляре, и зонт в футляре, и это впоследствии приводит нас к мысли, что и все, что есть внутри у Беликова в своеобразном невидимом футляре. Удивительно то, что такому невзрачному и ограниченному человеку, как Беликов удалось заковать в свои цепи весь окружающий его мир, люди вокруг него соответствовали его требованиям и представлениям.

Ключевой деталью рассказа «Человек в футляре» является смерть главного героя. Он умирает от шока, от непереносимого изумления, вызванного событием, являющимся для него чем-то из ряда вон выходящим. Мастерство Чехова заключается в том, что не позволяет себе напрямую выносить выговор таким, как его человек в футляре, он показывает свое представление об их будущем, о том, что их ожидает, если они будут продолжать тесниться и теснить других в своем защитном и горьком футляре страха. Антон Павлович умело использует бытовые детали и едва заметные нюансы жизни Беликова для того, что наиболее точно отобразить его внутренние побуждения и сковывающее главного героя сознание.

«Человек в футляре» - рассказ Антона Павловича Чехова , написан в мае-июне 1898 года. Впервые был опубликован в журнале «Русская мысль», 1898 год, № 7. 1-я часть «маленькой трилогии».

История создания

Замысел о создании этой серии возник у Чехова летом. Серия «Маленькая трилогия», состоящая из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», не должна была оканчиваться рассказом «О любви». Во время написания рассказов произошел спад активности творчества, а позднее Чехова отвлекло заболевание туберкулезом.

Над рассказом Чехов работал в мае - июне 1898 года в Мелихове. В начале июня 1898 рассказ готовился к печати, а 15 июня 1898 рукопись была отправлена в журнал.

Чехов писал об этом рассказе в записных книжках:

Прототип

Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники (в том числе В. Г. Богораз и М. П. Чехов) считали, что прототипом «человека в футляре» стал инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Так, П. П. Филевский отмечал щедрость Дьяконова и писал: «Я же положительно утверждаю, что между „Человеком в футляре“ и А. Ф. Дьяконовым ничего общего нет и в этом произведении А. П. Чехова никакого местного колорита найти нельзя».

Ю.Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист Меньшиков М. О. , Чехов в одном из своих дневников писал о нём: начало цитаты«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»Впрочем, сходство между Меньшиковым и Беликовым можно отметить только внешнее. Сам же Чехов писал и о своём брате И. П. Чехове:

Из всех этих фактов, можно сделать вывод, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным.

Теперь выражение «Человек в футляре» стало нарицательным в русском языке, означающее одинокого человека, который закрывается от всего мира, создавая вокруг себя оболочку, «футляр».

Персонажи

  • Иван Иваныч Чимша-Гималайский - ветеринарный врач, дворянин. Высокий худой старик с длинными усами.
  • Буркин - учитель гимназии и товарищ И. И. Чимши-Гималайского. Рассказывает историю про Беликова
Герои рассказа Буркина:
  • Беликов - учитель греческого языка. Работал вместе с Буркиным в гимназии. Любимая его фраза: «Кабы чего не вышло»
  • Повар Афанасий - старик 60 лет. Нетрезвый и полоумный слуга Беликова.
  • Михаил Саввич Коваленко - учитель истории и географии. Молодой, смуглый, высокий мужчина.
  • Варенька - возлюбленная Беликова 30 лет. Сестра Коваленко. Высокая, стройная, чернобровая, краснощекая девушка.

Сюжет

Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашел на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.

«Человек в футляре» сюжет рассказа А.П. Чехова довольно интересен и необычен.

«Человек в футляре» сюжет

Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашел на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.

Беликов и был «Человеком в футляре». Он даже в самую теплую погоду выходил в пальто, в галошах и с зонтиком. И у зонтика его был футляр, и у часов, и у перочинного ножика. И само его лицо, казалось, было в чехле, он постоянно прятал его за воротником. У этого человека было непреодолимое стремление создать себе оболочку, за которой он бы спрятался от реальности. Даже самое малое нарушение или отклонение от правил заставляли его волноваться. На педагогических советах он угнетал всех своей мнительностью и осторожностью. Своими вздохами и нытьем он давил на всех и все ему уступали. Все его боялись. Была у Беликова странная привычка - ходить по квартирам учителей. Он приходил, садился и молчал. Так он «поддерживал добрые отношения с товарищами».

Как-то в гимназию назначили нового учителя истории и географии, а приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Она очаровала всех на именинах у директора, даже Беликова. И тогда все решили их поженить. Варенька была не прочь выйти замуж. Но Беликов сомневался, он постоянно говорил о Вареньке, о семейной жизни и о том, что брак это шаг серьёзный.

Брат Вареньки возненавидел Беликова с первого дня их знакомства. Он даже название Беликову дал «глитай абож паук».

Однажды кто-то нарисовал карикатуру на Беликова: идёт Беликов, а под руку с ним Варенька и внизу надпись: «Влюблённый антропос». Эту карикатуру получили все учителя и чиновники. Беликов еще не отошел от случая с карикатурой, а тут выезжает Варенька на велосипеде со своим братом. Беликов цепенеет и бледнеет, ему кажется неприличным катание на велосипеде. На следующее утро он приходит к Коваленко и начинает говорить ему о том, как неприлично ездить на велосипеде. Их встреча заканчивается ссорой. Коваленко спускает Беликова с лестницы. Тут заходит Варенька и видит помятого Беликова. Она думает, что он упал с лестницы сам, и начинает хохотать. Этим смехом всё завершилось: и сватовство, и жизнь Беликова. Беликов уходит к себе домой, ложится и больше не встает. Через месяц Беликов умер. Хоронили его все, а после похорон испытывали не грусть, а облегчение. В конце рассказа приятели рассуждают о людях в футляре и ложатся спать.

Ещё после десятилетий запрета и забвения этот печальный день — 31 августа — стал отмечаться в Елабуге как день памяти поэта. Начинается он панихидой в Покровской церкви, где возносятся молитвы об упокоении душ рабы Божьей Марины и её близких.

От храма путь лежит на Петропавловское кладбище, где шумят высокие сосны и первые жёлтые листья опадают в ещё буйно зеленеющую траву. В этом году 31 августа было прохладным. Порывистый ветер нёс по небу облака, среди которых то скрывалось, то выглядывало солнце. Дождя не было, но в какой-то момент с неба вдруг посыпались крупные капли. Как слёзы, которые набежали и прошли.

Мысли о смерти не оставляли Марину Цветаеву ни в юном возрасте, ни в зрелых летах. Они выливались в стихи, которые более чем где-либо уместно звучали у её могилы. Прочитаны были и стихотворные посвящения местных поэтов. Студентка Елабужского института КФУ Мария Прохорова прочла свои стихи, написанные два года назад под впечатлением дня памяти Марины Цветаевой, во время которого возле памятника поэта прозвучал концерт Казанского камерного оркестра «La Primavera» и выступление певицы Юлии Зиганшиной.

В последний летний день Наивный и игривый Летали мотыльки, Был солнцем дол согрет. Но много лет назад Цветаева Марина, Прервав земной свой путь, Стремглав ушла в рассвет. И грустно, и светло… Наш храм сиял свечами, Молитвы ввысь неслись О счастье без конца. У памятника ей Мелодии звучали — Играл оркестр для всех, Вливая боль в сердца. О творческом огне, О матери любимой, О радости любви И времени невзгод, Скитаниях души, Тоске неодолимой Вещал, как остриём Пронзая небосвод. То плача, то скорбя, То светом наполняя, Мелодия влекла Незримо за собой. В романсах и стихах, Мятежная, родная, Марина, ты жива — Мы слышим голос твой.

В этот день живые цветы были возложены к могиле и памятнику поэта. Их букеты стояли и возле портретов Марины Цветаевой, установленных на мольбертах по дорожке, ведущей к Литературной беседке.

Никто никого не представлял и поэтому многие выступавшие, принеся свой дар на алтарь цветаевской поэзии, так и остались безымянными. Но некоторые были людьми известными, как, например, челнинский поэт Николай Алешков или елабужская поэтесса Светлана Савина. В прошлом году у Светланы Николаевны вышел небольшой сборник под названием «Посвящение Марине». В нём опубликованы стихи разных лет, в том числе — начала 90-х годов, одно из которых она прочла в день памяти.

Какая мне разница здесь ли ходила, Где прожила, и кого полюбила, Что говорила об этом, о том, Этот ли дом или тот, что рядком, Под этим крюком, а быть может на том, Эта ль могила, где сердце застыло? Только стремлюсь я туда, где вздохнула, Где свою жизнь, словно прах отряхнула, Миру сказала: «Прости и пусти. Сыплется жизнь, как песок из горсти. Множься неправдой своей и живи. Счастлив ли будешь на этой крови?» Нет мавзолея, его и не надо. Цепь на кладбище, а не ограда. Так бы хотелось приникнуть к земле. Эти останки, а может быть те? Вывесок сколько теперь не пиши, Правда одна у славянской души.

Профессор Елабужского института КФУ Дания Салимова констатировала, что интерес к творчеству Марины Цветаевой продолжает расти. По её словам, только в этом году на его основе написано 22 тысячи научных работ и это явление, безусловно, феноменальное. Как и то, что Цветаева «собирает» вокруг себя очень талантливых исследователей: лингвистов, литературоведов, философов, историков, культурологов…

«Писать так, как Цветаева, — утверждает профессор Д.Салимова, — не мог, не может и, наверное, не сможет никто».

В этот день почтить память великого русского поэта собрались не только елабужане, челнинцы и члены литературного объединения «Данко» из города Нижнекамска, но и москвичи. Буквально на сутки приехала из столицы Оксана Бикетова с сыном Владимиром. Ей мы и задали несколько вопросов.

— Чтобы помолиться о её душе именно в этот день, когда она трагически ушла из жизни, чтобы посетить могилу, попросить прощения…

— Подобное личностное отношение встречается не так часто. Видимо, что-то связывает вашу жизнь с Цветаевой, раз вы относитесь к ней, как к очень близкому человеку?

— Вообще-то я знакома с её поэзией давно. Но в какой-то момент — это было для меня как чудо — я получила во время чтения ответы-откровения на то, что меня волновало. И тогда через своё творчество она стала мне очень близка. Я начала за неё молиться…

— Иногда, обычно в связи с какими-то датами, в этот день бывают интересные творческие встречи, выступления. В этот раз всё было очень просто. Какие впечатления останутся у вас от цветаевской Елабуги.

— Я отвечу словами преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто — там ангелов со сто».



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...