Неадекватные способы самоутверждения описание. Самоутверждение

admin

Человек живёт в обществе, и с детских лет ему приходится сравнивать себя с окружающими и оценивать других. Самоутверждение – это поведение, направленное на утверждение собственной значимости, установление права на самовыражение и достижение желаемого социального статуса. Это потребность, стимулирующая тот или иной тип поведения.

Мотивы самоутверждения определяются стремлением к улучшению материального благополучия, карьере, приобретению авторитета. Кроме того, это инструмент познания самого себя, взаимодействия с окружающими.

Этот вопрос в психологии изучался с самого начала её существования как науки. Изначально самоутверждение рассматривалось только с отрицательной стороны. Но впоследствии психологи заинтересовались тем, что конкретно обуславливает механизмы самоутверждения, какие поведенческие стратегии характерны для самоутверждающейся личности.

Стратегии самоутверждения

Теория о самоутверждении – обширная область для исследования человеческого поведения, в которой выделяются три основные стратегии:

Самоутверждение за счёт других

Носит негативный характер. Человек, самоутверждающийся таким способом, нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости, превосходства над другими. Проявляется это посредством деструктивных способов: оскорблений, обвинений, провоцирования конфликтных ситуаций с целью доказательства своей правоты.

Причина такого поведения при поверхностном суждении видится в завышенной самооценке. На это указывают резкая критика в адрес оппонента, речевые обороты, демонстрирующие авторитарность и значительность. Но не нуждается в преподнесении себя в выгодном свете. И самоутверждение такого характера свойственно людям, не уверенным в себе, не реализованным в общественной, или личной сфере жизни, нуждающимся в подкреплении своей значимости. Цель «Я не хуже или лучше других» признана ведущей в поведении самоутверждающегося.

Появление обусловлено разнообразными причинами. Например, некоторые страдают от недостатка образования. Самооценка падает, и человек в целях психологической самозащиты открыто выражает пренебрежение к образованности: «Я и без диплома больше зарабатываю». Обычно такие родители не жалеют сил и времени, чтобы дать своим детям то самое образование, о котором они так пренебрежительно высказываются. На самом деле это не что иное, как попытка удовлетворить собственные амбиции за счёт детей.

Делает личность уязвимой, обделённой вниманием. А неумение увидеть глубину проблемы приводит к наиболее простому решению – унизить другого, чтобы возвыситься самому.

Развитие своего я при сохранении интереса к окружающим

Конструктивный тип самоутверждения. Человек стремиться к самораскрытию путём развития собственной личности. Такое самоутверждение – естественный процесс для человека, стремящегося реализоваться в обществе. Конструктивное самоутверждение важно для личности, так как это побуждающий фактор для самореализации. Самореализация – одна из главных задач развития личности. Это значит, что человек занимается любимым делом, он состоялся в профессии, семье. Обрёл любовь, раскрыл творческие способности.

Понятие самореализации иногда путают с понятием социальной успешности, хотя это не одно и то же. В общественном сознании понимание успешности обусловлено материальной обеспеченностью, популярностью, властью. Самореализация – это раскрытие природных данных, своего предназначения.

Самораскрытие личности не всегда удаётся во всех сферах деятельности. В каждом возрасте оно имеет свои особенности. Например, известны случаи, когда физически слабые подростки достигали высоких результатов в спорте. Для этого возраста особенно характерна потребность в самоутверждении. И как лучшая его сторона – упорная работа над собой. Взрослые самоутверждаются в профессии. В данном случае человек раскрывает свои способности без отрицания других личностей, суть его самоутверждения – это восхождение на более высокие ступени развития. Обретение себя в новом качестве, новой роли на каждом конкретном временном (возрастном) этапе.

При конструктивном типе самоутверждения человек сам определяет, каким образом ему утвердиться в обществе, обрести уверенность в ценности своего я. Для женщин характерно самоутверждение в роли матери, жены, хозяйки дома. Мужская состоятельность определяется успехами в общественной и профессиональной деятельности.

Успешный человек может многое сделать для других, при этом его успешность может и не принести ему чувства удовлетворённости собой. Человек самореализовавшийся — это счастливый человек. Эти два понятия совсем не исключают друг друга. Некоторым удаётся сочетать и социальную успешность, и собственную реализованность.

Отрицание себя

На первый взгляд, самоотрицание – понятие, противоположное, самоутверждению. Ведь это некое отречение от самого себя, отчуждение от собственной индивидуальности. Человек считает себя слабым, и чтобы преодолеть это, мысленно присоединяется к кому-то другому, более сильному, в конечном итоге переносит его качества на себя.

В этой ситуации он живёт не своей, а чужой жизнью, идентифицирует себя со своим кумиром. В результате вырабатывает те черты личности, которые свойственны выбранному им герою. Меняются, соответственно, и стратегии поведения. Так ведут себя фанаты известных людей, поклонники знаменитостей, готовые изменить и свою внешность, и характер, лишившись индивидуальности. Самоотрицание характерно для подростков, стремящихся подражать какому-нибудь знаменитому актёру, спортсмену, музыканту.

По мнению психологов, каждая личность, самоутверждаясь, имеет в своём арсенале варианты поведенческих стратегий. Изучают их для того, чтобы классифицировать типы личностей в процессе самоутверждения, определить причины выбора той или иной стратегии, понять механизмы самоутверждения. Если личность придерживается только одной стратегии самоутверждения, то она чувствует некие психологические проблемы, разобраться в которых бывает трудно. Но в большей части суть их сводится к неумению общаться, выстраивать отношения с людьми.

Наблюдая за поведением людей, психологи отмечают умение отказывать как один из механизмов самоутверждения. Люди разных поведенческих стратегий по-разному говорят «нет». Человек первого типа поведения говорит «нет» безапелляционно, не допуская свободного волеизъявления другого человека. Личность конструктивного типа самоутверждения обосновывает свой отказ, приводит аргументы, объясняет, почему дело обстоит так, а не иначе. Человек, склонный к самоотрицанию не может сказать «нет». Он испытывает психологические проблемы, потому что часто вынужден делать то, чего он не хочет.

Для чего мы самоутверждаемся?

Стремление утвердить себя в сильной позиции заложено в человеке самой природой. Ещё К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти», высказал мнение о том, что для ребёнка важно постоянно находиться в центре внимания, он неустанно ждёт одобрения и похвалы, гордо подчёркивает свои достижения. Это объясняется приниженным положением ребёнка по отношению к взрослому, его зависимостью от старших. И самоутверждение в этих условиях может выражаться в виде агрессии как выражении протеста или негативистской демонстративности, когда ребёнок умышленно игнорирует требования взрослых.

Маленький человек ещё не получил достаточного жизненного опыта, но его уже не устраивает вторичное, зависимое положение. И стремление самоутвердиться можно рассматривать здесь как самопознание личности, желание упрочить свое положение, получить самостоятельность.

Самоутверждение, в лучшем его понимании, необходимо для человека. Истоки этого феномена — в естественном отборе как основном факторе природного развития, когда выживает сильнейший. Утвердить себя, значит заявить о себе: «Я есть, я существую».

Самоутверждение – это сложный социально-психологический комплекс. Человек в процессе самореализации касается интересов, эмоций и взглядов окружающих. Происходит взаимовлияние личностей. В процессе общения возникает потребность в признании, осознании собственной ценности. Побуждают к самоутверждению честолюбие, тщеславие, амбиции. Для человека естественно желание закрепить за собой определённый социальный статус. Как двойственная натура личность руководствуется в своём поведении как положительными, так и отрицательными действиями.

Кроме великих культурных достижений, созданных писателями, философами, музыкантами, учёными, история сохранила немало примеров страшных преступлений. Совершили их в результате самоутверждения. Мотив этих злодеяний – не что иное, как стремление выделиться, привлечь к себе внимание, самоутвердиться.

Здоровое самоутверждение направлено на раскрытие заложенных в человеческой личности потенциалов, требующих раскрытия. А каким образом будет происходить этот процесс, зависит от выбора самого человека.

28 марта 2014

Незрелые люди пытаются владеть другими людьми, сделать их своим продолжением. И не осознают этого. Как ребенок хочет, чтобы мама была его продолжением и концентрировалась только на нем: кормила, гуляла, развлекала. Для малыша это нормально. Но многие взрослые люди воспринимают весь мир - как материнскую фигуру, от которой ждут заботы, пишет в своей статье гештальт-терапевт Елена Митина.

В гештальт-терапии такой процесс называется слияние (или конфлюэнция): человек не способен сам идти к осознаванию и удовлетворению себя, искать ресурсы, он все время ждет, что кто-то о нем позаботится. И это ожидание часто бессознательное совсем. Внутри философия: мне должны гарантии, меня должны любить, потому что я так хочу.

Вот это «потому что я так хочу» сидит в голове и продуцирует удивление, злость, возмущение, ярость, обиду. Маленький ребенок, когда голоден, бьет ложкой по столу и кричит. Ведь он хочет - мама должна!

Во взрослом мире нет мам и пап. Есть только взрослые люди, со своими внутренними мирами, со своими интересами, которые всегда первичны по отношению к чужим. То есть никто не будет удовлетворять чужие потребности в ущерб своим. Только в случае созависимых отношений, где за это будет ожидаться большая оплата - свободой другого человека.

Когда я прошу клиентов посмотреть на другого человека как на отдельного субъекта, а не свое продолжение, увидеть его интересы, его волю, его желания, не зависящие от влияния партнера, то практически все отвечают «я чувствую себя одиноким». И вот это главная проблема.

Инфантильные люди не могут чувствовать себя счастливыми, воспринимая себя абсолютно отдельно от других, а других - абсолютно отдельно от себя. Ведь в этот момент они утрачивают свое привычное и сладостное слияние.

Вечное ожидание «мамы»
Почему же человек без слияния чувствует себя одиноким? Потому что не научился жить сам, не сепарировался от своих родителей психологически, не может опираться на себя и быть для себя главным.

Вот что говорил основатель гештальт-подхода Фриц Перлз о зрелости: «Зрелость - это переход от ожидания внешней поддержки к обретению внутренней».

А еще всем известный и такой уже набивший оскомину вопрос: «Ну и что мне делать?». Такой человек правда думает, что кто-то будет брать ответственность за его жизнь и говорить, что делать? А он, может, еще с умным видом будет решать, подходит ли совет или нет, спорить, если считает его неподходящим или неидеальным.

Вот самое, что ни на есть, проявление детского эгоцентризма. «Эй, давайте, танцуйте тут надо мной, а я буду еще претензии предъявлять, что не так танцуете».

Люди, которые спрашивают «что мне делать?» - глубоко инфантильные. Они верят, что кто-то знает идеальное решение. Что оно где-то есть. И даже если кто-то, к примеру, психотерапевт высказывает свое мнение на этот счет, такой клиент найдет это мнение недостаточно идеальным. Ведь должно быть волшебное решение, которое исправит все в один миг! А то, что предлагается, всегда будет не таким, всегда будет указывать на то, что нужно работать и прилагать усилия. Нет, так инфантильному не подходит. Он хочет даром и сразу.

Если личность незрелая, ее будет всегда тянуть самоутверждаться за счет других, возвышаться, протестовать, обесценивать или оценивать свысока. Ведь такой человек не является целостным внутри. У него нет своей позиции и мнения. Есть лишь что-то вопреки чему-то.

Как стать по-настоящему взрослым
Многие люди не могут быть психологически взрослыми и зрелыми, хотя физически им уже давно пора, потому, что бессознательно «гоняются» за своим детством. В любых отношениях, даже с государством или родственниками, тем более - с партнером, если он есть. Везде они хотят отыскать свое детство и пережить его по-другому.

Возможно, в своем детстве их сильно рано заставляли быть взрослыми и решать те задачи, которые были не по возрасту. И такие люди научились их решать, даже быть родителями для своих родителей. А теперь они хотят воздаяния, компенсации. Вернуться туда и быть ребенком - беззаботно играющимся в манеже, когда мама занимается им, следит, чтобы все было хорошо, а он, ребеночек, просто чувствует себя в безопасности. Мама рядом, она рада ему, рада любому - удобному и не очень, она не беспомощная, и не в депрессии, и не злая. Добрая хорошая мама.

Горькая правда в том, что более-менее приближенно это все можно пережить лишь в клиент-терапевтических отношениях, и ключевое слово - приближенно. Терапевт побудет вам «хорошей мамой» ненадолго. Чтобы опыт безусловного принятия и безопасности запечатлелся в вашей душе. Но. Это будет все равно не так и недостаточно. Ведь так и достаточно - должно было быть там и тогда. А прошлое уже не вернешь.

И в какой-то момент терапии многие осознают, что перекроить свое прошлое, сделать его лучше, чем оно было, невозможно. А возможно только одно - повзрослеть. То есть принять так, как было, и перестать ожидать компенсации. Все. И сделать это не только рационально, головой, а переживая сердцем. И всю печаль с этим связанную, и грусть.

И только тогда возможно все-таки отделить себя от других, перестать ожидать от них заботы, перестать делегировать им ответственность за свою жизнь. Только я и я отвечаю, будет ли мне хорошо сегодня или нет. Буду ли я сыт, буду ли я доволен. У меня есть все - интеллект, эмоциональная и физическая развитость для того, чтобы сделать себе хорошо. Покормить, успокоить, развлечь. Заботиться о себе, сохраняя полностью внимание к своей жизни и ответственность за нее.

Сопротивление взрослению
Мы сталкиваемся с сопротивлением взрослеть, потому что взрослая жизнь, со всеми ее свободами, сильно отличается от детской. Нужно всегда быть себе хозяином. Нужно быть себе хорошей «внутренней мамой» и доброжелательным, но строгим, «внутренним папой». Именно таких «внутренних родителей» необходимо все время взращивать и выращивать. И если внутренние родительские фигуры недостаточно устойчивы, где-то недостаточно ласковы, а где-то - наоборот - недостаточно строги, человек будет переживать ту или иную степень стресса, беспомощности, ожидать внешней поддержки, будет чувствовать себя обиженным, а весь мир - несправедливым.

И вот это переживание - когда я решаю, что мир несправедлив ко мне, и чувствую обиду и бессилие - и есть главное сопротивление. В таком состоянии невозможно продвигаться и взрослеть, искать выходы.

И хорошо, если я немного полежал и поплакал, а потом сказал себе: «слушай, а давай что-то поменяем, что-то сделаем. Да, сегодня была неудача, но возможно, я смогу научиться организовывать свою жизнь как-то иначе». Возможно, мне нужен наставник, психотерапевт, который поможет взять себя в руки, обратит мое внимание туда, куда я не хочу его обращать, поможет пережить боль, с которой я не хочу встречаться. И потом я пойду сам, на своих ногах. И буду чувствовать себя независимо, буду сам справляться со стрессом. И буду за это уважать себя и гордиться собою. Ведь я - взрослый.

Его 2 основные проблемы: 1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то.

Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.Это – невротическая депрессия . Все можно предупредить, не доводить до такого результата . Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам: 1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

  • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
  • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
  • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
  • Я имею право жаждать любви и любить других.
  • Я имею право на достойную организацию жизни.
  • Я имею право выражать недовольство.
  • Я имею право на сожаление и сочувствие.
  • … по праву рождения.
  • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
  • Я позабочусь о себе в любом случае.

Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

…тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

ЗА К АЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

ДЛЯ ПОИСКА ЭТИХ КЛАДОВ Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА СВОЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ:

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

Психосоматические заболевания (так будет корректней) - это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины. психологические причины - это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.

Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни или астма, лечение которых уже крайне затруднительно?



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...