Николаевская эпоха годы. Николаевская эпоха


1825-1855 гг. назвают "николаевской эпохой" или "эпоха николаевской реакции". Данный период пришелся на правление Николая первого, вся политика которого была следствием восстания, произошедшего в день восшествия на престол императора.

Политика брата Николая первого - Александра, проводившаяся после Отечественной войны 1812 года, не удовлетворяла требованиям дворян. Прошлые офицеры организовали восстание 14 декабря 1825 года. Следствием этого событя было создание в 1826 третьего отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии корпус жандармов. Вся страна была поделена на жандармские округа, в котором следили за настроениями в стране. В том же году был выпущен "чугунный устав" - было запрещено выпускать книги имеющие философские мысли, слова "свобода" и "право".

Для внушения народу веры в хорошего царя и созданию антиреволюционной идеологии граф Уваров создал теорию "официальной народности" . Данная теория состояла из трех компонентов "самодержавие - православие - народность". Она стала официальной идеологией страны и основой преподавания.

Но народный характер идеологии не решал проблему крепостного права. Зато был решен вопрос с государственными крестьянами. В 1837-1841 годах реформу государственной деревни провел Киселев. Крестьяне имели собственное управление, а также получали свои наделы, которые могли передаваться по наследству. В крестьянских деревнях строились школы и больницы.

Даже так помещечьи деревни еще оставались.

Большая часть общества была зависима от хозяина, что сдерживало промышленность. Кроме того не было возможности проводить научные исследования и искать новые пути решения проблем. Процент образованных людей был очень мал. Все это привел к краху в Крымской войне 1853-1856 годах. Все поражения были из-за плохого вооружения, плохой системы сообщения.

Правление Николая Первого сдержало революцию в России, но не решило ни одну важную проблему. Не смотря на это были построены первые железные дороги, произошло начало промышленного переворота, наконец выпущен систематизированный свод законов империи, появились теории утопического социализма.

Данный период относится к периоду правления Николая I. Значимыми событиями этого периода являются, финансовая реформа Канкрина, издание нового университетского устава, принятие «теории официальной народности», создание первой железной дороги в России.

В процессе кодификации законов ключевую роль сыграл М.Сперанский, который руководил кодификацией законов, подготовил 47 томов Полного собрания законов Российской Империи, упорядочил деятельность государственного аппарата. Были изданы 15 томов Свода законов Российской Империи.

В процессе укрепления самодержавия важную роль сыграл Николай I, который создал 6 отделений собственного Его Императорского Величества Канцелярии, утвердил «теорию официальной народности», расширил бюрократическую систему.

Ключевым процессом, ознаменовавшим эпоху правления Николая I, станет усиление цензуры и политический сыск. Был принят новый «чугунный» устав, также было создано III Отделение Его Императорского Величества канцелярии во главе с Бенкендорфом. Все это сделано по причине восстания декабристов с целью предотвратить дальнейшие подобные восстания.

Важным событием во внешней политике явилось восстания в Польше. Причинами данного восстания послужило нарушение Конституции, которая была дарована Александром I, а следствием – отмена этой Конституции Николаем I, который боялся подобных восстаний.

Следующим важным процессом является финансовая реформа Канкрина. Причинами проведения данной реформы была необходимость финансирования войн и поддержки дворянского землевладения, а следствием стало введение в денежное обращение серебряного рубля и укрепление на некоторое время финансовой системы.

Данный период оценивается неоднозначно. С одной стороны, развивалась экономика, в России начался промышленный переворот, стали строиться железные дороги, была проведена денежная реформа, которая на некоторое время стабилизировала финансовую систему, но с другой стороны, Россия по-прежнему отставала от европейских стран, крестьянский вопрос оставался нерешенным, была введена жесткая цензура, что привело к поражению в Крымской войне. Влияние на дальнейшую историю России заключается в том, что промышленный переворот, который начался в эпоху правления Николая I, завершится лишь в правление Александра II с отменой крепостного права в 1861 году.

Период 1825-1855 гг. вошел в историю под названием Николаевская эпоха. Наиболее важными событиями этого периода являются решение крестьянского вопроса, восстание декабристов, а так же внешняя политика, направленная на расширение территорий страны.

Отказ Александра I от политики реформ и смещение его взглядов в сторону реакционной политики привели к формированию тайных офицерских организаций – декабристов, которые вылились в Восстание декабристов.

14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышли члены Северного общества, руководителем которого был избран Трубецкой, однако он так и не явился на площадь. Николай I предпринял попытки мирной ликвидации восстания, при помощи знаменитого генерал-губернатора Милорадовича, который впоследствии был застрелен одним из декабристов - Каховским. Итогом стал приказ Николая - расстрелять восставших из пушек. Восстание было подавлено. Южное общество тоже не добилось успехов. В итоге пять декабристов были приговорены к смертной казни, более 100 человек были отправлены в бессрочную ссылку в Сибирь.

Восстание декабристов определило дальнейшую направленность внутренней политики Николая I. После восстания произошло ужесточение идеологического контроля, подавлялись любые революционные настроения. Возросла роль Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, было создано III отделение, во главе которого стоял Бенкендорф. Он же возглавлял особый корпус жандармов, который осуществлял политический сыск. Был принят цензурный устав, который впоследствии получил прозвище «чугунный».

Николай I видел необходимость в кодификации российских законов. Работа по составлению свода законов был привлечен Сперанский, одаренный государственный деятель, работавший еще при Александре I и предлагавший проект государственных реформ. Под его руководством были собраны и расположены в хронологическом порядке все изданные законы с 1649 года. В 1830 г. было издано Полное собрание законов Российской империи в 47 томах, а в 1832 г. – 15 томный Свод законов Российской империи.

Эпоха правления Николая I наполнена противоречиями. С одной стороны, в этот период произошел расцвет русской культуры, науки, росло число учебных заведений, начался промышленный переворот, приводились попытки по улучшению положения крепостных крестьян. Однако, с другой стороны, произошло ужесточение идеологического контроля, проводилась цензурная политика. Так же из-за проигрыша в Крымской войне Россия потеря территории, а Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сократился до минимума.

Период с 1825 по 1855 годов богат на события и является важным периодом в истории Росиийской империи. В эти года во главе Российской державы стоял император Николай 1 Павлович. В этот период произошли такие события как проведение реформ Киселевым, с целью улучшения положения крестьян, а также финансовая реформа Канкрина.

Ярким деятелем данного периода был император Николай I. Он вел активную внешнюю политику. Николай смог одержать победу в русско-иранской (1826-1828) и русско турецкой войне(1828-1829). Внешняя политика Николая 1 было направлено на подчинение территории христианских народов, которые были в подчинении Османской империи. Также Николай 1 вел активную борьбу с горцами на территории Закавказья. Кроме того, политика Николая 1 была направлена на подавление восстаний в Европе(подавил Польское восстание и Венгерское восстание). В результате, Россия стала Жандармом Европы.

Данный период сложно охарактеризовать без упоминания Бенкендофа. Бенкендорф возглавлял специальным 3 Отделением собственной Его Императорского Величества канцелярии. Вместе с отделением Бенкендорф занимался сбором информации о насторениях в обществе, следил за подозрительными людьми, занимался перлюстрацией писем, руководил цензурой.

В данный период было значительно улучшено состояние крестьян. Причиной проведения реформ Киселевым стало то, что из-за существования в России крепостного права, промышленный переворот в Российской империи и модернизации промышленности в России отставала от других Европейских держав.Киселев пытался приблизить положение государственных крестьян к положению "свободных сельских обывателей". Следствием, стало то, что из-за сопротивления помещиков, властям пришлось ограничить лишь принятием указа об " обязанных крестьянах". Этот указ позволял помещикам освобождать крестьян, не спрашивая разрешения у властей, за это крестьянин обязывался нести повинность в пользу помещика, таких крестьян называли обязанными крестьянами.

Вторым ярким событием стало проведение финансовых реформ Канкриным. Причиной проведения этих реформ стало то, что финансовая система Российской империи терпела крах, в стране существовала большая инфляция. Канкрин в основу денежного обращения предложил взять серебряный рубль и постепенно изъять у населения ассигнаций путём обмена их на серебро. Следствием стало то, что реформа на некоторое время укрепила финансовую систему России.

Данный период историки оценивают неоднозначно, некоторые считают, что этот период был разрушительной эпохой, так как был ужесточен ценз("чугунный"), появились органы, которые следили за каждым шагом подданных, была упразднена Польская Конституция, дарованная Александром Первым, а другие историки считают, наоборот, политику 1825-1855 гг. положительной, так как улучшилось состояние крестьян, произошли улучшения финансовой системы государства, также были созданы немалое количество Секретных комитетов, которые работали над отменой крепостного права. Благодаря их деятельности было отменено крепостное право в 1861 году. А также стоит отметить, что в этот период, после поражений в сражениях на Крымской войне Российское командование поняло, что необходимо реорганизация армии и 1860-1870-х были проведены реформы, которые значительно улучшили состояние русской армии.
1855-1881 «Эпоха великих реформ»

«Чугунный» устав 1826 г. переизбыток руководящих правил и структурирование цензурного аппарата. Третий цензурный устав 1828 г. и его дополнения: «обязанность давать направление словесности», ограничение субъективизма цензоров, цензурный аппарат и субординация его составляющих.

С именем императора Николая I связано 30 лет истории России (1825–1855), при его правлении происходит укрепление государства и его бюрократии, стремившейся сохранить привилегии дворянства, интересы которого она представляла и защищала. Сам государь обзаводится Собственной Его Императорского Величества Канцелярией. Одним из важных направлений ее деятельности было укрепление государственности через активное законотворчество. В 1826 г. граф М.М. Сперанский начал работу по подготовке к изданию Полного собрания законов Российской империи. Оно вышло в 1830 г. в виде 45 громадных томов. На их основе был подготовлен и издан в 1833 г. 15-томный Свод законов Российской империи, вобравший в себя те документы, которые были годны к действию в то время.

Другое направление деятельности С. Е. Императорского Величества Канцелярии осуществлялось созданным при ней, по предложению графа А.X. Бенкендорфа, III отделением как органом высшего государственного надзора, политической полицией страны. Граф Бенкендорф еще в 1825 г. подавал Александру I записки о тайных обществах и об организации тайной полиции. Николай I, начав царствование с подавления выступления декабристов, 26 июля 1826 г. назначил Бенкендорфа главным начальником III отделения, а затем и шефом корпуса жандармов, одной из основных задач которого было политическое наблюдение и сыск на местах.

В ходе следствия по делу декабристов Николай I тщательно изучал документы, те мотивы, которые подвигнули блестящих гвардейских офицеров к мятежу. Как свидетельствуют историки, всю свою жизнь он возвращался к документам следствия. Это способствовало осознанию Николаем I всей остроты крестьянского вопроса в стране. Уже в 1826 г. он создает секретный комитет для выработки нового положения «об устройстве всех состояний людей», позднее – особое управление для государственных крестьян – Министерство государственных имуществ (1833). Возглавивший его в 1837–1856 гг. граф П.Д. Киселев, практик и организатор, разработал проект закона о постепенном освобождении крестьян. Закон был принят в 1842 г., но суть его была выхолощена поправками. Однако графу П.Д. Киселеву все-таки удалось провести в жизнь ряд узаконений, которые подготовили почву к освобождению крестьян от крепостной зависимости позднее. Важно то, что уже в этих документах крепостной крестьянин рассматривался как человек. В 1841 г. было запрещено продавать крестьян в розницу. В 1843 г. безземельным дворянам было запрещено покупать крестьян. С 1847 г. министр государственных имуществ получил право приобретать за счет казны население дворянских имений. В.О. Ключевский считает, что «в царствование Николая I законодательство о крепостном праве стало на новую почву и достигло важного результата – общего молчаливого признания, что крепостной крестьянин не есть частная собственность землевладельца; закон 1842 г. достиг перемещения в праве, но не в положении крестьян». Конечно, надо иметь в виду то обстоятельство, что мощная бюрократическая машина, созданная в то время, умело обходила, когда это было выгодно, любой закон.

В борьбе с крамолой, с чего и началось правление Николая I, естественно император опирался на полицию и цензуру. В отношении последней ему не пришлось изобретать что-то новое: на первых порах его вполне устроила та политика, которую проводил министр духовных дел и народного просвещения в 1824–1828 гг. А.С. Шишков в конце жизни Александра I. Именно при Николае I этот государственный деятель смог реализовать свои идеи о цензуре, не имевшие поддержки Александра I. А.С. Шишков сразу же был принят новым императором, выслушавшим его и давшим ему указание разработать новый цензурный устав. А.С. Шишков задолго до назначения министром занимался проблемой реформирования цензуры. Еще в 1815 г. он выступил на заседании Государственного совета со своим мнением при обсуждении вопроса о разграничении цензурных полномочий между министерствами народного просвещения и полиции. Он утверждал, что главные пороки цензурного устава 1804 г. – «недостаточность руководящих правил», «отсутствие у цензуры довольного доступа и голоса к защите или одобрению хорошей и к остановке или обличению худой книги». Кроме того, он отмечал, что в стране вообще слишком мало цензоров. Шишков предлагал свой проект цензурного аппарата. По нему цензурное управление должно состоять из двух комитетов: верхнего (министры народного просвещения, полиции, обер-прокурор Синода и президент Академии наук) и нижнего («избранные, возмужалые, добронравные люди», ученые, знающие языки и словесность), включающего отделы по родам подлежащих цензуре книг.

Многие из идей А.С. Шишкова получат поддержку в ходе цензурной реформы 1826 г. Следует отметить, что в Министерстве духовных дел и народного просвещения еще до назначения Шишкова министром создавался проект цензурного устава. Но новый министр нашел его «далеко недостаточным до желательного в сем случае совершенства» и внес замечания, с учетом которых составлялся цензурный устав 1826 г. В «Записках А.С. Шишкова» говорится: «Я, не могший по слабости моего зрения и здоровья заняться великим сим трудом, употребил на то директора канцелярии моей князя Шихматова, человека благоразумного и усердного, к пользам престола и отечества». Таким образом, у нового цензурного устава было два творца – А.С. Шишков и князь П.А. Ширинский-Шихматов, один из крупных государственных деятелей николаевского периода.

Новый цензурный устав был принят 10 июня 1826 г. и лег в основу осуществляемой цензурной реформы. В противоположность цензурному уставу 1804 г. он был крайне подробен (его объем был в пять раз больше) и состоял из 19 глав и 230 параграфов. Новый устав был пронизан стремлением регламентировать все возможные задачи цензуры и действия ее аппарата. В 11 главах определялись цели и задачи цензуры, излагались ее организационные основы, фактически предлагалась первая в истории России структура цензурного аппарата. В остальных 8 главах подробнейшим образом раскрывался характер, способы и методы цензуры разных типов произведений печати.

Основные положения цензурного устава 1826 г. сводились к следующему:

Цель учреждения цензуры состоит в том, чтобы произведениям словесности, наук и искусства при издании их в свет посредством книгопечатания, гравирования и литографии дать полезное или, по крайней мере, безвредное для блага отечества направление;

Цензура должна контролировать три сферы общественно-политической и культурной жизни общества: 1) права и внутреннюю безопасность, 2) направление общественного мнения согласно с настоящими обстоятельствами и видами правительства, 3) науку и воспитание юношества;

Традиционно цензура вверялась Министерству народного просвещения, а руководило всею ее деятельностью Главное управление цензуры. «В помощь ему и для высшего руководства цензоров» утверждался Верховный цензурный комитет, состоявший в соответствии с тремя направлениями цензуры из министров народного просвещения, внутренних и иностранных дел;

Правителем дел Верховного цензурного комитета состоит директор Канцелярии министра народного просвещения. Ежегодно он составляет наставления цензорам, «долженствующие содержать в себе особые указания и руководства для точнейшего исполнения некоторых статей устава, смотря по обстоятельствам времени»;

В стране создавались Главный цензурный комитет в Петербурге, местные цензурные комитеты – в Москве, Дерпте и Вильно. Главный цензурный комитет подчинялся непосредственно министру, остальные – попечителям учебных округов;

Право на цензуру, кроме того, оставалось за духовным ведомством, академией и университетами, некоторыми административными, центральными и местными учреждениями, что закладывало простор для субъективизма цензуры.

Устав 1826 г. определял должность цензора как самостоятельную профессию, «требующую постоянного внимания», «многотрудную и важную, поэтому она не могла быть соединена с другой должностью». Это был, без сомнения, шаг вперед в осознании роли Цензора, так как профессионала можно спросить за предпринятые действия сполна, лишить его работы и т.д. Кроме того, штат цензоров был увеличен, повышены их оклады. Так, Главный цензурный комитет в Петербурге имел ранее 3-х цензоров, в новом качестве – 6. Их оклады выросли с 1200 руб. в год до 4000, цензоров местных комитетов – до 3 тыс.

Деятельность цензуры регламентировалась в 8 главах устава. В них строгость ее доводилась до крайних пределов: запрещались

Места в сочинениях и переводах, «имеющие двоякий смысл, ежели один из них противен цензурным правилам», т.е. цензор получил право по-своему улавливать заднюю мысль автора, видеть то, чего нет в произведении, которое он рассматривает;

«всякое историческое сочинение, в котором посягатели на законную власть, приявшие справедливое по делам наказание, представляются как жертвы общественного блага, заслужившие лучшую участь»;

Рассуждения, обнаруживающие неприятное расположение к монархическому правлению;

Медицинские сочинения, ведущие «к ослаблению в умах людей неопытных достоверности священнейших для человека истин, таковых, как духовность души, внутреннюю его свободу и высшее определение в будущей жизни. Цензоры должны были отсекать в рассматриваемых ими сочинениях и переводах всякое к тому покушение».

Новый цензурный устав был перегружен такими подробностями, которые не имели прямого отношения к цензуре, загромождали и без того громоздкий его текст, а потому вносили путаницу в действия цензоров. Так, в уставе отмечалось:

«сочинения и рукописи на языке отечественном, в коих явно нарушаются правила и чистота русского языка или которые исполнены грамматических погрешностей, не пропускаются к напечатанию без надлежащего со стороны сочинителей или переводчиков исправления»;

В документе давались подробные правила для руководства не только цензоров, но и изложение прав и обязанностей книгопродавцев, содержателей библиотек для чтения, типографий и литографий, а также рекомендации по ведомостям и повременным изданиям, особо о еврейских книгах, правила об ответственности цензоров, книгопродавцев, работников типографий, распространителей печати и т.д.

По мнению графа С.С. Уварова, второй устав содержал в себе «множество дробных правил и был очень неудобен для практики». В целом, характер этого документа получил устами современников точное определение: его назвали чугунным. Действовал он чуть более года. Когда в 1827 г. министр внутренних дел В.С. Ланской приступил к разработке особого цензурного устава, регламентирующего деятельность иностранной цензуры, он столкнулся с необходимостью отступить от сути параграфов «чугунного» устава. В связи с этим он обратился к Николаю I, и тот сразу же увидел в этом предлог отказаться от недавно утвержденного им цензурного устава. Император повелел не только не придерживаться его отдельных правил, но и пересмотреть его в целом.

По Высочайшему повелению для этого была организована авторитетная комиссия, состоявшая из В.С. Ланского, А.X. Бенкендорфа, князя И.В. Васильчикова, тайного советника графа С.С. Уварова, действительного статского советника Д.В. Дашкова. Комиссия выработала проект нового цензурного устава, который был вынесен на Государственный совет. Мнение последнего, представленное Николаю I, довольно основательно и вполне объективно показывало преимущества этого нового цензурного документа. В мнении Государственного совета подчеркивалось существенное различие в определении действия цензуры, которое «заключено в пределах более соответствующих истинному ее назначению. Ей не поставляется уже в обязанность давать какое-либо направление словесности и общему мнению; она долженствует только запрещать издания или продажу тех произведений словесности, наук и искусства кои, в целом составе или в частях своих, вредны в отношении к вере, престолу, добрым нравам и личной чести граждан».

Для наглядности в этом документе цензура сравнивалась с таможнею, которая «не производит сама добротных товаров и не мешается в предприятия фабрикантов, но строго наблюдает, чтобы не были ввозимы товары запрещенные, но лишь те, коих провоз и употребление дозволено тарифом».

При сравнении нового устава со старым очевидным было существенное различие задач цензурного ведомства, что вело и к более четкому и точному определению обязанностей возлагаемых на цензоров. В Мнении отмечалось, что по проекту нового устава цензоры «не поставлены судьями достоинства или пользы рассматриваемой книги. Они только ответствуют на вопрос: не вредна ли та книга и все их действия ограничиваются простым решительным на сей вопрос ответом». Таким образом, Государственный совет констатировал, что «проект нового устава дает менее свободы собственному произволу цензоров и тем способствует успехам истинного просвещения, но в то же время дает им возможность запрещать всякую вредную книгу на основании положительного закона и не входя в предосудительные прения с писателем».

Мнение Государственного совета по проекту нового цензурного устава было принято во внимание Николаем I. 22 апреля 1828 г. третий цензурный устав был им утвержден. Долгие годы, фактически до 60-х годов, он служил законным руководством для цензурного аппарата страны. Новый документ не имел крайностей «чугунного» устава. Во-первых, он был компактнее, меньшего размера: в нем было 117 параграфов, причем 40 из них – об иностранной Цензуре, о чем вообще не было сказано в уставе 1826 г.

В противоположность старому уставу устав 1828 г. предписывал цензорам:

«принимать всегда за основание явный смысл речи, не дозволяя себе произвольное толкование оной в дурную сторону», не придираясь к словам и отдельным выражениям;

Не «входить в разбор справедливости или неосновательности частных мнений или суждений писателя», а также и в «суждение о том, полезно или бесполезно рассматриваемое сочинение»;

Таким образом, целый ряд положений третьего цензурного устава был направлен на ограничение субъективизма в действиях цензора, введение цензуры в законные рамки. Как это положение устава реализовалось на практике, будет показано ниже.

Существенно отличалась по новому цензурному уставу в сравнении с прежним организационная структура цензурных учреждений: она упрощалась, а число цензоров увеличивалось, и их труд облегчался. Впервые создавался столь представительный и авторитетный орган, объединявший разные заинтересованные в цензурной политике стороны:

Высшей инстанцией стало Главное управление цензуры при Министерстве народного просвещения. Оно состояло из товарища министра народного просвещения, министров внутренних и иностранных дел, управляющего III отделением С. Е. Императорского Величества Канцелярии, президентов Академий наук и художеств, представителей духовного ведомства, попечителя Петербургского учебного округа;

Местные цензурные комитеты под председательством попечителей учебных округов организовывались в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Риге, Вильно и Тифлисе. Отдельные цензоры назначались в Казани, Дерпте, Ревеле;

Для рассмотрения привозимой из-за границы печатной продукции учреждалось новое организационное звено в аппарате цензуры Комитет цензуры иностранной (КЦИ).

Созданная по уставу 1828 г. структура цензурного аппарата стала основой на последующие годы.

В этом же году была регламентирована деятельность духовной цензуры: 22 апреля, после многих лет волокиты со стороны церковных иерархов, был утвержден императором устав духовной цензуры, действовавший впоследствии много лет. Основные функции цензуры выполнял сам Святейший Синод. При всей централизации церковной жизни и издательского дела церкви, сосредоточенного еще по указу Петра III в Московской синодальной типографии, Святейший Синод при всем желании не мог собственной цензурою охватить всю духовную печатную продукцию. В те годы сложившаяся практика тормозила печатное дело православия, не давала возможность контролировать проповеди, да и выпускаемые на местах издания, поэтому еще в 1808 г. митрополит Платон выдвинул право духовных академий на самостоятельную цензуру. Оно было занесено в проект устава духовно-учебных заведений, и затем выработано положение о цензурных комитетах при духовных академиях. Были организованы цензурные комитеты в 1809 г. при Петербургской Духовной академии, в 1814 г. – при Московской.

Высочайший указ Александра I 1814 г., обращенный к комиссии духовных училищ, развивал целую программу духовного просвещения. В ней определенное место отводилось и духовной цензуре, в частности, правилам деятельности духовных цензурных комитетов. Одновременно началась работа над уставом духовной цензуры. В 1817 г. преосвященным Амвросием (Протасовым) при правлении Казанской Духовной академии был создан комитет, занимавшийся цензурой проповедей священников города Казани и его уезда. Наконец, в 1819 г. при Киевской Духовной академии тоже возник цензурный комитет. В 1824 г. в период борьбы православной церкви с мистицизмом был создан особый комитет для изучения мистической литературы и периодики и вынесения решения в каждом конкретном случае по изданию. Цензурный комитет при Казанской Духовной академии появился лишь в 1845 г. Комитеты цензуры активно очищали поток религиозной литературы от еретических, сомнительных сочинений, о чем свидетельствуют цифры, приведенные в 1909 г. историком Ал. Котовичем, сведенные в таблицу (см. таблицу № 1).

В 1844–1855 гг. в духовную цензуру было представлено 6904 произведения, ею допущено к печати 4380, т.е. чуть меньше одной трети всех рассмотренных цензурой сочинений не получили ее одобрения.

Не меньшей «эффективностью» работы отличалась и светская цензура в николаевскую эпоху. Казалось бы, Россия в 1828 г. получила вполне прогрессивный по тем временам цензурный устав. Но, как это обычно бывает в законодательной практике, он быстро с помощью самого императора Николая I стал обрастать дополнениями, поправками, новыми узаконениями, соответствующими требованию определенного момента времени, правителя или его бюрократии. Устав 1828 г. стали приспосабливать к текущим потребностям власти и власть имущих. Уже в 1830 г. профессор Петербургского университета и цензор А.В. Никитенко записал в своем дневнике: «Цензурный устав совсем ниспровержен». И он был недалек от истины.

Итоги деятельности комитетов духовной цензуры за 15 лет (1828–1843 гг.)

Во-первых, постепенно расширялся круг ведомств и учреждений, имевших право на цензуру, а этим расширялась возможность цензурного произвола. Рядом повелений императора Николая I 30–40-х годов разным ведомствам и учреждениям: Министерствам Двора, Финансов, Военному, Внутренних дел, II и III отделениям С. Е. Императорского Величества Канцелярии, Военно-топографическому депо, шефу жандармов, Почтовому департаменту, Вольно-Экономическому обществу, Комиссии построения Исаакиевского собора, Кавказскому комитету, Главному попечительству детских приютов, Управлению государственного Коннозаводства и т д. – было предоставлено право просматривать и одобрять к печати книги, журнальные и газетные статьи, которые касались их интересов. Как замечает историк С.В. Рождественский, «одна только чистая поэзия и беллетристика подлежали ведению цензурных комитетов, все же прочее сверх их отдавалось на просмотр того или другого ведомства».

А.В. Никитенко несколько позже в своем дневнике производил такие подсчеты: «Итак, вот сколько у нас ныне цензур: общая при Министерстве народного просвещения, Главное управление цензуры, верховный негласный комитет, духовная цензура, военная, цензура при Министерстве иностранных дел, театральная при Министерстве императорского двора, газетная при почтовом департаменте, цензура при III отделении Собст. Е. В. Канцелярии и новая педагогическая (в 1850 г. был учрежден цензурный комитет для рассмотрения учебных книг и пособий. – Г.Ж.). Итого, десять цензурных ведомств. Если сосчитать всех лиц, занимающихся цензурою, их окажется больше, чем книг, печатаемых в течение года. Я ошибся: больше. Еще цензура по части сочинений юридических при II отделении Собственной канцелярии и цензура иностранных книг – всего 12».

Эпоха Николая I представляет собой период, когда самодержец во всех областях жизни выступает на первый план. В это время все было охвачено жесткими рамками строгой бюрократической иерархии, внешне производившей впечатление единства и порядка. Личность Николая I (1825-1855) неоднозначно оценивалась как современниками, так и потомками. Одни считали его жестоким деспотом и тираном, глубоко чуждым конституционному режиму и идеям либерализма, равнодушным к духовной стороне жизни, другие восхищались его природным умом, необыкновенной работоспособностью, порядочностью, неприхот­ливостью в быту, но главное - чрезвычайно сильно развитым чувством долга, в понятие которого он вкладывал заботу о нравственном и материальном благополучии своих подданных. Однако все эти выдающиеся качества основывались на традициях православной державы, принципах полицейского государства. Николаю была чужда всякая мысль о каком-либо ограничении монаршей воли, направленном на заботу о подданных.

Младший внук Екатерины II Николай I воспитывался иначе, чем его старшие братья, и не готовился к управлению империей. В противоположность им он вырос под непосредственным наблюдением свое­го отца Павла I, унаследовав его политические симпатии. Николай взошел на престол 14 декабря 1825 г. после смерти брата, бездетного Александра I, и вынужденного отречения от престола (по причине морганатического брака, т.е. брака с лицом не царской крови) второго брата Константина. На протяжении всего царствования политический курс Николая I оставался последовательно консервативным: основные мероприятия сводились к усилению централизации и бюрократизации управления страной при сохранении незыблемости самодержавной власти. Между тем вторая четверть XIX в. в общеевропейской истории ознаменовалась либерализацией государственного строя ряда стран, изменением политической системы абсолютизма под влиянием буржуазных революций. Эти изменения в свою очередь наложили отпечаток на мировоззрение и деятельность Николая, усиливая его антипатию к либеральным режимам,- воплощавшим, по его мнению, политическое безвластие и беспорядок.

Двор Николая I посетил французский путешественник и дипломат, аристократ, родители которого подверглись гонениям в годы Великой французской революции, маркиз Астольф де Кюстин. Его мемуары «Россия в 1839 году» стали интересным источником, раскрывающим солепжание российского самодержавия как феномена культуры. Прибыв в страну последовательным противником представительной формы правления и сторонником монархии, он покидал ее противником абсолютизма, сделав вывод: «Чтобы жить в России, следует быть русским». Полный перевод мемуаров увидел свет в России только в 90-е гг. XX в.

Политика Николай I начал реформы с создания свода законов, правительства т.е. упорядочения законодательства на основе изучения и классификации старых законов. К работе были привлечены крупные государственные деятели, прежде всего возвращенный из ссылки М.М. Сперанский, а также П.Д. Киселев и Е.Ф. Канкрин. Действовавшие до реформы законы накопились со времени Соборного уложения 1649 г., многие из них взаимно дополнялись или противоречили друг другу.

Решая проблему создания свода русских законов, М.М. Сперанский имел в виду не только систематизацию старых законов, но и дальнейшее развитие и пополнение существующего права. Он считал, что с этой целью следует принять западноевропейское право или, по крайней мере, при разработке новых законов пользоваться результатами законотворческой деятельности западных стран. М.М. Сперанский отчетливо осознавал, какое значение должен был иметь свод законов для развития России в либеральном направлении.

При Николае I Государственный совет утратил свое значение в решении государственных вопросов, а система министерств была фактически подменена органом, получившим огромное влияние, - Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Ее I отделение представляло личную канцелярию императора, II - занималось кодификацией законодательства, III - ведало политической по­лицией, IV,- управляло благотворительными заведениями (так называемое «ведомство учреждений -императрицы Марии», матери Николая I). Объектами их регулирования становились самые различные сферы человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Видя своей главной опорой армию и чиновничество, Николай счел необходимым налаживание бюрократической системы. С этой целью был значительно увеличен аппарат чиновников (с 15-16 тыс. в начале XIX в. до 61,5 тыс. в 1847 г. и 86 тыс. в 1857 г.).

Подавив восстание декабристов, Николай I понял в ходе следствия, что вопрос о крепостном праве был одним из главных. Вопрос стал обсуждаться в секретных комитетах с участием высших государственных чиновников. В ходе обсуждения стало понятно, что освобождение крестьян без земли в значительной мере ухудшит их экономическое положение. Поэтому крестьян предполагалось освободить только с одновременным наделением их частью земель, принадлежащих землевладельцу. Но для того, чтобы это сделать, требовалось нарушить принцип, согласно которому земля являлась частной собственностью дворянства. Участники комитетов не осмеливались игнорировать права дворян. Николай I, обращаясь к Государственному совету, официально охарактеризовал крепостное право как очевидное зло, «прикасаться» к которому было бы еще большим злом. На этом основании комитеты стремились не к отмене крепостного права, а к упорядочению от­ношений между крестьянами и помещиками в рамках крепостного строя. Правительство ограничилось полумерами, направленными на смягчение крепостного права. Определяющим здесь послужило убеждение в незыблемости права помещика на земельную собственность, что вновь подтвердил император в речи на Государственном совете в связи с обсуждением законопроекта: «…земля есть собственность не поселенных на ней крестьян, а помещиков». Николай I вынужден был искать в рамках самого крепостного права юридические средства против того зла, которое приносил этот строй.

В николаевскую эпоху видную роль в попытке решения крестьян­ского вопроса играл министр государственных имуществ П.Д. Киселев, человек просвещенный и гуманный, но вместе с тем бывший образцом классического бюрократа. Стремясь сохранить дворянское землевладение и вместе с тем считая невозможным освобождение крестьян без земли, он предлагал обязательно выделить крестьянам определенный надел за выкуп и установить строго фиксированные повинности, от которых крестьяне не могли отказаться пока полностью не заплачен выкуп. Крестьяне же со своей стороны должны были обрабатывать эти наделы и за пользование ими отдавать землевладельцам некую плату. Размеры наделов, так же как и плата, которую за них будут вносить крестьяне, должны были определяться законом.

В 1837-1841 гг. П.Д. Киселевым была проведена реформа самоуправления государственных крестьян, составлявших к тому времени почти половину всего податного сельского населения. Юридически государственные крестьяне считались свободным сословием, но выполняли повинности в пользу государства. Их юридический статус был выгоднее, чем статус крепостных. Они могли относительно свободно выбирать род занятий, переходить в городское сословие, а по указу 12 декабря 1801 г. имели право приобретать в собственность землю, но этот юридический статус не был достаточно гарантирован.

Однако большим недостатком реформы был бюрократический ха­рактер всей системы, пронизанной идеей попечительства вследствие желания хоть как-то задержать естественный процесс дифференциации населения. П.Д. Киселев подвергся критике и справа за «подрыв основ», и слева за увеличение бюрократического аппарата, был удален с правительственной службы и отправлен почетным послом в Париж. Эксперимент с государственными крестьянами лишний раз убедительно доказал невозможность решить крестьянскую проблему по частям и подтвердил необходимость отмены крепостного права.

Лишь один закон николаевской эпохи по крестьянскому вопросу воп­лощал тенденцию к расширению гражданского строя. 3 марта 1848 г. было разрешено и крепостным (с позволения хозяина) приобретать землю в собственность. Надо признать, что положение некоторых категорий крестьян было улучшено, а самые уродливые проявления крепостничества смягчены, а значит, созданы некоторые предпосылки для будущих либеральных реформ Александра II, и в первую очередь - отмены крепостного права.

Политика правительства

Николай I начал реформы с создания свода законов, т.е. упорядочения законодательства на основе изучения и классификации старых законов. К работе были привлечены крупные государственные деятели, прежде всего возвращенный из ссылки М.М. Сперанский, а также П.Д. Киселев и Е.Ф. Канкрин. Действовавшие до реформы законы накопились со времени Соборного уложения 1649 г., многие из них взаимно дополнялись или противоречили друг другу Решая проблему создания свода русских законов, М.М. Сперанский имел в виду не только систематизацию старых законов, но и дальнейшее развитие и пополнение существующего права. Он считал, что с этой целью следует принять западноевропейское право или, по крайней мере, при разработке новых законов пользоваться результатами законотворческой деятельности западных стран. М.М. Сперанский отчетливо осознавал, какое значение должен был иметь свод законов для развития России в либеральном направлении.

Все законы, принятые после 1649 г., были выявлены в архивах и расположены по хронологии, а затем опубликованы в «Полном собрании законов Российской империи», составившем 51 том. Следующим шагом была кодификация действующих законов. К концу 1832 г. закончилась подготовка всех 15 томов «Свода законов Российской империи». Сперанский был удостоен ордена Андрея Первозванного, высшего знака отличия Российской империи, который Николай I снял с себя и торжественно возложил на него на заседании Государственного совета. Однако тенденции в политике правительства в целом определили консервативный дух обоих изданий, мало отвечавший современному правовому уровню. Первая статья «Свода законов» гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть САМ БОГ повелевает».

При Николае I Государственный совет утратил свое значение в решении государственных вопросов, а система министерств была фактически подменена органом, получившим огромное влияние, - Соб­ственной Его Императорского Величества канцелярией. Ее I отделение представляло личную канцелярию императора, II - занималось кодификацией законодательства, III - ведало политической полицией, IV,- управляло благотворительными заведениями (так называемое «ведомство учреждений -императрицы Марии», матери Николая I). Объектами их регулирования становились самые различные сферы человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Видя своей главной опорой армию и чиновничество, Николай счел необходимым налаживание бюрократической системы. С этой целью был значительно увеличен аппарат чиновников (с 15-16 тыс. в начале XIX в. до 61,5 тыс. в 1847 г. и 86 тыс. в 1857 г.).

В ходе финансовой реформы (1830-1844), инициатором и проводником которой был экономный и добросовестный граф Е.Ф. Канкрин, в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, что позволило изъять из обращения большое количество обесцененных ассигнаций (бумажных денег) и укрепило финансовую систему России. Временно был достигнут бездефицитный государственный бюджет.

В сфере просвещения определяющим стал устав 1828 г. для низших и средних учебных заведений. Он устанавливал замкнуто-сословную систему образования и строжайший правительственный контроль со стороны министерства просвещения, утверждавшего все учебники и программы. Для «самых низших состояний» предназначались приходские школы, для горожан недворянского происхождения - уездные училища, для дворян и чиновников - гимназии. Переход от первых двух ступеней обучения к гимназии был затруднен, чем нарушалась его преемственность.

Новым университетским уставом 1835 г. университеты страны во многом лишались автономии и всецело отдавались под власть высшей бюрократии. Внутренними делами теперь ведал не совет университета, а правление, всецело подчиненное попечителю. Университетский суд упразднялся, вся жизнь регламентировалась, плата за обучение повышалась, набор студентов сокращался. Министр просвещения мог назначать администрацию и профессоров по своему усмотрению.

Цензурные уставы 1826 и 1828 гг. придавали цензуре полицейские функции, что породило настоящий цензурный террор. По словам современников, параграфы этих «чугунных» уставов предоставляли обществу «полную свободу молчания».

Подавив восстание декабристов, Николай I понял в ходе следствия, что вопрос о крепостном праве был одним из главных. Вопрос стал обсуждаться в секретных комитетах с участием высших государственных чиновников. В ходе обсуждения стало понятно, что освобождение крестьян без земли в значительной мере ухудшит их экономическое положение. Поэтому крестьян предполагалось освободить только с одновременным наделением их частью земель, принадлежащих землевладельцу. Но для того, чтобы это сделать, требовалось нарушить принцип, согласно которому земля являлась частной собственностью дворянства. Участники комитетов не осмеливались игнорировать права дворян. Николай I, обращаясь к Государственному совету, официально охарактеризовал крепостное право как очевидное зло, «прикасаться» к которому было бы еще большим злом. На этом основании комитеты стремились не к отмене крепостного права, а к упорядочению отношений между крестьянами и помещиками в рамках крепостного строя. Правительство ограничилось полумерами, направленными на смягчение крепостного права. Определяющим здесь послужило убеждение в незыблемости права помещика на земельную собственность, что вновь подтвердил император в речи на Государственном совете в связи с обсуждением законопроекта: «…земля есть собственность не поселенных на ней крестьян, а помещиков». Николай I вынужден был искать в рамках самого крепостного права юридические средства против того зла, которое приносил этот строй.

Из всех секретных комитетов, которых было создано более десяти, заметный след оставили лишь два из них- комитеты 1835 и 1839 гг. Главными идеями, обсуждавшимися ими, стали ограничение работы крестьянина на помещика тремя днями в неделю, фиксированное законом, и право на свободный переход от одного владельца к другому. Обсуждения были прерваны революционными событиями 1848 г. в Европе.

В 1841 г. был принят закон о запрещении продавать крестьян поодиночке, отдельно от семьи, и без земли. В 1843 г. безземельные дворяне были лишены права приобретать крепостных, что уничтожило практику использования крестьян как домашних рабов.

Изданный в 1842 г. закон об «обязанных крестьянах», продолжая указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г., позволял помещикам давать личную свободу крестьянину без какого-либо выкупа с небольшим наделом земли, стоимость которого крестьянин был обязан отрабатывать помещику.

В николаевскую эпоху видную роль в попытке решения крестьянского вопроса играл министр государственных имуществ П.Д. Киселев, человек просвещенный и гуманный, но вместе с тем бывший образцом классического бюрократа. Стремясь сохранить дворянское землевладение и вместе с тем считая невозможным освобождение крестьян без земли, он предлагал обязательно выделить крестьянам определенный надел за выкуп и установить строго фиксированные повинности, от которых крестьяне не могли отказаться пока полностью не заплачен выкуп. Крестьяне же со своей стороны должны были обрабатывать эти наделы и за пользование ими отдавать землевладельцам некую плату. Размеры наделов, так же как и плата, которую за них будут вносить крестьяне, должны были определяться законом.

В 1837-1841 гг. П.Д. Киселевым была проведена реформа самоуправления государственных крестьян, составлявших к тому времени почти половину всего податного сельского населения. Юридически государственные крестьяне считались свободным сословием, но выполняли повинности в пользу государства. Их юридический статус был выгоднее, чем статус крепостных. Они могли относительно свободно выбирать род занятий, переходить в городское сословие, а по указу’ 12 декабря 1801 г. имели право приобретать в собственность землю, но этот юридический статус не был достаточно гарантирован.

Правительство действовало в вопросе о государственных крестьянах более смело, так как мероприятия не затрагивали непосредственных интересов дворян. Государственные крестьяне получили органы самоуправления - волостные и сельские, подчиненные надзору государственных чиновников. Впоследствии созданное П.Д. Киселевым самоуправление послужило образцом при устройстве помещичьих крестьян после освобождения их от крепостной зависимости. Специально созданное министерство государственных имуществ должно было заботиться об их хозяйственных и бытовых нуждах, в частности, проводить размежевание земель, увеличивать наделы малоземельных крестьян, заботиться о создании запасов семенного фонда на случай неурожая и об открытии в деревне вспомогательных касс для мелко-то кредита крестьянам, открытии школ и больниц.

В результате проведенной реформы было роздано из государственного фонда 2,5 млн десятин земли, в том числе 0,5 млн десятин тем, кто вообще не имел земли, 2 млн десятин леса были отданы сельским общинам. Ежегодные ссуды вспомогательных касс, созданных для кредита крестьянам, составляли 1,5 млн руб. Вместо уравнительной подушной подати была введена подать с учетом качества земель и произведена их опись, т.е. исчисление подати фактически стало производиться не с работника, а с земли как основного фактора производства. К 1861 г. - началу крестьянской реформы - экономическое положе­ние государственных крестьян оказалось лучше, чем помещичьих.

Однако большим недостатком реформы был бюрократический характер всей системы, пронизанной идеей попечительства вследствие желания хоть как-то задержать естественный процесс дифференциа-

ции населения. П.Д. Киселев подвергся критике и справа за «подрыв основ», и слева за увеличение бюрократического аппарата, был удален с правительственной службы и отправлен почетным послом в Париж. Эксперимент с государственными крестьянами лишний раз убедительно доказал невозможность решить крестьянскую проблему по частям и подтвердил необходимость отмены крепостного права.

Лишь один закон николаевской эпохи по крестьянскому вопросу воплощал тенденцию к расширению гражданского строя. 3 марта 1848 г. было разрешено и крепостным (с позволения хозяина) приобретать землю в собственность. Надо признать, что положение некоторых категорий крестьян было улучшено, а самые уродливые проявления крепостничества смягчены, а значит, созданы некоторые предпосылки для будущих либеральных реформ Александра II, и в первую очередь - отмены крепостного права.

Введение.

Император Николай Павлович вступил на престол еще очень молодым человеком. К 1825 году ему исполнилось всего 29 лет.

Его не готовили к управлению государством, и он сам пополнял чтением недостатки своего образования. Однако надлежащей подготовки и навыка к делам он не получил до самого воцарения, так как Александр не приобщал его к текущим делам управления и держал далеко от себя.

Обстоятельства воцарения Николая I были очень смутными. Сам он с горем писал брату Константину, что получил престол "ценой крови своих подданных". Дело декабристов имело для него, как и для всего государства, огромное значение. Оно оказало сильнейшее влияние на всю правительственную деятельность императора и очень отразилось на общественном настроении того времени.

Характерной особенностью николаевского стиля правления стало стремление решить все проблемы путем политической централизации и жесткой регламентации общественной жизни, а для достижения четкого исполнения высочайших указаний были милитаризованы многие звенья государственного аппарата: на важнейшие административные должности назначались генералы, военизировался ряд ведомств - горное, лесное, путей сообщения. Во главе больших губерний были поставлены военные губернаторы. К 1850 году из 53 губерний России лишь 12 имели гражданское управление.

Он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной при помощи послушного чиновничества. Это ему удалось: при императоре Николае I была очень усилена централизация управления, все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные учреждения превратились в простые исполнительные органы для министерств.

Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим, и за все отвечает глава семьи - отец, с которым он отождествлял самодержавного государя.

Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели.

Это же стремление лежало в основе настойчивых попыток властей поставить под свой тотальный контроль идеологическую и духовную жизнь общества.

Отрицательное отношение к правящей бюрократии распространилось всюду, между правительством и обществом образовалась как бы пропасть, разъединившая их. Для власти это было большим несчастьем, хотя правящие круги и не замечали этого. Не понимал этого и сам император. Когда умерли лучшие сотрудники его администрации, действовавшие в первой половине его царствования, на смену им некого было взять из среды общества. Император Николай I не верил обществу и довольствовался канцелярскими исполнителями, не подготовленными к широкой политической деятельности. За исключением графи Киселева, к концу правления Николая I не осталось сколько-нибудь заметных и способных сотрудников администрации. В управлении государством царили застой, беспорядки и злоупотребления. Грозная снаружи, Россия к середине 19 века оказалась "колоссом на глиняных ногах".

Влияние восстания декабристов

на переустройство государственного управления.

Первое, что вынес Николай I из своего знакомства с делом о восстании 14 декабря, было заключение о неблагонадежном настроении всего дворянства вообще. Поэтому он не доверял дворянству и подозревал дворян в стремлении к политическому господству в государстве. Править при помощи и посредстве дворянского сословия, следовательно, он не хотел. Поэтому он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной при помощи послушного чиновничества. Это ему удалось: при императоре Николае I была очень усилена централизация управления: все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные учреждения превратились в простые исполнительные органы для министерств.

С другой стороны, император Николай из дела декабристов убедился, что в стране велико желание перемен, которое имело под собой глубокие основания: крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения - все эти недостатки русской действительности нужно было исправлять. Поэтому в начале правления Николая I мы видим оживленную правительственную работу, направленную на улучшение администрации, суда и финансов и на улучшение быта крепостных людей.

Вместе с тем, из обстоятельств своего воцарения он вынес, вместе с желанием сохранить самодержавие в России, определенную склонность к бюрократической форме правления в совокупности с недоверием к дворянству как к классу. Между властью и обществом произошел как бы разрыв и отчуждение. Это в некоторой степени облегчило переход к бюрократической форме правления, однако дурно отразилось на силах самого правительства. В своих начинаниях оно не встречало поддержки общества, а потому не всегда могло осуществить хорошие намерения и достичь добрых целей.

Решимость Николая начать реформы сказывалась не только в его речах, но и в мероприятиях. Снова получил большое значение выдающийся деятель того времени М.М.Сперанский, во главе государственного совета был поставлен Кочубей, под чьим председательством в конце 1826 года был учрежден особый секретный комитет " для пересмотра государственного управления". Работая в течение нескольких лет, этот комитет выработал проекты преобразования как центральных, так и губернских учреждений, приготовил обширный проект нового закона о сословиях, в котором, помимо всего прочего, улучшение быта крепостных крестьян.

Комитетом были разработаны проекты реформ центральных и местных государственных учреждений. Государственный совет должен был стать исключительно законосовещательным органом, Сенат разделялся на правительствующий (орган исполнительной власти) и судебный. Тот же принцип разделения властей вводился и на местах. Предложения комитета были одобрены Николаем I , но до их утверждения дело так и не дошло.

К сожалению, революционные движения 1830 года в Европе слишком напугали императорскую власть в России, так что любые реформаторские начинания "легли под сукно".

Основные меры

по " упорядочению государственной жизни".

Правительство принимало практические меры для улучшения разных отраслей администрации и для упорядочения государственной жизни. Наиболее значимы из этих мер:

* расширение и устройство отделений " собственной Его Величества канцелярии";

* издание Свода Законов;

* уничтожение ассигнаций;

* меры для улучшения быта крестьян;

* меры в области народного просвещения.

Рассмотрим вышеперечисленные изменения подробнее:

Переустройство государственного управления.

В условиях, когда император стремился сосредоточить в своих руках все нити управления страной, неизмеримо возросла роль Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Она превратилась в орган власти, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам и фактически подменила собой систему министерств, созданную при Александре I .

Собственная Его Императорского Величества канцелярия (С.Е.В.К.) существовала и до императора Николая, но не играла заметной роли в управлении государством. При Николае I в личное ведение государя было взято столько дел, что маленькая канцелярия не могла с ними справиться, она разрослась и была поделена сначала на 4 постоянных отделения, к которым позже добавилось еще два:

Первое отделение продолжало заведывать теми делами, которые и составляли ранее всю работу канцелярии- исполнением личных повелений и поручений государя, предоставляла государю поступавшие на его имя бумаги и передавало ответы по ним;

Второе отделение было образовано в 1826 году с целью привести в порядок русское законодательство, давно в этом нуждавшееся. Фактическим руководителем этого отделения стал выдающийся русский политик М.М.Сперанский, возвращенный из ссылки в 1821 году;



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...