Однородные чл предложения вопросы. Что такое однородные члены? Неоднородные и однородные определения: отличительные признаки

Блан-ки Единого Государственного Экзамена утверждаются Ро-собр-над-зо-ром. Су-щест-ву-ет 4 ви-да блан-ков ЕГЭ:

  • бланк ре-гист-ра-ции
  • бланк от-ве-тов №1 для за-даний ти-па А и В
  • бланк от-ве-тов №2 для за-даний ти-па С
  • до-пол-ни-тель-ный бланк от-ве-тов №2

ВНИМАНИЕ!

  • Неправильно заполненный бланк ЕГЭ может стать причиной провала испытания
  • Бланки ЕГЭ, испорченные во время оформления, замене не подлежат
  • Новый комплект экзаменационных материалов выдается только в случае обнаружения участником ЕГЭ брака или некомплектности экзаменационных материалов.

Поэтому при подготовке к экзаменам важно внимательно изучить бланки. Ниже представлены образцы бланков ЕГЭ 2011 года. Тренировка в их за-пол-не-нии поможет сэкономить время на экзамене и избежать обидных ошибок из-за неверной записи ответов.

Общие требования к заполнению бланков

  • Данные необходимо заполнять гелевой или капиллярной ручкой с черными чернилами заглавными печатными буквами по образцу. Эта мера поможет избежать ошибок при сканировании.
  • Даже в черновиках не используйте другие цветные чернила и карандаш, а также «замазку» для исправлений.
  • Заполняйте каждое поле, начиная с первой позиции.
  • Заполняя поля во всех бланках, как образец используйте написание символов в верхней части бланка №1.
  • Отмечайте ответы «крестиком» (х). Линия символа не должна быть слишком толстой. Если линия толстая, в поле можно провести только одну диагональную линию.
  • Если у вас нет информации для заполнения поля - оставьте его пустым.
  • Не делайте на бланках ответов никаких записей и пометок, по которым можно установить вашу личность.
  • Запрещено делать в полях бланков, вне этих полей и в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи или пометки, не относящиеся к этим бланкам.

Бланк регистрации

Бланк ре-гист-ра-ции пред-назна-чен для вне-сения ин-ди-виду-аль-ных дан-ных школьника. В верх-ней час-ти листа рас-по-ложе-ны вер-ти-каль-ный и го-ризон-таль-ный штрих-код с его циф-ро-вым но-мером.

На по-лях в верх-ней час-ти блан-ка необходимо ука-зать ин-форма-цию сле-ду-ющего характера:

  • код ре-ги-она;
  • код об-ра-зова-тель-но-го уч-режде-ния, где обу-чал-ся вы-пуск-ник те-куще-го го-да (для вы-пуск-ни-ков прош-лых лет или пос-ту-па-ющих в ссуз/вуз - код об-ра-зова-тель-но-го уч-режде-ния, в ко-тором участ-ник по-лучил про-пуск на ЕГЭ);
  • но-мер и бук-ва клас-са (не за-пол-ня-ет-ся вы-пуск-ни-ком прош-лых лет или пос-ту-па-ющим в ссуз/вуз);
  • код пунк-та про-веде-ния ЕГЭ;
  • но-мер ауди-тории в пунк-те про-веде-ния ЕГЭ;
  • да-та про-веде-ния ЕГЭ;
  • код пред-ме-та;
  • наз-ва-ние пред-ме-та;
  • по-ля для слу-жеб-но-го ис-поль-зо-вания.

Коды предметов ЕГЭ:

Название предмета

Код

Название предмета

Код

Русский язык

География

Математика

Английский язык

Немецкий язык

Французский язык

Информатика и ИКТ

Обществознание

Биология

Испанский язык

Литература

В сред-ней час-ти блан-ка ре-гист-ра-ции ука-зыва-ют-ся све-дения об участ-ни-ке ЕГЭ:

  • фа-милия
  • от-чест-во (при на-личии)
  • се-рия и но-мер до-кумен-та, удос-то-веря-юще-го лич-ность

Так-же средняя часть бланка содержит крат-кую инс-трук-цию по оп-ре-деле-нию це-лост-нос-ти ин-ди-виду-аль-но-го комп-лек-та участ-ни-ка ЕГЭ, по-ле для под-пи-си участ-ни-ка ЕГЭ и по-ля для слу-жеб-но-го ис-поль-зо-вания.

Участ-ник ЕГЭ за-пол-ня-ет по-ля верх-ней и сред-ней час-тей блан-ка (кро-ме по-лей для слу-жеб-но-го ис-поль-зо-вания). Подпись участника экзамена ставится строго внутри «окошка».

В ниж-ней час-ти блан-ка ре-гист-ра-ции рас-по-ложе-ны по-ля, за-пол-ня-емые от-ветс-твен-ным ор-га-низа-тором в ауди-тории в слу-ча-ях, ес-ли участ-ник уда-лен с эк-за-мена в свя-зи с на-руше-ни-ем по-ряд-ка про-веде-ния ЕГЭ или не за-кон-чил эк-за-мен по ува-житель-ной при-чине. Есть по-ле для под-пи-си от-ветс-твен-но-го ор-га-низа-тора.

Бланк ответов №1

Бланк от-ве-тов №1 пред-назна-чен для за-писи от-ве-тов на за-дания ти-па А с вы-бором от-ве-та из пред-ло-жен-ных ва-ри-ан-тов и за-писи ре-зуль-та-тов вы-пол-не-ния за-даний ти-па В с от-ве-том в крат-кой фор-ме (сло-во или чис-ло).

За-писы-вать от-ве-ты на-до в стро-гом со-от-ветс-твии с инс-трук-ци-ей, ко-торая да-ет-ся к за-дани-ям в КИМ. Запрещены исправления в области ответов. Случайный штрих внутри квадрата может быть воспринят как метка.

Так-же на блан-ке ответов №1 рас-по-ложе-ны вер-ти-каль-ный и го-ризон-таль-ный штрих-ко-ды, стро-ка с об-разца-ми на-писа-ния сим-во-лов, по-ля для за-пол-не-ния участ-ни-ком ЕГЭ, по-ле для слу-жеб-но-го ис-поль-зо-вания. Ин-форма-ция о ко-де ре-ги-она, ко-де и наз-ва-нии пред-ме-та долж-на совпадать с данными, внесенными в бланк ре-гист-ра-ции.

Бланк ответов №2

Бланк от-ве-тов №2 пред-назна-чен для за-писи от-ве-тов на за-дания с раз-верну-тым от-ве-том. По-ля для от-ве-тов рас-по-лага-ют-ся на ти-туль-ной и об-ратной сто-роне блан-ка. В верх-ней час-ти блан-ка от-ве-тов №2 рас-по-ложе-ны вер-ти-каль-ный и го-ризон-таль-ный штрих-ко-ды, по-ля для ру-копис-но-го за-несе-ния ин-форма-ции участ-ни-ком ЕГЭ, при этом, код ре-ги-она, код и наз-ва-ние пред-ме-та, долж-ны со-от-ветс-тво-вать ин-форма-ции, вне-сен-ной в бланк ре-гист-ра-ции и бланк от-ве-тов №1.

Отвечая на задания типа С, необходимо писать аккуратно и разборчиво, соблюдая разметку страницы. Не забудьте указать номер задания, на которое вы отвечаете, например, С1. Условие задания переписывать не надо.

«смотри на обороте» .

До-пол-ни-тель-ный бланк ответов №2

До-пол-ни-тель-ный бланк от-ве-тов №2 вы-да-ет-ся ор-га-низа-тором в ауди-тории по тре-бова-нию участ-ни-ка ЕГЭ в слу-чае нех-ватки мес-та для за-писи раз-верну-того от-ве-та.

В верх-ней час-ти до-пол-ни-тель-но-го блан-ка от-ве-тов №2 рас-по-ложе-ны вер-ти-каль-ный штрих -код, го-ризон-таль-ный штрих -код и его циф-ро-вой но-мер, по-ля («Код ре-ги-она», «Код пред-ме-та» и «Наз-ва-ние пред-ме-та») за-пол-ня-емые участ-ни-ком эк-за-мена.

Ин-форма-ция для за-пол-не-ния по-лей верх-ней час-ти блан-ка долж-на пол-ностью сов-па-дать с ин-форма-ци-ей ос-новно-го блан-ка от-ве-тов №2.

По-ля «Сле-ду-ющий до-пол-ни-тель-ный бланк от-ве-тов №2» и «Лист №» за-пол-ня-ет ор-га-низа-тор в ауди-тории. При вы-даче до-пол-ни-тель-но-го блан-ка от-ве-тов №2 вно-сит-ся по-ряд-ко-вый но-мер лис-та ра-боты участ-ни-ка ЕГЭ (при этом лис-том №1 яв-ля-ет-ся ос-новной бланк от-ве-тов №2, ко-торый участ-ник ЕГЭ по-лучил в сос-та-ве ин-ди-виду-аль-но-го комп-лек-та).

Если для записи ответов вам не хватило места на лицевой стороне бланка, в нижней части бланка необходимо сделать пометку «смотри на обороте» . Теоретически участник экзамена может использовать неограниченное количество дополнительных бланков для ответа на задания части С . Но специалисты уверены, что достаточно будет максимум четырех, и не рекомендуют использовать больше.

При использовании материалов на других сайтах обязательна ссылка на

ЕГЭ - Единый государственный экзамен - экзамен по общеобразовательным предметам, являющийся одновременно выпускным и вступительным испытанием по выбранному предмету.

Скачать, распечатать и заполнить бланк ЕГЭ образеца 2017 года по русскому языку, математике, английскому языку, биологии, истории и другим предметам:

На данный момент обязательным является экзамен по русскому языку и математике. Остальные экзамены остаются по выбору.

Для поступления в институт, необходимо успешно написать ЕГЭ по трем предметам: русскому языку, математике и одному по специальности.

На ЕГЭ с момента его создания обрушилось очень много критики, но эру существующая реальность и её необходимо принять.

Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо

  1. Выбрать ВУЗы, куда вы собираетесь поступать.
  2. Выбрать специальность, тем самым вы определите третий, и, возможно, четвертый предмет для экзамена.
  3. Начать подготовку не менее, чем за один год.
  4. На ЕГЭ лучше не списывать, а наедятся на свои силы, т. к. если вы будете удалены за списывание, то пересдать в текущем году не будет возможности.
  5. Самый действенный метод подготовки - это решение задач по выбранным предметам в течении года. Лучше сделать так, как описано ниже.

При подготовке к ЕГЭ необходимо учитывать следующие моменты

Берете официальные книги для подготовки (там стоит рекомендовано МИОО или МинОбр), и решаете по 1 часу в день. В школах ученикам выдают логины и пароли для интернет-версии вариантов ЕГЭ, так сказать «от разработчиков», их тоже необходимо использовать. После прорешивания 1 книги, можно целиком переключиться на сайт.

Если готовиться к трем предметам, то можно придерживаться следующий схеме подготовки: понедельник, четверг - русский, вторник, пятница - математика, среда, суббота - предмет по выбору.

Эта схема хороша с точки зрения минимального времени, которое вы тратите за день. Можно и по 2 часа заниматься, но только необходимо делать перерывы, особенно при смене предмета.

Многие считают, что подготовится к ЕГЭ без репетитора - невозможно. Это не так. Ученик в 11 классе вполне может найти справочный материал, спросить у одноклассника или учителя в школе всё необходимое, вот только не всегда это делает, т. к. рассчитывает на помощь родителей. Репетитор не всегда дает более сильную мотивацию для учебы, чем бушующий абитуриент.

Отдельно хочется отметить подготовку к части С заданий. Всегда пишите чисто и аккуратно. Поясняйте формулы и законы. Если ошиблись - не заштриховывайте. Зачеркните одной или двумя линиями, но аккуратно и четко. Но старайтесь не ошибаться, ведь есть черновики.

Эти задания проверяет человек, и на 50ой работе, написанной криво-косо, вы имеете получить на 1-3 балла меньше, чем заслуживаете. В итоге эти баллы могут спасти вам шанс на поступление.

Если все-таки вы решили готовиться у репетитора, то не поленитесь проверить его квалификацию, решением вашего варианта ЕГЭ, например, или, еще лучше, если вам его порекомендуют.

И напоследок, никогда не учите всю ночь перед экзаменом, лучше подышать свежим воздухом и выспаться. Удачи на экзаменах!

    Понятие осложненного предложения

    Предложения с однородными членами

    Однородные и неоднородные определения

    Обобщающие слова при однородных членах предложения

1. Понятие осложненного предложения

К осложненным предложениям относят такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, однородные члены, вводные конструкции, вставные конструкции, обращения, сравнительные обороты. Осложненные предложения по шкале переходности занимают зону переходности между простыми и сложными предложениями. Осложняющая часть предложения содержит полупредикативность, дополняющую основное предикативное ядро предложения. Таким образом, полупредикативность – это дополнительное к основному высказыванию сообщение об отнесённости высказываемого к действительности.

  1. Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения это одноименные члены, связанные друг с другом сочинительной связью и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении, т.е. объединенные одинаковыми отношениями к одному и тому же члену предложения. Однородные члены соединяются или могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с интонацией перечисления. При отсутствии союзов или при их повторении однородные члены связываются также соединительными паузами. В основу выделения однородных компонентов кладется три ведущих характеристики:

1. однофункциональность;

2. под­чинительная связь с общим /соподчиняющим или соподчинен­ным/ словом;

3.сочинительная связь между ними, маркируе­мая интонацией или сочинительными союзами.

Например: Сказка нужна не только детям , но и взрослым /К.Паустовс­кий/ – в данном предложении однородные косвенные дополне­ния одинаково подчинены сказуемому нужна и находятся между собой в отношениях сопоставления, реализованных сочинительным союзом. Однородные подлежащие, в отличие от всех других однородных членов, не подчиняются, а подчиняют себе соотнесенный с ними член предложения – сказуемое: Ни власть, ни жизнь меня не веселит /А.Пушкин/.

Не охватываются всеми тремя параметрами и главные члены односоставных предложений, поэтому их синтаксическая структура не признается или ставится под сомнение: Не стучали, не кричали, не лезли с расспросами /А. Чехов/: Ночь, улица, фонарь, аптека /А.Блок/.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения, например: Садовник умолк, сунул трубочку за голенище сапога (П.С.) – однородные сказуемые; Мимо Дуняшки шли кепки и косынки, шинели и спецовки (Е.Н.) – однородные подлежащие; На уголках альбомных листов Вася рисовал птиц, зверей и ангелов (П.С.) – однородные дополнения.

Однородные члены могут иметь одинаковое морфологическое выражение, однако могут быть выражены разными частями речи: Говорил он спокойно, без грусти, без жалобы в голосе и так , точно он сам внимательно вслушивался в свою речь, проверяя её мысленно (Горький).

Однородные члены предложения характеризуются следующими признаками:

    Занимают позицию одного члена предложения;

    Связаны с одним и тем же членом предложения подчинительной связью;

    Связаны между собой сочинительной связью;

    Часто имеют одинаковое морфологическое выражение;

    Обычно выражают однотипные понятия.

Не усматривается наличие однородных членов предложения в следующих случаях:

    При повторении одних и тех же слов с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, усиленное проявление признака и т.д., например: Еду, еду в чистом поле (П.); Вот темный, темный сад (Н.). Пьешь-пьешь , а вода из земли все течет и течет /В. Песков/.

    В цельных выражениях фразеологического характера: и день и ночь; и стар и млад; ни то ни се; ни дать ни взять; ни взад ни вперед и т.п.

    При сочетании двух глаголов в одной и той же форме, выступающих в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели, неожиданного или произвольного действия и т.д.), например, пойду посмотрю расписание занятий; взял да и сделал наоборот и т.п.

    Не являются однородными члены предложения, свя­занные экспликативными /уточняюще-пояснительными/ отноше­ниями: Теперь, в середине апреля, дуб был черен и мрачен /В. Крутилин/.

    Не дает синтаксической однородности и такое явление современного языка, как указание на предмет в его отношении к другому предмету: Толстой и современники: читатели и книга: студент и перестройка . Наличие мнимо сочи­нительной связи свидетельствует не об однородности, а о сти­листической заданности: Будем пить чай с сахаром и с папой /К.Симонов/.

В блоке однородных членов его части связаны между собой по смыслу и грамматическими средствами: интонацией, сочинительными союзами и лексико-грамматическими средствами.

Наиболее значимый показатель однородности – сочинитель­ная связь.

Для связи однородных членов предложения употребляются следующие разряды сочинительных союзов:

    Соединительные союзы : и, да, (в значении «и»), ни…ни и др. Союз и может быть одиночным и повторяющимся. Одиночный союз показывает, что перечисление имеет исчерпывающий характер, например: Снаружи были слышны визг, лай и вой (Арс.).

Повторение союза и перед каждым однородным членом предложения делает ряд незаконченным и подчеркивает перечислительную интонацию, например: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (П.).

Союз и может соединять однородные члены попарно, например: Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (П.).

Повторяющийся союз ни…ни употребляется в отрицательных предложениях, выполняя роль союза и, например: За дождем не видно было ни моря, ни неба (М. Г.)

Союз да (в значении «и») употребляется преимущественно в разговорной речи, употребление его в художественных произведениях придает речи оттенок простоты, например: А Васька слушает да ест (Кр.); Открой окно да сядь ко мне (П.).

Союз да используется и как повторяющийся, но не может стоять перед первым однородным членом, например: Собака, Человек, да Кошка, да Сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной (Кр.).

    Противительные союзы : а, но, да (в значении «но»), однако, зато и др.

Союз а показывает, что одно понятие утверждается, а другое отрицается: Надела Синица славы, а моря не зажгла (Кр.).

При отсутствии отрицания союз а указывает на противопоставление: На смелого собака лает, а трусливого кусает (пословица).

Союз но вносит оттенок ограничения: По правому берегу расположены мирные, но еще беспокойные аулы (Л.Т.)

Союз да вносит разговорный оттенок: Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он (Кр.).

Подчеркивают противопоставление союзы однако и зато : Я немного поколебался, однако сел (Т.).

В роли противительного союза может выступать соединительный союз и : Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (Гр.).

    Разделительные союзы : или, либо, ли… ли, то…то, не то … не то, то ли…то ли и др.

Союз или (одиночный или повторяющийся) указывает на необходимость выбора одного из понятий, выражаемых однородными членами и исключающих или заменяющих друг друга: Меня отпускали с Евсеичем на реку всякий день или поутру, или вечером (Акс.)

Союз либо, с тем же значением (обычно повторяющийся), имеет разговорный характер: Гаврила решил, что немой либо бежал, либо утонул вместе со своей собакой (Т.)

Повторяющийся союз то…то указывает на чередование явлений,: Звезды то мигали слабым светом, то исчезали (Т.)

Повторяющийся союз ли… ли имеет разделительно-перечислительное значение.

Повторяющиеся союзы не то…не то, то ли…то ли указывают на неопределенность впечатления или на затруднительность выбора: На сердце не то лень, не то умиление (Т.)

    Сопоставительные (градационные): как – так и; не только – но и; хотя и – но; если не – то; не то чтобы – а(но); не столько – сколько, насколько – настолько имеют значение сопоставления, сравнения: Он с виду хоть и прост, но свойство чудное имеет (Кр.).

    Присоединительные: да и; а и; но и; да и то; а и то, также имеют присоединительное значение: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей (П.)

В одном предложении могут быть несколько блоков (рядов) однородных членов. В одном сочиненном ряду встречаются синонимы, антонимы, образуя дополнительные смыслы, которые взрывают внешнюю однотипность ряда: Ликуя и скорбя, И обливаясь чёрной кровью , Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью и с любовью (Блок).

Неправильная постановка знаков препинания - одна из типичных ошибок, допускаемых в письменной речи. К числу наиболее сложных обычно относят постановку запятых в предложениях, где есть неоднородные или однородные определения. Только четкое представление об их особенностях и различиях помогает сделать запись правильной и хорошо читаемой.

Что такое определение?

Это обозначающий признак, свойство или качество предмета, обозначаемого существительным. Чаще всего выражается именем прилагательным (белый шарф ), причастием (бегущий мальчик ), местоимением (наш дом ), порядковым числительным (второе число ) и отвечает на вопросы "какой?" "чей?". Однако возможны случаи употребления в качестве определения имени существительного (платье в клетку ), глагола в форме инфинитива (мечта о возможности летать ), прилагательного в простой сравнительной степени (показалась девушка постарше ), наречия (яйцо вкрутую ).

Что такое однородные члены

Определение данного понятия дается в синтаксисе и касается строения простого (или предикативной части Однородные члены выражаются словами одной части речи и одинаковой формой, зависят от одного и того же слова. Следовательно, они будут отвечать на общий вопрос и выполнять в предложении одинаковую синтаксическую функцию. Однородные члены связываются между собой сочинительной или бессоюзной связью. Также нужно отметить, что обычно возможна их перестановка в составе синтаксической конструкции.

Опираясь на приведенное выше правило, можно сказать, что однородные определения характеризуют предмет на основе общих (похожих) признаков, качеств. Рассмотрим предложение: «В саду над своими собратьями-цветами гордо возвышались белые, алые, бордовые бутоны еще не распустившихся роз ». Используемые в нем однородные определения обозначают цвет, а значит, характеризуют предмет по одинаковому признаку. Или другой пример: «Вскоре над изнывающим от жары городом нависли низкие, тяжелые тучи ». В этом предложении один признак логически связан с другим.

Неоднородные и однородные определения: отличительные признаки

Этот вопрос часто вызывает сложности. Чтобы разобраться в материале, рассмотрим подробнее, какими признаками обладает каждая группа определений.

Однородные

Неоднородные

Каждое определение относится к одному определяемому слову: «Со всех сторон раздавался веселый, безудержный смех детишек »

Ближайшее определение относится к существительному, а второе к получившемуся сочетанию: «В это морозное январское утро долго не хотелось выходить на улицу »

Все прилагательные, как правило, качественные: «На плече Катюши висела красивая, новая сумка »

Сочетание с относительным или с местоимением, причастием, числительным: большой каменный замок, мой хороший знакомый, третий междугородний автобус

Можно вставить соединительный союз И: «Для поделки понадобились белые, красные, (И) синие листы бумаги »

Невозможно употребление с И: «В одной руке Татьяны была старая в другой она держала авоську с овощами »

Выражены одной частью речи. Исключение: прилагательное+причастный оборот или несогласованные определения, стоящие после существительного

Относятся к разным частям речи: «Наконец-то дождались первого легкого морозца (числительное+прилагательное) и отправились в дорогу »

Это главные признаки, знание которых позволит без труда различать предложения с однородными определениями и неоднородными. А значит, правильно расставлять знаки препинания.

Кроме того, выполняя синтаксический и пунктуационный анализ предложения, нужно помнить о следующих важных моментах.

Определения, которые всегда однородны

  1. Стоящие рядом имена прилагательные характеризуют предмет по одному признаку: размеру, цвету, географическому положению, оценке, ощущениям и т.п. «В книжном магазине Захар заранее приобрел справочники по немецкой, итальянской, французской культуре ».
  2. Употребленная в предложении группа синонимов: они один и тот же признак называют по-разному. «С раннего утра все в доме пребывали в веселом, праздничном настроении, вызванном вчерашней новостью ».
  3. Определения, стоящие после имени существительного, за исключением терминов, таких, как кран мостовой грейферный. Например, у А. Пушкина в стихотворении находим: «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит ». В этом случае каждое из прилагательных относится непосредственно к имени существительному, при этом логически выделяется каждое определение.
  4. Однородные члены предложения представляют собой смысловую градацию, т.е. обозначение признака по нарастанию. «Сестры, охваченные радостным, праздничным, лучезарным настроением, не могли больше скрывать эмоций ».
  5. Несогласованные определения. Например: «В комнату бодро вошел высокий человек в теплом свитере, с сияющими глазами, завораживающей улыбкой ».

Сочетание одиночного прилагательного и причастного оборота

Нужно остановиться также на следующей группе определений. Это употребленные рядом и относящиеся к одному существительному прилагательное и причастный оборот. Здесь пунктуационное оформление зависит от положения последнего.

Однородными практически всегда являются определения, соответствующие схеме "одиночное прилагательное + причастный оборот". Например, «Вдали виднелись темные, возвышающиеся над лесом горы ». Однако если причастный оборот употреблен перед прилагательным и относится не к существительному, а ко всему сочетанию, правило «знаки препинания при однородных определениях» не работает. Например, «На влажную землю плавно опускались кружащиеся в осеннем воздухе желтые листья ».

Нужно учитывать еще один момент. Рассмотрим такой пример: «Посреди густых, потемневших в сумерках, развесистых елочек с трудом можно было разглядеть узенькую тропку, проложенную к озеру ». Это предложение с обособленными однородными определениями, выраженными причастными оборотами. Причем первое из них располагается между двумя одиночными прилагательными и уточняет значение слова «густых». Потому по правилам оформления однородных членов выделяется на письме знаками препинания.

Случаи, когда запятая не обязательна, но предпочтительна

  1. Однородные определения (примеры их часто можно найти в художественной литературе) обозначают разные, но обычно сопровождающие друг друга причинные признаки. Например, «На ночных, (можно вставить ПОТОМУ) пустынных улочках отчетливо виднелись длинные тени от деревьев и фонарей ». Другой пример: «Вдруг до слуха старика донеслись оглушительные, (ПОТОМУ) страшные удары грома ».
  2. Предложения с эпитетами, дающими разноплановую характеристику предмету. Например, «И теперь, глядя на большое, Лужина, она... исполнилась... жалости » (В. Набоков). Или у А. Чехова: «Наступила дождливая, грязная, темная осень ».
  3. При употреблении прилагательных в переносном значении (близки к эпитетам): «Большие, рыбьи глаза Тимофея были грустны и внимательно смотрели прямо перед собой ».

Подобные однородные определения - примеры это показывают - являются прекрасным средством выразительности в художественном произведении. С их помощью писатели и поэты подчеркивают отдельные значимые детали в описании предмета (лица).

Исключительные случаи

Иногда в речи можно встретить предложения с однородными определениями, выраженными сочетанием качественного и относительного прилагательных. Например, «Еще недавно на этом месте стояли старые, низкие дома, теперь же красовались новые, высокие ». Как показывает данный пример, в подобном случае выделяются две группы определений, относящихся к одному существительному, но имеющих противоположное значение.

Еще один случай касается определений, связанных между собой пояснительными отношениями. «Совсем другие, чужие мальчику звуки послышались из открытого окна ». В этом предложении после первого определения будут уместны слова «а именно», «то есть».

Правила постановки знаков препинания

Здесь все зависит от того, как связаны между собой однородные определения. Запятые ставятся при бессоюзной связи. Пример: «На крыльце сидела на стуле невысокая, морщинистая, горбатая старуха, молча указавшая на раскрытую дверь ». При наличии сочинительных союзов («как правило», «и») знаки препинания не нужны. «Бабы в белых и синих домотканых рубахах всматривались в даль, надеясь узнать приближавшегося к ним всадника ». Таким образом, на данные предложения распространяются пунктуационные правила, применимые ко всем синтаксическим конструкциям с однородными членами.

Если определения неоднородные (их примеры рассмотрены в таблице), запятая между ними не ставится. Исключение с сочетаниями, допускающими двоякое толкование. Например, «После долгих споров и размышлений было решено прибегнуть к другим проверенным методам ». В данном случае все зависит от значения причастия. Запятая ставится, если перед словом «проверенными» можно вставить «а именно».

Заключение

Анализ всего вышесказанного подводит к выводу, что пунктуационная грамотность в большей степени зависит от знания конкретного теоретического материла по синтаксису: что такое определение, однородные члены предложения.

Однородными называются члены предложения , отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения).

Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью. Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.

Например: Я люблю мороженое. Я люблю мороженое , шоколад , печенье и торты .

Смеющиеся девочки вбежали в комнату. (Простое двусоставное распространённое предложение.) Весёлые , смеющиеся , визжащие , кричащие девочки вбежали в комнату. (Простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами.)

Однородными могут быть все члены предложения : подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.

Например:

- Как мальчики , так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие.)
- В большом лесу во время бури деревья стонут , трещат , ломаются . (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые.)
- Жёлтые , синие , фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина. (Жёлтые, синие, фиолетовые – однородные определения.)
- Я любил книжки , конструкторы и мультфильмы .
(Книжки, конструкторы, мультфильмы – однородные дополнения)
- Все дни мы проводили в лесу или на речке.
(В лесу, на речке – однородные обстоятельства).

Однородные члены могут быть отделены друг от друга другими членами предложения.

Например: Не железным ключом открывается сердце, а добротой.

Однородные члены предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Например: Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад.

Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.

Например: Девочка отвечала на экзамене бойко , толково , прекрасным языком . (Однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком.)

Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли . (Однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли.)

Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно.

Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.

Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Например:

Маша , Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали . (Маша, Серёжа и Петя – однородные подлежащие – 1-й ряд однородных членов; сидели и рисовали – однородные сказуемые – 2-й ряд однородных членов.)

В грамматическом объединении однородных членов участвуют перечислительная интонация и сочинительные союзы:

а) соединительные: и ; да в значении и ; ни ..., ни ; как ..., так и ; не только ..., но и ; тоже ; также ;
б) противительные: а ; но ; да в значении но ; зато ; однако ;
в) разделительные: или ; либо ; то ..., то ; не то ..., не то ; то ли ..., то ли .


Например:

У Сибири есть много особенностей как в природе , так
и в людских нравах .
(Союз как …, так и – соединительный.)

А Балтийское море хотя и неглубоко , но обширно . (Союз но – противительный.)

По вечерам он или читал , или смотрел телевизор. (Союз или – разделительный.)

В редких случаях однородные члены могут быть соединены подчинительными союзами (причинными, уступительными), например:

Например:

Это была полезная, потому что развивающая игра. Книга интересная, хотя сложная . (В данных примерах однородные члены предложения: полезная, потому что развивающая; интересная, хотя сложная – соединены при помощи подчинительных союзов потому что, хотя.)

Не являются однородными членами предложения:

1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

Например: Мы точно плавали в воздухе и кружились , кружились , кружились . Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад , назад (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ;

3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

4) фразеологические обороты типа: ни пуха ни пера, ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, и смех и грех, и так и сяк .

В них запятая не ставится.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...