Песней каждой птицы человека связанно. Птицы

Эти таинственные чувства

Песня птиц

Птицы могут издавать сложные и разнообразные звуки благодаря наличию у них звукопроизводящего аппарата - нижней гортани (в отличие от верхней гортани у млекопитающих). Особенного совершенства ее строение достигает у певчих воробьиных птиц.

Как бы ни были мы очарованы переливчатой песней жаворонка, величественными аккордами певчего дрозда или флейтовыми переборами иволги, нельзя забывать, что песня птицы не имеет ничего общего с тем, что понимает под словом "песня" человек. Это прежде всего специфичный для каждого вида сложный сигнал, призванный обеспечить успех размножения. Благодаря песне облегчается встреча самца и самки в природе, птицы-соседи оповещаются о том, что данная территория уже занята, а возможный соперник получает самое недвусмысленное предупреждение. Благодаря неповторимому узору песни каждого вида птиц близкие, но разные виды не путают друг друга. Так, пеночки и камышевки очень сходны между собой по облику, но их песни невозможно спутать. Тот, кто хоть один раз слышал звонкую "капель" теньковки и переливчатый говорок веснички, навсегда запомнит их отличия.

Представители других отрядов птиц не могут издавать таких разнообразных звуков, как те, которые свойственны воробьиным с их настоящей песней. Совершенно безголосы аисты и грифы. Они приспособились издавать звуки, не используя голос. Токующий аист закидывает голову на спину и громко щелкает клювом, как кастаньетами. Дятел выбирает в лесу дерево посуше, и от ударов его клюва далеко разносится звонкая "барабанная дробь". Козодой, кружась над ночными полянами, с силой ударяет крылом о крыло, словно хлопая в ладоши. Выпь, опуская голову в воду, продувает воздух сквозь клюв и издает низкое "мычание". Все эти "инструментальные" звуки несут ту же функцию, что и настоящая песня, занимая свое место в общем оркестре весенних лесов, лугов и водоемов.

Заканчивая разговор о звуках, издаваемых птицами, нельзя не упомянуть об их способности к подражанию. У каждого, наверное, найдется, что вспомнить о говорящих птицах - попугаях, скворцах, воронах. Способность к звукоподражанию широко распространена у птиц и в природе. Скворцы-майны прекрасно подражают сигналам тревоги обезьян-гиббонов и лангуров, разнося вокруг тревожную весть. В песне скворца мы часто слышим не только лай собаки, скрип двери, звон ведра, но и обрывки чужих песен и позывов. В гнусавых выкриках пересмешки, в захлебывающейся скороговорке болотной камышевки, в незатейливых руладах варакушки и бесконечных импровизациях певчего дрозда тоже часто слышны заимствованные нотки. В каждом лесном сообществе найдется "специалист", воспроизводящий в песне голоса своих соседей. Орнитологи называют таких имитирующих птиц "видами-организаторами", так как они могут общаться с другими птицами, живущими рядом, на языке более понятном для них, чем собственный язык имитатора. Значение подражания в птичьем сообществе до сих пор изучено далеко не полностью.

Кроме пассивной локации звуков, приходящих из внешней среды, некоторые птицы, подобно летучим мышам, могут лоцировать собственные звуковые сигналы - частые щелчки, издаваемые 5-10 раз в секунду. Такая активная эхолокация достоверно обнаружена пока только у стрижей-саланган, живущих в глубоких пещерах Юго-Восточной Азии, и козодоев-гуахаро из Южной Америки. Отраженный звук, воспринятый птицей, помогает ей избежать столкновения с препятствиями при полетах в полной темноте пещеры.

На незаурядной способности птиц производить и различать разнообразные звуки основан метод отпугивания их от хозяйственно важных объектов - садовц, зданий, аэродромов, где их концентрация нежелательна. Применение звуковых репеллентов - магнитофонных записей с птичьими криками тревоги - позволяет избежать прямого уничтожения птиц, которое во многих случаях нежелательно: в другой обстановке эти же виды могут иметь положительное значение. Например, в рыборазводных хозяйствах чайки выбирают мальков из выростных прудов, а на полях успешно истребляют вредителей урожая - луговых мотыльков и жуков-кузек. В американском городе Солт-Лейк-Сити стоит единственный в мире памятник чайкам. В годы заселения европейцами Американского континента переселенцев постигло одно из самых больших несчастий, угрожавших хлеборобам во все времена,- на их поля напала саранча. Человек был бессилен перед этой всепожирающей ратью. Урожай, казалось, был обречен на гибель, но тут вслед за саранчой появились полчища чаек. В считанные часы они полностью уничтожили вредителей. Спасенные от голодной смерти люди в знак благодарности поставили птицам памятник, который сохранился до сих пор.

Едет с_грамртой гонец и приехал наконец.
и.
Ни.побоища, ни_стана, ни надгробного кургана не встречает царь Давид.

110
Д-306 П-244.Ветер по _морю гуляет и кораблик подгоняет.
[Дверь тихонько отворилась], и [царевна очутилась в светлой
горнице]. [- =], [- =].
[Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь. иней зеленеет], и [речка прдр.льдо.м. блестит]. [- =], и [- =], и [- =].
То [солнце тусклое блестит], то [туча черная висит]. То [- =], то [- =].
А. С. Пушкин.
3. Гонец - человек, посылаемый куда-либо со срочным известием.
Стан - лагерь, место стоянки.
Горница - комната; чистая половина крестьянской избы.
Д-307 (П-245). И, то, а, что, чтобы, не только, но и, да, зато Играют волны - ветер свищет, (И)мачта гнется и скрыпит. (М.Ю. Лермонтов). Куршуд-бек пировал с родными (и) друзьями, (а) Магуль- Мегери держала в руке чашу с ядом. [- =], а [- =]. Д-308 (П-246).
t46).
? . .
, но | | . Я остался дома, но ребята сами зашли ко мне.
Употреблен сочинительный союз, который соединяет части
сложносочиненного предложения.

или что Я знал, что он ]


4)
111
потому что
Мы все должны любить свое отечество, потому что здесь мы получили жизнь.
Употреблен подчинительный союз, соединяющий части сложноподчиненного предложения.
5) СИ__ иСЦ__ . Я зашел в дом (и_ никого не увидел.
Употреблен сочинительный союз между однородными членами.
Я составил 1 сложносочиненное предложение и 2 сложнопод-чиненных предложения.
3. По союзу можно отличить ССП от СПП.
Д-310 (П-247).
И, или, да (=и) - соединительные союзы.
Он смеется и плачет. Куртка дорогая, но некрасивая. Он красив и умен. Он красив, но неумен. Он умен и хитер. Он глуп, но хитер. Река широкая, но неглубокая. Река неглубокая, но широкая. Река не глубокая, а мелкая.
Д-311 (П-249). 2. 1) Неподвижно и спокойно, стоит лес во тьме ночи.
Он задумчиво сидел и думал в гостиной.
День стоял солнечный и ясный.
Кругом росли и зеленели березы.
Тяжелые тучи лежали на вершинах гор и холмов.
Неподвижно - наречие

Наречие образа действия
Стоят (как?) неподвижно
Кругом - наречие
Морф. признаки: неизменяемость
Наречие места
Зеленели (где?) кругом 112 Д-312 (П-250). 1) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает. 2) Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен. 3) Уже румянит осень клены, а ельник зелен и те-нист. 4) Лес замирает, млеет в зное, но тем пышней цветет жас-мин. 5) Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали все на одном и том же дереве.
Соединительные союзы: и, да (=и). Соединяют части слож-носочиненного предложения.
Противительные союзы: а, но. Соединяют части сложносочиненного предложения.
Редеть - становиться редким, уменьшатся в числе.
Волхв - (уст.) у древних славян: чародей, колдун.
Млеть - замирать, быть в томном состоянии.
Горлинка - небольшая птица семейства голубиных.
Д-313 (П-251).
Костер пылал ярко, (и) было видно лица сидящих.
[- =], и [=].
Воздух был чистый и свежий,)нр) уже чувствовалась осенняя прохлада. [- = и =], но [= -].
Засвищут скоро соловьи, (и) на душе станет спокойно.
[= -], и [=].
После обеда все разошлись,)и)я решил посидеть в библиотеке.
[- =], и [- =].
После восхода солнца неожиданно набежала туча,(а)чуть позже грянул гром. [= -], а [= -].
Нам нравилось серьезное лицо Наташи,)нр) иногда оно было чересчур задумчивым.
[= -], но [- =].

Д-314 П-252.Владимир с ужасом увидел, что_он заехал в не-знакомый лес (СПП).
[- =] (что - =). -
Ґ изъяс.Л
О нем ходят слухи,Чбудтрон занялся хлебной торговлей и разбогател сильно (СПП).
[= -], (будто - 113
обст. врем.
Солнце уже было выюоко,)^!^^ открыл глаза (СПП).
[- =] (когда- =). обст. прич.
А вы мне скажите,_почему_вы так боитесь молчания? (СПП)
[- =], (Почему - =). обст. уступки
Я уговорил Шарко идти берегом, (хотя) это был длиннейший путь (СПП). [- =], хотя (= -).
изъясн.
Я думал,(что) Коновалов изменился от бродячей жизни (СПП). [-=L (что - =).
изъясн.
Отец потребовал,(чтобы^ ехала с ним (СПП). [- =], чтобы (- =).
Крайнев поднял голову и увидел, как в открытые окна въехала колонна машин (СПП).
[- ], (как = -).
Заехал - глагол Н.ф. - заехать
Пост. признаки: невозв, сов. вид, непереходный, 1 спр. Непост признаки: изъявит., прош., ед. число, м. р. Он (что сделал?) заехал.
Незнакомый - прилагательное
Н.ф. - незнакомый
Пост признаки: качественное
Непост признаки: полное, ед.число, м. род, вин. пад Лес (какой?) незнакомый.
Сильно - наречие. Морф признаки - неизменяемость Наречие образа действия Разбогател (как?) сильно
Длиннейший - прил. Н.ф. - длиннейший Пост признаки: качественное
Непост признаки: полное, превосходная степень, ед. число, м род, им пад.
Путь (какой?) ,
114 Д-315 (П-253). Радостное чувство охватило нас,
потому что мы выиграли (СПП).
и мы побежали навстречу (ССП).
когда мы увидели его (СПП).
однако мы решили подождать (ССП).
несмотря на то что мы по-прежнему были одни (СПП).
как будто мы помолодели на десять лет (СПП).
Д-316 (П-254). 1) Когда я вошел, он сидел на диване, укрывшись пледом.
(Когда - =), [- =].
Мы увидели ее счастливое лицо, когда она вышла от доктора.
[- =], (когда - =).
Едва мы вышли в поле, ветер усилился и начал свою разрушительную работу.
(Едва - =), [- и ].
Как только появились подснежники, весна вступила в свои права полновластной хозяйки. Как только (Как только = -), [- =].
Прошла целая неделя, прежде чем она позвонила.
[= -], (прежде чем - =).
Пока мы собирались, наступила ночь.
(Пока - =), [= -].
Все эти предложения сложноподчиненные с придаточными времени.
Д-317 (П-255). 1) Каждый день родители ожидали, что мы определимся с институтом. 2) Сказка говорила о том, что добро побеждает зло. 3) Через маленькую дырочку в заборе я увидел, как она стирала белье. 4) Я так ничего и не понял, хотя мне объясняли много раз. 5) Друзья часто спрашивают о том, почему я бросил спорт.
1) [- =], (что - =); 2) [- =], (что - =);
3) [- =], (как - =); 4) [- =], (хотя =);
5) [- =], (почему - =).
Д-318 (П-256).[Князь Андрей встал и подошел к окну], (чтобы отворить его). Как только он открыл ставни, лунный свет, как буд-
115
то (запомн.) он настороже (нар.) у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно- свежая (сочинительная связь). Перед самым окном быш ряд под-стриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных (со-чинительная связь) стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами быша какая-то блестящая росой крыша, правее - большое кудрявое дерево с ярко- белым (оттенки цветов) стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе. [Князь Андрей облокотился на окно], и [глаза его остановились на этом небе].
2. Подчинительные союзы: чтобы (изъяснительный), как будто (изъяснительный).
4. [ - = и =], (чтобы =). [ - =], и [ - =].
Д-319 (П-257). Простые союзы - это союзы, которые состоят из одного слова: что, чтобы, когда, будто (подчинительные союзы) и др.; и, да, но (сочинительные союзы) и др.
Составные союзы - это союзы, состоящие из двух и более слов: не только... но и (сочинительные союзы), в то время как, так как (подчинительные союзы) и др.
Д-320 (П-258). Я не пошел в театр, потому что в кассе не было билетов.
[- =], (потому что =).
Гости стали расходиться, так как было уже поздно.
[- =], (так как =).
Он уверенно прошел в дом, как будто уже бывал здесь не раз.
[- =], (как будто =).
Д-321 (П-259). С помощью союзов не только... но и, или... или, либо... либо, не то... не то, то ли... то ли, ни... ни и др.
Д-322 (П-260).
1. Название: «Заря».
Бирюза - голубой, зеленовато-голубой цвет чего-л.
Коростель - птица семейства пастушковых с буровато-рыжим оперением и сильно сжатым с боков туловищем, отличающаяся резким скрипучим криком; дергач.
116 Выпь - ночная болотная птица семейства цапель, самцы которой весною издают крики, похожие на рев быка.
2. Не только.. но и - союз
Сочинительный
Составной.
И - союз
Сочинительный
Простой
Когда - союз
Подчинительный
Простой
А - союз
Сочинительный
Простой
Д-323 (-). Птичьи песни.
[С песней каждой птицы у человека связано столь многое], (что (изъяснительный союз) у него всякий раз пробуждаются воспоминания).
Влажный голосок кукушки будит представление о чем-то потерянном в юности, о родничке где-то в низинке под деревянным мостком. (А уж если запоет соловей в тенистом холодке каких-то таинственных кустов), [остановится на ходу человек, чувствуя], (как (подчинительный изъяснительный союз) забилось вдруг его сердце, забилось с молодой силой надежд), (хотя (обстоятельственный союз) многое уже навсегда осталось позади).
[Жаворонок поет нехитро] но (противительный союз) [в его песне всегда есть свежесть летнего утра], и (соединительный союз) [человек, услышав песню жаворонка, становится безотчетно. счастливым]. Жаворонок простодушен. [Он просто поет потому], (что (изъяснительный союз) внизу зреет рожь), а (противительный союз) (над ним высокое чистое небо). [А еще поет потому], (что(изъяснительный союз) он ощущает свое назначение - сделать светлее и звонче мир вокруг). Уж - частица Усилительная частица. -то - частица. Усилительная частица.
117
Д-324 (П-261). Сходство союзов и предлогов заключается в том, что обе эти части речи служебные. А различие в том, что союз связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного, а предлог выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в предложении.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42

Внеклассное занятие «Где обедал воробей?»

(Методическая разработка в рамках акции

«Помоги зимующим птицам»)

Г. Комсомольск-на-Амуре

2016 год

Тип занятия: комбинированный с использованием ИКТ

Методы и формы работы:

    фронтальная форма работы;

    поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический метод.

Технологии:

    мультимедийная;

    развивающая;

    здоровьесберегающая.

Цель занятия:

1) выявить идейно- смысловое и художественное содержание используемых произведений;

2) воспитывать нормы морали и нравственности через понимание рассматриваемой проблемы;

3) обучать умению интерпретировать художественное произведение

Задачи занятия:

Образовательные:

    развивать умение формулировать определение понятий;

    развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

    обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

    осуществление системно-деятельностного подхода;

    развитие критического мышления;

    развитие внимания;

    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

    воспитание интереса и уважения к литературе;

    воспитание ценностного отношения к слову;

    создание условия для воспитания норм морали и нравственности через понимание смысла рассматриваемой проблемы

Основные виды деятельности : выразительное чтение, устные ответы на вопросы учителя, работа с текстом, словарная работа.

Компетенции:

Общеучебные : Учиться анализировать текст по вопросам учителя: позиция автора

Информационные : находить информацию, уметь передать её.

Оборудование : ПК, набор иллюстраций к занятию, видеоролики

Ход занятия

1. Организационный этап, введение в проблему

Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

1) Эмоциональная зарядка:

Как хорошо проснуться на рассвете,
Глядеть на мир, за птицами следить
И знать, что выше счастья жить на свете
На свете ничего не может быть

………………………………………………………….

Прекрасно всё, что просто, всё, что сложно,
И как не любоваться нам с тобой
Любой земною тварью – пусть ничтожной,
Земной неповторимой красотой!

………………………………………………………

Прекрасно все: и сокол, и кузнечик,
Зелёный и желтеющий листок,
И дождь, и снегопад, и чёт, и нечет,
Всё, что приходит в срок или не в срок.

(Виталий Горголь)

О чём это красивое стихотворение? Какими картинами оно было навеяно автору?

2) Работа по включению ассоциативного мышления.

Посмотрите на предложенное изображение (автор Лисица М.Д.) и скажите, соответствует ли оно основной мысли прослушанного стихотворения? (Слайд презентации )








Конечно, на этом изображении нет птиц, а без птиц природа была бы пуста.

2. Формулировка

А может ли случиться такое, что птиц не станет на планете Земля? (На всей планете маловероятно).

Че же радуют птицы нас, людей? (Необычно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен)

А где численность птиц может сократиться и почему? (Там, где холодно и морозно, когда птицам трудно самостоятельно добывать корм)

( Слайд презентации )

2. Формулировка темы и задач занятия учащимися. Корректировка учителем.

Попробуйте сформулировать широкую тему нашего занятия: о чём сегодня мы будем говорить? («Зимующие птицы») и цели.

3. Слово о воробье

Сегодня мы будем вести разговор не обо всех зимующих птицах, а только об одной. Отгадайте, какая это птица?

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица.

А почему мы сегодня будем говорить именно о воробье, вы попробуете определить сами, прослушав следующую песню. (В. Ком «Песня воробья», Приложение1 )

Конечно, воробей-патриот не бросает родину в трудные времена. Воробьи украшают жизнь человека в суровые зимние будни: прыгают по дорожкам, гроздьями сидят на деревьях, весело чирикают стройным хором в тёплую погоду. Да и сольную песню они исполнят для слушателей с удовольствием! (Видеозапись «Концерт воробья», Приложение 2 )

Приходи, Андрейка, серый воробей - Музыке учиться, петь как соловей. Будешь вместе с нами гаммы распевать И тогда солистом даже сможешь стать. Воробей Андрейка за окном прыг-прыг «Я всего лишь птичка, я не ученик Чик-чирик-чик-чик-чик Чик-чирик-чик-чик Петь по вашим нотам как-то не привык».

И. Финк

4. Где обедал воробей?

Давайте послушаем стихотворения о воробьях разных авторов, которые ребята самостоятельно нашли и выучили наизусть к занятию.

Чтение стихотворений учащимися


И. Финк

Просмотр видеоряда «Всем нужны друзья» (автор Лисица М.Д., Приложение 3)


    Я – воробушек обычный, К русской зимушке привычный. Хоть свирепы холода, Мне метели не беда. Если ты кладешь в кормушку Хлеба вкусного краюшку. Птицам крошек не жалей, Станет другом воробей.

Н. Куколев


И. Беляков

В. Звягина

    Птичьи гнезда опустели, Птицы к югу улетели. Оказался всех храбрей Наш дворовый воробей. Холодов не испугался, С нами на зиму остался. Снег всю землю покрывает – Воробьи не унывают: Стайкой весело снуют, Всё, что встретится клюют. Хлебных крошек не жалей: Заслужил их воробей. Ты приладь ему кормушку- Кликнет он свою подружку, И друзья все тут как тут, Крошки весело клюют. И пошел веселый стук- Тук-тук-тук, Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.

- Как можно помочь воробьям зимой? Что за стук «тук-тук» раздается? Что делают воробушки?

Так где же может пообедать воробей зимой?

Просмотр видеоролика «Где обедал воробей?» (Приложение 4)

Если у воробышка в морозы не будет еды, то он замерзнет и погибнет. Как вы думаете, в какую погоду воробышку тяжелее всего найти себе корм? (В снежную погоду, когда все зернышки занесло снегом, или в гололед, в такую погоду очень много воробьев гибнет зимой от голода)

5. Чтение и анализ рассказа « Зимние долги» Н. Сладкова

Расчирикался Воробей на навозной куче − так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:
− Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
− Крылья зудят, Ворона, нос чешется, − отвечает Воробей. − Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
− А вот испорчу! − не отстаёт Ворона. − Как задам вопрос!
− Во напугала!
− И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?
− Клевал.

− А зёрна у скотного двора подбирал?
− Подбирал.
− А в птичьей столовой у школы обедал?
− Спасибо ребятам, подкармливали.
− То-то! − надрывается Ворона. − А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чикчириканьем?
− А я один, что ли, пользовался? − растерялся Воробей. − И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…
− Ты других не путай! − хрипит Ворона. − Ты за себя отвечай. Брал в долг − отдавай! Как все порядочные птицы делают.

− Порядочные, может, и делают, − рассердился Воробей. − А вот делаешь ли ты, Ворона?
− Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
− Ты тоже за других не ручайся! − упирается Воробей. − Другие, может, и думать забыли.
Но Ворона не унимается:
− А ты слетай да проверь!
Полетел Воробей проверить. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.
− Поздравляю с новосельем! − Воробей говорит. − На радостях-то небось и про долги забыла!

− Не забыла, Воробей, что ты! − отвечает Синица. − Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидел Воробья, удивился:
− По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
− Да вот расчёт с меня требуют, − чирикает Воробей. − А ты, Дятел, как расплачиваешься? Как расплачиваешься?
− Уж так-то стараюсь, − отвечает Дятел. − Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…
«Ишь ты, − задумался Воробей. − А я думал…»
Вернулся воробей на навозную кучу и говорит Вороне:
− Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!
Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.
( Чтение рассказа сопровождается показом слайдов презентации )



Как помогает людям Ворона? Синица? Дятел?

А как помогают воробьи? Какую пользу они приносят? (Они истребляют врагов растений – жучков, гусениц и этим спасают урожай).

Интересный факт: Когда-то в Китае было уничтожено множество деревенских воробьев. И … на следующий год весь урожай был полностью съеден вредителями! Люди остались без урожая!

Воробьи помогают людям. Давайте ещё раз скажем, как мы можем помочь им? Когда воробьям очень нужна наша помощь? (Зимой корма мало. Поэтому мы подкармливаем птиц зерном и крошками)

6. Прослушивание отрывка из рассказа писателя В. Лидина «Жаворонок»

Стихи про воробья:



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...