Почему казаки некрасовцы не смогли. Освоение Кубани русскими переселенцами

Некрасов Игнат - донской казак (атаман Есауловской станицы), сподвижник атамана К. Булавина в борьбе с царским режимом за независимость Дона. Ему и Драному Булавин поручал самые серьезные боевые операции против карательных войск Петра I. Драный и Некрасов взяли Черкасск 7 июня 1708 г. Некрасов вместе с Павловым осадил Царицын и приступом взял его. Расправившись с воеводой, боярами и прибыльщиками (налоговыми чиновниками), он ввел казачье самоуправление в Царицыне. Затем Некрасов направил свои войска по суше к Тамбову и Пензе. Сам же с небольшим числом восставших двинулся к станице Голубинской. По пути, узнав о гибели Булавина, он посылает грозное письмо к старшинам Черкасска с требованием ответа, за какую вину они убили Булавина: «... И есть ли вы не изволите оповестить, за какую ево вину убили и его стариков не освободите, и если не будут отпущены, то мы всеми реками и собранным войском будем немедленно совокупясь к вам итти в Черкасск ради оговорки и публичного розыску...».

Некрасов собрал значительные силы в Паншине и Есауловской, намереваясь идти на Черкасск. Это обеспокоило В. Долгорукого, который, не скрывая опасности, писал 5 августа полковнику Дедюту: «... А на Дону Некрасов збирает великие войска воровские. Боже сохрани от него, ежели зберетца, не плоше Булавина». Некрасов, находясь в станице Голубинской, ждал прихода Н. Голого с отрядами повстанцев. Чтобы не допустить соединения отрядов Голого и Некрасова, В. Долгорукий и Шидловский со своими полками напали на станицу Есауловскую, а Хованский - на городок Паншин. В ожесточенном бою Некрасов потерпел поражение. Чтобы спасти участников движения от поголовного уничтожения, он уводит булавинцев (в сентябре 1708 г.) на Кубань. Правительство считало национально-освободительное движение на Дону подавленным.

С уходом Некрасова на Кубань начинается новый этап борьбы, превратившейся в движение казаков - некрасовцев. По своему этническому составу оно было более единым, чем булавинское, и продолжительным (с 1709 по 1737 год). В процессе нового этапа освободительного движения с царским режимом Некрасов создал устойчивую казачью общину, потомки которой являются нашими современниками. Единомышленники Некрасова верили в него и шли за ним. Уход Некрасова на Кубань (бывшая турецкая территория) был вынужденным. Ушли с ним казаки идейно сильные, убежденные в правоте своей борьбы за казачью волю с царем, боярами, помещиками, князьями. Официальное сообщение В. Долгорукого царю гласит, что «ушло 2000 человек». Другие свидетельства говорят, что ушло 600 семей; третьи, например Ригельман, утверждают, что с Некрасовым ушло 8000 душ обоего пола. Сами некрасовцы считают, что «Игнат увел 40 тысяч казаков, кроме малого, кроме старого».

Петра I понимал, что борьба казачьего народа за волю не закончена, национально-освободительное движение стало более организованным, идеология свободы охватывало все большие круги казаков Дона, потому он официально обратился с запросом в Константинополь к султану, чтобы тот выдал Игната Некрасова и его сподвижников (И. Лоскута, И. Павлова, С. Беспалого, С. Ворыча и др.). Азовский губернатор И.А. Толстой в специальном донесении царю от 12 января 1709 г. сообщает о переговорах с Турцией: «О Некрасове в Царь-град к брату своему писал я прежде сего... А ныне по письму Вашего величества домогатца того стану всячески, чтобы оного вора отдали». Переговоры о выдаче Некрасова не дали положительных результатов.

Некрасовцы, пришедшие на Кубань к устью реки Лабы, обосновались на правом берегу в нескольких селениях. Позже большая часть, во главе с И. Некрасовым, поселилась на Таманском полуострове, между Копылом и Темрюком, где некрасовцы основали три городка: Блудиловский, Голубинский и Чирянский. Собрав силы, И. Некрасов в 1711 г. с большим конным отрядом казаков пошел в Саратовскую и Пензенскую губернии, где поднял крестьян против бояр, помещиков, воевод. Расправившись с феодалами, он ушел на Кубань. Ушли с ним и многие крестьяне этих губерний. Такое «воровское дело» возмутило царя. Петр I приказал Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину наказать Некрасова. Апраксин с регулярными войсками, яицкими казаками, калмыками пришел на Кубань 29 августа 1711 г., разорил жителей Кубани и многие некрасовские городки уничтожил. В ответ на поход Апраксина И. Некрасов в 1713 Г. ходил под Харьков. Разорил многие помещичьи усадьбы, побил воевод. Не удовлетворившись этим, он подготавливал восстание на Дону. С этой целью рассылал «прелестные» (прельщающие) письма на Дон, Хопер, в Харьковскую, Пензенскую, Саратовскую, Тамбовскую губернии.

В 1715 г. Некрасов организовал отряд лазутчиков в количестве 40 человек и послал их на Дон, в украинские города под предводительством беглого крестьянина Сокина. Под видом нищих и монашествующей братии они проникали во многие губернии, распространяли письма-воззвания Некрасова, высматривали расположение царских войск, подговаривали население к побегу на Кубань. В 1717 г. И. Некрасов с большим конным отрядом совершил поход на Волгу, Медведицу, Хопер. П.П. Короленко пишет: «Некрасов вымещал злобу против правительства». Во время походов на Дон Heкрасов особенно расправлялся с «домовитыми» и «старожилыми» казаками, как с изменниками булавинскому движению. Правительство считало борьбу некрасовцев «воровским делом», а учение раскольников о равенстве – ересью. Начиная с 1720 г. Некрасов систематически высылал своих лазутчиков на Дон и в Россию.

Чтобы пресечь брожение среди населения и не допустить в Россию некрасовских посланцев, Петр I в 1720 г. издает указ, по которому лазутчики Некрасова карались смертной казнью, а с ними и те, кто их укрывал. Тех же, кто о них знал и не доносил, били кнутом, резали носы, уши и ссылали на вечное поселение в Сибирь. Против уходящих с Дона были высланы заградительные отряды. В 1727 г. И. Некрасов послал на Дон и в южные окраины России отряд лазутчиков из 200 казков. Их деятельность была настолько эффективной, что целые станицы и села поднимались и уходили на Кубань. Начиная с 1719 по 1727 г. из России бежало более 200 тысяч казаков, крепостных крестьян. А с 1727 по 1741 г. бежало 300 тысяч. Конечно, из этого числа беглых немало пришло и к некрасовцам. Документы о булавинском и нeкpacовcком движении (письма, сводки, донесения) писались сторонниками правительства, поэтому в большинстве своем они тенденциозны, особенно в оценке движения и в описании фактов. Более объективными документами были письма вождей этого движения, но их сохранилось немного. В этом отношении очень важны и приобретают большое значение народные рассказы, предания, песни. В них почти документально выражены истинно народные понятия и суждения о событиях.

После 1737 г. походы И. Некрасова на Дон и южные окраины России прекратились. Поэтому конец этого года можно предположительно считать годом смерти Игната Некрасова.
В царствование Екатерины II, когда Россия покорила Кубань и горцев, в отношении казаков некрасовцев приказ был один - истребить поголовно. Русская армия с особой тщательностью и рвением преследовала уходящих по лесам и Камышевым плавням-болотам некрасовцев. На них устраивали настоящую охоту, окружая плавни и посадив засады. Горели подожженные карателями камыши. По колено, по грудь в воде отходили ночами по камышам казаки, унося на руках детей и оружие.

Позже об этих временах в станице Ново-Некрасовской Ставропольского края будет записано со слов казака Мантоева: "Через плавни и Кубань шли ночами в камышах, а следом войско Екатерины. Если дите какое заплачет, то матери приказывали бросить в воду. Женщины закрывали рты младенцам, а они задыхались, умирали, так мертвых младенцев и несли на руках. Если ребенок кричал, а мать не отдавала ребенка, ее с ним топили, чтобы не выдать криком остальных. Много людей утонуло в кубанских плавнях. Многие матери сошли с ума, когда детей топили и бросали в воду".

Двести пятьдесят лет прожили казаки-некрасавцы в Турции, куда ушли с Кубани. Они сохранили язык, казачью православную веру, обычаи, культуру и традиции. Они до конца исполнили завет Игната Некрасова - не покоряться, при царизме в Россею не возвертаться". И только в 60-х годах прошлого века вернулись они на Родину и были поселены в Ставропольском крае (на момент переселения община казаков некрасовцев насчитывала 700 семей).

Видео о казаках некрасовцах

Казачество в истории России играло важную роль как в становлении Российской империи (больше половины всей территории России присоединены именно казаками), так и в отстаивании независимости России от внешних агрессий.

Первые упоминания о казаках появились еще в период разгрома Золотой Орды. Происхождение казаков кроется, прежде всего, в социальных причинах. Рост крепостного права в XV - XVI веках заставлял обездоленных, угнетенных крестьян в поисках лучшей жизни бежать на окраины России, где они освобождались от помещичьей кабалы и тяжести государственных повинностей. Здесь они становились казаками (от тюркского - беглец, вольный).

Казацкие поселения стали возникать на Днепре, на Дону, на Волге, на Яике (Урале), затем появились казаки в Сибири и на Кавказе.

Казачество было и своевольным (казачьи бунты Болотникова, Булавина, Разина, Пугачева), и верным своему долгу перед православием и Русью в случае внешнего нашествия.

Кто же такие некрасовские казаки? Откуда берет свое начало эта ветвь казачества?

Как указывает Д.В. Сень, некрасовские казаки представляют собой органическую и вместе с тем специфическую часть российского казачества. По происхождению донские, они с полным правом могут считаться и кубанскими казаками, поскольку именно те геополитические условия, с которыми столкнулись донцы на Кубани в XVIII веке, оказали на них огромное преобразующее воздействие; причем это воздействие вызывало зачастую самые благоприятные последствия (сказывавшие на протяжении веков, влиявшие и на культуру некрасовцев, и на их сознание (36, с. 17)).

И.В. Смирнов пишет: "Некрасовцы как самостоятельное казачество начитают свою историю после поражения Булавинского восстания 1707-1709 годов. Атаман Игнат Федорович Некрасов увел на Кубань до трех тысяч донских казаков с семьями, спасая их от истребления царскими властями. Там они соединились с кубанским казачьим войском, основанным еще в 1688 году атаманом Маноцким, и организовали своеобразную республику, которая на протяжении 70 лет непрерывно пополнялась казаками из других мест и крестьянами, бежавшими от крепостного гнета". (37, с, 97)

Заглянем в историю донского казачества и выявим причины, побудившие Некрасова увести казаков за пределы Родины.

История донского казачества явилась историей казацкой вольницы, которая не раз поднималась на борьбу вместе с восставшими крестьянскими массами... Их сила заключалась в недовольстве закрепощенного народа. Крестьянские и посадские люди видели в них мстителей за народное горе. Вскоре донское казачество настолько усилилось, что начинает играть важную роль в международных отношениях держав. Казачество привлекает к себе внимание, как московского правительства, так и турецкого султана. (34, с. 7).

Поначалу казаки вели жизнь полудикую, своевольную, почти кочевую и беспрестанно искали приключений или добычи. Основным занятием казаков вне походов были рыбная ловля, охота, скотоводство. Вели торговлю с украинскими городами, оттуда привозили хлеб, вино, порох. Только в XVII веке гражданская жизнь казаков приняла вид образованности.

Казачьи общины имели своеобразную демократию. Законодательной и исполнительной властью был войсковой круг, в который входили все жители станицы, достигшие восемнадцатилетнего возраста. На кругу решались все дела: выборы атамана, вопросы войны и мира, дележа добычи; судили, миловали, наказывали. Религия носила у казаков скорее обрядовый характер. Приверженность православной вере была весьма относительной. Здесь легко уживались различные христианские течения.

Церковные реформы патриарха Никона в XVII веке, породил раскол в Российской православной церкви, привели к преследованиям староверов, как со стороны государства, так и официальной государственной церкви. Как указывает М.В. Нечкина, уже в конце XVII зека возникает до того неизвестная для России явление - религиозная эмиграция, бегство за пределы государства Российского всех тех, кто подвергался преследованиям за свои религиозные убеждения. (28, с.109)

Итак, реформы Никона и репрессии приверженцев старой веры со стороны правительства усилили приток раскольников на Дон, которые стали пропагандировать старую веру среди казачества. Уже в конце XVII века здесь было утверждено старообрядчество. "От всех попов потребовали служение по старым книгам". (34, с. 19).

На беду хранителей старой веры на российский престол взошел своенравный и жестокий царь Петр Алексеевич, поддержавший церковные реформы Никона. Царь издал указ, по которому велено было сжигать тех верующих и священнослужителей, которые после расспросов и пыток не отказались от старой веры (48, с. 109).

Петр I приходил в бешенство, когда от его деспотии убегали тысячи граждан на Дон, которые от его реформ и налогов пухли с голоду. Например, с приверженцев старой веры взимался двойной налог, в том числе и за ношение бороды.

В конце XVII века у донских казаков начинают отбирать земли. Все чаще происходили столкновения царских властей с казаками.

"Наиболее крупное произошло в 1706 году на Бахмудских саляных промыслах из-за изъятия их из-под ведом Войска Донского и передачи их в введение Семеновской канцелярии с отпиской на государя". (34, с. 20)

Атаманом на Бахмуте был Кондратий Афанасьевич Булавин, который возглавил казаков. Произвол и жестокость царских слуг, особенно карательной экспедиции князя Юрия Долгорукого, явились последней искрой, вызвавшей пламя восстания. Убийство князя отрядом, который возглавлял Булавин, 8 октября 1707 года послужило сигналом для восставших.

Петр I посылал вооруженную армию под командованием Владимира Долгорукого на поимку повстанцев. В 1707-1709 годах Дон пылал, народ жестоко истреблялся. Изменщики-предатели убили атамана Войска Донского Кондратия Булавина.

Главной фигурой в руководстве восстания на этом этапе был Игнат Некрасов, (16, с. 392)

Кто же такой Некрасов - единственный представитель казачьего сословия, по имени которого названо целое войско?

Исторические сведения об этом человеке скудны. В.И. Смирнов указывает, что это отдельные упоминания в официальных документах, обычно в словосочетании "вор Игнашка", и своеобразный фольклорный образ. (37, с. 97)

В исследованиях И.В. Смирнова и Д.В. Сеня указывается, что осенью 1707 года, когда Булавин собирал свой отряд, Игнат был простым казаком станицы Голубинской, Очевидно, Некрасов выдвинулся благодаря своим личным качествам в период военных действий как исполнитель особых поручений, а затем как походный атаман (37, с. 98; 36, с. 19)

П.П. Короленко считал Игната Некрасова станичным атаманом Есаульской станицы (48, с. 109), с чем согласуется точка зрения Ф.В. Тумилевича, Н.Г. Волковой, А.Г. Рабчевской,

Жестокая расправа правительственного войска под руководством В.В. Долгорукова над участниками восстания заставила Игната Некрасова увести остатки повстанческого отряда на входившую в состав Османской империи Кубань. Численность прибывавших с Дона, историками оценивается по-разному. Один из ранних историков казачества А.И. Ригельман называет цифру 8000 душ обоего пола. (48, с. 110)

Современный историк И.В. Смирнов говорит о трех тысячах, но, возможно, только строевых казаков. Он же утверждает, что прибывшие донцы не выглядели униженными просителями, а составляли хорошо организованную воинскую единицу со своим знаменем и семью пушками. (37, с. 100)

Некрасов был личностью незаурядной. Когда он прибыл с отрядом "в славное Кубанское войско", его выбрали войсковым атаманом. Историк И.В. Смирнов уточняет: "Некрасов с самого начала стал лидером небольшой казачьей республики. Задача, ставшая перед ней, требовала серьезного напряжения сил: следовало заложить основы такого устройства, которое исключило бы внутренние конфликты, т.е. воплотить в жизнь хотя бы на маленьком клочке земли те идеи, во имя которых погибли тысячи повстанцев на Дону".

Сведений о повседневной жизни казаков на Кубани сохранилось мало. Если суммировать все сведения из документов, записок путешественников и исследований ученых, то вырисовывается довольно ясная картина их жизни. Во главе общины стоял войсковой атаман, избираемый на один год. На него возлагалась исполнительная власть. Высшая же власть принадлежала войсковому кругу. Все путешественники, побывавшие у казаков, отмечали с которым они держались, их честность и порядочность. Участвуя вместе с турками и крымскими татарами в военных походах, казаки не занимались грабежом.

Трудно представить, что непримиримые прежде враги, казаки и турки, нашли общий язык. Казаки получили убежище, и даже некоторые привилегии в турецких пределах. Султан предоставлял казакам землю и свободу вероисповедания, казаки давали клятву, что не станут "воевать турецкую землю", будут участвовать в военных компаниях на стороне Турции. П.П. Короленко отмечает, что хотя казаки-некрасовцы и служили в турецкой армии по одной своей доброй воле, но в походах против христиан не участвовали. (48, с. ПО)

Конечно же, султан не просто так пошел некрасовцам навстречу. Силу казацкого оружия турки знали прекрасно, им было выгодно иметь сильное войско на границе с Россией, которое только и ждало удобного случая, чтобы отобрать благодатный кубанский край.

Вскоре так оно и случилось. Новая русско-турецкая война не заставила себя долго ждать, и после побед графа Миниха, Кубань отошла к России. Царские власти требовали возврата некрасовцев на Дон. Царица предпринимала несколько карательных экспедиций. И тогда Игнат - атаман снова протрубил поход.

На большом круге было принято решение уйти на Балканы, на Дунай. В бухте Таманского полуострова были изготовлены корабли. Делалось это тайно. Незадолго до отплытия всему населению было приказано прийти через камыши-топи Азовских лиманов к месту, где стояли корабли. Карательные отряды преследовали беглецов, не щадя ни детей, ни стариков. Громкий стон или плач могли выдать казаков.

Если младенец плакал, его топили. Под угрозой гибели некрасовцы достигали бухту, где ждали корабли.

И повел Игнат казаков на челнах к берегам Турции, Некоторые исследователи считают, что Некрасов умер еще на Кубани. (37, с. 101)

Но песни и предания самих некрасовцев утверждают, что именно Некрасов их вел за собой. (41)

Во время переселения некрасовцы пошли двумя путями. Одни осели в дельте Дуная, другие - в Анатолийской части Турции (Майнос и остров Мада). По душе пришлись некрасовцам эти места. Казачий круг постановил: строится окончательно, чтоб станица была не хуже, чем на Дону.

Введение

Некрамсовцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) - потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь предводителя, Игната Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по «заветам Игната», определяющим устои жизни общины.

Переселение на Кубань

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань - территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500-600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров, основав три городка - Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова.


Привлекая в свои ряды недовольных, некрасовцы либо сами появлялись в русских пределах, либо посылали на Дон и в другие районы своих агитаторов, ратовавших за уход на вольную Кубань. Походы на Дон предпринимались не только как акции в борьбе с царизмом, но и были средством пополнения людьми, лошадьми, порохом и продовольствием. Так, в 1710 г. И. Некрасов во главе 3-тысячного отряда появился в Приазовье и стал лагерем на р. Берде. Отсюда он рассылал своих людей к казакам с призывом поднимать восстания и присоединяться к нему. Ему явно хотелось всколыхнуть присмиревший после подавления булавинского движения Дон. Такой демарш не прошел даром: в августе 1711 г. на Кубань с регулярными русскими полками и калмыками был направлен казанский губернатор П. М. Апраксин. Однако разгромить некрасовцев ему не удалось, и, потеряв 150 солдат и 540 калмыков, П. М. Апраксин вынужден был вернуться.
В 1713 г. некрасовские атаманы Семен Кобыльский и Семен Вороч совместно с кубанскими ногайцами ходили в поход под Харьков. В 1715 г. некрасовским агитаторам удалось увести на Кубань с Дона и из Тамбовского уезда немало казаков и крестьян. В 1717 г. атаман С. Вороч ходил с казаками походом на Волгу. Слухи о том, что на Кубани хорошо жить, нет помещиков, за старую веру не наказывают, будоражили население Дона и Волги, находилось немало желающих бежать на Кубань. Правительство и местные власти предпринимали меры, чтобы прекратить эти побеги. Архивы сохранили приговоры властей, в которых перечислялись пойманные беглецы и установленные для них наказания: "бить кнутом нещадно и, вырвав ноздри, сослать навечно в Сибирь". Военная коллегия даже приняла решение наказывать смертью любого, кто не донес о появлении некрасовских шпионов.
В 1730-х годах, во времена правления Анны Иоанновны и ее жестокого фаворита Бирона, предпринимались энергичные попытки ликвидировать некрасовскую вольную общину на Кубани. С одной стороны, делались предложения вернуться в Россию, но при этом не давались никакие гарантии нормального существования. С другой стороны, проводились карательные экспедиции. Так, в 1736-1737 гг. некрасовские городки дважды уничтожались правительственными войсками. Правда, некрасовцы, предупрежденные ногайцами, вовремя успели скрыться за Кубанью.
Крымский хан был заинтересован в их пребывании на Кубани, так как ценил как опытных и отважных воинов, но и он не мог их открыто поддерживать, как бывших русских мятежников. Поэтому с начала 40-х гг. некрасовцы начинают постепенно покидать Кубань в поисках более спокойного пристанища. Так, в середине 50-х гг. часть их переселилась на Дунай. Оставшиеся продолжали совершать набеги вместе с татарами на южные земли России. В 1769 г. был предпринят последний татарский набег, в котором участвовали и некрасовцы.
Правительство Екатерины II обещало некрасовцам прощение "за их прежние вины", разрешало им вернуться в Россию, но было против их компактного проживания на Дону. Это не устраивало некрасовцев.
В сентябре 1777 г. царские войска под командованием генерала И. Ф. Бринка вновь были направлены против некрасовцев. Узнав об этом, часть казаков бежала за Кубань к горцам, а другая часть попыталась на лодках уйти вверх по Кубани, однако встреченные царской артиллерией, открывшей огонь по лодкам, некрасовцы вынуждены были спрятаться в прилежных плавнях. Пребывание некрасовцев на Кубани становилось для них небезопасным. Новый крымский хан Шагин-Гирей, занявший престол с помощью России весной 1777 г., требовал их переселения в Крым, по сути дела под присмотр русского военного командования. Поэтому в 1778 г., с разрешения турецкого султана, большинство некрасовцев переселилось в Османскую империю.

Лишь в начале XX в. первая партия некрасовцев вернулась в Россию. Последняя группа некрасовцев в несколько сотен человек возвратилась в Россию, поселившись на Кубани и Ставрополье, в 1962 г.


Память о Родине и ее зов оказались очень сильными у потомков некрасовских казаков прежде всего потому, что и вдали от России, в чужеродной для них среде они не растворились, сохранив свою культуру, обычаи и родной русский язык.
Рассказ П. П. Короленко о жизни некрасовцев в Турции.
«Большинство некрасовцев переселились в азиатскую Турцию на озеро Майнос. Здесь они основали 5 станиц. Жили замкнуто свято соблюдая заветы Некрасова: власть принадлежит кругу, атаман избирается на год, треть заработка семья отдает в общую казну брак с иноверцами карается смертью, за измену - казнь без суда. Занимаются казаки скотоводством и охотой. Рыбу ловят в Мраморном, Черном, Эгейском, Средиземном морях и озерах Турции».

Заветы атамана И. Ф. Некрасова:
Царю не покоряться, при царизме в Россию не возвращаться.
Власть в общине принадлежит кругу.
Держаться друг за дружку, без разрешения круга из станицы не уходить.
Тайно помогать бедным, явно помогает круг.
Женщину-мать защищает круг.
На войне с Россией в своих не стрелять, а палить через головы.
Казаку на казака не работать.
Каждому ремесло иметь, трудиться.
Казакам лавок не держать, купцами не быть.
С турками не соединяться, на мусульманках не жениться.
Церкви чтоб не закрывать.
Молодым почитать старших.
Казаки должны любить жен, не обижать их.

На фото 1 - Некрасовцы в Турции. В центре в очках - Бокачев Тимофей.
На фото 2- Вверху в центре Синякова Серафима Филипповна. Турция, с. Коджагёль.
На фото 3 и 4 - Некрасовские казаки, п. Новокумский Левокумского района.

А ето самая "забаяненая" фотография некрасовцев в Турции, на озере Майнос, нач. 20 века.


6 июля 1707 года царь отправил указ полковнику князю Юрию Долгорукову навести порядок на Дону: «…сыскать всех беглых и за провожатыми и з жёнами и з детьми выслать по-прежнему в те ж городы и места, откуда кто пришел». А ведь самодержец наверняка прекрасно знал неписаный закон казаков: «С Дона выдачи нету». 2 сентября 1707 года Юрий Долгоруков с двумя сотнями солдат прибыл в Черкасск. Атаман войска Донского Лукьян Максимов и старшины формально согласились с царским указом, но выполнять его не спешили. Тогда князь решил сам начать отлов беглецов.Однако, вельможа не понимал, что он не на Рязанщине, и для поимки беглецов раздробил свои силы на несколько отрядов. В ночь с 8 на 9 октября 1707 года казаки под предводительством Кондрата Булавина убили самого Долгорукова, 16 офицеров и подьячих, солдат же обезоружили и отпустили на все четыре стороны. Так началось знаменитое Булавинское восстание.
12 апреля 1708 года царь повелел майору лейб-гвардии Василию Долгорукову, родному брату убитого князя Юрия, подавить Булавинское восстание. Любопытна инструкция Петра по обращению с донскими казаками: «Понеже сии воры все на лошадях и зело лехкая конница, того для невозможно будет оных с регулярною конницею и пехотою достичь и для того только за ними таких же послать по разсуждению. Самому же ходить по тем городкам и деревням (из которых главной Пристанной городок на Хопре), которые пристают к воровству и оные жечь без остатку, а людей рубить, а завотчиков на колесы и колья, дабы сим удобнее оторвать охоту к приставанию воровства у людей, ибо сия сарынь кроме жесточи не может унята быть. Протчее полагается на разсуждение господина маеора».
5-6 июля состоялся упорный бой у стен крепости Азов, в ходе которого казаки атамана Лукьяна Хохлача были наголову разбиты и бежали. Сам Хохлач сдался в плен.
7 июля в Черкасске казацкие старшины во главе с Иваном Зерщиковым произвели переворот. Кондрат Булавин был убит, а по другой версии - застрелился.

По описаниям, Игнат Некрасов был крепкого телосложения.

Успешным оказался лишь рейд атамана Игната Некрасова вдоль Волги на Камышин и Царицын. Узнав о гибели Булавина, Некрасов привёл своих людей в район Переволочны (между Доном и Волгой).А позже, некрасовцам пришлось перейти на сторону Османской империи.
Оказавшись в окружении иноверцев, казаки законсервировали свои обычаи и права.«Заветы» сохранили в памяти образ древних об-щественных отношений, за-бытый казаками под вла-стью России. Один из рус-ских чиновников (В. П. Ива-нов-Желудков), посетивший Майнос(Турция) в 1865 г. рассказы-вая о необычайной честно-сти, царившей в поселении некрасовцев: «Все единогласно уверяли.меня, что валяйся у Некрасовца мешок червонцев под ногами, он даже од-ного не возьмет, на том основании, что на своей земле ничего брать нельзя». Так же интересно его свидетель-ство о том, что атаманы и во время службы, несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины: «Что атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыден-ных событий майносской жизни. Точно также кладут ничком и точно также за-ставляют поклониться в зем-лю и поблагодарить словами: «Спаси Христос, что поучи-ли!»; затем ему вручается бу-лава, символ его власти, которую на время наказания отбирает какой нибудь старик. Вручив булаву, все валятся атаману в ноги, вопя: «Прости Хряста ради, господин атаман!» - Бог простит! Бог простит! - отвечает, почесы-ваясь, избранник народный, и все входит в прежний порядок» .

Обучение детей, музыкальной грамоте по "крюкам". У староверов певческие книги пишутся не нотами, а дораскольными знаками- "крюками". Ето пение называется- наречь.
Как пример можно послушать вот здесь-http://www.youtube.com/watch?v=gPbFF2cCXEM

ЗАВЕТЫ ИГНАТА
(свод правил возведённых в ранг закона казаками-некрасовцами)

1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться.
2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.
3. Высшая власть - казачий круг. Участие с 18 лет.
4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.
5. Атаман избирается на год. Если провинился - смещается раньше срока.
6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.
7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из нее каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идет в кош.
8. Кош делится на три части: 1 часть - войско, вооружение. 2 часть - школа, церковь. 3 часть - помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.
9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами - смерть.
10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.
11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.
12. За разбой, грабёж, убийство - по решению круга, - смерть.
13. За разбой и грабёж на войне - по решению круга, - смерть.
14. Шинков, кабаков - в станице не держать.
15. Казакам в солдаты дороги нет.
16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому.
17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.
18. В посты песен мирских не петь. Можно лишь старинны.
19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучиться не может.
20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.
21 Личную помощь хранить в тайне.
22. В станице не должно быть нищих.
23. Все казаки держаться истинно - православной старой веры.
24. За убийство казаком казака, убийцу живым закапывать в землю.
25. Торговлей в станице не заниматься.
26. Кто торгует на стороне - 1/20 прибыли в кош.
27. Молодые почитают старших.
28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит - берут штраф два раза, на третий - секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.
29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом - после 40 лет. Войсковым атаманом - только после 50 лет.
30. За измену мужа, ему бьют 100 плетей.
31. За измену жены - закапывать её по шею в землю.
32. За кражу бьют до смерти.
33. За кражу войскового добра - секут и горячий котел на голову.
34. Если спутался с турками - смерть.
35. За измену войску, богохульство - смерть.
36. Если сын или дочь подняли руку на родителей - смерть. За обиду старшему - плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.
37. На войне в Русских не стрелять. Против крови не ходить.
38. Стоять за малых людей.
39. С Дона выдачи нет.
40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.
41. Если в войске не все в шапках, то в поход идти нельзя.
42. За нарушения атаманом заветов Игната - наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» - высечь его повторно и объявить бунтовщиком.
43. Атаманство может длиться лишь три срока - власть портит человека.
44. Не держать тюрем.
45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги - казнить смертью как труса и предателя.
46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.
47. Священника, не исполняющего волю Круга - изгнать.

Знамя некрасовцев.

Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по "заветам Игната", определяющим устои жизни общины.Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500-600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Подготовка невесты к свадьбе.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров, основав три городка - Блудиловский, Голубинский и Чирянский.
Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться.
В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину.
Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова. Не имея возможности противостоять российским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае.В период 1740-1778 гг., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов.

В етом году был юбилей, 50-т лет как из Турции вернулись последние некрасовцы. 22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 некрасовцев, из них чуть более 1200 майносцев. Сейчас их потомки проживают в поселках Кумская Долина и Новокумский, Левокумского района Ставропольского края.
Несколько снимков -первых шагов по родной земле. Хорошие ли, плохое ли решение приняли казачки, нам не судить... но часть некрасовцев не поехала в СССР, а перебралась в США, там их называют- "турчаны".

5 сентября 1962 года в Прикумск, а именно так в то время назывался город Буденновск, из Турции в СССР, на постоянное место жительство, прибыли по железной дороге из Новороссийска, куда, в свою очередь, приплыли на теплоходе «Грузия» из Стамбула.
Кстати, на теплоходе родился один малец и на вокзале в Прикумске тоже,первый на русской земле-Кондрат Полуэктович Шепелеев.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...