Поурочные планы по русскому языку 7. Служебные части речи

  • Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5, 6 классах

  • Урок 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение
  • Урок 3. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор
  • Урок 4. Лексика и фразеология
  • Уроки 5, 6. Фонетика и орфография
  • Уроки 7, 8. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
  • Уроки 9, 10. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
  • Урок 11. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (практическое занятие)
  • Урок 12. Развитие речи. Описание
  • Урок 13. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5, 6 классах»
  • Урок 14. Анализ контрольного диктанта

Тексты и стили

  • Урок 15. Развитие речи. Текст
  • Урок 16. Развитие речи. Текст (практическое занятие)
  • Урок 17. Развитие речи. Диалог как текст
  • Урок 18. Развитие речи. Стили литературного языка
  • Урок 19. Развитие речи. Публицистический стиль
  • Урок 20. Контрольная работа по темам «Повторение изученного в 6 классе», «Тексты и стили»
  • Урок 21. Развитие речи. Публичное выступление

Морфология и орфография. Культура речи

Причастие

  • Урок 22. Причастие как часть речи
  • Уроки 23, 24. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
  • Уроки 25, 26. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
  • Уроки 27, 28. Развитие речи. Описание внешности человека
  • Урок 29. Действительные и страдательные причастия
  • Урок 30. Краткие и полные страдательные причастия
  • Урок 31. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  • Урок 32. Действительные причастия прошедшего времени
  • Урок 33. Практикум по теме «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»
  • Урок 34. Развитие речи. Изложение с использованием причастий
  • Урок 35. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени
  • Урок 36. Страдательные причастия прошедшего времени
  • Урок 37. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
  • Уроки 38-40. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных
  • Урок 41. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных
  • Урок 42. Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в речи
  • Уроки 43, 44. Развитие речи. Выборочное изложение
  • Урок 45. Морфологический разбор причастия
  • Урок 46. Контрольный диктант по теме «Причастие. Причастный оборот»
  • Урок 47. Анализ контрольного диктанта
  • Уроки 48, 49. Слитное и раздельное написание не с причастиями
  • Урок 50. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
  • Урок 51. Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека (с использованием причастий)
  • Уроки 52–54. Обобщение по теме «Причастие»
  • Урок 55. Контрольный диктант по теме «Причастие. Правописание причастий»
  • Урок 56. Анализ контрольного диктанта

Деепричастие

  • Урок 57. Деепричастие как часть речи
  • Урок 58. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
  • Урок 59. Практикум по теме «Выделение деепричастных оборотов на письме»
  • Урок 60. Раздельное написание не с деепричастиями
  • Урок 61. Деепричастия несовершенного вида
  • Урок 62. Деепричастия совершенного вида
  • Урок 63. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь»
  • Урок 64. Морфологический разбор деепричастия
  • Урок 65. Обобщение по теме «Деепричастие»
  • Урок 66. Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
  • Урок 67. Анализ контрольного диктанта

Наречие

  • Урок 68. Наречие как часть речи
  • Урок 69. Разряды наречий
  • Урок 70. Степени сравнения наречий
  • Урок 71. Морфологический разбор наречия
  • Уроки 72, 73. Слитное и раздельное написание не с наречиями на - о и - е
  • Урок 74. Буквы е и и в приставках не - и ни - отрицательных наречий
  • Урок 75. Одна и две буквы н в наречиях на - о и - е
  • Урок 76. Контрольный диктант по теме «Наречие»
  • Урок 77. Анализ контрольного диктанта
  • Уроки 78, 79. Развитие речи. Описание действий
  • Урок 80. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
  • Урок 81. Буквы о и а на конце наречий
  • Урок 82. Развитие речи. Описание картины Е. Широкова «Друзья»
  • Уроки 83, 84. Дефис между частями слова в наречиях
  • Уроки 85, 86. Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях»
  • Уроки 87, 88. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
  • Урок 89. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
  • Урок 90. Обобщение по теме «Наречие»
  • Уроки 91, 92. Практикум по теме «Наречие»
  • Урок 93. Контрольный диктант по теме «Наречие. Правописание наречий»
  • Урок 94. Анализ контрольного диктанта

Учебно-научная речь

  • Урок 95. Развитие речи. Отзыв
  • Уроки 96, 97. Развитие речи. Учебный доклад

Категория состояния

  • Урок 98. Категория состояния как часть речи
  • Урок 99. Категория состояния и другие части речи
  • Урок 100. Развитие речи. Употребление слов категории состояния в художественной речи
  • Урок 101. Морфологический разбор категории состояния
  • Урок 102. Обобщение по теме «Категория состояния»
  • Урок 103. Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния»

Служебные части речи

  • Урок 104. Самостоятельные и служебные части речи

Предлог

  • Урок 105. Предлог как часть речи
  • Урок 106. Употребление предлогов
  • Уроки 107, 108. Непроизводные и производные предлоги
  • Урок 109. Простые и составные предлоги
  • Урок 110. Морфологический разбор предлога
  • Урок 111. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»
  • Уроки 112, 113. Слитное и раздельное написание производных предлогов
  • Урок 114. Контрольная работа по теме «Предлог»

Союз

Частица

  • Урок 132. Частица как часть речи
  • Урок 133. Разряды частиц. Формообразующие частицы
  • Уроки 134, 135. Смыслоразличительные частицы
  • Урок 136. Раздельное и дефисное написание частиц
  • Уроки 137, 138. Развитие речи. Устное сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»
  • Урок 139. Морфологический разбор частицы
  • Уроки 140, 141. Отрицательные частицы не и ни
  • Урок 142. Различение частицы не и приставки не -
  • Урок 143. Практикум по теме «Различение частицы не и приставки не -»
  • Урок 144. Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету
  • Урок 145. Частица ни , приставка ни -, союз ни … ни
  • Уроки 146, 147. Обобщение по теме «Частица»
  • Урок 148. Контрольный диктант по теме «Частица»
  • Урок 149. Анализ контрольного диктанта

Междометие

  • Урок 150. Междометие как часть речи
  • Урок 151. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
  • Урок 152. Производные междометия. Звукоподражательные слова
  • Урок 153. Междометия и другие части речи. Междометия в художественной речи
  • Урок 154. Обобщение по теме «Междометие»
  • Урок 155. Итоговый тест по теме «Служебные части речи»

Повторение и систематизация изученного в 5–7 классах

  • Уроки 156, 157. Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь
  • Уроки 158, 159. Интегрированные уроки «О стрекозах, нимфах и адмиралах»
  • Урок 160. Фонетика. Графика
  • Урок 161. Лексика и фразеология
  • Урок 162. Морфемика. Словообразование
  • Уроки 163, 164. Морфология
  • Урок 165. Орфография
  • Урок 166. Синтаксис
  • Урок 167. Пунктуация
  • Урок 168. Итоговый контрольный диктант
  • Урок 169. Итоговый тест по программе 7 класса
  • Урок 170. Итоги учебного года

Приложения

  • Приложение 1. Индивидуальные задания
  • Приложение 2. Диктанты
  • Приложение 3. Изложения
  • Приложение 4. Тесты
  • Приложение 5. Тематическое планирование к учебнику М.М. Разумовской и др.
Горашова Н.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык: 7 класс» / Н. Г. Горашова.- 3-е изд., перераб. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. -413, с. (Серия «Учебно-методический комплект»).

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление ……………………………………….....8

Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор ………………………………………………..10

Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор ……………………………………………. 12

Урок 4. Лексика и фразеология ……………………………………………………………...13

Урок 5. Лексика и фразеология ……………………………………………………………...15

Урок 6. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова …………………………...18

Урок 7. Фонетика и орфография …………………………………………………………….20

Урок 8. Словообразование и орфография …………………………………………………..21

Урок 9. Морфемный и словообразовательный разбор. ……………………………………23

Урок 10 . Морфология и орфография.

Морфологический разбор слова ………………………………………………….25

Урок 11. Морфология и орфография ………………………………………………………..26

Урок 12 . Морфология и орфография ………………………………………………………..28

Урок 13. Контрольный диктант ……………………………………………………………...30

Урок 14. Р/р. Текст …………………………………………………………………………...31

Урок 15. Стили литературного языка ………………………………………………………32

Урок 16. Подготовка к домашнему сочинению по картине

И. И. Бродского «Летний сад осенью» …………………………………………..34

Урок 17. Причастие как часть речи …………………………………………………………35

Урок 18. Морфологические признаки у причастий .

Признаки глагола у причастия …………………………………………………...37

Урок 19. Морфологические признаки причастий. Признаки

прилагательного у причастия …………………………………………………….38

Урок 20. Р/р. Публицистический стиль ……………………………………………………..41

Урок 21. Склонение причастий и правописание гласных

в падежных окончаниях причастий ……………………………………………...42

Урок 22.

при причастном обороте ………………………………………………………….44

Урок 23. Причастный оборот. Знаки препинания

при причастном обороте ………………………………………………………….45

Урок 24. Р/р. Описание внешности человека ………………………………………………47

Урок 25.

«Портрет Милы» …………………………………………………………………..49

Урок 26. Сочинение-описание по картине В. И. Хабарова

«Портрет Милы ……………………………………………………………………50

Урок 27. Действительные и страдательные причастия …………………………………… 51

Урок 28. Действительные причастия настоящего времени ………………………………. 53

Урок 29. Действительные причастия прошедшего времени ………………………………54

Урок 30 . Страдательные причастия настоящего времени …………………………………56

Урок 31. Страдательные причастия прошедшего времени ……………………………… 59

Урок 32 . Краткие страдательные причастия ………………………………………………. 61

Урок 33 . Гласные перед Н в полных и кратких

страдательных причастиях ………………………………………………………..63

Урок 34. Одна и две буквы Н в суффиксах

страдательных причастий прошедшего времени.

Одна буква Н в отглагольных прилагательных ……………………………… 64

Урок 35. Одна и две буквы Н в суффиксах

страдательных причастий прошедшего времени

и отглагольных прилагательных ……………………………………………….. 66

Урок 36. Формирование орфографических умений и навыков

(урок-игра) ……………………………………………………………………….. 68

*Урок 36. Отличие причастий от отглагольных прилагательных ………………………. 69

Урок 37. Контрольный диктант ……………………………………………………………...72

Урок 38 . Работа над ошибками, допущенными в диктанте ……………………………... 73

Урок 39 . Морфологический разбор причастия ……………………………………………. 74

Урок 40. Слитное и раздельное написание

НЕ с причастиями ……………………………………………………………….. 76

Урок 41. Выборочное изложение по упр. 130 ……………………………………………. 77

Урок 42. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах

страдательных причастий прошедшего времени ……………………………… 78

Урок 43. Повторение темы «Причастие» …………………………………………………. 80

Урок 44. Повторение темы «Причастие …………………………………………………... 81

Урок 45. Повторение темы «Причастие …………………………………………………... 83

*Урок 43. Повторение, причастия …………………………………………………………. 85

*Урок44. Переход причастий в прилагательные

и существительные ……………………………………………………………… .86

*Урок 45. Повторение причастия . Самостоятельная работа

по теме «Причастие» …………………………………………………………... 88

Урок 46. Контрольный диктант по теме «Причастие» …………………………………… 89

Урок 47. Работа над ошибками допущенными

в контрольном диктанте ………………………………………………………… 91


II четверть

Урок 48. Деепричастие как часть речи ……………………………………………………. 92

Урок 49. Морфологические признаки у деепричастия.

Признаки глагола и наречия у деепричастия …………………………………… 94

Урок 50. Деепричастный оборот Запятые

при деепричастном обороте ……………………………………………………… 96

Урок 51. Раздельное написание НЕ с деепричастиями ………………………………….. 98

Урок 52. Деепричастия несовершенного вида ……………………………………………. 99

Урок 53 . Деепричастия совершенного вида ……………………………………………….101

Урок 54. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» ………………………………102

Урок 55. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь ………………………………..103

Урок 56. Морфологический разбор деепричастия ………………………………………..103

Урок 57. Повторение деепричастия ………………………………………………………..105

*Урок 57. Повторение деепричастия ………………………………………………………106

Урок 58. Контрольный диктант по теме «Деепричастие» ……………………………… 107

Урок 59 . Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Тестирование ……………………………………………………………………..109

Урок 60. Наречие как часть речи …………………………………………………………..111

Урок 61. Смысловые группы наречий ……………………………………………………..112

Урок 62. Смысловые группы наречий ……………………………………………………..114

Урок 63. Способы образования наречий …………………………………………………..115

Урок 64. Р/р. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег» ………………………...118

Урок 65. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег ……………………………….119

Урок 66. Степени сравнения наречий ……………………………………………………...119

Урок 67. Степени сравнения наречий ……………………………………………………...121

Урок 68. Морфологический разбор наречия ………………………………………………122

Урок 69. Контрольный диктант по теме «Наречие» ……………………………………...124

Урок 70.

в контрольном диктанте …………………………………………………………125

Урок 71.

на -О и -Е …………………………………………………………………………126

Урок 72. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями

на -О и -Е …………………………………………………………………………128

Урок 73. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ-

отрицательных наречий ………………………………………………………….129

Урок 74 . Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ-

отрицательных наречий ………………………………………………………….131

Урок 75 . Изложение ………………………………………………………………………...132

*Урок 75. Р/р. Сочинение-рассуждение по видимому тексту ……………………………133

Урок 76. Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е ……………………………………...135

Урок 77. Р/р. Описание действий …………………………………………………………..137

Урок 78 . Буквы О и Е после шипящих на конце наречий ………………………………..138

Урок 79. Буквы О и А на конце наречий …………………………………………………..140

Урок 80 . Буквы О и А на конце наречий …………………………………………………..141

Урок 81. Р/р. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» ………………………….142

Урок 82. Р/р. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» ………………………….144
III четверть

Урок 83 . Дефис между частями слова в наречиях ………………………………………...144

Урок 84. Дефис между частями слова в наречиях ………………………………………...146

Урок 85. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях,

образованных от существительных прилагательных,

местоимений и количественных числительных …………………………………147

Урок 86. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях,

образованных от существительных, прилагательных,

числительных и местоимений …………………………………………………..149

Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий ………………………………..150

Урок 88. Повторение темы «Наречие» …………………………………………………….151

Урок 89. Повторение темы «Наречие ……………………………………………………...152

Урок 90. Повторение темы «Наречие ……………………………………………………...153

Урок 91. Повторение темы «Наречие» …………………………………………………….155

Урок 92. Контрольная работа по теме «Наречие» ………………………………………..156

Урок 93. Работа над ошибками, допущенными

в контрольной работе ……………………………………………………………158

Урок 95. Слова категории состояния ………………………………………………………161

Урок 96. Морфологический разбор категории состояния ………………………………..162

Урок 97. Р/р. Изложение (описание действия) ……………………………………………163

Урок 99. Сочинение на Лингвистическую тему …………………………………………. 166

Урок 100. Служебные части речи …………………………………………………………..167

Урок 101. Предлог как часть речи …………………………………………………………168

Урок 102. Употребление предлогов ………………………………………………………..170

Урок 103. Непроизводные и производные предлоги ……………………………………..172

Урок 104. Простые и составные предлоги ………………………………………………...173

Урок 105. Морфологический разбор предлога ……………………………………………175

Урок 106.

«Детская спортивная школа» ……………………………………………………177

Урок 107. Р/р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной

«Детская спортивная школа ……………………………………………………..178

Урок 108.

предлогов …………………………………………………………………………179

Урок 109. Слитное и раздельное написание производных

предлогов …………………………………………………………………………180

Урок 110. Повторение темы «Предлог» …………………………………………………...181

Урок 111. Повторение темы «Предлог» …………………………………………………...183

Урок 112. Контрольный диктант по теме «Предлог» …………………………………….184

Урок 113. Работа над ошибками, допущенными

в контрольном диктанте ……………………………………………………….185

Урок 114. Союз как часть речи …………………………………………………………….186

Урок 115 . Простые и составные союзы ……………………………………………………187

Урок 116. Сочинительные и подчинительные союзы …………………………………….188

Урок 117 . Запятая в сложном предложении ………………………………………………190

Урок 118. Запятая в сложном предложении ………………………………………………192

Урок 119. Сочинительные союзы ………………………………………………………….194

Урок 120. Сочинительные союзы ………………………………………………………….195

Урок 121. Подчинительные союзы ………………………………………………………...197

Урок 122. Подчинительные союзы ………………………………………………………...199

Урок 123. Морфологический разбор союза ……………………………………………….201

Урок 124. Р/р. Сочинение «Книга - наш друг и советчик» …………………………….202

Урок 125 . Р/р. Сочинение «Книга - наш друг и советчик»

(по тексту упр. 343) …………………………………………………………….203

Урок 126. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато ………………………...203

Урок 127. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато ………………………...205

Урок 128. Повторение темы «Союз» ……………………………………………………….207

Урок 129. Повторение темы «Союз ………………………………………………………..208

Урок 130. Контрольный диктант по теме «Союз» ………………………………………..210

Урок 131. Работа над ошибками, допущенными в диктанте …………………………….211

Урок 132. Частица как часть речи ………………………………………………………….211
IV четверть

Урок 133. Разряды частиц. Формообразующие частицы ………………………………...213

Урок 134. Смысловые частицы …………………………………………………………….214

Урок 135. Смысловые частицы …………………………………………………………….215

Урок 136. Закрепление орфографических умений и навыков …………………………...217

Урок 137 . Р/р. Сочинение «Как мне стать чемпионом» ………………………………….218

Урок 138 . Раздельное и дефисное написание частиц …………………………………….219

Урок 139 . Раздельное и дефисное написание частиц …………………………………….220

Урок 140.

«Конец зимы. Полдень» ………………………………………………………..221

Урок 141. Р/р. Сочинение по картине К. Ф. Юона

«Конец зимы. Полдень» …………………………………………………………222

Урок 142. Морфологический разбор частиц ………………………………………………223

Урок 143. Отрицательные частицы НЕ и НИ ……………………………………………..224

Урок 144. Отрицательные частицы НЕ и НИ ……………………………………………..225

Урок 145. Различение приставки НЕ- и частицы НЕ ……………………………………..226

Урок 146. Различение приставки НЕ- и частицы НЕ ……………………………………..227

Урок 147. Р/р. Сочинение по данному рассказу …………………………………………..228

Урок 148. Частица ни , приставка НИ, союз НИ-НИ …………………………………….229

Урок 149. Повторение темы «Частица» …………………………………………………...230

Урок 150. Повторение темы «Частица» …………………………………………………...232

Урок 151. Повторение правописания служебных частей речи …………………………..236

Урок 152. Контрольный диктант по теме «Частица» …………………………………….238

Урок 153. Работа над ошибками, допущенными

в контрольном диктанте …………………………………………………………239

*Урок 153. Повторение темы «Служебные части речи» …………………………………240

Урок 154. Междометие как часть речи ……………………………………………………242

Урок 155. Дефис в междометиях и знаки препинания

при междометиях ………………………………………………………………...243

Урок 156. Урок-игра по теме «Междометие ………………………………………………244

Урок 157. Контрольное изложение ………………………………………………………...245

Урок 158. Контрольное изложение ………………………………………………………...247

Урок 159. Повторение. Разделы науки о языке …………………………………………...247

Урок 160. Повторение. Текст. Стили речи ………………………………………………...249

Урок 161. Р/р. Рецензия на текст из книги Д. Тенмплтона

«Всемирные законы жизни» …………………………………………………...250

Урок 162 . Р/р. Рецензия на текст из книги Д. Тенмплтона

«Всемирные законы жизни» ………………………………………………….. 252

Урок 163 . Повторение. Фонетика и графика ……………………………………………...252

Урок 164 . Лексика и фразеология ………………………………………………………….254

Урок 165. Повторение. Словообразование ………………………………………………..256

Урок 166. Повторение. Мофология ………………………………………………………..258

Урок 167. Повторение. Орфография ……………………………………………………….259

Урок 168. Контрольный итоговый диктант ……………………………………………….260

Урок 169. Повторение. Синтаксис, пунктуация …………………………………………..261

Урок 170. Итоговое тестирование за курс русского языка

седьмого класса …………………………………………………………………262

Тематическое планирование
7 класс. 5 часов в неделю (170 часов)




Содержание

Кол-во часов

по теме


1 ЧЕТВЕРТЬ (47 уроков)

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Повторение изученного в 5-6 классах (12 + 3)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

4, 5

Лексика и фразеология

2

6, 7

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

2

8, 9

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

2

10, 11, 12

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

3

13

Контрольный диктант

1

14

Р/р. Текст

1

15

Р/р. Стили речи

1

16

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью»

1

Причастие (26+5)

17

Причастие как часть речи

1

18

Морфологические признаки у причастия. Признаки глагола у причастия

1

19

Признаки прилагательного у причастия

1

20

Р/р. Публицистический стиль

1

21

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

22, 23

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

2

24



1

25, 26

Р/р. Описание внешности человека

Сочинение по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы»



2

27, 28, 29, 30, 31

Действительные и страдательные причастия

5

32

Краткие причастия

1

33

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

1

34, 35

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных

2

36

Формирование орфографических умений и навыков.

Урок-игра.

* Отличие причастий от глагольных прилагательных.


1

37

Контрольный диктант

1

38



1

39

Морфологический разбор причастия

1

40

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

1

41

Р/р. Выборочное изложение по упр. 130

1

42

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

43, 44, 45,

Повторение темы «Причастие»

* Переход прич. в прилаг. и сущ.

* Самостоят. работа по теме «Причастие»


1, * 1,

1, * 1


46

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

47

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

2 ЧЕТВЕРТЬ (35 уроков)

Деепричастие (10+2)

48

Деепричастие как часть речи

1

49

Морфологические признаки у деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

1

50

Деепричастный оборот. 3пятые при деепричастном обороте

1

51

Раздельное написание не с деепричастиями

1

52

Деепричастия несовершенного вида

1

53

Деепричастия совершенного вида

1

54, 55

Р/р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»

2

56

Морфологический разбор деепричастия

1

57

Повторение темы «Деепричастие»

1

58

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1

59

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

Наречие (28 + 6)

60

Наречие как часть речи

1

61, 62

Смысловые группы наречий

2

63

Способы образования наречий

1

64, 65

Р/р. Контрольное сочинение по картине И. Попова «Первый снег»

2

66, 67

Степени сравнения наречий

2

68

Морфологический разбор наречия

1

69

Контрольный диктант

1

70

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

71, 72

Слитное и раздельное написание не с наречиями на и

2

73, 74

Буквы е и и в приставках не - и ни - отрицательных наречий

2

75

Р/р. Изложение

* Р/р Сочинение-рассуждение по видимому тексту



1

76

Одна и две буквы н в наречиях на –о и

1

77

Р/р. Описание действий

1

78

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

79, 80

Буквы о и а на конце наречий

2

81, 82

Р/р. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

2

3 ЧЕТВЕРТЬ (50 уроков)

83, 84

Дефис между частями слова в наречиях

2

85, 86

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

2

87

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

88, 89, 90, 91

Повторение темы «Наречие»

4

92

Контрольная работа по теме «Наречие»

1

93

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

1

Слово категории состояния (4 +2)

94, 95

Категория состояния как часть речи

2

96

Морфологический разбор категории состояния

1

97

Р/р. Изложение

1

98

Повторение темы «Категория состояния»

1

99

Р/р. Сочинение на лингвистическую тему

1

100

Служебные части речи

1

Предлог (11 +2)

101

Предлог как часть речи

1

102

Употребление предлогов

1

103

Непроизводные и производные предлоги

1

104

Простые и составные предлоги

1

105

Морфологический разбор предлога

1

106, 107

Р/р. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

2

108, 109

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

110, 111

Повторение темы «Предлог»

2

112

Контрольный диктант по теме «Предлог»

1

113

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

Союз (16+2)

114

Союз как часть речи

1

115

Простые и составные союзы

1

116

Союзы сочинительные и подчинительные

1

117, 118

Запятая в сложном предложении

2

119, 120

Сочинительные союзы

2

121, 122

Подчинительные союзы

2

123

Морфологический разбор союза

1

124, 125

Р/р. Сочинение-рассуждение

2

126, 127

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

2

128, 129

Повторениетемы«Союз»

2

130

Контрольный диктант по теме «Союз»

1

131

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

Частица (18 + 4)

132

Частица как часть речи

1

4 ЧЕТВЕРТЬ (38 уроков)

133

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

134, 135, 136

Смысловые частицы

3

137

Р/р. Сочинение «Как мне стать чемпионом»

1

138, 139

Раздельное и дефисное написание частиц

2

140, 141

Р/р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

2

142

Морфологический разбор частиц

1

143, 144

Отрицательные частицы не и ни

2

145, 146

Различение частицы и приставки не-

2

147

Сочинение-рассказ по данному сюжету

1

148

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни

1

149, 150

Повторение темы «Частица»

2

151

Повторение правописания служебных частей речи

1

152

Контрольный диктант по теме «Частица»

1

153

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

* Повторение по теме «Служебные части речи»

Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. - М.:ВАКО, 2006. - 272 с. - (В помощь школьному учителю).

Тематическое планирование учебного материала………………………………………………………….5

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VII класса…………7
ВВЕДЕНИЕ

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление………………………………………………………...8
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ

Урок 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение…………………………………………………… 10

Урок 3. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор………………………………………………11

Урок 4. Лексика и фразеология…………………………………………………………………………… 13

Уроки 5-6. Фонетика и орфография………………………………………………………………………14

Уроки 7-8 . Словообразование и орфография.

Морфемный и словообразовательный разбор…………………………………………… 17

Уроки 9-10. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова…………………………… 19

Урок 11. Морфология и орфография.

Морфологический разбор слова (практическое занятие )……………………………… 22

Урок 12 . Подготовка к контрольному диктанту………………………………………………………… 23

Уроки 13-14. Контрольный диктант и его анализ……………………………………………………… 24

Урок 15. Развитие речи. Текст…………………………………………………………………………… 25

Урок 16. Развитие речи. Текст (практическое занятие )…………………………………………………27

Урок 17. Развитие речи. Стили литературного языка…………………………………………………… 28
ПРИЧАСТИЕ

Урок 18. Причастие как часть речи……………………………………………………………………… 29

Урок 19. Развитие речи. Публицистический стиль……………………………………………………… 30

Урок 20. Склонение причастий

и правописание гласных в падежных окончаниях причастий……………………………32

Урок 21 . Склонение причастий и правописание гласных

в падежных окончаниях причастий (практическая работа )…………………………… 33

Урок 22. Понятие о причастном обороте………………………………………………………………… 34

Урок 23. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми…………………………… 35

Уроки 24-25 . Развитие речи. Описание внешности человека………………………………………… 36

Урок 26. Действительные и страдательные причастия………………………………………………… 38

Урок 27. Краткие и полные страдательные причастия………………………………………………… 39

Урок 28. Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени……………… 40

Урок 29 . Действительные причастия прошедшего времени…………………………………………… 41

Урок 30. Практикум «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»…………… 43

Уроки 31-32. Развитие речи. Изложение с использованием причастий……………………………… 44

Урок 33. Страдательные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах причастий настоящего времени………………………………… 45

Урок 34. Страдательные причастия прошедшего времени………………………………………………46

Урок 35. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях…………………………… 48

Урок 36. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий

прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных………………… 49

Уроки 37-38. Практическая работа «Одна и две буквы н в суффиксах

страдательных причастий прошедшего времени.

Одна буква н в отглагольных прилагательных»…………………………………………..50

Урок 39. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий

и в кратких отглагольных прилагательных……………………………………………......52

Урок 40. Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте… 53

Уроки 41-42. Развитие речи. Выборочное изложение………………………………………………… 54

Урок 43. Морфологический разбор причастия……………………………………………………………55

Уроки 44-45. Контрольный диктант и его анализ……………………………………………………… 57

Урок 46. не с причастиями……………………………………………57

Урок 47. Практическая работа «Слитное и раздельное написание не с причастиями»……………… 59

Урок 48. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах

страдательных причастий прошедшего времени………………………………………… 60

Урок 49. Развитие речи. Подготовка к сочинению -

описанию внешности человека (с использованием причастий)………………………… 62

Уроки 50-51 . Обобщение по теме «Причастие»…………………………………………………………63

Урок 52. Анализ контрольной работы и работа над ошибками………………………………………… 64

Уроки 53-54. Контрольный диктант и его анализ……………………………………………………… 65
ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Урок 55. Деепричастие как часть речи…………………………………………………………………… 66

Урок 56 . Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте………………………………..68

Урок 57. Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме»…………………… 69

Урок 58. Раздельное написание не с деепричастиями……………………………………………………70

Урок 59. Деепричастия несовершенного вида…………………………………………………………… 71

Урок 60 . Деепричастия совершенного вида……………………………………………………………… 72

Уроки 61-62. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь»……… 74

Урок 63. Морфологический разбор деепричастия……………………………………………………… 76

Урок 64. Итоговый урок по теме «Деепричастие»……………………………………………………… 77

Уроки 65-66. Контрольный диктант по теме «Деепричастие» и анализ ошибок…………………… 78
НАРЕЧИЕ

Урок 67. Наречие как часть речи………………………………………………………………………… 79

Урок 68. Смысловые группы наречий……… …………………………………………………………… 80

Урок 69. Степени сравнения наречий…………………………………………………………………… 82

Урок 70. Морфологический разбор наречия………………………………………………………………83

Урок 71. Слитное и раздельное написание не с наречиями на и –е ………………………………… 85

Урок 72. Практикум «Слитное и раздельное написание не с наречиями на и –е »………………..... 86

Урок 73. Буквы е и и в приставках не - и ни - отрицательных наречий………………………………… 88

Урок 74. Одна и две буквы н в наречиях на -о и –е… …………………………………………………… 89

Уроки 75-76. Диктант и его анализ……………………………………………………………………… 90

Уроки 77-78. Развитие речи. Описание действий……………………………………………………… 91

Урок 79. Буквы о и е после шипящих на конце наречий…………………………………………………92

Урок 80. Буквы о и а на конце наречий……………………………………………………………………93

Урок 81. Развитие речи. Описание картины Е. Н. Широкова «Друзья»……………………………… 94

Уроки 82-83. Дефис между частями слова в наречиях………………………………………………… 95

Уроки 84-85. Практикум «Дефис между частями слова в наречиях»……………………………………97

Уроки 86-87. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях,

образованных от существительных и количественных числительных………………… 99

Урок 88. Мягкий знак после шипящих на конце наречий………………………………………………101

Урок 89. Обобщение по теме «Наречие»…………………………………………………………………102

Уроки 90-91. Практическая работа по теме «Наречие»……………………………………………… 103

Уроки 92-93. Контрольный диктант и его анализ…………………………………………………… 104
^ КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

Урок 96. Развитие речи. Употребление слов категории состояния в художественной речи…………108

Урок 97. Морфологический разбор категории состояния………………………………………………109

Урок 98. Развитие речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему……………………… 109
^ СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Урок 99. Самостоятельные и служебные части речи……………………………………………………111
ПРЕДЛОГ

Урок 100. Предлог как часть речи……………………………………………………………………… 112

Урок 101

Урок 102

Урок 103. Непроизводные и производные предлоги……………………………………………………114

Урок 104. Употребление производных предлогов в речи………………………………………………115

Урок 105. Простые и составные предлоги……………………………………………………………… 116

Урок 106 . Морфологический разбор предлога………………………………………………………… 117

Урок 107. Развитие речи. Подготовка к сочинению

по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»………………………………118

Уроки 108-109. Слитное и раздельное написание производных предлогов………………………… 120

Уроки 110-111. Практическая работа по теме «Слитное

и раздельное написание производных предлогов»…………………………………… 122
СОЮЗ

Урок 112 . Союз как часть речи……………………………………………………………………………123

Урок 113 . Простые и составные союзы………………………………………………………………… 124

Урок 114. Союзы сочинительные и подчинительные………………………………………………… 125

Уроки 115-116. Развитие речи. Употребление сочинительных

и подчинительных союзов в художественной речи…………………………………… 127

Урок 117. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении……………129

Уроки 118-119. Сочинительные союзы…………………………………………………………………130

Урок 120. Подчинительные союзы……………………………………………………………………… 132

Урок 121. Морфологический разбор союза………………………………………………………………134

Уроки 122-123. Развитие речи. Сочинение-рассуждение о книге…………………………………… 135

Уроки 124-125. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы ………………………………… 136

Урок 126. Обобщающий урок по теме «Союз»………………………………………………………… 138

Уроки 127-128. Контрольные уроки по темам «Предлог» и «Союз»…………………………………139

Уроки 129-130. Контрольный диктант и его анализ………………………………………………… 139
ЧАСТИЦА

Урок 131. Частица как часть речи……………………………………………………………………… 140

Урок 132. Разряды частиц. Формообразующие частицы……………………………………………… 141

Уроки 133-134. Смысловые частицы……………………………………………………………………142

Урок 135. Раздельное и дефисное написание частиц……………………………………………………144

Уроки 136-137. Развитие речи.

Устное сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»………………… 145

Урок 138. Морфологический разбор частицы………………………………………………………… 146

Уроки 139-140. Отрицательные частицы не и ни ………………………………………………………147

Урок 141. Различение частицы не и приставки не- ……………………………………………………...149

Уроки 142-143. Практическая работа по теме «Различение частицы не и приставки не -»………… 150

Уроки 144-145 . Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету…………………………… 151

Урок 146 . Частица ни , приставка ни -, союз ни - ни …………………………………………………… 152

Уроки 147-148. Обобщение по теме «Частица»……………………………………………………… 153

Уроки 149-150. Контрольный диктант и его анализ………………………………………………… 154
МЕЖДОМЕТИЕ

Урок 151. Междометие как часть речи………………………………………………………………… 155

Урок 152. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях………………………………156

Урок 153. Производные междометия…………………………………………………………………… 157

Урок 154. Междометия и другие части речи…………………………………………………………… 158

Урок 155. Междометия в художественной речи…………………………………………………………160

Урок 156 . Обобщение по теме «Междометие»………………………………………………………… 161
ПОВТОРЕНИЕ

Урок 157 . Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи…………………………………………162

Уроки 158-159. Развитие речи. Сочинение…………………………………………………………… 163

Вариант уроков 158-159. Интегрированные уроки «О стрекозах, нимфах и адмиралах»………… 163

Урок 160. Фонетика. Графика…………………………………………………………………………… 168

Урок 161. Лексика и фразеология……………………………………………………………………… 169

Урок 162. Морфемика и словообразование………………………………………………………………170

Уроки 163-164. Морфология…………………………………………………………………………… 171

Урок 165. Орфография…………………………………………………………………………………… 173

Урок 166. Синтаксис……………………………………………………………………………………… 174

Урок 167. Пунктуация…………………………………………………………………………………… 175

Уроки 168-169. Контрольный диктант и его анализ………………………………………………… 176

Урок 170. Итоги учебного года………………………………………………………………………… 177
Литература………………………………………………………………………………………………… 177
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Индивидуальные задания……………………………………………………………… 178

Задания по теме «Причастие»………………………………………………………………………178

Задания по теме «Деепричастие»………………………………………………………………… 179

Задания по теме «Наречие»…………………………………………………………………………180

Задания по теме «Союз»…………………………………………………………………………… 180

Ответы……………………………………………………………………………………………… 181

Приложение 2. Диктанты………………………………………………………………………………… 183

Приложение 3. Изложения……………………………………………………………………………… 187

Приложение 4. Тесты…………………………………………………………………………………… 189

^ От автора
Цель пособия - помочь учителю в организации уроков в 7 классе основной школы. Поурочное планирование составлено в соответствии с изложением материала в учебнике для 7 класса «Русский язык» авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой. Пособие может использоваться учителями, работающими и по другим программам.

Пособие включает подробное описание хода уроков с указанием их целей и методических приемов, рекомендации домашних заданий и разбор наиболее сложных вопросов.

Даны различные типы заданий: словарные, творческие, объяснительные, контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, тесты, лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания, работы со словарями и т. д. Даются рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, ключи к тестам.

Примеры по различным разделам языкознания выбраны с учетом их актуальности, а также с учетом программы по литературе в 7 классе. Приводятся также авторские разработки интегрированных уроков.

Кроме того, в пособии даются дополнительные материалы по занимательной лингвистике, истории языка, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей детей.

В приложениях приведены тесты, тексты диктантов, изложений, варианты индивидуальных заданий.

При работе с пособием учитель может пользоваться как полными планами проведения уроков, так и отдельными материалами и заданиями.

Желаю успехов!

^ Тематическое планирование

учебного материала
Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение изученного в V-VI классах (12 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...