Предсказания поэта. Велимир Хлебников научился заглядывать в будущее с помощью нумерологии? Значение имени велимир

Примечания

1 Мой приятный долг — поблагодарить А.К. Жолковского (за высказанные идеи), Рональда Вроона и С.В. Старкину (за ценные библиографические справки).
2 См. о ней [Пунин 2000], и [Леннквист 1999: 13-22], , [Григорьев 1983: 119-130], , [Иванов 2000], , [Виролайнен 2003], [Бабков 2000], и мн. др.; а о ее развитии — [Старкина 2005: 212-213, 231, 356, 401].
3 Обе позиции представлены, к примеру, в [Иванов 2000].
4 По [Хлебников 1922 a], но без учета реконструкции в [Хлебников 2000 b].
5 Если не считать [Киктев 1991], .
6 См. , [Арензон 2000] и .
7 Жизнетворчество — область в литературоведении, заданная В.Ф. Ходасевичем в эссе «Конец Ренаты» (1928) и продолженная исследованиями о русских символистах (Брюсове, Блоке, Зинаиде Гиппиус и др., см. [ 1992] и др.) и постсимволистах (Ахматовой, см. [Жолковский 1996]). Оно проявляется в том, что писатель своей жизнью сознательно реализует эстетическую или идеологическую программу, как бы разыгрывая некий спектакль (иногда — по мотивам литературных произведений) или же выступая в некой роли. Тем самым его жизнь превращается в семиотический текст, поддающийся экспликации и анализу. Жизнетворчество стимулирует и собственно творчество, подсказывая новые темы, ракурсы и, естественно, самопрезентацию. Самопрезентация же не всегда производна от жизнетворчества. Так, богатый репертуар самообразов Мандельштама, о чем см. , едва ли имеет под собой жизнетворческую основу. К Хлебникову теория жизнетворчества не применялась, если не считать [Панова 2006 b] и настоящей статьи.
8 В 1903 году Хлебников поступил на математическое отделение Казанского университета, но после ареста за революционную деятельность охладел к занятиям и в конце 1904 г. подал прошение о переводе на естественное отделение, где тоже не задержался, [Старкина 2005:36-41]. Судя по реакции на доклад Хлебникова «О колебательных волнах 317-ти», профессиональным математикам были чужды идеи поэта, [Старкина 2005: 231]. Хлебников же, на все лады хваливший своего земляка Лобачевского, не одобрял современных теорий, в частности, эйнштейнову, о которой в 1916 году услышал от Сергея Боброва, [Старкина 2005: 249].
9 См. о нем .
10 [Старкина 2005: 50].
11 Произведения Хлебникова цитируются по [Хлебников 1986], если другой источник не оговорен.
12 См. об этом , [Бабков 2000: 180], [Старкина 2005: 153] и др.
13 Художественное развитие идеи государства времени (в т. ч. в сторону Числобога, его Короля) см. в «Скуфье скифа» (1916).
14 [ХСС III: 439].
15 [ХСС III: 317].
16 [Хлебников 1922 a: 14].
17 По крайней мере, на ее ранних стадиях, о чем см. [Иванов 2000: 348] и [Владимирский 2000: 730-732].
18 См. [История и антиистория].
19 В [Иванов 2000: 353] приводится параллель из Новалиса: „Наши буквы должны стать числами, а язык — арифметикой” (без библиографической ссылки).
20 Закон о согласных иллюстрируется гласными, А и И , — и это при том, что начальные гласные Хлебников в теоретических построениях игнорирует.
21 См. в этой связи [Киктев 1991].
22 В смысле платоновского «Кратила», где развивается тезис о том, что законодатель имен (номотет) придумывает их не по собственному произволу, а следуя идее нарицаемого объекта.
23 См. http://www.emory.edu/INTELNET/dar0.html.
24 См. о нем [Григорьев 1983: 78-83], , , [Перцова 2000], и др. Согласно [Григорьев 1983: 80-81], эпоха искусственных языков, в том числе эсперанто — кстати, Хлебниковым не одобренного, — предоставила в его распоряжение необходимые модели. Согласно , на звездный язык повлияла японская и китайская иероглифика. Добавлю к этому списку и египетские иероглифы, в виде рисунков (Хлебников увлекался Египтом в период написания «Ка» и даже вводил египетские слова в основание звездного языка ).
25 Ср. “детскую призму”, “инфантилизм поэтического слова”, „“ребёнок и дикарь” как новое поэтическое лицо” в [Тынянов 2000: 218] и аналогичный подход в и , восходящие к определению Николая Гумилева: неотделанные тексты и путанный синтаксис выдают в Хлебникове “испуганного дикаря” («Статьи и заметки о русской поэзии»).
26 О том, что Мандельштам предпочитал пространство времени, см. [Панова 2003].
27 [Григорьев 2000: 637-700].
28 Включая «На островах» (1909) Блока, с геометрическими мотивами.
29 «Заметки о поэзии» (1923-1927).
30 «Ещё Петербург» (1914) Маяковского.
31 На 1907 год как начало общения с Ивановым указывается в [Клинг 1998: 106]. О 1910 годе, когда Хлебников, отторгнутый «Аполлоном», стал удаляться от символистов, см. [Клинг 1996: 65].
32 Работы о влиянии символизма на Хлебникова существуют (особо стоит отметить [Клинг 1996] и [Клинг 1998]), но без выхода на алгебру и геометрию.
33 См. [Хлебников 2000 а, I: 18-19].
34 Согласно [Хлебников 2000 a, IV: 350], замыслом «Гибели Атлантиды» Хлебников обязан знакомству с “Terror antiquus” Льва Бакста (на выставке 1909 года) и статье «Древний ужас» (п. 1909) Иванова с обсуждением этой картины.
35 См. [Шишкин 1996: 158].
36 См. [Анненков 1873: 54] и последующую биографическую литературу о Пушкине.
37 [Богомолов 1999].
38 [Старкина 2005: 129].
39 [Хлебников 2000 а, I: 486].
40 См. и перевод на русский [Леннквист 1999].
41 К примеру, в [Иванов 2000: 353] любовью Хлебникова к биологии объясняются звериные шкуры, наброшенные на числа; строками Вы те же, 300, шесть и пять / Зубами блещете опять из более поздних «Детей Выдры» — строка века как быстрого хохота зубы (в которой, тем самым, оказывается спрятанным 365); а позднейшим учением о коромысле весов числа 3 2 и 2 3 из «Досок судьбы» — аналогичная пляска коромысла. Предлагаемое в этой статье интертекстуальное чтение не поддерживает ни одного из этих наблюдений.
42 [Леннквист 1999: 15-19]. В предлагается не только пушкинская, но и ницшевская оптика для анализа «Чисел» с точки зрения маски пророка.
43 О становлении хлебниковской поэтики свидетельствуют аграмматизмы (одетые в звери ; зеницы разверзлися понимать ), постоянные стилистические перебои (после наукообразных строк 4-6 идут 7-8, с пестрой смесью из неуклюже построенного наречия вещеообразно, разверзлися — то ли архаизма, то ли фольклорного словечка, архаичных зениц и слов научного лексикона — делимое и единица ) и безрифменность, почему-то сменяющаяся финальной рифменной парой зеницы / единица . С другой стороны, самопрезентация “я” в виде пророка, включающая зачин ‘я сделал то-то’, приписывание себе величественных жестов, разговор с числами на вы, безусловно, придает «Числам» неповторимо хлебниковское звучание.
44 [Гиппиус 1999: 475-476].
45 См. об этом [Иванов 2000: 358] и др.
46 О 666 в этом стихотворении со ссылкой на Откровение Иоанна Богослова см. [Хлебников 2000а, I: 486]. О поэтической моде на 666 свидетельствует хлебниковское «Зверь + число» (1915) и бальмонтовское «Звериное число» (сб. «Ясень», 1916). Ср. также «В мире цифр» Хлебникова: Мы все знаем, как наши бабушки и прабабушки увлекались “звериным числом” — 666, придавая ему особый, таинственный смысл. [ХСС III: 462]
47 Отмечено в . Конечно, Хлебников-писатель по частоте обращения к числам, уравнениям и датам сильно впереди всех символистов, может быть, и вместе взятых. О числе и его словообразовательном гнезде, а также числительных у Хлебникова см. [Григорьев 1983: 119-130].
48 .
49 См. [Хлебников 2000 а, I: 486].
50 [Хлебников 1986: 664].
51 Точная дата написания «Чисел» в бальмонтоведении не обсуждается. Сборник, к которому они принадлежат, вышел в конце января, , что делает непосредственное влияние бальмонтовских «Чисел» на хлебниковские весьма вероятным.
52 Бальмонтовские рифмы, числа/ коромысло и число/ весло, не нашли поддержки в «Числах» Хлебникова, в отличие от «Гибели Атлантиды», ср. число / русло (с неправильной акцентуацией).
53 Согласно , в вещеобразном скрыто пушкинское вещий .
54 Ср. другие интерпретации. По [Иванов 2000: 368] деление Я-единицы на единицу — путь в ничто. По “я” — самостоятельная единица — при делении на единицу остается равной себе; таким образом, никакой тайны нет. По [Хлебников 2000 а, I: 487] тире перед единицей можно прочитывать не синтаксически, а как “минус”; тем самым речь идет о нет-единице .
55 Было бы заманчиво возвести математику Хлебникова ещё и к символистским эссе на те же темы — к «Краю Озириса» (п. 1914) Бальмонта или «Учителям учителей» (п. 1917) Брюсова, о которых см. [Панова 2006 a, I: 176-178], — но знакомство Хлебникова с ними пока что не подтверждается.
56 Эта статья продолжает исследование соловьевского слоя у Хлебникова, начатого М.С. Киктевым. В [Киктев 1992] отмечается общая для двух писателей идея «Единого», переход от соловьевской Богоземли к мыслезему , упоминание Соловьева в материалах к «Доскам судьбы» и переработка соловьевских «Трех разговоров» в «Зангези».
57 “Вечное возвращение” Заратустре проповедуют звери [Ницше 1981: 192-195]. О Хлебникове и Ницше см. и , o хлебниковской рецепции “вечного возвращения” — .
58 Иначе обстоит дело в «Чертике» (1909):

О д н а. Соловьев… Отечественный мыслитель сказал…
Ч е р т. Да, мы там послушаем и соловьев.

Такие каламбуры восходят к Н.В. Гоголю, вписавшему себя в финал «Тараса Бульбы» (п. 1835) в виде „гордого гоголя”, быстро несущегося по Днестру. Впоследствии к гоголевско-хлебниковской традиции подключился Даниил Хармс, ср. «Петров и Камаров» (б/д):

П е т р о в. Эй, Камаров!
Давай ловить камаров!

59 Ср. также уравнение происхождения Третьего Рима в [Хлебников 1922 a: 20].
60 Панмонголизм — по образцу панэллинизма, панславизма и проч.
61 И, кстати, автором произведений со сходными исканиями: «Глоссолалией» (1917, п. 1922) и романом «Москва» (п. 1926), где среди героев есть профессор математики, а в разговорах звучат не только числа и дроби , но — совсем по-хлебниковски — циферник и числец .
62 Ср. противоположное мнение в : отсутствие книжной культуры у Хлебникова не свидетельствует о его невежестве; читал он много, в особенности же о религиях и ритуалах, но не систематически (в результате Изанаги превратился у него из мужского божества в женское).
63 Согласно [Гройс 1993].
64 [Виролайнен 2003: 411-412], с той оговоркой, что сходство это типологическое.
65 Связь между Хлебниковым и Пьером Безуховым подмечена в «Посвящается С.» А.К. Жолковского: „Борхес „в каком-то смысле ‹...› был Набоковым, ‹...› потому что родился в 1899 году, том же, что и Набоков, что позволяло последнему с помощью относительно несложных (по понятиям ‹...› Пьера Безухова или Велимира Хлебникова) арифметических выкладок отождествить себя со своим великим предшественником, тоже не дожившим до получения Нобелевской премии [Пушкиным. — Л.П. ]” [Жолковский 1991: 5].
66 О влиянии «Войны и мира» на историософию Хлебникова см. [Арензон 2000: 541-544].
67 „Villanelle. Une nuit noirè, par un calmè, sous l’équateur” (1884) в пер. Ивана Бунина: Время, Пространство, Число/ С черных упали небес/ В море, где мрак и покой («В темную ночь, в штиль, под экватором», 1915), цит. по [Французские стихи: 424-425].
68 См. , о пифагореизме, и , с развитием этих идей; [Никитаев 1991: 72-74], о влиянии на Хлебникова «Человека и вселенной. Общего обзора оккультных знаний» Папюса (1909, по-русски); [Богомолов 1999] — наблюдение о том, что хлебниковские числа, идея цикличности и искания в области языка восходят к Блаватской; и [Виролайнен 2003: 421, 424] — о том, что Хлебников черпал свои геометрические соответствия буквам и идею языка, объединяющего человечество, из «Курса Энциклопедии Оккультизма, читанного Г.О.М. В 1911/ 1912 году в городе С.-Петербурге» (СПб., 1912).
69 Иоанн, I: 15.
70 Русский перевод, [Шюре 1914], приводится по http://www.psylib.ukrweb.net/books/shure01/index.htm.
71 О пифагорейской основе стихотворений Бальмонта см. .
72 ; раздел “The Mystery Language and its Keyes”.
73 ; цитируется пер. А.П. Хейдока, по http://www.sunhome.ru/library/166.
74 Упоминание «Глоссолалии» в связи с Хлебниковым приводится в .
75 Ср. „Такое искусство возникло; оно обосновано Штейнером; обоснование мое — физиология: то есть — бревенчатый смысл; из страны, где сверкает она, на руках, как младенца, принес ее Штейнер; и положил перед душами смелыми, чистыми” (гл. 73).
76 Оно подкрепляется отсутствием некоторых общеобязательных нумерологических топосов, ср. 8 как перевернутый знак бесконечности; египетские пирамиды, их геометрические формы в оккультном свете и число π, о чем см. [Панова 2006 a, I: 176-178]; придуманное гностиками слово Абраксас для обозначения 365, [Панова 2006 a, I: 470].
77 Утопическое мышление Хлебникова подробно рассматривается в ; в [Гройс 1993] оно поставлено в контекст русского авангарда; в [Степанов 1975: 249] оно оценивается с точки зрения марксизма-ленинизма; а в [Ичин] сравнивается с утопией Платона.
78 Хлебниковская утопия, а, возможно, и его жизнетворчество повлияли на художественный мир Андрея Платонова — в особенности же на его героев-иделистов, кующих светлое будущее.
79 Хлебниковская самопрезентация в текстах освещалась нечасто, но с разных точек зрения. Начал А.К. Жолковский: тексты, чередующие плохопись и добротное письмо, смонтированные в технике отрывка и выдержанные в неестественно высокой стилистике, распались бы на части, если бы не “я”, разросшееся до Председателя Земного Шара, [Жолковский 1986: 62-64]. Далее, в монографии рассматривается переход Хлебникова от воинской ипостаси — к пророческой. В статье показано, что хлебниковские маски пророка не только восходят к Пушкину и Ницше, но и оформляются цитатами из этих авторов. Во [Вроон 1996] прослеживается эволюция особого биографического “я”; перейдя рубеж 1920 года, когда был открыт закон времени и Хлебников почувствовал себя легендарной личностью, он придал и лирического герою стихотворений, и главному герою «Зангези» статус пророка. Наконец, в пророческий имидж Хлебникова из стихотворения «Одинокий лицедей» интерпретируется через миф об Ариадне, Тесее и Минотавре, Ветхий Завета и Пушкина, как кризис самовосприятия.
80 В т.ч. по принципу метемпсихоза, о чем см. [Панова 2006 a, I: 249-250].
81 Подробнее см. [Панова 2006 a, I: 198-203] и особенно [Панова 2006 b].
82 См. [Баран 2002: 128].
83 Письмо Дмитрию Петровскому, [НП 410].
84 Письмо Николаю Кульбину, ноябрь-декабрь 1916 г. (?), [ХСС III: 309-310].
85 [Ницше 1981: 185].
86 [Гройс 1993].
87 [Гройс 1993: 20-35].
88 Мнение Р.В. Дуганова.
89 В отмечаются общие для Заратустры и Зангези ситуации — в частности, провокационные жесты. В образ Зангези соотносится с Заратустрой по линии масок пророка. См. также [Григорьев 1986: 227], с беглым замечанием о том, что Заратустра присутствует в имени Зангези; [Вроон 1996: 140], о генезисе «Зангези» — изначально набора лирических стихотворений, собранных в целое и “драматизированных” по принципу «Так говорил Заратустра»; и [Старкина 2005: 340], с наблюдением, согласно которому появление Зангези на утесе — из Ницше.
90 В дискуссии о жанре «Зангези», представленной в , “пьеса для чтения” не значится.
91 Об основательном знакомстве Хлебникова с «Искушением святого Антония» свидетельствует его «Искушение грешника» (1907), о чем см. [Дуганов 1990: 19].
92 Более того, “звездная” азбука «Зангези» (Зэ — отражение луча от зеркала. — Угол падения равен углу отражения (зрение) , пл. VIII) позволяет выстраивать лучеобразные соответствия между З ангеЗ и , с повторенным З , и Заратустрой . Символическое значение этого имение, зрение , сближает Зангези с лирическим героем «Чисел», чьи вещеобразно раскрытые зеницы позволяют ему видеть числовую изнанку мира. Ср. также трактовку Заратустры в «Глоссолалии» Белого: „Звуки слов “Заратустра” рисуют:

“Заратустра” есть распростертый лучами на все из духовного света-жара души ” (гл. 39).
93 Сопоставление стилистик Ницше и Хлебникова см. в .
94 [Ницше 1981: 71].
95 Ницшеанский подтекст в пророчествах Зангези Мандельштам наверняка уловил, поскольку и сам часто цитировал «Так говорил Заратустра», о чем см. см. [Панова 2003: 341-343].
96 В финалы Хлебникова и Ницше, напротив, разводятся как непохожие.
97 [Ницше 1991: 289].
98 „Вот я уже умер” [Ницше 1991: 284].
99 [Ницше 1991: 65].
100 См. , где они поданы в парадигме евразийства.
101 [Хлебников 1925: 4].
102 [Ницше 1981: 37].
103 «Свободы сеятель пустынный…» (1823): Паситесь, мирные народы! / ‹...›/ К чему стадам дары свободы? / Их должно резать или стричь.
104 Ср. «Воспоминания о Велемире Хлебникове» Дмитрия Петровского: „317 было число Председателей Земного Шара. Я вступил в их число одним из первых и вышел только в 1917 году, когда Хлебников обратил его в кунсткамеру, записывая в Председатели то Вильсона и Керенского, то Али-Серара и Джути, только потому, что это были первые арабы или абиссинцы, каких он встретил, то христианских братцев из Америки: м-ра Девиса и Вильяма”.
105 Дата — по [Шишкин 1996: 144-145, 147]. Семантика — по [Асеев 2000: 103]; другие объяснения этого имени — в [Шишкин 1996: 148].
106 [Старкина 2005:232].
107 [Старкина 2005: 243-245].
108 [Старкина 2005:249-250, 269-279].
109 [Старкина 2005: 336-337].
110 Ср. в этой связи [Вроон 1996: 147]: Хлебникова написал о себе как об открывателе новых материков, а Маяковский канонизировал это знаменитой формулой „Колумб новых поэтических материков”.
111 См. и перевод в [Паперно 1996].
112 [Паперно 1996: 168-169].
113 [Паперно 1996: 166-169].
114 [Старкина 2005].
115 [Жолковский 1986: 585].
116 .
117 [Анфимов 1935].
118 [Смирнов 1994: 203-204].
119 См., к примеру, [Руднев 2002: 227].
120 О Лимонове см. [Жолковский 2005].
121 См. об этом, к примеру, [Руднев 2002: 222-224].
122 К примеру, в [Виролайнен 2003: 423-425] миссия Хлебникова проецируется на антибиблейский архетип. Если Бог не допустил строительства Вавилонской башни, разделив человечество на разные языки, то Хлебников, вводя универсальный язык — полуоккультный, ибо на нумерологической платформе, — восстанавливает Вавилонскую башню, тем самым превращая себя и людей в божичей .
123 Ницше даже подписывался Дионисом и Распятым , [Руднев 2002: 227].
124 Эти соображения входят в противоречие и с идеей Ю.Н. Тынянова о том, что смех Хлебникову был не страшен, ибо в «Зангези» предоставлено слово потешающимся над Хлебниковым, [Тынянов 2000: 217], и с распространенным мнением об ироничности «Зангези», особенно же в финале, где Смех зарезался бритвой.
125 [Гройс 1993: 15].
126 [Гройс 1993: 20-35, 61].
127 См. [Лимонов 2004: 38-45], а также [Жолковский 1994] — исследование графоманского письма Лимонова на фоне Хлебникова.
128 См. «Бабочка или две их» — ещё один после Мандельштама диалог c Зангези (ответ на самоотождествление Зангези-Хлебникова с бабочкой; «Зангези», пл. VI), — и эссе «Похвала поэзии» [Седакова 1994: 329-331].
129 Вместе эти писатели рассматриваются подробно в .
130 Об заимствовании каламбурного принципа см. сноску 58.
131 [Хармс 2002, I: 13-15, 102, 111-112, 120, 197, 379-380, 437-438, 459, II: 13и др.], в т.ч. с числовыми обозначениями букв.
132 [Хармс 2002, I: 86-88, 92, 100, 114, 138-139, 242, 245], в т.ч. с перечнями оккультной литературы.
133 Хармс имел доступ к рукописям Хлебникова.
134 [Ямпольский 1998: 287-313].
135 Ноль не входит в традиционную оккультную нумерологию; возник он лишь 1300 лет назад в Индии, а в Европе утвердившийся в начале XVII века, [Ямпольский 1998: 291].
136 Ср. также геометрические упражнения Хармса — шар в «Математике и Андрее Семеновиче» (1933).
137 В [Руднев 2002: 50-51] нумерологические произведения Хармса рассматриваются как образец обсессивного дискурса.
138 [Ямпольский 1998: 10].
139 О такого рода математических операциях и мнимых числах см. [Иванов 2000: 364 и сл.] и [Никитаев 1992]; новый взгляд на √-1 предлагается в и .
140 Полный обзор литературной математики Хармса и ее мистических контекстов см. в .
141 Недавно этот иконостас пополнился Хармсом, о чем см. [Иванов 2005].
142 „Проследим ‹...› вестническую тенденцию ‹...› в бредовых идеях Хлебникова о преображении Земли и в его сумасшедших мечтах — стать правителем земного шара ‹...› Не случайно на первых же её [русской литературы. — Л.П .] страницах пламенеют потрясающие строфы пушкинского «Пророка»!” (1950-1958, [Андреев 1995, II: 380]). Ср. также стихотворение Андреева «Хлебников» (1940): Как феникс русского пожара/ ПРАВИТЕЛЕМ ЗЕМНОГО ШАРА/ Он призван стать — по воле “ка”!/ И в этом — Вышнего рука.
143 Кстати, эти две ипостаси разводит В.Ф. Марков, отдавая должное лишь писательской „прелести” Хлебникова, .
144 [Панова 2003: 358].
145 Явное contradictio in adjecto — признание Хлебникова одновременно учёным и Королем (Времени). Напомню в этой связи исторический анекдот об Александре Македонском, попросившего математика Менахма изложить ему быстрый путь к освоению геометрии и услышавшего в ответ, что в геометрию нет королевского пути. Так что либо король, либо учёный.
146 См. [Панова 2003: 333-603].
147 См. .
148 .
149 [Вроон 1996: 148].
150 Освобождение русской культуры от мифов предпринимается, в частности, в [Гаcпаров 1997], с деконструкцией культа М.М. Бахтина (авангардного толка, отчасти схожего с хлебниковским), и в [Жолковский 1996], с деконструкцией культа Ахматовой (сталинистского толка).

Литература

Андреев Даниил . Собрание сочинений в трех томах. Сост., вст. ст. и прим. А.А. Андреевой. М.: Московский рабочий, Алеся, 1993-1996.
Анненков П.В . А.С. Пушкин. Материалы для его биографии и оценки произведений. СПб., 1873 .
Анфимов В.Я . К вопросу о психопатологии творчества: В. Хлебников в 1919 году // Труды 3-й Краснодарской клинической городской больницы, вып. 1. Краснодар, Издание Краснодарского горздравотдела, 1935, с. 66-73.

Арензон Е.Р . „Задача измерения судеб…”. К пониманию историософии Хлебникова // МВХ 2000: 522-549.
Асеев Ник . В.В. Хлебников // МВХ 2000: 103-109.
Бабков Василий . Контексты Досок Судьбы // Хлебников 2000 b: 159-287.
Баран Хенрик . О Хлебникове. Контексты, источники, мифы. М.: РГГУ, 2002.
Богомолов Н.А . Об одном из источников диалога Хлебникова «Учитель и Ученик» // Богомолов Н.А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М: НЛО, 1999, с. 264-269.
Вечорка Татьяна . Воспоминания о Хлебникове // Хлебников 1925: 21-30.

Винокур Г.О . Хлебников. ‹Вне времени и пространства› // МВХ 2000: 206-223.

Виролайнен М.Н . „Сделаем себе имя”: Велимир Хлебников и М.П. Погодин: миф числа // Виролайнен М.Н. Речь и молчание: сюжеты и мифы русской словесности. СПб.: Амфора, 2003, с. 411-436 .
Владимирский Б.М . “Числа” в творчестве Хлебникова. Проблемы автоколебательных циклов в социальных системах // МВХ 2000: 722-732.

Вроон Р . Генезис замысла “сверхповести” «Зангези»: (К вопросу об эволюции лирического “я” у Хлебникова) // Вестник Общества Велимира Хлебникова. Вып. I. М., 1996, с. 140-159.
Гаспаров М.Л . М.М. Бахтин в русской культуре XX века // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. II: «О стихах». М.: «Языки русской культуры», 1997, с. 494-496 .
Гинзбург Лидия . Записные книжки. Воспоминания. Эссе. Вст. ст. А.С. Кушнера. СПб.: Искусство-СПБ, 2002.
Гиппиус З.Н . Стихотворения. Вст. ст., сост. и прим. А.В. Лаврова. СПб.: Академический проект, 1999.
Григорьев В.П . Грамматика идиостиля. В. Хлебников. М.: Наука, 1983.

Григорьев В.П . Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М.: Наука, 1986.

Григорьев В.П . Будетлянин. М.: Языки славянской культуры, 2000.
Гройс Борис . Стиль Сталин // Гройс Борис. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993, с. 11-112.
Дуганов Р.В . Велимир Хлебников. Природа творчества. М.: Советский писатель, 1990.

Жолковский А.К . Графоманство как прием. Лебядкин, Хлебников, Лимонов и другие // VChMR 1986: 573-590 [перепеч. в: Жолковский А.К. Блуждающие сны. М.: Восточная литература, 1994, с. 54-68].

Жолковский Александр . НРЗБ. М.: Весы, 1991.
Жолковский А.К . Анна Ахматова — пятьдесят лет спустя // Звезда, 1996, № 9, с. 211-227 [перепеч. в: Жолковский А.К. Избранные статьи о русской поэзии: Инварианты, структуры, cтратегии, интертексты. М.: РГГУ, 2005, с. 139-174].
Жолковский А.К . Интертекстуал поневоле («Я в мыслях подержу другого человека…» Лимонова) // Жолковский А.К. Избранные статьи о русской поэзии: Инварианты, структуры, cтратегии, интертексты. М.: РГГУ, 2005, с. 309-326.
Иванов Вяч.Вс . Хлебников и наука // Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 2: Статьи о русской литературе. М.: Языки русской культуры, 2000, с. 342-398 .

Иванов Вяч.Вс. Египет амарнского периода у Хармса и Хлебникова: «Лапа» и «Ка» // Столетие Даниила Хармса: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Д.И. Хармса. Ред. А.А. Кобринский. СПб: ИПЦ СПГУТД, 2005, с. 80-90.

История и антиистория : Критика «новой хронологии» академика А Т. Фоменко. Сост. А.Д. Кошелева. 2-е изд., доп. М.: Языки славянской культуры, 2001.
Ичин Корнелия . Утопия Хлебникова и замысел “идеального государства” у Платона.

Киктев М.С . Хлебниковская “Азбука” в контексте революции и гражданской войны // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27-29 ноября 1990 г. Отв. Ред. С.В. Старкина. СПб., 1991, с. 15-39.

Киктев М.С . Хлебников и Вл. Соловьёв // Материалы IV Хлебниковских чтений. Астрахань, 1992, с. 28-32.
Клинг Олег . Футуризм и “старый символистский хмель”: Влияние символизма на поэтику раннего русского футуризма // Вопросы литературы, 1996, № 5, с. 56-92.
Клинг Олег . Хлебников и символизм // Вопросы литературы, 1998, № 5, с. 93-121.
Крученых А . Предисловие // Хлебников 1915: 4.
Кузмин М.А . Кузмин М. Проза. Вст. ст., ред. и прим. В.Ф. Маркова. В 12-ти тт. Berkeley, 1984-2000.
Леннквист Барбара . Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова. Пер. с англ. А.Ю. Кокотова. СПб.: Академический проект, 1999.

Лимонов Эдуард . Священные монстры. М.: Ad Marginem, 2004.

Малевич К.С . В. Хлебников // МВХ 2000: 182-185.

Мандельштам Н.Я . Вторая книга. М.: Согласие, 1999.

МВХ — Мир Велимира Хлебникова. Статьи. Исследования (1911-1998). Сост. Вяч.Вс. Иванова, З.С. Паперного, А.Е. Парниса. М.: Языки русской культуры, 2000.
Никитаев А.Т . К интерпретации 2-ого паруса «Детей выдры» // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27-29 ноября 1990 г. Отв. Ред. С.В. Старкина. СПб., 1991, с. 69-95.

Никитаев А.Т . Мнимые числа в творчестве Велимира Хлебникова // Поэтический мир Велимира Хлебникова. Вып. 2. Сост. С.А. Ланцова. Астрахань, 1992, с. 12-21.

Ницше Ф . Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. Пер. с нем. Ю.М. Антоновского. NY: Chalidze, 1981 [Репринт изд.: СПб.: Прометей, 1911].
НП — Хлебников Велимир. Неизданные произведения. Ред. и комм. Н. Харджиева и Т. Грица. М.: Художественная литература, 1940.
Панова Л.Г . “Мир”, “пространство”, “время” в поэзии Осипа Мандельштама. М.: Языки славянской культуры, 2003.
Панова Л.Г . Русский Египет. Александрийская поэтика Михаила Кузмина. В 2-х тт. М.: Водолей Publishers, Прогресс-Плеяда, 2006 (a).
Панова Л.Г . «Ка» Велимира Хлебникова: сюжет как жизнетворчество // Материалы международной научной конференции «Художественный текст как динамическая система», посвященной 80-летию В.П. Григорьева (Москва, ИРЯ РАН, 19-22 мая 2005) // Художественный текст как динамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В.П. Григорьева 19-22 мая 2005. М.: Азбуковник, 2006 (b), с. 535-551.

Паперно Ирина . Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М: НЛО, 1996.
Перцова Н.Н . О “звездном языке” Велимира Хлебникова // МВХ 2000: 359-384.

Пунин Н.Н . ‹Хлебников и государство времени› // МВХ 2000: 157-174.

Руднев В.П . Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. М.: Класс, 2002.
Седакова Ольга . Стихи. М.: Гнозис, Carte Blanche, 1994.
Смирнов Игорь П . Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.: НЛО, 1994.
Старкина София . Велимир Хлебников: Король времени. СПб.: Вита Нова, 2005.
Степанов Н . Велимир Хлебников. Жизнь и творчество. М.: Советский писатель, 1975.
Тынянов Ю.Н . О Хлебникове // МВХ 2000: 214-223 .

Французские стихи в переводе русских поэтов. XIX-XX вв. Сост., вст. ст. и комм. Е. Эткинда. М.: Прогресс, 1969.
Хармс Д . Записные книжки. Дневник. Сост. и подг. текста Ж.-Ф. Жаккара и В.Н. Сажина, вст. ст. и прим. В.Н. Сажина. В 2-х тт. СПб.: Гуманитарный проект, 2002.
Хлебников В . Битвы 1915-1917 г.г. Новое учение о войне. Пг., 1915.
Хлебников В . Время мера мира. Петроград, 1916.
Хлебников Велемир . Отрывок из Досок судьбы. 1922 (a).
Хлебников Велемир . Зангези. М., 1922 (b).
Хлебников Велимир . Записная книжка. Сост. и прим. А. Крученыха. М.: Издание всероссийского союза поэтов, 1925.
Хлебников Велимир . Творения. Общ. ред. и вст. ст. М.Я. Полякова, сост., подг. текста и комм. В.П. Григорьева и А.Е. Парниса. М.: Советский писатель, 1987.
Хлебников Велимир . Собрание сочинений. В 6-тт. Под общ. Ред. Р.В. Дуганова. М.: Наследие, 2000 (a) — … (продолжающееся).
Хлебников Велимир . Доски судьбы. Василий Бабков. Контексты Досок Судьбы. М.: Рубеж столетий, 2000 (b).
ХСС — Хлебников Виктор. Собрание сочинений. Gesammelte Werke. Nachdruck der Ausgabe Moskau 1928-1933. Mit einem Vorwort von Vladimir Markov. В 4-х тт. München: W. Fink, 1968-1972.
Шишкин Андрей . Велимир Хлебников на “башне” Вяч. Иванова // НЛО, 1996, № 17, с. 141-167.
Шюре Эдуард . Великие Посвященные. Очерк эзотеризма религий. Пер. Е. Писаревой. Изд. 2-е испр. Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914.
Ямпольский Михаил . Беспамятство как исток (Читая Хармса). М.: НЛО, 1998.
Baran Henryk . Temporal Myths in Xlebnikov: From «Deti Vydry» to «Zangezi» // Myth in literature. Ed. Andrej Kodjak et al. Columbus: Slavica Publishers, 1985, pp. 63-88.
Baran Henryk . Khlebnikov and Nietzsche: pieces of an incomplete mosaic// Nietzsche and Soviet culture: ally and adversary. Ed. by Bernice G. Rosenthal. Cambridge; New York: Cambridge Univ. Press, 1994, pp. 58-83.
Blavatsky H.P . The Theosophical glossary. Krotona, Hollywood, Los Angeles: The Theosophical Publishing Society, 1918 .
Blavatsky H.P . The Secret Doctrine; the Synthesis of Science, Religion and Philosophy. V. 1-4. London: Theosophical Publishing Society, 1893-1897.
Cooke Raymond . Velimir Khlebnikov. A Critical Study. Cambridge, New York: Cambridge Univ. Press, 1987.
Cultural Mythologies of Russian Modernism . From the Golden Age to the Silver Age. Ed. by Boris Gasparov et al. Berkeley, Los Angeles, Oxford: University of California Press, 1992.
Freidin, Gregory . А Coat of Many Colors. Osip Mandelstam and his Mythologies of Self-presentation. Berkley, Los Angeles, London: Univ. of California Press, 1987.
Grübel Rainer . The Montage of Codes and Genres as Secondary Syncretism in Chlebnikov’s Zangezi. The Construction of a Synthetical Text and the Problems of ‘Gesamkunstwerk’ // VChMR 1986: 399-473.
Koll-Stobbe Amei . Cognition and Construction: Chlebnikov’s √-1 as a Metaphoric Process // Chlebnikov, Velimir: 1885-1985. Herausgegeben von J. Holthusen ... . München: O. Sagner, 1986, Ss. 107-115.
Lönnqvist Barbara . Xlebnikov and carnival: an analysis of the poem Poet. Stockholm: Almqvist & Wiksell international, 1979.
Markov Vladimir . The Longer Poems of Velimir Khlebnikov. Berkeley, Los Angeles: Univ. of California Press, 1962.
Markov Vladimir . Kommentar zu den Dichtungen von K.D. Bal’mont 1890-1909 // Bausteine zur Geschichte der Literatur bei den Slaven; Bd. 31. Koln; Wien: Bohlau Verlag, 1988.
Markov Vladimir . Kommentar zu den Dichtungen von K.D. Bal’mont. 1910-1917 // Bausteine zur Slavischen Philologie und Kulturgeschichte: Reihe A, Slavistische Forschungen; Bd. 3 = 63. Koln; Wien: Bohlau Verlag, 1992. Tei 2.
Markov Vladimir . On the prelest’ of Chlebnikov // VChMR 1986: 1-13.
Moeller-Sally Betsy F . Masks of the Prophet in the Work of Velimir Khlebnikov: Pushkin and Nietzsche // Russian Review, vol. 55, April 1996, pp. 201-215.
Niederbudde Anke . Mathematische Konzeptionen in der russischen Moderne. Florenskij - Chlebnikov - Charms. München: Verlag Otto Sagner, 2006.
Paperno Irina . Chernyshevsky and the Age of Realism. A Study in the Semiotics of Behavior. Stanford: Stanford Univ. Press, 1988.
Ram Harsha . Velimir Chlebnikov’s «Odinokij licedej»// Die Welt der Slaven, № 46, 2001 (a), pp. 331-346.
Ram Harsha . The Poetics of Eurasia: Velimir Khlebnikov between Empire and Revolution // Social Identities in Revolutionary Russia. Ed. Madhavan K. Palat, Basingstoke: Palgrave Publishers Ltd, 2001 (b), pp. 209-231.
Schuré Édouard . Les grands initiés. Esquisse de l’histoire secrete des religions. Paris, 1914.
Solivetti Carla . “Азбука ума” Велимира Хлебникова // Russian Literature, 1988, vol. 23, № 2, pp. 169-184.
Stobbe Peter . Utopisches Denken bei V. Chlebnikov. München: Verlag Otto Sagner, 1982.
VChMR — Velimir Chlebnikov (1885-1922): Myth and Reality. Amsterdam Symposium on the Centenary of Velimir Chlebnikov. Ed. by Willem G. Weststeijn. Studies in Slavic Literature and Poetics, vol. VIII. Rodopi, 1986.
Verheul Kees . The Theme of Time in the Poetry of Anna Axmatova. The Hague-Paris: Mouton, 1971.
Vitalich Kristin . Khlebnikov’s Schizophrenia: A Pragmatic Approach to his Texts and their Discursive Context // Toronto Slavic Quarterly, http://www.utoronto.ca/tsq/18/vitalich18.shtml.
Vroon Ronald . Velimir Xlebnikov’s shorter poems: a key to the coinages. Ann Arbor: University of Michigan, 1983.
Wachtel Andrew . An Obsession with History: Russian Writers Confront the Past. Stanford: Stanford Univ. Press, 1994.

«Король Времени» Велимир Первый, Председатель Земного шара, глава «Государства времени» - этими титулами поэт Велимир Хлебников - автор «Лебедии Будущего» /12,26/ был наделен его друзьями известными поэтами, футуристами и символистами в 1915-1916 году, за неистовый и многолетный поиск «законов времени» и формулы повторяемости событий, которые позволили бы предвидеть будущее /7,8,9/

Он делал это во имя Мира, считая, что Человечество, предупрежденное о Будущем, не будет идти против течения Времени, а следовательно, - войны исчезнут сами собой.

Клятву найти эти «законы времени» Велимир Хлебников написал на березе, в тот самый день, когда пришло известие о Цусиме. А на исполнение его «березовой клятвы» ушло 10 лет работы в библиотеках и архивах.

В эти годы поэт-гений жил в Петербурге. Вычисления и «законы времени» требовали пребывания в столице. И Хлебникову нужны были книги, нужны были данные… В эти же годы Хлебников опубликовал и первые статьи о закономерностях в истории и человеческой жизни».

Однако «Чистые законы» времени, как он их назвал сам, были созданы в 1920 году в Баку, «в стране огня, в высоком здании морского общежития».

«Предвидение будущего есть уже не греза, а труд, и мало отличный от труда сапожника» - писал он…./10,11/

Т.е. «соль» его понимания времени была не только в тех найденных им «волшебных формулах», указывающих на число лет и число дней повторяемости событий. Он вел речь об «обратном ходе» событий и описал свое открытие в двух поэмах: «Зангези» и «Доски судеб», как называли гадательные доски ламаисты, среди которых он родился и рос.

Одно из «волшебных чисел» поэта, найденных на основе изучения дат тысяч исторических событий - 742. Через 742 года возвращаются те, кто ушли.

И если в 1271 году султан Египта Бей-барс захватил Тамплиерский замок Сафита (Кастель Блан) и замок госпитальеров Крак де Шевалье, то в 2013 году тамплиеры должны были начать поход за возврат своих владений. И они начали этот поход.

Однако в 1271 году Бей-барс, известный успешными войнами в Сирии и Палестине, взял не только замок тамплиеров и госпитальеров. Он захватил Монфор - главную твердыню Тевтонского ордена в Палестине и завоевал почти всю территорию графства Триполи. Хотя, при этом, не смог взять сам Триполи. И именно это самое Триполи было в центре внимания в 2012 и 2013 годах.

Но и Триполи не был последней целью Бей-барса - Акр Сирийский и Дамаск интересовали его /13,14,15/.

И по «законам Времени» Велимира Хлебникова спустя 742 года Акр Сирийский и Дамаск должны вернуться потомкам и преемникам дела тамплиеров и участников последнего Крестового похода.

Таким образом, в центре исторического ренессанса оказываются люди и события 1271 года, а также и 1272 года, поскольку уже наступил год 2014-й:

Филипп III - участник крестовых походов король Франции;

Король Англии Эдуард I Длинноногий из династии Плантагенетов, женатый на дочери Филиппа, высадившийся в Акре для военной операции против мусульман в 1271 году;

Король Карл Анжуйский, он же - король Иерусалима с 1277 года, но при этом король Албании с 1272 года;

Григорий X - Папа Римский из рода Висконти, с 1271 года, участник последнего Крестового похода, созвавший чуть позже, в 1274 году, - Вселенский Собор в Лионе, утвердивший правила Конклава и признавший Габсбурга германским королем в 1273 году;

Присоединение Тулузы к королевству Франции;

«Переезд» столицы Великих Монголов в Китай;

Начало китайской династии Юань и империи Юань.

Ключевой фигурой описываемых событий был султан Египта и Сирии Бейбарс. При этом, отвоевывать Сирию у Монголов этот «Барс» начал раньше, в 60- х годах.

«Для чего заблаговременно наладил дипломатические контакты с Конийским султанатом и Грузией, заключил в 1262 году с византийским императором Михаилом VIII, незадолго до этого отнявшим у латинян Константинополь, договор о свободном доступе египетских судов в Чёрное море.

Но самого ценного союзника он нашёл в лице золотоордынского правителя Берке».

Именем Берке назван город Сарай - Берке, вторая столица в устье Волги, после первой столицы – Батыя, отстоящей на несколько десятков километров от города Берке. Ныне этот город известен, как Волгоград.

Дело в том, что сам султан «Барс» Египетский и Сирийский был родом из Крыма. Сейчас этот город называется Старый Крым.

Но при друге Бей - барса золотоордынском хане Берке у Старого Крыма, в то время именовавшегося Солхат, были годы расцвета.

Город знаменит армянской крепостью Святой Крест – Сурб Хач. И церковью Святого Знамения (Сурб Ншан) 1358 года.

Т.е. армянская церковь Святой Крест на родине Бей-барса появилась уже после того, как он возжелал ещё и Киликию. Причем «Барс» теснил армян, отвоевав у них часть владений, полученных ими при помощи монголов.

Город Солхат, считающийся родиной Бей-барса, возникновение которого относят к XIII веку, т.е. к временам сирийско-египетского «Барса», существовал много раньше.

«Почётная надпись 222 г. н. э. на древнегреческом языке, найденная в 1895 году в Старом Крыму, является свидетельством гораздо большего возраста города, чем это принято считать»

Если к дате 222 год применить «волшебное число» Короля Времени Велимира Хлебникова - 742, то получается 964 год - т.е. 60-е годы X века знаменательные в истории России. Это первые годы после того, как Великая Княгиня Ольга приняла христианство.

Надо сказать, что «Король времени» считал сроки не в годах, а в днях. И если быть точным, то он называл 742 года 34 дня. Хотя в отдельных, приведенных им примерах, это был и 741 год.

«Между гибелью Персии 1/Х 331 года до Р. Хр. под копьем Александра Великого и гибелью Рима от мощных ударов Алариха 24/V111 410 года прошло 741 год, или 10 (в 5-й степени) + 10(в 4-й степени) + 11(в 5-й степени) - (3(в 6-й степени) + 1)/2 - (2(в 3-й степени) 3 (во 2-й степени))/2 дней.

то в 1271 году Великий Князь Тверской и Киевский Ярослав III - сын Великого Князя Ярослава Всеволодовича, вместе с его племянниками –детьми Александра Ярославича Невского /30/, последний раз отправился с Орду ()

В 1272 году Великим Князем Владимирским стал его младший брат Князь Василий Ярославич Костромской, правивший до 1276 года.

В эти годы потомки Великого Князя Владимирского Ярослава Всеволодовича ещё контролировали Ярославль, Кострому, Суздаль, Городец, Москву ()

А будущий Князь Ярославский Федор Черный, из второй ярославской династии в ещё находился в орде у Менги - Тимура, на дочери которого он женился в период с 1272 по 1276 год.

Поскольку дети смоленского князя Федора Черного, как уже сказано, рождены в Орде, то годы рождения сыновей нигде не указаны, также как и год второй женитьбы Федора Черного на Анне – дочери золотоордынского хана Менги-Тимура.

Но именно в этом отрезке времени в Сарай-Берке формировалась вторая династия Ярославских князей, которая пришла на смену первой династии - прямых потомков Великого князя Владимирского Ярославова II Всеволодовича.

Теперь же, с точки зрения «возврата на круги своя», о котором ведет речь Велимир Хлебников, в России наступают времена, когда вторая ярославская династия «покидает Ярославль» /1|2/

Таковы «законы времени» Короля времени Велимира Хлебникова.

И, как видим, русские события связаны, с происходившим в Акре Сирийской, - через ханов «Золотой Орды» и через столицу «Золотой орды» - Сарай-Берке (Волгоград) /5/

Акр Сирийский «отражается» и в Киеве /13,14,15/. Ведь родом из Акра Сирийского был первый русский митрополит Михаил Сирин, пришедший в Киев вместе с Владимиром св. и крестивший самого великого князя Владимира. В книге о «Зверинецких пещерах» - предтече пещер Печерских, Михаил именуется митрополит Акра Сирийского, а также «синкелл иерусалимский св. Михаил-сирин» ().

При этом, непосредственно в годы, когда султан мамлюков Бей-барс брал Акр Сирийский в королевстве Иерусалим, ханом «Золотой Орды» был уже Менги-Тимур родственник будущего ярославского князя Федора Черного из смоленских Рюриков - Ростиславичей.

Вероятно поэтому Менги-Тимур в 1274 -1275 годах провёл большой поход против Литвы. При этом, по пути туда - разорил смоленские земли, а по пути обратно обратно - курские/4/.

«Оборотный отклик» этих событий можно ждать в 2016-2017 годах.

Ещё одно событие в годы, близкие к тем, которые влияют на нашу современность…

В 1274 году, в правление младшего сына Великого Князя Владимирского - Василия Ярославича, был созван собор русских епископов для восстановления церковных уставов/3/.

Судя по датам: в одном и том же 1274 году в Лионе прошел Вселенский собор, и были приняты правила Конклава Ватикана, а на Руси прошел собор русских епископов.

Можно сказать, реформа или «очищение» в Ватикане и реформа в русском епископате.

В 2013 году «обратная реформа» в Ватикане, по истечении «цикла Хлебникова» в 742 года, уже началась ()

Да и в России не все гладко и спокойно в Русской Православной церкви.

Период повторяемости событий «с отрицательным знаком», формулу которой вывел Велимир Хлебников, позволяет выделить судьбоносные сражения, персоны, реформы, географию и топонимику, которые будут ожидаемо напоминать об этих баталиях и переменах, 742 года спустя.

Однако, если внимательно посмотреть историю «главного героя» 1271 , 1272 годов Бей-барса, то вектор его действий, также как альянсы и партнеры, часто менялись.

К тому же, у истории есть и «культурные слои», которыми хорошо «зарисована» действительность.

Поэтому довольно сложно, без детального изучения судьбы султана мамлюков Бей-барса и главное - мотивов «Барса», определить «зеркальное отражение» в современности его побед, которые спустя семь с половиной веков будут уже - поражениями/6/.

И кто в современности «представляет интересы» Бей-барса?

И какие главные векторы в его судьбе повернутся на 180 % ?

Не менее значительными фигурами второй половины XIII века были участники Крестового похода король Франции Филипп III и король Англии Эдуард I.

И в контексте этих значительных персон тоже есть вопрос: что, из сделанного ими в XIII веке, получит обратное направление развития?

«Англичане дорого бы дали, чтобы эти вычисления не были напечатаны!» - таинственно говорил Хлебников Алексею Крученых в начале 20 века. Крученых смеялся и говорил, что англичане гроша не дадут. Но Хлебников не верил».

Хлебников был прав в том, что именно англичане являются ценителями подобных исследований.

Однако источник их тайн - Джон Ди в туманном Альбионе умер в нищете, хотя концептуально «поставил королевство».

И англичанам мало лишь только «чисел периодичности».

Им нужны результаты тех трудов, о которых сам Велимир Хлебников написал:

«Предвидение будущего есть уже не греза, а труд, и мало отличный от труда сапожника».

Оттого я и делаю рефрен этой цитаты.

10 лет потратил «Король Времени» на то, чтобы выделить «периоды цикличности», которые можно назвать «Хлебниковские».

Не малые затраты времени ждут и сегодняшних «буделян», способных со всей определенностью сказать, что будет впереди.

Одновременно, я не вижу в 21 веке и людей, которые бы занялись этим «трудом сапожника» - предвидением Будущего.

Но я наблюдаю интерес персон, близких к Английскому королевскому дому, - к «копированию» дат, которые сегодня звучат в современной России.

А можно сказать - возрождаются в современной России. Или вспоминаются в современной России.

И почему Англия пытается в части дат повторить сегодняшний путь России – в этом вопрос. Вопрос лично мой. Потому большинство не чутко к этой теме.

742 года - не единственный «период повторяемости», открытый «Королем Времени» Велимиром Хлебниковым.

В ноябре 1914 года в издательстве «Журавль» Матюшина вышла книга В.Хлебникова «Битвы 1915–1917 гг.: Новое учение о войне», ставшая итогом его размышлений о закономерностях войн.

«Он хочет «поймать войну в мышеловку» - пишет София Старкина /29/, автор книги о Велимире Хлебникове:

«Незадолго до смерти он написал:

Если я обращу человечество в часы

И покажу, как стрелка столетия движется,

Неужели из нашей времен полосы

Не вылетит война, как ненужная ижица?

(«Если я обращу человечество в часы…»)

В книге «Битвы 1915–1917 гг.: Новое учение о войне» В.Хлебников:

«оперирует несколькими числами, играющими большую роль в природе и обществе и влияющими на человека. Главное из них - 365, число дней в году, второе важное число - 48, причем Хлебников сам признается, что не знает, откуда оно взялось, но то, что оно влияет на человека, Хлебников считает непреложным фактом. Третье число, которое выводится из первых двух, - 317 (317 = 365-48). Это число Хлебников считает основным для войн. Он говорит, что битвы на море происходят через 317 лет или его кратные, при этом происходит смена господства на море разных народов. Хлебников приводит в пример около ста битв…

Другая закономерность: отдельная война есть уменьшенный в 365 вековой ряд соответствующих войн. Хлебников рассматривает Русско-японскую войну 1904–1905 годов и период покорения Сибири.

Друзья… отнеслись к его пророчествам очень серьезно. Роман Якобсон писал Матюшину в январе 1915 года: «…ведь оправдалось предсказание. 20-го потопили немцы Formidable. От комментариев воздерживаюсь»/29/.

Число 317 -, главное для войн, Король Времени Велимир Хлебников выбрал и для «мирового правительства».

317 - теперь … становится числом Председателей земного шара. Общество «Союз 317-ти», по мысли Хлебникова, должно было насчитывать 317 членов. «Хлебников был очень увлечен этой идеей. Он надеялся привлечь в общество лучших людей со всей планеты и таким образом воздействовать на все правительства всех государств».

Со временем, Велимир Хлебников все более переходит на «числовое письмо» или «язык чисел».

В предисловии к одной из книг, названном «Свояси», «он говорит о своей работе с языком, о «первом» и «втором» отношении к слову. Он говорит о своей работе с числами: «В последнее время перешел к числовому письму, как художник числа вечной головы вселенной»/29/.

При этом, «он собирается изучать «Труды и дни Пушкина» Лернера как человеческую жизнь, точно измеренную во времени. К концу жизни он построит «уравнение души Гоголя», «уравнение души Пушкина» и уравнение своей собственной жизни».

В эти же годы Велимир Хлебников изучает притяжение слов и притяжение людей.

Он пишет о «брачном времени языка, месяце женихающихся слов и времени налитых разумом слов».

А также размышляет о правилах дружбы.

«Существуют ли правила дружбы? Я, Маяковский, Каменский, Бурлюк, может быть, не были друзьями в нежном смысле, но судьба сплела из этих имен один веник.

И что же? Маяковский родился через 365×11 после Бурлюка, считая високосные дни, между мной и Бурлюком 1206 дней, между мной и Каменским 571 день. 284×2 = 568.

Между Бурлюком и Каменским 638 дней.

Между мной и Маяковским 2809 дней…»

Так пытается Хлебников осмыслить свои отношения с соратниками по футуристическим боям…»/29/

Мне знакомы такие размышления. Потому что я размышляла о влиянии дат рождения на «притяжение политиков», т.е. людей, наделенных большой властью и правом принятия решений/16/

А цель исследования была такая же, как у В.Хлебникова – Мир на земле, Лидеры и квазилидеры, которые смогут или не смогут привести к этому - Миру.

В ходе изучения истории своего рода я также пришла к выводу о существовании - притяжения фамилий.

Не один год меня интересует и число 22, и дата 22 февраля /20,21,22/. Интерес субъективный - это дата моего рождения /22/. Что же касается тройки - то, главное здесь для меня «Троица»/24/. Береза - мне интересна, поскольку я родилась на месте явления Березовской чудотворной иконы Николы Закамского/19/. А тему Чета я изучаю по той причине, что из рода Четов была родоначальница князей Ярославовых - дочь Михаила Сабурова/27,20/.

Велимир Хлебников составлял «уравнение его жизни», сообразно его «законам времени»:

Каждый человек имеет свое личное число…

Найти их удел, написавших на знамени: "хоти невозможного…".

Я осознавала свою жизнь/25/.

Но обратила внимание на «клятву на березе» будущего «Короля Времени», поскольку с березой связано, повторю, место моего рождения.

Объяснение видится в том, что на Руси праздник Троицы слился со славянским весенне-летним праздником «семиком». Церкви и жилье украшались в этот день березками. С праздником Троицы связан и культ предков – о чем рассказывает комментарий к стихотворению « А я…» В.Хлебникова в книге «Велимир Хлебников.Избранное» (Сост. Вл.Смирнов и В.Идаятов).

В этом контексте, клятва на березе сродни клятве перед предками. И обещанием, данным святой Троице.

А «законы времени» В.Хлебникова, посвященные обсуждаемым двум началам „2 и 3“ звучат так:

«Мир делится на два начала „2 и 3“, начало дела, души и начало труда и тела.

Времена - это логарифмы воли событий, с основанием 2 для рядов жизни и основанием 3 для рядов смерти.

В уравнениях пространства показатель степени не может быть больше 3, в уравнениях времени подстепенное количество не может быть больше 3 (мир чудес первых трех чисел)…»

Повторяется этот мотив Чета и двух начал „2 и 3“ и в поэме «Зангези» В.Хлебникова:

«….Древнему чету и нечету

Там покоряется меч и тут.

Есть башня из троек и двоек,

Ходит по ней старец времен,

Где военных знамен воздух клевали лоскутья

И кони упорно молчат,

Лишь звучным копытом стучат.

Мертвый, живой - все в одной свалке!

Это железные времени палки,

Оси событий из чучела мира торчат…»

Отсюда проистекает, вероятно, и особое «хлебниковское» отношение к «22»:

«Временное правительство. Всем! Всем! Всем! Правительство земного шара на заседании своем 22 октября постановило…»

«…И забуду о милом государстве 22-летних,

Свободном от глупости возрастов старших…»

Именно в процитированной поэме «Зангези» /28/ «Король Времени» Велимир Хлебников дарит миру его открытие о повторяемости событий с «отрицательным знаком» через 742 года.

Предваряя его уравнение словами?

«Читайте, глаза, закон гибели царств!»

«…Три числа! Точно я в молодости, точно я в старости, точно я в средних годах, вместе идемте по пыльной дороге!

…742 года 34 дня. Читайте, глаза, закон гибели царств.

Вот уравнение…

k - точка от(с)чета во времени, римлян порыв на восток, битва при Акциуме. Египет сдался Риму. Это было 2/ IХ 31 года до Р. Хр.

При n= 1, значение Икса в уравнении гибели народов будет следующее: Х= 21/VII 711, или день гибели гордой Испании, завоевание ее арабами. Пала гордая Испания!

При n=2, Х=29/V 1453. И пробил час взятия Царьграда дикими турками. Город царей тонул в крови, и, дикие в прелести, выли турок волынки. Труп Рима второго Осман попирал. В храме Софии голубоокой - зеленый плащ пророка. На пузатых конях, с белой простыней на голове едут победители.

Пенье трех крыльев судьбы: милых одним, грозных другим! Единица ушла из пяти в десятку, из крыла в колесо, и движенья числа в трех снимках (10 (в 5-ой степени), 10 (в 4-ой степени), 11 (в 5-ой степени)) запечатлены уравнением.

Между гибелью Персии 1/Х 331 года до Р. Хр. под копьем Александра Великого и гибелью Рима от мощных ударов Алариха 24/V111 410 года прошло 741 год, или (10 (в 5-ой степени), 10 (в 4-ой степени), 11 (в 5-ой степени)….. дней.

Горячие споры о том, нужно ли переименовывать нынешний Волгоград в Сталинград, ведутся уже не первый год. В этом году они снова активизировались, на этот раз с подачи блогеров из Питера. Авторы переименования готовы доказать, что бренд «Сталинград» мощнее слова «Волгоград», изобретенного почти столетие назад поэтом-мистиком Велимиром Хлебниковым применительно к совершено иному городу - Астрахани.

Мы попросили известного волгоградского психотехнолога Наталию Талисман проанализировать энергетическую силу всех известных названий города-героя - Царицын, Сталинград и Волгоград. И вот что узнали в итоге о каждом названии с позиций нумерологии.

Волгоград: не безнадежен

Каждая буква в нумерологии имеет цифровое обозначение. Слово «Волгоград» имеет полное число - 44, а так называемое вибрирующее (окончательное) число - 8. Это, безусловно, число материального успеха. Оно означает надежность, доведенную до совершенства, поскольку представлено двойным квадратом. Разделенное пополам, оно имеет равные части (4 и 4). Если его ещё разделить, то части будут тоже равными (2, 2, 2, 2), показывая четырёхкратное равновесие.

Число имени благоприятствует деятельности в сфере значительных, крупных дел, предвещая и материальные блага. Но подобное имя обязывает его горожан, в том числе и чиновников-управленцев, местных депутатов, отказаться от сиюминутных интриг и выступать только по большому счету. Интриганам в городе с таким названием устойчивые успехи сопутствовать не будут.

Царицын: устойчив

Слово «Царицын» означает устойчивость и прочность. Полное число такого слова - 31, вибрирующее (окончательное) число - 4. Его надежность представлена квадратом - сторонами космоса, временами года и элементами «огня», «земли», «воздуха» и «воды».

Число имени 4 означает успех в научных и технических областях, особенно в индустрии. Оно символизирует надежность и стабильность, добросовестность, достижение признания. Более того, имя эффективно в экстрема-льных ситуациях, в трудных условиях, когда с наилучшей стороны раскрываются качества характера и нравы. Это никогда не следует недооценивать. Таким образом, поясняет исследовательница, совершено не правы те, кто отказывается от употребления в своём бизнесе марки «Царицын», говоря, что такое название якобы старомодно. Ничуть!

Сталинград: мистичен, но не благополучен

Название «Сталинград» имеет полное число - 34, а вибрирующее (окончательное) число - 7. Такое слово, считает нумеролог, символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого. Это семь правящих планет, семь дней недели, семь нот гаммы. Семь объединяет целостность 1 с идеальностью 6 и образует собственную симметрию, делающую его действительно психическим числом. Как число имени 7 таит в себе способность направлять талант в сферу науки, в мир искусства или философии, в религиозную деятельность. Но успех деятельности этого имени во многом зависит от глубокого анализа результатов уже достигнутого и от реального планирования своего будущего. Название «Сталинград» явно не успешно в коммерческом или финансовом отношениях.

В итоге, по мнению психотехнолога, «город разрушает не «неправильное» имя, а некоторые его люди. Дефицит сильных личностей разрушает дух и, можно сказать, букву города. «Городу нужен сильный лидер, - утверждает Наталия Талисман. - Среди нынешних городских чиновников и депутатов его нет. Пока что нет».

ПРОГНОЗ

Что будет в следующем году?

«В конце 2013 года в Волгограде очень высока вероятность кардинальной смены властных элит, приход в областной центр принципиально нового лидера и градоначальника, практически не связанного с властными структурами Волгограда в прошлом».

© Панова Л . Г .

Нумерологический проект В. Хлебникова

Памяти Виктора Петровича Григорьева

Алгебра Хлебникова (1885–1922) - числа, формулы, уравнения и таблицы - стала его визитной карточкой с середины 1910-х годов.

С 1920-х годов в программе хлебниковедческих штудий она прочно удерживает второе место (первое - у словотворчества).

Традиционно в арифметике Хлебникова видят манифестацию его пророческого дара (вариант: дара ученого), с одной стороны, и самобытность его художественного мира, с другой.

В настоящей статье предпринимается попытка пересмотреть оба эти положения в пользу третьего, интертекстуального.

Математическое “хозяйство” Хлебникова, сосредоточенное в «Досках судьбы» и более ранних эссе, а также рассеянное по его поэзии, прозе, драматургии и переписке, - закономерный продукт Серебряного века.

Принадлежность Хлебникова к этой традиции и драпируют одежды пророка.

Ревизию хлебниковской математики естественно будет начать c определения объема этого понятия. Алгеброй оно не исчерпывается, ибо алгебра - лишь один из рычагов сложного механизма.

Второй такой рычаг - геометрия, хлебниковедением практически не замеченная.

Сам же механизм - назовем его нумерологическим проектом - восстанавливается в два этапа…

ХХХ-----

Сначала алгебра и геометрия интегрируются в историософию (редко обсуждаемую) и язык (тщательно и многосторонне описанный), а затем к полученной концептуальной конструкции подключаются жизнетворческие стратегии.

Посмотрим теперь на этот механизм в действии.

В руках недоучившегося математика, историософа-любителя и прирожденного словоиспытателя, каким был Хлебников, математика с её простейшими операциями оказалась ключом к ритму возникновения войн и их характеру, жизни народов и отдельного индивидуума, языкам вообще и русскому в частности - в общем, ко всему.

Произведя соответствующие замеры, Хлебников суммировал данные в «законы» времени (правильнее: истории) и языка с далеко идущей целью: предугадать будущие войны и тем самым вырвать у судьбы мир и счастье для человечества.

Нумерологическая деятельность осуществлялась Хлебниковым не только с позиций пророка, но и законодателя.

В этом последнем качестве он учреждает две новые институции, направленные на объединение человечества: 317 Председателей Земного Шара и «звездный» язык, и подумывает о новом государственном устройстве в масштабах земли и космоса.

Таков нумерологический проект в целом. Обратимся теперь к его деталям….

1. Чертежник истории и слов геометр

1.1. Нумерологический проект

1.2 Арифметическая историософия

1.2.1. Меры мира

1.2.2. Примеры.

1.2.3. Выводы.

1.3. Геометрическая лингвистика

1.3.1. Меры слова.

1.3.2. “Звездная” азбука и “звездный” язык.

1.3.3. Выводы.

1.4. Системность

1.5. Хлебников-нумеролог в литературных зеркалах

1.5.1. Портрет работы Кузмина

1.5.2. В диалоге с Мандельштамом.

2.2. Нумерологический дебют: по стопам символистской поэзии

2.2.1. «Могилы вольности - Каргебиль и Гуниб…».

2.2.2. «Гибель Атлантиды».

2.2.3. «Учитель и ученик».

2.2.4. «Числа».

2.3. Историософия Вл. Соловьева и символистов в нумерологическом преломлении

2.3.1. Восток versus Запад.

2.3.2. Пробег по цивилизациям

2.3.3. Историософия = хронологии.

2.4. Под знаком Толстого: мир без войны

2.4.1. «Война и мир

2.4.2. «Анна Каренина».

2.5. Азы оккультизма

2.5.1. Наивный пифагореизм.

2.5.2. Переработка теософии.

2.6. В ряду утопий

2.6.1. Число как моноидея.

2.6.2. Художественный мир: по рецептам символистских утопий.

2.7. Самопрезентация - жизнетворчество - культ

2.7.1. Огранка самообраза.

2.7.2. Заратустрианский эпилог: «Зангези».

2.7.3. Антихрист навыворот.

2.7.4. «Что делать?» по Хлебникову.

2.7.5. Культ Хлебникова.

2.8. Миссия Хлебникова: выводы

2.8.1. Прометей от авангарда:

2.8.2. Король и Председатель:

2.8.3. Мегаломания: психоаналитическое осмысление.

2.8.4. На пути к тоталитаризму: историческое осмысление.

3. Последователи

4. Хлебниковедение и Король Времени: верноподданичество или осада?

Примечания

Литература

ИСТОЧНИК и текст здесь:

© 2009 Числонавтика



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...