Придаточные предложения в английском языке таблица. Какие бывают придаточные предложения в английском

Как известно, предложение (sentence ) представляет собой сочетание слов, которое выражает определенную законченную мысль. Являясь минимальной единицей речи, предложение может быть как простым (simple ), так и сложным по своей структуре. Вся находится в одноименной статье на нашем блоге. И если при их изучении вы что-то упустили или не заметили, прочитайте статью еще разок.

Из материала статьи вы узнаете, что сложные предложения могут быть по составу сложносочиненными (compound ) и сложноподчиненными (complex ). Различие между ними состоит в том, что в первых все части предложения являются равноправными, а во вторых присутствует главное предложение (principal clause ) и одно или несколько придаточных (subordinate clauses ), которые его поясняют.

Придаточные предложения в английском языке вводятся в состав сложноподчиненного предложения с помощью , которых не так уж и мало. Основными являются that, because, as, if, whether, when, since, after, before, till, unless, though и другие.

Типы придаточных предложений в английском языке

Так как придаточные предложения в английском языке поясняют главное, они выполняют роль различных членов предложения, отсюда и появились их типы и названия. Итак, придаточные предложения бывают:

  1. Придаточными подлежащего (the subject clause ), вводимыми союзами that (что), if / whether (ли), who (кто), what (что), which (который), when (когда), where (где), how (как), why (почему).

    Whether we met there or not does not mean anything now. – Встречались мы или нет, сейчас не имеет никакого значения.

    What she told me yesterday turned out to be the truth. – То, что она сказала мне вчера, оказалось правдой.

  2. Придаточными сказуемого (предикативное – the predicative clause ), которое водится теми же союзами, что и предыдущее придаточное предложение в английском языке.

    The question is whether he knows about her betrayal or not. – Вопрос в том, знает ли он о ее предательстве или нет.

    The problem was that he treated us as unfamiliar people. – Проблема была в том, что он обращался с нами, как с незнакомыми людьми.

  3. Придаточными дополнительными (the object clause), которые присоединяются к главному предложению с помощью союзов that , if / whether , what , who , which , where , how , why .

    He told us that he had seen us buying a bouquet of flowers. – Он сказал, что видел, как мы покупали букет цветов.

    I do not understand what I must do now. – Я не понимаю, что я должна делать сейчас.

  4. Придаточными определительными (the attributive clause ), и для работы с ними понадобятся такие союзы, как who (который), whose (чей), which / that (который), where (где), why (почему).

    The house where we once lived has been burnt. – Дом, в котором мы когда-то жили, сгорел.

    The woman who helped us was a doctor from our local hospital. – Женщина, которая помогла нам, была доктором из нашей районной больницы.

  5. Придаточными обстоятельственными (the adverbial clause ) , которые имеют свою собственную классификацию.

    Прежде всего, это придаточные предложения места (the adverbial clause of place ), которые, исходя из названия, требуют лишь союзов where (где, куда) и wherever (где бы ни, куда бы ни).

    The dog sleeps wherever he wants. – Собака спит там, где захочет.

    Do you know where he plays football? – Ты знаешь, где он играет в футбол?

    Затем следуют такие придаточные предложения в английском языке, как придаточные обстоятельственные времени (the adverbial clause of time ). Соответственно для них нужны союзы, определяющие временные параметры: when (когда), after (после того как), before (до того как), till (до тех пор, пока), while (в то время как), since (с тех пор как), as soon as (как только).

    She was still crying when he entered the room. – Она все еще плакала, когда он вошел в комнату.

    By the time you get married, I will have a family with three children. – К тому времени, когда ты женишься, у меня уже будет семья и трое детей.

    Далее выделяем такую группу, как придаточные обстоятельственные причины (the adverbial clause of reason ) и объясняем их союзами because (потому что), as / since (так как).

    I called you because I needed money. – Я позвонил тебе, потому что мне нужны были деньги.

    He can’t go to the party because he caught cold. – Он не может пойти на вечеринку, потому что он простудился.

    Плавно переходим к придаточным обстоятельственным цели (the adverbial clause of purpose ). Запоминаем вводные союзы that (чтобы), so that / in order that (для того чтобы), lest (чтобы не...).

    She must speak louder so that everybody could hear her. – Она должна говорить громче, чтобы все ее слышали.

    He works hard in order that he can afford himself to buy a house of his dreams. – Он много работает, чтобы позволить себе купить дом своей мечты.

    Конечно, не забываем про такие придаточные предложения в английском языке, как придаточные обстоятельственные условия (the adverbial clause of condition ), опирающиеся на союзы if (если), provided that / on condition that (при условии что).

    If you find the book I asked, I will fulfill my promise. – Если ты найдешь книгу, которую я просила, я выполню свое обещание.

    I won’t be free unless you tell me about this. – Я не буду свободным, пока ты мне об этом не скажешь.

    Еще остались подгруппы придаточных обстоятельственных образа действия (the adverbial clause of manner ), сравнения (the adverbial clause of comparison ) и уступки (the adverbial clause of concession ). Первая и вторая подгруппы придаточных предложений в английском языке нуждаются в союзах as (как), as if / as though (как будто бы). А вот для третьей подойдут though (хотя), no matter how (как бы ни было), no matter what (чтобы то ни было, в любом случае).

    She is looking at her mother as if she doesn’t recognize her. – Она смотрит на мать так, как будто бы не узнает ее.

    He reads as quickly as he can. – Он читает так быстро, как может.

    No matter what he says, I do not believe him. – Что бы он ни говорил, я ему не верю.

Вот сколько типов придаточных предложений в английском языке образовалось. Хотя, несмотря на их количество, они все понятны и отнюдь не трудны. Стоит лишь запомнить союзы и особенности каждой группы придаточных предложений. А с помощью этой информации вы сможете быстрее ориентироваться в такой сложной теме, как .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Употребление придаточных предложений в английском языке имеет свои особенности. Давайте рассмотрим, какие бывают придаточные предложения и как правильно использовать их с главными.

Как распознать придаточное предложение

Придаточное предложение в английском языке (clause), — также называемое зависимым, — начинается с либо относительного местоимения и содержит . Само по себе оно не образует законченное высказывание, а лишь сообщает читателю дополнительную информацию.

Список подчинительных союзов:

Взгляните на эти примеры:

  • After Bob came home from school

After — подчинительный союз; Bob — подлежащее; came — сказуемое.

  • Once John climbed the mountain

Once — подчинительный союз; John — подлежащее; climbed — сказуемое.

  • Until he watches his favourite film

Until — подчинительный союз; he — подлежащее; watches — сказуемое.

Придаточное предложение в английском языке не может быть самостоятельным, так как оно не выражает законченную мысль. Оно заставляет читателя думать: «Что же дальше?». Если группа слов начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой, она должна содержать хотя бы одно . Иначе это будет грубая грамматическая ошибка.

  • After Bob came home from school (После того, как Боб пришел из школы) — Что было дальше? Он стал делать уроки или пошел играть с друзьями?
  • Once John climbed the mountain (Когда Джон взобрался на гору) — Что потом? Он стал спускаться вниз или поставил флаг?
  • Until he watches his favourite film (Пока он не посмотрит свой любимый фильм) — Он не ляжет спать? Или не примется за работу?

Как соединить придаточное предложение с главным

Если придаточное предложение в английском языке стоит перед главным, нужно разделять их запятой: придаточное предложение + , + главное предложение

  • After Bob came home from school, he had dinner.
  • Once John climbed the mountain, he put up the tent.

Если , знаки препинания обычно не требуются: главное предложение + Ø + придаточное предложение

  • Bob did poorly on his math test Ø because he did not review the material.
  • John went straight back to the camp Ø where his friends were waiting for him.
  • He turned off the TV Ø once the film was over.

Пунктуация придаточных предложений

Обратите внимание на пунктуацию, когда придаточное предложение в английском языке начинается с .

Придаточные предложения могут начинаться с относительного местоимения (тогда они называются придаточными определительными). Когда придаточное определительное начинается, например, с who, whose или which, в пунктуации есть некоторые нюансы.

Иногда запятая нужна, иногда — нет, в зависимости от того, является ли придаточное предложение в английском языке индивидуализирующим или описательным.

Когда информация, содержащаяся в придаточном предложении, конкретизирует общее существительное, оно является индивидуализирующим и не отделяется запятой.

главное предложение + Ø + индивидуализирующее придаточное предложение

  • The old woman always left some milk for the cat Ø who lived near her house.

Cat — общее существительное. О какой кошке идет речь? Придаточное предложение это поясняет — who lived near her house. Таким образом, оно является индивидуализирующим и не требует запятой.

Когда придаточное предложение в английском языке следует за конкретным существительным, пунктуация меняется. Информация в придаточном предложении уже не так важна, и оно становится описательным. Описательное предложение отделяется запятой.

главное предложение + , + описательное относительное предложение

  • The old woman always left some milk for her cat Missy, who lived in her house.

Missy — это имя конкретной кошки, и мы сразу знаем, о ком идет речь. Информация в этом придаточном предложении необязательна для понимания смысла. В этом случае его нужно отделять от главного предложения запятой.

Придаточное определительное может также находиться внутри главного. Опять же, индивидуализирующему предложению в этом случае пунктуация не требуется. Если же предложение описательное, его нужно выделять запятыми с обеих сторон. Взгляните на эти примеры:

  • The woman Ø who gave us first aid Ø was a doctor from the local hospital.
  • Mrs. Johnson, who gave us first aid, was a doctor from the local hospital.

Подчинительная связь

Используйте подчинительную связь, чтобы объединить две мысли в одну.

Писатели часто используют подчинительную связь, чтобы объединить две мысли в одно предложение. Взгляните на два простых предложения:

  • Elizabeth gasped. A giant tree crashed onto the sidewalk in front of her.

Поскольку они взаимосвязаны, вы можете объединить их в одно, чтобы описать происходящее более выразительно:

  • Elizabeth gasped when giant tree crashed onto the sidewalk in front of her.

Если две мысли неравнозначны по важности, поставьте более значимую в конец, чтобы читатель лучшее ее запомнил. Если переписать пример, поменяв фрагменты местами, акцент сместится:

  • When a giant tree crashed onto the sidewalk in front of her, Elizabeth gasped.

Однако, читателю важна не реакция Элизабет, а дерево, рухнувшее на тротуар.

Зная правила употребления придаточных предложений в английском языке, вы сможете более грамотно и четко выражать свои мысли. Это, в свою очередь, позволит вам значительно улучшить уровень вашего . Если у вас остались вопросы о том, как из двух простых предложений сделать одно сложное, мы с удовольствием ответим на них в комментариях!

В сложноподчинённом предложении придаточное предложение выполняет ряд функций: обстоятельства, именной части составного сказуемого, подлежащего, определения и дополнения. Придаточные предложения в английском языке вводятся в состав сложноподчинённого предложения. Для этого используются союзы that , if , before , because , as , unless whether , though till , when , since , after и т.д.

Классификация придаточных предложений

Придаточных предложений делятся на много видов.

1. Придаточные предложения подлежащие (Subject Clause). Выполняют функции подлежащего в предложении и отвечают на вопросы кто? что? Соединяются подлежащие союзами that , whether , i f, who (whom) , whose , what , which , when , where , how , why .

Where I live is a wonderful place. (Место, где я живу, чудесное)

How he behaves drives me mad. (Его поведение сводит меня с ума).

2. Придаточные предложения сказуемые (Predicative Clause). Эти предложения выполняют функции именной части составного сказуемого. Сказуемые соединяются теми же союзами, что и подлежащие, и отвечают на вопрос: каково подлежащее? (что оно такое? что подлежащее собой представляет?).

The problem is whether they are able to study. (Проблема в том, смогут ли они учиться)

The result was that we hadn’t got any presents. (В результате, мы не получили никаких подарков)

3. Дополнения (Object Clause). В предложении они выполняют функцию прямого или предложного косвенного дополнения. Эти предложения отвечают на вопрос что?

They said that they did all the tasks. (Они сказали, что сделали все задания)

I was told that I was a strange person. (Мне сказали, что я странный человек)

4. Определения (Attributive Clause). В предложении они выполняют функции определения и отвечают на вопросы какой? который? чей? В свою очередь они соединяются союзами who , whose , which , that , where , when, why .

I like the song that I heard in the club. (Мне нравится песня, которую я услышал в клубе)

He wears the coat which he bought long ago. (Он носит пальто, которое он купил давным-давно)

5. Обстоятельства (Adverbial Clause). Эти предложения выполняют функции различных обстоятельств. Они отвечают на вопросы когда? где? куда? почему? как? и др.

В английском языке подобного рода предложению, выполняющие функции обстоятельства, по своему значению делятся на 8 видов:

  • времени;
  • места;
  • причины;
  • следствия;
  • образа действия и сравнения;
  • уступительные;
  • цели;
  • условия.

Времени

Между собой они соединяются союзами when , while , as, as soon as, since, till, untill, after и другие.

I won’t eat until you join me. (Я не буду есть, пока ты не присоединишься ко мне)

You haven’t slept since morning. (Ты не спал с самого утра)

Места

С главным предложением соединяются союзами where , wherever .

She leaves where the forest grows the biggest. (Она живёт там, где растёт самый густой лес)

Wherever I lived, I was always satisfied. (Где бы я ни жила, я всегда была довольна)

Причины

С главным предложением они соединяются союзами because , since , as , now , for .

I caught a cold because I was reckless. (Я простудился, потому что был неосторожен)

Since you study well, you may get some privileges. (Раз ты хорошо учишься, ты можешь получить некоторые привилегии)

Следствия

С главным предложением соединяются союзом so that (so… that), вместо которого в разговорной речи часто употребляется so.

I was a good boy so I can get sweets. (Я был хорошим мальчиком, поэтому я могу получить сладости)

Образа действия и сравнения

I’ll think as want to. (Я буду думать так, как хочу)

Сравнительные предложения с главным соединяются союзами than , as…as , not so…as , the…the .

He is as handsome as his father. (Он такой же красивый, как и его отец)

Уступительные

Соединяются союзами though , although , however , whoever и другие.

She never was in love though many boys like her. (Она никогда не влюблялась, хотя нравилась многим парням)

Цели

Используются союзы so that , in order that , lest .

Do this work right now so that we may start another work. (Сделайте эту работу сейчас, чтобы мы могли начать другую работу)

Условия

Используются союзы if , in case , unless , provided (that) и другие.

If we try better, we’ll finish the work by noon. (Если мы будем лучше стараться, мы закончим работу к полудню)

Придаточные предложения в английском языке отличаются по своим функциям в предложении и значении.

Пример :

You study English every day in order to speak it fluently. - Вы изучаете английский язык каждый день, чтобы свободно на нем говорить.

You do your morning exercises to be healthy. - Вы делаете зарядку утром, чтобы быть здоровыми.

You go outside with you r friends so as to have fun. - Вы идете гулять со своими друзьями, чтобы развлечься.

You buy new clothing so that you can look nice. - Вы покупаете новую одежду, чтобы хорошо выглядеть.

Можно заметить, что в приведенных примерах главное и придаточное предложения соединены следующими союзами (рис. 2):

  • in order to
  • so as to
  • so that
  • to + (infinitive)

Рис. 2. Союз в придаточном цели ()

Слова in order to , so as to и to + infinitive используются, когда в главном и придаточном предложениях одно и то же подлежащее . В разговорном английском конструкция to + infinitive является более употребительной, в то время как in order to и so as to звучат официальнее.

Пример :

Tom learns Chinese to work in China. - Том изучает китайский, чтобы работать в Китае.

You can take this medicine in order to feel better. - Вы можете принять это лекарство, чтобы чувствовать себя лучше.

The pupils must learn this poem by heart so as to get an excellent mark. - Ученики должны выучить это стихотворение наизусть, чтобы получить отличную оценку.

Рис. 3. Придаточное цели ()

Для того чтобы образовать отрицание в придаточных предложениях цели, необходимо добавить отрицательную частицу not перед to (в таких союзах как in order to и so as to ), чтобы получилось: in order not to/ so as not to . Обратите внимание, что форма not to do не используется!

Пример :

Take your umbrella in order not to get wet. - Возьми зонт, чтобы не промокнуть.

You have to be hurry so as not to be late. - Тебе нужно поторопиться, чтобы не опоздать.

Как уже было сказано, придаточные предложения цели могут также использоваться с союзом so that . Этот союз используется, когда подлежащее в главном предложении отличается от подлежащего в придаточном предложении .

Обратите внимание, что so that (рис. 4) часто используется с модальными глаголами can /could /will /would .

Пример :

Tim gave his girlfriend red roses so that she would forgive him. - Тим подарил своей девушке красные розы, чтобы она простила его.

Dan gave his sister some money so that she could buy a new dress. - Дэн дал своей сестре немного денег, чтобы она купила себе новое платье.

Рис. 4. Союз so that ()

Когда мы используем настоящее (the Present Tense ) и будущее (the Future Tense ) времена в главном предложении, мы используем so that + can/ will в придаточном предложении.

Пример :

I have given Alice a book so that she can be ready for the lesson. - Я дал Алисе книгу, чтобы она была готова к уроку.

He will study hard so that his teacher will give him a good mark. - Он будет упорно трудиться, чтобы учитель поставил ему хорошую оценку.

Если же в главном предложении используется прошедшее время (the Past Tense ), мы используем so that + could/ would в придаточном предложении.

Пример :

Mother woke up her children early so that they could be in time. - Мама разбудила детей рано, чтобы они успели вовремя.

He bought some tickets so that they would go to the cinema. - Он купил несколько билетов, чтобы они пошли в кино.

Когда придаточное предложение цели отрицательное , мы используем so that + can’ t /couldn’ t /won’ t /wouldn’ t .

Пример :

They were whispering so that their neighbours couldn’t hear their conversation. - Они шептались, чтобы их соседи не могли слышать их разговор.

We keep our food in the fridge so that it won’t go bad. - Мы держим нашу еду в холодильнике, чтобы она не испортилась.

The taxi driver hurried so that she wouldn’t be late. - Таксист спешил, чтобы она не опоздала.

More ways to express purpose (рис. 5)

Есть еще несколько способов выразить цель:

For + Noun - expressing individual purpose

Пример :

I came here for a talk with you. - Я пришел сюда, чтобы поговорить с тобой.

I decided I would save up for a new computer . - Я решил, что буду копить на новый

компьютер.

  • For + Gerund - describing the function of an object

Пример:

They use this tool for digging . - Они используют этот инструмент, чтобы копать.

I bought it for opening bottles. - Я купил это, чтобы открывать бутылки.

Чтобы лучше понять и усвоить особенности употребления придаточных предложений цели , необходимо выполнить следующие упражнения .

Составьте из двух предложений одно, используя the Clause of Purpose

Пример : He studied really hard. He wanted to get better marks. (in order to) - He studied really hard in order to get better marks.

  1. Ann is putting on her warm jacket. She doesn’t want to catch a cold. (so as not to)
  2. Alex is borrowing some English books. He wants to learn more of this language. (to)
  3. Sandy has lent her brother some money. He wants to buy a new CD. (so that)
  4. They are going on holiday soon. They want to have a rest. (so as to)
  5. He spoke in a low voice. He didn’t want to wake her up. (in order not to)
  6. Mother packed her camera. She wanted her son to take photos. (so that)

Ответы к упражнению:

  1. Ann is putting on her warm jacket so as not to catch a cold.
  2. Alex is borrowing some English books to learn more of this language.
  3. Sandy has lent her brother some money so that he can buy a new CD.
  4. They are going on holiday soon so as to have a rest.
  5. He spoke in a low voice in order not to wake her up.
  6. Mother packed her camera so that her son could take photos.

Переведите с английского на русский

  1. We didn’t tell her the news so that she wouldn’t worry.
  2. I have saved up enough money to buy a car.
  3. Linda turned on the lights so that we could see well.
  4. We are going to the cinema so as to watch a new film.
  5. He sets his alarm in order not to be late for work.

Ответы к упражнению:

  1. Мы не рассказали ей новости, чтобы она не волновалась.
  2. Я накопил достаточно денег, чтобы купить машину.
  3. Линда включила свет, чтобы мы хорошо видели.
  4. Мы идем в кино, чтобы посмотреть новый фильм.
  5. Он ставит будильник, чтобы не опоздать на работу.

Список литературы

  1. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 9 класс. - М.: Дрофа, 2008.
  2. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. Английский язык. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Английский язык. 9 класс. - М.: Титул, 2008.

Домашнее задание

  1. Заполните пропуски союзами in order to , so as to , so that или частицей to :

    а) They went to the hospital see their friend.

    б) The car stopped a woman could walk.

    в) My father turned on the television watch the latest news.

    г) My sister is going to study French leave London for Paris.

    д) We bought a laptop our son could work anywhere.

    е) Our teacher asks simple questions all the pupils can answer them.

  1. Дополните предложения по смыслу:

    а) She took several books in order to .

    б) He bought a new car so that .

    в) My parents called my tutor so as to .

    г) I called for Jane to .

    д) She read those articles in order to .

    е) I’ll attend his lectures so that .

    ж) They borrowed some money so as to .

    з) We will stop to .

  1. Переведите на английский язык, обращая внимание на особенности употребления союзов в придаточных предложениях цели:

    а) Я позвонил ему, чтобы поздравить с днем рождения.

    б) Мы вызвали такси, чтобы успеть на самолет.

    в) Она записалась на дополнительные курсы, чтобы лучше знать свой предмет.

    д) Я долго готовилась к экзаменам, чтобы сдать их на отлично.

    е) Она подменила его на работе, чтобы он смог погулять с сыном в парке.

    ж) Мы решили рассказать всю правду, чтобы они не заявили в полицию.

    з) Директор подпишет бумаги завтра, чтобы вы могли передать их старшему менеджеру.

  1. Интернет-портал English-for-students.com ().
  2. Интернет-портал Myenglishpages.com ().
  3. Интернет-портал Bbc.co.uk ().


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...