Приемыш рисунок карандашом.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Ответы к стр. 17 — 20

1. Поиск
Где происходила описанная история? Найдите ответ в рассказе.

На Светлом озере (на Урале).

2. Проталинки
Прочитайте абзац и впишите слова-действия (глаголы).

Действительно, стоило полюбоваться этой картиной. Лебедь стоял , раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. Умная птица вытягивала шею и шипела на собаку, как это делают гуси. Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребёнок.

3. Точное слово
Как лебедь прощался со стариком? Подчеркните слова, передающие его переживания.

В последний-то раз отплыл от берега, остановился и как, братец ты мой, крикнет по-своему! Дескать, спасибо, дедушка, за хлеб, за соль !..

4. Соответствие
Какое слово подходит к описанию прощания лебедя? Подчеркните.

дескать
значит
итак
таким образом

5. План
Дополните план, перескажите одну часть.

6. Точное слово
Прочитайте диалог. В каких словах слышится уважительное отношение Тараса ко всему живущему на земле? Подчеркните.

— Не скучно тебе, дедушка, жить одному-то в лесу?
— Одному? Тоже и скажешь… Тут птица всякая, и рыбка, и травка. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё. У всякой божьей твари свой порядок и свой ум. Ты думаешь, зря рыбка плавает в воде или птица в лесу летает? Нет, у них заботы не меньше нашего … Эвон, погляди, лебедь-то дожидается нас с Соболькой…

7. Проталинки
Впишите пропущенные слова. Как автор относится к Тарасу? Найдите ответ и подчеркните.

Я очень любил старика . Рассказывал он уж очень хорошо и знал много . Бывают такие хорошие , умные старики.
Тарас жил на озере уже сорок лет . Когда-то у него была и своя семья , и дом , а теперь он жил бобылём и безвыходно оставался на озере по целым годам.

8. Эрудит
Найдите в словаре значение слова и запишите.

Бобыль — одинокий, бессемейный человек .

9. Книгочей
Запишите фамилию, имя и отчество автора рассказа «Приёмыш».

Предварительный просмотр:

Тема: Д. Н. Мамин- Сибиряк. « Приемыш».

Цель:1. Расширить знания детей о творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка.

2. Отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать характеры и поступки героев, пользоваться словарем.Развивать память, речь, мышление.

3. Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Ход урока.

  1. Организация класса.

2.Сообщение темы и цели урока.

Мы с вами на прошлом уроке закончили изучение «Поэтической тетради». Произведение каких поэтов мы читали?

А сегодня приступаем к изучению новой, интересной темы, которая называется так: (на доске –Природа и мы.)

Как вы понимаете это название? О чем и о ком будут произведения, которые нам предстоит изучить?

(На доске рисунки детей о взаимосвязи природы и человека.)

Что вы хотели передать своими рисунками?

Да, ребята, все мы –и дети и взрослые –дети одного большого царства природы. Как сохранить природу? Как жить с ней в согласии? А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства? Именно это будет объектом нашего с вами диалога при изучении данной темы.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм.

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток

Не оскверняй его святынь.

А начнем мы с речевой разминки.(зарядка для глаз)

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили,

Очень славного щенка.

Он малюсенький пока…

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках.

Подрастет щеночек мой-

Он поправдашний, живой.

(И. Токмакова.)

С интонацией удивления.

С интонацией восхищения.

С ускорением.

С замедлением.

Шепотом.

Выразительно.

Ребята, как вы понимаете чувства рассказчика?

Дарили ли вам такие подарки?

Что при этом вы испытывали?

Что стало с этим подарком?

(рассказы детей)

Да, когда животные маленькие, они все хорошие и милые. Но когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?

(ответы детей)

Правильно, самое главное – не забывать о своих питомцах, окружать их заботой и вниманием.

  1. Дед в шубу одет,

Наружу мех.

2.Неговорит. не поет

А кто к хозяину идет

Она знать дает.

3.В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий, весь день хлопочет

Себе город строит.

4.Лежит под плетнем

И крутит хвостом

Ничего не болит

А все стонет.

5.Днем спит

Ночью летает

Прохожих пугает.

Что получилось в рамке?

Мамин.

А на этой выставке вы видите книги., которые мы либо уже читали, либо те, которые вы сможете прочитать, если обратитесь в библиотеку.

Ребята, чтобы при прочтении рассказа нам все было понятно, проведем словарно-лексическую работу.

Вы уже знаете. Что если в тексте встречаются слова в голубой рамочке. Надо найти значение слова в словарике учебника.

А какие еще словари вы знаете?

(орфографический, толковый,антонимов, синонимов)

Для чего нужны эти словари?

Вот мы сейчас при помощи словарей найдем лексическое значение слов:

Доспехи, протока, муштровать, сайма.

Подберите синонимы к словам:

Грезилось, схиреет, ремесло, оригинальный.

А к этим словам – антонимы:

Утомленный, особенная.

Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

(чтение учащихся и учителя).

Вы обратили внимание на то, что при чтении последней части текста я включила музыку. Это было произведение П. И. Чайковского из цикла « Времена года». В цикле 12 пьес, по числу месяцев в году.

Как вы думаете, какому времени года посвящена эта пьеса?

(осени)

Почему вы так считаете? Что вы услышали в этих звуках?

(шелест листьев, увядание природы)

Почему эта пьеса может быть иллюстрацией к последней части « Приемыша» ?

(там говорится о поздней осени)

Хорошо. Это произведение так и называется « Осенняя песенка».

Ну а теперь я хочу услышать ответ на вопрос, который задала перед чтением

(Ответы детей)

Как вы думаете, почему Тарас отпустил птицу, хотя и он и Соболько очень привязались к лебедю?

(он очень любил лебедя и хотел, чтобы ему было лучше.)

Правильно, Тарас хорошо понимал природу животных, ведь он всю жизнь провел среди них. Он понимал, что как бы ему не было трудно, но лебедь должен быть в своей стае.

Есть замечательная сказка А. Экзюпери « Маленький принц», в ней есть строки, которые вы должны запомнить: «Зорко одно лишь сердце. Мы в ответе за тех, кого приручили.»

Кроссворд М Е Д В Е Д Ь С О Б А К А М У Р А В Ь И С В И Н Ь Я Ф И Л И Н

Виды словарей Орфографический Толковый Антонимов Синонимов

Композитор Петр Ильич Чайковский

А. Экзюпери «Маленький принц» «Мы в ответе за тех, кого приручили»


Сказка Приемыш – удивительная история о дружбе человека с лебедем. Она оставит светлый след в душе читателя любого возраста. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Приемыш читать

После смерти жены и детей старик поселился в заброшенной рыбацкой избушке на берегу озера и кормился дарами природы, живя в гармонии с окружающим миром. Самым близким ему существом стала собака Соболько. На озере Тарас подобрал птенца пары лебедей, которых застрелили охотники. Беспомощный птенец привязался к старику и подружился с Собольком. Тарас любовался своими питомцами, радовался их дружбе. Став взрослым, лебедь плавал по всему озеру. Он считал рыбацкую избушку своим домом и всегда возвращался к Тарасу. В конце лета на озере появилась стая лебедей. Птицы набирались сил перед дальним перелетом. Приемыша заинтересовали лебеди. Постепенно он подружился с ними. Тараса беспокоило будущее питомца. Он понимал, что лебедь – птица гордая и свободолюбивая, обязательно потянется он к своим сородичам и захочет вернуться в дикую природу. Тарас не раз наблюдал за тем, как лебеди обучают птенцов летать, и молодые лебеди под руководством родителей становятся сильными птицами. Приемыш не был готов к дальним перелетам и суровым испытаниям. Охотники, видя привязанность старика к приемышу, посоветовали чуть подрезать крыло птице. Тогда она не сможет далеко летать и останется зимовать у Тараса. Но не поднималась у старика рука, чтобы изуродовать красавца-лебедя. Понимал он также другое: не улетев с лебедями, птица в одиночестве захиреет и погибнет. Старик рассудил мудро: если приемыш захочет последовать за лебединой стаей, пусть испытает судьбу. Два дня приплывал к избушке любимец Тараса. Своим поведением он будто выражал благодарность, просил прощения за свой выбор и прощался с друзьями. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Приемыш

Трогательная история, так мало похожая на сказку, дает много нравственных уроков читателям. Чему учит сказка Приемыш? Автор осуждает жестокость людей, ради забавы убивших лебедей. Бездушию охотников противопоставляется доброта и гуманизм старика Тараса, который приручил сироту-лебедя. Образ старика – воплощение милосердия, сострадания, любви и бережного отношения человека к природе. Именно этим качествам учит маленьких и больших читателей сказка писателя-гуманиста.

Мораль сказки Приемыш

Человек – самое совершенное творение природы, поэтому забота о ней должна стать неотъемлемой частью его жизнедеятельности. Чтобы главная мысль сказки Приемыш стала близкой каждому ребенку, она рекомендуется для совместного прочтения с детьми.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Возле речки жить – голодному не быть.
  • Отношение человека к природе – показатель его величия.
  • Любовь к природе – мерило человеческой души.

Страница 1 из 2

Приемыш (рассказ)

I
Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть теплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. Да к тому же летний дождь – теплый. В городе в такую погоду – грязь, а в лесу земля жадно впитывает влагу, и вы идете по чуть отсыревшему ковру из прошлогоднего палого листа и осыпавшихся игл сосны и ели. Деревья покрыты дождевыми каплями, которые сыплются на вас при каждом движении. А когда выглянет солнце после такого дождя, лес так ярко зеленеет и весь горит алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное кругом вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.
Именно в такой дождливый день я подходил к Светлому озеру, к знакомому сторожу на рыбачьей сайме Тарасу. Дождь уже редел. На одной стороне неба показались просветы, еще немножко – и покажется горячее летнее солнце. Лесная тропинка сделала крутой поворот, и я вышел на отлогий мыс, вдававшийся широким языком в озеро. Собственно, здесь было не самое озеро, а широкий проток между двумя озерами, и сайма приткнулась в излучине на низком берегу, где в заливчике ютились рыбачьи лодки. Проток между озерами образовался благодаря большому лесистому острову, разлегшемуся зеленой шапкой напротив саймы.
Мое появление на мысу вызвало сторожевой оклик собаки Тараса, – на незнакомых людей она всегда лаяла особенным образом, отрывисто и резко, точно сердито спрашивала: «Кто идет?» Я люблю таких простых собачонок за их необыкновенный ум и верную службу…
Рыбачья избушка издали казалась повернутой вверх дном большой лодкой, – это горбилась старая деревянная крыша, проросшая веселой зеленой травой. Кругом избушки поднималась густая поросль из иван-чая, шалфея и «медвежьих дудок», так что у подходившего к избушке человека виднелась одна голова. Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги и почва была жирная.
Когда я подходил уже совсем к избушке, из травы кубарем вылетела на меня пестрая собачонка и залилась отчаянным лаем.
– Соболько, перестань… Не узнал?
Соболько остановился в раздумье, но, видимо, еще не верил в старое знакомство. Он осторожно подошел, обнюхал мои охотничьи сапоги и только после этой церемонии виновато завилял хвостом. Дескать, виноват, ошибся, – а все-таки я должен стеречь избушку.
Избушка оказалась пустой. Хозяина не было, то есть он, вероятно, отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть. Кругом избушки все говорило о присутствии живого человека: слабо курившийся огонек, охапка только что нарубленных дров, сушившаяся на кольях сеть, топор, воткнутый в обрубок дерева. В приотворенную дверь саймы виднелось все хозяйство Тараса: ружье на стене, несколько горшков на припечке, сундучок под лавкой, развешанные снасти. Избушка была довольно просторная, потому что зимой во время рыбного лова в ней помещалась целая артель рабочих. Летом старик жил один. Несмотря ни на какую погоду, он каждый день жарко натапливал русскую печь и спал на полатях. Эта любовь к теплу объяснялась почтенным возрастом Тараса: ему было около девяноста лет. Я говорю «около», потому что сам Тарас забыл, когда он родился. «Еще до француза», как объяснял он, то есть до нашествия французов в Россию в 1812 году.
Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. Соболько вертелся около меня, предчувствуя какую-нибудь поживу. Весело разгорелся огонек, пустив кверху синюю струйку дыма. Дождь уже прошел. По небу неслись разорванные облака, роняя редкие капли. Кое-где синели просветы неба. А потом показалось и солнце, горячее июльское солнце, под лучами которого мокрая трава точно задымилась. Вода в озере стояла тихо-тихо, как это бывает только после дождя. Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым ароматом недалеко стоявшего сосняка. Вообще хорошо, как только может быть хорошо в таком глухом лесном уголке. Направо, где кончался проток, синела гладь Светлого озера, а за зубчатой каймой поднимались горы. Чудный уголок! И недаром старый Тарас прожил здесь целых сорок лет. Где-нибудь в городе он не прожил бы и половины, потому что в городе не купишь ни за какие деньги такого чистого воздуха, а главное – этого спокойствия, которое охватывало здесь. Хорошо на сайме!.. Весело горит яркий огонек; начинает припекать горячее солнце, глазам больно смотреть на сверкающую даль чудного озера. Так сидел бы здесь и, кажется, не расстался бы с чудным лесным привольем. Мысль о городе мелькает в голове, как дурной сон.
В ожидании старика я прикрепил на длинной палке медный походный чайник с водой и повесил его над огнем. Вода уже начинала кипеть, а старика все не было.
– Куда бы ему деться? – раздумывал я вслух. – Снасти осматривают утром, а теперь полдень… Может быть, поехал посмотреть, не ловит ли кто рыбу без спроса… Соболько, куда девался твой хозяин? Умная собака только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала. По наружности Соболько принадлежал к типу так называемых «промысловых» собак. Небольшого роста, с острой мордой, стоячими ушами и загнутым вверх хвостом, он, пожалуй, напоминал обыкновенную дворнягу, с той разницей, что дворняга не нашла бы в лесу белки, не сумела бы «облаять» глухаря, выследить оленя, – одним словом, настоящая промысловая собака, лучший друг человека. Нужно видеть такую собаку именно в лесу, чтобы в полной мере оценить все ее достоинства.

Когда этот «лучший друг человека» радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина. Действительно, в протоке черной точкой показалась рыбачья лодка, огибавшая остров. Это и был Тарас… Он плыл, стоя на ногах, и ловко работал одним веслом – настоящие рыбаки все так плавают на своих лодках-однодеревках, называемых не без основания «душегубками». Когда он подплыл ближе, я заметил, к удивлению, плывшего перед лодкой лебедя.
– Ступай домой, гуляка! – ворчал старик, подгоняя красиво плывшую птицу. – Ступай, ступай… Вот я тебе дам – уплывать Бог знает куда… Ступай домой, гуляка!
Лебедь красиво подплыл к сайме, вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых черных ногах, направился к избушке.

II
Старик Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими большими серыми глазами. Он все лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились. Загорелое широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста.
– Здравствуй, Тарас!
– Здравствуй, барин!
– Откуда Бог несет?
– А вот за Приемышем плавал, за лебедем… Все тут вертелся, в протоке, а потом вдруг и пропал… Ну, я сейчас за ним. Выехал в озеро – нет; по заводям проплыл – нет; а он за островом плавает.
– Откуда достал-то его, лебедя?



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...