Принципы выделения неопределенно личных предложений. Односоставные предложения

§ 1 Понятие неопределенно-личного предложения

Вы уже знаете, что простые предложения по наличию главных членов бывают двусоставными и односоставными. В односоставных предложениях есть только один главный член - подлежащее или сказуемое.

Выделяют следующие группы односоставных предложений:

Определенно-личные;

Неопределенно-личные;

Безличные и назывные.

Рассмотрим подробно неопределенно-личные предложения.

В данных предложениях главный акцент делается на факте, событии, действии.

Действующее лицо при этом либо неопределенно и неизвестно, либо не обозначено, значение имеет только производимое им действие.

Например, в предложении «Потом его без чувств нашли» внимание сосредоточено на действии «нашли», указание на действующее лицо невозможно, поэтому оно не определено и не называется.

§ 2 Виды сказуемого в неопределенно-личных предложениях

В неопределенно-личных предложениях нет подлежащего, а сказуемое в таких предложениях может быть выражено разными формами глаголов:

1. Сказуемое - глагол 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени. Такая форма глагола не содержит информации о количестве деятелей, о степени их известности и может обозначать известное и неизвестное лицо, группу лиц, одно лицо, одно или несколько лиц.

Например:

В предложении «В дверь стучат» сказуемое «стучат» - это глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени, который выражает неизвестное лицо.

В предложении «В семье много пели, играли на рояле» сказуемые глаголы «пели, играли» выражают действие, не отнесенное к конкретному лицу, хотя оно мыслится как совершаемое членами семьи.

Глагол-сказуемое «проводят» в предложении «Меня проводят до дома» может обозначать и одно лицо, и группу лиц.

На группу лиц указывает сказуемое «возводят» в предложении «В городе возводят здание нового театра».

А в предложении «Про участников конкурса расскажут в газетах» сказуемое «расскажут» выражено глаголом в будущем времени.

2. Сказуемое может быть выражено глаголом во множественном числе в прошедшем времени. В предложении «К завтраку подавали вкусные пирожки» сказуемое «подавали» стоит в прошедшем времени изъявительного наклонения. В такой же форме стоит глагол-сказуемое «поставили» в предложении «За контрольную работу мне поставили пять».

3. Сказуемое в неопределенно-личном предложении может быть выражено глаголом множественного числа условного наклонения.

Например, в предложении «Если бы мне об этом сказали заранее!» сказуемое «сказали бы» - это глагол в условном наклонении множественного числа.

§ 3 Второстепенные члены в неопределенно-личных предложениях

Неопределённо-личные предложения, как правило, распространенные, то есть имеют в своём составе второстепенные члены. В таких предложениях употребляются две группы второстепенных членов:

Первая - Обстоятельства места и времени

Например:

Вечером принесли телеграмму.

По газонам не ходят.

В соседнем доме давно не зажигают свет.

Обстоятельства обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека.

Вторая группа - это прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения:

Например:

Нам объявили результаты экзамена.

К походу готовятся заранее.

Спектакль начинают после третьего звонка.

§ 4 Ситуации использования неопределенно-личных предложений

Неопределённо-личные предложения часто употребляются в диалогах. При этом в одной из реплик имеется двусоставное предложение, с которым связано неопределённо-личное предложение.

Например:

Мы вчера ходили на лыжах в лес.

Вам встретилось что-нибудь интересное?

Да, слушали дятла, видели зайца.

Наиболее часто неопределенно-личные предложения используются в разговорном и художественном стилях и практически не употребляется в научном и деловом, где необходима точность и предельная ясность высказывания.

Частое употребление неопределенно-личных предложений в разговорной речи привело к тому, что некоторые из них приняли характер застывших оборотов.

Например:

Кому говорят! Тебе говорят.

Предложением как лексической единицей, его видами и особенностями занимается особый раздел языка - синтаксис, что в переводе с греческого обозначает «построение». Изучение синтаксиса и его единиц поможет обретению более грамотной, богатой речи, научит пользоваться всевозможными стилистическими средствами языка. Человек, знающий синтаксис, логично строит предложения в речи.

Понятие о предложении

Центральным предметом изучения синтаксиса является предложение. Именно этими единицами люди выражают мысли, пишут и говорят.

Отличить предложение от другой лексической единицы - словосочетания - можно по следующим признакам:

  1. Предложение является высказыванием о каком-либо предмете речи. Высказывания могут быть различными, содержать повествование, вопрос или побуждение. Приятно пахнет цветок акации. (предложение повествовательное, выражает сообщение) Что вам всем нужно для счастья? (Рождественский Р.) (предложение вопросительное, выражает вопрос) Пусть каждый день вам доброе добудет! (С. Маршак) (предложение побудительное, мотивирует к действию)
  2. Предложение - единица общения. Оно содержит в себе законченную мысль, поэтому люди разговаривают между собой предложениями.
  3. Ему присуща грамматическая основа.
  4. Предложение отличает интонационная законченность.

В русском языке предложения делятся на простые и сложные. Отличие между ними - количество в составе грамматических основ. Например: Прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. (Н. Гоголь) Мы хотим, чтоб солнечное небо осеняло каждую страну. (В. Тушнова) . Первый пример - предложение простое, в составе одна предикативная основа: земля - подлежащее; прекрасна была - сказуемое. Второй пример - предложение сложное, в его составе две грамматические основы: первая - мы (подлежащее) хотим (сказуемое); вторая - небо (подлежащее) осеняло (сказуемое).

Односоставное предложение

Предикативная основа - один из определяющих факторов в классификации предложения. По ее составу простые предложения русского языка делятся на односоставные и двусоставные. Последние имеют в составе полную предикативную основу: подлежащее и сказуемое.

В односоставном предложении - один главный член. Сравните: Приятно пахнет акация. - Приятно пахнет акацией. Первое предложение двусоставное: подлежащее - акация , сказуемое - пахнет ; второе предложение односоставное, имеет в составе только сказуемое - пахнет .

Примеры неопределенно-личных предложений

Когда используются неопределенные личные предложения? Примеры можно взять из текстов различных стилей:

  1. Поутру пришли меня звать от имени Пугачева (А. С. Пушкин). Сказуемое пришли звать.
  2. Сказали мне: «Сегодня не надейся, Не стоит уповать на небеса». И вот опять дают задержку рейса на Одессу, Теперь обледенела полоса (В. Высоцкий). В данном примере простые неопределенно-личные предложения в составе сложного: в первой части сказуемое сказали , во второй - сказуемое дают .
  3. За любовь платят любовью (посл.). Сказуемое платят .
  4. Семьей и горох молотят (посл.). Сказуемое молотят .
  5. Судят о здоровье по тому, как радуются утру и весне (Г. Торо). Сказуемые судят, радуются.
  6. Когда обращаются к человеку в официальной обстановке - называют имя и фамилию (этикет). Сказуемые обращаются, называют.

Приведенные примеры - неопределенно-личные предложения - из литературы художественной и сводов правил. Можно назвать большое количество примеров, ведь подобные единицы помогают авторам достичь динамики повествования.

Задания и упражнения

Упражнения на тему «Односоставные предложения» могут быть различными. Например, составить неопределенно-личные предложения, найти их среди других односоставных. Также можно предложить задание поставить соответствие предложениям с одним главным членом сказуемым.

Разберем варианты:

  1. Из двусоставного предложения "Я предлагаю приступить к работе завтра" составить неопределенно-личное. (Ответ: Предлагают приступить к работе завтра).
  2. Среди представленных найти неопределенно-личное предложение. А. Писем не приходило в течение полугода. Б. Какая благодать! В. На заводе увольняют рабочих. Г. Хочу остаться один. (Правильный ответ под буквой В.)
  3. Определить, какие односоставные предложения даны в предыдущем задании. А - определенно-личное; Б - назывное; В - неопределенно-личное; Г - безличное.

Цели:

  • познакомиться с типом односоставных предложений, неопределённо-личными предложениями, узнать о способах выражения главного члена в форме сказуемого;
  • научиться отличать неопределённо-личные от определенно-личных предложений.

ХОД УРОКА

1. Начало урока «Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»

1) Словарная работа: эксперимент, экспериментировать.

– И мы с вами сегодня на уроке проведём как бы эксперимент, который называется: «отсроченная отгадка».

Доска : В чугунную доску били без устали.

Прочитайте предложение и скажите, понятно нам, кто били без устали? (Нет) . Правильно, действующее лицо здесь мыслится неопределённо, нечётко, неконкретно.

И я вам делаю «вызов» такой, что к концу урока вы должны:

1) понять, почему так названы предложения – неопределённо-личные;

2) цели урока.

2. Контрольно-подготовительный этап (повторение изученного, опрос по предыдущим темам)

1. «Разминка»

1) Вспомнить, какие предложения называются односоставными.

– Мы с вами продолжаем изучать типы односоставных предложений.

(Работа в группах, группы готовят вопросы и задают их друг другу по теме «Односоставные предложения» – 1-я группа – 2-я группа – 3-я группа – 1-я группа.)

2) Вспомните, с каким типом односоставных предложений мы познакомились на прошлом уроке? (C определённо-личными предложениями).

Какие предложения называются определённо-личными? (Примеры приводит каждая группа.)

– Обязательно ли подлежащее в таких предложениях? (Нет). Почему?

(Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы).)

– Что мы ещё не сказали об определённо-личных предложениях? (Они встречаются в живой разговорной речи.)

2. «Лови ошибку»

1) – Я утверждаю, что предложение: (доска) На город спустились сумерки – односоставное.

Согласны? (Нет!) Почему?

2) Из этих предложений, записанных на доске:

Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. Парк давно закрыли. – Я утверждаю, что второе предложение – определённо-личное. Согласны? (Нет!) Почему?

3. «Развиваем речь»

Каждой группе даётся задание: попробуйте составить текст, используя определённо-личные предложения.

1-я группа: Составьте текст открытки маме, подруге, товарищу, учителю и т.п. Поздравьте их с праздником, выразите благодарность, свои пожелания, пригласите в гости и т.д.

2-я группа: Представьте, что вам надо срочно сообщить брату, сестре, другу, родителям и др., что вы едете через их город, будете на вокзале несколько минут (укажите число, время, номер поезда), что вам хотелось бы, чтобы ваши родственники или друзья пришли к поезду. Составьте текст телеграммы.

3-я группа: Расскажите, что вы делаете утром перед уходом в школу.

3. Сотворчество (новый материал)

– На этом этапе урока вы не пассивные слушатели, а активные участники в освоении нового материала. Вы должны сами разобраться в сути явления, понять главное определение сегодняшней темы.

1. Ознакомление с неопределённо-личными предложениями

1) Ведут ко мне коня.

– Найдите главные члены предложения. (Ведут). Чем выражено сказуемое?

Доска : Глаголом в форме...... 3 лица, множественного лица, настоящего времени или будущего времени (выведут).

2) Потом его в степи без чувств нашли. – Найдите сказуемое. Чем выражено?

Доска : глаголом в форме... множественного числа, прошедшего времени.

– важны ли в этих предложениях действующие лица? (Нет) . В начале урока мы с вами говорили, что действующее лицо мыслится здесь неопределённо, нечетко, неконкретно. В таких предложениях важно само действие и в них не бывает подлежащего. Вот почему эти предложения так называются? (неопределённо-личные)

– Итак, кто нам скажет, какие предложения называются неопределённо-личными?

– Давайте заглянем в учебник, правы ли мы? (читать §22) (можно пользоваться таблицей!).

В таких предложениях всё сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределённое.

2. Закрепление. Приём «Согласен – не согласен?»

1) – Устно работаем над упр. № 188 – утверждаем, что это неопределённо-личные предложения.

1-я группа – Утверждаем, что это предложение неопределённо-личное, так как...

2-я группа – Согласны, или нет

2-я группа – 3-я группа -----, 3-я группа – 1-я группа ----.

2) Письменно выполняем упр. №189 – самостоятельно, (сели на свои места)

4. Рефлексивный этап урока (осмысление результатов работы)

– Итак, подведем итоги нашей работы.

1) Возвращаемся к «отсроченной отгадке»

Доска : В чугунную доску били без устали. Теперь мы уже точно можем сказать, какое это предложение? (неопределённо личное)

– А сейчас, скажите мне, каково отличие неопределенно-личных предложений от определенно-личных предложений? (таблица на доске) (в определенно-личных сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица, а в неопределённо-личных – 3 лица).

– Попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное. (Заранее карточки.)

1. Герасиму отвели под кухней коморку.
2. Изредка выводили медведей пред окна барского дома.
3. Смелей дадим друг другу руки и вместе двинемся вперёд.
4. Зимой свет зажигают рано.
5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.

2) Приём «Эссе» – пятиминутное письменное задание

– Подытожьте свои знания по изученной сегодня теме.

Можно начать так:

Доска :

  • Из урока я понял (а), ....
  • Мне стало ясно, что....
  • Я познакомился (-лась) с
  • Я узнал (а)....

3) Домашнее задание – упражнение № 190

Односоставное неопределенно-личное предложение - это такая синтаксическая конструкция, в которой есть только одни главный член - сказуемое, выраженное, как правило, глаголом в 3л. мн.ч. в настоящем или будущем времени повелительного или Например: За стеной громко ссорились . А также во мн.ч. в форме изъявительного или Например: Сегодня Антона отругали обидно и выгнали из-за стола. Ели бы мне позволили, я давно бы это сделала. Также в роли сказуемого могут выступать и краткие формы прилагательного или причастия, тогда оно является уже именным, а не глагольным: Здесь нам всегда рады.

Рассмотрим особенности данного вида предложений, их структуру, отличие от других односоставных конструкций и правила пунктуации в них.

Отличие от неполного предложения

Неопределенно-личное предложение имеет как структура самостоятельный статус, потому что, в отличие от неполного, лицо, о котором рассказывается в данном контексте невозможно восстановить по предыдущему тексту.

Например: Андрей и Ольга долго добирались до деревни. Когда приехали, было уже очень поздно.

В последнем предложении субъект восстанавливается из предыдущего текста. Они (Андрей и Ольга) приехали . Значит, оно неполное.

В столовой было слышно лишь, как стучали ложками . Это неопределенно-личное предложение, так как стучали - это действие, производимое кем-то, кто не важен для слышащего. Также субъект действия в них может быть и неизвестен рассказывающему: Где-то громко смеялись.

Интересно, что в предложениях типа "Тебе говорят, оденься потеплее" имеется субъект, который возможно определить. Здесь сказанное явно выражает действие говорящего. Но в такой ситуации происходит как бы эффект «отчуждения», ибо тот, кто говорит, становится на позицию другого лица.

Неопределенно-личные предложения используются чаще всего в Они помогают сделать акцент на самом действии или событии, не уточняя, кем оно могло быть произведено.

Как отличить неопределенно-личное предложение от безличного

В безличной конструкции указывается на те действия или состояния, которые не зависят от субъекта. Например: В доме светло и празднично . Уже давно рассвело . Сказуемое здесь выражено наречиями - светло и празднично - и безличным глаголом - рассвело. Иногда сказуемое может быть выражено и словами не было или нет . Например: Веселья не было .

При попытке различить неопределенно-личное предложение и безличное, необходимо помнить, в первую очередь, о том, что в первом сказуемое всегда стоит во множественном числе. В то время как во втором случае оно может находиться и в единственном числе.

в сложных предложениях с неопределенно-личной основой

В сложносочиненном предложении, где части безличные или неопределенно-личные с одной и той же формой сказуемого, запятая не ставится. Например: Нас разместили вокруг стола и в комнату начали вносить еду и напитки.

Рассматривая неопределенно-личные предложения, примеры их отличий от других видов синтаксических конструкций с неполной основой, нужно помнить об их основных признаках, и тогда определение структуры не вызовет затруднений.

Неопределённо-личные предложения - это односоставные бесподлежащные предложения, главный член которого выражен глаголом 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени, либо формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных). Например : говорят, рассказывают, будут думать, слышали, ушли бы; (им) довольны; (ему) рады.

Когда используют неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения используются, либо когда действующее лицо или действующие лица не так важны, либо подразумеваются в тексте выше. Акцент делается на действии , описываемом в предложении.

Например : Сейчас только и говорят о тебе и о том, куда ты подевался.

Слыхали, какой сегодня гром был во время дождя?

Вас вызывают к начальству – необходимо, чтобы вы поставили подпись.

В первом примере говорящий хочет акцентировать, что поступок его собеседника вызвал отклик у общества. Во втором говорящий интересуется, слышал ли его собеседник (или их несколько). Ему интересно, слышали ли гром или нет, а не кто именно его слышал. В третьем примере говорящий передаёт информацию третьему лицу, которое должно совершить требуемое действие. Здесь действующее лицо очевидно из контекста, поэтому не указано.

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц : Над этой проблемой уже работают. Дома мною были довольны; 2) одно лицо : Принесли бы мне чего-нибудь. Подайте книгу, пожалуйста; 3) и одно лицо, и группу лиц : Меня внимательно выслушали. Меня встретили в аэропорту; 4) лицо известное и неизвестное : На улице, как всегда, шумят. Говорят, ты с ней виделся сегодня?

Неопределённо-личные предложения обычно распространённые, т.е. включают в свой состав второстепенные члены предложения. Как правило, их включаются две группы:

1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: Разве не вчера тебя привезли?

2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Дома уже всё знают.

Неопределённо-личные предложения также часто употребляются в диалогах. При этом обычно имеется предложение, с которым связано данное неопределённо-личное предложение, например:

Я вчера встречался с подругой.

Так это с ней я тебя видел?



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...