Притча о морковке, кофе, яйце и деревяшке, или о том, какие мы разные люди. О смысле жизни


Короткие мудрые притчи о жизни: восточная мудрость

Притча - маленький рассказ, история, басня, с моралью или без неё.
Притча не всегда учит жизни, но всегда дает мудрый намек с глубоким смыслом.
В притчах скрывается жизненный смысл - урок для людей, но увидеть этот смысл дано не каждому.
Притча - это не выдуманный рассказ, это история из жизни о реальных событиях. Из поколения в поколение притчи передавались из уст в уста, но при этом не утратили своей мудрости и простоты.
Во многих притчах описаны истории, которые происходят в повседневной жизни, многие события, описанные в притчах, очень схожи с нашими. Притча учит смотреть на вещи с разных сторон и поступать мудро и разумно.
Если притча показалась непонятной или бессмысленной - это не означает, что притча плоха. Просто мы не достаточно подготовлены для её понимания. Перечитывая притчи, каждый раз можно найти в них что-то новое и мудрое.
Итак, читаем восточные притчи, думаем и мудреем!

Три важных вопроса

Правитель одной страны стремился ко всякой премудрости. Дошли раз до него слухи, что есть некий отшельник, который знает ответы на все вопросы. Приехал к нему правитель и видит: дряхлый старик, копает грядку. Он соскочил с коня и поклонился старику.

— Я приехал, чтобы получить ответ на три вопроса: кто самый главный человек на земле, какое дело самое важное в жизни, какой день важнее всех остальных.

Отшельник ничего не ответил и продолжал копать. Правитель взялся ему помогать.

Вдруг видит: идет по дороге человек — все лицо кровью залито. Правитель остановил его, добрым словом утешил, принес воды из ручья, обмыл и перевязал раны путника. Потом отвел его в лачугу отшельника, уложил в постель.

Наутро смотрит — отшельник грядку засевает.

— Отшельник, — взмолился правитель, — неужто ты не ответишь на мои вопросы?

— Ты сам уже на них ответил, — проговорил тот.

— Как? — изумился правитель.

— Увидев мою старость и немощь, ты сжалился надо мной и вызвался помочь, — сказал отшельник. — Пока ты вскапывал грядку, я был для тебя самым главным человеком, а помощь мне была для тебя самым важным делом. Появился раненый — его нужда оказалась острее моей. И он стал для тебя самым главным человеком, а помощь ему — самым важным делом. Выходит, самый главный человек — тот, кто нуждается в твоей помощи. А самое важное дело — добро, которое ты ему делаешь.

— Теперь я могу ответить на свой третий вопрос: какой день в жизни человека важнее остальных, — проговорил правитель. — Самый важный день — день сегодняшний.

Самое ценное

Один человек в детстве был очень дружен со стариком-соседом.

Но время шло, появились школа и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.

Однажды он узнал, что сосед умер — и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.

Вечером, после погребения, мужчина зашёл в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад…

Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.

Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл посылку.

Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».

И он понял — самым ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом.

С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну.

Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание.

Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно полезно тратить прямо сейчас.

Жизнь, как она есть

Я расскажу вам притчу: в стародавние времена пришла к Гаутаме Будде убитая горем женщина, потерявшая сына. И стала она молить всемогущего вернуть ей ребенка. И велел Будда женщине вернуться в селение и собрать по горчичному зернышку с каждой семьи, в какой не сожгли бы на погребальном костре хотя бы одного ее члена. И обойдя свое селение и множество других, не нашла бедняга ни одной такой семьи. И поняла женщина, что смерть есть естественный и неотвратимый исход для всех живущих. И приняла женщина свою жизнь такой, как она есть, с ее неизбежным уходом в небытие, с вечным круговращением жизней.

Бабочки и огонь

Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:

— Огонь светит.

Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:

— Он жжётся!

Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.

Получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает.

Понимать судьбу

У Чжуан-цзы умерла жена, и Хуэй-цзы пришел ее оплакивать. Чжуан-цзы сидел на корточках и распевал песни, ударяя в таз. Хуэй-цзы сказал:

— Не оплакивать покойную, которая прожила с тобой до старости и вырастила твоих детей, — это чересчур. Но распевать песни, ударяя в таз, — просто никуда не годится!

— Ты не прав, — ответил Чжуан-цзы. — Когда она умерла, мог ли я поначалу не опечалиться? Скорбя, я стал думать о том, чем она была в начале, когда еще не родилась. И не только не родилась, но еще не была телом. И не только не была телом, но не была даже дыханием. Я понял, что она была рассеяна в пустоте безбрежного хаоса.

Хаос превратился — и она стала дыханием. Дыхание превратилось — и она стала телом. Тело превратилось — и она родилась. Теперь настало новое превращение — и она умерла. Все это меняло друг друга, как чередуются четыре времени года. Человек же схоронен в бездне превращений, словно в покоях огромного дома.

Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера:

— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто.

Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум.

И то, что названо, не исчерпывает список.

Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды саньясин, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

— Иди вперед, иди вперед!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый саньясин не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперед.

На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег.

На следующий день он нашел золото, потом — алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых паранормальных сил, то, в конце концов, найдет богатство вечного Знания и Истины.

Две снежинки

Шел снег. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.

Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:

— Как хорошо лететь, наслаждаться полетом!

— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.

— Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало!

— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.

— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.

— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.

Наконец им надоело спорить. Они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала она сама.

Великое благо

Богатый человек попросил дзен-мастера написать что-нибудь хорошее и ободряющее, что-нибудь, что принесет великое благо всей его семье. «Это должно быть что-нибудь такое, о чем думает каждый член нашей семьи по отношению к другим», — сказал богач.

Он дал большой листок белоснежной дорогой бумаги, на котором мастер написал: «Отец умрет, сын умрет, внук умрет. И все в один день».

Богач пришел в ярость, когда прочитал, что ему написал мастер: «Я просил тебя написать что-нибудь хорошее для моей семьи, чтобы это принесло радость и процветание моей семье. Зачем ты написал то, что меня огорчает?»

«Если сын умрет раньше вас, — отвечал мастер, — это будет невосполнимой потерей для всей вашей семьи. Если внук умрет раньше, чем умрет ваш сын, это будет великое горе для всех. Но если вся ваша семья, поколение за поколением, умрут в один день, это будет настоящий подарок судьбы. Это и будет великое счастье и благо для всей вашей семьи».

Рай и ад

Жил-был один человек. И большую часть своей жизни он потратил на то, чтобы выяснить, чем отличается ад от рая. На эту тему он размышлял днями и ночами.

И вот однажды ему приснился необычный сон. Попал он в ад. И видит там людей, которые сидят перед котлами с едой. И у каждого в руке большая ложка с очень длинной ручкой. Но выглядят эти люди голодными, худыми и изможденными. Черпануть из котла они могут, а вот в рот никак не попадут. И они ругаются, дерутся, бьют друг друга ложками.

Вдруг к нему подбегает другой человек и кричит:

— Эй, пойдем быстрее, покажу дорогу, ведущую в рай.

Прибыли они в рай. И видят там людей, которые сидят перед котлами с едой. И у каждого в руке большая ложка с очень длинной ручкой. Но выглядят они сытыми, довольными и счастливыми. Когда присмотрелись, то увидели, что они кормят друг друга. Человек к человеку должен идти с добром — вот и рай.

Секрет счастья

Один торговец отправил своего сына искать секрет счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шел через пустыню и, наконец, подошел к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там жил мудрец, которого он искал.

Однако вместо ожидаемой встречи со святым человеком, наш герой вошел в залу, где все бурлило: торговцы входили и выходили, в углу болтали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец разговаривал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.

Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему секрет счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа.

— Однако я хочу попросить об одном одолжении, — добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла:

— Во время прогулки держи эту ложку в руке так, чтобы масло не вылилось.

Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он снова пришел к мудрецу.

— Ну как? — спросил тот. — Ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? А ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?

Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему Мудрец.

— Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей вселенной, — сказал ему Мудрец. — Нельзя доверять человеку, если ты незнаком с домом, в котором он живет.

Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошел на прогулку по дворцу, на сей раз обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окруженные горами, нежнейшие цветы, утонченность, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно. Вернувшись к мудрецу, он подробно описал все, что видел.

— А где те две капли масла, которые я тебе доверил? — спросил мудрец.

И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что масло вылилось.

— Вот это и есть тот единственный совет, который я могу тебе дать: секрет счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, никогда при этом не забывая о двух каплях масла в ложечке.

Проповедь

Однажды мулла решил обратиться к верующим. Но слушать его пришел один молодой конюх. Мулла подумал про себя: «Должен я говорить или нет?» И он решился спросить у конюха:

— Кроме тебя здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?

Конюх ответил:

— Господин, я простой человек, я ничего в этом не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть.

Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил:

— Как тебе понравилась моя проповедь?

— Я уже сказал, что я простой человек и не очень понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно ее накормлю. Но я не отдам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей.

Притча о позитивном мышлении

Как-то старый китайский учитель сказал своему ученику:

— Пожалуйста, хорошенько осмотри эту комнату и попытайся отметить в ней все, что имеет коричневый цвет.

Молодой человек огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, диван, карниз для занавесок, парты, книжные переплеты и еще множество разных мелочей.

— А теперь закрой глаза и перечисли все предметы… голубого цвета, — попросил учитель.

Молодой человек растерялся:

— Но я ничего не заметил!

Тогда учитель сказал:

— Открой глаза. Посмотри только, какое здесь множество голубых вещей.

Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой ковер, голубая рубашка старого учителя.

И учитель сказал:

— Посмотри же на все эти упущенные предметы!

Ученик ответил:

— Но это же уловка! Ведь я по вашей указке искал коричневые, а не голубые предметы.

Учитель тихо вздохнул, а потом улыбнулся: — Именно это я и хотел тебе показать. Ты искал и находил только коричневый цвет. Так же происходит с тобой и в жизни. Ты ищешь и находишь только плохое и упускаешь хорошее.

Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. А если худшее не происходит, то меня ждет приятный сюрприз. А если я всегда буду надеяться на лучшее, то я лишь подвергну себя риску разочарования.

Не стоит упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Если ты ожидаешь худшего, то обязательно его и получишь. И наоборот.

Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение. С этой минуты ты будешь искать во всем и в каждом что-то положительное.

Как достигнуть цели?

Великий мастер стрельбы из лука по имени Дрона обучал своих учеников. Он повесил на дереве мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.

Один сказал:

— Я вижу дерево и мишень на нем.

Другой сказал:

— Я вижу дерево, восходящее солнце, птиц на небе…

Все остальные отвечали примерно так же.

Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:

— А ты что видишь?

Тот ответил:

— Я не могу видеть ничего, кроме мишени.

И Дрона сказал:

— Только такой человек может попасть в цель.

Сокровища

В древней Индии жил бедняк, которого звали Али Хафед.

Однажды к нему пришел буддистский священник и рассказал ему, как был создан мир: «Когда-то земля была сплошным туманом. И тогда Всевышний простер свои персты к туману, и он превратился в огненный шар. И этот шар носился по вселенной до тех пор, пока дождь не упал на землю и не охладил ее поверхность. Потом огонь, взломав земную поверхность, вырвался наружу. Так возникли горы и долины, холмы и прерии.

Когда расплавленная масса, стекавшая по поверхности земли, остывала быстро, она превращалась в гранит. Если же она остывала медленно, она становилась медью, серебром или золотом. А после золота были созданы алмазы».

— Алмаз, — сказал мудрец Али Хафеду, — это застывшая капля солнечного света. Если бы ты обладал алмазом размером в большой палец руки, — продолжал священник, — то ты мог бы купить всю округу. Но если бы ты владел алмазными залежами, то мог бы посадить на трон всех своих детей, и все это благодаря огромному богатству.

Али Хафед в этот вечер узнал об алмазах все, что только можно было узнать. Но лег в постель, как всегда, бедняком. Он ничего не потерял, но он был бедняком потому, что не был удовлетворен, а не был удовлетворен потому, что боялся того, что он бедняк.

Всю ночь Али Хафед не сомкнул глаз. Он думал только об алмазных залежах.

Рано утром он разбудил старого буддистского священника и начал умолять его рассказать, где найти алмазы. Священник сначала не соглашался. Но Али Хафед был так настойчив, что старый человек, наконец, сказал:

— Ну, хорошо. Ты должен отыскать реку, которая течет в белых песках среди высоких гор. Там, в этих белых песках, ты найдешь алмазы.

И тогда Али Хафед продал свою ферму, оставил семью на соседа и ушел искать алмазы. Он шел все дальше и дальше, но так и не смог найти сокровищ. В полном отчаянии он покончил с собой, бросившись в море.

Однажды человек, купивший ферму Али Хафеда, решил попоить верблюда в саду. И, когда верблюд ткнулся носом в ручей, этот человек вдруг заметил странное сверкание, исходящее из белого песка со дна ручья. Он опустил руки в воду и вытащил оттуда камень, от которого исходило это огненное сияние. Он принес этот необычный камень домой, положил его на полку.

Как-то в гости к новому хозяину пришел тот же старый буддистский священник. Открыв дверь, он тут же увидел сияние над камином. Бросившись к нему, и воскликнул:

— Это алмаз! Али Хафед вернулся?

— Нет, — отвечал преемник Али Хафеда. — Али Хафед не вернулся. А это простой камень, который я нашел в своем ручье.

— Ты не прав! — воскликнул священник. — Я узнаю алмаз из тысячи других драгоценных камней. Клянусь всем святым, это алмаз!

И тогда они отправились в сад и перерыли весь белый песок в ручье. И в нем они обнаружили драгоценные камни, еще более изумительные и более ценные, чем первый. Самое ценное всегда рядом.
*

Проявляй уважение к достойному уважения, потому что он того заслуживает. Проявляй уважение к жаждущему уважения, потому что это совсем не сложно. Проявляй уважение к недостойному уважения, потому что в каждом есть что-то достойное уважения.

Шоу-Дао

В отношении к другим людям, особенно к тем, с кем нас не связывают родственные или дружественные узы, проявляется наша духовная суть. Особым индикатором зрелости является наше поведение в ситуации, когда нас кто-то обидел, сделал нам плохо. В этом случае, как правило, сразу проявляется наше недовольство и желание ответить обидчику. Однако мы можем занимать и другую, более мудрую позицию. Она основывается на осознании того, что никто не в силах оскорбить и расстроить нас, если мы сами этого не захотим. «Страшно не то, что вас обманул и или обокрали, - говорил Конфуций, - страшно, если вы постоянно помните об этом».

Быть терпимым к другому в любых ситуациях, сохраняя внутреннее спокойствие, находясь в гармонии с самим собой и окружающим миром - вот та основа, то главное правило, которое подсказывает нам жизненный опыт. Так, В. Шекспир писал: «Не растапливайте печь для своих недругов слишком сильно, иначе вы сгорите в ней сами». И в одной из практических рекомендаций также выражена эта идея: «Если эгоистичные люди хотят воспользоваться вами, вычеркните их из своей жизни, но не пытайтесь расквитаться с ними. желая отомстить кому-либо, вы, прежде всего, наносите вред себе, а не своему врагу».

Не «запускать» в действие негативные отношения к другому человеку помогает позиция заинтересованного исследователя. Благодаря этому, можно прийти к выводу, что «ни одного человека не следует хвалить или осуждать за совершенные им поступки, потому что все мы, так или иначе, подвержены влиянию условий, обстоятельств, окружающей среды, образования, усвоенных привычек и наследственных черт. Именно эти факторы формируют человека и делают его таким, какой он есть..." (Линкольн.) Такой подход позволяет быть не осуждающим, а понимающим.


СЕМЯ И ПЛОД

Крестьянин сажает два семени в одну и ту же почву. Одно семя - семя сахарного тростника, другое - семя нима, тропического дерева с древесиной и листьями очень горького вкуса. Два семени в одной и той же почве получают одну и ту же воду, тот же солнечный свет, тот же воздух; природа дает им одно и то же питание. Два крошечных ростка выходят наружу и начинают расти. В конечном итоге семя нима развилось в растение с горечью в каждой жилке, тогда как каждая жилка сахарного тростника оказывается сладкой.

Какова причина, таков результат. Каково семя, таков будет и плод. Каков поступок, таков будет итог.

Нельзя сказать, что природа добра к одному растению и сурова к другому. Она только помогает проявлению заложенных в различные семена качеств. Семя сахарного тростника обладает качеством сладости, поэтому растение не будет обладать ничем иным, кроме сладости. Семя нима обладает качеством горечи, и растение не будет обладать иными свойствами. Каково семя, таков будет и плод.

Часто наши трудности в жизни состоят в том, что мы остаемся невнимательными и в гневе или злобе сажаем семена нима. А когда наступает время сбора плодов, мы вдруг спохватываемся, что нам хочется сладких плодов манго. К сожалению, не помогут никакие слезы и молитвы. Если хотите получать добро - сейте добро.


Притча от С. Шепеля

Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что тот пасет животных в отдаленном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим и выкопать ему глубокую яму, чтобы тот упал в нее. Поздней ночью он начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадет в нее и, может быть, что-нибудь сломает себе или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца, или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, что не заметил, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. И каково было его удивление, когда он увидел, что за это время он выкопал такую глубокую яму, что сам уже не сможет вылезти из нее.

Поэтому прежде чем даже мысленно рыть яму другому, вспомни: для того чтобы вырыть ее, тебе самому придется в ней оказаться, ибо первым в ней оказывается тот, кто ее роет. И прежде чем запачкать кого-то грязью, сначала тебе придется выпачкать свои руки.


ДЕРЕВЯННАЯ КОРМУШКА

Христианская притча

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из нее.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырехлетний сын с куском дерева в руках.

Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из нее папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.


ФОНАРЬ ДЛЯ СЛЕПОГО

Дзенская притча

В давние времена в Японии пользовались фонарями из бамбука и бумаги со свечой внутри. Как-то слепому, побывавшему в гостях у друга, предложили такой фонарь, чтобы он шел с ним домой.

Мне фонарь не нужен, - сказал слепой, - свет и темнота для меня равны.

Я знаю, что тебе не нужен фонарь, чтобы различать дорогу, - ответил ему друг. - Но если ты пойдешь без фонаря, то кто-то другой может на тебя налететь. Так что возьми его. Позаботившись о других, ты позаботишься и о себе.


О ГВОЗДЯХ

Восточная притча

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился одерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.


НАСТОЯЩИЙ РАЙ

Притча от П. Коэльо

Как-то раз шли по дороге человек, конь и собака. Когда проходили они мимо огромного дерева, попала в него молния и испепелила всех троих. Однако человек не сразу понял, что уже покинул этот мир, и продолжал путь вместе с конем и собакой.

Путь был долог и шел в гору, солнце пекло нещадно, и все трое измучились от жары и жажды. И вот за поворотом открылся им величественный мраморный портал, а за ним - площадь, вымощенная чистым золотом. Посередине бил фонтан холодной и чистой воды. Путник направился к стражу, охранявшему вход.

Здравствуй.

Здравствуй.

Как называется это прекрасное место?

Это - рай.

Как славно, что мы добрались до рая, нам очень хочется пить.

Можешь войти и пить, сколько захочешь.

Но мои конь и собака тоже страдают от жажды.

Очень сожалею, - ответил страж. - Но животным сюда нельзя. Путник огорчился, потому что жажда мучила его нестерпимо,

но в одиночку пить не стал, а поблагодарил стража и пошел дальше. Долго шагали они вверх по склону, но вот, наконец, увидели поселение, обнесенное ветхой деревянной оградой. В тени стоял какой-то человек.

Здравствуй, - поздоровался путник.- Я, мой конь и моя собака умираем от жажды - Вон за теми камнями есть источник.

Путник, конь и собака пошли к источнику и утолили жажду. Потом путник вернулся, чтобы поблагодарить.

Приходите, всегда будем вам рады, - отвечал тот.

А не скажешь ли, как называется это место?

Рай? А страж у мраморного портала сказал нам, что рай там.

Нет, там не рай. Там - ад.

Отчего же вы не запретите им называться чужим именем? - растерялся от неожиданности путник. - Эти ложные сведения могут вызвать страшную путаницу!

Ничуть не бывало. У них остаются все те, кто оказывается способен предать лучших друзей.


ВОР, СТАВШИЙ УЧЕНИКОМ

Японская притча

Однажды вечером, когда Ситиро Кодзюн читал сутры, вошел вор с острым мечом и стал требовать или деньги, или жизнь.

Не мешай мне, можешь взять немного денег в этом ящике, - сказал Ситиро и продолжил свое чтение. Через некоторое время он остановился и сказал:

Не забирай все. Мне нужно немного денег, чтобы заплатить завтра налоги.

Незваный гость забрал большую часть денег и собрался уходить.

Когда тебе делают подарок, надо благодарить, - добавил Ситиро. Человек поблагодарил и ушел. Однако через несколько дней его поймали, и среди прочих он сознался в преступлении против Ситиро. Когда Ситиро позвали как свидетеля, он сказал:

Этот человек не вор, по крайней мере, в отношении меня. Я дал ему денег, и он поблагодарил меня за них.

После того как закончился тюремный срок, человек пришел к Ситиро и стал его учеником.


Притча от П. Коэльо

Один из монахов монастыря в Сиете совершил серьезную ошибку, и для суда над ним братья позвали самого мудрого отшельника.

Мудрый отшельник не хотел приходить, но братья были такими настойчивым, что он согласился. Но все же прежде, чем отправиться, он взял ведро и сделал в его днище несколько дырок. Затем он наполнил ведро песком и пошел в монастырь.

Отец-настоятель, обратив внимание на ведро, спросил, для чего это было сделано.

Я пришел судить другого, - сказал отшельник. - Мои грехи бегут за мной, как и этот песок в ведре. Но поскольку я не смотрю назад, и не могу видеть свои собственные грехи, то я не способен судить и других.

Монахи решили немедленно отменить суд.


ЛЮБОВЬ И СОСТРАДАНИЕ

Однажды человек пришел к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:

Это все или ты хочешь чего-нибудь еще:

Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:

Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!

Ананда, ты стал саньясином, но постоянно забываешь об этом, ответил Будда. - Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня - это исход этого безумия и его жизни. Но может стать и освобождением. Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!

Человек слушал этот диалог. Он был смущен и озадачен. Он хотел оскорбить и унизить Будду, но почему-то униженным почувствовал себя. Любовь и сострадание, проявленные Буддой, были для него полной неожиданностью.

Пойди домой и отдохни, - сказал Будда. - Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии и не беспокойся, оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли и рано или поздно вновь превратиться в пыль, и по нему будут ходить люди.

Человек устало поднялся и ушел, скрывая слезы. Вечером он пришел обратно и припал к ногам Будды и сказал:

Прости меня!

Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был Рассержен, - ответил Будда. - Я тебя не осудил. Но я счастлив видеть, что ты пришел в себя и что для тебя прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!

НЕВОЗМОЖНО УГОДИТЬ ВСЕМ

Есть мнение, что жить в обществе и быть независимым от общества нельзя. Действительно, мы живем в мире среди других людей, и потому мы зависим друг от друга. Поэтому мы должны учитывать те нравственные нормы, которые помогают людям успешно сосуществовать. Однако в этом деле важно не дойти до крайности. Многие из нас, движимые страхом оказаться в одиночестве, потерять одобрение, любовь близких, стремятся, во что бы то ни стало им соответствовать. На первый взгляд - благородное стремление, но за него человек часто платит высокую цену. Ориентируясь на других людей, стремясь заслужить их одобрение, человек привыкает недоверчиво относиться к собственным ощущениям, желаниям и чувствам, «предавая мудрость своего организма» (К. Роджерс). Чем дальше, тем больше человек удаляется от своего собственного «Я», своего истинного предназначения. В результате - неудовлетворенность жизнью, депрессия, апатия и т. д. Мам представляется оптимальной позиция, когда человек в своих действиях прислушивается, в первую очередь, к своему сердцу, реализует свои ценности, но учитывает интересы других людей, не нанося им никакого ущерба.


ОСЛИК

Восточная притча

Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовали по пыльным улицам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку.

Бедный мальчик, - сказал прохожий, - его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?

Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.

Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:

Как не стыдно! Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный старый отец бежит следом.

Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.

Люди добрые, видали вы где-либо подобное? - заголосила женщина под чадрой. - Так мучить животное! У бедного ослика уже повис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, о несчастное существо!

Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла, Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:

Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой

пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?

Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.

Что бы мы ни делали, - сказал он, - обязательно найдется

Кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.


ВОЛК И ОВЦА

Греческая притча

Овца, спасаясь от волка, вбежала в ограду храма.

Если ты не выйдешь, - сказал волк, - жрец тебя схватит и зарежет в жертву.

Мне все равно, - сказала овца, - жрец ли меня зарежет или ты меня съешь.

Друг мой, - отвечал волк, - мне горько слышать, как ты рассматриваешь такой важный вопрос с такой узко личной точки зрения. Мне это не все равно!

ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ...

Мы, как со странами,

встречаемся с людьми.

Обычаи иные и законы,

Иные восприятья и каноны,

Иные представленья о любви.

Мы, как со странами,

встречаемся с людьми,

Вступая в эти страны с изумлением,

Мешаясь, поколенье с поколеньем

Срастаемся в одно - мы и они...

А. Богословский

Изучая природу человека, мыслители часто объединяют людей в какие-то группы по определенному признаку. Так появились теории темперамента, акцентуаций характера и др. В какой-то мере это оправдано и объяснимо: отождествление себя с какой-то группой позволяет нам понять некоторые особенности своего внутреннего мира. Но человек - одновременно частица всеобъемлющего мира, и в то же время он сам является отдельным миром. Поэтому правы те, кто считает, что знакомство с теми или иными теориями - весьма полезное занятие, однако, встретив конкретного человека, надо забыть их и общаться с ним как с уникальной и неповторимой личностью. Все попытки подвести человека к каким-то параметрам, нормам, стандартам суживает наше сознание, делает нас ограниченными и не позволяет понять, увидеть богатство и многогранность внутреннего мира ДРУГОГО.


ПРОБЛЕМА СРАВНЕНИЯ

Однажды ученик спросил у Ле-цзы:

Почему одни люди красивы, а другие безобразны, одни умны, а другие глупы? Почему существует такое противоречие? И не говорите мне о кармах, сансаре и о том, что все это из-за прошлых жизней. Как появилась разница с самого начала, когда прошлого еще не было?

Мастер повел его в сад и сказал:

Бот это дерево большое, а это - маленькое. Я часто раньше сидел под этими деревьями и думал, почему так? Но когда я отбросил ум, то исчез и сам вопрос. Сейчас я просто знаю, что это дерево большое, а это - маленькое. Нет никакой проблемы!


СРАВНЕНИЕ

Один самурай, очень гордый воин, пришел однажды к дзэнскому мастеру. Это был очень знаменитый самурай, но, посмотрев на мастера, увидев его красоту, ощутив благодать момента, он внезапно почувствовал себя ничтожным.

Почему я чувствую себя ничтожным? - спросил самурай Мастера. - Всего лишь миг назад все было в порядке. Но как только я вошел в твой двор, я почувствовал себя ничтожеством. Такого раньше никогда не было. Я много раз встречался со смертью и ни разу не чувствовал страха. Почему я беспокоюсь сейчас?

Подожди, - сказал Мастер. - Когда все уйдут, я отвечу. Весь день к Мастеру постоянно приходили люди, и самурай все

больше уставал ждать. К вечеру комната опустела, и самурай спросил: «Сейчас ты можешь мне ответить?

Мастер предложил выйти наружу. Была лунная ночь, луна только что взошла. И он сказал:

Посмотри на те деревья: вон то, поднявшееся высоко в небо, и то, маленькое, рядом с ним. Вот уже много лет они растут у меня под окном, и никогда не было никаких проблем. Маленькое дерево ни разу не сказало большому: «Почему я чувствую себя ничтожным рядом с тобой?»

Это дерево маленькое, а то - большое, почему я никогда не слышал ни звука об этом? - спросил Мастер.

Потому что они не умеют сравнивать, - ответил самурай.

В таком случае у тебя нет нужды спрашивать меня, - сказал Мастер. - Ты знаешь ответ.


ОБЕЗЬЯНА И РЫБА

Притча от Д. Адамса

Случилось как-то раз большое наводнение, и застигло оно обезьяну и рыбу.

Обезьяна, создание проворное и опытное, ухитрилась вскарабкаться на дерево и ускользнула от бушующих вод. Посмотрев со своего безопасного места вниз, она увидела, как отчаянно несчастная рыба борется со стремительным потоком.

С самыми добрыми намерениями обезьяна наклонилась и вынула рыбу из воды. Результат был печален.


КРАШЕ ТА, КОТОРАЯ НРАВИТСЯ

Аварская притча

Давным-давно страшный, огромный дракон-аждаха захватил единственный в Аварии источник. Люди остались без воды. Женщины плакали, дети стонали от жажды. Самые смелые и сильные джигиты набрасывались на чудовище с саблями в руках, но он всех сметал ударами длинного хвоста. Аждаха построил у источника громадный красивый дворец. Огородил его частоколом и насаживал на него головы убитых.

Люди были в отчаянии. Кто же победит страшного дракона?

В то время родился у бедной вдовы сын. Он ходил пить воду из источника по ночам. И набирался небывалой силы, смелости и удали. Видел он, как безобразничал у источника аждаха, и возненавидел его. И поклялся перед всем народом освободить от чудовища страну.

Мать, родственники, соседи и друзья долго отговаривали его:

Ты только вырос. Еще молод. Погибнешь во цвете лет. Пожалей себя!

Но юноша сел на коня и отправился сразиться с чудовищем. Аждаха уже издали почуял его и заревел страшным голосом:

Это кто осмелился приблизиться к источнику?!

Я хочу сразиться с тобой, чудовище окаянное! - гордо ответил юноша.

Аждаха загоготал:

Безумный! Разве тебе не известно, что я не сражаюсь оружием? Ты должен знать, что нет в мире никого, равного мне по силе. Всем своим противникам я задаю только один вопрос. Если он не сможет ответить на него правильно, то я убиваю его одним ударом своего огромного хвоста! А если ты ответишь правильно, то я тут же сам и погибну!

Хорошо! Я согласен! - отвечает юноша. - Задавай вопрос!

Аждаха громко зарычал, и в окне его дворца показались две женщины. Одна - невероятно ослепительная красавица, другая - обыкновенная простая женщина.

Которая из них краше? - спросил аждаха. Юноша посмотрел на женщин и ответил:

Краше та, которая тебе больше нравится!

Ты прав! - прохрипел аждаха и испустил дух. Так Авария была избавлена от чудовища.


СКОЛЬКО МУДРЕЦОВ - СТОЛЬКО И МНЕНИЙ

Шесть слепых индийских мудрецов пытались определить, что есть слон. Каждый из них предварительно ощупал слона. Один ощупывал его бок и решил, что слон - это что-то вроде огромной стены. Другому достался бивень, после чего он заключил, что слон - это что-то вроде копья. Третий слепой старец, держа в руках хобот слона, сказал, что слон похож на змею. Четвертый, ощупывая ногу, предположил, что слон очень похож на дерево. Пятый мудрец, которому досталось ухо, утверждал, что слон похож на веер. Шестой, ощупав хвост, считал, что слон - это что-то вроде веревки.


ШКОЛА 3ВЕРЕЙ

Притча в изложении Ошо

Однажды звери в лесу собрались и решили открыть школу. Среди них были кролик, птица, белка, рыба и угорь, и они сформировали совет директоров. Кролик настаивал, чтобы в программу занятий вошел бег. Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание. Рыба настаивала, чтобы в программу входило плавание, а белка говорила, что абсолютно необходимо внести вертикальное лазанье по деревьям. Они объединили все эти вещи и составили расписание занятий. Потом они решили, что все животные должны изучать предметы, введенные ими в программу занятий.

Хотя кролик и получал пятерки по бегу, с вертикальным лазаньем по деревьям у него были трудности. Он постоянно падал на спину. Довольно скоро он получил серьезную травму и бегать больше не мог. Оказалось, что вместо пятерки по бегу, он получает тройку, а по вертикальному лазанью, конечно, - всегда единицу.

Птица очень хорошо летала, но когда ей пришлось рыть норы в земле, она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и крылья. Очень скоро она стала получать тройки по летанию, единицы по норокопанию и испытывала адские трудности в вертикальном лазанье.

В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался умственно отсталый угорь, который делал все наполовину. Но учредители были довольны, потому что каждый изучал все предметы, и это называлось «широким общим образованием».

ЖИТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ - ВОВСЕ НЕ ЖИТЬ

Настоящее счастье невозможно, если ты замыкаешься в узком мирке личного благополучия.

Б. И . Додонов

Ради чего человек что-либо делает и вообще живет? Ответ на этот вопрос должен найти каждый из нас сам, исходя из своих ценностных ориентиров. Но опыт многих людей убедительно показывает, что полноценная жизнь и самореализация невозможна без выхода за пределы своего «эго», без созидания и служения другим людям. Психолог С. Л. Рубинштейн в своей работе «Человек и мир» написал: «Смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь».


ДЕРЕВО, ВИШЕНКА И ВОРОНА

Притча от Е. Виноградова

У дороги стояло Дерево. Каждый год, когда наступала пора, оно зеленело, потом одевалось белым цветом и благоухало, и, наконец, приносило плоды. Отяжелевшие ветви свешивались через забор почти до самой земли, и люди, идущие мимо, с удовольствием угощались его вишнями. Особенно этому радовались дети. Старый Хозяин был совсем не против, - он, как и Дерево, давно понял, что самое главное в жизни - это научиться отдавать, и отдавать радостно. А люди, проходя, обрывали вишни, даже не совсем спелые, кто-то благодарно и восхищенно, а кто-то бездумно и равнодушно, но вишни, умирая, были счастливы тем, что в них нуждаются и радуются их сочному вкусу.

Наверху, в самой гуще ветвей и листьев, росла Вишенка. Она первой встречала лучи восходящего солнца, и последней провожала их. Наверное, поэтому она была намного крупнее и привлекательнее своих нижних собратьев. Иногда она любила помечтать и думала: «Если уж тем, которые внизу, так радуются люди, то как же я смогу осчастливить того, кто заметит и выберет меня!» Так она ждала и размышляла о своем высоком предназначении.

Но время шло, а все оставалось по-прежнему. Из нижних давно уже никого не осталось, уже и листья начали опадать. Вишенку теперь можно было легко заметить, но люди перестали всматриваться вверх, отыскивая спелые вишни, ведь пора плодоношения давно миновала. Даже птицы, пролетая, не задерживались. И они знали, что время плодов прошло. Когда-то нежная и тонкая кожица Вишенки стала морщинистой и дряблой, мякоть высохла, а сама Вишенка съежилась, почернела и ни о чем больше не мечтала.

Но вот однажды, морозным, зимним утром на ветку, где была вишенка, села Черная Ворона. Она давно жила на свете и хорошо знала и Дерево, и Хозяина, и то, что когда голодно и холодно, на деревьях в саду можно найти старые вишни, высохшие от своего высокого одиночества. Заметив Вишенку и нацеливаясь клювом, Мерная Ворона удовлетворенно воскликнула: «Кар-р!» Но Вишенка ничего уже не почувствовала.


ДВЕ СВЕЧИ

Притча Н. Спириной

«Жаль мне тебя, - сказала незажженная свеча своей зажженной подруге. - Короток твой век. Ты все время горишь и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены".

Отвечала горящая свеча: «Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю, и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой - душа свечи - соединится с огнем пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребенка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажженная моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя - огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость и польза от тебя?

Право, "лучше гореть, нежели почивать", потому что в горении жизнь, а в спячке - смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты в твоем сохранном бездействии и не начинала существовать и так и умрешь, не начав. А жизнь пройдет мимо».

Так говорили две свечи.


ЧТОБЫ ПЛОДЫ МОГЛИ ПОЖИНАТЬ НАШИ ВНУКИ

Индийская притча

Царь Ановширван, которого народ называл также Справедливым, однажды отправился в паломничество по стране. На освещенном солнцем склоне горы он увидел сгорбившегося над работой почтенного старого человека. В сопровождении своих придворных царь подошел к нему и увидел, что старик сажает маленькие, не больше года, саженцы. «Что же ты делаешь?» - спросил царь. «Я сажаю ореховые деревья», - ответил старик. Царь удивился: "Ведь ты уже так стар. Зачем тебе саженцы, листву которых ты не увидишь, в тени которых не будешь отдыхать и не вкусишь их плодов?» Старик взглянул на него и ответил: «Те, кто был до нас, сажали, а мы пожинали плоды. Теперь мы сажаем, чтобы те, кто будет после нас, тоже могли бы пожинать плоды».


ЗАВЕЩАНИЕ

Восточная притча

Один старик был при смерти. Он подозвал своего сына и сказал ему:

Теперь я должен открыть тебе свой секрет, ибо смерть моя уже близка. Всегда помни две веши - благодаря им, я добился успеха. Во-первых, когда бы ты что-то ни пообещал, сдержи данное слово. Чего бы это ни стоило, будь честен и выполни обещание. Это было моим принципом, на этом я основывал все свои дела, и поэтому я добился успеха. И второе - никогда никому ничего не обещай.


ЗИМНЯЯ ПРИТЧА

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа - аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже дорожка проложена.

На третий день снегу намело - по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок... А у соседа - дорожка уже ровная, прямая - просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!


НЕСИТЕ МОЮ ЛЮБОВЬ

Ученик Будды собрался идти распространять учение в очень беспокойное место, куда никто еще не ходил. Узнав об этом, Будда спросил его:

Перед тем как решить окончательно, ответь мне на три вопроса. Ты знаешь, что люди той области очень жестоки и легко раздражаются. Поэтому никто из моих учеников туда не ходил. Первый вопрос: если тебя оскорбят, а они это сделают, что случится в твоем сердце, и как ты отреагируешь?

Ученик ответил:

Ты знаешь совершенно ясно, что случится в моем сердце, потому что ты знаешь мое сердце! Но я отвечу: если они оскорбят меня, то глубоко в моем сердце я все равно буду чувствовать благодарность к ним за то, что они лишь оскорбили меня, а могли бы и побить.

Будда сказал:

Хорошо. Теперь второй вопрос. Если они изобьют тебя, что ты будешь чувствовать к ним?

Ты знаешь совершенно ясно, что я буду благодарен им, потому что они только избили меня, а могли бы и убить.

Теперь третий вопрос, - сказал Будда. - А если они решат тебя убить, что тогда?..

Ты знаешь совершенно ясно. Но раз ты спрашиваешь, я отвечу тебе. Если даже они решат убить меня, я буду благодарен им, потому что, возможно, они освободят меня, а возможно, это изменит и их.

Теперь ты можешь идти, - сказал Будда. - Я за тебя спокоен. Куда бы ты ни пошел, я буду с тобой. Ты будешь излучать мою энергию, нести людям мою любовь и сострадание.


ВЕТЕР И ЦВЕТОК

Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате.

Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим» И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался.

Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:

Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!

Но Цветок ничего не ответил. Он умер.

Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.


ЩЕДРОЕ ДЕРЕВО

Притча от Ш. Сильверстейна

Жила в лесу дикая яблоня. И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с нее листья, плел из них венок, надевал его, как корону, и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на ее ветках. А потом они играли в прятки, и когда мальчик уставал, он засыпал в тени ее ветвей. И яблоня была счастлива.

Но шло время, и мальчик подрастал, и все чаще яблоня коротала дни в одиночестве.

Как-то раз пришел мальчик к яблоне. И яблоня сказала:

Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!

Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик. - Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их?

Я бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки и продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив!

И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унес их с собой. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. А когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости.

Иди скорей сюда, малыш! - воскликнула она. - Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!

- У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик. - Мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?

Я бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет дома. Мой дом - мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив.

И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.

Иди сюда, мальчик, - прошептала она, - поиграй со мной.

Л уже слишком стар, мне грустно и не до игр, - ответил мальчик. - Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь мне дать лодку?

Спили мой ствол и сделай себе лодку, - сказала яблоня, - и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым.

И тогда мальчик спилил ствол и сделал из него лодку. И уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива. ...Хоть в это и нелегко поверить. Прошло много времени. И мальчик снова пришел к яблоне.

Прости, мальчик, - вздохнула яблоня, - но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.

На что мне яблоки? - ответил мальчик. - У меня почти не осталось зубов.

У меня не осталось ветвей, - сказала яблоня. - Ты не сможешь посидеть на них.

Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, - ответил мальчик.

У меня не осталось ствола, - сказала яблоня. - И тебе не по чему больше взбираться вверх.

Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, - ответил мальчик.

Прости, - вздохнула яблоня, - мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости.

А мне теперь много и не нужно, - ответил мальчик. - Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.

Ну что ж, - сказала яблоня, - старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай. Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.


КРАСАВИЦА

По дороге шла девушка, прекрасная, как фея. Она заметила, что следом за ней идет мужчина. Она обернулась и спросила: - Скажи, зачем ты идешь за мной? Мужчина ответил:

О, повелительница моего сердца, твои чары столь неотразимы, что повелевают мне следовать за тобой. Про меня говорят, что я прекрасно играю на лютне, что посвящен в тайны искусства поэзии и что умею в сердцах женщин пробуждать муки любви. Л хочу объясниться тебе в любви, потому что ты пленила мое сердце!

Красавица молча смотрела некоторое время на него, потом сказала:

Как ты мог влюбиться в меня? Моя младшая сестра гораздо красивее и привлекательнее меня. Она идет за мной, посмотри на нее.

Мужчина остановился, потом обернулся, но увидел только безобразную старуху в заплатанной накидке. Тогда он ускорил шаги, чтобы догнать девушку. Опустив глаза, он спросил голосом, выражающим покорность:

Скажи мне, как ложь могла сорваться у тебя с языка? Она улыбнулась и ответила:

Ты, мой друг, тоже не сказал мне правду, когда клялся в любви. Ты знаешь в совершенстве все правила любви и делаешь вид, что твое сердце пылает от любви ко мне. Как же ты мог обернуться, чтобы посмотреть на другую женщину?

Юноша стоял ночами под окнами прекрасной девушки и пел серенады под гитару.

Почему ты не попросишь ее стать твоей женой? - спросил юношу его друг.

Я уже думал об этом, но если она согласится, что я буду делать по ночам?! - ответил юноша.

Притча о толерантности

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

— Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

— Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к общему согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

— Скажи, ты могла бы идти неделю или две без воды и пищи?

— Нет, — ответила лошадь.

— А верблюд может, потому что в его горбах запас жира... И посмотри, как он красив, как высоко и гордо он держит голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

— А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать гак же быстро, как лошадь?

— Нет, — ответил верблюд.

Мудрец сказал:

— Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.

Спорили не только лошадь с верблюдом, но и белый человек с чернокожим.

Белый сказал:

— Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

— Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, муть до драки дело не дошло, и тоже решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец, вздохнул:

— Эх вы, люди! Нашли из-за чего спорить. — Обратился к белому:

— Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней подобно звездам сияют глаза его.

Затем мудрец обратился к чернокожему:

— А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах гор, а волосы его цвета солнца...

Негр и белый устыдились своего спора и помирились. А старый мудрец задремал на солнышке, и приснился ему такой сон... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей- то молодой голос:

— Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

Жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение — это чашки

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:

— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше . Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки . Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе .

Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют .

Никого не слушайте

Как-то раз отец со своим сыном и осликом путешествовали в жару по улицам старого города.
Отец седел верхом на осле, а сын вёл его за уздечку.

Бедный мальчик, - сказал прохожий, - его маленькие ножки едва поспевают за ослом.
Как ты можешь лениво восседать на осле, когда мальчишка совсем выбился из сил?

Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, тот слез с осла и велел сыну сесть на него.
Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:

Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как император, а его старый отец бежит следом.
Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.

Люди добрые, видали Вы где-либо подобное? - заголосила старая торговка чаем.
У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нём, будто это ложе, а не животное.Молча, отец и сын слезли с ослика и побрели пешком. Ведя его за собой.
Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:

Чего это ваш осёл ничего не делает, не приносит никакой пользы, даже не везёт никого на себе?

Отец сунул ослику пригоршню соломы, положил руку на плечо мальчика и сказал:

Что бы мы не делали, обязательно найдётся кто-то, кто будет с нами не согласен.
Я думаю, мы должны сами решать, как нам путешествовать.

Так принято…

Посадили пять обезьян в клетку, поставили лестницу и подвесили сверху банан. Обезьяны сразу полезли за бананом и тут их начали поливать холодной водой из шланга.

Они немножко поостыли, но как только кто-нибудь лез за бананом, всех без исключения поливали холодной водой. Итак, получилось, что как только какая-нибудь обезьяна лезет за бананом, ее тут же другие начинают кусать и бить, потому что никому не хочется быть облитым холодной водой. Все сидят, банан висит, никто его уже не хочет.

Убрали одну обезьяну из клетки, посадили новую. Та, ничего не подозревая, видит банан, ну и соответственно, лезет за ним. Тут ее начинают всячески избивать. В конце концов она успокаивается, и оставляет свои попытки.

Заменили еще одну обезьяну. Новая обезьяна видит банан - лезет и, соответственно, получает взбучку. Причем, что самое интересное, та обезьяна, которую водой не поливали, тоже принимает участие в избиении.

Заменили еще одну обезьяну, еще и еще… и вот что получилось: В клетке сидит пять обезьян, которых водой совсем не поливали, наверху висит банан, но никто его не трогает! Почему? Потому что так принято!

Камни

Профессор философии, стоя перед своим классом, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее 3-х см в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: «Да, полна».

Тогда он открыл банку горошка и высыпал их в большую банку, немного потряс её. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: «Да, вот теперь полна».

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: «Да, и на этот раз однозначно, она полна».

Тогда из-под стола он ещё вытащил 2 банки пива и вылил их в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись. А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь, камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется; горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль; песок — это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию за мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила Профессора, какое значение имеет пиво?

Профессор улыбнулся. Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для пары банок пива.

Материалы с сайта http://www.uprfin.ru/



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...