Прочитать станционный смотритель краткое содержание. Пушкин, «Станционный смотритель»: краткий пересказ

И.А. Смелова,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Роль поликультурного аспекта в анализе повести

Л. Андреева «Красный смех» (11 класс)

Приступая к изучению повести «Красный смех», необходимо провести серьёзную подготовительную работу – погрузиться в эпоху, узнать, какими идеями жило просвещённое общество, каким воздухом оно дышало. Для начала знакомимся с культовой личностью конца 19 века – философом Ф. Ницше. Зачем? В 1891 году в своём дневнике 20-летний Андреев напишет: «Я хочу показать, что на свете нет истины, нет счастья, основанного на истине… Я хочу быть апостолом самоуничтожения. Я хотел бы, чтобы человек бледнел от ужаса, читая мою книгу ». М олодой Леонид Андреев, как и многие его современники, увлекался философией Ницше. Смерть философа в 1900 году Андреев воспринял почти как личную утрату. Мир захлёстывала стихия жестокости, разрушения творческой личности, её унижения и деградации. После серии прекрасных реалистических рассказов («Кусака», «Петька на даче», «Ангелочек» и др.) Андреев активно приступил к созданию своего необычного художественного мира. Перемены происходят в русле модернистских исканий начала века. Писатель начинает воссоздавать действительность, используя контраст, схематизм, гротеск, фантастику.

Второй этап знакомство с явлениями экспрессионизма и модернизма, поскольку будем рассматривать повесть как модернистский эксперимент Л. Андреева. Знакомимся с модернистской музыкой и живописью, чтобы показать, как это направление отразилось не только в литературе, а в искусстве начала ХХ века вообще (А.Н. Скрябин (1871 – 1915), русский композитор; Альбан Берг (1885 – 1935), австрийский композитор; Франц Кафка (1883 – 1924), австрийский писатель; Эдвард Мунк (1863 – 1944 , норвежский художник и др.). Ученики должны хорошо знать, что модернизм – общее название разных направлений в искусстве к.19 – н.20 в., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

На втором этапе также проводим словарную работу, выясняя значения таких понятий, как «литература крика», ницшеанские мотивы, гротеск, фантастика, мировой Апокалипсис.

Третий этап – изучение истории русско-японской войны 1904 – 1905 г.г. Само название возникло как обозначение галлюцинации одного из героев, участника этой войны. Оно стало символизировать смех самой залитой кровью земли, сходящей с ума. Фактически Андреев создаёт картину Апокалипсиса (особенно пронзительно это изображают следующие фрагменты: « Что-то огромное, красное, кровавое стояло надо мною и беззубо смеялось.

- Это красный смех. Когда земля сходит с ума, она начинает так

смеяться. Ты ведь знаешь, земля сошла с ума. На ней нет ни цветов, ни песен, она стала круглая, гладкая и красная, как голова, с которой содрали кожу. Ты видишь её?», «Мы подошли к окну. От самой стены дома до карниза начиналось ровноеогненно-красное небо, без туч, без звезд, без солнца, и уходило за горизонт. А внизу под ним лежало такое же ровное тёмно-красное поле, и было покрыто оно трупами. И было тихо, - очевидно, все умерли, и на бесконечном поле не было забытых… Мы оглянулись: сзади нас на полу лежало голое бледно-розовое тело с закинутой головой.

- Они нас задушат! - сказал я. - Спасёмтесь в окно.

- Туда нельзя! - крикнул брат. - Туда нельзя. Взгляни, что там! ... За

окном в багровом и неподвижном свете стоял сам Красный смех») .

Леонид Андреев планировал издать повесть отдельной книжкой с офортами «Ужасы войны» испанского художника к.18 – н.19 века Франсиско Гойи. Безумства войны и в живописи Гойи, и в повести Андреева такие, какие могут быть запечатлены искажённой, вывернутой психикой. На уроке целесообразно использовать презентацию с офортами Ф. Гойи.

Кроме того, заранее рекомендуется ученикам перечитать рассказы В. Гаршина «Четыре дня» и М. Булгакова «Красная корона», а также «Севастополь в мае» из «Севастопольских рассказов Л.Н. Толстого. Это поможет ребятам разобраться, каким традициям следует писатель в изображении войны.

Очень важно, чтобы ученики смогли по достоинству оценить модернистский эксперимент Андреева. Для этого уже на уроке сообщаем информацию о том, что ни реалисты, ни символисты зачастую не принимали у Андреева тех тенденций, которые позже были названы экспрессионистическими . Л.Н. Толстой писал о «преувеличении чувства», «фальшивой чепухе», «отсутствии чувства меры». Символисты находили, что творчество Андреева создаёт впечатление «тяжёлого кошмара», напоминает «революционную казёнщину».

«Кто я? – задавался вопросом и сам Андреев. – Для благороднорождённых декадентов – презренный реалист, для наследственных реалистов – подозрительный символист».

Только в 1927 году известнейший советский литературовед и искусствовед Иеремия Исаевич Иоффе назвал Леонида Андреева «первым экспрессионистом в русской прозе. Литературовед Алексей Львович Григорьев пишет: «В поисках новых литературных путей Леонид Андреев предвосхитил экспрессионизм как международное художественное движение» .

Подобно экспрессионистической «литературе крика», зародившейся в немецкой литературе в 10-е годы ХХ века, писатель стремился к тому, чтобы в его произведениях каждое слово кричало о том, что наболело в его душе.

Художественные эксперименты Андреева никогда не были для него самоцелью, за которой терялся бы сам человек. В его произведениях чувствуется путь навстречу людям, стремление решить проблемы в пользу некоей духовной общности между людьми, и эта особенность писателя прочно связана с традициями русской литературы, а также с историко-эстетическими веяниями времени, заставляющими Андреева и экспрессионистов художников и музыкантов стремиться к одним и тем же целям.

Цель урока по данной теме: дать оценку творческому эксперименту Л. Андреева; определить роль экспрессионизма в литературе при разрешении «проклятых вопросов» жизни.

Задачи урока:

Выявить традиционное и новаторское в раскрытии образа войны в повести «Красный смех»

Выявить черты экспрессионизма в повести Л. Андреева;

Наблюдение мотивов апокалипсиса в литературе и других видах искусства.

В начале произведения повествователь говорит об отношении людей к станционным смотрителям. Рассказал, что с ними постоянно кто-то ругается, иногда и ударить их могут.

Вообще, станционные смотрители - это чиновники четырнадцатого класса. И ведут с ними так, в основном чиновники класса выше, чем четырнадцатый. Однако, один такой станционный смотритель, очень запал в душу рассказчику.

В 1816 году, автор проезжал мимо одной дороги, и пока станционный смотритель переписывал подорожную, повествователь заметил его четырнадцатилетнюю дочь Дуню, очень красивую девушку с голубыми глазами. Затем рассказчик предложил смотрителю выпить пунш, а Дуне чай. И они, попивая, стали говорить, будто знают друг друга сто лет.

Смотрителя звали Самсон Вырин и было ему около пятидесяти лет. Он воспитывал дочь один, так как ее мать умерла. В обществе он был маленьким человеком.

Для рассказчика были поданы лошади, ему пора было уезжать. Дуня ему очень понравилась, и поэтому так не хотелось уезжать, но нужно. Он сел в повозку и, попрощавшись, попросил Дуню поцеловать его, та выполнила его просьбу. Он часто просил девушек об этом, но этот поцелуй был самым запоминающимся.

Прошло некоторое время, и повествователь оказался на этой же станции. Он вспомнил ту прекрасную девушку Дуню. Он понимал, что смотритель мог уже не работать там, а Дуня могла выйти замуж или вовсе с ними что-то случилось. Но рассказчик решил сам убедиться или опровергнуть свои догадки. Но он все-таки увидел того самого Самсона Вырина, но тот уже постарел. Он был уставшим и нахмуренным.

Повествователь спросил его о Дуне, но тот грубо ответил, что ничего не знает об ее жизни. Рассказчика заинтересовала эта история, и он, заметив, что смотритель не хочет говорить об этом, решает предложить смотрителю выпить пунша и поговорить по душам.

Самсон рассказывает, что несколько лет назад на его станцию заезжал черноволосый гусар Минский. Ему понравилась Дуня. Пока Самсон Вырин переписывал подорожную, гусару стало плохо, и он лег на кровать смотрителя. Дуня от него не отходила и ухаживала за ним. Доктор, который пришел к больному прописал ему постельный режим. Гусар вручил ему 25 рублей за визит и пригласил обедать.

Через день Минский поправился и решил отправиться в путь. Попрощавшись со смотрителем, он предложил Дуне подвести ее до церкви, куда та шла на службу. Дуня не знала соглашаться или нет, но смотритель настоял, так как начал доверять гусару. Тогда Дуня села в повозку и они уехали.

Девушки долго не было и Самсон начал переживать. Он поехал в церковь, куда отправилась Дуня, но ее и там вообще не видели. В общем, он узнает, что Дуня уехала вместе с Минским и плакала, покидая дом. Позже выяснилось, что гусар врал по поводу своего самочувствия, а доктор подозревал о его намерениях.

Смотритель едет в Петербург за дочерью и пытается попасть к гусару. Минский, видя страдания отца, просит не искать ее и дает смотрителю денег, говорит о взаимных чувствах и просит исчезнуть.

Вечером, Самсон Вырин, проследив за Минским, находит свою дочь счастливой и роскошной. Та, увидев его, упала на пол, вследствие чего гусар выкинул Самсона из дома. Станционный смотритель едет домой подавленный и разбитый. Прошло время, а о дочери так ничего и не слышно.

Пока смотритель рассказывал эту историю, он горько плакал и выпил шесть чашек пунша. Выслушав Самсона, повествователь уехал.

Прошло снова время и, по счастливой случайности, рассказчик попадает на ту станцию третий раз, но ее уже не существует. Он узнает, что местный смотритель умер от пьянства. Тогда повествователь решил поехать в деревню, где жил Самсон Вырин.

Приехав, он пытается найти могилу смотрителя и в этом ему помогают местные жители. Мальчик, который провожал повествователя, рассказал ему, что незадолго до его приезда на могилу Самсона приходила красивая роскошная женщина с тремя детьми. Рассказчик понял, что это была Дуня. По словам мальчика, она приводила на могилу отца батюшку, горько плакала и щедро раздавала деньги.

Рассказчик под впечатлением от судьбы этих людей уезжает.

», третье – «Гробовщик », пятое – «Барышня-крестьянка »)

В мае 1816 года, повествует рассказ Пушкина , я, тогда ещё молодой человек, промокнув под проливным дождём, заехал на одну дорожную станцию и заказал себе чаю. Поставить самовар побежала Дуня, дочь станционного смотрителя Самсона Вырина – девушка необычайной красоты, лет всего 14 отроду. Мне она очень понравилась. Когда Дуня вернулась с чаем, я завязал с ней разговор и был очарован её умным и приятным обхождением. При моём отъезде со станции смотритель приказал дочери проводить меня до лошадей. В сенях я выпросил у Дуни позволение поцеловать её, и этот горячий поцелуй вспоминается мне до сих пор.

Три или четыре года спустя я вновь ехал в тех же местах, горя нетерпением узнать, что же случилось за это время с Дуней и её отцом. Станционное помещение уже не отличалось прежней ухоженностью и чистотой. Смотритель Вырин сильно постарел. Он имел молчаливый вид и разговорился лишь после того, как я угостил его несколькими стаканами пунша.

На вопрос о Дуне станционный смотритель рассказал грустную историю. Три года назад зимой на станцию заехал некий гусар. Он тотчас же обратил на Дуню внимание, перестал спешить с отъездом в дальнейший путь и заказал себе ужин. После ужина этому посетителю внезапно стало плохо. Дуня начала ухаживать за больным, который в знак благодарности постоянно пожимал ей руку. Через пару дней оправившийся гусар уже беседовал с Дуней, как с давней знакомой. Выезжая со станции, он предложил прокатить девушку в своей кибитке до церкви на краю деревни. Смотритель не препятствовал. Гусар с Дуней уехали, а к вечеру правивший их лошадьми ямщик вернулся обратно и рассказал: он довёз их обоих не до церкви, а до соседней станции, и от неё они поехали дальше.

Горю старика-смотрителя не было предела. Он понял, что болезнь гусара была притворной. Заболев и сам сильной горячкой, смотритель после выздоровления отправился в Петербург. Из подорожной Вырин узнал, что именно туда направился гусар, носивший фамилию Минский.

Смотритель разузнал в столице, где живёт Минский, и пошёл к нему домой. Увидев, его гусар вспыхнул. Бедный отец просил вернуть ему дочь, говоря, что теперь Минский уже натешился Дуней, так пусть не губит её понапрасну. Минский в ответ уверял, что Дуня уже отвыкла от своего прежнего бедного состояния и будет счастлива с ним, а не с отцом. Сунув в руку смотрителю, несколько ассигнаций, он вытолкнул его за дверь.

Вырин был в отчаянии. Несколько дней он ходил мимо дома, где жил гусар, и раз увидел, как тот проехал мимо на щегольских дрожках. Смотритель побежал вслед. Минский остановился перед одним подъездом и вошёл в него. Смотритель догадался: там, скорее всего, и живёт его Дуня. Пойдя вслед за гусаром, он вступил в одну из квартир и пошёл внутрь её, хотя его и задерживала служанка.

Минский сидел в кресле, а на ручке рядом с ним – роскошно одетая Дуня, которая с нежностью наматывала волосы гусара на свои пальцы. Увидев отца, дочь лишилась чувств. Разъярённый Минский подошёл к смотрителю, схватил его за ворот и выбросил на лестницу. Вырин хотел подать на гусара жалобу, но, поразмыслив, махнул рукой, оставил эту бесполезную затею и вернулся на свою станцию. Во время своего рассказа обо всём этом, он беспрестанно вытирал слёзы полой одежды.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Аудиокнига

Я с грустью покинул станционного смотрителя. Несколько лет спустя мне довелось вновь проезжать через те места. Станцию к тому времени уже закрыли, хотя прежний домишко её ещё стоял. Там жил уже не Вырин, а семья пивовара. Жена последнего поведала мне, что смотритель умер, совсем спившись перед кончиной. Вырина похоронили на местном кладбище, и летом на его нищую могилу заезжала какая-то богатая барыня с тремя маленькими детьми. Она долго лежала на могильном холмике, а потом пошла к попу и заказала службу по усопшему.

Краткое содержание произведения "Станционный смотритель".

Автор рассуждает о тяжелой участи станционных смотрителей, на которых изливается вся желчь путешественников, уставших от плохих российских дорог. Он призывает проникнуться состраданием к этому сословию. Это люди «мирные, от природы услужливые… скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». История одного из них предлагается читателю в этой повести.

В первый раз автор встретился со своими героями в мае 1816 года. Он тогда был в мелком чине и ехал на перекладных. Дочь смотрителя, Дуня, поразила его своей красотой. Весь гнев уставшего и промокшего под дождем проезжего сразу испарился. Он готов был долго разговаривать со смотрителем и его красавицей дочкой. Но лошади были готовы, и путешественник отправился дальше, щедро расплатившись со смотрителем. Перед отъездом, в сенях, он попросил у Дуни разрешения поцеловать ее. Она согласилась. Этот поцелуй проезжий потом долго не мог забыть.

Через несколько лет он опять оказался на этом же постоялом дворе. Его поразили ветхость и запустение, царившие в прежде опрятной комнате. Смотрителем был все тот же Самсон Вырин, но он очень сильно постарел и опустился за эти годы. На вопросы о Дуне старик не стал отвечать, притворившись, что не слышит. После стакана пунша старик разговорился и рассказал, что Дуня уехала с проезжим военным. Дуня так понравилась военному, что он притворился больным и остался в доме смотрителя. На следующий день к нему привезли врача- немца, который за деньги сделал вид, что проезжий действительно болен. Ухаживала за больным Дуня. Гусар был очень весел, все время шутил с ней и со смотрителем. Через два дня гусар должен был уезжать. День был воскресный, и Дуня собралась в церковь на краю деревни. Гусар предложил подвезти ее. Смотритель потом и сам не мог понять, как он разрешил дочери поехать с гусаром. Смотритель пошел в церковь, но ему сказали, что Дуня сегодня туда не приходила. К вечеру вернулась тройка с ямщиком, он рассказал, что Дуня уехала дальше с гусаром.

Старик не перенес такого несчастья. Он слег. Тот же лекарь лечил теперь смотрителя и рассказал ему, что гусар был совершенно здоров. Немного оправившись, смотритель отправился на поиски дочери. Из бумаг проезжего он знал, что тот направлялся в Петербург. Там он вскоре узнал адрес ротмистра Минского. Смотритель пошел к нему домой и просил на коленях вернуть ему дочь. Ротмистр признал, что виноват перед стариком, но не может отдать ему Дуню. Минский обещал старику, что его дочь будет счастлива, а вернуться домой и жить прежней жизнью она уже не сможет. Минский сунул смотрителю денег. Выйдя на улицу тот выбросил деньги. Старик вернулся к ротмистру, он хотел взглянуть на свою дочь, но лакей закрыл перед ним дверь. Старик случайно увидел дрожки Минского возле одного дома и понял, что там живет Дуня. Он прошел в дом под предлогом выполнения поручения ротмистра. Увидев отца, Дуня упала в обморок. Минский вытолкал старика на лестницу. Старик решил вернуться домой, хотя его сердце болело о дальнейшей судьбе дочери.

Этот рассказ очень тронул проезжего. Оказавшись еще через несколько лет в этих местах, он решил навестить смотрителя. Тот уже умер. Проезжий попросил отвести его на могилу старика. Мальчик по дороге ему рассказал, что теперь проезжих стало мало. Этим летом приезжала прекрасная барыня с тремя маленькими детьми, с кормилицей и в богатой карете. Она спрашивала о смотрителе. Узнав, что смотритель умер, она горько заплакала и пошла на кладбище. Дорогу она знала. Барыня долго лежала на могиле старика. Потом она щедро заплатила мальчику и попу. Барыня уехала, ни с кем не поговорив.

Полный вариант 15 минут (≈6 страниц А4), краткое содержание 3 минуты.

Герои

Самсон Вырин (смотритель почтовой станции, коллежский регистратор)

Дуня (дочь Вырина)

Ротмистр Минский (офицер)

Жена пивовара

Ванька (сын пивовара)

Александр Сергеевич Пушкин, 1799-1837

Самыми несчастными людьми являются станционные смотрители, потому что путешественники в собственных неприятностях всегда обвиняют смотрителей и стараются выместить собственную злость на них по любому поводу. А смотрители по своей натуре чаще всего являются кроткими и безответными людьми. В жизни смотрителя много забот и переживаний, никто не благодарит его. Наоборот, в его адрес сыплются крики и угрозы, а недовольные пассажиры толкают его. Но из бесед этих пассажиров он может узнать много интересного и поучительного.

Как-то раз рассказчика в дороге застал дождь. На станции он переоделся и напился чаю. Прислуживала ему дочь смотрителя Дуня. Девушка была поразительно красива. Рассказчик рассмотрел внутреннее убранство. На стене были расположены картинки, на которых была изображена история блудного сына. На окнах стояла герань. За разноцветным занавесом находилась кровать. Рассказчик сделал предложение смотрителю и его дочери выпить чаю вместе с ним. Появилась непринужденность в отношениях, которая располагала к симпатии. Подали лошадей, но рассказчик не спешил расставаться с новыми знакомыми.

Через некоторое время рассказчик снова ехал этой дорогой. Он испытывал нетерпение в ожидании встречи со смотрителем и его дочерью. Оказавшись в комнате, он увидел все ту же обстановку. Однако все оказалось ветхим и небрежным. Дуня отсутствовала. Смотритель постарел, был угрюмый, мало разговаривал. Только пунш смог разговорить его. рассказчику он поведал грустную историю исчезновения дочери. Это произошло три года назад. На станции объявился молодой человек офицерского чина. Он очень торопился и сердился на то, что ему все еще не приготовили лошадей. Однако увидев дочь смотрителя, несколько успокоился и даже согласился остаться на ужин. Когда подали лошадей, у офицера вдруг началось сильное недомогание. Прибывший врач обнаружил у него горячку и рекомендовал абсолютный покой. Спустя два дня больной поправился и решил отправиться в путь. Было воскресение. Офицер предложил дочери смотрителя подвезти до церкви. Смотритель отпустил дочь. Он не думал о плохом, однако у него появилось беспокойство. Поэтому он поторопился в церковь. Обедня к тому времени завершилась, люди расходились. Дьяк сказал смотрителю, что Дуня не приходила в церковь. Вечером вернулся ямщик, который отвозил офицера. Он рассказал, что дочь смотрителя уехала с офицером на следующую станцию. Смотрителю стало ясно, что офицер на самом деле не был болен. Он сам впал в сильную горячку. Вылечившись, смотритель получил отпуск и пешком направился в Петербург. Туда должен был прибыть ротмистр Минский. Смотритель нашел ротмистра и встретился с ним. Офицер сначала не признал его. Но, узнав, стал доказывать смотрителю, что любит его дочь, никогда ее не оставит и все сделает для ее счастья. Он передал отцу Дуни деньги и прогнал его на улицу.

Смотритель очень хотел увидеть Дуню. Ему на помощь пришел случай. На одной из улиц он увидел офицера в дрожках, остановившихся около дома в три этажа. Офицер зашел в дом. Смотритель узнал от кучера, что здесь жила его дочь, и тоже вошел в дом. Оказавшись в квартире, через прикрытую дверь он рассмотрел офицера и собственную дочь, которая была великолепно одета и смотрела на офицера с неясностью. Девушка заметила отца, вскрикнула и потеряла сознание. Офицер рассердился и выгнал отца девушки на лестницу. Смотритель ушел. На протяжении трех лет отец ничего не слышал о дочери и переживал, что она повторила судьбу большинства молоденьких дур.

Как-то раз рассказчик снова проезжал через эти места. Станция уже не существовала. Смотритель умер год назад. Сын пивовара, который жил в избе смотрителя, показал рассказчику могилу смотрителя и сообщил, что летом здесь была красивая барыня с тремя детьми. Она долгое время пролежала на могиле, а мальчику вручила серебряный пятак.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...