Профессия Исследователь. Кто такой Исследователь

Человек — загадка века,
Он загадка и ответ.
Интересней человека
Ничего на свете нет

Недавно я посмотрела художественный фильм «Инстинкт», который снял в 1999 году американский режиссер Джон Тартелтауб. Это кино об исследованиях загадок человеческой природы и об исследователях, которые пытаются эти загадки разгадать.

Фильм напомнил мне, как важно понимать, что быть искателем значит быть исследователем. Ведь что такое духовная работа как не исследование, в котором объектом являешься ты сам? И давайте посмотрим на качества, которые требуются любому, кто хочет продвинуться на Пути поиска Истины: целеустремленность, открытость, терпение, внутренняя стойкость, умение переносить дискомфорты, критическое отношение к проявлениям своего эго. Разве все это — не качества хорошего исследователя?

В фильме два главных героя: оба они ученые по профессии и исследователи по натуре. Первый исследователь — молодой психолог Доктор Тио Колдер (в исполнении Кубы Гудинга). В начале фильма он предстает перед нами как типичный образец начинающего амбициозного ученого. Нам сразу становится понятно, что это за человек: одаренный, перспективный, пробивной и, при этом, контактный и обаятельный.

Совсем другое дело — второй исследователь: скандально известный учёный-биолог Доктор Итэн Пауэлл (его играет Энтони Хопкинс). Этот человек — загадка, которую предстоит разгадать зрителям вместе с молодым психологом. Известно, что Пауэлл совершил поступки, которые поставили крест на его научной карьере, но никто не может понять — почему он это сделал. При первом появлении этого героя на экране мы видим, что он ведет себя крайне неординарно, а порой и опасно, практически как дикое животное.

Что же общего у этих исследователей? Оба они талантливы и неординарны, оба влюблены в свою исследовательскую работу. А главное — оба проникнуты исследовательским духом «до мозга костей». Ими движет жажда познания, их не устраивают общепринятые истины в удобной упаковочке. Оба героя страстно желают получить свои собственные ответы на сложные вопросы.

Оба исследователя испытывают пылкий интерес к тайнам человеческого поведения. В поиске ответов они не боятся делать неординарные шаги, их не пугают трудности и нестандартные условия.

Биолог Итэн Пауэлл ради своего исследования провел 2 года в джунглях, изучая горилл. При этом не просто оставался сторонним наблюдателем, а смог добиться, чтобы дикие обезьяны приняли его в свою семью, и жил вместе с ними.

Психолог Тио Колдер берется за безнадежное дело, от которого открестились другие исследователи. Ему предстоит дать заключение о пациенте, который отказался разговаривать, а исследование надо провести в условиях тюремной психиатрической лечебницы строго режима.

На примере героев мы видим, как много дает исследовательский дух, как важно не дать в себе угаснуть этой жажде истинных ответов. Ведь именно она приводит искателя к началу Пути. И если быть верным ей, то в любой самой сложной внутренней проблеме сможешь увидеть для себя возможность. И в любом, самом тяжелом внутреннем состоянии найдешь силы, чтобы продолжать работать над собой.

Теперь рассмотрим различия между исследователями. Несмотря на общий для обоих героев исследовательский дух, внешне и внутренне они находятся как бы на разных полюсах. В фильме эти два полюса обострены. Но это позволяет нам увидеть, как важна для исследователя готовность пойти за своими собственными ответами до конца, даже если это перевернет всю твою жизнь.

Тио Колдер — лучший среди аспирантов, любимчик профессора, молодые коллеги им восхищаются, старшие прочат блестящую карьеру, перед ним открыты все возможности. Итэн Пауэлл — изгой, научное сообщество от него отвернулось, он заключен в тюремной лечебнице, его ждет осуждение за убийство.

Молодой психолог — общительный, деятельный, желающий продвинуться в научной среде и стать известным. Пожилой биолог — замкнутый на грани аутизма, отказавшийся от всякой деятельности и контактов. Его поведение никто не понимает, даже самые близкие отчаялись пробиться сквозь стену его молчания.

Но самое интересное отличие героев — это их опыт. И дело не в количестве прожитых лет, а в качестве исследовательского и жизненного опыта.

Доктор Колдер играет по общим правилам. Чтобы раскрыть загадки поведения человека, он делает нестандартные и даже рискованные шаги, но весь его опыт остается при этом в рамках общепринятой системы. Исследовательский подход Доктора Пауэлла кардинально отличается. Он предпочитает вступить на неизведанную территорию. И не только в представлениях, а на практике: он начинает жить совсем иначе. И этот необычный опыт по-настоящему меняет его самого.

Что движет исследователем: внешняя мотивация и внутренний интерес

Посмотрим на мотивацию молодого Доктора Колдера. Что подвигло его взяться за исследование? С одной стороны, мы видим внешние амбиции. Объект изучения Итэн Пауэлл -остается загадкой даже для опытных психологов. Выдающийся и уважаемый ученый, который сначала уходит в джунгли, потом совершает убийство с неясными мотивами, попадает в тюрьму, замыкается в себе и никак не пытается изменить свою участь. Если молодой исследователь сможет «раскусить» этот редкий случай, то ему обеспечен быстрый взлет научной карьеры. К тому же исследование может дать прекрасный материал для книги, которая наверняка станет бестселлером и прославит автора.

С другой стороны, у молодого психолога есть внутренние мотивы — он хочет испытать себя, понять, на что он способен как исследователь — сможет ли он разговорить Пауэлла и заставить раскрыть мотивы своих поступков.

Также мы видим неудовлетворенность исследователя. В данном случае — это неудовлетворенность стандартными объяснениями нестандартного поведения биолога. «Он безумен как треугольная шляпа… Биолог живёт с животными, усваивает их поведение. Сам становится животным» — к такому выводу пришло научное сообщество. Но этот ответ не устраивает молодого ученого. Инстинкт исследователя подсказывает Колдеру, что за поведением Пауэлла стоит не безумие, а какие-то иные причины. И он страстно желает докопаться до этих причин. Он искренне хочет разгадать загадку этого человека.

И в процессе исследования наступает момент, когда Доктору Колдеру приходится выбирать: какое желание для него важнее. Сохранить свои карьерные перспективы: для этого надо отступиться, с делать стандартное заключение и забыть о сумасбродном биологе. Или пойти за своим желанием разгадать тайну и доискиваться настоящих ответов, чего бы это ни стоило: для этого придется рискнуть всеми внешними преимуществами и даже собственной безопасностью.

Каждому искателю также важно увидеть свою мотивацию, понять, чего на самом деле хочешь найти на Пути. Например, можно упорно не осознавать своих внешних амбиций, но все равно бессознательно будешь каждый раз отдавать им приоритет. В результате твоя энергия расщепляется, и ты не можешь приложить нужных усилий к работе над собой. А без этого не стоит рассчитывать на истинные изменения.

Препятствия на пути исследователя: внешние и внутренние

На пути к своей цели молодой исследователь сталкивается со множеством препятствий. Сначала возникают внешние сложности, и он не без труда, но успешно их преодолевает. За счет чего ему это удается? Иногда за счет своих качеств: терпения, упорства и творческого подхода, а иногда ему помогают подсказки более опытного исследователя — профессора-наставника.

Давайте посмотрим, что из опыта Колдера можно взять на вооружение искателю, чтобы преодолевать внешние препятствия к духовной работе.

Во-первых, Колдер действует решительно и адекватно обстоятельствам. Он человек дела: не ищет отговорок «ах, я так хочу добиться ответов на свои вопросы, да условия не те», а ищет способы преодолеть проблемы, мешающие исследованию. Например, жесткие условия тюремной психбольницы далеки от комфортных и привычных «лабораторных». Но он не сдается и добивается нужных условий для своего общения с пациентом. Он находит подход к руководству и сотрудникам тюрьмы: где надо — применяет дипломатию, а где надо — идет на конфликт. Правда из-за этого конфликта ему существенно сокращают время исследования. И тут он чуть было не опускает руки, но собирается и продолжает действовать, следуя совету своего профессора: «Перестань жаловаться на то, что тебе не хватает времени — используй его!».

Во-вторых, молодой исследователь искренне хочет установить контакт с источником ответов на свои вопросы. Ведь «неговорящий» пациент — это препятствие посерьезней тюремных правил. И тут Колдера снова выручает терпение и настойчивость. Он снова и снова пытается пробиться сквозь стену молчания Пауэлла, хотя поначалу это и не приносит результата.

И вот исследователь преодолевает и это трудное препятствие: пациент начинает с ним говорить. Усилия Доктора Колдера не проходят даром. Пауэлл почувствовал, что перед ним не просто амбициозный карьерист, а настоящий исследователь, в котором горит жажда познания.

Др.Колдер: Почему вы выбрали меня?

Др.Пауэлл: Мне понравились ваши глаза. Кажется, у вас есть разум.

Др.Колдер: Спасибо. А что в глазах?

Др.Пауэлл: Этот взгляд. Любопытный, ищущий, неутолённый. Немножко злой.

Итак, исследователь продвинулся к своей цели: пациент пошел на контакт, начал общаться и отвечать на вопросы. Но тут молодого ученого поджидают препятствия иного рода: это барьеры внутри самого исследователя. И тут уже не срабатывают те же подходы, что так хорошо помогали преодолеть внешние трудности. Что же мешает Доктору Колдеру получить ответы, которых он так страстно добивается?

Первое внутреннее препятствие: привязанность к своим представлениям. Молодой ученый твердо уверен, что он уже все знает о человеческом поведении. Ему только не хватает информации, чтобы объяснить нестандартные поступки конкретного человека.

Пауэлл начинает отвечать на вопросы: в своих ответах он пытается передать исследователю новое знание о человеке. Пережив необычный опыт биологу удалось обрести новый, абсолютно иной взгляд на себя и на ситуацию современного человека в целом. Пауэлл пытается донести, что причина его неординарных поступков в том, что новый опыт изменил его самого.

Но молодой исследователь не слышит ответов. Он закрыт для нового знания. Он продолжает выпытывать информацию: «А почему вы бросили семью?», «А не скучно ли вам было в джунглях без людей?» «А не страшно ли вам было одному среди диких обезьян?»

Пауэлл вновь пытается вывести молодого психолога за границы его представлений: «В любой день в любом городе мира подвергаешься большей опасности, чем можно встретить в этом лесу. Вы меня понимаете? Вы запутаны, вы все запутаны»

Но Колдер по-прежнему не способен понять, о чем идет речь. Почему же он так упорно держится за свою систему координат? Дело в том, что для него это не только теория, которую он знает «на отлично» — он живет в этой системе. Не только научное исследование, а всю свою жизнь выстраивает по ее правилам. Система дает готовый набор ответов: что хорошо, что плохо для человека в современном обществе, что правильно, что не правильно, что приемлемо и способствует успеху, а что не одобряемо и может лишить тебя поддержки «нужных» людей. И Колдер бессознательно цепляется за эти установки, и не потому что они ему сильно нравятся, а просто потому, что они привычны и известны. Без них — страшно, ведь можно оказаться в ситуации настоящей неопределенности. С такой внутренней установкой Колдер боится принять иную точку зрения на человека, потому что тогда ему самому придется оказаться на новой неизведанной территории и лишиться привычных жизненных опор.

Искатель очень часто оказывается в подобной ситуации: тебя не устраивают стандартные рамки, тебе в них хоть и плохо, но зато привычно, вот и боишься потерять эти подпорки. Как же тут продвинешься? Ведь ты закрываешься для нового взгляда на свою ситуацию, к которому разворачивает тебя Мастер. Также обычно очень ценишь свои представления о себе любимом: и хорошие, и плохие. При чем и те, и другие тормозят в работе над собой. Обычно рассуждаешь так: «Вот тут я хороший, зачем трогать это? А вот тут я плохой, и именно поэтому у меня ничего не получится» — и используешь это как удобный предлог, чтобы увильнуть от исследования собственных проблем. Но настоящих изменений добиваешься, только если начинаешь тотально исследовать все, что накопилось у тебя внутри, не разделяя на «хорошее и плохое».

Обратимся снова к героям фильма. Мы видим, что молодой ученый застрял в своих предубеждениях. Но тут помощь приходит с неожиданной стороны. Объект исследования — Доктор Пауэлл — видит, что тормозит Колдера, но относится к этому с пониманием. Он даже дает своему доктору ласковое прозвище «Мой Табибу Жуа» (что на языке суахили означает «Доктор Идиот»). Опытный исследователь решает помочь своему молодому коллеге. Он начинает разворачивать его взгляд — задает вопросы, чтобы тот посмотрел на себя самого и увидел, что его ограничивает изнутри.

Есть и другие подсказки для молодого психолога, которые показывают, на сколько его мышление скованно стереотипами. Чего только стоит диалог Колдера с одним из пациентов психлечебницы:

Др. Колдер: Вас обвиняют в убийстве и расценивают как невменяемого.

Пациент: В нее вселялся демон. В мою соседку — миссис Каш. Он появлялся и исчезал. Его никто не видел. Кроме меня.

Др. Колдер: Как он выглядел? Этот демон?

Пациент: Вы когда-нибудь видели «Пришельца» с Сигурни Уивер?

Др. Колдер: Он выглядел как огромное насекомое?

Пациент: Нет. Он выглядел, как Сигурни Уивер

Однако, ни эти подсказки, ни вопросы Доктора Пауэлла не срабатывают. А почему? Потому что у Колдера есть второе внутреннее препятствие: он хочет получить ответ из вне тогда, когда он находится внутри. Этот подход срабатывает, когда нужно получить новую информацию, но совершенно бесполезен, когда речь идет о новом знании.

Тогда Доктор Пауэлл, который уже полностью перехватил инициативу, решается провести Колдера через новый опыт. Он устраивает ему экстремальное испытание: когда ответ на вопрос — «что же меня ограничивает?» становится для исследователя вопросом жизни и смерти. Результат впечатляет. Сначала молодой психолог выдает все свои страхи — страх потерять контроль, страх потерять свободу. И это действительно ограничения, но новое знание не может отобрать того, чем не владеешь на самом деле. Ведь Колдер в действительности ничего не контролирует, и его свобода — лишь мнимая. С третьей попытки Колдер приходит к нужному ответу — «я потерял свои иллюзии». Это единственное от чего действительно избавляет человека новое знание — от иллюзий.

Это парадокс — как можно найти ответы о себе где-то во вне? Казалось бы, ответ очевиден: «ты сам — загадка и ответ». Тем не менее, в эту внутреннюю ловушку попадает каждый искатель. Даже если у тебя есть искренне желание узнать истинные ответы о себе, ты все-таки надеешься получить их в виде внешних объяснений: безопасных и ни к чему не обязывающих. Хочешь получить новое знание, но продолжать жить по-старому. Потому что боишься потерять контроль — ведь надо довериться Мастеру, боишься — потерять свою мнимую свободу — то есть возможность не прикладывать усилий. И не видишь, что единственная возможность получить собственные ответы — это самому пройти через новый, порой экстремальный опыт. А единственное, чего тебя лишает работа над собой — это твои иллюзии.

Результаты исследования: приобретения и потери

В финале фильма мы видим, что истинные результаты исследования Доктора Колдера совсем не совпали с его изначальными ожиданиями. Он рассчитывал приобрести: карьерный трамплин, известность, одобрение окружающих. Но сам опыт исследования изменил что-то внутри него, и на деле он приобрелготовность потерять то, чем так раньше дорожил, чтобы открыться новому знанию. Разумеется, чуда мгновенного преображения не произошло, зато исследователь потерял какую-то часть своих иллюзий. Он искал причины поведения Доктора Пауэлла, а увидел — что на самом деле движет его собственным поведением:

«Однажды вы задали мне вопрос:что это за узелки, которыми я связан?

Я думал об этом. Это не работа. Я люблю работу.

Это игра. Игра, Итен. Она так мне удавалась!

Я был уверен, что меня любят все нужные люди. Ночью я в уме прокручивал списки: Хорош ли я был с Беном Хиллардом? А с доктором Джозефсоном? Хорошо ли я вёл себя со всеми, кто мне помог? Хорошо ли я веду себя с людьми,которые могут нанести мне вред? Чтобы никто не подумал, что я слабый или неудачник.Это игра, Итен. Но знаете что? Вы научили меня, как жить вне игры.Знаете, что меня очень пугает? Что я возвращаюсь в игру.»

Духовная работа также часто приводит искателя к совершенно неожиданным результатам и открытиям. Например, вдруг начинаешь видеть, что все время озабочен только одним вопросом: «нравлюсь ли я окружающим?», за которым стоит вечный страх потерять их расположение. Открытие не из приятных. Однако, как только ты в своем внутреннем исследовании доходишь до истинных корней своего поведения — появляется реальный шанс изменить ситуацию. Проработать страх, ослабить его внутреннюю диктатуру. А это и будет еще одним шагом в продвижении на Пути.

В заключении хочу отметить, что мои наблюдения не исчерпывают всех смыслов, заложенных в фильме «Инстинкт», а мои выводы далеко не все, что можно сказать об исследовательском подходе в Поиске. Возможно, вам захочется самим посмотреть этот фильм, и он также, как и мне придаст вам вдохновения для работы над собой. Искренне желаю, чтобы ваш Поиск стал увлекательным исследованием и принес вам новое знание.

Как исследователь кто это, что должен знать и какие особенности профессии имеются.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Что нужно знать о профессии

Те, кто хочет стать исследователем должен знать, что это специалисты, занимающиеся научными исследованиями. В результате их работы мир узнает о новых интересных открытиях, которые в последствии используются как для жизнедеятельности, так и в промышленных целей.

При этом само исследование представляет собой следующие процессы:

  • изучение развития научной мысли или знаний;
  • проведение систематического расследования. При этом главная задача которого заключается в установлении определенных фактов.

Причем, проведение в рамках научного исследования, заключается в:

  • разработке плана специального процесса изучения;
  • проведении научного эксперимента;
  • осуществлении концептуализации и проверки имеющейся теории;
  • составлении отчетов и докладов, связанных с полученными научными сведениями.

В каких направлениях могут работать исследователи

Так как современная наука имеет массу направлений, так и исследовательская деятельность будет иметь свои направления деятельности. Так, специалисты могут как теоретиками, так и практиками.

Кроме того, исследователи:

  • изучают различные документы;
  • проводят разнообразные эксперименты или наблюдения.

Все процессы проходят при строгом соблюдении существующих правил и поставленных задач. Кроме того, в расчет берутся определенные принципы, которые действуют в научном обществе. В отдельных случаях могут быть использованы сведения, изложенные в научных трудах предыдущих исследователей, работающих в этом же направлении.

Все результаты осуществляемой научной работы следует знать, как их правильно нужно зарегистрировать. Для этого пишутся научные труды или статьи в специальные журналы, рефераты, монограммы. В отдельных случаях может быть получение патента на сделанное .

Статус научного работника напрямую зависит от количества опубликованных научных трудов в специальных изданиях. Также это влияет на получение и тем более на повышение своей ученой степени.

Любая научная и исследовательская деятельность заключается в проведении различных видов исследований.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Они могут разделяться на:

Каким должны быть исследователи?

Для достижения поставленной задачи, исследовать больше занимается наукой.

Именно по этой причине, он должен:

  1. отлично разбираться в своей сфере деятельности;
  2. быть максимально грамотными;
  3. обладать здоровой любознательностью;
  4. высоким уровнем интеллекта;
  5. иметь логическое мышление;
  6. отличаться усидчивостью;
  7. обладать сообразительностью;
  8. иметь хорошую память.

Теперь вы знаете, особенности специальности исследователь кто это, что должен знать и уметь.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Наука – это род деятельности человека, предполагающий исследование живой и неживой природы. В науке есть много профессий в соответствии с объектом исследования и сообразно действиям специалиста. Фундаментальная наука изучает общие законы существования живой и неживой природы. Прикладная наука ищет применение объекта исследования к человеческим нуждам и она идет на производство. Но в каждом разделе науки есть подразделы. Химия в свою очередь подразделяется на разделы: общая химия, неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, квантовая химия, физическая химия, коллоидная химия, лазерная химия и прочее. Прикладная химия: химическая технология стекла, керамики и огнеупоров, композиционных и вяжущих материалов, химия высоких энергий и радиоэкологии, водородной энергетики, нанотехнология и наноматериалы, химия нефти и органического катализа. Химик может работать в науке, химик может создавать лекарства. Экология в существенной степени – это задача химика. И производство химических веществ это тоже химия. А вот физика: физика твердого тела, атомная физика, астрономия, биохимическая физика, медицинская физика, радиофизика, физическая электроника, нанотехнология и т.д. Физик получает образование на физическом факультете университета или в инженерно-физическом или инженерно-техническом вузе. Физик имеет возможность работать и в науке, в производстве. Важное место среди наук занимают математика, география, геология. Математика лежит в основе всех научных разработок. Среди гуманитарных наук выделяются история, психология, социология, лингвистика. Наиболее популярны сегодня среди выбирающих профессию именно психология и лингвистика. Психология как наука о человеке развивается бурно и становится важной частью общественной жизни. Психолог легко может найти работу на рынке труда. История - важнейшая для понимания сегодняшнего дня наука. Историк может работать исследователем, журналистом, преподавателем, писателем. Социолог может работать не только в социологии, но и в маркетинге.

Как уже говорилось, Келли придавал большое значение тому, как люди сознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни.

Это приводит нас к модели личности Келли, основанной на аналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Разумеется, Келли не утверждал, что каждый человек буквально является ученым, который наблюдает какие-то явления природы или социальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Такая аналогия чужда его точке зрения. Но он все-таки предположил, что все люди – ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска (Kelly, 1963). Таким образом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки – предсказать, изменить и понять события, то есть основная цель ученого – уменьшить неопределенность. Но не только ученые – все люди имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.

Чтобы проиллюстрировать эту модель поведения человека, посмотрим, к примеру, на поведение студентки колледжа, у которой в начале семестра занятия ведет новый профессор (предположим, что она раньше не знала о "репутации" профессора). Основываясь на ограниченном наблюдении (возможно, один-два академических часа), студентка может воспринять и интерпретировать профессора как "беспристрастного". Келли характеризует этот процесс термином истолкование; студентка "истолковывает" (или видит) беспристрастность профессора. В сущности, что происходит? Студентка развивает гипотезу о профессоре, которая поможет ей предвидеть и контролировать события, связанные с курсом, который ведет этот профессор. Если гипотеза студентки окажется "правильной", можно ожидать, что профессор предложит разумный объем литературы для чтения, даст соответствующие контрольные работы и достаточно адекватно их оценит. Однако, если в дальнейшем поведение профессора будет существенно отличаться от этих предположений, студентке потребуется альтернативная гипотеза (например: профессор несправедлив, профессор – педантичный зануда или что-то в этом роде). Дело в том, что студентка (как и мы все) нуждается в надежных и устойчивых способах предвидения событий, влияющих на ее жизнь, если она хочет действовать эффективно.

Развивая свою уникальную концепцию, основанную на представлении человека как ученого, Келли был поражен различием между точкой зрения психолога на свое собственное поведение и его позицией при объяснении поведения субъектов исследования. Он описывает это различие следующим образом.

"Психолог как бы говорит себе: "Я – психолог, следовательно, ученый, я выполняю этот эксперимент, чтобы улучшить прогноз и контроль определенных феноменов поведения человека, но мой испытуемый, будучи простым человеческим существом, явно движим неумолимыми побуждениями, которыми он переполнен, или же он жадно стремится найти средства к существованию и/или защиту"" (Kelly, 1955, р.

Келли отвергает узкое представление о том, что только ученый-психолог, носящий белый халат, имеет отношение к прогнозу и контролю хода событий в жизни. Отнюдь не рассматривая человеческое существо как некую безвольную и бездумную каплю протоплазмы, он наделяет человека-испытуемого теми же самыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога.

Именно представление о том, что психолог не отличается от испытуемого, которого он изучает, резюмирует когнитивную теорию личности Келли. Оно подтверждает веру Келли в то, что все люди действуют как ученые в повседневной жизни. Для него различие между ученым и неученым было недостоверным.

То, что все люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных последствий для теории Келли.

Во-первых, это предполагает, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келли утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своей природе (Kelly, 1963). Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности: "Прогноз делается не просто ради него самого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего" (Kelly, 1955, р. 49).

Второе следствие уподобления всех людей ученым – это то, что люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Как психолог рационально формулирует и проверяет теоретические представления о наблюдаемых явлениях, так и человек, не принадлежащий к этой профессии, может толковать и объяснять свое окружение. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. Люди не нуждаются в том, чтобы быть рабами своего прошлого опыта или наличной ситуации – если только они сами не соглашаются с таким истолкованием собственной персоны. Короче, человек не контролируется настоящими событиями (как предлагает Скиннер) или прошлыми (как предлагает Фрейд), а скорее контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...