Россия и мировой исторический процесс. Что такое бортничество

В XIXв. возникли формационный и цивилизационный подходы к изучению истории:

Формационный Основатели Карл Макрс и Фридрих Энгельс. Они создали сквозную историю человечества от первых дней до современного времени. Каждое общество проходит через одинаковые ступени развития социально-экономической формации, каждая из которых должна быть пройдена целиком, через социальную революцию, а не перескакиванием с одной на другую. Формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческая, феодализм, капитализм и императризм, коммунизм.

Цивилизационный Основатели Н.Я.Данилевский, А. Тойнби. Каждое общество представляет собой отдельную цивилизацию, которое обладает уникальными, не передающимися и неповторяющимися культурными особенностями. Каждая имеет свои жизненные циклы. Данилевский выделял цивилизации: Античную, Китайскую, Индийско-буддискую, Арабо-мусульманскую, Романо-германскую, (Российскую).

Большинство современных историков стремятся к разумному расчету обоих подходов в своих исследованиях, а не противопоставления их для продуктивных результатов.

Теории:

Стадиальная – на первый план выходят общие и единые для всего человечества законы и стадии развития общества, через которое рано или поздно проходят все народы

Локальные Цивилизации - обращается внимание на индивидуальное развитие стран и народов, на разнообразие исторического процесса, его неповторимость и уникальность в историческом движении и культурном проявлении конкретных народов и цивилизаций.

4. Место России в мировом историческом процессе.

Дискуссия по этому поводу в российском обществе началась в 30-40-е гг. XIXв. Основные споры ведутся вокруг двух моделей. Главный спор – это спор западников и славянофилов, который начался после реформ.

Западники (Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин) считали Россию частью западной цивилизации, и она развивалась как Западная Европа, отставая на 50-80 лет. Сторонники формаций придерживались той же точки зрения и считали, что Россия последовательно переходила от одной формации к другой со своими особенностями.

К началу XXв. отставание России в общих чертах было преодолено и она вступила в высшую стадию капитализма – империализм, затем, обгоняя другие европейские страны, начала строить социализм – первую стадию высшей коммунистической формации. По некоторым мнениям, попытка строительства социализма нарушила естественное развитие России и привела к установлению тоталитаризма, характерного для восточных обществ. После распада СССР Россия вновь вернулась к западной модели.

Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков) считали, что у России свой уникальный путь развития, главным элементом которого является многонациональность. Размеры России вынуждают прибегать к автроритарной модели власти.

Тойнби: «В случае смертельной опасности русская цивилизация выигрывает, уходя на время, после чего расширяется, захватывая с собой центр опасности и превращая ее опасность в часть себя»

В основе менталитета русского народа лежат христианские ценности, что отличает Российскую цивилизацию от восточных цивилизаций.

Россия соединяет в себе черты и особенности как Запада, так и Востока. Благодаря своему уникальному геоположению она испытывала в разные исторические периоды влияние то от одного, то от другого цивилизационного центра. В переломные моменты своей истории Россия испытывала «эффект маятника» - «сдвигаясь» то в сторону западного типа развития, то в сторону Востока. Это многонациональное государство, в котором соединены народы различных этнических групп, конфесий, присутствует культурное многообразие.

Земная цивилизация многообразна и включает множество человеческих обществ, сходных или отличных друг от друга. Для упрощения структуры человеческого сообщества используют термин «локальная цивилизация» - это целостная общественная система, сориентированная в пространстве и времени, включающая одно или несколько человеческих сообществ, в которой экономика, социальная структура общества, политика и культура органически взаимосвязаны и освещены единой религиозной или идеологической доктриной. Каждая цивилизация имеет определенную структуру, включающую в себя лидера (государство или группа государств, которые на данном отрезке исторического времени являются наиболее развитыми и сильными), центр (наиболее характерные для данной цивилизации сообществами), периферию (государства и народы, совмещающие черты разных цивилизаций) и сферу влияния (сообщества, относящиеся к другим цивилизациям, но зависящие от данной). При этом жесткой границы между структурными элементами цивилизации нет.
Для выявления закономерностей всемирно-исторического процесса используется понятие «тип цивилизационного или исторического развития» - цивилизация или несколько цивилизаций со сходными основными принципами ведения хозяйства и организации политической власти, общностью фундаментальных основ менталитета и исторической судьбы. Изучение всемирной истории позволяет выявить четыре типа исторического развития: развитие в рамках годового цикла или непрогрессивный тип, восточный или тип циклического развития, западный или тип прогрессивного развития и смешанный тип развития.
Первым по времени возникновения является развитие в рамках годового цикла (развитие по кругу), которое несколько условно называют типом непрогрессивного развития, который возник одновременно с появлением человека современного типа примерно 40 тысяч лет назад. В настоящее время он сохранился у индейцев Америки, аборигенов Австралии и Новой Зеландии, ряда малых народов Сибири и Крайнего Севера, некоторых племен Центральной Африки. Основными занятиями людей были охота и собирательство, а также бортничество и рыболовство, затем земледелие и скотоводство. Существовали общественная собственность на средства производства и социальное равенство. Основной социальной единицей являлась родовая община, которую возглавляли старейшины. Общины объединялись в племена. Сознание древних людей было мифологическим. Ему свойственно единство зачатков религии, философии, науки и искусства. Сущность данного типа развития в полной мере характеризует его название. Формы деятельности человека и общества меняются в зависимости от времени года и воспроизводятся из поколения в поколение. Если перемены и происходят, то в течение тысячелетий.
Вторым по времени возникновения является восточный тип или тип циклического развития. Он зародился с появлением первых государств на Древнем Востоке в 4-3 тыс. до н.э. и также продолжает существовать в наши дни. К этому типу развития относится ряд древних цивилизаций (шумерская, аккадская, древнеегипетская, хеттская, ассирийская и др.), цивилизации доколумбовой Америки (инков, ацтеков, майа, сапотеков и др.), средневековая монгольская; современные восточные цивилизации, образовавшиеся в периоды древнего мира и средних веков (китайско- конфуцианская, индо-буддийская, исламская).
Для государств этого типа основным принципом организации жизни является коллективизм. Верховным собственником земли в древности и в средние века являлось государство, а в настоящее время в экономике большинства восточных стран имеется большой государственный сектор. Тип государства - восточная деспотия. В настоящее время эта черта проявляется в том, что в большинстве восточных государств существует авторитарный политический режим, а демократические процедуры, если они есть, формальны и не обеспечивают контроль над властью со стороны населения. Частная собственность на средства производства для данного типа развития не характерна. Гармония человека и природы рассматривается как ценность, и, в общем и целом, сохраняется. Религия является не столько системой взглядов, сколько образом жизни. Человек ориентирован на духовное самосовершенствование и потусторонний мир. Земное существование рассматривается как нечто преходящее, а потому и не очень ценное.
Современные восточные цивилизации, хотя и относятся к одному типу развития, существенно различаются между собой и имеют в постоянно меняющемся мире неодинаковые возможности и перспективы.
Китайско-конфуцианская цивилизация возникла во II - I тыс. до н. э. Ее основные черты сложились под влиянием идеологической системы Конфуция, предполагающей патернализм, уважение к старшим, дисциплинированность и инициативность. В ней высоко ценится гармоничное общественное устройство, где каждый по мере сил содействует процветанию целого, неукоснительно выполняя свои обязанности. К этой цивилизации относятся Япония, Китай, Тайвань, Вьетнам, Корея, Гонконг, Сингапур.
В странах этой цивилизации государство традиционно является сильным. Человек ориентирован на достижение справедливого общественного устройства, социальную гармонию, но в то же время и на материальный успех в жизни при соблюдении этической нормы и постоянном самосовершенствовании. Эта цивилизация способна активно приспосабливаться к влиянию извне. В настоящее время такое воздействие оказывается со стороны стран Запада. Наблюдается тенденция к синтезу традиционных и европейских ценностей, принципов организации хозяйственной жизни. Высокая дисциплина труда в сочетании с привычкой довольствоваться малым определяет возможность быстрого прогресса данной цивилизации в современном мире. Лидером цивилизации первоначально был Китай, теперь эта роль перешла к Японии.
Индо-буддийская цивилизация возникла также во II - I тыс. до н. э. К ней относятся Индия, Шри-Ланка, Непал, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Тибет, Бирма, Монголия и некоторые другие страны. Цивилизация сформировалась под воздействием того, что объединяет буддизм и индуизм как религиозные системы: представления о желательности освобождения от цепи бесконечных перерождений в результате активного внутреннего самосовершенствования, о второстепенности земной жизни по сравнению с вечным истинным бытием.
В данной цивилизации государство не является сильным. Способность населения к самоорганизации исключительная. Общество чрезвычайно сильно и способно заменить слабое и объективно не нужное ему для нормального существования государство. Человек ориентирован на индивидуальное духовное совершенствование с целью достижения нирваны. Проблема социальной гармонии, справедливости в земной жизни, материального успеха волнует людей слабо. Идея равенства успехом не пользуется. Эта цивилизация не отторгает внешнее влияние, но и не идет ему навстречу. Она достаточно послушно изменяется под воздействием извне. В настоящее время, в силу пассивного восприятия западного влияния, в регионе сосуществуют традиционные и европейские (привнесенные колониализмом) структуры. Лидер цивилизации - Индия.
Исламская цивилизация возникла позже других - в VII веке н.э. Системообразующей идеологией для неё является ислам - религия, требующая безоговорочного подчинения правоверных воле аллаха и своим духовным лидерам, призванным заботиться о небесных и земных интересах мусульман. К этой цивилизации относятся азиатские и североафриканские страны, такие как Турция, Иран, Афганистан, Пакистан, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Египет, Тунис, Марокко и др.
Государство в странах мусульманской цивилизации сильное и сливается с обществом. В идеале духовный лидер и верховный правитель представлены одним лицом. Общество, организованное на принципах ислама и следующее законам шариата, представляет собой религиозную общину. Личность подавляется государством и обществом, вся жизнь жестко регламентирована. Идеи равенства и справедливости присутствуют в общественном сознании: все равны перед Аллахом; духовные лидеры обеспечивают справедливость. Но все это только для мусульман.
Это наиболее консервативная и идеологизированная среди восточных цивилизаций. Отторгая внешнее влияние, она стремится противопоставить западным принципам организации жизни свой, «исламский» путь развития. Лидерство в мусульманском мире первоначально принадлежало арабам, затем Османской турецкой империи. В настоящее время наиболее экономически развитым государством является Турция, а наивысший жизненный уровень демонстрируют страны - производители нефти.
Западный тип развития зародился в 8 веке до н. э. на территории Греции. К западному типу развития относится одна единственная цивилизация, западная или европейская. Она сложилась на территории Западной Европы, а затем была привнесена на другие континенты массами эмигран- тов-европейцев, которые вытеснили коренное население с привычных мест обитания. К этой цивилизации в настоящее время относятся европейские страны - Англия, Франция, Германия, Дания, Норвегия, Швеция, Голландия, Бельгия и др.; государства Северной Америки - США и Канада; Австралия, Новая Зеландия и одно африканское государство - ЮАР. Сущность данного типа развития в быстром, в целом линейном развитии.
Основополагающим принципом организации жизни является индивидуализм. Считается, что интересы личности выше интересов общества и государства. Человек имеет право отстаивать эти интересы, защищать себя от государства и притязаний других людей или организаций. На всем протяжении истории данной цивилизации частная собственность на средства производства играет крайне существенную роль, создавая ограничительные барьеры для политической власти, поскольку собственность обеспечивает экономическую независимость. Соответственно государство вынуждено вести с обществом диалог, и нормой является наличие демократических институтов и процедур. Европейское государство нигде и никогда не имело столь самодовлеющего характера как на Востоке и, как правило, было подконтрольно, если и не всему обществу, то тем или иным его классам или социальным слоям.
Гармония со средой обитания ценности не имеет. Человек активно преобразует и покоряет природу, полагая, что существующий мир во всех отношениях не совершенен и нуждается в улучшении.
Конкретная идеологическая система, придающая целостность западной цивилизации, на протяжении ее истории менялась (олимпийская языческая религия и античная философия; католичество; протестантизм и реформированный католицизм), сохраняя общие черты: идею превосходства европейцев (и всех общественных и государственных институтов, религии, культуры и системы ценностей) над остальным человечеством - отсюда обоснование внешней экспансии как несущей прогресс неевропейским народам; представление о том, что главным в человеческой жизни является материальный успех (богатство), ставшее главенствующим с XV-XVI вв.; особая роль идеологии в жизни человека и общества - считается, что личность свободна по отношению к идеологическим и религиозным доктринам. Существование официальной идеологии в любой форме отрицается, хотя так было и не всегда.
На данный момент запад лидирует в мире, тем не менее, многие историки и социологи полагают, что в настоящее время эта исключительно динамичная цивилизация переживает кризис. Непосредственный контроль стран европейской цивилизации над миром во второй половине ХХ века также ослабел, что связано с распадом мировой колониальной системы.
В качестве лидеров цивилизации сменяли друг друга Древняя Греция и Рим, Голландия, Англия. Теперь эта роль принадлежит США.
Смешанный тип развития сформировался позже других в результате взаимодействия государств и народов, относящихся к рассмотренным выше типам. В процессе «наложения» друг на друга различных принципов организации жизни и способов восприятия мира в ряде регионов образовались качественно новые цивилизации, часто называемые пограничными.
Основные черты смешанного типа исторического развития: система хозяйства основана как на различных формах общественной собственности (общинная, родовая, государственная), так и на частной собственности на средства производства; политическое устройство характеризуется сочетанием деспотизма и системы представительства. Государство нестабильно: характеризуется неустойчивостью и слабостью, или является сильным, но периодически распадается; религиозные системы, условия жизни и особенности исторического развития формируют такую систему ценностей, в которой значимость материального и идеального примерно уравновешены, а богатство не является главной целью земной жизни.
В целом можно дать следующую периодизацию всемирной истории.
1. Первобытное общество (40 тыс. лет назад - 4-3 тыс. до н. э.) Развитие осуществлялось в рамках одного единственного исторического типа - развития в рамках годового цикла.
2. Древний мир (4-3 тыс. до н.э. - V век н.э.). В это время сформировались основные типы исторического развития: восточный и западный, началось формирование древнейшей цивилизации смешанного типа - православной - в лице Византии. В начале периода наиболее развитыми были восточные общества, примерно с VI века до н.э. лидерство стало переходить к западному типу, так как относящиеся к нему общества (Древние Греция и Рим) имели значительно более быстрые темпы исторического развития. Это время первой волны масштабной западной экспансии и образования в неевропейской зоне западных (античных) структур.
3. Средние века (V - XV века.). Период кризиса Запада и лидерства Востока. В результате арабских, монгольских, османских завоеваний сфера распространения западного типа развития резко сократилась, европейские структуры в восточных обществах исчезли. Молодые восточные цивилизации успешно развивались и обогнали по уровню развития Европу. Это время расцвета, упадка и исчезновения Византии, время формирования современной православной цивилизации и ее заметных успехов.
4. Новое время (XVI в. - 50-е годы XX века). Период, когда освободившаяся от восточного влияния Европа расширила зону западного типа развития и успешно осуществила вторую волну масштабной западной экспансии, принявшей в полном смысле слова общемировой характер. На Востоке вновь возникли европейские структуры, на этот раз значительно глубже трансформировавшие традиционное восточное общество. Образовались новая цивилизация смешанного типа - латиноамериканская, шло формирование центрально-африканской цивилизации.
5. Новейшее время (с 60 - х годов XX века). Сохраняется лидерство западной цивилизации в условиях как дальнейших ее успехов, так и нарастающего кризиса. Территория, непосредственно контролируемая западной цивилизацией, сокращается: распалась мировая колониальная система, успешно развиваются восточные общества и Латинская Америка, что объективно ведет к падению роли Запада в мире. Запад вновь испытывает влияние Востока, поскольку современное постиндустриальное общество имеет некоторые восточные черты. Незападные общества имеют колоссальный нереализованный потенциал, который может и должен быть востребован в процессе поступательного развития земной цивилизации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ

Тестовая база учебной дисциплины

«История”

МОСКВА 2012

Составители: к.и.н., доцент Беспятова Е.Б. к.и.н., доцент Гусарова М.Н.

Тестовая база охватывает все разделы учебного базового курса «История». Рекомендована для проведения промежуточного и итогового тестирования знаний студентов.

Тестовая база по учебному курсу «Отечественная история» для студентов технических специальностей /Московский государственный университет приборостроения и информатики; Сост.: Беспятова Е.Б., Гусарова М.Н. М., 2012, 133 с.


Тема 1. Закономерности и основные этапы исторического развития. 4

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья. 10

Тема 3. Образование Российского централизованного государства. Становление самодержавия 27

Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства. 40

Тема 5. Век просвещения. Российская империя в ХVIII веке. 47

ТЕМА 6.Российская империя на пути к индустриальному обществу. Особенности промышленного переворота в России. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX в. 60

Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века. 73

Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. 81

Тема 9. Советская Россия: модели социалистического строительства. 90

Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века. 99

Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и её влияние на ход общественного развития. 113


Тема 1. Закономерности и основные этапы исторического развития

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, мировоззренческая и воспитательная. Источники изучения истории. Методы и методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.

Единство и многообразие всемирно-исторического процесса. Подходы к изучению истории: стадиальный и цивилизационный.

Исторический процесс и проблема выбора путей развития. Человек и история. Единство и многообразие человечества. Проблема типологии истории. Цивилизация как целостная общественная система. Крупнейшие мировые цивилизации. Типы исторического развития и их характеристика. Взаимодействие и взаимовлияние типов исторического развития. Рост взаимозависимости мира. Проблемы периодизации мировой истории. Основные этапы всемирно-исторического процесса. Типология и периодизация истории как средство выявления закономерностей развития.

Проблема места и роли России в мировой истории. Особенности пути России: географический, природно-климатический, социальный, культурно-религиозный и др. факторы. Проблема выбора пути развития. Россия - органическая часть мировой истории.

а) Полибия;

б) Тацита;

в) Геродота

2.Как называется основное историческое сочинение Геродота?

а) «История»

б) «Повествование о Пелопоннесской войне»

а) Евсевий Кесарийский (кон. Ш – нач. 1Ув.)

б) Фукидид (кон. Ув. до.н.э.)

в) Тацит (ок.55-ок.120)

4. Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением

а) познавательная предвидение будущего

б) прогностическая выявление закономерностей

исторического развития

Как можно выделить, классифицировать и описать закономерности исторического процесса, то самое, что Г.Ю.Любарским хорошо назвал «морфологией истории »? Также как всякая морфология – при по м ощи сравнительного метода . Так филогенетики выделяют последовательностей стадий, образующих ароморфные изменения организации (при переходе от диапсидных рептилий к птицам, от синапсидных – к млекопитающим), анализируя пучки параллельных линий развития, проходящих одни и те же стадии в независимых филогенетических ветвях. Этот процесс получил название маммализации териодонтов, орнитизации динозавров-зауропод (ангиоспермизации голосеменных, к примеру) и является правилом макроэволюционных изменений .

Нечто сходное (однотипное?) обнаруживается в истории. Вместо уникальных событий и неповторимых изменений в истории мы видим серии однотипных процессов развития, решающих одну и ту же проблему в нескольких разных странах, расположенных рядом и/или сходных типологически (сходных в закономерном появлении проблемы, разрешаемой данным процессом развития).

Возникающая процессуальная гомология бросается в глаза – на фоне резких культурных, языковых, цивилизационных и т.п. различий между странами, параллельно изменяющимися в разных «линиях» одного «пучка историй». Хороший пример: параллельное развитие большевистской России и меньшевистской Грузии, проходящее одни и те же этапы установления однопартийной диктатуры, вытеснения революционеров сперва специалистами потом бюрократами и пр.

Вот как описывает Теодор Шанин процесс политической трансформации в Грузии, которую лидер меньшевиков Ной Жордания считал свой социалистической революцией и отстаивал также яростно, как большевики – свою (Революция как момент истины , М.: Весь Мир, 1997).

В течение 1917 г. Жордания все яростнее атаковал политику меньшевиков в Петрограде. К сентябрю 1917 г. он потребовал положить конец правительственной коалиции с кадетами, высказался в пользу "активной борьбы" за мир и "углубление Революции", как единственной возможности ответить на большевистский вызов.

Когда пришли известия еще об одной революции, власти Закавказья отказались признать новый большевистский режим и создали свое собственное правительство - Закавказский Комиссариат и Парламент , с целью удерживать контроль "до тех пор, пока Конституционное Собрание не получит полную власть над всей Россией". Комиссариат и Советский Региональный Центр столкнулись с серией расколов и множеством конфликтующих меж собой сил.

В ходе новых выборов в Советы солдатских депутатов большевики и левые эсеры получили незначительное большинство. Вслед за этим солдатские Советы (в которых русские составляли большинство), объявили свою поддержку правительству Ленина. Красная Гвардия Тифлиса, т.е. меньшевистская рабочая милиция, захватила тогда городской арсенал у солдат, которые его охраняли, и использовала оружие, чтобы установить контроль меньшевистских рабочих Советов и их ведущей партии над Грузией. В Баку в это время конфликт перерос в жестокие уличные бои, в ходе которых коалиция большевиков, эсеров, и армянских националистов-дашнаков нанесла поражение мусульманской милиции, образовав новый орган власти - Совет, в котором с февраля 1917 г. председательствовал Шаумян - большевик, которого Ленин назначил Чрезвычайным Комиссаром Закавказья.

В различных районах Грузии почти ежедневно возникали местные правительства. Находившаяся на турецком фронте армия возвращалась домой, и поезда, набитые солдатами, продвигались через Закавказье по направлению к России, сталкиваясь по пути с местными властями и вооруженными отрядами. Большевики попытались использовать некоторые из этих частей, чтобы установить контроль над Грузией, но этого не получилось, в первую очередь, из-за решительных действий Тифлисского Совета и его красногвардейцев .

В инциденте, который вошел в историю, вооруженные красногвардейцы были использованы в феврале 1918 г. для подавления большевистской демонстрации в Александровском парке в Тифлисе - перевернутый вариант событий, происходивших в те же дни в Петрограде.

На фоне этой борьбы за власть, расколов и раздоров, один из кошмаров грузин и армян Закавказья постепенно становился реальностью. Турецкая армия перешла в наступление, преодолевая незначительное сопротивление, которое она встречала на своем пути. По условиям Брест-Литовского мира, заключенного между правительствами России, Украины и Германии (Закавказье не было там представлено), города Карс и Батуми передавались Турции. Переговоры продолжались, но турецкая армия продвигалась все дальше. Слабые отряды грузинских добровольцев, которые собрались для защиты Батума, были легко разбиты турецкими войсками. Азербайджанские панисламистские лидеры призывали все Закавказье полностью покориться Турции. Паника и уныние усиливались в немусульманской части Закавказья.

В ситуации, когда "каждый за себя", грузинские лидеры действовали стремительней, выбирая нестандартные решения. Они призвали к немецкому посредничеству в их конфликте с Турцией. (Германия оставалась, разумеется, союзником Турции, но обе державы преследовали разные интересы). 26 мая 1918 г. была провозглашена независимость Грузии и вновь образованное грузинское правительство призвало германскую армию (которая находилась тогда на Украине) защитить страну от дальнейшего наступления турок. В следующие несколько месяцев новое правительство Грузинской республики, возглавляемое Жорданией, действовало на территории страны в присутствии немецкой армии, которая, правда, не вмешивалась в ее внутренние дела (что сильно отличалось от того, как немцы вели себя на Украине). Турецкое наступление было окончательно остановлено.

После окончания Первой мировой войны немцев сменили британские военные подразделения. Начался новый вооруженный конфликт, на этот раз между Грузинской республикой и ее британскими союзниками, с одной стороны, и русской белой армией, находящейся в Сочи, для которой независимость Грузии была скандальной изменой - с другой. Этот конфликт не был продолжительным.

В 1919 г. Британия покинула Закавказье, а белые отошли от границ Грузии, но международные отношения продолжали играть необычайно важную роль в ее существовании. Страна находилась в центре конфликтов и споров с Турцией, независимой Арменией, Азербайджаном, русской белой армией, находившейся теперь в Крыму, русской Красной Армией и множеством мелких групп. К тому же, территории, которые Грузия тогда контролировала, населяли многочисленные "меньшинства", этнические и религиозные - осетины, аджарцы, абхазцы, армяне, азербайджанцы и русские.

Внутри страны в 1918-1921 гг. происходящие изменения в политической и экономической структуре Грузии давали возможность определить кредо ее доминирующей политической партии. Жордания провозгласил аграрную реформу. Она прошла незамедлительно и сопровождалась очень слабым сопротивлением со стороны крупных землевладельцев. В результате стремительной аграрной реформы более 1 млн акров пахотной земли и 8 млн акров леса и пастбищ были национализированы. Находившиеся на этих землях 4 тыс. частных поместий были экспроприированы без компенсации. Было определено максимальное количество земли, которое может иметь одно крестьянское хозяйство - 15 десятин земли под зерновые или 7,5 - под остальные культуры. Некоторые из этих земель стали собственностью государства или региональных властей, но большая часть пашни была тут же продана в кредит безземельным или малоземельным издольщикам. Ничего не было предпринято для того, чтобы поддержать коллективные экономические элементы аграрных общин.

Правительство национализировало также рудники (кото рые обеспечивали основной экспорт страны), гидроэлектростанции, источники минеральной воды, порты и железные дороги. К 1920 г. 52% всех занятых работали на государство, 28% трудились в муниципальных или кооперативных предприятиях или организациях, и только 19% были наняты частными собственниками. Была объявлена государственная монополия на международную торговлю , направленная в частности на то, чтобы контролировать спекулятивные доходы армянских купцов. И в этом, так же как и во многих других вопросах тех дней, националистические и социалистические цели и риторика соединялись и перемешивались.

Что касается вновь образованных властей, после Февральской революции по всей Грузии появились демократические избранные земства. Контролю русского епископа над грузинской церковью был положен конец. Для того, чтобы образовать формальное представительство этнических меньшинств и удовлетворить их культурные и образовательные нужды проводились эксперименты по созданию Национального Совета, что было близко к концепции экстратерриториальной "культурной автономии " О.Бойера в Австрии. Возникали многочисленные профсоюзы и культурные ассоциации.

Политическое влияние меньшевиков удерживалось в течение всего периода независимости Грузии, как и поддержка Национального Фронта со стороны рабочих и крестьян, составлявших ядро широкого многоклассового союза "В защиту Родины", под руководством ортодоксально марксистской партии. Впоследствии даже наиболее лояльные большевики признавали факт твердой поддержки, которую оказывали грузинские рабочие меньшевикам. Интересный штрих, судя по итогам выборов, меньшевики были сильнее в сельской местности . На выборах 1919 г. (которые были также фактическим плебисцитом по поводу объявленных реформ) грузинские меньшевики получили 72% голосов в городах и 82% в деревне, завоевав 109 из 130 мест в парламенте страны. (32 депутата, отнесенные к рабочим, все без исключения назвали себя меньшевикам.)

Мощь партии Жордания на самом деле была еще большей, чем об этом можно было судить по итогам выборов. Она полностью доминировала в профсоюзах, в значительной мере - в национальной экономике и в большинстве культурных и общественных организаций страны. Помимо только что созданной грузинской армии, продолжала существовать Красная Гвардия, которую позднее переименовали в Национальную. Она в большинстве своем состояла из рабочих-меньшевиков, продолжавших работать на предприятиях, и использовалась в качестве главной вооруженной силы внутреннего контроля.

Когда оппозиция - большевики и правые , жаловались на "меньшевистскую диктатуру", они имели для этого основания, несмотря на тот факт, что правящая партия несомненно пользовалась явной поддержкой большинства населения. Ее лидеры все больше проникались ощущением собственной правоты и высокомерием. Они подавляли, часто беспощадно, оппозицию этнических и политических диссидентов. К негрузинам относились с особым подозрением. Большевикам не разрешали действовать легально на протяжении почти всего периода независимости. Все это совмещалось с парламентскими тонкостями и с некоторыми истинно демократическими процедурами.

На самом деле существовали определенно слабые места и в том процессе, который грузинские меньшевики считали революционной трансформацией их общества, проводившейся по их планам и согласно рецептам их учителей в области теории. Здесь, конечно, необходимо помнить о трудных обстоятельствах - экономическом кризисе, сопутствующем войне и потере традиционных рынков и поставщиков, давлении на границах и расстроенных финансах. Но, по крайней мере, три аспекта отражали особую политическую "линию", стратегию, принятую правящей партией: отношение к крестьянам, "национальному вопросу" и государству.

Крестьяне составляли большинство электората грузинских меньшевиков и обеспечивали стабильность их правления, но в 1918-1921 гг. в парламенте или в партийных органах едва ли можно было найти хотя бы одного социал-демократа из крестьян. Почти ничего не было сделано для того, чтобы мобилизовать крестьянство в политическом или в военном отношении.

Наоборот, приватизация земли, построенная на полном индивидуализме и определенная "сверху" без принятия и рассмотрения каких-либо коллективных и общественных проектов, вела к политической демобилизации крестьянства , как социальной силы. В 1918-1921 гг. в Грузинской республике не возникло ничего подобного Красной Гурии 1905- 1907 гг. и это имело важные последствия для дальнейшей судьбы Грузии.

Крестьянскому большинству, которое сохраняло верность революционным лидерам в 1903-1907 гг., было сказано оставаться дома, возделывать свою землю, время от времени ходить на выборы, а политику оставить классам-гегемонам "буржуазной исторической стадии". Антиправительственные выступления жителей некоторых долин (например, в Южной Осетии), связанные как с этническими конфликтами, так и с тем, как решались социальные, политические и экономические вопросы, были подавлены силой.

Что касается "национальной проблемы" как внутри-, так и межгосударственной, Жордания первоначально назвал отделение от России "главным бедствием, которое постигло нас" и позднее пытался предотвратить распад Закавказской Федерации. Тем не менее, мобилизация против внешних опасностей все в большей степени отражалась в политике ксенофобии по отношению к соседям Грузии и местным "меньшинствам". Набирал силу грузинский национализм, украшенный ортодоксальными марксистскими терминами "прогресса", "классового интереса", "необходимой стадии". Грузия все больше считала себя оборонительным валом Европы против азиатских России и Турции.

Внутри страны для этнического "умиротворения" горцев Осетии, землевладельцев Аджарии, азербайджанских горожан и т.п широко использовалась сила (то есть, прямыми словами, происходили этнические чистки – Вольф Кицес ). Продолжались этнические минивойны против Армении и русской Белой армии за территории. Район Боршало , где грузины составляли явное меньшинство по отношению к армянам и азербайджанцам, был просто оккупирован грузинской армией.

Наконец, имело место "огосударствление" революционных властей , в результате которого власть переходила от Советов к правительственным учреждениям. Существенно возросла роль профессиональных офицеров, служащих и дипломатов, в большинстве своем обученных царской бюрократией и индифферентных или даже враждебных к планам нового режима. Политическая маргинализация крестьянского большинства, национализм и "огосударствление" политической структуры Грузии все в большей степени сливались воедино и отрывали меньшевистское руководство от народной поддержки, революционного прошлого и способности урегулировать даже серьезный кризис, призвав на помощь массовые действия своих сторонников.

А такой кризис наступил. К 1920 г. большая часть Закавказья вошла в состав Советской России. В мае 1920 г. грузинские большевики подняли восстание и несколько соединений Красной Армии перешли границу, явно намереваясь установить в Грузии большевистское правление. Правительственные силы смогли отбить это наступление. Между двумя соседними государствами - одним огромным и другим небольшим, - претендующими на одно и то же марксистское наследство и представляющими его единственные выражения на территории бывшей Российской империи, был заключен мирный договор и установлены дипломатические отношения. Но период мирного сосуществования длился недолго.

В феврале 1921 г. в районе Боршало вспыхнуло новое восстание. Повстанцы организовали Революционный комитет, который призвал на помощь Красную Армию. Под командованием Жлобы, одного из наиболее известных кавалерийских командиров в годы гражданской войны, Красная Армия пересекла границу значительными силами и начала быстро продвигаться к Тифлису. Грузинская регулярная армия оказалась небоеспособной, а ее командиры - лишенными боевого духа. С их стороны не было попыток вооружить гражданских лиц. развязать упорное сопротивление на улицах главных городов, начать партизанскую войну или даже приступить к систематическому бойкоту захватчиков - словом, использовать революционный опыт и политическую лояльность населения. После двух недель, 25 мая, Тифлис был взят, и вскоре после этого был подписан документ о грузинской капитуляции.

Это не положило конец своеобразиям грузинского марксизма. Окончание периода независимости привело к конфронтации в руководстве большевистской партии и стало важной частью последней политической битвы Ленина в 1923-1924 гг. Отношение Ленина к этой войне, первой в своем роде между "ортодоксальными" марксистскими правительствами, привело к разногласию с ближайшими сторонниками, среди которых были и Троцкий, и Сталин. 29 мая 1921 г. Ленин приказал Орджоникидзе (который был послан из Москвы курировать Красную Армию и политическую жизнь Грузии) "искать приемлемого компромисса для блока с Жордания или подобными ему грузинскими меньшевиками, кои еще до восстания не были абсолютно враждебны к мысли о советском строе в Грузии на известных условиях". Далее Ленин продолжал: "Прошу помнить, что и внутренние, и международные условия Грузии требуют от русских коммунистов не применения русского шаблона, а умелого и гибкого создания своеобразной тактики ". Орджоникидзе не послушался.

Возможность ком промисса была отклонена и грузинскими большевикам, и меньшевистским правительством, которое предпочло уход в эмиграцию» (с.420-424 ).

Ещё интересный вопрос – где гомолог естественного развития Февральской революции (буде оно не было пресечено корниловским мятежом и большевизацией Советов, а большевиков удалось б в июле подавить полностью)? Думаю, это история Израиля с его полусоциалистическим устройством в одном секторе и высоким градусом религиозного национализма в другом (тот же раскол общества, что весной-летом 1917 года в России). Не зря же тогда в 1917 году США так примеривались к «демократической России» как к потенциальному союзнику на востоке Европы (каким у Франции была Малая Антанта, у Англии – балтийские лимитрофы). Израиль таким союзником стал, а Россия – на время – соскочила с крючка.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...