Сборник технологических карт по биологии. Технологические карты на уроках биологии

Технологическая карта открытого урока биологии

Тема урока: Грибы.

Цели урока: Обучающие:
раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
развивать понятия о многообразии живых организмов;
продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе;
развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ожидаемые результаты:

    Личностные:

    Метапредметные:

    Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

    Выдвигают простейшие гипотезы;

    Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

    Работают с информацией и преобразуют её;

    Находят причинно-следственные связи;

    Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

    Предметные:

    Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;

    Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;

    Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.

    Тип урока:

    По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

    По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

    По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

    Методы:

    Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

    Дополнительные:

    словесные (беседа, диалог);

    наглядные (работа с рисунками, схемами);

    практические (поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);

    дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

    Средства обучения:

    Учебник Пономарева И. Н. Биология.. 5 класс. М.: Вента-Граф, 2012;

    Дополнительный текстовый материал;

    Презентация «Грибы»;

    Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, интерактивная система голосования.

    Ход урока (см. технологическую карту).

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Грибы»

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формирование УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Перед уроком за 2 минуты до звонка звучит музыка природы и на экране природа. Звенит звонок и учитель читает стихотворение о природе под сопровождение музыки)

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На травинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, берегите!

Я неслучайно начала наш урок с этого прекрасного стихотворения. Мы должны охранять и беречь нашу природу, но для этого мы должны её изучить, чем мы и занимаемся.

Организация рабочих мест, приветствие

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Актуализация имеющихся знаний учащихся

Повторим, что мы изучали на прошедших уроках:

Какие царства живой природы мы с вами изучили?

Давайте вспомним отличительные признаки животных и растений.

Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений и животных. Ответы: в 2 колонки – растения и животные
Неограниченный рост
Питание путём всасывания воды и минеральных солей
Наличие хлоропластов
Фотосинтез. (Автотрофы).
Активное движение
Ограниченный рост
Отсутствие хлоропластов
Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы).

Сейчас мы проверим как вы сможете распознать представителей этих царств

На доске: вывешены фотографии животных и растений и грибов

Классификация фотографий, вывешенных на доске.

Учитель: посмотрите, пожалуйста, на доску. Выберите из данных изображений представителей царства животных и представителей царства растений.

(работа на интерактивной доске)

Заполняют схему на интерактивной доске: по очереди выходят к доске и расставляют варианты ответов в колонки.

Фронтальная работа с классом

Личностные : Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

У вас остались лишние организмы. Что за загадочные существа остались на нашей полянке?

Скажите ка вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О грибах)

Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о грибах? (Цель урока)

Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, питания; узнать грибы нашей области.

Вернёмся к признакам царств растений и животных

И вдруг появляется грибок. Скажите, а какие признаки из перечисленных относятся к грибу? (Интерактивная доска)
Учитель: Давайте сделаем вывод.
Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные, а какие это признаки вы сами выясните в течении урока.

Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока.

Вместе с учителем вспоминают признаки царств растений и животных.

Отвечают на вопрос учителя:
Для грибов характерны следующие признаки растений:
Неподвижность
Неограниченный рост
Питание путём всасывания воды и минеральных солей.
Для грибов характерны следующие признаки животных:
Отсутствие хлоропластов.
Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)
Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных.

Фронтальная работа с классом

Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Объяснение нового материала

Учитель: Грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. Даже теорий об их происхождении известно как минимум три. Согласно одной грибы произошли от водорослей. Другая - говорит об их происхождении от бактерий. И наконец, третья, которая пока считается основной. По этой теории животные, растения и грибы разделились между собой на уровне одной клетки, и дальнейшая эволюция каждого класс шла уже своим путем.

В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры.

Чтобы более подробно познакомиться с грибами давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 15 минут. В конце указанного времени группа должна предоставить отчет о проделанной работе. Каждая группа получаете конверт с заданием.

Физкультминутка

Работа в группах

1 группа

Внимательно прочитайте текст учебника на стр.58 и с помощью пластилина смоделируйте полянку из шляпочных грибов, указав все составляющие гриба. А затем расскажите о строении вашего гриба.

(работа с документ – камерой)

2 группа

Рассмотреть вопрос о питании грибов, используя данные учебника, Интернет. Представить все в виде презентации и рассказа. (Презентация по заранее приготовленному шаблону)

3 группа

Рассказать о грибах, встречающихся в нашей местности, используя книги о Липецкой области, Интернет. Представить все в виде брошюре и рассказа. (Брошюра по заранее приготовленному шаблону)

Каждая группа представляет свой наработанный материал перед классом. (Если презентация или брошюра, то заранее перекидывается на компьютер учителя.

По истечении 15 минут каждая группа представляет свою работу перед классом.

Как итог нашей работы давайте посмотрим видео об удивительном мире грибов (смотрим видео)

Просмотр презентации на доске

Самостоятельная работа с учебником, моделирование строения шляпочного гриба с помощью пластилина.

Групповая работа обучающихся с последующей защитой у доски

Регулятивные : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

Коммуникативные : постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

Закрепление изученного материала

Подведем итог нашего урока, проверим усвоение нами материала. Включили пульты и приступаем к выполнению заданий

Выполнить тест:
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;

г) плодовым телом.
3.
По способу питания грибы

а) автотрофы
б) гетеротрофы 4) . Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов:

а) симбиоз;

б) грибокорень;

в) грибница;

г)автотроф.

а) способны к фотосинтезу

б) питаются готовыми органическими веществами

в) поглощают пищу путём всасывания

Выполняют тест

Оценивают себя

Выполняют индивидуальные задания .

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные: логические: анализ и синтез информации.

Рефлексия

Как вы оцениваете работу вашей группы?

(Мнение учителя о работе каждой из групп.)

Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал

Я научился

Было сложно

Было легко

Мне понравилось

Не понравилось

Меня удивило

Домашнее задание

П.13.

Спасибо за урок!!!

Высказывают мнение об уроке.

Индивидуальная работа

Личностные : имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные : выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Одним из эффективных методических приемов можно считать использование технологических карт урока, которые помогают учащимся самостоятельно постигать новое, развивать логическое, критическое и даже творческое мышление. Применение таких карт наиболее результативно в малых группах или при работе в парах. Структурируя в технологических картах алгоритм мыслительной деятельности, учащиеся отрабатывают не только интеллектуальные навыки, но и навыки презентации результатов работы. Реализация технологического подхода освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, к потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать. Помогает в этом технологическая карта, преимущества которой заключаются, прежде всего, в чётко прописанных требованиям к знаниям и умениям учащихся. Технологические карты представляют собой модернизированные планы уроков. В них структурирован учебный материал, выделено главное и даются варианты познавательных заданий. В картах спланирована не только деятельность учителя, но и работа учащегося, направленная на достижение прочных знаний. Отличительные признаки технологических карт заключаются в том, что здесь сочетаются планирование педагогического результата, использование некоторого социального опыта учащихся, выделение возможной личностной значимости изучаемого для школьников. На уроках в основном используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, формы организации учебной деятельности более разнообразны. Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. На занятиях больше внимания уделяется самостоятельной работе с текстом и рисунками учебника, решению познавательных творческих задач, заданий на основе внутрипредметных и межпредметных связей, т.е. ведущей является самостоятельная работа учащихся на разных этапах урока. Широко используется работа в группах, где можно обсудить проблему, уточнить непонятное, задать вопросы. В технологических картах плотно спланирована деятельность учителя и учащихся на уроке. Учитель может отбирать по своему усмотрению задания, соответствующие уровню подготовленности и работоспособности классного коллектива, часть материала предложить для самостоятельного изучения.

Предлагаю несколько технологических карт уроков в 9 классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9 класс)

Балуева Галина Дмитриевна
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия" г.Кизел Пермского края
Краткое описание работы: Метапредметный урок, с метапредметной категорией (фундаментальным объектом)"Цвет".Предметная тема "Роль пигментов в жизни растений"(к разделу "Жизнь растений).Основной содержательной единицей деятельности служит эксперимент с помощью которого учащиеся получают предметные знания, а затем происходит перенос полученных знаний из одной области в другую:животные, человек.На протяжении всего урока происходит формирование различных УУД, что соответствует требованиям ФГОС.К технологической карте прилагаютя задания для групп.

Наука биология занимается изучением живых организмов, их структуры, функций, роста, эволюции и размножения. В российских школах биологию изучают в 5-11 классах. На нашем сайте материалы по биологии представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные […]

Технологические карты уроков биологии по ФГОС

В данном разделе сайта Конспектека представлены технологические карты уроков биологии, присланные читателями нашего портала. Все технологические карты открыты для просмотра, также вы можете скачать любой материал либо в ознакомительных целях, либо в целях подготовки собственного учебного занятия.

Технологическая карта урока биологии, как и любого другого предмета школьной программы в Российской Федерации, является современной формой представления урока в виде таблицы, которая позволяет учителям биологии эффективнее организовывать образовательный процесс, а также помогает реализовать образовательные принципы, которые были заложены во ФГОС второго поколения.

В отличие от конспекта урока биологии, технологическая карта отражает не только содержательную сторону урока, но и такие важные аспекты образовательного процесса, как методы и средства учебной деятельности, цели урока, планируемый результат, форму организации занятия. Технологическая карта становится незаменимым атрибутом профессиональной деятельности учителей, как на этапе подготовки занятия, так и при последующем анализе.

Технологическая карта по биологии
Учитель биологии: Тазмина Наталья Феликсовна
Место работы: МБОУ г. Абакана СОШ №2
Предмет: биология
Класс: 6
УМК: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. М.: Дрофа, 2013 г.
Тип урока: изучения нового материала
Методы урока: прием обучения, метод мотивации учебной деятельности, метод формирования новых умений, метод
контроля результатов обучения
Тема урока: Клетка – живая система
Цель урока: Развитие умения изучать и сравнивать строение растительной и животной клетки, определять взаимосвязь
функции и строения органоидов.

п/п
1
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Организация
начала урока
Формировать умения
готовности к началу
учебной
деятельности,
Организационный момент: Приветствие,
создание доброжелательной и рабочей
атмосферы урока, отметка отсутствующих
детей.
Приветствие
учителя,
Ученики встали,
настроились на
УУД:
Личностные,
Познавательные,
коммуникативные,
регулятивные
Личностные,
коммуникативные,
регулятивные

2
Мотивация
учебной
деятельности
работу, проверили на
столах наличие
учебника, тетради,
дневника,
письменных
принадлежностей.
Отгадывают загадку
Запись учащимися
числа, темы урока.
Формулируют цель и
задачи урока,
записывают в тетради
вопрос к уроку.
Слушают,
рассматривают
таблицы «Строение
клетки»
Регулятивные,
коммуникативные,
познавательные
организации учебного
места.
Развивать
способности
целеполагания,
определение задач
урока.
Развивать умения
формулировать
собственное мнение,
аргументировать
свою точку зрения,
слушать и оценивать
мнения других детей
Стимулировать
познавательный
интерес школьников,
подготовить к
восприятию учебного
материала
Актуализация: Ребята, для того, чтобы знать, что
мы будем сегодня изучать, нам нужно разгадать
ЗАГАДКУ:
Материи мельчайшая частица­
Меня не видит глаз,­ так я мала,
Но из меня ведь состоят тела
Растений, человека, зверя, птицы!
Отгадай кто я? (Клетка)
Ребята, давайте определим цель и задачи нашего
урока. Попробуем сформулировать и записать
вопрос по теме нашего урока, в конце занятия
мы послушаем некоторые из них и выясним,
получили ли вы ответы на них.
5 учеников читают стихотворение:
Загляни на часок
В нашу клетку – теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит –
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетке пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.

Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?
Давайте, вспомним строение клетки – ее главные
части, повторяем правила работы с
микроскопом.
Готовимся к изучению строения клетки.
Приступаем к изучению микропрепаратов
«Строение клеток лука», «Лист Камелии»,
«Эпидермиса», «Нервные клетки».
Приступаем к обсуждению. Какие части клеток
хорошо видны в световой микроскоп? Какие
части клеток не видны, почему?
Вашему вниманию будет предложен
видеофрагмент «Строение клетки»
Регулятивные,
коммуникативные,
познавательные
Регулятивные,
коммуникативные,
познавательные
Вспоминают,
называют и
показывают главные
части клетки,
повторяют правила
работы с
микроскопом.
Готовят и
настраивают
микроскопы к
работе.
Рассматривают
микропрепараты.
Обсуждают, делают
выводы.
Дети смотрят
видеофрагмент
«Строение клетки»,
после просмотра
повторяют
органоиды клеток и
отличительные
особенности
растительной и
животной клетки
3
4
Актуализация
опорных
знаний
Получение
новых знаний
Вспомнить строение
клетки, ее главные
части.
Повторить правила
работы с
микроскопом.
Продолжить
совершенствование
умения работы с
микроскопом.
Изучить строение и
функции частей
клетки – цитоплазму,
клеточную мембрану,
ядро.
Охарактеризовать
органоиды клетки –
Эндоплазматическая
сеть, рибосомы,
лизосомы,
митохондрии,
клеточный центр,
вакуоли, пластиды.
Уметь выявлять
взаимосвязь между
строением и
функциями всех
частей клеток.
Изучить способы

проникновения в
клетку различных
веществ – пиноцитоз,
фагоцитоз.
Физминутка. Упражнения: наклоны тела и головы, вращение рук. Гимнастика для глаз.
С помощью текста, рисунков учебника называем
сравнения растительной и животной клетки.
«Сравнение растительной и животной клеток».
Органоиды
5
6
Первичное
закрепления
знаний
Закрепить
полученные знания
путем выявления
сравнения
растительной и
животной клетки.
Контроль,
самоконтроль,
самопроверка
знаний
Провести первичную
диагностику
усвояемости знаний
темы урока.
Продолжить
совершенствование
умения осуществлять
контроль и
самоконтроль
1. Дополните предложения.
Внутренней средой клетки является
ЦИТОПЛАЗМА. В ней располагается ЯДРО и
многочисленные органоиды. Она СВЯЗЫВАЕТ
органоиды между собой, обеспечивает
перемещение различных веществ и является
СРЕДОЙ, в которой идут различные процессы
жизнедеятельности.
Важнейшая часть клетки – ЯДРО. В нем
Животная
клетка
+
+
+
+
+
+
+
Растительная
клетка
+
+
+
+
+
Ядро
Цитоплазма
Мембрана
ЭПС
Рибосомы
митохондрии
Лизосомы
Хлоропласты +
+
Клеточная
стенка
Для закрепления выполняем задания с
дополнениями предложения и на выявления
ошибок в предложении.
Сравнивают: находят
общее и различия.
Регулятивные,
Коммуникативные
Регулятивные,
Коммуникативные,
Познавательные.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...