SFBT - краткосрочная терапия, ориентированная на решение. Ориентированная на решение краткосрочная терапия
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение (BSFT)- возникший около 30 лет назад и активно развивавшийся подход в консультировании, терапии и социальной работе, основанный на идеях постмодернистской философии. В настоящее время идеи и методы BSFT активно используются также и в коучинге.
Наиболее известная модель этого подхода разработана в Милуокском центре краткосрочной терапии, который был основан в 1978 году Стивом де Шазером и Инсу Ким Берг.
В чем специфика?
«Мой подход воспринимается как "слишком простой" и пренебрегающий слишком многим из того, что в психотерапии считается общепринятым». Стив де Шазер
Многолетняя практика и исследовательская деятельность основателей Милуокского центра привела к кардинальному пересмотру базовых положений терапевтического контракта, задач терапии, позиции терапевта, а также принципов построения отношений «принимающий помощь — оказывающий помощь». Самыми влиятельными оказались идеи о том, что:
- обстановка сотрудничества больше подходит для поиска решений проблем. Сопротивление было признано в BSFT не полезной концепцией, так как является неотъемлемой частью отношений власти и контроля, основанных на идее одностороннего влияния терапевта на клиента;
- люди являются специалистами (экспертами) по их собственной жизни. Человеку принадлежит право определять для себя, какие изменения для него являются желательными, каких целей он хочет достичь. Роль помогающего специалиста в том, чтобы поддерживать и стимулировать процесс определения цели и построения средств ее достижения;
- необходимо фокусироваться на способностях и доступных ресурсах, а не на их отсутствии. Понимание проблем как следствия дефицитарного устройства человека (семьи) или неправильных действий порождает у клиента переживания вины и стыда, что является дополнительным препятствием на пути желательных изменений;
- способ объяснения проблем и действия, предпринимаемые для их разрешения, тесно взаимосвязаны. Не только конкретное объяснение приводит к определенным типам решений, но и конкретные решения отражают определенные типы объяснений. Изменение способа объяснения проблемы, со всей вероятностью повлечет за собой изменение способа, при помощи которого человек попытается ее разрешить, и наоборот. Объяснения различаются по степени приписывания вины и по тяжести чувства стыда. Поэтому некоторые объяснения лучше других создают благоприятную обстановку для сотрудничества и творчества;
- изменения в жизни постоянны и неизбежны. Люди не могут предотвратить изменения, поэтому в проблемной ситуации всегда есть исключения, анализ которых служит ключом к построению решения;
- различие порождает различие. Терапия призвана запустить процесс изменений, а не завершить его.
Инсу Ким Берг кратко сформулировала три правила, следуя которым, специалист способен оказывать помощь людям в решении самых разных проблем:
- не чините то, что не сломано;
- узнав, что работает, способствуйте этому еще;
- если что-то не работает, то не повторяйте это опять, а делайте что-нибудь другое.
Как будет проходить семинар?
Задачами семинара являются знакомство участников с историей создания BSFT и основными теоретическими положениями, лежащими в основе данного подхода, практическое освоение техник и приемов работы.
В качестве способа усвоения материала выбрана форма тренинговых упражнений, в которых участники семинара попробуют себя в позициях консультанта и консультируемого, что позволяет приобрести личный опыт, необходимый для успешного применения метода на практике.
Основные формы работы:
- Отработка техник BSFT в упражнениях.
- Проведение фрагментов сессий под руководством ведущего.
Особенностью семинара является построение учебного процесса в соответствии с принципами BSFT.
Михальский А. В.
Руководство по ориентированной на решение краткосрочной терапии предназначено для подготовки психотерапевтов, социальных работников и школьных психологов по данному методу. Отечественный читатель может познакомиться с одним из наиболее эффективных и ярких методов работы современного терапевта, метод распространен во многих странах мира и начинает завоевывать популярность в России. Автор, прошедший обучение у основателей подхода и использующий этот метод в работе более 15 лет, не только делится проверенными формулировками, но и рассматривает примеры из практики.
Похожие публикации
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты - отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) - могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.
В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.
Книга посвящена крайне актуальной теме - психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…
Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.
Под редакцией: Е. И. Григорьева Тамбов: Бизнес. Наука. Общество, 2012.
Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.
Гродно: Издательство Гродненского государственного университета, 2014.
Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам - исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Книга содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России – от Петра Великого до Николая II. Эти два столетия стали эпохой, когда закладывались основы могущества России. Но это же время и обусловило падение империи в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной манере хронологического изложения, включены увлекательные вставки: «Действующие лица», «Легенды и слухи» и другие.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Аистов А. В. , Леонова Л. А. ÐаÑÑнÑе Ð´Ð¾ÐºÐ»Ð°Ð´Ñ Ð»Ð°Ð±Ð¾ÑаÑоÑии колиÑеÑÑвенного анализа и моделиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñкономики. P1. ÐижегоÑодÑкий Ñилиал ÐÐУ ÐШÐ, 2010. â Р1/2010/04.
В работе проанализированы факторы выбора статуса занятости (на основе данных Российского мониторинга экономического состо-яния и здоровья населения 1994-2007 гг.). Проведенный анализ не отвергает предположение о вынужденном характере неформальной занятости. В работе также исследовалось влияние статуса неформально занятого на удовлетворенность жизнью. Показано, что неформально занятые, в среднем, более удовлетворены жизнью по сравнению с официально оформленными работниками.