Шашкевич, Маркиан Семёнович. Шашкевич маркиан семенович

Шашкевич Маркиан Семенович (псевд. - Руслан Шашкевич; Р. Ш.) (6.11.1811-7.06.1843), поэт и общественный деятель. Зачинатель новой малороссийской литературы. Родился в с. Подлисье, ныне Золочевского р-на Львовской обл. в семье священника. Окончил Львовскую духовную семинарию, был сельским священником. Возглавил литературный кружок молодежи, получивший название «Русская троица» («Руська трiйця»). Кроме Шашкевича, в него входили И. Вагилевич и Я. Головацкий. Они ставили своей задачей просвещение малороссийского народа с помощью родного языка. Литературные сборники кружка «Сын Руси» («Син Русi») и «Зоря» («Звезда») были запрещены цензурой. Шашкевич - инициатор издания альманаха «Русалка Днестровая» (1837). Защищал право на существование малороссийского народного языка, боролся против введения польского алфавита в Галиции («Азбука i abecadіo», Перемышль, 1836). В 1836 составил «Читанку» для народных малороссийских школ (изд. 1850).

Лирика, исторические поэмы, баллады Шашкевича проникнуты патриотическими мотивами, носят ярко выраженный романтический характер. Он ратовал за политическое единение малороссийских земель в составе Российской империи, призывал беречь родной язык и культуру («Руська мати нас родила», «Побратимовi»), воспевал героическое прошлое («Хмельницького обступленiе Львова», «О Наливайку», «Болеслав Кривоустий пiд Галичом в лiто 1139»). Писал басни и прозу (сказка «Олена»), переводил с польского, чешского и сербского языков. Творчество Шашкевича оказало влияние на национальное возрождение и развитие малороссийской литературы в Галиции.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Твори. Львiв. 1906; Писання. Львiв, 1912;

Твори. Киев, 1960;

Письменники Захiдної України 30-50-х рр. XIX ст. Киев, 1965;

Твори. Киев, 1973.

Здесь читайте:

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

(ныне Золочевский район , Львовская область Украина)

Маркиан Семёнович Шашкевич , псевдонимы «Руслан», «Шашкевич Руслан» (укр. Маркіян Семенович Шашкевич ; 6 ноября , (ныне с. Подлесье , (ныне Золочевского района Львовской области Украины) - 7 июня , (ныне с. Новосёлки , Бусский район Львовская область) -украинский просветитель - демократ, фольклорист, публицист и писатель, священник Украинской греко-католической церкви . Отец украинского писателя Владимира Шашкевича .

Биография

Родился в семье священника на Львовщине, входившей в то время в состав Австро-Венгрии . Учился в немецкой гимназии во Львове. В 30-е годы ХIX века во Львове был вместе с Я. Ф. Головацким создателем литературного кружка «Русская троица », имевшего славянофильско-просветительское направление. В 1838 году окончил духовную семинарию, одновременно с учёбой в ней посещал занятия во Львовском университете. Затем был священником в сёлах Львовщины. Умер от туберкулёз . Воспевал борьбу против национального и социального угнетения. Изучал народное творчество, деятельность Б.Хмельницкого и историю казачества. На родине М. С. Шашкевича, в селе Подлисье, в 1959 году был открыт посвящённый ему музей, а в 1962 году - установлен памятник.

Сочинения

  • Твори, Київ 1960
  • «Народні пісні в записах Маркіяна Шашкевича».

Напишите отзыв о статье "Шашкевич, Маркиан Семёнович"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шалата М. И. «Маркіян Шашкевич», Київ 1969
  • Гуменюк М. П., Кравченко Є.Є. «М.Шашкевич, І.Вагилевич, Я.Головацький. Библіографічний покажчик», Львів 1962.

Отрывок, характеризующий Шашкевич, Маркиан Семёнович

Наконец государь уезжает из армии, и как единственный и удобнейший предлог для его отъезда избирается мысль, что ему надо воодушевить народ в столицах для возбуждения народной войны. И эта поездка государя и Москву утрояет силы русского войска.
Государь отъезжает из армии для того, чтобы не стеснять единство власти главнокомандующего, и надеется, что будут приняты более решительные меры; но положение начальства армий еще более путается и ослабевает. Бенигсен, великий князь и рой генерал адъютантов остаются при армии с тем, чтобы следить за действиями главнокомандующего и возбуждать его к энергии, и Барклай, еще менее чувствуя себя свободным под глазами всех этих глаз государевых, делается еще осторожнее для решительных действий и избегает сражений.
Барклай стоит за осторожность. Цесаревич намекает на измену и требует генерального сражения. Любомирский, Браницкий, Влоцкий и тому подобные так раздувают весь этот шум, что Барклай, под предлогом доставления бумаг государю, отсылает поляков генерал адъютантов в Петербург и входит в открытую борьбу с Бенигсеном и великим князем.
В Смоленске, наконец, как ни не желал того Багратион, соединяются армии.
Багратион в карете подъезжает к дому, занимаемому Барклаем. Барклай надевает шарф, выходит навстречу v рапортует старшему чином Багратиону. Багратион, в борьбе великодушия, несмотря на старшинство чина, подчиняется Барклаю; но, подчинившись, еще меньше соглашается с ним. Багратион лично, по приказанию государя, доносит ему. Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради бога, пошлите меня куда нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена, так что русскому жить невозможно, и толку никакого нет. Я думал, истинно служу государю и отечеству, а на поверку выходит, что я служу Барклаю. Признаюсь, не хочу». Рой Браницких, Винцингероде и тому подобных еще больше отравляет сношения главнокомандующих, и выходит еще меньше единства. Сбираются атаковать французов перед Смоленском. Посылается генерал для осмотра позиции. Генерал этот, ненавидя Барклая, едет к приятелю, корпусному командиру, и, просидев у него день, возвращается к Барклаю и осуждает по всем пунктам будущее поле сражения, которого он не видал.
Пока происходят споры и интриги о будущем поле сражения, пока мы отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения, французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска.
Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиваются тысячи с той и с другой стороны.
Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.

Маркиан Семёнович Шашкевич (псевдоним - «Руслан», укр. Маркіян Семенович Шашкевич, польск. Marcian Szaszkewycz, нем. Markian Schaschkewitsch; 6 ноября 1811, село Подлесье, Бецирк Злочов, Округ Лемберг, Королевство Галиции и Лодомерии, Австрийская империя - 7 июня 1843, село Новосёлки, Бецирк Буск, Округ Лемберг, Королевство Галиции и Лодомерии, Австрийская империя) - галицкий будитель, поэт, фольклорист, публицист, писатель, переводчик. Греко-католический священник.

Один из основателей и идеологов «Русской троицы», литературного кружка, стоявшего у истоков русофильского и украинофильского движений в Галиции. Вместе с Яковом Головацким и Иваном Вагилевичем издал в Будапеште альманах «Русалка Днестровая», почти сразу запрещённый австрийской цензурой. За распространение во Львовской духовной семинарии русофильских и панславистских взглядов преследовался австрийскими властями. По доносу Дмитрия Мохнацкого, полагавшего, что Шашкевич напрямую связан с российским правительством, Шашкевич был изгнан из Лемберга и лишён прихода как один из «деятельных членов российской партии».

Отец поэта и публициста Владимира Шашкевича. Двоюродный брат Григория Шашкевича и ближайший друг Николая Устиановича, стоявших у истоков Галицко-Русской Матицы.

Биография

Родился в семье греко-католического священника в Королевстве Галиции и Лодомерии, входившем в состав Австрийской империи. Учился в немецкой гимназии в Лемберге.

Шашкевич поступил в 1829 году в Львовскую духовную семинарию на «казённый кошт» как сын бедного сельского священника. Одновременно он стал слушателем на отделении философии Львовского университета. В студенческие годы стал писать стихи-воззвания к галицким русинам, известные под общим заголовком «Сын Руси». Сборник «Сын Руси» был закончен не позднее 1832 года.

В 30-е годы ХIX века сблизился в Лемберге с Я. Ф. Головацким, вместе с которым создал литературный кружок «Русская троица», имевший славянофильско-просветительское направление. 4 мая 1834-го года Шашкевич отнёс в лембергскую цензуру «Зорю», однако, поскольку в Лемберге отсутствовало ведомство по печати книг на русском и украинском языках, рукопись была отослана в Вену, откуда пришёл отказ в печати, по причине противопоставления в тексте положения галицких русин в Австрийской империи их былому прошлому в эпоху Киевской Руси.

В 1836-ом году Шашкевич открыто выступил против использования греко-католической церковью латиницы вместо кириллицы. Шашкевич опубликовал в Перемышле на польском языке брошюру про русскую азбуку против инициативы Иосифа Лозинского о внедрении польской грамматики в русскую письменность Галиции. В том же году вместе с Я. Ф. Головацким и И. Вагилевичем выпускает в Будапеште в обход венской цензуры «Русалку Днестровую». Почти весь тираж был арестован австрийскими властями и не допущен к продаже. Как позднее отмечал Н. В. Гербель, в «Русалке» «по предложенію Шашкевича, принято было особое фонетическое правописаніе». С 1837-го года Шашкевич проходил как подозреваемый по делу о революционерах во Львовской духовной семинарии.

В 1838 году окончил духовную семинарию, одновременно с учёбой в ней посещал занятия во Львовском университете. Воспевал борьбу против социального угнетения славян, полагая, что русинам и полякам следует объединиться в борьбе с германизацией. Шашкевич поддержал, в частности, публикацию сборника польской поэзии Вацлава Залеского. Шашкевич изучал народное творчество: «Слово о полку Игореве», очерки и песни про Богдана Хмельницкого, былины Кирши Данилова и т.д. При написании своих трудов Шашкевич, в частности, опирался на «Историю государства российского» Николая Карамзина, по которой «создатель «Русалки Днестровой» знакомился с русской историей и русским языком». Поддерживал тесные связи с русской интеллигенцией, в частности, был лично знаком с И. И. Срезневским.

Будучи славянофилом, Шашкевич проявлял интерес ко всем славянским культурам. Ему принадлежат адаптированные для галичан переводы сербских, русских и польских народных песен, а также переводы «Краледвоской рукописи» и польской поэмы Северина Гощинского «Коневский замок». Шашкевич также намеревался подготовить перевод «Слова о полку Игореве», но не успел.

За распространение русской литературы на территории Львовской семинарии Шашкевич был изгнан из Лемберга и лишён прихода как один из «деятельных членов российской партии». Будучи сельским священником, Шашкевич остался без средств к существованию, заболел и умер от туберкулёза. В своих воспоминаниях о Шашкевиче, изданных в 1885 году, Я. Ф. Головацкий писал о нём как об одном из самых смелых и деятельных участников русского движения в Галиции пер. пол. XIX века.

Память

На родине М. С. Шашкевича, в селе Подлесье, в 1959 году был открыт посвящённый ему музей, а в 1962 году - установлен памятник.

Сочинения

  • «Сын Руси» - рукописный сборник стихов-воззваний, составленный Маркианом Шашкевичем ещё до знакомства с Яковом Головацким
  • «Зоря»
  • «Псалмы Руслановы» - рукописный сборник дум Шашкевича
  • «Русалка Днестровая»
Маркиан Семёнович Шашкевич
200px
Маркиан Шашкевич
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:
Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Маркиан Семёнович Шашкевич , псевдонимы «Руслан», «Шашкевич Руслан» (укр. Маркіян Семенович Шашкевич ; 6 ноября , (ныне с. Подлесье , (ныне Золочевского района Львовской области Украины) - 7 июня , (ныне с. Новосёлки , Бусский район Львовская область) -украинский просветитель - демократ, фольклорист, публицист и писатель, священник Украинской греко-католической церкви . Отец украинского писателя Владимира Шашкевича .

Биография

Родился в семье священника на Львовщине, входившей в то время в состав Австро-Венгрии . Учился в немецкой гимназии во Львове. В 30-е годы ХIX века во Львове был вместе с Я. Ф. Головацким создателем литературного кружка «Русская троица », имевшего славянофильско-просветительское направление. В 1838 году окончил духовную семинарию, одновременно с учёбой в ней посещал занятия во Львовском университете. Затем был священником в сёлах Львовщины. Умер от туберкулёз . Воспевал борьбу против национального и социального угнетения. Изучал народное творчество, деятельность Б.Хмельницкого и историю казачества. На родине М. С. Шашкевича, в селе Подлисье, в 1959 году был открыт посвящённый ему музей, а в 1962 году - установлен памятник.

Сочинения

  • Твори, Київ 1960
  • «Народні пісні в записах Маркіяна Шашкевича».

Напишите отзыв о статье "Шашкевич, Маркиан Семёнович"

Литература

  • Шашкевич, Маркиан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шалата М. И. «Маркіян Шашкевич», Київ 1969
  • Гуменюк М. П., Кравченко Є.Є. «М.Шашкевич, І.Вагилевич, Я.Головацький. Библіографічний покажчик», Львів 1962.

Отрывок, характеризующий Шашкевич, Маркиан Семёнович

Караффа не казался сумасшедшим, он БЫЛ им... Иначе нельзя было при-нять то, что он говорил сейчас! Это не было нормальным, и поэтому ещё больше страшило меня.
– Простите, если я что-то не так поняла, Ваше святейшество... Но разве же могут быть Ведьмы от Бога?!..
– Ну, конечно же, Изидора! – искренне поражаясь моему «невежеству», засмеялся Караффа. – Если она будет использовать своё знание и умение во имя церкви, это будет приходить к ней уже от Бога, так как она будет творить во имя Его! Неужели Вам это не понятно?..
Нет, мне не было понятно!.. И говорил это человек с совершенно больным воображением, который, к тому же, искренне верил в то, о чём говорил!.. Он был невероятно опасным в своём сумасшествии и, к тому же, имел неограниченную власть. Его фанатизм переходил все границы, и кто-то должен был его остановить.
– Если Вы знаете, как заставить нас служить церкви, почему же тогда Вы сжигаете нас?!.. – рискнула спросить я. – Ведь то, чем мы обладаем, нельзя приобрести ни за какие деньги. Почему же Вы не цените это? Почему продолжаете уничтожать нас? Если Вы хотели научиться чему-то, почему не попросите научить Вас?..
– Потому, что бесполезно пробовать изменить то, что уже мыслит, мадонна. Я не могу изменить ни Вас, ни Вам подобных... Я могу лишь испугать Вас. Или убить. Но это не даст мне того, о чём я так долго мечтал. Анна же ещё совсем мала, и её можно научить любви к Господу, не отнимая при этом её удивительный Дар. Вам же это делать бесполезно, так как, даже если Вы поклянётесь мне вере в Него – я не поверю Вам.
– И Вы будете совершенно правы, Ваше святейшество, – спокойно сказала я.
Караффа поднялся, собираясь уходить.
– Всего один вопрос, и я очень прошу Вас ответить на него... если можете. Ваша защита, она из этого же монастыря?
– Так же, как и Ваша молодость, Изидора... – улыбнулся Караффа. – Я вернусь через час.
Значит, я была права – свою странную «непробиваемую» защиту он получил именно там, в Мэтэоре!!! Но почему же тогда её не знал мой отец?! Или Караффа был там намного позже? И тут вдруг меня осенила ещё одна мысль!.. Молодость!!! Вот чего добивался, но не получил Караффа! Видимо он был наслышан о том, сколько живут и как уходят из «физической» жизни настоящие Ведьмы и Ведуны. И ему дико захотелось получить это для себя... чтобы успеть пережечь оставшуюся «непослушную» половину существующей Европы, а потом властвовать над оставшимися, изображая «святого праведника», милостиво сошедшего на «грешную» землю, чтобы спасать наши «пропащие души».
Это было правдой – мы могли жить долго. Даже слишком долго... И «ухо-дили», когда по-настоящему уставали жить, или считали, что не могли более никому помочь. Секрет долголетия передавался от родителей – к детям, потом – внукам, и так далее, пока оставался в семье хоть один исключительно одарённый ребёнок, который мог его перенять... Но давалось бессмертие не каждому потомственному Ведуну или Ведьме. Оно требовало особых качеств, которых, к сожалению, удостаивались не все одарённые потомки. Это зависело от силы духа, чистоты сердца, «подвижности» тела, и самое главное – от высоты уровня их души... ну и многого ещё другого. И я думаю, это было правильно. Потому что тем, кто жаждал научиться всему, что умели мы – настоящие Ведуны – простой человеческой жизни на это, к сожалению, не хватало. Ну, а тем, которые не хотели знать так много – длинная жизнь и не была нужна. Поэтому такой жёсткий отбор, думаю, являлся абсолютно правильным. И Караффа хотел того же. Он считал себя достойным...

Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...