Словарный запас трехлетнего ребенка. Словарный запас ребенка

Основы будущей речи формируются на первом году жизни младенца, поэтому очень важны условия, в которых он растет и учится говорить. Это сложная работа не только для самого малыша, но и для родителей. Консультанты интернет-магазина «Дочки-сыночки» порекомендуют родителям детские книжки для развития речи, игрушки для активизации мелкой моторики и электронные гаджеты, способствующие формированию словарного запаса.

Формирование активной лексики





Нет определенного возраста, в котором дети начинают говорить, все зависит от малыша, и его окружения. Большинство младенцев начинает лепетать примерно в 8-10 месяцев. Сначала такой лепет представляет собой просто повторение одинаковых слогов, поэтому первым словом становится «мама», «папа» или «баба». Такое явление называется звукоподражанием, то есть ребенок повторяет то, что чаще всего слышит от взрослых.

В полтора года дети учатся выговаривать 4-5 слов целиком и активно используют их. К двум годам словарный запас малыша увеличивается до 45-50 слов. В лексикон двухлетки входят местоимения (я, мы, ты), малыш выговаривает большую часть звуков (трудности могут возникать с сонорными и свистящими). В течение третьего года жизни дети понимают слова, обозначающие действия.

Чтобы увеличить словарный запас ребенка:

  • постоянно разговаривайте с малышом;
  • почаще читайте вслух, обращая внимание на новые слова и интересные выражения;
  • при разговоре с детьми не только говорите, но и внимательно слушайте;
  • попробуйте заинтересовать разнообразными речевыми играми, сочиняйте с ним стишки и истории;
  • просите малыша повторить свой рассказ или пересказать прочитанный, используя другие слова;
  • занимайтесь тренировкой памяти (учите стихи, считалки, незнакомые слова);
  • если возникают трудности, не стесняйтесь обращаться к логопеду.

Важно!

Как увеличить словарный запас к школе

Чтобы научить ребенка красиво говорить, нужно не только много читать, но и давать ему выговориться. Для этого с малышом следует постоянно общаться и помогать ему с усвоением новых слов. Никогда не оставляйте вопросы без ответов. Если не знаете, ищите информацию и адаптируйте ее для любознательных сына или дочки. Обсуждайте вместе с детьми просмотренные фильмы, совместные вылазки на природу, прогулки и экскурсии.

Выводы

Лексический запас каждого ребенка формируется индивидуально. На количество усвоенных слов и понятий влияет среда, методы воспитания, лексика, которой пользуются родители. Пополнить словарный запас помогут интеллектуальные игры , чтение книг , просмотр фильмов и их обсуждение. Чтобы перевести пассивную лексику в активную, давайте выговориться малышу. Стимулируйте его желание говорить содержательно, используя сложные слова.

В возрасте с 2 до 3 лет очень активно начинает расширяться словарный запас ребенка. К трем годам словарный запас составляет примерно 700-1000 слов. Благодаря такому большому количеству слов малыш начинает активно пользоваться речью.

К трем годам он говорит фразами, использует в речи глаголы, предлоги, существительные и глаголы в множественном числе, умеет передавать свои мысли и чувства, вести беседу. В 3 года ребенок должен уметь произносить гласные А О И У Ы, и согласные Б П В Ф Д Т Г К М Н.

Какие же слова присутствуют в словарном запасе ребенка 3 лет

В основном это слова из окружающего мира ребенка.

Существительные: игрушки, части тела, посуда, мебель, одежда, обувь, продукты питания, фрукты, овощи, бытовая техника, предметы обихода, названия некоторых животных, птиц, растений, явлений природы.

Глаголы: обозначающие действия самого ребенка, действия других людей, некоторые другие действия, например, каша варится, вода льется.

Прилагательные: обозначающие некоторые признаки предметов, например цвет: красный, синий, зеленый, желтый; величину: большой, маленький, другие признаки: горячий, холодный, сладкий, горький.

Наречия: много, мало, больно, жарко, холодно.

Не лишним будет напомнить, что все дети развиваются по разному, одни вовсю говорят уже в год, а другие и к трем годам произносят лишь несколько простых слов.

В два — два с половиной года родителям стоит выяснить, каков у ребенка пассивный словарный запас, то есть, что из вышеперечисленного словаря знает малыш, знает ли он, что обозначает то или иное слово.

Как родителям понять, какие слова ребенок знает, а какие нет?

Просто в моменты бодрствования и игр попросите ребенка принести какую-нибудь игрушку или предмет или предложите произвести какое-либо действие с предметом, лучше такое, которое ребенок в повседневной жизни не выполняет. Так вы сразу узнаете, понял вас малыш или нет. Бывает, что ребенок путает некоторые слова, например, туфли и ботинки. Иногда путает слова схожие по звучанию: дудочка-удочка, булочка -улочка; или принимает словосочетание за отдельное слово, как девочка, которая просила спеть песенку про Шумелку-мышь. Выяснилось, что это песня «Шумел камыш, деревья гнулись»

Как расширить словарный запас ребенка в 3 года

Очень полезно для расширения пассивного запаса слов читать ребенку, рассматривать картинки в книжках, предметные картинки. Предлагайте ребенку найти на картинке яблоко, банан, стул, кровать, тарелку, холодильник. Для расширения словарного запаса прекрасно подойдут занятия по методике Домана .

Большое значение для развития речи имеет наличие в словаре глаголов. Если в словаре ребенка часто присутствуют 20 глаголов, то происходит значительный скачок в развитии речи. Чтобы обогатить глаголами словарь ребенка, взрослым необходимо в моменты общения постоянно описывать свои действия: помешаю кашу, вытираем ротик салфеткой, протрем пыль, польем цветок.

Если при обследовании вы выяснили, что с пониманием речи, то есть с пассивным словарем все хорошо, но активной речи нет необходимо, чтобы у ребенка появилось желание вам подражать, повторять за вами различные действия, движения, мимику. Поощряйте желание малыша протереть пыль, подмести пол, помыть посуду, состряпать пирог, выложить узор, сделать зарядку для язычка и т. д. Часто родители в стремлении сделать все быстро, буквально отбивают у малыша желание действовать, они лучше сами быстро вымоют посуду, сами оденут ребенка, накормят его. Если же у взрослых хватит терпения, то посредством этих несложных дел вы привьете ему любовь к труду, расширите его словарный запас, укрепите ваши отношения.

Следующий шаг для расширения активного словарного запаса — это развитие слуха и развитие речевого дыхания .

И конечно, с самого раннего возраста необходимо проводить с ребенком игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук . Также не забывайте об артикуляционной гимнастике . Заведите дневник и записывайте в него какие слова уже есть в словаре вашего ребенка и какие появляются вновь. Так вам легче будет контролировать развитие речи малыша.

Таблица: словарный запас в 2,5 года

Ниже – таблица слов, освоенных к 2,5 годам (выписаны только слова из активного запаса, то есть те, какими пользовались сами дети).

Слова сгруппированы по темам (или, точнее, по смысловым сферам быта – как они воспринимаются детьми – и по грамматически-смысловым сферам).

Слова трёх языков, опять-таки, разделены, чтобы легче было оценить словарный запас в каждом языке. «Интернациональные» слова обозначены как единицы того языка, в контексте которого были восприняты. Стрелочки обозначают тенденцию чаще использовать слово определённого языка.

Звукоподражательные и «инфантильные» словечки заключены в скобки. Их в таблице довольно мало.

Некоторые слова (как правило, из русского детского лексикона) сильно отличаются от «взрослых» – я записывала их так, как слышала (транскрипция НЕ научная), при этом, если произношение неочевидно, ударные гласные указаны. Если слово трудно опознать, добавляла пояснение после знака равенства.

Варианты обозначены косой чертой.

Иногда приводятся примеры полных высказываний (в квадратных скобках).

Для экономии места в «Анином» столбце приведены только те слова, которые в этом возрасте умела говорить исключительно она (то есть это лексика СВЕРХ того словарного запаса, которым в 2,5 года владел Алек).

Аниных слов в таблице помещено МЕНЬШЕ, чем она реально использовала: я в какой-то момент перестала за ней записывать, так как стало очевидно, что общий (в трёх языках) словарный запас сравним с тем, который специалисты «прогнозируют» одноязычным детям в этом возрасте.

Удивителен явный численный перевес более сложных русских слов – это, видимо, и есть одно из оправданий немецкого понятия «материнский язык». Алек, например, мог сказать больше 40 русских слов – и лишь 15 английских и 16 немецких.

Странным образом немецких слов больше, чем английских (у Алека! у Ани пропорция всё-таки обратная) – показатель «силы» языка? Сейчас с трудом верится, что освоение немецкой лексики в немецком саду шло такими стремительными темпами, что английский «отстал»; может быть, какую-то часть английских слов я пропустила мимо ушей, не опознала, не записала вовремя? Нет, вряд ли…

Продвижение в немецком, как задним числом становится ясно, пошло «по Камминзу» (James Cummins). он утверждает, что так называемая коммуникативная способность развивается во втором языке быстрее, чем в первом.

Попадает ли развитие трёхъязычного ребёнка в намеченные специалистами для одноязычных детей рамки? И если выпадает из этих рамок, то насколько серьёзны отклонения?

По таблицам видно, что наши малыши практически не «отставали» до 2-х лет.

Проблемы возникли в возрасте после двух, и большей частью у нашего сына. Так, позднее, чем можно было ожидать (после 2,5 лет), состоялось описанное многими авторами лавинообразное нарастание запаса слов…

Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины, пионеры идеи «раннего развития» в России, однажды составили схему «опережающего развития» своих детей (Никитины Б. П. и Л. А. Мы, наши дети и внуки. М.,1989.) («Нормы», которые в этой таблице приводятся, взяты, правда, из русских официальных документов середины 60-х годов.) Вот эта схема, в виде таблички и с добавлением наших успехов (в русском языке). Цифры означают возраст: количество лет.

Получается, развитие наших детей в «материнском языке» ближе к «раннему», чем к «нормальному»…

Все эти выкладки сделаны, понятно, не для того, чтобы хвастаться достижениями отпрысков. (Да не нужно нам «раннего развития»! нам вполне хватает «своевременного» – такого, что сообразно нашим возможностям и не слишком «выламывается» из «типичных» – примерных! – возрастных границ.) Сравнения предприняты с целью «самотерапии». И адресованы мамам и папам. Одержимым всевозможными тревогами, переживающим из-за речи их многоязычных малышей.

Даже сейчас (и даже в Берлине!) некоторые врачи и педагоги настоятельно советуют родителям отказаться от многоязычия, и родители слушаются советов. На детских площадках то и дело встречаются мамы, которые стесняются того, что ребёнок плохо говорит (по-русски ли, по-немецки ли). Дедушки и бабушки пытаются утешать молодых родителей: «Нашему ребёнку труднее, чем другим! он же всё-таки не с одним языком растёт!» А мамы всё сравнивают, расстраиваются, впадают в панику…

Сравнениями хочется этих мам успокоить. Вполне МОЖЕТ БЫТЬ, дети развиваются сообразно возрасту, в рамках «нормы» (по крайней мере, в одном языке!). Может статься, через несколько лет мамы вспомнят пустые треволнения с усмешкой и недоумением…

Итак, мамам надо бы прежде всего расслабиться и спокойно, по мере сил заниматься с ребёнком родной речью. Но также и наблюдать, формулировать проблемы по возможности конкретнее и «смотреть в корень».

Все эти годы мы жили со стойким ощущением «отставания» – нашего сына. Ощущение это было не вполне беспочвенным. Оно возникло, когда сын в 2 года (в детском садике) на некоторое время почти замолчал. Он «отказывался» учить новые и использовать старые слова.

Позднее ощущение «отставания» поддерживалось тем, что сын много медленнее, чем дочь, усваивал новые слова и правила.

И ещё тем, что ошибки у нашего сына держались годами.

Это были, прежде всего, многочисленные неправильности в немецком: хаос в склонении, прошедшее время сильных глаголов – нередко по образцу слабых.

Впрочем, до поры до времени немецкий нас мало волновал: заведомо «сильный язык», казалось, рано или поздно выправится «сам». (Так это или нет, можно спорить. Я в своём тогдашнем убеждении не стала бы упорствовать…)

Ошибки в английском нас тоже до некоторого времени не слишком заботили. У Д. Шеффера встречается указание на то, что английские дети и вообще начинают говорить правильно позднее, чем русские. объяснение: грамматические признаки слова в русском очень важны, вот и усваиваются быстрее.

В русской речи сына казалось досадным неправильное склонение. Со спряжением, по крайней мере с представлением о его правилах, у сына проблем не было.

Кроме того, оказалась чрезвычайно устойчивой определённая группа ошибок. Во всех трёх языках. Ошибки эти продержались особенно долго не только у Алека, но и у Ани! У Алека вообще почти не было заметно перемен к лучшему… КАТЕГОРИЯ РОДА – вот что оказалось камнем преткновения для обоих наших детей. У малышей долго вызывали большие трудности

Замена существительного правильным местоимением;

Согласование в роде местоимений и прилагательных с существительным;

Изменение глаголов прошедшего времени по родам;

– в общем, всё, связанное с родом! причём неправильности появлялись и тогда, когда наши дети рассказывали друг о друге, и даже о себе…

У наших трёхлетних близнецов парадоксы родового самосознания были особенно заметны.

Когда детям было 3+3, Анины ошибки в роде зеркально отражали Алековы: он говорил о себе в женском роде, она – в мужском. То есть дочь сообщала: «Я попи?сал», а сын жаловался: «Я упала»…

У четырёхлетних детей замечена была такая странность: если обращать внимание на форму рода, прямо спрашивать о том, как сказать, отвечали дети чаще правильно, чем неправильно. У нас начала появляться надежда на то, что ошибка, наконец, уходит из речи детей.

Лишь в 4+9 (после очередной поездки в Россию) Аня овладела правильными родовыми формами (для мужского и женского рода) и начала даже корректировать речь Алека. Венцом усвоения категории стало Анино грамматическое наблюдение в 5+8:

Аня: «Папа – как девочка!» Сказала и смеётся. Я не сразу поняла, о чём она. Потом дошло: она заметила, что «папа» склоняется как слова женского рода.

В случае Алека борьба длилась дольше и шла с переменным успехом.

Когда сыну исполнилось 5+3, иногда казалось, что он, наконец, освободился от ошибок в формах с участием рода. В 5+5 Алек, высказавшись неправильно, поправлялся… Однако в его 5+9 совершился очередной откат, все ошибки вернулись. (Результат поездки в Америку и усиления английского языка, в котором род не столь важен?)

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Из книги Наши трёхъязычные дети автора Мадден Елена

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

4.4. Взрослость – синтез уникального само-бытия, человека (32,0 года – 42,0 года) Закономерности развития взрослого человека Взрослость характеризуется психологами как годы «пик», как оптимум для профессиональных и интеллектуальных достижений, как период интеграции

Из книги автора

Словарный запас Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому, разговаривая с малышом, следите за своей речью, избегайте жаргонных, вульгарных слов. Почаще употребляйте синонимы используемых вами слов.Звуки, издаваемые

Из книги автора

Таблица: вхождение в язык(и) Большинство терминов ниже в таблице интуитивно понятны. Пояснять приходится немногие.Модулированный лепет – комбинации звуков, к которым добавляются разнообразные интонации. Вокабулы (в лексиконе зарубежных исследователей) – звуки,

Из книги автора

Создайте молочный запас Некоторые дети или отказываются пить искусственные смеси, или имеют аллергию ко всем предлагаемым производителями смесям, и потому могут расти только на вашем молоке. Чтобы не оказаться с пустыми руками, вам потребуется сцедить и убрать на

Некоторые специалисты утверждают, что к двум годам дети должны знать около тысячи слов. Все они якобы должны входить в активный словарь. Многие мамы после озвученной информации начинают беспокоиться, потому что их крохи, бывает, к такому возрасту .

Итак, разберемся, о каких номинальных правилах формирования речи у малышей от года до двух лет говорят эксперты.

1 год - 1 год 3 месяца . Словарный запас составляет 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке. Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией. Подражает различным звукам (мяукает, жужжит).

1 год 6 месяцев . Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса). Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст. Пытается связать в предложение два слова.

1 год 9 месяце в . Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» - «Мама, иди!», «Дай ляля» - «Дай куклу»). Начало фразы состоит из 2 слов. Словарный запас около 27 слов. Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает.

В этом возрасте ребенок - это «маленький попугай», который будет вторить Вам, передразнивать телевизор, машины и животных

Ближе к 2 годам использует глаголы типа: писи, ниси, ди, дай. Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа «покажи, кто сидит, кто спит». Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь? Прислушивается к словам и . Любит когда ему читают.

2 года . На этом этапе ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения: я, ты, мне, предложения строит из двух слов. В это время кроха уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. В его речи появляются прилагательные. Стечение согласных замещаются одним звуком. Пользуется словами: Да, нет, еще. Согласует предметы и действия (Машина едет, я хочу).

Помните, что необходимый словарный запас ребенка - это довольно условное понятие, ведь каждый малыш индивидуален и сам выбирает, когда он хочет начать разговаривать. Даже если карапуз молчит до 2 лет, это совсем не означает, что он не знает необходимых слов. Возможно, для активной болтовни еще не пришло время.

Например, одна , что ее дочь до 2 лет разговаривала только «на тарабарском», даже отдельных слов не произносила. Но после второго дня рождения отчетливо начала говорить, причем сразу целые фразы. «Собирались ехать на машине на дачу, хотела надеть памперс, а дочка мне четко говорит: «Мама, не надо памперс. Давай трусы». Видимо, этот момент и стал отправной точкой в развитии речи малышки.

Для того чтобы интерес к речи у ребенка не угасал, продолжайте называть каждый предмет, который присутствует в повседневном его обиходе. Чаще совершайте совместные прогулки, называя те или иные предметы. Называйте то, что больше всего интересует малыша; если он покажет на жука, скажите ему: «Жук». И пусть он повторит: «Жу...». Тогда согласитесь с ним и ответьте: «Да, это жук». Малыш почувствует, что правильно вас понял, и с большим усердием будет повторять слова, осваивая новые понятия. В этом возрасте ребенка можно назвать «маленьким попугаем». Он будет вторить не только вам, но и различным звукам. Кроха будет передразнивать животных и машины, звуки телевизора и радио.

Главное - будьте готовы, что за детской тишиной обязательно последует чрезмерная болтливость, от которой Вы еще успеете утомиться. А пока - наслаждайтесь забавными попытками крохи повторять «взрослые» слова.

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Особенности развития речи детей 3–4 лет

В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Активный и пассивный словарь

Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин). Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».

Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:

Звукопроизношение

Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

    Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;

    Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс - принц, тяй-чай;

    Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка - ложка.

Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Связная речь

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

    Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.

    Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.

    В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.

    Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.

    Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:

    Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;

    Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.

    Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;

    Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.

Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

    Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.

    Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».

    Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.

    Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).

    Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.

    Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).

В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

    Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;

    Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;

    Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;

    Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

    сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,

    умеет ли перешагивать через предметы;

    как он ловит мяч,

    умеет ли он лазать;

    сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,

    может ли застёгивать пуговицы,

    в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

    цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;

    открывать и закрывать широко рот, как птенчик;

    высунуть язык и убрать его обратно в рот;

    сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;

    поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях. Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...